ФЕДЕРАЛЬНОЕАГЕНТСТВО ПО ОБРАЗОВАНИЮ ГОСУДАРСТВЕННОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ ВЫСШЕГОПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ «СОЛИКАМСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ
ПЕДАГОГИЧЕСКИЙИНСТИТУТ»
Кафедраматематики и физики
КУРСОВАЯРАБОТА
по дисциплине«Теория и методика обучения информатике»
Обучениешкольников решению логических задач на уроках информатики с использованиеминформационно – коммуникационных технологий
Крикунова Екатерина
Владимировна
студентка 4 курса 140 группы ЕМФ
специальность – «Математика иИнформатика»
Оценка: ________________
_______________________
подпись
« » __________ 2010г.
Руководитель: к.п.н.,
старший преподаватель Рихтер Т.В.
Соликамск,2010
Содержание
Введение
Глава 1. Теоретические основыиспользования информационных технологий при обучении школьников решениюлогических задач на уроках информатики
1.1 Анализ литературы по теме«Обучение школьников решению логических задач на уроках информатики сиспользованием ИКТ»
1.2 Использование ИКТ на урокахинформатики
1.3 Особенности методов решениялогических задач
Глава 2. Методика обучения школьниковрешению логических задач на уроках информатики с использование ИКТ
2.1 Возможности использованияИКТ на уроках информатики.
2.2 Методические рекомендации поиспользованию ИКТ на уроках информатики
Заключение
Список литературы
Приложение
Введение
За последние 10 летпроизошло коренное изменение роли и места персональных компьютеров иинформационных технологий в жизни общества. Из предмета профессиональнойдеятельности достаточно узкого круга специалистов в области точных наук онипревратились в инструмент, используемый во всех отраслях современногопроизводства, в быту и общественной жизни. Владение информационнымитехнологиями ставится в современном мире в один ряд с такими качествами, какумение читать и писать. Человек, умело, эффективно владеющий технологиями иинформацией, имеет другой, новый стиль мышления, принципиально иначе подходит коценке возникшей проблемы, к организации своей деятельности.
Как показывает практика,без новых информационных технологий уже невозможно представить себе современнуюшколу. Очевидно, что в ближайшие десятилетия роль персональных компьютеровбудет возрастать и в соответствии с этим будут возрастать требования ккомпьютерной грамотности учащихся начального звена.
Появляются неограниченныевозможности для индивидуализации и дифференциации учебного процесса,переориентирование его на развитие мышления, воображения как основныхпроцессов, необходимых для успешного обучения. И наконец, обеспечиваетсяэффективная организация познавательной деятельности учащихся. Объединение вкомпьютере текстовой, графической, аудио-видеоинформации, анимации резкоповышает качество преподносимой школьникам учебной информации и успешность ихобучения.
Итак, тема исследованияданной работы — «Обучение школьников решению логических задач на урокахинформатики с использованием информационно – коммуникационных технологий»
Проблема: каковы методические условияспособствовали обучению школьников решению логических задач на уроках информатикис использованием ИКТ?
Объект исследования: процесс обучения школьников решениюлогических задач на уроках информатики с использованием ИКТ.
Предметисследования: методические условия, способствующиеобучению школьников решению логических задач на уроках информатики сиспользованием ИКТ.
Цель: разработать методические условия, направленные наобучение школьников решению логических задач на уроках информатики сиспользованием ИКТ.
Гипотеза: обучение школьников решениюлогических задач на уроках информатики с использованием ИКТ будет наиболееэффективным при условии использования следующих методических условий:
— использование интернеттехнологий;
— работа с обучающимикомпьютерными программами, используемые на уроках информатики.
Задачи:
1) Изучить ипроанализировать психолого-педагогическую и методическую учебную и специальнуюлитературу по теме исследования.
2) Рассмотретьособенности обучение школьников решению логических задач на уроках информатики.
3) Охарактеризоватьособенности использования ИКТ на уроках информатики.
4) Разработать методикииспользования информационных технологий на уроке информатики с целью обученияшкольников решению логических задач.
5) Проанализироватьполученные результаты.
Глава 1.Теоретические основы использования информационных технологий при обучениишкольников решению логических задач на уроках информатики
1.1 Анализлитературы по теме «Обучение школьников решению логических задач»
Изучение раздела Логика вкурсе информатики для информационно-технологического профиля является одним изосновополагающих, так как он неразрывно связан с такими разделами какалгоритмизация и программирование, моделирование и формализация, базы данных.Однако этот раздел — один из сложнейших в курсе информатики, не все учащиесяего усваивают и понимают, что в дальнейшем приводит к проблемам при изученииперечисленных ранее разделов [1, c. 205].
В поисках инвариантасодержания образования специалисты в области преподавания информатикиподдерживают идею построения процесса обучения, ориентированного на изучениеобщих понятий и тенденций в информатике. По мнению С.А.Бешенкова,А.А.Кузнецова, В.СЛеднева и других ведущих специалистов, значительное вниманиев образовательном процессе должно уделяться интеллектуальному развитиюучащихся, формированию у них способности к продуктивному и целесообразномуприменению ИКТ в процессе решения логических задач.
Среди множества учебныхзадач дидакты (И.Я.Лернер, В.И.Загвязинский и др.) выделяют логические задачи,направленные на развитие логического мышления, совершенствование знанияучащегося и овладение им обобщенным способом решения некоторого класса задач.Решение логических задач рассматривается как выбор и описание объекта познания,выбор и реализация последовательности определенных действий над объектом,интерпретация полученных результатов с целью пополнения, уточнения и обобщенияинформации об объекте познания. При этом логическая задача выступает в качествесредства развития интеллектуальных умений учащихся [11, c. 36].
1.2Использование ИКТ на уроках информатики
Процесс вхождения школы вмировое образовательное пространство требует совершенствование, а такжесерьёзную переориентацию компьютерно-информационной составляющей.Лавинообразный рост объёмов информации, принял характер информационного взрываво всех сферах человеческой деятельности. Информационный взрыв породилмножество проблем, важнейшей из которых является проблема обучения. Особыйинтерес представляют вопросы, связанные с автоматизацией обучения, поскольку«ручные методы» без использования технических средств давно исчерпали своивозможности [12, c. 154].
Наиболее доступной формойавтоматизации обучения является применение компьютеров, то есть использованиемашинного времени для обучения и обработки результатов контрольного опросазнаний учащихся. Всё большее использование компьютеров позволяет автоматизировать,а тем самым упростить ту сложную процедуру, которую используют и учителя присоздании методических пособий. Тем самым, представление различного рода«электронных учебников», методических пособий на компьютере имеет рядважных преимуществ. Во-первых, это автоматизация как самого процесса созданиятаковых, так и хранения данных в любой необходимой форме. Во-вторых, это работас практически неограниченным объёмом данных. Создание компьютерных технологий вобучении соседствует с изданием учебных пособий новой генерации, отвечающихпотребностям личности обучаемого. Учебные издания новой генерации призваныобеспечить единство учебного процесса и современных, инновационных научныхисследований, т.е. целесообразность использования новых информационных технологийв учебном процессе и, в частности, различного рода так называемых «электронныхучебников». Эффект от применения средств компьютерной техники в обучении можетбыть достигнут лишь тогда, когда специалист предметной области неограничивается в средствах представлениях информации, коммуникаций и работы сбазами данных и знаний [19, c. 14].
Сравнительная новизнапредмета «Информатика и ИКТ», нестабильность содержания,разнотипность технических и программных средств, недостаточная разработанностьметодики преподавания информатики вынуждают нас вновь и вновь возвращаться котбору содержания, средств и методов преподавания курса. Но при любом выборенеобходимо соблюдение некоторых общих дидактических принципов:
принцип научности;
принциппоследовательности и цикличности;
принцип сознательностиусвоения деятельности;
принцип доступностисодержания;
активность исамостоятельность;
индивидуализация иколлективность обучения;
эффективность учебнойдеятельности;
связь теории и практики;
принцип наглядности или,как еще говорится, наглядные методы содержания и деятельности.
На принципе наглядностимне хотелось бы остановиться подробнее.
Под наглядными методамиобучения понимаются такие методы, при которых усвоение учебного материаланаходится в существенной зависимости от применяемых в процессе обучениянаглядного пособия и технических средств. Наглядные методы используются вовзаимосвязи со словесными и практическими методами обучения и предназначаютсядля наглядно-чувственного ознакомления учащихся с явлениями, процессами,объекта в их натуральном виде или в символьном изображении с помощьювсевозможных рисунков, репродукций, схем и т.п. В современной школе широкоиспользуются с этой целью экранные технические средства в паре с компьютерами [22,c. 25].
Наглядные методы обученияусловно можно подразделить на две большие группы: метод иллюстраций и методдемонстраций.
Метод иллюстрацийпредполагает показ ученикам иллюстративных пособий, плакатов, таблиц, картин,карт, зарисовок на доске, плоских моделей и пр.
Метод демонстраций обычносвязан с демонстрацией приборов, опытов, технических установок, кинофильмов,видеофильмов и др.
Вообще наглядностьявляется неотъемлемой чертой преподавания информатики в силу гибкостисодержания понятия «информация»: одну и ту же информацию можнопредставить в виде множества графических образов. Например, блок-схемы (онинаглядно представляют структуру небольшого алгоритма и процесс его исполнения),таблицы исполнения, демонстрация учителем образца деятельности за компьютеромпри работе с готовой программой.
Результатучебно-воспитательного процесса во многом зависит от того, насколько онобеспечен разнообразными средствами обучения. Трудно представить себесовременного учителя, не использующего дополнительных методических пособий,кроме учебника. Довольно сложно оспорить тот факт, что наглядность в обучениизанимает далеко не последнее место [20, c. 103].
Однако дидактическийпринцип наглядности, являющийся ведущим в обучении, следует понимать несколькошире, нежели возможность зрительного восприятия. Воздействуя на органы чувств,средства наглядности обеспечивают более полное представление образа илипонятия, что способствует более прочному усвоению материала. Наглядностьспособствует развитию у учащихся эмоционально-оценочного отношения кприобретаемым знаниям. Проводя самостоятельные задания, учащиеся могутубедиться в реальности тех процессов и явлений, о которых узнают от учителя. Аэто, в свою очередь, позволяет ребенку убедиться в истинности полученныхсведений, что ведет к осознанности и прочности знаний.
Средства наглядностиповышают интерес к знаниям, позволяют облегчить процесс их усвоения,поддерживают внимание ребенка.
Сказанное выше неявляется научным открытием, однако применительно к предмету информатикинаблюдается практически полное отсутствие фабрично изготовленного наглядногоучебного оборудования. Поэтому нам приходится самостоятельно разрабатывать иизготавливать наглядный материал.
Печатные пособия широкоиспользуются в обучении. Они дешевле, проще в изготовлении, печатаются ивыполняются учителем совместно с учащимися (плакаты, карточки, схемы).
Мультимедийныепрезентации прочно вошли в школьную жизнь. Практически каждый учитель, имеющийпрактические навыки владения информационными технологиями, использует их всвоей повседневной работе. Презентация может иметь различные формы, применениекоторых зависит от знаний, подготовленности авторов, а так же предполагаемойаудитории. Наиболее эффективно использовать презентации при проведении лекции,практического занятия, лабораторной работы, самостоятельной работы,тестирования [9, c. 208].
Возможно сопровождениеурока не только путем показа хороших презентаций, но и привлечение звуковогосопровождения. Можно использовать на уроке материалы из сети Internet.
При использовании наглядностив обучении необходимо соблюдать ряд условий:
применяемая наглядностьдолжна соответствовать возрасту учащихся;
наглядность должнаиспользоваться в меру, и показывать ее следует постепенно и только всоответствующий момент урока;
наблюдение должно бытьорганизовано таким образом, чтобы все учащиеся могли хорошо видетьдемонстрируемый предмет;
необходимо четко выделятьглавное, существенное при показе иллюстраций;
детально продумыватьпояснения, даваемые в ходе демонстрации явлений;
демонстрируемая наглядностьдолжна быть точно согласована с содержанием материала;
привлекать самих учениковк нахождению желаемой информации в наглядном пособии или демонстрационномустройстве.
Активное использованиеинформационных и коммуникационных технологий в учебно-воспитательном процессеформирует новую педагогическую технологию обучения.
Наблюдения специалистовпоказали, что работа в компьютерных сетях актуализирует потребность учащихсябыть членом социальной общности. Отмечаются улучшение грамотности и развитие речидетей через телекоммуникационное общение, повышение их интереса к учебе и, какследствие, общий рост успеваемости. Внедрение новых технических средств вучебный процесс расширяет возможности наглядных методов обучения. В современныхусловиях особое внимание уделяется применению такого средства наглядности,каким является компьютер. Применение компьютеров в учебном процессе увеличиваетобъем информации, сообщаемой ученику на уроке, активизирует, по сравнению собычными уроками, организацию познавательной деятельности учащихся [26, c. 107].
Вообще компьютерный класспредоставляет множество дидактических возможностей, таких как:
подача дозированнойтекстовой информации на экраны мониторов учащихся или на экран от проектора;
постановка различныхзадач учащимся;
организация коллективноймыслительной деятельности;
демонстрация схем,чертежей и другой видеоинформации;
контроль знаний;
работа с электроннымиучебниками [33, c. 133].
1.3Особенности методов решения логических задач
Ребенок с первых днейзанятий в школе встречается с задачей. Сначала и до конца обучения в школезадача неизменно помогает ученику вырабатывать правильные понятия информатики,глубже выяснять различные стороны взаимосвязей в окружающей его жизни, даетвозможность применять изучаемые теоретические положения. В тоже время решениезадач способствует развитию логического мышления.
Роль информатики вразвитии логического мышления исключительно велика. Причина стольисключительной роли информатики в том, что это самая практическая наука из всехизучаемых в школе. В ней высокий уровень абстракции и в ней наиболееестественным способом изложения знаний является способ восхождения отабстрактного к конкретному. Кроме того, решение логических задач способноразвивать логическое мышление школьников в школьном курсе [10, c. 200].
Как обучать детейнахождению способа решения логической задачи? Этот вопрос — центральный вметодике обучению решения задач. Для ответа на него в литературе предложенонемало практических приемов, облегчающих поиск способа решения задачи. Однакотеоретические положения относительного нахождения пути решения задачи остаютсямало разработанными.
Особенности текста задачимогут определить ход мыслительного процесса при ее решении. Как сориентироватьдетей на эти особенности? Знание ответов на них составляюттеоретико-методические положения, на основе которых можно строить конкретнуюметодику обучения; они помогут определить методические приемы поиска способоврешения задачи, в том числе решения различными способами. Решение задач занимаетв информатическом образовании огромное место.
Умение решать задачиявляется одним из основных показателей уровня развития, глубины освоенияучебного материала [8, c. 85].
При сознательном усвоениизнаний учащиеся пользуются основными операциями мышления в доступном для нихвиде: анализом и синтезом, сравнением, абстрагированием и конкретизацией,обобщением; ученики делают индуктивные выводы, проводят дедуктивныерассуждения. Овладение мыслительными операциями в свою очередь помогаетучащимся успешнее усваивать новые знания.
Задания творческого ипроблемно-поискового характера предполагают высокий уровень творческойсамостоятельности учащихся. В процессе выполнения таких работ ученики открываютдля себя новые стороны изучаемого материала и наиболее полно раскрывают своиспособности по информатике; происходит не «разучивание» учебного материала, аего творческое применение [25, c. 59].
Особенности текста задачимогут определить ход мыслительного процесса при ее решении. Как сориентироватьдетей на эти особенности? Знание ответов на них составляюттеоретико-методические положения, на основе которых можно строить конкретнуюметодику обучения; они помогут определить методические приемы поиска способоврешения задачи, в том числе решения различными способами. Решение задач вобучении информатике занимает огромное место.
Но не следует забывать,что любой вид человеческой деятельности так или иначе связан с рассуждением, аразвитие познавательных способностей — одна из основных целей школьногообучения [7, c. 65].
Основной формойдеятельности ученика в обучении можно считать умственную. Умственнаядеятельность ученика на уроке должна занимать основное время. Для этого нужноорганизовать наполнение урока творческими заданиями, ориентированными наразвитие логического мышления. Далеко не каждый ученик обладает навыкамисамостоятельной деятельности при решении творческих задач. Вовлекая учеников вколлективную умственную деятельность, особенно на этапах анализа условия,выдвижения гипотезы, поиска путей решения, анализа эффективности предлагаемогорешения нужно добиться того, чтобы каждый ученик был соучастником процессарешения, проговорил решение или вслух, или про себя, а в ходе реализациигипотезы занял активную позицию. Подбор заданий нужно ориентировать на то, чтобыпри реализации решения каждый ученик смог реализовать свои возможности с учетомего уровня знаний и возможностей.
Изложение основ логики всредней школе целесообразно начинать со знакомства учащихся с предметом логики,с ее историческим развитием, а так же связи логики и математики на протяжениитысячелетий. Здесь же рекомендуется сформулировать главную задачу логики.
Классическая формальнаялогика рассматривает понятие, суждение, умозаключение как основные формымышления. Оперирование ими отражает сущность логического мышления. Механизмлогического мышления заключается в операциях логического мышления,основывающихся на четырёх законах логики: тождества, непротиворечия,исключённого третьего, достаточного основания. Неклассические формальные логикипредполагают иные формулировки основных логических законов, однако, и в рамкахэтих логических систем продолжают действовать основные логические операции. И,с точки зрения любой формальной логики «логическое мышление — это мышление,соответствующее определенным принципам (законам, правилам, предписаниям),выработка которых и составляет одну из главных задач логики» [8, c. 111].
Логическое мышление — этовид мышления, сущность которого в оперировании понятиями, суждениями,умозаключениями на основе законов логики, их сопоставлении и соотнесении сдействиями или же совокупность умственных логически достоверных действий илиопераций мышления, связанных причинно-следственными закономерностями,позволяющими согласовать наличные знания с целью описания и преобразованияобъективной действительности.
Основное внимание приподборе задач следует уделять не разработке новых, а целесообразному соединениюимеющихся методических рекомендаций для достижения поставленных целей:
Расширение кругозораучащихся, развитие памяти, внимания;
Познавательное развитиедетей — узнавание ими простых связей и зависимостей окружающего мира;
Развитие логики мышления,пространственных представлений, воображения детей;
Развитие умениясравнивать и классифицировать;
Формирование творческих,исследовательских качеств учащихся;
Формированиеоперационного стиля мышления;
Подготовка к восприятиюкомпьютерного варианта задач.
Достижение этих целейпоможет учащимся в изучении других школьных предметов.
Логика, составляющаявсего образования, значительно усиливающая его гуманитарную направленность,должна изучаться как можно раньше, начиная с начальных классов
Следующим шагом изученияоснов логики можно считать изложение материала о понятии, суждении иумозаключении. На этом этапе следует акцентировать внимание учащихся на такихаспектах как частное и общее, простое и сложное суждение на основе наблюденияприродных, физических и биологических процессов. Здесь суждения выступают какрезультаты наблюдения и переработка информации из визуальной формы в вербальную.Компьютер выступает как генератор визуального потока информации. В результатечего учащиеся должны научиться выделять простые высказывания из сложных, атакже уметь их простых суждений образовывать сложные [6, c. 56].
Хорошо развитоелогическое мышление «способных учащихся» позволяет им применять приобретённыезнания в новых условиях, решать нетиповые задачи, находить рациональные способыих решения, творчески подходить к учебной деятельности, активно, с интересомучаствовать в собственном учебном процессе.
Но процесс развитиялогического мышления предполагает не только формирование некоторого кругапонятий и специфических способов их применения, но и необходимого уровняразвития логических приёмов мышления в познавательной деятельности учащихся дляактивного добывания знаний, умения применять их в творческом преобразованиидействительности.
Способом проверки знанийучащихся могут выступать как самостоятельные работы, так и компьютерные тестыиз ЕГЭ.
При изучении логики вшкольном курсе информатики, на первый план выдвигается развитие познавательныхспособностей, так как нужно основываться на необходимости всестороннегогармонического развития личности, развития творческих умений, художественныхспособностей и эстетических качеств, а также расширения кругозора и повышенияинтереса к окружающей действительности.
Умение находить способырешения логических задач является одним из основных показателей уровняразвития, глубины освоения учебного материала [18, c. 96].
Рефлексивные мыслительныепроцессы находят свое выражение и в процессе постановки проблемы, и на этапепроигрывания гипотез, и при формулировке окончательных выводов. Особенно этоотносится к нестереотипным логическим задачам.
Не имея готовых средстврешения, учащиеся вырабатывают предварительные схемы анализа проблемы,используют различного рода гипотезы и допущения, рефлексивно осмысливаютвозникающие идеи. Можно отметить, что в задачах логического характераприсутствует дух нестандартности. Такого рода задачи часто встречаются средиолимпиадных задач.
Именно поэтомуформирование и развитие логики осуществляется в процессе решения логическихзадач. При этом можно выделить следующие способы развития логического мышленияна уроках информатики при решении задач:
Не имея готовых средстврешения, учащиеся вырабатывают предварительные схемы анализа проблемы,используют различного рода гипотезы и допущения, рефлексивно осмысливаютвозникающие идеи.
Можно отметить, что взадачах логического характера присутствует дух нестандартности. Такого родазадачи часто встречаются среди олимпиадных задач.
Именно поэтомуформирование и развитие логики осуществляется в процессе решения логическихзадач. При этом можно выделить следующие способы обучения решению логическихзадач на уроках информатики:
1) установление совместнос учащимися факта: к одному или к разным типам принадлежат задачи;
2) определение сходства иразличия в способах решения задач;
3) анализ особенностейусловий задач;
4) составление задач,принадлежащих (не принадлежащих) к одному типу.
Для разработки методикиобучения решению логических задач, способствующей формированию логическогомышления учащихся, необходимо определить критерии ее эффективности.
Поскольку формированиелогического мышления в различных методиках происходит при обучении учащихся решениюлогических задач, то очевидно, что показателем успешности любой методики должнобыть следующее:
1) качество овладенияучащимися умением решать логические задачи;
2) постановкарефлексивной задачи;
3) диалогичность вобучении (внутренняя и внешняя);
4) формированиерефлексивной позиции;
5) уровеньсформированности рефлексивной деятельности учащихся.
Первый из названныхпоказателей может быть определен в результате обычной контрольной работы,содержание которой составляют логические задачи. [4, c. 36]
Выводы попервой главе
Анализ педагогической,методической, и специальной литературы позволил сделать следующие выводы:
Использованиеинформационно-компьютерных технологий открывает для учителя новые возможности впреподавании своего предмета. Изучение любой дисциплины с использованием ИКТдает детям возможность для размышления и участия в создании элементов урока,что способствует развитию интереса школьников к предмету. Классические иинтегрированные уроки в сопровождении мультимедийных презентаций, on-lineтестов и программных продуктов позволяют учащимся углубить знания, полученныеранее, как говорится в английской пословице – “Я услышал и забыл, я увидел изапомнил”. Применение современных технологий в образовании создаетблагоприятные условия для формирования личности учащихся и отвечает запросамсовременного общества.
Роль информатики вразвитии логического мышления исключительно велика. Причина стольисключительной роли информатики в том, что это самая практическая наука из всехизучаемых в школе. В ней высокий уровень абстракции и в ней наиболееестественным способом изложения знаний является способ восхождения отабстрактного к конкретному. Кроме того, решение логических задач способноразвивать логическое мышление школьников в школьном курсе.
Изложение основ логики всредней школе целесообразно начинать со знакомства учащихся с предметом логики,с ее историческим развитием, а так же связи логики и математики на протяжениитысячелетий. Здесь же рекомендуется сформулировать главную задачу логики.
Логическое мышление — этовид мышления, сущность которого в оперировании понятиями, суждениями,умозаключениями на основе законов логики, их сопоставлении и соотнесении сдействиями или же совокупность умственных логически достоверных действий илиопераций мышления, связанных причинно-следственными закономерностями,позволяющими согласовать наличные знания с целью описания и преобразованияобъективной действительности.
Глава 2.Методика обучения школьников решению логических задач на уроках информатики сиспользование ИКТ
2.1Возможности использования ИКТ на уроках информатики
В настоящее времяпроисходит увеличение умственной нагрузки школьников на уроках информатики. Этов свою очередь заставило задуматься над тем, как поддержать у учащихся интереск изучаемому предмету и их активность на протяжении всего урока. Огромнуюпомощь в решении этого вопроса может оказать использование компьютерныхтехнологий, которые позволяют не только создать информационную обстановку,стимулирующую интерес к работе (усиливается стремление добиться успеха), но и вопределённой мере решить проблему «слабых учащихся», а также способствуютформированию способностей применять на практике полученные знания. Например, можноиспользовать электронный учебник. (См. приложение 1 )
В данном электронномучебнике имеется 8 лекций по математической логике, к каждой лекциипредставлена презентация, задачи, вопросы, глоссарий, и список литературы.
2.2Методические рекомендации по использованию ИКТ на уроках информатики
Использование информационныхи коммуникационных технологий (ИКТ) в учебном процессе является актуальнойпроблемой современного школьного образования. Сегодня необходимо, чтобы каждыйучитель по любой школьной дисциплине (ОБЖ, биологии, географии, иностранномуязыку, истории, литературе, математике, русскому языку, физике, химии, …) могподготовить и провести урок с использованием ИКТ. Такой урок нагляден,красочен, информативен, интерактивен, экономит время учителя и ученика. Онпозволяет ученику работать в своем темпе, а учителю дает возможность оперативнопроконтролировать и оценить результаты обучения.
Чтобы идти в ногу современем, учитель должен владеть основами информационных технологий, иметьпредставление о наиболее распространенной в настоящее время операционнойсистеме Windows, уметь работать в распространенных компьютерных программах, вчастности, Word, Ехсеl, Роwer Point и рядом других специализированных программ,связанных с предметной деятельностью учителя, пользоваться Интернетом, а такжеуметь использовать знание компьютеров учащимися, полученные на урокахинформационных технологий [30, c. 96].
Проблемы учителей вобласти ИКТ известны: неподготовленность педагогов по этому направлению, слабаяучебно-материальная база, необходимость разработки учебников и методических пособийдля учителей.
Для того, чтобы освоитьпрограммы, необходимые для подготовки урока, мне пришлось изучить многоспециальной литературы, затратив на это довольно много времени. Учителю не надобыть профессионалом в области компьютерной графики, видеомонтажа и т.п., емунужны базовые знания. Я сделал попытку облегчить труд учителя по подготовкесовременных уроков с применением ИКТ, обобщив свой опыт в данном методическомпособии. Надеюсь, что моя работа будет полезна для всех учителей, которыеиспользуют или собираются использовать ИКТ на своих занятиях.
Все перечисленные вработе программы для подготовки печатных раздаточных материалов, на мой взгляд,являются основными при подготовке учителем ОБЖ раздаточного материала. Владениеэтими программами значительно экономит время, затраченное на подготовку курокам, и поднимает качество применяемых на уроке материалов на более высокийуровень.
Современныеинформационные технологии позволяют полно и интересно проиллюстрироватьсодержание учебного материала с помощью компьютерных презентаций(слайд-фильмов). Мультимедийные программы помогут учителю сделать свои урокинасыщенными, яркими, запоминающимися. Один раз сделанный учебный материалпригодится Вам в последующие годы, а овладение навыками создания таких материаловподнимет Ваши профессиональные навыки на качественно новый уровень.
На современном этапесложно найти преподавателя, который бы не имел цифровую видеокамеру или (и)фотоаппарат. Яркие школьные события не оставляют учителей равнодушными ипрактически все они стремятся сохранить о них память в видеозаписях ифотографиях. Естественным является и то, что очень часто собственныевидеоматериалы и фотографии служат наглядным материалом на уроках. Ученикитакие материалы воспринимают значительно активнее; у многих вызывает удивление,что явления, о которых говорится на уроках, происходят непосредственно вокругних [30, c. 100].
Использованиеинформационных и коммуникационных технологий (ИКТ) в учебном процессеподразумевает постоянный обмен информацией с учениками, с преподавателями изсвоей школы, с коллегами из других школ. Этот обмен невозможен безиспользования цифровых носителей информации.
Информационное обществопредъявляет новые требования к системе образования. Теперь одной из её целейявляется формирование высокого уровня информационной культуры. Особая роль приэтом отводится использованию ресурсов и возможностей Интернета в педагогическойпрактике учителя. Сегодня уже не вызывает сомнения, что обучение школьниковстановится эффективнее, если учитель владеет Интернет-технологиями и используетресурсы и возможности Интернета в своей практике.
Подходы к созданиюэлектронных учебных материалов для старшей школы:
1. структура каждоготематического раздела должна быть характерна для урока в старших кассах:объяснение нового материала, первоначальное закрепление и отработка навыков,контроль усвоения;
2. теоретической частицелесообразно придать справочный характер, не перегружая информацией, выделяяосновные термины и понятия каждой темы;
3. объем учебногоматериала для тренировочных и контрольных заданий определяется с учетомсанитарно-гигиенических норм работы ученика начальных классов за компьютером;
4. отбор учебногоматериала проводится с учетом основных дидактических принципов;
5. средства управлениякомпьютерной обучающей системой по любому учебному предмету должны бытьмаксимально простыми и не отвлекающими ученика от выполнения заданий.
Разработанные с учетомэтих требований электронные учебные пособия положительно воспринимаютсяучителями и успешно используются в образовательном процессе начальной школы.
Какова же методикаприменения электронных учебных материалов при проведении урока в старшей школе?
При разработке планакаждого урока учителю рекомендуется заранее предусмотреть: применение электронныхиллюстраций, тренировочных или контрольных заданий, я также учебного материаласоответствующей тематики, включенных в предметные электронные системы обучения[30, c. 22].
Выбор учащихся,выполняющих соответствующие дидактическим целям урока индивидуальные илигрупповые задания за компьютером, производится учителем после проведенияпредварительной психолого- педагогической диагностики с учетом особенностейвосприятия информации, статуса ребенка в коллективе. Также учителям можноиспользовать результаты педагогического наблюдения.
Самое важное, чтобыученик, выполняющий индивидуальное задание на компьютере или работающий надучебной проблемой в группе, находился в комфортном состоянии и все усилиянаправлял на решение поставленной задачи.
Так, например, ребенку сприоритетной визуальной системой восприятия иногда полезнее выполнять заданияпо информатике на компьютере в то время, когда учитель проводитраспределительный диктант. Обязательно развивая их возможности, учитель можетсоздать с помощью современных технологий обучения ситуация успеха для такихшкольников и тем самым повысить мотивацию учения.
Во время такого этапа,как «устный счет» орфографическая разминка или краткое повторение изученного,рекомендуется приглашать для индивидуальной работы за компьютером учащихся,пропустивших занятия по болезни, либо тех, для которых, первая половина урокаявляется периодом продуктивной деятельности.
Эту же категориюучащихся, а так же категорию продвинутых и нуждающихся в более сложныхотносительно среднего уровня заданиях детей рекомендуется привлекать для работыза компьютером во время фронтального опроса, словарной работы, закрепленияранее пройденного материала.
Учитывая информацию опериоде продуктивной активности школьников, учитель может максимально эффективноиспользовать возможности каждого ребенка для обучения и вовремя переключить егона другой вид деятельности, используя компьютер в качестве мощногомотивационного средства.
При проведении динамичныхучебных игр, эстафет целесообразно предлагать учащимся с заниженной скоростьюмыслительных процессов выполнять аналогичное задание за компьютером. Работа всобственном скоростном режиме положительно сказывается на результате, что ведетк росту самооценки, повышает комфортность обучения таких детей.
Опираясь на знания остатусе ребенка в классе, можно оптимизировать работу за компьютером в группах,организованных по совокупности психолого-педагогических характеристик. Особыйэффект дает такая форма работы при решении проблемных задач на урокахматематики, заданий исследовательского характера на уроках природоведения.
Школьникам, выполняющимобщие для всех задания быстро и качественно, можно предложить компьютерныйтренажер повышенной сложности или задание пропедевтического характера,выполнение которого позволит им участвовать в объяснении нового материала своимодноклассникам [28, c. 56].
Особое значение имеетработа за компьютером для детей, часто пропускающих занятия по болезни. Помочьтаким учащимся можно, привлекая их для знакомства с основными моментами изучаемогоматериала, кратко и структурировано изложенного в компьютерных обучающихпрограммах, во время проведения устного счета, орфографической разминки,фронтального опроса или повторения изученного. Для этой категории учащихся, атакже для отстающих учеников можно рекомендовать проведение компьютерноготестирования вместо традиционной контрольной работы по изученной теме.
На уроках закрепления иобобщения полученных знаний можно использовать компьютер для организациипромежуточного контроля, трудновыполнимого при традиционном преподавании вначальной школе.
Достаточно широкоераспространение мультимедиа проекторов позволяет значительно увеличитьнаглядность за счет использование учителем в ходе урока мультимедиапрезентации. Однако для этого необходимо снабдить учителя заранееподготовленными поурочными комплектами наглядных материалов, методическисвязанными с вариантами тематического планирования [3, c. 201].
Выводы повторой главе
Анализ педагогической,методической, и специальной литературы позволил сделать следующие выводы:
Чтобы идти в ногу современем, учитель должен владеть основами информационных технологий, иметьпредставление о наиболее распространенной в настоящее время операционнойсистеме Windows, уметь работать в распространенных компьютерных программах, вчастности, Word, Ехсеl, Роwer Point и рядом других специализированных программ,связанных с предметной деятельностью учителя, пользоваться Интернетом, а такжеуметь использовать знание компьютеров учащимися, полученные на уроках информационныхтехнологий.
Современныеинформационные технологии позволяют полно и интересно проиллюстрироватьсодержание учебного материала с помощью компьютерных презентаций(слайд-фильмов). Мультимедийные программы помогут учителю сделать свои урокинасыщенными, яркими, запоминающимися.
Использованиеинформационных и коммуникационных технологий (ИКТ) в учебном процессеподразумевает постоянный обмен информацией с учениками, с преподавателями изсвоей школы, с коллегами из других школ. Этот обмен невозможен без использованияцифровых носителей информации.
Заключение
В результате проделаннойнами работы:
1) Изучили ипроанализировали психолого-педагогическую и методическую учебную и специальнуюлитературу по теме исследования.
2) Рассмотрели особенностиобучение школьников решению логических задач на уроках информатики.
3) Охарактеризовалиособенности использования ИКТ на уроках информатики.
4) Разработали методикииспользования информационных технологий на уроке информатики с целью обученияшкольников решению логических задач.
5) Проанализировалиполученные результаты.
Так же нами были полученыследующие теоретические результаты:
1) В настоящее время однаиз основных задач образования – это вхождение в современное информационноеобщество. Одновременно происходит информатизация образования — внедрение новыхинформационных технологий: на уроках используются компьютерные обучающиепрограммы, создаются компьютерные презентации силами учителей и учеников,проводится компьютерное тестирование и моделирование, поиск необходимогоматериала в Интернете. Государство вкладывает значительные ресурсы винформатизацию образования. Компьютеры имеются в достаточном количестве нетолько в кабинетах информатики, но и кабинетах других предметов. Основная цельинформатизации образовательного пространства – повышение эффективности икачества образования, формирование информационной культуры как основыинформатизации общества в целом.
2)Компьютерная революция,свершившаяся на наших глазах в течение последних десятилетий, естественно затронулаи систему народного образования. Компьютер в этой системе занял уникальноеположение. Во-первых, он сам стал объектом изучения, а с другой стороны –явился удобным техническим средством обеспечения учебного процесса. Работу скомпьютером и различными компьютерными программами изучают в школах и другихучебных заведениях. Многие учащиеся используют компьютеры как вспомогательноесредство при подготовке домашних заданий, сообщений, рефератов и других работ.
3)Компьютерная техникаочень хорошо подходит для активизации учащихся на занятиях по любому предмету.Преподаватели самых различных дисциплин все шире и шире используют компьютеры всвоей повседневной практике. Это и подготовка карточек, методическихраздаточных материалов, использование средств ИКТ в качестве наглядности приобъяснении нового материала, а так же различные способы закрепления и проверкиусвоенных знаний.
Списоклитературы
1. Беляева И.Н. Перспективы и возможности курса информатикина современном этапе [Текст]: // ИНФО, 2007.- № 4. – 254с.
2. Бешенков С.А., Гейн А.Г., Григорьев С.Г. Информатика иинформационные технологии [Текст]: Учеб. Пособие для математических факультетовпедвузов / Урал. Гос. Пед. Ун-т Екатеринбург, 2003. — 144 с.
3.Бочкин А.И. Методика преподавания информатики [Текст]:Учеб. пособие. — Мн.: Высш. шк., 2004. — 431 с.
4. Велихов Е.П. Новая информационная технология в школе[Текст]: // ИНФО, 2006.-№ 1. — 140с.
5. Громов Г.Р., Агапова О.И., Шолохович В.Ф. Компьютерныетехнологии обучения [Текст]: / Г.Р. Громов. – М: Просвещение, 2005. – 258с.
6. Гриценко В.И. Сущность информационных технологий [Текст]:/ В.И. Гриценко. – М: Просвещение, 2006.- 354c.
7. Данилов, М.А. Теоретические основы обучения и проблемывоспитания познавательной активности и самостоятельности [Текст]: / М.А. Данилов.– Казань, 2005. – 163с.
8. Дринь Б.М. Подготовка будущих учителей к преподаваниюпрофильного курса информатики в средней школе [Текст]: // Дисс. канд. пед.наук. — 2003.- 132 с.
9. Ершова Ф.П., Роберт И.В. Дидактические проблемы компьютеризации[Текст]: – М: Просвещение, 2005. – 465с.
10. Курашов, И.В. Познавательная самостоятельность учащихся впроцессе изучения новых знаний как результат организации их деятельности учителем[Текст]: / И.В. Курашов // Об условиях развития познавательной самостоятельностиактивности учащихся на уроке / Под ред. М.А. Данилова. – Казань:Таткнигиздат, 2003. – 198с.
11. Кривошеев О.А. Информационные технологии [Текст]: / О.А. Кривошеев.– М: Просвещение, 2006. – 259с.
12. Клейман Г. Возможности использования информационныхтехнологий [Текст]: / Г. Клейман. — М: Просвещение, 2006. – 398с.
13. Кузнецов А.А. Проблемы компьютеризации [Текст]: / А.А.Кузнецов. – М: Просвещение, 2005. – 217с.
14. Лихачев, Б. Т. Педагогика. Курс лекций: учебное пособиедля студентов педагогических учебных заведений и слушателей ИПК и ФПК [Текст]: /Б. Т. Лихачев. — М.: Прометей; Юрайт, 2004. — 464 с.
15. Мануйлов В.Г. Основы информационных технологий (Программаприкладного курса для VI—IX классов с экономической подготовкой) [Текст]: //ИНФО, 1995. — № 3. – 368 с.
16. Марков С.А. Информатика как базовая наука образования [Текст]:// ИНФО, 1998. — № 6. – 89 с.
17. Машбиц Е.И., Гершунский Б.С., Талызина Н.Ф. Методическиепроблемы компьютеризации [Текст]: / Е.И. Машбиц. – М: Просвещение, 2005. –456с.
18. Наумчик В. Н. Педагогический словарь [Электронный ресурс]/В. Н. Наумчик, М. А. Праздников. — М.: Вече, 2006. — 279 с.
19. Основы информатики и вычислительной техники: Проб. учеб.для 10-11 кл. сред, шк. [Текст]: / А.Г.Гейн, В.Г.Житомирский, Е.В.Линецкий идр. — 2-е изд. -М.: Просвещение, 2003. — 254 с.
20. Петунин, О. В. Формирование познавательнойсамостоятельности старших школьников в процессе углубленного изучения предметовестественнонаучного цикла: монография [Текст]: / О. В. Петунин. — Кемерово:Кузбассвузиздат, 2003. — 124 с.
21. Пейперт С. Основы использования информационных технологий[Текст]: / С. Пейперт. – М: Просвещение, 2006.- 369с.
22. Подласый, И. П. Педагогика [Текст]: / И. П. Подласый. — М.:Юрайт, 2007. — 540с.
23. Рубцова В.В., Тихомиров В.В. Психологические проблемыкомпьютеризации [Текст]: / В.В. Рубцова. – М: Просвещение, 2005. – 286с.
24. Самостоятельность. — В кн.: Психологический словарь [Текст]:- Магадан, 1996.-с. 292.
25. Сластёнин В. А. Общая педагогика. Ч. 2 [Текст]: / В. А.Сластёнин, И. Ф. Исаев, Е. Н. Шиянов. — М.: Владос, 2003. — 252 с.
26. Сергеева Т.А. Компьютерные технологии [Текст]: / Т.А.Сергеева. – М: Просвещение, 2006. – 248с.
27. Угринович Н.Д. Информатика и информационные технологии.[Текст]: /- М.: Бином, 2006. – 245 с.
28. Угринович Н.Д. Практикум по информатике и информационнымтехнологиям [Текст]: /– М.: Бином, 2002. – 56 с.
29. Фалина И.Н., Мохова М.Н. Использование методов активногообучения на уроках информатики [Текст]: //Первое сентября. Информатика. 2006. –326 с.
30. Хантер Б. Рекомендации по использованию информационныхтехнологий [Текст]: / Б. Хантер. – М: Просвещение, 2006. – 145с.
31. Щукина, Г. И. Роль деятельности в учебном процессе: книгадля учителя [Текст]: / Г. И. Щукина. – М.: Просвещение, 2005. — 144 с.
32. Ясвин, В. А. Образовательная среда [Текст]: / В. А.Ясвин. — М.: Смысл, 2001. — 365 с.
33. Шилина М.Н. Формирование познавательной самостоятельностишкольников [Текст]: / М.Н. Шилина. – М: Просвещение, 2005. — 245c.