Реферат по предмету "Педагогика"


Обучение детей с общим недоразвитием речи сравнению предметов по тяжести и сосудов по вместимости

Пензенскийгосударственный педагогический университет им. В.Г. Белинского
Курсовая работа на тему:«Обучение детей с общим недоразвитием речи сравнению предметов по тяжести исосудов по вместимости»
Пенза 2008 г.

План
Введение
1. Теоретические основыметодики формирования у детей 1–2 класса коррекционной школы представлений отяжести предметов и вместимости сосудов
1.1 Общаяпсихолого-педагогическая характеристика детей с ОНР
1.2      Общаяметодика формирования понятий вместимость сосудов и тяжесть предметов
1.3 Общая методикаформирования понятий вместимость сосудов и тяжесть предметов
2. Общая методикаформирования понятий вместимость сосудов и тяжесть предметов.Виды упражнений на формирования понятий «тяжесть предмета» и «вместимостьсосудов», методика работа над ними.
2.1 Упражнение наформирования понятия «тяжесть предмета», с учетом развития речи.
2.2 Упражнения наформирование понятия «вместимость сосуда» и сравнение небольших объёмовжидкостей и сыпучих тел, с учетом развития речи.
Заключение.
Список используемойлитературы

Введение
Дети с ОНРэто сложный контингент учащихся. Для их обучения требуется специальноорганизованная коррекционно-воспитательная работа, поэтому эти дети, какправило, учатся в специализированных вспомогательных школах.
Для того чтобкоррекционно-воспитательный процесс был эффективен, необходимо придерживатьсяпринципа комплексного воздействия. Это значит, что в работе всех педагогов испециалистов должно быть единство формирования речевых процессов, мышления ипознавательной активности. Одновременное коррекционно-воспитательноевоздействия на сенсорную, интеллектуальную аферентно-волевую сферу ребенка.
Урокиобучению математики не являются исключением, здесь так же учитывается принципкомплексного воздействия.
В связи сэтим педагог при организации своей работы должен знать что:
1) Обучаяматематике учащихся вспомогательных школ, надо учитывать, что усвоениенеобходимого материала не должно носить характера механического заучивания и тренировок.Знания, получаемые учениками, должны бытьосознанными. От предметной, наглядной основы следует переходить кформированию доступных математических понятий, вести учащихся к обобщениям и наих основе выполнять практические работы.
2) В процессе обученияматематике ставится задача применения полученныхзнаний в разнообразных меняющихся условиях. Решение этой задачи позволитпреодолеть характерную для школьников косность мышления, стереотипностьиспользования знаний. Успешность решения этой задачи во многом зависит отвыбора методов и приемов обучения, их целесообразного сочетания и правильностииспользования в учебном процессе.
3) На уроках математики врезультате взаимодействия усилий учителя иучащихся (при направляющем и организующем воздействии учителя) развиваетсяэлементарное математическое мышление учащихся, формируются и коррегируютсятакие его формы, как сравнение, анализ, синтез, развиваются способности кобобщению и Конкретизации, создаются условия для коррекции памяти; внимания идругих психических функций.
4) В процессе обученияматематике развивается речь учащихся, обогащается специфическимиматематическими терминами и выражениями их словарь. Учащиеся учатсякомментировать свою деятельность, давать полный словесный отчет о решениизадачи, выполнении арифметических действий или задания по геометрии. Все этотребует от учеников больше осознанности своей деятельности, их действияприобретают обобщенный характер, что, безусловно, имеет огромное значение длякоррекции недостатков мышления школьников.
5) Обучение математикеорганизует и дисциплинирует учащихся, способствует формированию таких чертличности, как аккуратность, настойчивость, воля, воспитывает привычку к труду,желание трудиться, умение доводить любое начатое дело до конца. На урокахматематики в процессе выполнения практических упражнений (лепка, обводка,штриховка, раскрашивание, вырезание, наклеивание, изменение, конструирование идр.) коррегируются недостатки моторики ребенка.
6) Овладение умениями счета,устных и письменных вычислений, измерений, решение арифметических задач,ориентация во времени и пространстве, распознавание геометрических фигурпозволяет учащимся более успешно решать жизненно-практические задачи.
Опираясь навсе выше сказанное можно сказать, что главной общеобразовательной задачейобучению математике являются: – добиться овладения учащимися системой доступныхматематических знаний, умений и навыков, необходимых в повседневной жизни и вбудущей профессии, так прочно, чтобы они стали достоянием учащихся на всю жизнь.
Исходя иданной задачи, считаю, что одними из наиболее важных жизненно практических навыкови умений являются умение сравнивать предмета по тяжести и по вместимости.
В связи сэтим целью данной работы является – описание методики формирования у детей сОНР представлений о тяжести предметов и вместимости сосудов.
Тогдаобъектом исследования является процесс формирования у детей с ОНР данныхматематических представлений; а виды упражнений направленных на развитиесловаря, грамотного строя речи, моторики ребёнка является предметомисследования.
Поставленнаяцель будет достигаться через решение следующих задач:
1)  Подбори изучение литературы по данной теме.
2)  Выделениеобщих вопросов методики работы по формированию указанных представлений.
3) Подборсоответствующих упражнений и описание методики работы над ними.
 

1. Теоретические основыметодики формирования у детей 1–2 класса коррекционной школы представлений отяжести предметов и вместимости сосудов
 
1.1    Общаяпсихолого-педагогическая характеристика детей с ОНР
Несмотря на различнуюприроду дефектов, у этих детей имеются типичные проявления, указывающие насистемное нарушение речевой деятельности. Одним из ведущих признаков являетсяболее позднее начало речи: первые слова появляются к 3–4, а иногда и к 5 годам.Речь аграмматична и недостаточно фонетически оформлена, малопонятна. Наиболеевыразительным показателем является отставание экспрессивной речи приотносительно благополучном, на первый взгляд, понимании речи обращенной.Наблюдается недостаточная речевая активность, которая c возрастом безспециального обучения резко падает. Однако дети достаточно критичны к своемудефекту.
Неполноценная речеваядеятельность накладывает отпечаток на формирование у детей сенсорной,интеллектуальной и аффективно-волевой сферы. Отмечается недостаточнаяустойчивость внимания, ограниченные возможности его распределения. Приотносительно сохранной смысловой, логической памяти у детей снижена вербальнаяпамять, страдает продуктивность запоминания. Они забывают сложные инструкции,элементы и последовательность заданий.
У наиболее слабых детейнизкая активность припоминания может сочетаться с ограниченными возможностямиразвития познавательной деятельности.
Связь между речевыминарушениями и другими сторонами психического развития обусловливаетспецифические особенности мышления. Обладая в целом полноценными предпосылкамидля овладения мыслительными операциями, доступными их возрасту, дети отстают вразвитии словесно-логического мышления, без специального обучения c трудом овладеваютанализом и синтезом, сравнением и обобщением.
Наряду c общей соматическойослабленностью им присуще и некоторое отставание в развитии двигательной сферы,которая характеризуется плохой координацией движений, неуверенностью ввыполнении дозированных движений, снижением скорости и ловкости выполнения.Наибольшие трудности выявляются при выполнении движений по словеснойинструкции.
Дети c общим недоразвитиемречи отстают от нормально развивающихся сверстников в воспроизведениидвигательного задания по пространственно-временным параметрам, нарушаютпоследовательность элементов действия, опускают его составные части. Например,перекатывание мяча c руки на руку, передача его c небольшого расстояния, ударыоб пол c попеременным чередованием; прыжки на правой и левой ноге, ритмическиедвижения под музыку.
Отмечается недостаточнаякоординация пальцев рук, недоразвитие мелкой моторики. Обнаруживаетсязамедленность, застревание на одной позе.
Правильная оценканеречевых процессов необходима для выявления закономерностей атипичногоразвития детей c общим недоразвитием речи и в то же время для определения ихкомпенсаторного фона.
У большинства детей с ОНРотмечается недостаточный объем словарного запаса, а так же несформированностьграмматического строя речи.
 
1.2 Общая методикаформирования словаря
Основными недостаткамисловаря детей с речевыми нарушениями являются:
1)        Бедностьсловаря. Оно проявляется в:
Ø Незнаниеназвания многих предметов и явлений;
Ø Плохоезнание частей предметов;
Ø Описательностьпредмета, в место его четкого названия;
Ø Вактивном словаре ограниченное количество глаголов, наречий, слов обозначающиепризнаки и оттенки.
2)        Неточность словаря. Она проявляется в;
Ø  Несформированностьзначений многих слов,
Ø  Сужениезначений слова,
Ø  Расширениязначения слова,
Ø  Заменыпо семантическому признаку,
Ø  Употреблениеслов в несвойственном ему значений,
3)        Пассивностьсловаря, т.е. превышение пассивного словаря над активным и трудности активизацийпассивного словаря.
Чтобы устранить названныенедостатки, работа над словарем должна охватывать следящие направления:
1) Обогащение словаря. Сюдавключают усвоение новых слов и их значений. А также усвоение новых значений ужеизвестных слов.
Обогащение словаря можетпроисходить двумя путями:
а) Путем количественногонакопления новых слов;
б) Путем практическогоусвоения различных способов словообразования.
2) Уточнение исистематизация словаря. На этом направлении происходит работа по углублениюпонимания уже известных слов, выяснения их оттенков, анализ многозначности иносказательныхвыражений и работа над связями слова.
3) Активизация словаря. Наэтом направлении ведется работа по включению как можно большого круга слов вречь самого учащегося. Это введение слов в словосочетания, в предложения,употребления слова в том или ином контексте.

1.3 Общая методикаформирования понятий вместимость сосудов и тяжесть предметов
Перед не посредственнымобучением детей чему-либо следует провести подготовительную работу. Этотподготовительный период очень важен, так как здесь педагог выявляет имеющиеся уучащихся дочисловых представлений: количественных, пространственных, временных,представления о форме предметов, величине и размерах, а так же умение считать,знание чисел и цифр, умение производить действия сложения и вычитания, решатьпростые задачи на нахождение суммы и разности. Кроме этого выявляется уровеньразвитие моторики, речь ребенка, способность ребенка принимать помощь и ориентироватьсяв окружающей среде. Принимая во внимание все это, учитель может правильноспланировать фронтальную работу с классом с учетом индивидуальных особенностейкаждого ребенка.
Первое знакомство детей спонятиями «тяжесть предмета» и «емкость сосудов» происходит в первом классе.Как видно из психолого-педагогической характеристики моторика и мускульныеощущения детей с ОНР развиты слабо. Поэтому необходимо организовывать такиеупражнения, которые позволяли бы постепенно развивать мускульные ощущениядетей. В качестве пособий могут служить предметы окружающей действительности,игрушки, брусочки, шарики, и т.д.
Учащиеся различают в началепредмет по тяжести на основе мускульных ощущений, в результате чего получаютпервоначальное понятие: тяжелый – легкий, тяжелее – легче.
Учитель, включая учащихся впредметно-практическую деятельность, постоянно подчеркивает относительность ивзаимообратность этих понятий.
Следует показать сравнениепредметов по тяжести и с помощью чашечных весов, без использования гирь, на обечашки весов кладут предметы, которые нужно сравнить по массе. Чашка весов с тяжелымпредметом опускается вниз, с легким поднимается вверх. Если предметы одинаковыпо массе, то чашки весов оказываются уравновешенными.
Школьники первого классанередко отождествляют Маасу предмета с объектом или местом, которое онозанимает в пространстве. Например, когда учащийся видит куль ваты массой 1 кг ималенькую пачку соли, то они обычно говорят, что вата тяжелее, т. к. еёмного, а соль легче, т. к. её мало. Чтобы учащиеся не смешивали массупредмета с местом, занимаемым им в пространстве, необходимо проводить большепрактических работ на сравнение тяжести разнообразных предметов, на развитиемускульных ощущений.
Также как и при формированиипонятия «тяжесть предмета», при работе над формированием понятия «ёмкостьсосудов» используются предметы окружающей ребёнка действительности. При этойработе тоже включают упражнения на развитие мелкой моторики и мускульныхощущений ребёнка. Такими упражнениями могут быть переливания и пересыпания изодной емкости в другую. На этих занятиях дети учатся измерять количество воды,песка, крупы и т.д. ложками, формочками кружками выясняют в какую ёмкостьвходит больше (меньше). Постепенно детей подводят к выводу о том, что сравнитьколичество воды, песка и т.д. «на глаз» можно только тогда когда они находятсяв одинаковых сосудах.
На протяжении всего периодапо формированию обоих понятий ведётся работа по развитию речи и обогащениюсловаря. Детей постоянно просят проговаривать те действия, которые они совершают,а так же выводы получившиеся в результат этих действий. Также дети усваиваютновые слова, такие как: тяжелее – легче, больше – меньше; а также названияразличных предметов и сосудов.
Традиционно в работе познакомству детей с величинами выделяют некоторые этапы, характеризующиесяобщностью предметных действий ребёнка, направленных на освоение понятия«величина».
Этап 1. Выделение и распознаваниесвойств и качеств предметов. Сравнение их без измерения. Массу сравниваютприкидкой на руке, ёмкость «на глаз».
Этап 2. Сравнение величины сиспользованием промежуточной мерки. Данный этап очень важен для формированияпредставлений о самой идеи измерения посредством промежуточных мер. Мера можетбыть произвольно выбрана ребенком из окружающей действительности. Для ёмкостимогут быть выбраны стакан, формочки и т.д. Для тяжести могут быть использованыгирьки, кубики одинаковой массы. Данный вид измерения тяжести осуществляется спомощью чашечных весов.
Использование этих приёмовпозволяют обогатить систему заданий на измерения величины заданиями насравнение, на уравнение, на установление разницы (на сколько больше – меньше),что является полезным не только точки зрения формирования адекватногопредставления о понятиях величина и мера величины, о и с точки зренияподготовки к обучению решению задач.
Этап 3. Знакомство с общепринятымистандартными мерами и измерительными приборами. Знакомство со стандартнымимерами величин в школе связывают с этапами изучения нумерации по концентрам:десяток, сотня, тысяча, и т.д. Поскольку большинство стандартных мер ориентированона десятичную систему счисления: 1 кг – 1000 гр, 1 л – 1000 мл.

2. Виды упражнений наформирования понятий «тяжесть предмета» и «вместимость сосудов», методикаработа над ними
 
2.1 Упражнение наформирования понятия «тяжесть предмета», с учетом развития речи
Все упражнения предлагаемыедетям, в ходе работы над формированием понятия должны быть систематизированы,идти от простого к сложному, иметь наглядно-практическую основу, должныпридерживаться тех этапов, о которых говорилось в предыдущей главе. В связи сэтим можно предложить следующие упражнения.
Фрагмент №1.
Цель: Формировать умение выделятьсвойства «тяжесть» в предметах. Сравнивать предметы по тяжести (одинаковыеформы).
Оборудование: несколько одинаковыхкубиков (коробки, брусочков, шариков и т.д.) сделанных из различных материалов(пенопласт, дерево, металл, и т.д.).
Ход работы:
Упражнение 1.
В начале работы педагогпредлагает детям два кубика резко контрастных по тяжести (пенопласт, дерево.)просит детей посмотреть детей и сказать какие они. В помощь детям могут бытьпредложены наводящие вопросы.
– Что перед вами настоле? (кубики).
– Какой формы данныепредметы?
– Из чего они сделаны?
Затем учитель предлагаеткаждому ученику потрогать поочередно кубики. Далее учитель спрашивает:
– Одинаковы ли кубики? (нет).
– Чем они отличаются? (тяжестью,весом).
– Какой кубик тяжелее,какой легче?
На данном этапе учитель учитдетей проговаривать результаты взвешивания, закрепляет правильное произношениефраз, заучиваются так называемые «речевые формулы»: «кубик из дерева тяжелее,чем кубик из пенопласта» или «кубик из пенопласта легче, чем кубик из дерева».
Далее учитель показываетдругие кубики и просит детей сравнить их между собой. Каждому ребенку даются подва различных кубика, и просят их сравнить по тяжести. Результат взвешиваниячетко проговаривается учеником.
Упражнение 2.
После того как дети усвоилипредыдущий материал, можно им предложить сравнить три кубика одновременно,называя самый тяжёлый, легче и самый лёгкий кубик. Если дети затрудняютсявыполнить это задание самостоятельно, то учитель должен показать, как надо этосделать:
1)        сначала излюбых двух кубиков находим тот, который тяжелее.
2)        Затем сэтим кубиком сравниваем третий и находим тот, который тяжелее. Это будет самыйтяжёлый кубик. Ставим его слева первым.
3)        После этогонаходим из двух оставшихся тот, который тяжелее и ставим его вторым. Тот кубиккоторый остался ставим третьим, это будет самый легкий кубик.
Упражнение 3.
Учитель предлагает детямсравнить предметы одинаковые по тяжести. Дети также оценивают эти предметыприкидкой на обеих руках, а затем делают вывод. Этот вывод закрепляется в речиребенка с помощью «речевых формул»: «этот предмет такой же тяжёлый (лёгкий) какэтот», «эти предметы одинаковые по тяжести».
После того как ученики усвоятвсе выше перечисленные упражнения, можно предложить детям следующее задание: «найдитекубик тяжелее (легче, такой же) чем у меня.
Фрагмент №2.
Цель: учить сравнивать предметыпо тяжести разной формы и объёма.
Оборудование: большая лёгкая коробка ималенькая тяжёлая, большой ком ваты и небольшой кусок пластилина, т.е. предметыбольшого объёма должны иметь меньшую массу.
Ход работы:
Упражнение 1.
Учитель предлагает детям рассмотретьпару предметов – большую и маленькую коробки. Просит назвать то, что они видят.Спрашивает «как вы думаете, какой предмет тяжелее, и почему?» Затем ученикиберут предметы в руки и взвешивают их, после чего учитель снова задает вопрос«какая коробка тяжелее та, которая больше, или та, которая меньше?»
В конце упражнения делаетсявывод, который четко проговаривается всеми учениками «эта коробка меньше, ноона тяжелее. Эта коробка больше, но она легче».
Далее детям предлагаетсясравнить самые разнообразные предметы в классе. Результаты взвешиванияобязательно проговариваются каждым ребенком.
Упражнение 2.
После того как учительнаучит детей е делать выводов о массе предмета «на глаз», а только взяв предметв руки, можно предложить такое задание: «найди предмет тяжелее (легче) чеммой».
Результаты взвешиванияпроговариваются каждым ребенком.
Фрагмент №3
Цель: Учить сравнивать предметы потяжести с помощью промежуточной мерки. Учить изменять тяжесть предметов.
Оборудование: песок (крупа, мелкие камешкиили шарики), два небольших ведерка (одинаковых), разные банки, кружка илиформочка.
Ход работы:
Упражнение 1.
В начале работы над этимупражнением учитель показывает детям, как нужно наполнять кружку крупой, т.е.до краёв, не больше и не меньше. Далее педагог просит насыпать кружкой в одноведерко больше песка, а в другое меньше. Затем задает вопросы: «Какое ведротяжелее (легче)?», «Что нужно сделать, чтобы легко ведерко стало тяжелее?», «Чтонужно сделать, чтобы тяжелое ведерко стало легче?».
Каждый ответ ученик чёткопроговаривает. Если у ученика не получается сделать это самостоятельно, тоучитель помогает. Затем ребенок выполняет сказанные им действия.
Упражнение 2.
Учитель просит кружкойнасыпать в одно ведро больше крупы, в другое меньше, и задает вопрос: «чтонужно сделать, чтобы крупы в ведерках стало одинакова. (Либо убрать крупу и тоговедерка, где много, либо добавить в то, где мало, или часть крупы пересыпать изодного ведерка в другое)»
Педагог обсуждает с детьмивсе варианты и предлагает на практике убедиться, что они подходят. Тяжестьведерок дети прикидывают на двух руках, самостоятельно определяя, где тяжелее(легче).
Упражнение 3.
Учитель предлагает подуматьдетям, как наполнить пустые ведерки (банки) так, что бы они оказалисьодинаковыми по тяжести. Если дети затрудняются сделать это самостоятельно, тотогда учитель объясняет что для этого нужно насыпать крупу па очереди в каждоеведерко, или же посчитать, сколько насыпал кружек в одно ведерко, столько женасыпать в другое.
Упражнение 4.
Педагог предлагает в однубанку насыпать больше крупы, чем в другую, а потом в третью больше чем в эту(указывает ребенку). Крупа насыпается кружечкой, сваи действия ребеноккомментирует: «сюда – одну кружку, сюда – две, будет больше и т.п.
Если дети хорошо справляютсяс этим заданием, то предлагается выполнить тоже задание, но с разными по объёмубанками, тогда ребёнок не сможет ориентироваться по уровню крупы в банке.
Фрагмент №4.
Цель: Учить сравнивать предметы потяжести. Познакомить детей с чашечными весами, научить с их помощью взвешиватьпредметы.
Оборудование: чашечные весы, предметы различнойтяжести.
Ход работы:
Упражнение 1.
Учитель приносит в классчашечные весы, дает их рассмотреть детям. Объясняет, что с их помощью можноузнать какой предмет тяжелее, а какой легче. Затем учитель предлагает детямсравнить два любых предмета, выяснить какой тяжелее, а какой легче. Далеепредлагается положить эти предметы на чаши весов, и посмотреть, что произойдёт.Делается вывод о том, что чаша с тяжелым предметом опускается в низ, а с легкимподнимается. Можно предметы поменять местами, для того, чтобы ученики убедилисьв том, что результат будет то же.
Упражнение 2.
Учитель предлагает детямсначала сравнить на руках два одинаковых по тяжести предмета, а затем взвеситьих на весах. Делается вывод о том, что когда предметы одинаковы по тяжести,носики весов находятся на одном уровне.
Все выводы полученные врезультате «опытов» четко проговариваются детьми, сначала с педагогом, а затемсамостоятельно.
 
2.2 Упражнения наформирование понятия «вместимость сосуда» и сравнение небольших объёмовжидкостей и сыпучих тел, с учетом развития речи
Фрагмент №1.
Цель: научить сравнивать жидкостии сыпучие вещества в одинаковых и разных по объёму сосудах.
Оборудование: вода или крупа, одинаковыебанки, стаканы и другие сосуды различных объёмов.
Ход работы:
Упражнение 1.
В одинаковые стаканынасыпано (налито) разное количество крупы (воды).
Учитель предлагает «на глаз»определить в каком стакане крупы больше, меньше, одинаковое количество. Педагогпомогает детям сделать вывод, указывая на уровни крупы (воды): «В этом стаканекрупы столько, а в этом вот столько». Стаканы помещают рядом.
Упражнение 2.
В одинаковых стаканахнаходится равное количество воды. Детям предлагается сделать так, что бы сталопоровну. Для этого они могут воду доливать, отливать, переливать из оногостакана в другой. (тоже самое можно проделать с крупой).
При выполнении этого заданиядетей просят проговаривать свои действия и результаты.
Упражнение 3.
Если дети хорошо справляютсяс предыдущим упражнением, им может быть предложено следующее задание: данноеколичество жидкости требуется разлить в два стакана поровну.
Это упражнение также как ипредыдущее, нельзя выполнить с первого раза, поэтому необходимо определенноетерпение, чтобы довести дело до конца. Педагог должен следить за выполнениемупражнения и в случае необходимости помочь и поддержать ученика.
После этих упражненийследует приступать к сравнению жидких и сыпучих тел в разных по объёму сосудах.
Упражнение 4.
Учитель в широкую невысокуюстеклянную банку и в высокую узкую наливает одинаковое количество воды. Ученикивидят, что уровни воды в банках не совпадают, хотя они своими глазами видели, чтоучитель выливал воду из двух одинаковых стаканов. Учитель просит сказать,почему так произошло, помогает сделать вывод: «эта бака широкая, эта узкая,поэтому вода поднялась выше».
Упражнение 5.
Разная по емкости посудазаполняется одинаковым количеством жидкости (крупа). детям предлагается указатьгде жидкости больше, меньше. Затем из все сосудов жидкость переливается водинаковые стаканы, и дети видят, что количество воды везде одинаково. Всё этодолжно детей подвести детей к убеждению, что окончательное суждение об объёмежидкости и сыпучего вещества можно вывести только тогда, когда они помещены водинаковую посуду.
Фрагмент №2.
Цель.Учить измерять количествосыпучих и жидких веществ c помощью мерки.
Упражнение 1.
Цель.Знакомить c техникойотмеривания сыпучего продукта «по край».
Оборудование. Чашечки – мерки, крупа,кастрюльки.
Способ выполнения. Используется игроваяситуация.
– Маша, Незнайка и Буратиноварили кашу (педагог выставляет три одинаковых кастрюльки c крупой, насыпаннойзаранее). Отмерили все они такой чашечкой (педагог показывает чашку) и насыпалипо три чашки.
Педагогвыставляет перед каждой непрозрачной кастрюлькой прозрачную наполненную чашку.

/>
Одинаковоели количество каши у них получится? (Нет.)Почему?
Врезультате обсуждения педагог подводит детей к правильной технике отмеривания:наполнять мерку надо «по край».
Упражнение 2.
Цель.Учить ребенка правильномуотмериванию сыпучего продукта.
Оборудование. Полотняный мешочек илимисочка и мерка (удобно использоватьчашечки кукольного набора) на каждого ребенка, крупа.
Задание.Насыпать в мешочек ровно три чашечки крупы.
Результатыможно проверить на чашечных весах, сравнивая c эталоном,
илииспользуетсястеклянные стаканы. Упражнение 3.
Цель:учить оценкеколичества вещества визуально и с помощью мерки.
Оборудование:стекляннаябанка, картонный пакет из-под сока, стакан, вода.
Ход работы:Педагог организуетпроблемную ситуацию:
– Кто может сказать,сколько стаканов воды в этой банке? (Педагог показывает пол-литровую банку cводой.) В этом пакете? (Педагог показывает картонный пакет из-под сока cводой.)
Затем желающие измеряютводу в обоих сосудах, используя стакан. Снова педагог обращает внимание натехнику отмеривания: воду надо наливать одинаково «по край».
Примечание. C водойтрудно работать «по край», поэтому следует договориться с детьми наливать чутьменьше, но при этом стараться наливать одинаково (в стакан удобно наливать «поободок»).
Фрагмент №3.
Цель. Учить отмеривать больше(меньше) на заданное количество мер сыпучих или жидких веществ.
Упражнение 1
Цель. Подвести детей к пониманиюзависимости между емкостью меры и количеством мер при отмеривании данногоколичества вещества.
Оборудование: Две кружки разных размеров.
Способ выполнения. Используется игровойсюжет:
– Незнайка и гунька измеряливоду в одной и той же кастрюле вот такими кружками:
/>
У Незнайки получилось четырекружки, а у гуньки три. Как такое могло получиться? Кто какой кружкой мерил?Почему вы так думаете?
Упражнение 2.
Цель.Учить отмеривать вещество вотношении «больше на…» по сравнению c данным количеством.
Оборудование:Два одинаковых прозрачныхсосуда, чашечка – мерка, крупа.
Способ выполнения. Педагог показывает детямдва одинаковых стеклянных или пластиковых сосуда (прозрачных). В один насыпанакрупа (примерно 1/4 сосуда).
—      Какнасыпать в другой сосуд на две чашки больше, чем в первый? B процессеобсуждения хода выполнения задания (все варианты, предлагаемые детьми,разбираются) делается вывод, что проще всего насыпать во вторую емкость«столько же», ориентируясь «по уровню» крупы (так как сосуды прозрачные, этовозможно), а потом добавить в один еще две чашки.
Упражнение З.
Цель.Уметь сравнивать отмеренноев нужном отношении количество мер с данным количеством.
Оборудование. Две одинаковые банки: одна cводой (1/2 банки), другая без воды.
Задание. Налить во вторую банку надве чашки меньше, чем в первой. Опыт предыдущего задания поможет детям найтирешение самостоятельно: налить «столько же» по уровню, а затем две чашкиотмеришь и вылить. Если кто-то из детей предлагает сразу налить меньше «наглаз», следует провести работу по этому варианту, чтобы дети убедились, что способневерный.
—      Иди, Ваня,сделай, как ты хочешь. Как же убедиться в том, что во второй банкедействительно на две чашки меньше?
Фрагмент №4.
Цель. Учить детей измерению объемасыпучих тел c использованием мерки.
Упражнение 1.
Цель.Подвести детей кпониманию обратной зависимости между емкостью меры и количеством мер приотмеривании данного количества вещества.
Оборудование. Две одинаковые мисочки cкрупой, чашечка и стакан.
Способ выполнения. Педагог ставит на столмисочку c крупой (овсяной, например):
—      Сколькокрупы в этой миске?
Обсуждаются разныепредложения детей, можно даже начинать считать крупинки, чтобы дети убедились,что это длительный и очень трудоемкий процесс. Если кто-нибудь предлагаетвзвесить крупу, педагог говорит, что весов нет.
Если дети не вспоминают омерке, педагог сам предлагает использовать стакан и кукольную чашечку.
—      Ктохочет измерить крупу стаканом? Кто хочет чашечкой? «экспериментаторам» выдаютсядве одинаковые мисочки c крупой. Дети, наблюдая за процессом измерения,отмечают: «УВани 1 стакан,
у Маши – три чашечки».
Дети часто говорят: «УМаши».
– У кого было крупы вмиске больше? У Вани или у Маши?
Тогда нужновысыпать крупу из стакана в миску, а в стакан ссыпать ту крупу, что измеряласьчашкой, – ее ровно стакан.
Вывод.Крупы было одинаково.
– Почему же у Вани одинстакан, а у Маши целых три чашки, если крупы одинаково?
Вывод. Чашки маленькие, поэтому ихнадо больше.
Примечание. Этот фактдовольно трудно осознается детьми данного возраста, поэтому опыт следуетповторять несколько раз и в разных вариантах.
Упражнение2.
Цель.Формировать представление онеобходимости применения измерения для сравнения количественной характеристикивещества.
Способ выполнения. Педагог наполняетстаканчик крупой дважды и высыпает ее на блюдце. Затем предлагает детям пустоеблюдце и просит насыпать столько же.
– Почему тыдумаешь, что насыпал столько же? (У вас два стаканчика и уменядва стаканчика).
Педагогпросит еще 2-3 детей насыпать на свободные блюдца столько же.
Отмериваниесопровождается пояснением: у вас – два и у меня два стаканчика, значит, столькоже.
Упражнение З.
Цель.Формировать представление онеобходимости применения измерения для оценки количественной характеристикивещества.
Способвыполнения.
– Вы видели, сколькостаканчиков я насыпал на блюдце, а теперь поиграем: я насыпаю крупу так, чтобывы не видели, как я это делаю. Сможете вы тогда насыпать ровно столько же?
Дети часто говорят, чтосмогут. Следует полностью провести опыт, причем горку крупы перед показом детямнадо встряхнуть, чтобы она осела, и казалось, что ее меньше.
Затем дети отмеряютстолько крупы, сколько им кажется нужным. Чтобы не забыть, сколько онинасыпали, каждый отмеренный стаканчик можно отличать одним кружком.
Измеряетсяколичество крупы на блюдце у педагога. Скорее всего, оно окажется другим.
Вывод.Если не видишь, как крупунасыпали, то без измерения трудно точно узнать ее количество.
Фрагмент№5.
Цель.Учить детей измерению объемаводы c помощью мерки.
Упражнение1.
Цель.Формироватьпредставление о необходимости применения измерения для сравнения количественныххарактеристик вещества.
Оборудование. Две прозрачные емкости:бутылка 0,5 л и пол-литровая банка, различные мерки, вода.
Способвыполнения. Педагог организует проблемную ситуацию:
—      На прошломзанятии мы c вами научились отмерять крупу, а сегодня у меня не крупа, а вода.
Педагог показываетбутылку с водой и пол-литровую банку, в которые налито одинаковое количествоводы. Сравнивая видимые уровни воды в сосудах, дети обычно делают неправильныевыводы о ее количестве. Например, часто им кажется, что в бутылке воды больше.
—      Как выдумаете, где воды больше? Можно это как-то проверить? В процессе обсуждениядети приходят к выводу, что надо использовать какую-то мерку, как в прошлыйраз.
Педагогпредлагает детям столовую ложку, чашку и стакан. Анализ этик предметов приводитк выводу, что удобнее использовать чашку или стакан.
Необходимо напомнитьситуацию прошлого занятия, когда у Вани получился один стакан, а у Маши – тричашечки крупы, хотя исходное количество было одинаковое.
– Почемутак получилось? (Мерки были разные).
—      Если я дамПете стакан, а Тане – чашечку, смогут они сравнить количество воды в бутылке ив банке?
Интересная ситуацияполучается, если дети говорят, что смогут. Эту ситуацию надо разработатьполностью. Каждому из двух детей дается литровая банка. Один меряет стаканом избутылки, другой чашечкой из пол-литровой банки. В результате получается: двастакана (по 250 г.) и пять чашечек (по 100 г.).
—      B банкеводы больше?
Новизуальное сравнение результатов в литровых банках показывает, что водыпоровну.
Вывод.Мерки были разные,поэтому результаты противоречат реальности, т.е. надо было обоим брать стаканыили чашечки. Вода из банки перемеряется стаканом, что доказывает: воды было вобоих сосудах поровну.
Вывод.Просто измерить воду можнолюбой меркой, но чтобы сравнить количество воды в двух сосудах, надо брать однуи ту же мерку.
Упражнение 2.
Цель. Учить замечать зависимостьмежду емкостью меры и количеством продукта.
Оборудование: Два стакана разной емкости.
Способ выполнения. Педагог предлагает игровойсюжет:
—      Где в жизнивы видели, что продукты отмеряются стаканами? (Семечки, ягоды на рынке).
—      Буратино иНезнайка купили на базаре семечки:
/>
—      Гуляют,щелкают, и вдруг Незнайка говорит: «уменя семечки кончились». A уБуратино еще много в кармане. Стал Незнайка просить семечек у Буратино, а тотговорит: «Ты их очень быстро щелкаешь, вот у тебя и кончились быстрее». «Ничегоподобного, – обиделся Незнайка, – все знают, что ты ешь семечки быстрее меня». «Апочему тогда у тебя быстрее кончились, – возражает Буратино, – мы же вместепокупали».
—      А вы,ребята, как думаете, в чем дело? (В большой стакан входит больше семечек).
Упражнение З.
Цель.Формировать измерительныенавыки.
Способ выполнения. Педагог раздает детям плошкиразного размера и предлагает налить в них столько же воды, сколько у него.
На глазах у детей онналивает два стаканчика воды в сосуд (любой). Затем предлагает каждому подойтик столу и выбрать мерку, c помощью которой ребенок будет отмеривать воду себе вплошку. На столе у педагога много разных мерок (больше, чем детей, на 5–6 шт.).Среди них есть такие же по емкости, но из разных материалов, большие и меньшие.Наблюдая за детьми в процессе выбора мерок, педагог видит, кто понял, какпользоваться меркой при сравнении объемов жидких и сыпучих тел.
На столе у детей естькувшинчик c водой, из которого удобно наливать воду в мерку (удобны пластиковыебутылки, они легкие и не бьются).
Если кто-то из детейнеправильно выбрал мерку, нужно пригласить этого ребенка для контрольнойпроверки после того, как он отмерил себе воду.
Его вода измеряется cпомощью мерки педагога, а затем обсуждаются причины ошибочных результатов.
– Почему у Пети воды больше,чем у меня? (Петя взял стакан больше, чем у вас).
Вывод. Чтобы налить воды«столько же», надо взять такую же мерку.


Заключение
 
В ряде педагогических мер,повышающих трудовые возможности детей с ОНР, важное место занимает раннееначало применения технологии развивающего обучения.
Учебные программы 1–4 классавспомогательных школ предполагает усвоение учащимися многих компонентадеятельности, которые служат опорой дальнейшего развития профессионально важныхкачеств и умений. Е достаточное их усвоение отрицательно сказывается вдальнейшем на всем процессе обучения.
Числу таких компонентовотносятся необходимые в трудовой деятельности умение измерять, взвешивать и т.Д. трудности обучения этим операциям во многих школах хорошо известны.
Но проанализировавлитературу по данной теме можно сделать вывод о том, что все предлагаемыеметодические рекомендации носят общий характер. В них нет четкой системности идетальности упражнений. Хоть именно системность упражнений и их детальнаяпроработка являются залогом успешного решения поставленных педагогическихзадач.
В связи с этим в даннойкурсовой работе была проведена некоторая систематизация упражнений по этапам, атакже разработана методика работы над ними. Это даёт основание предположить,что использование данной системы упражнений поможет педагогу легко и быстросформировать у детей понятия «тяжесть предмета» и «вместимость сосуда». Детинепосредственно, через практическую деятельность усваивают принципы таких действиикак взвешивание, отсыпание, досыпание, пересыпание, нужного количества веществаили жидкости, наиболее полно раскрывается суть таких операций как сложение,вычитание. Формирование таких качеств как дисциплинированность, терпение,внимательность.
Кроме этого у ученикарасширяется кругозор, увеличивается словарный запас, а также формируетсяправильный грамматический строй речи. Все это свидетельствует, о том, что цели,поставленные, в данной курсовой работе были достигнуты.

Список используемой литературы
1)    Белошистая А.С. Формированиеи развитие математических способностей дошкольников. – М.: ВЛАДОС, 2004
2)    Волкова л. С. Логопедия.– М. 2006.
3)    Перова М.Н. Методикапреподавания математики в коррекционной школе. – М.: ВЛАДОС, 1999
4)    Учебники по математикеначальной школы.
5)    Лалаева Р.И. Логопедическаяработа в коррекционных классах. – М.: ВЛАДОС, 1998
6)    Левина Р.Е. нарушениеречи и письма у детей. – М., 2005
7)    Обобщающие уроки по теме«Величины» // начальная школа, 2000, №3
8)    О моделировании при изучениивеличин. // начальная школа, 2006, №11
9)    К вопросу об изучениивеличин. // начальная школа 2006, №5
10) Царева С.Е. какрождается величина. // начальная школа, 2000, №6
11) Эк В.В. обучениематематике учащихся младших классов вспомогательной школы. – М.: Просвещение,1990


Не сдавайте скачаную работу преподавателю!
Данный реферат Вы можете использовать для подготовки курсовых проектов.

Поделись с друзьями, за репост + 100 мильонов к студенческой карме :

Пишем реферат самостоятельно:
! Как писать рефераты
Практические рекомендации по написанию студенческих рефератов.
! План реферата Краткий список разделов, отражающий структура и порядок работы над будующим рефератом.
! Введение реферата Вводная часть работы, в которой отражается цель и обозначается список задач.
! Заключение реферата В заключении подводятся итоги, описывается была ли достигнута поставленная цель, каковы результаты.
! Оформление рефератов Методические рекомендации по грамотному оформлению работы по ГОСТ.

Читайте также:
Виды рефератов Какими бывают рефераты по своему назначению и структуре.