Узнать стоимость написания работы
Оставьте заявку, и в течение 5 минут на почту вам станут поступать предложения!
Реферат

Реферат по предмету "Педагогика"


Нравственное воспитание в современном мире

Введение
Стремительное развитиетехники, убыстрение темпов жизни, социальные преобразования во всем мире, увеличениячисла и разнообразия контактов между людьми, все это предъявляет повышенныетребования и к моральной зрелости, и к самостоятельности человека. Нравственноестановление человека представляет собой чрезвычайно сложный и многогранныйпроцесс. Определяющую роль />в этом процессе играетсоциальная среда. Само формирование />нравственныхкачеств происходит />в социальной среде, />в его реальных действиях и поступках и />втой внутренней работе, которая завязывается вокруг них и />вних выплескивается.
Нравственным, воспитаннымчеловеком, утверждает народная мудрость, считается тот человек, который умеетнайти своё место среди людей и не услышит в свой адрес: «подвинься».Культурность – совокупность образования, самовоспитания и воспитания,врождённой интеллигентности.
В словаре Ожегова даетсяследующее определение нравственности: «Нравственность есть «внутренние,духовные качества, которыми руководствуется человек; этические нормы, правилаповедения, определяемые этими качествами»[1].
Человек, живя в обществе,находится в системе многочисленных социальных, нравственных, экономических ииных связей и опосредований. И эти связи регулируются во многом нравственными икультурными правилами, которые развивались на протяжении веков.
Итак, для гармоничногоразвития современной личности необходимо приобщение к сокровищам духовнойнародной культуры и традиций.

1. Народные культура итрадиции – основа нравственного воспитания
 
Зачем в современномобществе нужно знания культурно-исторических />традиций,нравственных норм которыми руководствовались наши далекие предки? Нужно ли это?Ведь сейчас совсем другое время и другие законы. Казалось, что на такие вопросысуществуют естественные ответы. />
Культура и традиции- выражают совокупность знаний, идеалов, духовного опыта народа на многовековомпути становления общества. На протяжении многотысячелетней истории развитиярусского народа, на основе народных традиций складывалось пониманиедуховности, почитание памяти предков, чувство коллективизма, любви к миру,природе.
В Советское времявоспитание нравственности, патриотизма, любви к Родине воспитывалосьна основе исторических примеров из нашего героического прошлого (Дм.Донского, Я. Мудрого, А. Невского). В Великую Отечественную Войну, в разгарсражения с немецко-фашистcкимизахватчиками в 1942г. Советское правительство учредило орден АлександраНевского. Им было награждено 42017 офицеров советской армии. Воспитывалосьубеждение, что русский народ никогда не нападал на другие страны. Россия всегдабыла мирной державой. Но в нужный момент, каждый русский человек готов встатьна защиту своей Родины («Кто с мечом к нам придет, от меча и погибнет»).
Нравственные корнирусского народа берут свое начало в глубокой древности. Это ярко выразилось всинкретизме христианства и древнего мировоззрения славян, что далоговорить о новой системе — Русском православии. Знание своихисторических и культурных корней воспитывают в человеке гордость прошлымсвоей Родины, патриотизм, чувством ответственности, долга передгосударством и семьей.
Один из ярких примеров — современная Япония. Сейчас она, одна из наиболее развитых стран мира. А ведьпосле II мировой войны, ядерных бомбардировокказалось, что эта страна уже не оправится и останется на уровне развитиястран «третьего мира». И вдруг страна переживает невиданный подъем.Заговорили о «японском чуде» и «японской модели развития».
Можно, конечно, говоритьоб уменьшении ассигнований на военные расходы и экономической помощью США,но когда моральный дух нации сломлен, то никакая гуманитарная помощь не спасетстрану от развала. А причина возрождения крылась в восстановлении древнихнравственных традиций, культуры. «В первые годы после оккупациипредставители прогрессивной гуманитарной интеллигенции Японии, как и поборники«императорского пути», оказались на гребне волны так называемогонационализма… Для многих представителей японской интеллигенциитрадиционная культура стала своего рода символом жизнеспособности нации,средством ее самоутверждения на мировой арене...»[2].
Богатое культурноедуховное наследие нашего прошлого практически остается невостребованным.Молодое поколение на сегодняшний день к глубокому сожалению имеет практическиочень слабое представление о нравственной культуре русского народа,примерах из исторического прошлого нашей Родины. Широкое распространение, средимолодежи, получают наркотики, насилие, попрание нравственных и культурныхценностей. Уже многие педагоги неоднократно говорили, что это очень нездоровая иопасная тенденция, которую нужно устранять. Это не значит, что нужно слеповернуться к прошлому, и следовать древним традициям и нравственнымнормам. Однако для гармоничного развития современной личности необходимоприобщение к сокровищам духовной культуры русского народа.
Статьнравственным — означает стать истинно мыслящим, т. е. способным самостоятельноотыскать принцип, который объединил бы всю совокупность этических требований, вкотором все многообразные и противоречивые жизненные впечатления слились бы вгармонию. Поиск такого внутреннего стержня обусловлен собственной активностью,самостоятельно сформированными нравственными убеждениями[3].
2.Духовно-нравственная культура всовременном образовании
Образовательная область«Духовно-нравственная культура» обеспечивает реализацию приоритетовНациональной доктрины образования, согласно которым система образованияпризвана обеспечить:
· историческуюпреемственность поколений, сохранение, распространение и развитиенациональной культуры, воспитание бережного отношения кисторическому и культурному наследию народов России;
· воспитаниепатриотов России, граждан правового, демократического, социального государства,уважающих права и свободы личности, обладающих высокойнравственностью и проявляющих национальную и религиозную терпимость,уважительное отношение к языкам, традициям и культуре других народов;
· формирование культурымира и межличностных отношений.
Национальная доктринасвязывает стратегические цели развития образования со стратегическими целямиразвития страны, среди которых – поддержание статуса России как великой державыв сфере науки, культуры, технологий, образования; обеспечение высокогокачества жизни для граждан страны; преодоление экономического и духовногокризиса.
Об актуальности изученияв школе духовно-нравственной культуры и этики свидетельствуют такиекризисные явления современной жизни, как наркомания, пьянство, криминализациядетской и молодежной среды, половая распущенность, низкий уровеньобщественной морали, острейший кризис традиционных семейных ценностей,упадок патриотического воспитания. Преподавание основ духовно-нравственной культурыв школе будет способствовать нравственной ориентации учащихся, поможет импобуждать себя к развитию и самосовершенствованию.
Духовно-нравственнаякультура — фундаментальная основа общего образования, база длясамосовершенствования личности и социального взаимодействия на основе единствасвободы и ответственности.
Опыт освоениядуховно-нравственных смыслов и ценностей культуры поможет плодотворномуосвоению таких отраслей и форм общественного знания, как история, искусство,естествознание, право, экономика и политика и позволит решить одну из самыхактуальных задач современной общеобразовательной школы становлениедобропорядочного гражданина, совестливого труженика, преданного семьянина ипатриота Отечества, т. е. качеств составляющих мораль и нравственность. Безукрепления духовных начал общественной жизни, ее нравственных основ невозможнопоступательное развитие российского общества, невозможна нормальная личная,школьная и семейная жизнь и консолидация гражданского общества.
Освоение образовательнойобласти «Духовно-нравственная культура» призвано содействовать формированиюнравственной культуры молодых поколений граждан России через освоениесоциокультурного опыта предшествующих поколений, представленного вкультурно-исторической традиции/>.
Система ценностейтрадиции складывалась на протяжении многих столетий, вбирая в себя опытпоколений, под влиянием истории, природы, географических особенностейтерритории, на которых жили народы России, условий их жизни, быта,взаимодействия, общих бед, трудов и свершений, веры, культурного творчества,языка. Народы нашей страны имеют многовековой опыт совместной жизни исотрудничества, осмысляемый нами как общность судьбы на родной земле. Мыобъединены верностью памяти предков, завещавших нам любовь и уважение кОтечеству, веру в добро и справедливость.
Надежным залогоммежконфессионального мира и братской дружбы народов, живущих в России болеетысячи лет, являются духовно-этические принципы и социокультурные традицииправославной цивилизации. Культурообразующее значение Православия признано внормах нашего законодательства. Многовековая православная цивилизация являетсяценнейшим достоянием всех граждан Российского государства, всех народов нашегоОтечества. Она устанавливает прямое преемство нашей культурной традиции сцивилизациями древнего мира, образует основу ее самобытности и выводит в рядмировых цивилизаций.
Духовно-нравственнаякультура личности – это культура свободы, культура самоопределения в традиции.Она обладает своей спецификой, которая не может в полной мере быть реализованасредствами других областей учебного плана, в которых решаются своиспецифические задачи. Отсюда вытекает необходимость вычленениядуховно-нравственного образования в особую образовательную область, обладающуюсвоими методологическими доминантами, структурой, целями, способами реализации.Область «Духовно-нравственная культура» системно связана с другимиобразовательными областями и образует фундаментальную основу общего образования[4].
3. Семья- основа нравственного воспитания
Современное обществонаходится в состоянии глубокого кризиса. Был утерян тот духовный стержень,который многие века взгревал жизнь в сердцах людей. Теперь, для выхода из этогокризиса следует заняться прежде всего вопросами воспитания. И именновоспитания, а уже затем образования. Ибо только достойное семейное воспитание,совместно с обновленной образовательной системой может вывести человечество изэтого духовного кризиса.
Это положение можно подтвердитьидеями великого философа, правоведа, политического мыслителя, а также тонкоготеоретика и историка религии и культуры Ивана Александровича Ильина.
И. А. Ильин считает то,что выйдет из человека в его дальнейшей жизни, определяется в его детстве ипритом самим этим детством. Детство есть счастливейшее время жизни: времяорганической непосредственности; время уже начавшегося и еще предвкушаемого«большого счастья»; время повышенной доверчивости и обостренной впечатлительности,время душевной незасоренности, искренности, время ласковой улыбки ибескорыстного доброжелательства. Чем любовнее и счастливее была родительскаясемья, тем больше этих свойств и способностей сохранится в человеке, тем большетакой детскости он внесет в свою взрослую жизнь.
Семья начинается с бракаи в нем завязывается. Но человек начинает свою жизнь в такой семье, которую онсам не создавал: это семья, учрежденная его отцом и матерью, в которую онвходит одним рождением, задолго до того, как ему удается осознать самого себя иокружающий его мир. Он получает эту семью как некий дар судьбы. Брак по самомусуществу своему возникает из выбора и решения, а ребенку не приходится выбиратьи решать. Отец и мать образуют как бы предустановленную для него судьбу,которая выпадет ему на его жизненную долю, и эту судьбу он не может ниотклонить, ни изменить — ему остается только принять ее и нести всю жизнь. То,что выйдет из человека в его дальнейшей жизни, определяется в его детстве,отношением к своим родителям. И это всегда было основой нравственноговоспитании наших предков. Вот как, например, говорится в книге «Юности честноезерцало» об отношении детей к родителям: «В первых наипаче всего должны детиотца и матерь в великой чести содержать»[5].народный нравственный воспитание национальный
Таким образом, всякаянастоящая семья возникает из любви и дает человеку счастье. Там, гдезаключается брак без любви, семья возникает лишь по внешней видимости; там, гдебрак не дает человеку счастья, он не выполняет своего первого назначения.Научить детей любви родители могут лишь тогда, если они сами в браке умелилюбить. Дать детям счастье родители могут лишь постольку, поскольку они саминашли счастье в браке.
Семья, внутренне спаяннаялюбовью и счастьем, есть школа душевного здоровья, уравновешенного характера,творческой предприимчивости. Семья, лишенная этой здоровойцентростремительности, растрачивающая свои силы на взаимное отвращение,ненависть, подозрения и «семейные сцены», есть настоящий рассадник больныххарактеров, психопатических тяготений, неврастенической вялости и жизненныхнеудач.
Прочность семьи требуетответственного совместного творчества. Здесь важно не душевное подобие, и неодинаковость характеров и темпераментов, а однородность духовных оценок,которая только и может создать единство и общность жизненной цели у обоих.Только тогда они сумеют, как муж и жена, всю жизнь верно воспринимать другдруга, верить друг другу и верить друг в друга. Это и есть, по мнению И.АИльина, самое ценное в браке: взаимное доверие перед Лицом Божьим. Именно изэтого и вытекает и взаимное уважение, и способность образовывать новую,жизненно-сильную духовную ячейку. Только такая семья может выполнить главнуюзадачу брака — осуществить духовное воспитание детей.
В своих трудах И. А.Ильин доказывает, что воспитать ребенка — значит заложить в нем основыдуховного характера и довести его до способности самовоспитания. Тертуллиансказал однажды, что душа человеческая по природе своей христианка. Это особенноверно в применении к семье. Ибо в браке и семье человек учится от природы — любить, из любви и от любви страдать и жертвовать, забывать о себе и служитьтем, кто ему ближе всего. Поэтому семья является естественной школойхристианской любви, школой творческого самопожертвования.
Семья призванавоспринимать, поддерживать и передавать из поколения в поколение некуюдуховно-религиозную, национальную и отечественную традицию. Из этой семейнойтрадиции и возникла вся индоевропейская и христианская культура — культурасвященного семейного очага. По мнению И. А. Ильина, это семья создала ивыносила культуру национального чувства и патриотической верности. Семья дляребенка есть школа взаимного доверия и совместного, организованного действия.
Ребенок учится в семьеверному восприятию авторитета. В лице отца и матери он встречается сестественным авторитетом и учится воспринимать высший ранг другого лица,преклоняясь, но не унижаясь. В то же время, освобождая себя духовно отвозможного гнета посредством любви и уважения. Тогда ребенок начинает понимать,что авторитет духовно старшего человека совсем не призван подавлять илипорабощать подчиненного, пренебрегать его внутренней свободой и ломать егохарактер, но что, наоборот, он призван воспитывать человека к внутреннейсвободе. Семья есть первая, естественная школа свободы.
И. А. Ильин считает, чтосемья является школой здорового чувства частной собственности. Семья естьданное от природы общественное единство — в жизни, в любви, в труде, взаработке и имуществе. Чем она прочнее, тем обоснованнее является ее притязаниена то, что творчески создали и приобрели ее предки. Ребенок учится творческиобходиться с имуществом, вырабатывать, создавать и приобретать хозяйственныеблага и в то же время — подчинять начала частной собственности некоторойвысшей, социальной целесообразности. А это и есть, искусство вне которого неможет быть разрешен социальный вопрос нашей эпохи.
Основную задачувоспитания И. А. Ильин видит в том, чтобы «ребенок получил доступ ко всемсферам духовного опыта; чтобы его духовное око открылось на все значительное исвященное в жизни, чтобы его сердце, столь нежное и восприимчивое, научилосьотзываться на всякое явление Божественного в мире и в людях»[6].
Итак, самое важное ввоспитании — это духовно пробудить ребенка и указать ему перед лицом грядущихтрудностей источник силы и утешения в его собственной душе.
Семейноевоспитание — это, прежде всего, самовоспитание родителей, которые ипредъявляют подростку единые требования с образовательным учреждением,воспитывают, прежде всего, на своем примере. Причем надо учить родителейрассказывать детям больше положительного о своей работе, о семейных традициях,об окружающих людях. По словам Макаренко, «воспитывает каждый квадратный метрРодины». «Воспитание родителей» — международный термин, под которым понимаетсяпомощь родителям в выполнении ими функций воспитателей собственных детей,родительских функций. Когда говорят о «воспитании родителей», имеют в видувопросы влияния семьи на формирование ребенка и его развитие в целом, а такжевопросы отношения семьи к обществу и культуре. Воспитание родителей — это,прежде всего, накопление знаний и навыков выполнения родительских функций ивоспитания детей.
Семья как устойчиваясоциальная общность выступает мощным фактором формирования человека, передачисоциального опыта, исторической памяти людей, этнокультурных традиций.Необходимо возвратить воспитание в семью, признать родителей главнымивоспитателями, ответственными за экологию детства, и вести поиск путейпедагогического сотрудничества и добровольного общения с родителями,взаимообучения педагога и родителей. Ориентация ребенка в национальной культуреи народных традициях во многом зависит от семейного воспитания.
Семейные традиции —это духовный феномен, присущий процессу создания членами семьи норм и ценностей,не регламентированных юридическими подходами и принимающих статус семейногозакона, регулирующего и организующего жизнь семьи. Семейные законы являютсянеписаными законами семейной жизни и воспитания; эти традиции, в свою очередь,затрагивают отношения ребенка к самому себе как к личности, к другим людям и кмиру. Семейные и общественные традиции являются основополагающими элементами впроцессе нравственного воспитания подрастающих поколений[7].
4.Культура и традиции нравственности«Домостроя»
Вся нравственность ивырастает из чувства стыда, — эти слова В. С. Соловьева вполне отражаютсодержательную сущность средневекового Домостроя. Стыду присуще формальноеначало долга, и только исполненный долг ведет к благу; у него есть цель,созидающая цельность личности (целомудрие), а человеческая цельность — это иесть норма средневековой этики; именно она очерчивает границы «недолжного, илигреха»[8].
ЭтикаДомостроя построена не на запретах Нагорной проповеди, она обращается к чувствустыда, которое при умелом воспитании может породить в человеке множестводобродетелей в нравственных, социальных и идеальных (религиозных) их ипостасях.Стыд развивается в совесть, в чувство собственного достоинства (честь), васкетизм. Жалость порождает альтруизм, справедливость и милосердие — с теми жестепенями повышения качества, что зависит уже от возраста, положения в обществеи личных способностей человека. Кругами от этих добродетелей идут производные:великодушие, бескорыстие, терпеливость, щедрость, терпимость.
Человексредневековья нравственно развивался долго, постепенно вовлекаясь в жесткуюранжировку моральных норм. Внутренняя выводимость добродетелей — одна на основедругой — побуждала к развитию личных черт, пластично входивших в потребностиобщественной среды. Личное и общественное еще не были антагонистичны, поддатьсядавлению извне — не означало сломить свое, индивидуально ценное. Напротив.Учились не по писаным нормам — по образцам. Образец поведения — в бытии и вбыту, а именно это и создавало нерасторжимое единство экономики (быт) инравственности (идеал бытия).
Отталкиваясьот природного чувства стыда, средневековый канон воспитания формируеткультурный тип человека, удачно соответствовавший условиям этой жизни. В такомсмысле Домострой — вполне обычная часть «практической философии» средних веков,ведущих свое происхождение от хорошо известных тогда книг Аристотеля.
Причтении Домостроя не следует поддаваться эмоции отрицания, свойственнойсовременному человеку: всё не так и, значит, всё очень плохо. Домостройотражает культуру и быт своего времени, но понять его смысл изнутри, впредставлении средневекового читателя (и почитателя) его невозможно, необратившись, с одной стороны, к характеристике этой эпохи, в которой он создан,а с другой — по широкой дуге времени — к русской философии, осмыслившейнациональную традицию развития государственности уже на рубеже XIX—XX веков. Сопоставление реалий XVI века и итожащей их дальнейшее развитие научной мысли XX века помогает дать цельную иобъективную интерпретацию Домостроя. Это и ключ к его тексту, и характеристикаподтекста одновременно.
ТекстДомостроя составлялся постепенно, из различных источников, во многих местах.Обычное для того времени явление.
Домострой— это обращение человека к миру и людям, но не непосредственно, а черезотношение к Богу. Средневековое общество не знало иных отношений идеальнойжизни. Культура Домостроя — еще культура культа. Она духовна по преимуществу.Таков сложившийся в течение столетий родовой миф, который расшифровываетсякаждодневно, в практических действиях каждого человека.
Домостройсобирает все советы свои вокруг Дома. Религиозное, приравненное в немгосударственному, как бы спускается с небесных высот, достигая первейшей своейячейки — семьи, и тем самым подчеркивает значение семьи как основы и общества игосударства. В книге описывается состояние, при котором общество остается ещеважней государства, обычай ценней закона, человека же чтят по делам его, а непо чину.
Позднейшиекритики Домостроя за «закоснелость веры» особенно сурово порицали этотпамятник. Но ведь для тех-то времен, на исходе жестоких веков иной не моглибыть ни вера в бога, ни основания этики. Давно замечено, что утверждаемые вДомострое нравственные нормы лишь формально связаны с этикой христианства: этохристианство по плоти, а не по духу, согласно обряду, а не велением души идуха, изменчивым обстоятельством бытия. «Похвала от людей» на первом месте, аличная совесть (или стыд) — производное от общественного осуждения или похвалы.
Историкикультуры показали, что мир христианского средневековья — «единый мир», идущийобычным ходом, раз навсегда устроенный, снабженный всем необходимым, он ненуждается ни в каких изменениях. (Идея матери-природы играла ведущую роль ифилософском мировоззрении Мишеля Монтеня, причем понятие «природы» теснопереплеталось с понятием «бога»)[9].Всё целесообразно и планомерно в природе, раз навсегда установлено актом божьейволи и направлено к целям, тоже заранее определенным. Необходимо только постичьэту мудрость — через природные силы, — и этого вполне достаточно. В таком мировосприятиинет еще разделения на природу и культуру, которые частенько вступают в конфликтдруг с другом. Эта культура — природна, что определяет и важное отношение квоспитанию. Прежде всего — к воспитанию детей. Воспитывают не «гражданина», ачеловека; воспитывают ту — самую загадочную русскую душу, о которой лучшедругих сказал Н. А. Бердяев: «Душа России как бы не хочет создавать культуручерез распадание субъекта и объекта (то есть «природной среды»)[10].Больше всего отражается в Домострое уважение к человеку, к труду и кнравственности, которые все — одинаково «от бога». И быт — отражение бытия. Вистории России домашний быт народа составляет основной узел, по крайней мере вего уставах, порядках, в его нравственных началах кроются основы всегообщественного строя земли.
Обращаясьсегодня к общечеловеческим ценностям и призывая следовать моральным традициямпрошлого, мы не должны забывать при этом, что общечеловеческое не естьтипологически всеобщее, существующее вне времени и пространства.Общечеловеческое тоже изменяет формы и обличия, представая каждый раз вобновленном виде — как новое качество. Оно знаменует развитие родачеловеческого, служит как бы масштабом при установлении самого факта развития[11].

Заключение
Нравственная культураличности — это характеристика нравственного развития личности, в которойотражается степень освоения ею морального опыта общества, способностьпоследовательного осуществления в поведении и отношениях с другими людьмиценностей, норм и принципов, готовность к постоянному самосовершенствованию.
Личность аккумулирует всвоем сознании и поведении достижения нравственной культуры общества. Задачаформирования нравственной культуры личности заключается в достиженииоптимального сочетания традиций и новаций, в соединении конкретного опыталичности и всего богатства общественной морали.
Хотелось бы добавить, чтоприобщение детей к нравственным традициям, способствует узнаванию и укреплениюнационального самосознания, так важного для сохранения самобытности общества,сохранение истории и определяет будущее нашего народа.
Через народное творчестворебенок может развиться, может проявлять свои умения, фантазию, показывать себяв играх, участвуя в различных конкурсах ребенок проявляет себя и развивается.Именно в младшем школьном возрасте ребенок осознает половину информации черезигру, а в народных играх столько поучительного, если взять сказки, то онимногое могут рассказать ребенку о мире, в котором они живут, об их стране, ихпредках. Я считаю, что если продолжать знакомить ребенка в школе с русскимнародным творчеством, то ребенок будет намного лучше развиваться как личность.

Список литературы
1. Багашев А.Духовно-нравственное воспитание молодежи// Воспитание школьников. – 2008. – №9. – С. 10-13.
2. Басовская Е.Н.Личность — общество — мироздание в русской словесности. — М: Интерпракс, 1994.
Бердяев Н. А. Смысл творчества.- Париж, 1985.
3. Даниленко Б.Православная традиция и современные реалии в российской школе XXI века// Журнал Московской Патриархии.– 2008. — № 3. – С. 44-49.
4. Дух Ямато впрошлом и настоящем. — М: Наука 1989.
5. Ильин И.А. Путьдуховного обновления // Религиозно-философская библиотека.М., Изд-во Библиополис, 2008.
6. Козлова С.Нравственное воспитание в современном мире// Дошкольное воспитание. – 2001. — №9. – С. 98-101.
7. Колесов В.Экономика нравственности и нравственность экономики. Вступительная статья//Домострой. – М.: Художественная литература, 1991.
8. Монтень М. Опыты.В 3-х книгах. – М.: Наука, 1979.
9. Ожегов С.И. Толковый словарь русского языка. –М., 1993.
10. Петрова В. И.Азбука нравственного взросления. СПб.: Питер, 2007.
11. Соловьев В. С.Оправдание добра, т. 1.- М., 1988.
12. Тучкова Т.Русская нравственная традиция в воспитании// Народное образование. – 2001. — №8. – С. 272-274.
13. Юности честноезерцало или показания к житейскому обхождению. Репринтное издание. – Тверь:Планета, 1990.


Не сдавайте скачаную работу преподавателю!
Данный реферат Вы можете использовать для подготовки курсовых проектов.

Поделись с друзьями, за репост + 100 мильонов к студенческой карме :

Пишем реферат самостоятельно:
! Как писать рефераты
Практические рекомендации по написанию студенческих рефератов.
! План реферата Краткий список разделов, отражающий структура и порядок работы над будующим рефератом.
! Введение реферата Вводная часть работы, в которой отражается цель и обозначается список задач.
! Заключение реферата В заключении подводятся итоги, описывается была ли достигнута поставленная цель, каковы результаты.
! Оформление рефератов Методические рекомендации по грамотному оформлению работы по ГОСТ.

Читайте также:
Виды рефератов Какими бывают рефераты по своему назначению и структуре.