Реферат по предмету "Педагогика"


Нравственно-эстетическое воспитание младших школьников на архитектурных образцах православных памятников Санкт-Петербурга

РОССИЙСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙПЕДАГОГИЧЕСКИЙ УНИВЕРСИТЕТ имени А.И.Герцена
Кафедра эстетическоговоспитания факультета начального обучения.
Выпускная квалификационнаяработа по
теме:
НРАВСТВЕННО-ЭСТЕТИЧЕСКОЕ ВОСПИТАНИЕ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ НА АРХИТЕКТУРНЫХОБРАЗЦАХ ПРАВОСЛАВНЫХ ПАМЯТНИКОВ САНКТ-ПЕТЕРБУРГА.
                     студентки IVкурса2 группы
                          дневного отделения
Четвертных Светланы Ивановны
Научный руководитель — к. п.н., доцент Смирнова Р.Н.
Санкт-Петербург
1998
ПЛАН.
Введение.                                                      3-5
Глава1.Теоретические основы проблемы
нравственно-эстетиче­скоговоспитания
младшихшкольников на архитектурных
 образцах православных памятников Санкт-
Петербурга.                                                            6-47
1.1 Анализпсихолого-педагогической,
мето­дической иискусствоведческой
         литературы.                                                5-17
1.2 Историческийочерк.                            17-32
1.3 Рольучителя в ознакомлении детей
           спроизведениями искусства.                   32-35
Глава2. Основные задачи, гипотеза,
методикаи организация исследования.             35-44
2.1 Подготовительныйэтап.                       36-38
2.2  Констатирующий эксперимент.          38-44
Библиография.                                              44-45
ВВЕДЕНИЕ.
Наш народи страна переживают сейчас сложный, кризисный пе­риод. Изменения происходят нетолько в политике и экономике, но и в сознании людей. Общество обратиловнимание на искусство, поняв необходимость гуманизации. Проблемынравственно-эстетического вос­питания оказались в фокусе всеобщего внимания.
 Но эстетическое воспитание занимало не последнее место и раньше. Науроках учителя и прежде использовали произведения искусства, стихи,магнитофонные записи, кино- и диафильмы. Од­нако искусство в школе словноутратило свой потенциал, перестало быть действенным орудием воспитанияличности.
   Причины сложившегося положения кроются вомножестве про­блем нравственно-эстетического воспитания в школе. Это недостаткисущест­вующих программ дисциплин художественно-гуманитарного цикла,разобщенность этих дисциплин, недостаточная разработка мето­дик, низкий уровеньподготовки учителей,  слабая оснащенностьучебного процесса.
   В свете этих устойчивых проблемэстетического воспитания в школе встает совсем новая проблема:нравственно-эстетическое воспитание школьников на архитектурных образцахправославных памятников. В отличие от других — это совсем неизученная проблема.Раньше рассматрива­лась только историческая и, отчасти, художественная сторонарусского Православия. Теперь с возобновлением христианской веры в России нельзяне принять во внимание духовную и нравст­венно-эстетическую сторонуправославной культуры.
  Сейчас возрождается традиции христианской религии, открыва­ются церкви,вновь начали работать воскресные школы, повысился интерес к Православию. Даже внекоторых обычных школах поя­вились факультативы, занимающиеся изучениемХристианства.
  Религиозное воспитание несомненно входит в понятие нравст­венно-эстетическоговоспитания гармоничной, всесторонне разви­той личности, поэтому религиозноевоспитание надо рассматри­вать в контексте эстетического.
   Какие же задачи ставит перед собойэстетическое воспитание? Глобальная цель — это формирование творческогоотношения чело­века к действительности, так как сама суть эстетического — втвор­честве и сотворчестве при восприятии эстетических явлений.
   Среди более конкретных задач одна изважнейших — формирова­ние эстетической потребности, которую можно определитькак  по­требность человека в красоте идеятельности по законам красоты. Надо обращать внимание на два важныхкомпонента: широту эстетической потребности, то есть способность личностиэстетически относиться к  возможнобольшему кругу явлений действительности; и качество эстетической потребности,которое выявляется на уровне художественного вкуса и идеала. Перечисленныепризнаки можно считать критериями воспитанности личности.
Значениенравственно-эстетического воспитания в становлении личности огромно.Эстетическое воспитание средствами искусства — это лишь подсистема реализациипринципов целостной системы.
В своейработе я рассмотрю в единстве две подсистемы: эстетическо-религиозноевоспитание и нравственно-эстетическое воспитание средствами искусства.
ВСанкт-Петербурге существует огромный культурный потенциал. Наряду с дворцами,великолепными городскими ансамблями и другими памятниками архитектуры в нашемгороде есть множество православных соборов и церквей. Хотя город мыслился какверотерпимый и существует много церквей и храмов других религий,Санкт-Петербург прежде всего православный город.
Нужнопользоваться тем богатым потенциалом, который дан всем нам. В отличие от малыхгородов, сел и деревень,  школы нашегогорода могут пользоваться такой формой нравственно-эстетического воспитания какэкскурсия. Беседу о Православии, Христианстве, религии можно провести у одногоили нескольких замечательных архитектурных памятников: соборов или церквей. Ценностьэтого метода состоит в том, что ребенок вместе с духовной сущностью религиипостигает и ее художественную сущность, что неоценимо для эстетического воспитания.
Такимобразом нравственно-эстетическое воспитание детей на архитектурных образцахправославных памятников Санкт-Петербурга — это достаточно сложная, ввиду еемало изученности, но необычайно интересная проблема, так как представляет собойсинтез религиозного, духовного, нравственного, исторического и эстетического воспитания.
ГЛАВА 1.
ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ПРОБЛЕМЫ НРАВСТВЕННО-ЭСТЕТИЧЕСКОГО ВОСПИТАНИЯ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ НА АРХИТЕКТУРНЫХОБРАЗЦАХ ПРАВОСЛАВНЫХ ПАМЯТНИКОВСАНКТ-ПЕТЕРБУРГА.
1.1 АНАЛИЗ ПСИХОЛОГО-ПЕДАГОГИЧЕСКОЙ, МЕТОДИЧЕСКОЙ И ИСКУССТВОВЕДЧЕСКОЙЛИТЕРАТУРЫ.
МЕТОДИЧЕСКИЕИ ИСКУССТВОВЕДЧЕСКИЕ ОСНОВЫ НРАВСТВЕННО-ЭСТЕТИЧЕСКОГО ВОСПИТАНИЯ.
Нравственно-эстетическоевоспитание многие авторы считают одним из важнейших для формирова­ния личностишкольника. Почему? С.А.Герасимов поясняет это так: « Функциейнравственно-эстетического воспитания и художественно-эстетической деятельностидетей является развитие у них образного мышления, отличного от поня­тийного...
Вхудожественном образе как форме мыш­ления сосредоточена огромная информация оприроде, обществе, отношениях, истории, науч­ных знаниях. С помощьюобразов-представ­ле­ний осуществляется не только мышление, но и хранение информации.Развитие образного мышления может идти… от восприятия цель­ного образа какединичного явления к понима­нию содержащихся в нем образов-обобщений, к раскрытиюих внутреннего, глубокого смысла».1
Из этогоследует, что нравственно-эстетическое воспита­ние носит всеобщий характер, иэта всеобщность и обязательность являются важнейшим принци­пом формированияличности в детском возрасте.
Длябольшей эффективности нравственно-эстетического воспитания, как отмечаетС.А.Герасимов, сле­дует применять комплексный подход. Он выде­ляет двапринципа: «…система нравственно-эстетического воспитания должна выстраиватьсятак, чтобы в процессе воздействия на ребенка различные виды искусств постоянновзаимодействовали между собой».2 На этомосновывается необхо­димость осуществления меж предметных связей в процессепреподавания искусств. Второй принцип заключается в том, что «нравственно-эстетическое воспитание… должно стать органической ча­стью любого…воспитания».3
Мысль обэффективности комплексного нравственно-эстетического воспитания подтверждаетсяи  в статье А.Ф.Кузуба «Комплексноевоздействие искусств на дошкольников в студии эстетического воспитания».4
Рассматриваяпроцесс нравственно-эстетического воспи­тания, необходимо учитывать возрастныеосо­бенности ребенка. В разные возрастные периоды должны быть различные подходык такому вос­питанию. Б.Т.Лихачев пишет о младшем школь­ном возрасте следующее:«Вместе с тем незави­симо от уровня самосознания детей период до­школьного имладшего школьного детства явля­ется едва ли не самым решающим с точки зре­нияразвития нравственно-эстетического восприятия и фор­мирования эстетическогоотноше­ния к жизни».5 Авторподчеркивает, что именно в этом возрасте осуществляется наиболее интен­сивноеформирование отношения к миру, посте­пенно трансформирующегося в свойства лично­сти.Основные нравственно-эстетические каче­ства личности закладываются в раннемпериоде детства и сохраняются в более или менее неиз­менном виде на всю жизнь,влияют на формиро­вание мировоззрения, привычек и убеждений.
Всовременной литературе рассматрива­ются некоторые проблемынравственно-эстетического воспи­тания средствами искусства на уроках.Н.А.Яковлева в своей работе «Искусство в школе будущего»1поднимает проблему старого и нового подхода к нравственно-эстетическому воспитанию. Автор утверждает, что « всегодняшней массо­вой школе, ориентированной на использование искусства каксредства обучения,  из произведе­нийискусства выхолащивается главное — его ху­дожественный образ. Старые программыориен­тированы на то, чтобы дать учащемуся набор знаний по искусству (разрозненныхимен, про­изведений и понятий), умений и навыков в ри­совании, ограниченныхрамками так называемой реалистической манеры, которая есть не что иное, какгрубейшее извращение принципов реалистического творческого метода».2
Такимобразом у детей формируется адап­тивно-научный подход к искусству, а совсем нетворческий. Это искажение нравственно-эстетического вос­питания происходитпотому, что в старой сис­теме учитель видит основную задачу урока в том, чтобыдать знания, и совсем забывает про воспитательную функцию урока.
ШколуНового Н.А.Яковлева видит в созда­нии новой системы педагогическогопроцесса,  где уровень воспитательнойработы будет высо­ким, а предметы гуманитарно-художественного цикла будутинтегрированы.
О новыхформах нравственно-эстетического воспитания средствами искусства пишетИ.А.Химик в статье «Организация самостоятельной работы на заня­тиях по мировойхудожественной культуре».1 Авторпишет: «В наши дни уже ясно всем, что учить по-старому нельзя. Новый подход кобу­чению…пробивает себе дорогу. Одним из важ­нейших аспектов этого новогоподхода является осознание того, чтобы ‘вкладывать’  в головы учащихся знания, а в том, чтобы побудитьинте­рес к предмету, организовать деятельность уча­щихся по добыче знаний».2 Автор предлагает  новую форму проведения уроков типа «диалогискусств» с опережающим заданием и непо­средственным общением детей на уроках.
И.Л.Набокв статье «Идеологическое воз­действие искусства как фактор эстетическоговоспитания личности»3  разрабатывает понятия  «идеологическая функция искусства» и «идеологическоевоздействие искусства», кото­рым, по мнению автора,  не уделено должного внимания висследованиях  по нравственно--эстетическомувоспитанию.
Основы ипроблематика такого воспитания должны быть отражены в новых школьных про­граммах,отвечающих новым требованиям со­временной школы.
Принимаяво внимание  межпредметные связи, нравственно-эстетическоевоспитание в школе может проводиться практически на всех уроках. Осо­бое  место такому воспитанию отводится на урокахлитературы, музыки, труда и изобрази­тельного искусства. На них школьникиучатся эстетически воспринимать мир как через произ­ведения искусства и литературы,так и через собственное творчество.
Во многихшколах существуют факульта­тивы с эстетической и искусствоведческой на­правленностью:«История города», «Искусствоведение», различные художествен­ные и музыкальныекружки. В них проводятся беседы об искусстве, музыке.
Внекласснаяработа так же может быть на­правлена на воспитание нравственно-эстетическихпотребно­стей.
Нравственно-эстетическоевоспитание нужно начинать как можно раньше. Это поможет не только сформироватьличность ребенка, но и развить многие психические качества, так какнравственно-эстетическое воспитание неизбежно связано с воспри­ятием искусства,анализом, синтезом, развитием внимания, наблюдательности и т. д..
ПСИХОЛОГИЧЕСКИЕ ОСОБЕННОСТИ ЭСТЕТИЧЕСКОГО ВОСПРИЯТИЯ.
В восприятии эстетическогообъекта участвуют почти все психические процессы личности: ощуще­ние,восприятие, воображение, мышление, воля, эмо­ции и т. д… Именно полифониячеловеческой пси­хики, которая проявляется в акте взаимодействия личности с искусствоми с другими эстетическими предметами, наиболее полно открывает богатейшиевозможности формирования мировоззрения, мо­рально-нравственных качеств,творческих способно­стей личности.
Психологический механизм восприятияэстетического объекта представляет собой особую систему, в которую входят, содной стороны, так называемые аффективно-потребностные структуры личности,выражающиеся в потребностях, интересах, идеалах и др., составляющие собственнодинамическую часть системы; а с другой стороны — операциональные структурыличности, такие психические процессы, как воображение, мышление, ощущение и т.п..
Внутрисистемные отношения зависятот воз­раста, индивидуально-типологического склада, уровня художественнойобразованности и других особенностей личности. Ценностные ориентации личности обусловлены всем предшествующимсоци­альным опытом, семейным воспитанием, дошколь­ным и школьным образованием,информацией, полу­чаемой от средств массовой информации и др… Такие ориентациисводятся к определенным ценностно-эстетическим нормативам, критериямнравственно-эстетического вкуса.
Развитие операциональныхструктур, связанных с эстетическим восприятием, не остается нейтральным поотношению к уровню и характеру нравственно-эстетических потребностей. Возросшиеспособности  в области цветовидения,  музыкального слуха, фонематическихспособностей, воссоздающего творческого воображения должны сказаться накультуре запросов и интересов личности в сфере нравственно-эстетическихценностей. В свою очередь творческое воображение и мышление зависят  от развития сенсорной организации индивида.
Сенсорный аппарат организма — это«входные» ворота, через которые человек воспринимает все богатство иразнообразие красок и форм, звуков и запахов окружающего мира. Полноценноеобщение с миром искусства во многом зависит от человеческого восприятия.Чувство цвета, формы, законченности и равновесности композиционногорасположения объектов, чувство «хорошей фигуры» и линии, чувство гармонии идисгармонии, ассонанса и диссонанса, чувство пропорции и многое другое — весьэтот огромный потенциал сенсорных возможностей организма является необходимымусловием полноценной встречи личности с эстетическим объектом.
Сенсорная невосприимчивость,отсутствие техники и культуры чувственно-эстетического восприятиядействительности и художественных произведений приводят к резкому искажению и вконечном счете к разрушению эстетического эффекта. Вот почему так важно уже смладшего школьного возраста, а, может, и еще раньше, развивать у ребенкасистему сенсорных чувств. Этому могут помочь школьные предметы с эстетическойнаправленностью. Однако момент чувственного восприятия является толькопервым  необходимым толчком дляпробуждения более сложной деятельности.
«Путь познания, -  пишет Левитов, -  идет от живого созерцания, то есть отощущений и восприятия к абстрактному мышлению и завершается практикой, котораяявляется критерием истины».1
Таким образом чувственноепознание объединяет все психические процессы, которые возникают в результатенепосредственного воздействия предметов и влияют на наши органы чувств.
Среди форм восприятия существуетформа, важная для процесса чувственного познания именно произведений искусства.Она характеризуется большей активностью, организованностью, осмысленностью иболее творческим характером, чем другие формы восприятия — это наблюдение.
Наблюдение может различаться взависимости от конкретной задачи:
            наблюдениедля общего и предварительного ознакомления с предметом в целом, с тем, чтобыузнать этот предмет и выделить самые существенные его свойства;
            наблюдение сцелью выделить самые существенные детали и некоторые стороны предмета;
            наблюдение сцелью выделить самые существенные детали и некоторые стороны предмета;
наблюдение с целью сравнения для установления сходства иразличия между предметами или между разными этапами явления.
Наблюдение может потребоватьзначительных усилий воли, большой настойчивости и терпения. Но это качествонеобходимо развивать с самого раннего возраста, а тем более у младшего школьника.  Для развития наблюдения обязательно пройтивсе этапы. Однако могут быть ошибки, характерные для младшего школьника: выделениене главного, иллюзии, несамостоятельность. Эти недостатки можно устранить, есливести систематическую работу по культуре наблюдения у детей. Здесь необходиминдивидуальный подход.
Некоторые особенности эстетического восприятия, характерныедля младшего школьника.
Сфера нравственно-эстетическогоотношения ребенка чрезвычайно широка и окрашивает практически все егомироощущение. Дети этого возраста, в основном, верят, что жизнь создана для радости.Опосредованность отношения ребенка к действительности влечет за собойповерхностность его нравственно-эстетического отношения. Открывая мир какрадостное, прекрасное, полное красок, движения, звуков целое, как созданное дляисполнения его желаний, ребенок еще очень неглубоко проникает в сущностьпрекрасного.
Несмотря на конкретно-сказочноевосприятие мира, в младшем школьном возрасте новые обязанности и новаяответственность подготавливают качественный скачок в сознании ребенка: резкоменяются узкие рамки привычного мира дошкольника. На грани возрастовпереоцениваются прежние ценности: старая форма может наполнится новымсодержанием. Эти переходные процессы происходят и в сференравственно-эстетических отношений.
Несмотря на ряд положительныхпреобразований, в этом возрасте есть и многие отрицательные стороны. Чрезмернаянаглядность восприятия и мышления младшего школьника не только определяетфотографичность, диффузность построения образа, его фрагментарность, но илишает ребенка того, что называют личностным отношением к предмету или явлению.Если говорить о более конкретных видах искусства, например, об архитектуре искульптуре то здесь младший школьник никогда не обращается к такому моменту,как выбор материала для произведения или какого-либо фрагмента здания вкачестве его смыслового знака.
Учитывая возрастные особенности,можно успешно в системе развивать ребенка как личность, поднимая уровень нравственно-эстетическойвоспитанности. Это можно сделать, обращаясь к произведениям искусства, темболее что мы живем в таком прекрасном городе, где нас на каждом шагу окружаютвеликолепные образцы искусства: живописи, скульптуры и архитектуры.
Моя работа в большей степенипосвящена архитектуре Петербурга, поэтому я, рассмотрев эстетические и психологические предпосылки восприятияискусства младшим школьником, обращусь непосредственно к восприятию ребенкомархитектуры.
ВОСПРИЯТИЕАРХИТЕКТУРЫ.
Перед восприятием архитектурного сооруженияребенок должен ознакомиться с ним. Ознакомление может происходить посредствомпрочтения какого-либо материала об архитекторе и сооружении, либо учитель можетсам рассказать о них. В начальной школе можно применить оба методаознакомления. Это позволит ребенку полнее представить архитектурное сооружение.
Процесс восприятия архитектурыотличается от процесса восприятия других видов искусства. Рассматривая картину,гравюру или скульптуру, учащийся вступает в контакт с мыслями,  чувствами ее автора, распознает, чтоволновало и побуждало к творчеству именно этого человека, как через призму егоиндивидуального мировоззрения отразились умонастроения эпохи. Иное дело — восприятие архитектуры. Здесь происходит углубление в более широкий круг социальныхявлений, так как сама постройка зачастую несет в себе выражение жизненныхпотребностей и вкусов целой общественной группы, вводит школьника в болееширокий социально-исторический контакт с прошедшей эпохой.
Впечатление, получаемое отархитектурного произведения, складывается из целого ряда ощущений. Сюда входитощущение величины здания, которая мысленно соотносится с величиной собственноготела, ощущение пространственной протяженности, которая познается мышечнымиусилиями при перемещении внутри здания или вокруг.
Архитектура не только зрима, каккартина или скульптура, она осязаема и физически (рука касается перил,подоконника, плечо поддерживает тугую дверь, скользит под ногами натертыйпаркет), и мысленно (мы как бы ощущаем теплую, гладкую поверхность дерева,колючую шероховатость каменной стены). Архитектура слышима: гулкие шаги вхраме, поскрипывание половиц в деревянном жилом доме, приглушенное эхо голосовв просторном дворцовом зале.
Так как архитектура — пространственное искусство, то именно ощущение пространства является одним изсамых основных в восприятии данного искусства. Впечатление, полученное отснимка, может создать образ иного характера. Только восприятие в реальныхусловиях, в натуре, когда школьник сам может ощутить масштаб здания,прочувствовать непосредственную связь со средой его обитания, интерьером,внешним окружением, может дать полноценное представление о  сооружении.
Наш город дает прекраснуювозможность школьнику ознакомиться с величайшими полетами архитектурной мысли.
Архитектура — это не толькодворцы, это еще и утилитарные постройки. Человек это сразу ощущает, так как наего настроение влияет характер наших зданий: сочетание их высоты и протяженности,смена цветовых и фактурных по-разному освещенных зон.
В значительной степени важны иусловия восприятия: точка зрения на здание и др… В реальных обстоятельствахобразуются различные углы зрения (ракурсы), зависящие от рельефа местности, отрасположения здания (постройка находится на тесной улице или широкой площади,на возвышенности или в низине). Имеет значение и освещенность здания. В одномслучае она способствует выявлению отдельных деталей, рельефа поверхности (приверхнем дневном свете), а в другом — создает цельный обобщенный облик (при вечернемнебе, когда на фоне  неба вырисовываетсясилуэт здания, а его детали становятся незаметны). Все это  надо объяснять ребенку при показе архитектурногосооружения.
Большое значение  для восприятия архитектуры имеет «насмотренность»(запас образов), приобретенная в поездках и путешествиях. Такая база помогаетне только лучше понять специфику здания, но и точнее различить в нем признакиопределенного стиля, выявить художественные достоинства и недостатки.
У младшего школьника ещемаленький запас знаний и образов, поэтому, даже прогуливаясь по Петербургу иего окрестностям, нужно обращать внимание ребенка на здания, рассказыватьисторию их создания, раскрывать их художественную ценность, выявлять особенностистилей. Уже в начальной школе можно научить детей различать стили и эпохи.
Достаточно развитым можно назватьтакое восприятие архитектуры, при котором человек умеет  определить назначение, время создания, стильдаже  незнакомой постройки, а так жеспособен правильно оценить значение отдельных приемов в создании  целостного образа, почувствовать этот образпри знакомстве с постройкой. Обучая младших школьников восприятию архитектуры,нужно стремиться к этому идеалу.
При восприятии данного видаискусства есть еще одно важное качество: наличие собственного отношения кобразу. Это качество плохо развито у младшего школьника, который чаще всегопользуется мнением и оценкой взрослых. Педагогу нужно стремиться заложитьосновы объективного и заинтересованного отношения ко всем явлениямдействительности и к искусству. При нравственно-эстетическом воспитании ребенкаважно помнить, что любое отношение должно опираться на понимание общественной,исторической и художественной ценности здания, на понимание того, что архитектураявляется неотъемлемой частью общей материальной и духовной культуры нашегообщества.
Формами работы над восприятиемархитектуры  являются прогулка иэкскурсия с наблюдением и рассказом взрослого. Перед экскурсией можно проводитьспециальные подготовительные занятия, а после - итоговые. При проведении таких занятий нужно иметь ввиду несколько моментов. Главное правило при любойработе с младшими школьниками над произведениями искусства заключается в том,что акценты на  их формальные сторонынужно делать лишь в той мере, в какой это будет способствовать пониманиюсодержания произведения искусства. Центральный акцент должен падать на эстетическое восприятие самойдействительности, отражаемой искусством, а восприятие искусства должнорассматриваться прежде всего как средство активизации эстетического восприятияреальных объектов и событий.
Так же нельзя сводить работу поискусству к отзывам детей о произведениях в письменном виде. Большое значение ввыявлении детских впечатлений об искусстве и активизации отношения к восприятиюхудожественных произведений и архитектурных сооружений имеют «косвенные»методы: выбор детьми коротких музыкальных и поэтических произведений,соответствующих по эстетическому впечатлению предлагаемым произведениямискусства; рисунки по памяти на основе увиденного; просмотр циклов картин,фотографий, кинофильмов без развернутого словесного комментария с цельюнакопления запаса зрительных впечатлений и образов. Необходимо поощрять иустные высказывания детей, с целью накопления необходимых терминов из областиразличных видов искусства (формат, размер, цвет, пропорции, расположение…). Норабота со словом не должна быть единственной заботой учителя, она должнасочетаться с другими формами работы по произведениям искусства.
АНАЛИЗПЕДАГОГИЧЕСКОЙ ПЕРИОДИКИ.
Проанализировав педагогическиежурналы за последние 5-7 лет, я не нашла ни одной статьи обнравственно-эстетическом воспитании средствами православной архитектуры.
Однако самому эстетическомувоспитанию уделено большое внимание, особенно в журнале «Начальная школа»(статьи «Уроки культуры в начальной школе» Е.А.Софийской 1994’3, «Система эстетическоговоспитания в начальной школе» 1995’6 …). Т.Я.Шпикалова  в статье «Воспитание памяти исторической, культурной,народной» 1994’1 предлагает разработку праздника «Расписная игрушка».  На нем дети знакомятся с православными памятникамиМосковской Руси. Материал, предложенный в сценарии,  помогает раскрыть красоту своего города,села.
В журнале «Начальная школа» естьнесколько статей о Православии. Из них я бы хотела особо выделить одну:«Занятия по этике Христианства с детьми младшего возраста» Ю.Печина 1992’11-12. Автор рассказывает о педагогическом эксперименте, который был проведен внескольких начальных школах и детском саду Новосибирска. Он пишет в статье:«Отношение школы к богатейшему наследию Христианства — актуальнейшая насегодняшний день проблема».  Экспериментсостоял в том, что ребятам читался курс о Христианстве. Стержнем всех занятийбыл поставлен миф об Иисусе Христе. Идея Бога, как понимает ее автор, естьпродукт человеческого ума, способность возрождения, идея Бога — это «Мера Человечностилюдских поступков».  В своем курсе авторне ставит цели доказать существование Бога, так как для развития детей важенсмысл вещи, и поэтому можно смело обсуждать вопрос о вечной борьбе Бога иСатаны и месте человека в ней.  Одной иззадач курса является развитие способности к творческому мышлению, к анализусвоих поступков. Курс включает в себя 13 тем, которые так же предложены в статье.
В журнале «Педагогика»1994’6  А. Косик рассматривает некоторыепроблемы Православия в статье «Просветительская деятельность православныхбратств на территории России».
В последнее время все чаще стализадумываться о духовном, религиозном воспитании. Однако такая тема каквоспитание на архитектурных образцах православных памятников не нашла пока ещеотражения в периодической печати педагогического плана.
1.2   ИСТОРИЧЕСКИЙ ОЧЕРК.
Местность, занимаемаяСанкт-Петербургом, как и все течение Невы, были исконно русскими владениями. Поневским волнам плавали лодки ильменских славян, и Великий Новгород, выросшийпри многоводной системе рек и озер бассейна Балтийского моря, крепко держалсяНевы, как необходимого торгового пути. Но и наши северные соседи — шведы -  понимали важность  невского водного пути, и с 12 века началиборьбу с Новгородом за обладание невскими берегами.
Во время Северной войны, в 1703г., шведский город Ниенштанц сдался Петру Великому, который 16 мая заложил наБерезовом острове крепость, а 29 июня, в день своего ангела, заложил в новойкрепости деревянную церковь во имя святых апостолов Петра и Павла, — первыйхрам новой столицы. 1 апреля 1704 г. храм был освящен.
С первыми поселенцами сталибыстро возникать и другие церкви: предание говорит о существовании деревяннойЕкатерининской  церкви еще в 1707 г… Налевом берегу Невы Петр заложил Адмиралтейство, и тут уже в 1710 г. Былаустроена из сарая первоначальная церковь во имя Исаакия Далматского,празднуемого 30 мая, в день рождения Петра. В этом же году был освящен ипервоначальный Троицкий собор вблизи домика-дворца Петра Великого. Там же, нанынешней Петроградской Стороне  былипостроены церковь Успения, праматерь нынешнего Владимирского собора, и церковьРождества Пресвятой Богородицы, принявшая петербургский список Казанской иконы.
Петр с самого начала задумалпостроить Александро-Невскую Лавру, и от Адмиралтейства к ней был прорубленНевский проспект, а в 1713 г.  уже былосвящен первый храм новой обители — деревянная церковь Благовещения.
Поначалу все эти церкви,построенные наскоро, были непрочны и бедны. Однако значение выраставшей столицытребовало их благоустройства, и Петр в 1714 г. закладывает каменный Петропавловскийсобор, который первый достойно украсил собой новую столицу. Император возвелтак же каменный собор Иссакия Далматского на месте своего нынешнего памятникана Сенатской площади. К концу его царствования насчитывалось уже 11 приходскихцерквей и 4 собора.
Из числа этих церквей некоторыебыли благодарственными памятниками побед Петра. Так основание Екатерининскойцеркви в Екатерингофе приурочивается к памяти победы у деревни Каменкиной в1703 г… На месте нынешней Большой Пушкарской была освящена церковь во имясвятого апостола Матвея, который празднуется 9 августа, в день взятия Нарвы в1704 г… Троицкий собор имеет предел святого Харитона Исповедника в памятьпобеды над Лавенгауптом 28 сентября 1708 г… В честь Полтавской победы 27 июня1709 г.  была построена Сампсониевскаяцерковь, а в честь побед при Гангуте (1714 г.) и Гренгаме (1720 г.) — церковьсвятого великомученика Пантелеймона.
К концу своего царствования Петрзавершил свой план постройки большого монастыря: в 1724 г. Он перенес в Александро-НевскуюЛавру мощи святого Александра Невского. Торжество совпало с годовщинойзаключения Ништадского мира (30 августа).
Во время царствования АнныИоановны бироновщина неблагоприятно отразилась на развитии церковногостроительства, однако церкви строились, и к концу правления Анны их уженасчитывалось 29. Императрица выстроила трех престольную каменную церковьРождества Богородицы на Невском проспекте для Казанской иконы. Это былпервоначальный Казанский собор.
В царствование Елизаветы Петровныцерковное зодчество процветало. Растрелли воздвиг величественный Смольныйсобор, в том же стиле были построены Никольский собор, и Ямская церковь, выстроенвновь на месте сгоревшего деревянный Троицкий собор, была заложена церковьЗахарии и Елисаветы в Кавалергардском полку, воздвигнут первоначальныйПреображенский собор в честь вступления императрицы на престол.
Екатерина Вторая любила строить.Ее правление считается одним из лучших периодов петербургского зодчества. В этовремя были построены крупные каменные храмы: Владимирский собор наПетроградской стороне, заменивший прежний Успенский, и Троицкий соборАлександро-Невской Лавры. Был наполовину отстроен новый Исаакиевский собор, нопозднее его снесли и начали строить заново.
Первая половина 19 векаознаменовалась постройкой двух величественных


Не сдавайте скачаную работу преподавателю!
Данный реферат Вы можете использовать для подготовки курсовых проектов.

Поделись с друзьями, за репост + 100 мильонов к студенческой карме :

Пишем реферат самостоятельно:
! Как писать рефераты
Практические рекомендации по написанию студенческих рефератов.
! План реферата Краткий список разделов, отражающий структура и порядок работы над будующим рефератом.
! Введение реферата Вводная часть работы, в которой отражается цель и обозначается список задач.
! Заключение реферата В заключении подводятся итоги, описывается была ли достигнута поставленная цель, каковы результаты.
! Оформление рефератов Методические рекомендации по грамотному оформлению работы по ГОСТ.

Читайте также:
Виды рефератов Какими бывают рефераты по своему назначению и структуре.

Сейчас смотрят :

Реферат Создание COM компонента на Visual C++
Реферат Math And Owning A Restaraunt Essay Research
Реферат Аннотация рабочей программы дисциплины «Учет и налогообложение на предприятии малого бизнеса» наименование дисциплины для направления подготовки
Реферат Методика воспитания выносливости
Реферат Сексуальные воспоминания и фантазии мужчин и женщин во Франции
Реферат Создание Европейской валютной системы. Евровалюта
Реферат Consequence of building the National Missile Defense
Реферат Kinglearcompare And Contrast Lear And Cloucester Essay
Реферат Japanese Internment Essay Research Paper The JapaneseAmerican
Реферат 08/07/2005 10: 26: 00
Реферат Quality Issues In System Development Essay Research
Реферат Создание игровой программы шашки для игры между человеком и компьютером на языке С Builder
Реферат Предметная детализация художественных образов как одна из основных форм повествования
Реферат AutoCad 2000
Реферат Методы государственного управления