СОДЕРЖАНИЕ
I. НАУЧЕНИЕДЕТЕЙ РАССКАЗЫВАНИЮ ПО ПАМЯТИ
1.1. Обучениедошкольников рассказыванию по памяти из собственного опыта
1.2. Ведущиеприемы научения детей рассказыванию по памяти
1.3. Темы,предлагаемые дошкольникам разных возрастных групп для обучения рассказыванию попамяти
II. ОПИСАНИЕПРОВЕДЕНИЯ ЗАНЯТИЙ И АНАЛИЗ ЭФФЕКТИВНОСТИ ИСПОЛЬЗОВАННЫХ МЕТОДОВ
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ
ПРИЛОЖЕНИЕ 1.
ПРИЛОЖЕНИЕ 2.
I. НАУЧЕНИЕДЕТЕЙ РАССКАЗЫВАНИЮ ПО ПАМЯТИ
1.1 Обучениедошкольников рассказыванию по памяти из собственного опыта
Программой детскогосада предусмотрена система занятий по обучению рассказыванию. Обучая ребенкарассказыванию, т. е. самостоятельному связному и последовательному изложениюсвоих мыслей, педагог помогает ему находить точные слова и словосочетания,правильно строить предложения, логически связывать их друг с другом, соблюдатьнормы звуко- и слово-произношения. Иными словами, воспитатель совершенствуетвсе стороны речи ребенка — лексическую, грамматическую, фонетическую. При этомвыполнение дошкольником заданий по рассказыванию интенсифицирует процессовладения языковыми средствами. Ведь ребенок, чьи рассказы с интересом ивниманием выслушивают окружающие, испытывает потребность высказываться точнее,понятнее; прилагает усилия для того, чтобы его речь звучала четко, ясно идостаточно громко; он начинает с большим вниманием относиться к помощивзрослого, когда тот в случае необходимости напоминает нужные слова илипомогает начать рассказ, перейти от одной его части к другой и т. п.
Важно, чтобы детиговорили о хорошо знакомых им предметах, фактах, событиях. Тогда их речьстановится более связной и свободной.
В процессе подготовки кзанятиям по развитию речи воспитатель должен отбирать такой материал длярассказов, на основе которого углубляются нравственные представления и чувстваребенка, его эмоциональные и эстетические переживания. B процессе обучения детиовладевают умением составлять рассказы различных видов. Рассказы нареалистические темы требуют от ребенка жизненно достоверного, точного изложенияфактов. К таким рассказам, которые в методике развития речи принято называтьфактическими, относятся рассказы по восприятию, а также по памяти.
Особая категориядетских рассказов по памяти — из индивидуального (личного) опыта ребенка.Ребенку нужно самостоятельно отобрать из своих впечатлений те, которыесоответствуют заданию педагога. А рассказывать он должен наиболее понятно,обстоятельно, поскольку описываемый предмет или событие обычно слушателям неизвестны. Труднее такой деятельностью руководить и педагогу, так как он, незная точного содержания предстоящего рассказа, не всегда может дополнить илипоправить ответ. Для воспитателя такие рассказы — показатель интересов,представлений ребенка.
Рассказывание изличного опыта требует большой помощи воспитателя. На первых занятиях педагогможет использовать рассказ-образец. Чтобы приблизить его содержание к рассказамдетей, можно использовать форму воспоминания о своем детстве или передачирассказа своего знакомого ребенка. Содержание образца может быть и вымышленным.Главное, чтобы он натолкнул ребенка на мысль о включении в рассказы наиболееполезного, положительного опыта из своей жизни и жизни сверстников(взаимопомощь, трудолюбие, аккуратность, любовь к животным и т. д.).
Накануне занятий порассказыванию бывает целесообразно предложить детям понаблюдать за чем-то дома,для того чтобы вызвать произвольное запоминание объекта, события.
1.2 Ведущиеприемы научения детей рассказыванию по памяти
Овладение воспитателемметодами и приемами обучения рассказыванию — одно из важнейших условий успешнойработы по развитию речи дошкольников.
На занятияхиспользуются такие приемы, как объяснения, вопросы, речевой образец,демонстрация наглядного материала, упражнения, опенка речевой деятельности идр.
Специфичным занятием,где дошкольники встречаются с необходимостью достоверно, понятно и краткорассказать о своем опыте, является составление письма. Переписка детейпод руководством педагога — важное средство нравственного и умственноговоспитания. Эту работу можно проводить и вне занятий. В младших группахсоставление письма — коллективная деятельность, общий разговор, из которогопедагог выбирает и записывает отдельные фразы, высказывания. С более старшимидетьми содержание и форму письма обсуждают более подробно. Для того чтобы детисознательнее относились к переписке, в старшей и подготовительной к школегруппах этому можно посвятить несколько занятий. Текст коллективного письмадолжен представлять собой большой, развернутый рассказ детей об их жизни,составленный по частям.
Поводы для написанияписьма могут быть различными: проявить внимание к товарищу (заболевшему,уехавшему), обратиться к интересному человеку (писателю, художнику, передовикупроизводства), установить переписку с детьми из другого детского сада (в другомселе, национальной республике), послать поздравление с праздником солдатам.
Известно, чтописьменная речь — высшая форма связной монологической речи. Именно онахарактеризуется большей плановостью и произвольностью. Поскольку педагог будетзаписывать текст, он предупреждает детей о том, что нужно хорошенько обдумыватьпредложения. «Коллективное составление письма облегчает воспитателюформирование у детей очень важной способности отбора лучшего, наиболееподходящего варианта предложения (фразы) или более крупной части текста,продолжающих изложение содержания письма. Эта способность, собственно, иявляется сутью произвольности, осознанности построения высказывания («Я могусказать так, но, наверное, лучше сказать по-другому»)».
На занятии педагогзнакомит детей с традиционными правилами построения письма. Вначале идутобращение и приветствие (обсуждаются его варианты). Затем объясняется причинаобращения к адресату с письмом, высказывается желание узнать о его жизни,здоровье, новостях. А уже затем сообщается о собственной жизни.
Если высказывания детейпо своему содержанию сводятся к одной фразе (например: «У нас много игрушек»),воспитатель дает небольшой план и побуждает их рассказывать подробнее,предлагает написать о наиболее интересном (самоделках, обитателях уголкаприроды и др.). В конце занятия педагог читает письмо целиком, затем объясняет,что его нужно переписать аккуратно. Остальная работа с письмом (заклеивание,оформление конверта а опускание в почтовый ящик) проводится уже вне занятия.Если в детском саду есть магнитофон, можно составлять звуковые письма, хотявысказывания детей при этом будут более свободными, в разговорном стиле.
В дальнейшем, внезанятий, педагог не только привлекает к написанию письма группку детей, но ипомогает некоторым детям оформить индивидуальные письма.
Закреплять умениерассказывать по представлению можно при помощи дидактических игр. Особенношироко используются для этой цели игры-загадки «Угадай, что за зверь», «Угадай,кто (что) это». Аналогичны игры, в которых дети описывают отсутствующие предметы:«Угадай, что мы задумали», «Когда это бывает?», «Где был Петя?».
Основное правило в этихиграх — не называя предмета, который задуман, описать его по главным(существенным) признакам. Выделить эти признаки па первых занятиях помогаетплан рассказа-описания или образец рассказа.
Например, составляязагадку о животном, надо сказать о его внешнем виде, о том, чем оно питается,где живет; в загадках о профессиях — о трудовых операциях, орудиях труда,спецодежде.
Словесные дидактическиеигры, включающие рассказы детей по памяти, например «Радио», «Что я видел»,«Путешествие утром, вечером», «Отгадай-ка», «Похож — не похож», не должны бытьпродолжительными, так как сложны для детей. Их проводят после аналогичныхзанятий и игр, включающих описание предметов, игрушек, картинок по зрительномувосприятию.
1.3 Темы,предлагаемые дошкольникам разных возрастных групп для обучения рассказыванию попамяти
Обучение рассказам попамяти начинается с начала года в старшей группе. Более легкие темы — изобщего, коллективного опыта, т. е. о том, что было ранее воспринято всемидетьми группы совместно с воспитателем. Этот вид рассказа требует произвольнойпамяти. Психологами установлено, что самый сильный вид памяти эмоциональный.Поэтому лучше предлагать детям темы, оставившие яркий след не только в ихсознании, но и в чувствах. Это могут быть темы «Елка в детском саду», «Нашабелочка», «Как мы делаем игрушки малышам», «Праздник урожая» и др. Обычнорассказывание проводят не сразу после события. Впечатления детей сначала закрепляютсяв разговорах об увиденном в пережитом, играх, рисунках.
В подготовительной кшколе группе находят место и темы более общего характера, требующие обобщенияопыта, моральных суждений: «Наши любимые игрушки и игры», «Что осень даритлюдям», «С кем я люблю играть». Своеобразным обобщением природоведческих знанийявляется решение речевых логических задач, когда детям приходится искать ответна какой-то вопрос, продолжать начатый воспитателем рассказ-загадку о природе.Приведем пример такого рассказа.
Разноцветные кораблики
«Пришла я на пруд.Сколько разноцветных корабликов сегодня на пруду — желтые, красные, оранжевые!Они прилетели сюда по воздуху. Опустится такой кораблик на воду и тотчаспоплывет. Много еще прилетит их сегодня, завтра и послезавтра. Расскажите, чтоэто за кораблики плавают на пруду, в какое время года они бывают».
Для успешногопроведения занятия важное значение имеет эмоциональный настрой детей, которыйобеспечивается умелым, в образной форме, напоминанием детям воспринятого имиранее. С этой целью педагог может задать детям вопросы, предложить небольшойрассказ, а также наглядный материал: фотографии, картинки, показатьигрушку-самоделку.
Общую темуцелесообразно разделить на мелкие подтемы и составить рассказ по частям. Одну иту же подтему можно предложить последовательно нескольким детям, особенно еслипервый рассказчик неудовлетворительно справился с задачей. Необходимо приучатьдетей следить за составлением рассказа по заданной микротеме, не повторятьсказанного и не забегать вперед.
Например, небольшиерассказы о празднике елки (как делали елочные игрушки и готовились к празднику;какая елка, как она украшена, как украшен зал; какая игрушка на елке тебебольше всего понравилась; как проходил праздник; выступления наших ребят; новогодниеподарки) помогут детям полнее и ярче припомнить это событие, а затем составитьподробный рассказ.
Материал длярассказывания должен быть полезным в воспитательном отношении.
В старшей группе вначале года можно предлагать детям для рассказов единичные факты: вспомнить иописать любимую игрушку, которой малыш играет дома, рассказать о своем домашнемживотном, о комнате или квартире, где он живет. С течением времени темыусложняются: описать какое-нибудь событие (как прошел день рождения или самый интересныйвыходной день), любимую книжку.
В подготовительной кшколе группе полезны темы этического характера: «Мой друг», «Научился сам —научу другого», «Как мы помогаем малышам», «Хороший поступок моего товарища».
Как это видно, всепредлагаемые темы конкретны, посвящены одному определенному узкому вопросу.Отвлеченные темы, например случай из жизни, интересное приключение, смешнойслучай, часто не вызывают необходимых ассоциаций в памяти детей. Как правило,ребенка затрудняет необходимость анализа своего жизненного опыта. Чаще всего стаким заданием справляются лишь лучшие рассказчики. Но и они или копируютрассказ воспитателя, или откровенно фантазируют.
Темы для рассказовмогут быть подсказаны условиями жизни детей.
II. ОПИСАНИЕПРОВЕДЕНИЯ ЗАНЯТИЙ И АНАЛИЗ ЭФФЕКТИВНОСТИ ИСПОЛЬЗОВАННЫХ МЕТОДОВ
Занятия (см. ПРИЛОЖЕНИЕ1, ПРИЛОЖЕНИЕ 2) были проведены в средней и старшей группах дошкольногоучреждения.
Список детей среднейгруппы:
1. НикитинВлад;
2. БерестеньОля;
3. ПетрушинаЛиза;
4. МакаровИван;
5. ПадалецЖеня;
В течение проведениязанятия все дети данной группы были активны, с интересом включились. Сказка,предложенная для драматизации была знакома и понятна воспитанникам.
Важным этапом занятиябыло чтение воспитателем начала сказки. Это помогло дошкольникам настроиться нанеобходимый эмоциональный фон, а также вспомнить сюжет сказки.
Речевое развитие детейданной группы отличается неравномерностью. То есть в группе присутствуют дети сдостаточно развитой, логичной и последовательной речью, большим для данноговозраста словарным запасом (Петрушина Лиза, Берестень Оля). Однако, есть дети,речь которых требует определенной коррекции и дальнейшего развития.
Данный аспектпроявлялся и в ходе проведения занятия. Так, детям с хорошо развитой речью,воспитатель мог дать большую самостоятельность в процессе пересказа. Другим жедошкольникам требовались многочисленные подсказки и помощь воспитателя.
В пересказывании текстаопорой для детей служили начала фраз, произносимые воспитателем. Кроме того,правильно вспомнить фразу героя помогали действия, которые выполняли детисовместно с воспитателем (приседания, «поедание пирожка»).
Кроме пересказываниянепосредственного текста сказки дети передавали в процессе проигрыванияинтонации, мимику и жесты героев (удивление, злость медведя).
Список детей старшейгруппы:
1. ВасильеваАнна;
2. ГусаковИлья;
3. ПасютинВалера;
4. КирееваПолина;
5. ШульцКсения.
Дети достаточно активновключились в работу над моделированием сказки. Минусом данного метода было то,что большое количество времени было потрачено на рассмотрение и ознакомлениедетей с игрушками, использованными для моделирования сказки. Кроме того, дети впроцессе рассмотрения моделей отвлекались от темы и задания.
Результативным оказалсяприем беседы с детьми по вопросам. Ответы детей были правильными, развернутые.
При самостоятельнойработе дошкольников по моделированию сказки можно отметить, что дети достаточноблизко к тексту передавали фразы героев. Следует также сказать о том, чтодошкольники передавали текст героев сказки, используя элементынародно-фольклорной лексики.
При моделированиисказки дошкольниками была сохранена и правильно передана последовательностьсобытий, логика рассказывания.
Сложными для детейоказались некоторые вопросы воспитателя (в конце моделирования сказки). Так,детям было сложно ответить на вопрос о том, почему герои представлены в том илиином цвете – и связать качества героев с цветами.
Список литературы:
Алексеева М.М., Яшина В.И. Методикаразвития речи и обучения родному языку дошкольников — М.: Академия, 1998 – 400с.
Бородич А. М. «Методика развития речидетей», М., 1981, — 235 с.
Логинова В.И., Максаков А.И., ПоповаМ.И. и др. Развитие речи детей дошкольного возраста — под ред. Ф.А.Сохина — М.:Просвещение, 1984 – 223 с.
Ушакова О.С. Развитие речи и творчествадошкольников: игры, упражнения, конспекты занятий. – М., 2001, — 268 с.
Филичева Т.Б., Соболева А.В. Развитиеречи дошкольника: Методическое пособие с иллюстрациями. – Екатеринбург: Изд-во«АРГО», — 1997. – 80 с.
ПРИЛОЖЕНИЕ 1.
План-конспект занятия встаршей группе по научению рассказыванию по памяти
Цель: Обучение детейрассказыванию методом моделирования сказок.
Задачи:
1. Учитьдетей самостоятельно пересказывать и понимать сказки на основе построениянаглядной модели.
2. Уметьстроить полные, выразительные ответы на вопросы по содержанию прочитаннойсказки.
3. Развиватьумение использовать заместители при пересказе не только всей сказки, но иотдельных эпизодов.
Материал иоборудование: Набор крупных условных заместителей к сказке «Хаврошечка».(Хаврошечка, Одноглазка, Двуглазка, Триглазка, хозяйка, сильный человек,корова, яблоня). Они разного цвета и формы. На каждого ребенка конверт сусловными заместителями меньшего размера, столы.
Ход занятия:
Дети играют в группе.Заходят гости, дети здороваются с ними, предлагают им садится.
1. Воспитатель:Ребята, подойдите, пожалуйста ко мне. Я знаю, что вы очень любите сказки.Назовите свои любимые сказки. (ответы детей).
Воспитатель: Недавно мыпознакомились еще с одной сказкой «Хаврошечка». Пробовали ее рассказать, носправились с трудом, потому что ее содержание охватывает много действий. Чтобынам легче рассказать эту сказку можно составить подсказку, т.е. модель этойсказки.
Воспитатель размещаетна фланелеграфе фигурки – заместители персонажей и решает с детьми, какаяфигура кого будет обозначать.
Воспитатель:Назовите героев сказки? Сколько их? (Дети перечисляют, их – 8). Даем каждомуперсонажу фигурку – заместитель. Они разного цвета и формы.
Воспитатель:Почему Хаврошечка и сестры красного цвета? (Девицы – красавицы).
Почему хозяйка желтогоцвета? (Злая).
Почему сильный человексинего цвета? (Он добрый).
Коричневый круг – ктоэто? (Корова).
Зеленое деревце? (Это –яблоня).
Воспитатель:Вспоминаем начало сказки и выкладываем в первой рамочке соответствующие фигурки– заместители. (Дети работают самостоятельно).
2. Дети по очередирассказывают и составляют модель сказки.
3. Воспитательприглашает детей сесть с ним на коврик и послушать вопросы.
Воспитатель:Дети, понравилось вам составлять сказку по моделям? (Да).
Назовите сказочныеволшебные образы? (Одноглазка, триглазка, волшебная яблоня, корова,Хаврошечка).
Сказочные действия?(Хаврошечка влезла в ухо корове).
Бывает такое в жизни? –Нет. Только в наших сказках, каких? (Волшебных).
Назовите еще волшебныесказки? Дети, а с каких слов обычно начинаются сказки? (Жили-были, в некоторомцарстве, государстве).
Какой фразой начинаетсянаша сказка? («Есть на свете люди хорошие…»).
Какими словамизакончилась наша сказка? А еще какими словами заканчиваются сказки, назовите?(«Стали они жить поживать, да добра наживать»; или «Так они живут, пряникижуют, медком запивают, нас с вами вспоминают», или «И я там был: мед, пиво пил,по усам текло, а в рот не попало», или «Тут и сказке конец – кто дослушал –молодец!».
4. Оценкаответов детей.
ПРИЛОЖЕНИЕ 2.
План-конспект занятия всредней группе по развитию навыков рассказывания
Цель: учить детейвнимательно слушать сказку, участвовать в ее инсценировании и драматизации ееотрывков.
Задачи:
1. Воспитыватьнавыки рассказывания по памяти;
2. Способствоватьинтонационной выразительности речи детей.
Предварительная работа:за 2-3 дня до занятия желательно рассмотреть рисунки к сказке, постараться,чтобы дети запомнили слова, которые говорил медведь, намереваясь съестьпирожок, и Машенька, сидя в коробе.
Ход занятия:
Воспитательрассказывает сказку. Достает игрушки, изображающие Машеньку и медведя.Напоминает детям эпизод из сказки:
«Вернулся вечероммедведь, увидел Машеньку, обрадовался: «Ага, — говорит, — теперь не отпущутебя! Будешь у меня жить. Будешь печку топить, будешь кашу варить».
Воспитатель спрашивает,что же должна была делать Машенька в доме медведя? Отвечает сам, а детидополняют отдельные слова:
«Будешь печку (топить),будешь кашку (варить)».
Далее драматизируетсяследующий эпизод:
Воспитатель и дети:
Идет медведь междуелками, идет между березами, в овражки спускается, на пригорочки поднимается.Шел-шел, устал и говорит:
«Сяду на пенек»(присаживается);
«Съем пирожок»;
Машенька:(за спиной у медведя). «Вижу, вижу!.. Не садись на пенек, не ешь пирожок…
Медведь:Ишь, какая глазастая. Все видит!
Воспитатель:Поднял он короб и пошел дальше.
Подведение итоговзанятия. Воспитатель спрашивает, понравилась ли детям такая игра, будут ли онидома учиться рассказывать.