КОНСПЕКТ
занятия порусскому языку, проведенного студентом Антроповым Александром группы ЛП-46ФНиСО ПГПУ им. В.Г.Белинского для детей с нарушениями письма и чтения,обусловленных недостаточной сформированностью всех средств языка и задержкойпсихического развития, школы № 51
2 марта 2009года в 12 часов 00 минут
Тема:Предлоги и их употребление в речи.
Коррекционно-развивающиецели: Развивать вниманиеи память. Предупреждение и коррекция аграматизмов.
Обучающие цели: Учить детей правильно употреблятьпредлоги в устной и письменной речи, разграничивать речевые единицы на письме.
Воспитательные цели: Воспитывать уважение друг к другу, умениеработать в коллективе.
Оборудование: Словарные слова-картинки, плакат собъектами в различных пространственных отношениях, карточки с загадками.
Ход занятия.
1. организациядетей на работу.
Логопед: Здравствуйте, ребята! В началенашего урока мы сыграем в игру. Я буду называть слова, а как только вы услышитеслово из трёх слогов вы сядете за парты.
2. словарнаяработа.
Логопед: Посмотрите на словарные слова надоске и скажите на какие две смысловые группы можно разделить их. (шоссе,карандаш, пенал, дежурный, тетрадь, машина, троллейбус.)
Дети: Школьные принадлежности и транспорт.
Логопед: Какие ещё словарные слова,относящиеся к транспорту вы знаете?
Дети: Автобус.
Логопед: Теперь я уберу слова, относящиеся ктранспорту. Вы внимательно посмотрите на оставшиеся, запомните их. Позже я ихуберу, а вы их запишите по памяти.
Логопед: Кто какие слова запомнил?
Дети: Карандаш, пенал и т.д.
Логопед: Как они правильно пишутся?Произнесите по слогам. Ребята вы все молодцы. Ребята, среди слов, которые вы записали,есть слова «карандаш» и «пенал» (вешает на доску картинки карандаша ипенала) Придумайте предложение с этими словами.
Дети: Карандаш лежит в пенале.
Логопед: Запишите это предложение в тетради. (одинученик пишет его на доске) Посчитайте сколько слов в этом предложении?
Дети: Четыре. (если затрудняются, тологопед предлагает считать всем вместе: какое первое слово, второе и т.д.)
Логопед: Ребята, назовите самое маленькоеслово в этом предложении?
Дети: В
Логопед: К какой части речи оно относится?
Дети: Предлог.
3. Основная часть:работа над предлогами.
Логопед: правильно, это предлог. Сегодня науроке мы продолжим знакомится с предлогами, будем учится правильно их писать иупотреблять в речи. А давайте вспомним, что вы знаете о предлогах? (работапо таблице)
Дети: это служебная часть речи, кпредлогам нельзя задать вопрос, предлоги пишутся отдельно от других частейречи. ( если дети затрудняются логопед задаёт наводящие вопросы:какая часть речи? Можно ли задать вопрос? Как пишется?)
Логопед: Ребята, вы все молодцы, вы правильносказали, что такое предлог. Давайте вспомним, какие ещё бывают предлоги. В этомнам поможет вот такая картинка (на картинке изображены предметы в различныхпространственных отношениях между собой). Я вам буду называть предмет,вы мне говорить, где он находится на картинке. Мы узнаем кто из вас самыйвнимательный.
Логопед: книга
Дети: книга лежит на столе.( отвечает одинребенок)
Логопед: Молодец. Какой предлог тыиспользовал?
Дети: предлог «на».
Логопед: как ты его напишешь?
Дети: Раздельно.
Далее ведётся аналогичнаяработа над остальными предлогами по картинке. Дети записывают предлог ссуществительным в тетрадь.
Логопед: Вы хорошо справились с этимзаданием. А теперь давай те чуть-чуть отдохнем и разомнёмся.
4. Физкультминутка.
Логопед: сейчас я вам буду говоритьинструкции, а вы постарайтесь правильно их выполнить. Поместите карандаш напенал, под пенал, за голову, перед партой и т.д.
5. работа по нахождению предлогов в предложениях.
Логопед: Кто напомнит, о чём мы сегодня свами говорим?
Дети: О предлогах.
Логопед: А как вы думаете, нужны ли нампредлоги, может и без них можно обойтись? Если я скажу « ученик сидит партой»,это будет правильно? У меня есть загадки, но в них пропущены предлоги, давайтевставим их и отгадаем! (Раздаются карточки с загадками.
Дом … улице идёт,
… работу нас везёт.
Не … курьих ножках,
А … резиновыхсапожках.
(Затем выполняется поверка.)
Логопед: Ребята, вы, наверное, уже хорошоусвоили, что такое предлог! Давайте поиграем в игру «кто больше найдётпредлогов». Сейчас я вам раздам предложения, а вы найдёте в них предлоги иобведете кружком. (каждому раздаются карточки с предложениями:
Платок лежит вкармане. Вазу поставили на стол. Кошка спряталась за шкаф. Мышка вылезла изнорки. Машина подъехала к дому. Яблоко упало с дерева. Муха ползёт по стеклу.
(Далее выполняется проверка.)
6. Подведение итогов
Логопед: ребята давайте вспомним, о чём мысегодня говорили?
Дети: О предлогах.
Логопед: А что такое предлог?
Дети: это служебная часть речи, к предлогунельзя задать вопрос, предлог пишется раздельно с другими частями речи.
Логопед: молодцы ребята, вы сегодня хорошопоработали на уроке. На следующем занятии мы с вами продолжим знакомиться спредлогами. До свидания.
Дети: До свидания!