КУРСОВАЯРАБОТА
На тему:
«Нарушения звукопроизношения у дошкольников с минимальными дизартрическими расстройствами»
Содержание
Введение
Глава 1.Общая характеристиказвукопроизносительной стороны речи у дошкольников с минимальными дизартрическимирасстройствами
1.1.Закономерности усвоения звукопроизношения в онтогенезе.
1.2.Понятие «минимальноедизартрическое расстройство»
1.3. Особенности звукопроизношения удошкольников с минимальными дизартрическими расстройствами
Глава 2.Исследование состояниязвукопроизношения у дошкольников с минимальными дизартрическими расстройствами
2.1. Задачи и содержание обследования
2.2. Анализ результатов обследованиязвукопроизношения
Заключение
Список литературы
Приложения
Введение
Актуальность. Минимальные дизартрическиерасстройства—одно из наиболее часто встречающихся в детском возрастерасстройств речи, при котором ведущими в структуре речевого дефекта являютсястойкие нарушения звукопроизношения, сходные с другими артикуляторными расстройствамии представляющие значительные трудности для дифференциальной диагностики икоррекции (И.Б. Карелина, Л.В. Лопатина, Р.И. Мартынова, Л.В. Мелехова, И.И.Панченко, Э.Я. Сизова, Э.К. Макарова, Е.Ф. Соботович, О.А. Токарева). Этинарушения вызывают вторичные отклонения в развитии фонематической, лексическойи грамматической стороны речи, снижают эффективность школьного обучения детей(Т.Б. Филичева, И.А. Чевелева, Г.В. Чиркина, Г.В. Гуровец, СИ. Маевская, Р.Е.Левина, Л.В. Лопатина, Н.В. Серебрякова, Р.И. Мартынова, Л.В. Мелехова, Е.Ф.Соботович, Т.В. Туманова).
В то же время недостаточно изучены легкие проявления дизартрии. Нет единоготерминологического подхода к обозначению этого речевого расстройства. Внастоящее время сосуществуют понятия стертая дизартрия, «мягкая» дизартрия,дизартрический компонент, минимальный дизартрический синдром, минимальныедизартрические расстройства.
Накопленбольшой теоретический материал по проблемам этиологии,
симптоматики разнообразных клинических проявлений неречевых и речевых нарушенийпри минимальных дизартрических расстройствах (Л.В. Лопатина, Р.И. Мартынова,Л.В. Мелехова, Э.Я. Сизова, Э.К. Макарова, Е.Ф. Соботович и др.). Однакоостаются недостаточно изученными вопросы формирования звукопроизношения у детейс указанным речевым расстройством. Отсутствуют экспериментальные данные овлиянии фонетического контекста на характер и специфику нарушенийзвукопроизношения при минимальных дизартрических расстройствах. Существующиеметоды коррекционно-логопедической работы недостаточно дифференцированы взависимости от механизма и структуры дефекта при различных проявлениях минимальныхдизартрических расстройств.
Проблемаисследования определяется актуальностью и значимостью этих вопросов,недостаточной изученностью особенностей звукопроизношения в зависимости отфонетического контекста, с одной стороны, и необходимостью определения условийповышения эффективности коррекционно-логопедической работы по формированиюзвукопроизношения у детей с минимальными дизартрическими расстройствами, с другойстороны. Решение этой проблемы определило цель нашего исследования.
Целью нашей курсовой работы является: охарактеризоватьнарушения звукопроизношения у детей дошкольного возраста с минимальными дизартрическимирасстройствами.
Гипотеза исследования: нарушения звукопроизношения при минимальныхдизартрических расстройствах имеют различную степень выраженности.
Объект исследования: звукопроизношение у дошкольников сминимальными дизартрическими расстройствами.
Предмет исследования: особенности нарушениязвукопроизношенияу дошкольников с минимальными дизартрическими расстройствами.
В соответствии споставленной целью и выдвинутой гипотезой исследования ставим перед собойследующие задачи:
1. Изучитьспециальную, педагогическую и медицинскую литературу по проблеме исследования.
2. Подобрать приемыисследования звукопроизношения у детей с минимальными дизартрическимирасстройствами.
3. Провестисобственное исследование звукопроизношения у дошкольников с минимальнымидизартрическими расстройствами.
4. Проанализироватьрезультаты эксперимента.
Методы:
1. Теоретический – анализ литературных данных.
2. Экспериментальный – проведение констатирующегоэксперимента
3. Статический – анализ результатов эксперимента.
Структура работы:данная работа состоит из введения, 2-х глав, заключения,списка литературы и приложений.
Глава1.Общая характеристиказвукопроизносительной стороны речи у дошкольников с минимальными дизартрическимирасстройствами
1.1. Закономерности усвоениязвукопроизношения в онтогенезе
Ребенок овладевает речьюпостепенно, переходя от более простых структур к более сложным. Овладение речью— активный процесс поисков, наблюдений, сравнений, установления отношений иобобщений, нуждающийся в использовании ребенком всех анализаторов.
Язык представляет собойсовокупность языковых единиц разного ранга (звуков, морфем, слов, предложений),а также правил их конструирования и употребления.
Усвоениеребенком родного языка проходит со строгой закономерностью и характеризуетсярядом черт общих для всех детей. Ребенок в онтогенезе усваивает закономерностиязыка "… на основе частичного анализа речи взрослых и на основеврожденных познавательных тенденций детского ума". В первую очередь онусваивает наиболее регулярные проявления языковых закономерностей, стараясьиспользовать их как можно чаще. Сначала малыш овладевает правилами относительноболее широких языковых классов, а затем постепенно распространяет ихотносительно подклассов.
Порядок овладения вонтогенезе фонематическими противопоставлениями и фонематическими реализациямив различных языках имеет как универсальные закономерности, так и специфические,т.е. во многом зависит от фонологических закономерностей усваиваемого языка.Универсальные и специфические закономерности в порядке овладения звукопроизношением,детерминированы языковыми факторами, а не артикуляторными и акустическимихарактеристиками усваиваемых звуков.
Универсальныезакономерности онтогенеза звукопроизношения связаны с тем, что порядокформирования в онтогенезе фонологических противопоставлений соответствуетуниверсальной иерархии фонологических противопоставлений в языках мира. Чемреже используется противопоставление в языках, тем позже оно усваивается вонтогенезе.
Универсальныезакономерности овладения звукопроизношением связаны с усвоением наиболее«широких» обобщенных фонологических средств. В дальнейшем следует ихдифференциация, уточнение.
Универсальныезакономерности онтогенеза звукопроизношения наиболее ярко прослеживаются вотношении порядка усвоения некоторых фонологических противопоставлений(«крупных» различий в системе между группами фонем).
Вовсех языках наблюдается следующая последовательность усвоения различий междугруппами фонем в произношении: вокальные — консонантные, ротовые — носовые,лабиальные — дентальные, велярные — палатальные. Взрывные формируются раньшещелевых, а щелевые раньше аффрикат.Если на ранних этапах онтогенеза процессусвоения фонем детерминирован биологическими, врожденными и, следовательно,универсально-языковыми факторами, то по мере дальнейшего формированиязвукопроизношения порядок усвоения фонем все больше начинает подчинятьсязакономерностям фонематической системы усваиваемого языка. Выделение фонем впроцессе их фонематического противопоставления происходит в определеннойпоследовательности. Ребенок усваивает различия между гласными раньше, чем различиямежду согласными. Существуют закономерности в порядке восприятия гласных,зависящие от их основных артикуляционных характеристик.Артикуляционныехарактеристики гласных строятся на основании двух главных признаков: степениподъема языка и степени продвинутости языка вперед или назад.
Первыми в процессеонтогенетического развития формируется противопоставление по подъему языка,причем гласный нижнего ряда — максимально открытый, широкий звук [а], противопоставляетсяузким звукам, гласным верхнего подъема. Затем формируется противопоставление поряду: гласные переднего ряда, еще не отделяемые друг от друга и как бы составляющиеединый звук [и/э], противопоставляются гласным заднего ряда, также не дифференцируемым[у/о]. Последним формируется противопоставление гласных верхнего и среднегоподъема, т.е. [э] отделяется от [и], [у], [о]. Любопытно, чтопоследовательность появления гласных в продуктивной речи такая же: сначала, какправило, появляется звук [а], затем все другие гласные. Однако такаясогласованность в последовательности восприятия фонематических различий междузвуками и порядком их усвоения наблюдается только по отношению к гласным, в областисогласных такого совпадения нет.
Сначала осознаетсяразличие между наличием/отсутствием согласного, затем «внутри»согласных формируется оппозиция «сонорные -шумные». Позже различаетсямягкость и твердость согласных. Затем «внутри» шумных в первуюочередь различаются взрывные [п] — [т], [б] — [д], [п] — [к], [б] — М» И — [ф]> И " М» М — М- Далее дифференцируются один от другого язычные переднегои заднего рядов ([т] — [к], [с] — [х]). В последующем формируется различениеглухих и звонких согласных. Значительно позже возникает противопоставлениешипящих и свистящих звуков и, далее [л] — [j], [р] — Ш, М-[р].
У большинства детейотмечается следующий порядок усвоения согласных: губные появляются раньшеязычных, твердые губные — раньше мягких губных, а мягкие зубные — раньшетвердых; смычные раньше щелевых, свистящие — раньше шипящих.
А.Н. Гвоздев подчеркивал,что ранее всех звуков в онтогенезе речи ребенком усваиваются, в частности,взрывные [п], [т], [к], что свидетельствует о большей их функциональнойзначимости, по сравнению со щелевыми.
Такимобразом, в онтогенезе у детей, усваивающих русский язык, в первую очередьформируются звуки, определяющие ядро русской фонологической системы: [а], [о],[п], [м], [т'], [д'], [д], [б], [н]. Позднее появляются в произношении [э],[у], [и], [ы], [с], [ш], [ч], [щ], [л], [р].
Анализ лингвистическойлитературы показывает, что до настоящего времени дискуссионным остается вопросо факторах, определяющих последовательность появления звуков в речи детей. Последовательностьпоявления звуков обусловлена их ролью в организации основных фонологических противопоставлений.Данной теорией невозможно объяснить трудности усвоения звукопроизношения,специфичные для детей, осваивающих конкретный язык. Для интерпретации дефектовзвукопроизношения существенны как универсально-языковые закономерности, так изакономерности системной организации усваиваемого языка.
По мнению А.Н. Гвоздева,определяющей является артикуляционная сложность звуков. Под «артикуляторносложными» понимаются звуки с более сложным составом артикуляторныхдвижений и поэтому они позже формируются в онтогенезе и замещаются«простыми». Согласно этим представлениям, порядок усвоения звуков вонтогенезе и последовательность формирования звуковых дифференцировок приречепроизводстве обусловлены постепенностью созревания речедвигательногоанализатора.
1.2. Понятие «минимальное дизартрическое расстройство»
Минимальноедизартрическое расстройство (стертая дизартрия) — одно из наиболее частовстречающихся в детском возрасте речевое расстройство, при котором ведущим вструктуре речевого дефекта является стойкое нарушение фонетической стороныречи.
Дляминимальных дизартрических расстройств характерно:
— наличие слабовыраженных, но специфических артикуляционных нарушений в видеограничения объема наиболее тонких и дифференцированных артикуляционныхдвижений, в частности, недостаточность загибания кончика языка вверх, а так жеасимметричное положение вытянутого вперед языка, его тремор и беспокойство вэтом положении, изменения конфигурации;
-наличиесинкинезий (движения нижней челюсти при движении языка вверх, движения пальцеврук при движении языка);
-замедленныйтемп артикуляции движений;
— трудность в переключении артикуляционных движений;
— трудность удержания артикуляционной позы;
-стойкостьнарушения звукопроизношения и трудность автоматизации поставленных звуков;
-наличиепросодических нарушений.
Воснове минимальных дизартрических расстройств также лежит органическоепоражение центральной и периферической нервной системы. Следовательно, чтобыустранить симптомы минимальных дизартрических расстройств необходимонормализовать деятельность центральной и периферической нервной системы. А дляэтого необходимо длительное и систематическое лечение у невролога. Без лечениярезультатов работы практически не будет. В противном случае в школе будут оченьбольшие трудности в усвоении русского языка, т. к. речедвигательный дефектвлияет на письменную речь и приводит к наличию фонематической и артикуляционно-акустическойдисграфии.
Причиныминимальных дизартрических расстройств.
Минимальныедизартрические расстройства возникают при двустороннем поражении двигательныхкорково-ядерных путей, идущих от коры головного мозга к ядрам черепных нервовствола. Вследствие большой вариативности и комбинантности поражениядвигательных проводящих путей черепно-мозговых нервов симптоматика минимальныхдизартрических расстройств довольно разнообразна и неоднородна: наряду сцентральными спастическими параличами и парезами мышц наблюдаютсяэкстрапирамидные нарушения мышечного тонуса (в основном в виде мышечной гипертонии),различные гиперкинезы и другие двигательные нарушения.
Минимальныедизартрические расстройства могут наблюдаться у детей, перенесших воздействиеразличных неблагоприятных факторов в течение пренатального, натального ираннего постнатального периодов развития.
Средитаких неблагоприятных факторов можно отметить:
-токсикозбеременности;
-хроническуюгипоксию плода;
-хроническиезаболевания матери (болезни печени, почек, сердечно- сосудистые заболевания ит.д.);
-заболевания,перенесенные во время беременности (особенно в первой ее половине);
-стремительныеили сухие затяжные роды;
-явленияасфиксии новорожденных различной степени выраженности;
-резус-конфликтная ситуация;
-слабостьродовой деятельности матери, угрожающая асфиксией плода и требующая примененияразнообразных средств родовспоможения (стимуляции, ручной помощи, наложениящипцов и т. д.).
-наличиеразличных, нередко тяжелых заболеваний (особенно на первом году жизни):вирусный грипп, пневмония, тяжелые формы желудочно-кишечных заболеваний, частыепростудные и инфекционные заболевания, в некоторых случаях сопровождающиесясудорожными припадками на фоне высокой температуры.
1.3. Особенности звукопроизношенияу дошкольников с минимальными дизартрическими расстройствами.
Нарушения звукопроизношенияпри минимальных дизартрических расстройствах имеют свой специфический механизм.Выраженные нарушения звукопроизношения при минимальных дизартрическихрасстройствах с трудом поддаются коррекции и отрицательно влияют на формирование фонематической и лексико-грамматической сторон речи, затрудняютпроцесс школьного обучения детей. В то же времясвоевременная коррекция нарушений речевого развития является необходимым условием психологическойготовности детей к обучению вшколе, создает предпосылки для наиболееранней социальной адаптации дошкольников с нарушениями речи.
В специальной литературе отмечается, что в практике логопедическойработы часто встречаются нарушения звукопроизношения, которые по своим внешнимпроявлениям напоминают дислалию, но характеризуются особой трудностью преодоления впроцессе коррекционного воздействия. При выборе адекватной методики коррекциии для достижениямаксимального результата логопедической работы по преодолению нарушений звукопроизношения актуальными являются вопросы дифференциальной диагностики внешне сходных по проявлениям артикуляторныхрасстройств.
Описывая классификацию нарушений звукопроизносительной стороныречи, основанную на патогенетическом принципе, Р. А. Белова-Давид наряду снарушением деятельности речеслухового анализатора выделяет нарушения деятельностиречедвигательного анализатора, характеризующиеся недостаточностью эфферентных иафферентных систем. Клинически это проявляется в наличии негрубых парезовартикуляторной мускулатуры, в нарушениях апраксического ряда. Систематизируямногообразные формы нарушений звукопроизношения, Р. А. Белова-Давид выделила две основныегруппы: дислалии, имеющие функциональный характер, и дизартрии, в основе которыхлежат органические нарушения. Исходя из этого, автор выделила в качествеосновногокритерия дифференциации нарушений звукопроизношения наличие или отсутствиесимптомов органического ряда. При этом отмечается, что органическая симптоматика часто можетбыть выражена в микропроявлениях, выявляемых только специальными приемаминеврологического обследования.
Припомощи такого специального, углубленного обследования выявляются негрубые парезылицевоймускулатуры, препятствующие нормальному формированию артикуляций. Таким образом,все случаи нарушений звукопроизношения такого патогенеза следует рассматривать какрасстройства дизартрического ряда.[ 5]
Висследованиях, посвященных состоянию речи при минимальных дизартрическихрасстройствах, отмечаются нечеткое звукопроизношение, смазанность речи, в рядеслучаев сопровождающаяся назализацией, различные фонационные и просодическиерасстройства ( О.А. Токарева, Р.И. Мартынова, Г.В. Гуровец, С.И. Маевская идр.). Наличие мышечной и иннервационной недостаточности в органах артикуляции,комбинационность нарушений со стороны черепно- мозговых нервов препятствуютразвитию правильного звукообразования, определяют разнообразие и особенностифонетических нарушений у детей с минимальными дизартрическими расстройствами,которые находятся в тесной зависимости от состояния нервно- мышечного аппаратаорганов артикуляции.
Помнению многих авторов ( О.А. Токарева, Е.Ф. Соботович, А.Ф Чернопольская, Г.В.Гуровец, С.И. Маевская и др. ), нарушения звукопроизносительной стороны речи удетей с минимальными дизартрическими расстройствами выражаются в искажениях, всмешениях, в заменах и в пропусках звуков. При этом характерным являетсяупрощение артикуляции, когда сложные звуки заменяются более простыми по своимартикуляторно- акустическим признакам: щелевые- взрывными, звонкие- глухими,шипящие- свистящими, твердые- мягкими, аффрикаты расщепляются на составляющиеих звуковые элементы. Наиболее распространенными являются нарушенияпроизношения свистящих звуков. На втором месте по распространенности- нарушенияпроизношения шипящих звуков, далее следуют нарушения произношения звуков л,р и переднеязычных т, д, н.
Этосвидетельствует о том, что распространенность нарушений звукопроизношенияотдельных групп звуков у детей с минимальными дизартрическими расстройствамиопределяется не только артикуляторной сложностью звуков, но и их акустическойблизостью. В связи с этим акустически близкие свистящие звуки нарушаются чаще,чем артикуляторно более сложные, но акустически противопоставленные соноры ри р’. Наиболее характерными для детей с минимальными дизартрическимирасстройствами являются нарушения произношения, проявляющиеся одновременно вискажении и отсутствии различных групп звуков. На втором месте пораспространенности стоят звукопроизносительные нарушения, характеризующиеся различнымвидом искажений нескольких групп звуков. Далее следуют нарушения произношения,характеризующиеся различным видом искажений нескольких групп звуков. Менеераспространенными оказываются звукопроизносительные расстройства, проявляющиесяв одновременных искажениях и заменах звуков.
Выводы:
1. Минимальноедизартрическое расстройство — сложное речевое расстройство, характеризующеесявариативностью нарушений компонентов речевой деятельности: артикуляции, дикции,голоса, дыхания, мимики, мелодико-интонационной стороны речи.
2. Для минимальныхдизартрических расстройств характерно наличие симптомов микроорганическогопоражения центральной нервной системы: недостаточная иннервация органов речи —головного, артикуляционного и дыхательного отделов; нарушение мышечного тонусаартикуляционной и мимической мускулатуры.
3. При минимальныхдизартрических расстройствах, как правило, отмечаются разнообразные стойкиенарушения фонетической и просодической сторон речи, являющиеся ведущими вструктуре речевого дефекта, и специфические отклонения в развитии лексико-грамматического строя речи.
Глава2.Исследованиесостояния звукопроизношения у дошкольников с минимальными дизартрическимирасстройствами.
2.1. Задачи исодержание обследования.
Целью нашегоисследования являетсяизучение состояния звукопроизношения у дошкольников с минимальнымидизартрическими расстройствами.
В соответствии с целью былипоставлены следующиезадачи:
1.Исследование состояниязвукопроизношения у дошкольников с минимальными дизартрическими расстройствами.
2. Количественный икачественный анализ полученных данных экспериментального исследования.
Исследование проводилосьв дошкольном учреждении СКОУ V вида№ 262. В экспериментальную группу вошли дети в возрасте 5-6 лет.
Психолого-педагогическая характеристика детей экспериментальной группы:
1) Ева Г.,5 лет
Заключение МППК: Общее Недоразвитие Речи III уровня у ребенка с дизартрическимкомпонентом.
Данные о физическомразвитии: 2 роды,вес 3690 гр., рост 54 см.;
ПЭП, синдромгипервозбудимости.
Перенесенныезаболевания:конъюнктивит, желтуха, атопический дерматит, ОРВИ, двухсторонний пиелонефрит.
Заключениеневропатолога: РезидуальноОрганическое Поражение Центральной Нервной Системы, астеногипердинамическийсиндром, дислалия.
Интеллект: сохранен.
Ребенок со сниженнойработоспособностью, неустойчивым вниманием, адекватным поведением, хорошо идетна контакт.
2) Лера П., 6 лет
Заключение МППК: Общее Недоразвитие Речи III уровня у ребенка с дизартрическимкомпонентом.
Данные о физическомразвитии: 3 роды,вес 2020 гр., рост 44 см.;
ПЭП ЦНС,церебрастенический синдром, синдром гипервозбудимости.
стоит: с 7 мес., ходит: с 1г и 2мес.
слова: после года,фразы: после 3-хлет.
Перенесенные заболевания: острый бронхит, ОРВИ.
Заключениеневропатолога: РезидуальноОрганическое Поражение Центральной Нервной Системы, дизартрия.
Интеллект: сохранен.
Ребенок со сниженнойработоспособностью, двигательно расторможен, с неустойчивым вниманием (быстроотвлекается), с адекватным поведением, хорошо идет на контакт.
3) Андрей С., 6 лет
Заключение МППК: Общее Недоразвитие Речи II- III уровня у ребенка с дизартрическим компонентом.
Данные о физическомразвитии: 2 роды,вес 3907 гр., рост 56 см.; ПЭП.
слова: после года,фразы: после 3-хлет.
Перенесенныезаболевания: отит,острый ринит.
Заключениеневропатолога: РезидуальноОрганическое Поражение Центральной Нервной Системы, дизартрия.
Интеллект: сохранен.
Ребенок со сниженнойработоспособностью, неустойчивым вниманием, адекватным поведением, хорошо идетна контакт.
4) Илья П., 6 лет
Заключение МППК: Общее Недоразвитие Речи III уровня у ребенка с дизартрическимкомпонентом.
Данные о физическомразвитии: 3 роды, вес 1970 гр., рост 42 см.;
ПЭП ЦНС,церебрастенический синдром, синдром гипервозбудимости.
сидит: с 7 мес., стоит: с 9 мес.,ходит: с 1 г. 2 мес.
Перенесенныезаболевания: ветрянаяоспа, ОРВИ.
Заключениеневропатолога: РезидуальноОрганическое Поражение Центральной Нервной Системы, дизартрия, синдромгипервозбудимости.
Интеллект: сохранен.
Ребенок со сниженнойработоспособностью, неустойчивым вниманием, неадекватным поведением, хорошоидет на контакт.
5) Слава П., 5 лет
Заключение МППК: Общее Недоразвитие Речи III уровня у ребенка с дизартрическимкомпонентом.
Данные о физическомразвитии: 2 роды, вес 3745 гр., рост 54 см.
сидит: с 6 мес., стоит: с 8 мес.,ходит: с 11 мес.
Перенесенныезаболевания: анемия, острая пневмония, стоматит, острый бронхит.
Заключениеневропатолога: РезидуальноОрганическое Поражение Центральной Нервной Системы, дизартрия.
Интеллект: сохранен.
Ребенок со сниженнойработоспособностью, неустойчивым вниманием, адекватным поведением, хорошо идетна контакт.
Методика исследования.
При проведенииэксперимента мы опирались на методику Лопатиной Л.В.
Сначала поверялизвукопроизношение при изолированно произнесенном звуке. А затем обследовалисостояние звукопроизношения в словах:
1) Гласные звуки:
А абрикос, рак, машина
О очки, рот, окно
У ухо, рука, кенгуру
Ы сыр, мыло, фрукты
И иголка, лиса, пироги;
2) Свистящие звуки:
С свинья, носорог,троллейбус
СЬ синица, велосипед,лось
З заяц, грузовик, арбуз
ЗЬ земляника, газета,грязь
Ц цветы, овца, палец;
3) Шипящие звуки:
Ш шуба, шишка, карандаш
Ж жук, ножницы, нож
Ч чайник, ручка, мяч
Щ щетка, овощи, плащ;
4) Сонорные звуки:
Р ракетки, дракон, тигр
РЬ репа, шарик, дверь
Л лапа, точилка, пенал
ЛЬ линейка, телефон,щель;
5) Йотированные звуки:
Й йод, ручей, попугай
Е ежик, самолет, ружье
Я ягода, лямка, змея;
При данном исследованииоценивался характер нарушения звукопроизношения, умения воспроизводить слова сзаданным звуком.
Оценка результатов:
3 б – все звуки в норме;
2 б – в произношениинарушен один звук или одна группа звуков;
1 б – в произношениинарушены более двух групп звуков ( дефект оглушения, озвончения, смягчения);
0 б – тотальное нарушениезвукопроизношения.
2.2. Анализ результатовобследования звукопроизношения.
Сначала мы обследовалисостояние звукопроизношения при изолированно произнесенном звуке.
Результаты обследованияпредставлены в таблице № 1.
Результаты состояниязвукопроизношения при изолированно произнесенном звуке
Таблица1
а о у ы и с сь з зь ц ш ж ч щ р Ева а о у ы и с сь з зь ц с з ч сь горл Лера а о у ы и с сь ж ж ч ш ж ч сь горл Андрей а о у ы и с сь з зь ч ш ж ть сь р Илья а о у ы и с сь з зь ц с з ч сь горл Слава а о у ы и с сь з зь ч сь зь ч сь горл рь л ль н г к х д т в ф б п й Ева горл л ль н г к х д т в ф б п й Лера горл л ль н г к х д т в ф б п й Андрей рь л ль н г к х д т в ф б п й Илья горл л ль н г к х д т в ф б п й Слава горл л ль н г к х д т в ф б п й
По данным этой таблицы мывидим, что гласные звуки, а также звуки [с], [с`], [л], [л`], [н], [г],[к], [х], [д], [т], [в], [ф], [б], [п], [й] изолированно дети произносятправильно. Наблюдаются замены звуков [з], [з`], [ц], шипящих, [р], [р`].Например, [з], [з`] заменяются на [ж], [ц] на [ч], [ш] на [с], [с`], [ж] на[з], [з`], [ч] на [т`], [щ] на [с`]; звуки [р] и [р`] горловые. По результатамтаблицы видно, что высокий показатель звукопроизношения при изолированнопроизнесенном звуке у Андрея, а низкий у Леры и Славы.
Таблица № 2
Результаты состояниязвукопроизношения в словах. Гласные Свистящие Шипящие Соноры Йотиров. Всего Ева 3 3 1 2 3 12 Лера 3 2 2 2 3 12 Андрей 3 2 2 3 3 13 Илья 3 3 1 2 3 12 Слава 3 2 1 2 3 12
По данным этой таблицы мывидим, что высокий показатель звукопроизношения в словах у Андрея (он набрал 13баллов), у остальных детей по 12 баллов.
Состояниезвукопроизношения у детей с минимальными дизартрическими расстройствамихарактеризуется заменами сложных по артикуляции звуков на простые, например,вместо [ч]- [ть], вместо [щ]- [сь], шипящие заменяются свистящими: [ш]- [с], [ж]-[з].
Также отмечаетсянестойкое употребление звуков в речи, то есть некоторые звуки по инструкцииизолированно ребенок произносит правильно, но в речи они отсутствуют илизаменяются. Например, Лера звуки [з], [зь], [ц], [c], [сь], [л], [ль], [р], [рь] изолированно произноситправильно, но в речи [з], [зь] заменяются на [ж], [ц] заменяется на [ч], звуки [л],[ль], [р], [рь] отсутствуют в речи, звуки [с], [сь] заменяются на [ш]. Славаизолированно звуки [з], [ч] произносит правильно, а в речи [з] заменяет на [ж],[ч] на [ть].
У всех детей наблюдаютсязамены, искажения и отсутствия звуков в словах.
При обследованиизвукопроизношения у всех детей наблюдалась смазанная, монотонная и невнятнаяречь.
Наиболее распространеннымиу дошкольников со стертой дизартрией являются нарушения произношения свистящихи шипящих звуков. Менее распространенными оказываются нарушения произношениясонорных Л и Р.
Таким образом,своеобразие количественных дефектов произношения звуков у дошкольников состертой дизартрией определяется соотношением и акустических и артикуляторныххарактеристик различных групп звуков. Как показало наше исследование, группыакустически близких звуков усваиваются хуже, чем группы звуков, акустическиболее ярких, хотя и более сложных по артикуляции. Такое соотношение можнообъяснить наличием у детей со стертой дизартрией определенных нарушенийслухового восприятия речи, в связи с чем акустическая близость звуков оказываетотрицательное влияние на усвоение правильного произношения.
Заключение
Проведенное обследованиесостояния звукопроизношения у дошкольников с минимальными дизартрическимирасстройствами позволяет сделать вывод о том, что нарушения звукопроизношенияимеют различную степень выраженности. Своеобразное количество дефектовпроизношения звуков у детей с минимальными дизартрическими расстройствамиопределяется отсутствием в речи тех или иных звуков, различными заменами,нестойким употреблением звуков в речи, искаженным произношением одного или несколькихзвуков. Таким образом, такое соотношение можно объяснить наличием у детей сминимальными дизартрическими расстройствами определенных нарушений слуховоговосприятия речи, в связи с чем акустическая близость оказывает отрицательноевлияние на усвоение правильного произношения.
Мы полагаем, что добились поставленных целей, то естьраскрыли ключевые понятия и тему работы.
Также считаем, чтовыполнили все поставленные нами задачи, то есть нашли и проанализировалипедагогическую и медицинскую литературу и применили знания на практике.
Список литературы.
1. Архипова Е.Ф. Стертая дизартрия удетей. М., 2007.
2. Борякова Н.Ю., Соболева А.В., Ткачева В.В…Практикум по коррекционно-развивающим занятиям. – М., 1994.
3. Генинг М.Г. Обучение дошкольников правильной речи.
Чебоксары. 1980.
4. Гуровец Г.В., Маевская С.И. Квопросу диагностики стертых форм псевдобульбарной дизартрии // Вопросылогопедии. 1978.
5. Жукова Н.С., Мастюкова Е.М., Филичева Т.Б. Преодоление общего недоразазвитияречи М., 1990
6. Логопедия / Под. ред. Л.С.Волковой, С.Н. Шаховской. М.: Гуманит. изд. центр ВЛАДОС, 1998.
7. Логопедия. Методическое наследие.Кн. 1: Нарушения голоса и звукопроизносительной стороны речи, Ч.2. Ринолалия.Дизартрия. / Под ред. Л.С. Волковой. М., 2003.
8. Лопатина Л.В. Дифференциальнаядиагностика стертой дизартрии и функциональных расстройств звукопроизношения.СПб., 2000.
9. Лопатина Л.В., Серебрякова Н.В.Развитие фонетико- фонематической стороны речи у дошкольников со стертой формойдизартрии. 1994.
10. Основы логопедической работы сдетьми / Под общ. ред. Г.В. Чиркиной. М., 2005.
12. Соботович Е.Ф., ЧернопольскаяА.Ф. Проявления стертых дизартрий и методы их диагностики // Дефектология.1974. № 4.
13. Филичева Т.Б. и др. Основы логопедии / Т. Б. Филичева,Н. А.
Чевелева, Г. В. Чиркина.— М.:Просвещение, 1989.
14. ФиличеваТ.Б., Чиркина Г.В. Подготовка к школе детей с общим недоразвитием речи вусловиях специального детского сада М.,1993.
15. Хрестоматия по логопедии(извлечения и тексты ) Т. 1 / Под. ред. Л.С. Волковой и В.И. Селиверстова. М.:Гуманит. изд. центр ВЛАДОС, 1997.
Приложение 1
Протокол обследования № 1:
Ф.И. ребенка, возраст:Горбунова Ева, 5лет.
Строение и подвижностьартикуляционного аппарата: строение без особенностей, подвижность языка ограничена, тремор,гиперкинезы.
Губы: малоподвижны.
Зубы: норма.
Прикус: норма.
Челюсти: норма, малоподвижные.
Небо: норма.
Язык: норма; при выполнении упражнения«иголочка» язык отклоняется вверх, при выполнении упражнения «почистим зубки»язык вываливается изо рта.
Нос: норма.
Состояниезвукопроизношения: [ш]заменяет на [с], [ж] заменяет на [з], [щ] на [с`], [р] и [р`] горловые.
Тип физиологическогодыхания: ключичное.
Общее звучание речи: речь смазанная, монотонная; речевымдыханием не владеет.
Протокол обследования №2:
Ф.И. ребенка, возраст:Поздеева Лера, 6лет.
Строение и подвижностьартикуляционного аппарата: строение без особенностей, движения языка неточные, не в полном объемевыполняет.
Губы: вялые.
Зубы: норма.
Прикус: норма.
Челюсти: норма, малоподвижные.
Небо: норма.
Язык: норма; движения неточные ( узкийязык отклоняется вверх).
Нос: норма.
Состояниезвукопроизношения: [з]и [з`] заменяет на [ж], [ц] заменяет на [ч], [щ] на [с`], [р] и [р`] горловые.
Тип физиологическогодыхания: ключичное.
Общее звучание речи: речь смазанная, монотонная, темпсредний, речевым дыханием не владеет.
Протокол обследования №3:
Ф.И. ребенка, возраст:Стрелков Андрей, 6 лет.
Строение и подвижностьартикуляционного аппарата: строение без особенностей, движения языка неточные, сложностьпереключения с одной позы на другую.
Губы: норма.
Зубы: норма.
Прикус: норма.
Челюсти: норма.
Небо: высокое.
Язык: тремор.
Нос: норма.
Состояниезвукопроизношения: [ц]заменяет на [ч], [щ] на [c`],[ч] на [т`].
Тип физиологическогодыхания: ключичное.
Общее звучание речи: речь смазанная, монотонная, речевымдыханием не владеет.
Протокол обследования №4:
Ф.И. ребенка, возраст:Поздеев Илья, 6 лет.
Строение и подвижностьартикуляционного аппарата: строение без особенностей, малоподвижен, язык между зубами- пассивен, движенияограничены, позы удерживает с трудом.
Губы: вялые.
Зубы: норма.
Прикус: норма.
Челюсти: норма, малоподвижные.
Небо: норма.
Язык: тремор, позу с трудом удерживает,неточные движения.
Нос: норма.
Состояниезвукопроизношения: [ш]заменяет на [с], [ж] заменяет на [з], [щ] на [с`], [р] и [р`] горловые.
Тип физиологическогодыхания: верхнеключичное.
Общее звучание речи: речь смазанная, монотонная, речевымдыханием не владеет.
Протокол обследования №5:
Ф.И. ребенка, возраст:Прокопьев Слава, 5лет.
Строение и подвижностьартикуляционного аппарата: строение без особенностей, отмечается вялость артикуляционного аппарата.
Губы: вялые, затрудняется обнажать верхниеи нижние зубы.
Зубы: верхние — мелкие.
Прикус: норма.
Челюсти: норма, малоподвижные.
Небо: норма.
Язык: тремор, позу с трудом удерживает,малоподвижен.
Нос: норма.
Состояниезвукопроизношения: [ц] заменяет на [ч], [ш] на [с`], [ж] на [з`],
[щ] на [с`], [р] и [р`]горловые.
Тип физиологическогодыхания: верхнеключичное.
Общее звучание речи: речь смазанная, монотонная, речевойвыдох короткий.