Реферат по предмету "Педагогика"


Музыка как средство активизации учебной деятельности детей младшего школьного возраста на уроках

--PAGE_BREAK--Кроме того, школьный возраст считается наиболее благоприятным для обучения разнообразным двигательным умениям и навыкам, что позволяет в дальнейшем значительно быстрее приспосабливаться выполнять освоенные движения в разнообразных условиях двигательной деятельности.
Среди основных видов двигательной деятельности младших школьников на уроке физической культуры можно выделить следующие:
♦ Ходьба на лыжах, являющаяся очень эффективным прикладным, развивающим, оздоровительным средством физического воспитания. При ходьбе на лыжах работают буквально все группы мышц и системы организма.
♦ Гимнастика, обеспечивающая общую физическую подготовку, формирующая у детей способность управлять своими движениями координировано, точно, красиво.
♦ Лёгкая атлетика, в которую входят самые распространённые и жизненно важные упражнения, такие как ходьба, бег, прыжки и т. д. [27, 60].
Можно выделить ещё один вид двигательной деятельности это игра. Младшие школьники только что вышли из периода, когда сюжетно-ролевая игра была ведущим типом деятельности. Для возраста 6-10 лет характерны яркость и непосредственность восприятия, лёгкость вхождения в образы. Непосредственность младших школьников и быстрота реакции наиболее ярко проявляются именно в игровых ситуациях. Благодаря высокой восприимчивости, отзывчивости и доверчивости младших школьников, их легко вовлечь в любую деятельность, а в игровую особенно. Все эти игры обеспечивают ребёнку позицию творца. Они, как и ролевые игры, переводят ребёнка из позиции объекта воспитания и обучения в позицию субъекта деятельности, что обеспечивает качество обучения и воспитания.
В реализации потребностей и побуждений подростков, связанных с особенностями возраста, находят свое место и игры спортивные, интеллектуальные, подвижные, сюжетно- ролевые.
Деятельность младших школьников на уроках физической культуры зависит от места занятий, так как занятия проходят не только в спортивном зале, проводятся в бассейне и парках, на спортивных площадках, на стадионах и на пересеченной местности; проводятся в различных погодных условиях; с использованием специальной одежды и обуви, специального инвентаря и оборудования.
На уроках физической культуры учащиеся включаются в систему взаимосвязанных между собой типов двигательной деятельности: ходьба на лыжах, гимнастика, легкая атлетика, подвижные игры. Возрастные особенности младших школьников наиболее ярко проявляются в игровой деятельности. Именно игровая ситуация обеспечивает ребятам позицию творца. Именно игровая деятельность переводит ребенка из позиции объекта воспитания и обучения в позицию субъекта деятельности, что обеспечивает качество обучения и воспитания.
Психофизиологические особенности младших школьников и специфика организации уроков физической культуры требует от педагога умений активизировать деятельность младших школьников на уроке. Одним из направлений активизации двигательных действий является использование музыки на уроках физической культуры [27, 70].
1.3 Методические основы музыкальной стимуляции уроков физкультуры
В последние годы учителя и преподаватели физической культуры все чаще и настойчивее говорят о целесообразности использования на уроках музыки. В небольших пробных опытах энтузиасты музыки с определенным успехом применяли ее и на занятиях по тем видам спорта, которые в обыденном сознании с музыкой пока не связаны, — это легкая атлетика, футбол, волейбол, баскетбол, лыжные гонки, различные виды борьбы, бокс и некоторые другие.
Однако из-за почти полного отсутствия учебно-методической литературы на эту тему практики затрудняются с поисками ответов на основополагающие вопросы: какую именно музыку, в каких физических упражнениях, как, где и когда целесообразно использовать на уроках? Поэтому это эффективное средство повышения продуктивности и привлекательности уроков физической культуры в наших учебных заведениях используется пока явно недостаточно и без должного результата.
Прикладное применение музыки полезно и необходимо далеко не при всякой выполняемой на уроке работе. В одни виды работ музыкальное сопровождение органически вписывается, существенно повышает их эффективность, помогает учащимся более успешно и с эмоциональным подъемом выполнять предлагаемые учителем задания, в другие — наоборот, не вписывается, неоправданно отвлекает на себя внимание учащихся и мешает выполнению работы [9, 17].
Музыкальную стимуляцию на уроке целесообразно использовать не постоянно (так она быстро надоедает и теряет свое стимулирующее значение), а эпизодически, лишь в тех работах, которые характеризуются повторяющимся выполнением простых или твердо заученных упражнений, не требующих от учащихся большого сосредоточения внимания на выполняемой деятельности.
Лучше всего этим требованиям отвечают учебные задания, выполняемые учащимися во время разминки в вводной части урока, во время совершенствования ранее изученных упражнений или специальных двигательных навыков в основной части, а также во время выполнения двигательных и дыхательных упражнений на расслабление в заключительной части урока. В них, по физиологическому закону доминанты, отвлечение свободного от работы внимания на приятный побочный раздражитель не только не вредит выполняемой деятельности, а, напротив, рефлекторно усиливает и облегчает ее, делает более полным сопутствующее расслабление мышц, не принимающих участия в реализуемом двигательном акте.
А вот те виды урочной деятельности, которые требуют от занимающихся особенно внимательного слежения за рабочей информацией от внешней или внутренней среды, лучше осуществлять в обычных условиях, без побочных раздражителей. Сюда относится специфическая деятельность учащихся во время начального построения к занятию, рапорта, сообщения педагогом задач урока и другой ситуационно необходимой устной информации, а также время изучения и закрепления нового материала, различных игр и соревнований. Здесь музыка, неоправданно отвлекая на себя внимание занимающихся, может снижать активность восприятия ими необходимой рабочей информации и готовность быстрого реагирования на непрерывные изменения в режиме поступающих информационных сигналов. В результате снижается качество выполняемой работы и повышается угроза травматизма, особенно во время напряженных игр и соревнований, где даже кратковременные отвлечение внимания на побочный раздражитель грозит ошибкой, проигрышем или травмой[27, 44].
1.4 Отбор музыкальных произведений
Отбор музыкальных произведений — важнейшее и обязательное условие полезного применения музыки — заключается в том, чтобы подбираемые преподавателем произведения нравились занимающимся. Чем больше используемая на уроке физкультуры музыка нравится учащимся, тем сильнее проявляется ее положительное воздействие на психическое состояние и функциональную деятельность их организма, тем выше их рабочая активность и, следовательно, продуктивность всего урока в целом. И наоборот, не нравящаяся занимающимся музыка вызывает у них отрицательные эмоции, дополнительное утомление, снижение активности и ухудшение рабочих показателей [4, 38].
Учет этих особенностей требует от организаторов музыки соответствующих знаний и своевременного обеспечения необходимых упреждающих мер.
Текущий учет музыкальных запросов потребителей музыки проводится повседневно в форме свободного заполнения желающими учениками специальных, классных или групповых, командных журналов, педагогических наблюдений, общих и индивидуальных бесед на эту тему.
Поэтапный учет лучше проводить один раз в полугодие или, по крайней мере, в год путем тотального анкетного опроса занимающихся по наиболее интересующим преподавателя вопросам. Используемая для этой цели анкета должна быть немногословной, но ясной и понятной респондентам. Для облегчения заполнения анкеты и экономии расходуемого на это времени к приемлемому большинству предлагаемых вопросов следует привести возможные варианты альтернативных ответов, чтобы опрашиваемому оставалось только подчеркнуть свое личное мнение [9, 45].
Большое практическое значение имеет правильный, логический обоснованный подбор музыкальных сюжетов, с установкой на опосредованное облегчение решения воспитательных задач урока. Например, учитель, помня о необходимости воспитывать у своих учеников такие личностные качества, как смелость, настойчивость, умение преодолевать трудности, возникающие на пути к достижению поставленной цели, периодически использует на занятиях преднамеренно затрудненные или усложненные упражнения. Эти упражнения требуют проявления таких качеств: отважные прыжки вниз с относительно высоких подвесных площадок, бесстрашное удерживание равновесия в ходьбе по узкой, значительно приподнятой опоре, смелый, захватывающий дух спуск с крутой горки на лыжах, преодоление различных усложненных препятствий и преград и т. д.
Педагогическая практика показывает, что зачастую результаты настойчивого, прямого и открытого словесного убеждения учителя- не трусить, не бояться трудностей, проявить смелость, показать себя настоящим героем- непропорционально малы по сравнению с затрачиваемыми им усилиями и часть учащихся, особенно девочки, так и не решаются преодолеть свои страхи, сомнения и нерешительность.
Заблаговременное использование перед такими упражнениями увлекательных музыкальных произведений, тонко и ненавязчиво прославляющих силу духа, смелость, мужество, способность к преодолению своих слабостей в сложных условиях различных жизненных ситуаций, оказывает на учащихся гораздо более глубокое воспитательное воздействие.
Это происходит потому, что в данном случае убеждение осуществляется не открыто, напрямую, а опосредованно, искусно завуалировано и как бы совершенно не заинтересованно, без всякого видимого принуждения или уязвления самолюбия терзающейся сомнениями и страхом личности.
Являясь носителем общественно значимых эстетических и поведенческих ценностей, нравящаяся героическая музыка непроизвольно вызывает у слушателя активный эмоциональный отклик, как бы исподволь мобилизует его собственное желание и волю. Достойный восхищения персонаж музыкального произведения в такие минуты становится идеалом для подражания, невольно возбуждает всплеск личной смелости и решительности. Именно поэтому героическую музыку раньше часто применяли перед военными сражениями и битвами для воспламенения воинской доблести, отваги и храбрости [28, 53].
Ставя в своей педагогической работе задачи воспитания нравственности, патриотизма и любви к Родине, учителю, народу с соответствующими умными беседами, тактически выгодно использовать и нравящиеся слушателям песни, внешне беспристрастно, но увлекательно повествующие о чистоте и бескорыстии человеческих отношений, о боевых и трудовых подвигах нашего народа, о впечатляющих достижениях и ярких победах наших спортсменов на международной арене.
Особая ценность этого нововведения заключается в том, что внушающие возможности музыки гораздо шире, чем многим из нас кажется.
Музыкальный язык намного образнее, гибче, иносказательнее, эмоционально и эстетически богаче формального мастерского языка, поэтому информация, передаваемая на языке Музыки, гораздо более приятна, доходчива, притягательна, легче запоминается и усваивается, чем информация на официальном языке назидательной речи — педагогической лекции, прямолинейного внушения, руководящего наставления и т. п.
В силу этой психологической закономерности, встретившись на уроках физической культуры с тонким, научно обоснованным подбором приятной музыки, учащиеся невольно становятся не только физически активнее, выносливее и грациознее, но и духовно богаче, лучше, умнее, добрее.
Способствуя более эффективному решению самых разнообразных педагогических задач, музыка тем самым становится верным и надежным помощником преподавателя в деле дальнейшего повышения коэффициента полезного действия проводимых им уроков [6, 24].
1.5 Повышение результативности вводной части урока
Как известно, начало каждого урока физической культуры характеризуется пониженной работоспособностью учащихся, а ритмика их двигательной деятельности в это время (после предшествующего урока по другому предмету, ходьбы или поездки в школу и др.) не совпадает с ритмикой учебно-тренировочного процесса. Наличие этих факторов естественно осложняет учебную работу и требует от педагога затраты определенного времени на предварительное врабатывание занимающихся, для чего собственно в общепринятой структуре урока и выделяется его вводная часть.
В целях облегчения и непринужденного ускорения процесса врабатывания учащихся полезно использовать специальную разновидность музыки (условно назовем ее музыкой врабатывания), выполняющую функции непроизвольного возбуждения двигательной активности на фоне положительных эмоций и гармонического подведения всего организма занимающихся к высоким физическим нагрузкам, запланированным в основной части урока.
Задачи музыки врабатывания:
► поднять настроение учащимся;
► опосредованно настроить их двигательный аппарат на ритм учебного процесса;
►внести в выполняемую работу элементы гармонизации, привлекательности и комфорта;
► помочь более эффективному решению общих и специальных задач вводной части урока [9, 37].
Приятным условным сигналом к начальному построению учащихся может служить включение кратковременных (10-20 секунд) музыкальных позывных с заранее оговоренной, нравящейся большинству занимающихся мелодией. Такой условный сигнал рефлекторно поможет более успешному отвлечению учащихся от посторонних мыслей, дел и забот и ненавязчиво настроит их на организованное начало урока на фоне положительных эмоций, закономерно улучшающих субъективное отношение к предстоящей учебной деятельности.
Прием рапорта, сообщение задач урока и ситуационно необходимые организационные беседы с занимающимися лучше осуществлять в обычных условиях без музыки. В это время преподаватель может дать и краткие устные инструкции о порядке проведения оставшейся вводной части методом показа, поскольку речевые указания во время музыкального звучания затруднительны и взаимодействуют с ним как конкурирующие, мешающие друг другу шумовые помехи, раздражающие как педагога, так и учащихся [7, 18].
Программа, предназначенная для музыкальной стимуляции разминки, составляется в основном из спортивных, народных или эстрадно-танцевальных мелодий с близкими и понятными занимающимся темами, с четким и ясным ритмическим рисунком, органически соответствующим ритмическим особенностям выполняемых упражнений. Такая музыка побуждает учащихся подсознательно «укладывать» определенные структурные элементы выполняемых ими упражнений в строгие рамки времени, ограниченные музыкальным мотивом, музыкальной фразой или музыкальным предложением.
Динамические оттенки целенаправленно подбираемой преподавателем музыки (нарастания или ослабления громкости, плавность или прерывность звучания и тд.) непроизвольно регулирует степень напряжения и расслабления работающих мышц, характер нарастания или ослабления мышечных усилий, плавность или порывистость выполняемых при этом двигательных действий. Непроизвольно возникающая гармония прекрасной музыки и пластики собственного тела доставляет занимающимся дополнительное эстетическое удовольствие, повышает удовлетворенность выполняемой физической работой и усиливает мотивацию к активизации разминки, от успешности которой в немалой степени зависит результативность всего последующего урока.
Для более эффективного решения типовых задач разминки особенности подбираемого для ее стимуляции музыкального материала должны характеризоваться яркостью и логичностью структурных построений, изредка медленным, а чаще умеренным и оживленным движением, преимущественно короткими музыкальными фразами, четким членением на мотивы [28, 46].
Немаловажное значение для опосредованного музыкального управления процессом разминки имеет усиленное подчеркивание пульса мелодии и строгая размеренность темпа. Наиболее предпочтительными темпами исполнения произведений музыки врабатывания являются умеренные, умеренно-быстрые и быстрые темпы.
Смена темпов исполнения произведений музыки врабатывания по возможности должна отражать запланированную преподавателем динамику темпов рабочей деятельности учащихся во время разминки.
Характер, структура и содержание музыки врабатывания в значительной степени обуславливаются общими и частными задачами вводной части конкретно стимулируемого урока, а также составом и последовательностью выполняемых в ней упражнений.
Согласно положениям теории и методики физического воспитания в средних и средних специальных учебных заведениях, задачи вводной части урока физкультуры, как правило, решаются путем выполнения легко дозируемых, простых и не требующих большой концентрации внимания двигательных актов, преимущественно циклического характера. К ним относятся различные разновидности ходьбы, бега, прыжков, подскоков, общеразвивающие гимнастические упражнения, танцевальные элементы и специальные подводящие упражнения. Они известны учащимся из прошлых занятий и потому не нуждаются в специальном разучивании. К ним подбирается соответствующая музыка.
    продолжение
--PAGE_BREAK--Всевозможные разновидности ходьбы (обычная, строевая, спортивная и др.), а также различные гимнастические упражнения во время ходьбы успешно стимулируются мелодиями из таких видов современного марша, как спортивный, строевой, походный (или скорый).
Надо сказать, что вообще жанр марша как таковой исторически сложился в инструментальной музыке в связи с поставленной перед ней когда-то задачей не только действенной, но и приятной синхронизации движения большого числа людей. Поэтому для физической культуры и спорта в прикладном отношении марш является одним из наиболее ценных музыкальных жанров. Произведения этого жанра отличаются довольно привлекательным четким ритмом и строгим постоянством темпа, не меняющимся на протяжении всего сочинения. Им свойственен бодрый, изначально активный характер музыкального движения [3, 27].
Помимо целенаправленной организации сопутствующих мышечных движений они призваны вселять в занимающихся упорядоченное оживление, уверенность в своих силах и энергичный психологический настрой на предстоящую двигательную деятельность.
Темпы исполнения стимулирующей ходьбу музыки зависят от запланированного преподавателем темпа движения учащихся. Медленная ходьба составляет 50-60 шагов в минуту, умеренная ходьба-100 шагов, бодрая строевая маршировка-150 шагов в минуту. Соответствующее число звуковых пульсаций в данную единицу времени определяет и темп стимулирующей эту ходьбу музыки.
Бег умеренный интенсивности хорошо стимулируется мелодиями, исполняемыми в темпах 160-180, а быстрый бег инициируется музыкальным темпом, соответствующим около 200 ударов метронома в минуту.
Частые и небольшие прыжки и подскоки успешно поддерживаются музыкой типа польки, а намеренно затянутые, широкие или высоки прыжки — музыкой типа гавота.
При выполнении общеразвивающих и специально подводящих упражнений непроизвольная музыкальная стимуляция осуществляется следующим образом:
◦ упражнения, характеризующиеся закругленностью линий, мягкостью переходов, плавностью и широтой амплитуды движений( сюда относится большинство упражнений для развития гибкости и силы, выполняемых в медленном или умеренном темпе), стимулируются музыкой трехдольного размера(типа вальса);
◦ упражнения порывистого, рывкообразного характера, с четкими переходами или с акцентом усилия на определенную фазу движения. К ним относится большинство скоростно-силовых упражнений, а также упражнения на растягивание мышц и суставных связок, осуществляемые рывками, в энергичном темпе. Они стимулируются музыкой четырехдольного размера (типа марша) [11, 38].
В контексте опосредованного повышения эффективности вводной части урока физической культуры в функции музыки врабатывания входит и искусно завуалированное управление направленностью внимания занимающихся.
Для этого специально подобранная музыка сначала максимально отвлекает их внимание от всего постороннего и ненужного, приковывая его к себе заманчивой новизной и красочностью своего содержания. А затем постепенно высвобождает и мягко переключает на выполняемые упражнения, тем самым, побуждая учащихся более активно участвовать в планомерно усложняющейся учебной работе. Достигается это путем искусной и целенаправленной группировки подбираемого музыкального материала.
Начало или даже вся первая половина музыки составляется из наиболее ярких, выразительных либо новых, неожиданных музыкальных произведений, невольно притягивающих к себе внимание занимающихся. Затем в программу планомерно включаются несколько менее яркие и уже знакомые слушателям мелодии, не требующие такого пристального внимания.
А самые последние минуты музыки врабатывания состоят из неоднократно слышанной инструментальной музыки, не несущей в себе какой-либо текстовой информации и, следовательно, еще меньше занимающей внимание, которым преподавателю только и остается воспользоваться по своему дальнейшему усмотрению.
В итоге занимающиеся ненавязчиво, но целеустремленно подводятся к основной части урока на фоне хорошего настроения, повышенной работоспособности и непроизвольного освобождения от посторонних мыслей и забот, обычно еще долго мешающих им сосредоточиться на решении главных задач урока и таким образом подрывающих его продуктивность.
1.6 Активизация уставших учащихся (в основной части урока)
По нормативным положениям теории и методики физического воспитания в первой половине основной части урока физкультуры обычно решаются наиболее сложные педагогические задачи. Они связаны с ознакомлением, детализированным анализом и разучиванием нового программного материала, обилием устной теоретической информации и речевых контактов преподавателя с учениками, что требует от последних повышенного рабочего внимания [7, 125].
Двигательная деятельность учащихся в это время чаще всего ритмически не регламентирована и поэтому применение музыкального сопровождения на этом этапе урока неудобно и нецелесообразно. Его нецелесообразность обуславливается также свойством полезного функционального последствия музыки врабатывания, которое, угасая не сразу, а лишь постепенно, будет по инерции поддерживать повышенный уровень работоспособности занимающихся еще некоторое время.
Совершенно иные условия деятельности складываются во второй половине основной части урока при совершенствовании уже сформированных двигательных умений и навыков. Здесь внимание учащихся становится относительно более свободным, и основные волевые усилия их направлены не на бдительное слежение за технической правильностью совершаемых двигательных действий, а на преодоление нарастающей усталости и потери желания к продолжению интенсивной работы.
Устных объяснений педагога становится намного меньше, и рабочая деятельность учащихся здесь обычно протекает в определенных, заранее заданных преподавателем ритме, темпе и скорости движений. Выполняемая работа снова становится весьма удобной для музыкальной стимуляции.
Кроме того, на этом этапе урока в результате физического и психологического утомления, как правило, наблюдается заметное снижение работоспособности и музыкальная активизация деятельности занимающихся становится не только удобно, но и ситуационно необходимой [27, 98].
Наиболее эффективно и просто в утомлении это средство оказывается при фронтальном методе выполнения физических упражнений, когда все работают синхронно и одновременно. Вызываемые музыкой положительные эмоции в сочетании с произвольной регуляции ритмики выполняемой работы заметно понижают живительный всплеск работоспособности.
Разумеется, при практическом использовании такого сильнодействующего психофизического средства, каким является функциональная музыка, По этому преподаватель должен обладать разным чувством меры и не злоупотреблять ею в слишком больших дозах, иначе результат получится обратный ожидаемому.
Музыкальную активизацию деятельности учащихся в основной части урока лучше всего применять в тех случаях, когда им дается задание выполнить какое-либо специальное упражнение, отдельный прием несколько десятков раз подряд или несколько минут. Режим запланирован педагогом выполнение заданий происходит с определенной интенсивностью.
Главные задачи музыки, применяемой в основной части урока,- замедлить процесс развития пресыщения выполняемой работой, сделать ее эмоционально приятной и незаметно активизировать уставших учащихся.
Применяемая для этого музыка должна выполнять роль ритмического, приятного для слуха звуколидера, к которому занимающиеся подсознательно приспосабливают ритмику своих ранее заученных движений [9, 39].
Условно назовем такие мелодии лидирующей музыкой. Специальные исследования показали, что разумно организованное музыкальное лидирование на этом этапе основной части урока помогает сохранить высокую интенсивность двигательной активности учащихся даже при значительном утомлении. Когда сознательно поддерживать высокий темп работы они уже не хотят или не могут.
Ритмические характеристики произведений лидирующей музыки обусловливаются характером, формой и структурными особенностями стимулируемых двигательных действий и подбираются по определенным правилам.
При составлении программ лидирующей музыки следует подбирать музыкальные произведения с подчеркнутым акцентированием сильных долей такта и четко выраженным пульсом мелодии.
Сильные доли музыкального такта подчеркиваются ритмической остановкой или энергичным дроблением длительности, вступлением новой гармонии, акцентом громкости, глубоким басом. Преподавателю физической культуры это важно знать потому, что сильная доля такта в музыкальном аккомпанементе подсознательно связывается занимающимися с нарастанием мышечного усилия и выдохом. А слабая доля такта- с ослаблением мышечного усилия и выдохом.
Ощущение сильной доли в воспринимаемой музыке, развитие собственного мышечного напряжения и осуществление определенной фазы дыхательного акта при выполнении физических упражнений тесно функционально взаимосвязано на рефлекторном уровне [10, 201].
Например, боксер едва ли сможет, сделав вдох, нанести мощный удар на слабой доле музыкального сопровождения. Сам того не сознавая, он будет стремиться приурочить свой удар к сильной доле музыкального аккомпанемента и сопроводит его акцентированным коротким выдохом. Такая психофизическая закономерность справедлива и для других физических упражнений или силовых действий, выполняемых с музыкальным сопровождением
Таким образом, музыка временно как бы подменяет управляющего уроком педагога, освобождает его от ряда рутинных обязанностей и способствует непроизвольному становлению наиболее рациональной техники движений.
Музыкальные темпы подбираются в зависимости от задаваемого учащимся темпа работы ритмического рисунка выполняемых движений. Содержание и дозировка лидирующей музыки зависят от педагогических задач, решаемых в это время, специфики используемого программного материала и особенностей основной двигательной деятельности учащихся.
Так на уроках, где запланированы циклические упражнения (скажем, более или менее продолжительный бег требуемой интенсивности, разнообразные способы и режимы передвижения на лыжах, в плавании, и т.д.), лидирующая музыка используется для стимуляции этих основных (для данного урока) видов двигательной деятельности учащихся.
При занятиях ациклическими или смешанными видами спорта музыкой стимулируются лишь поддающиеся определенной ритмизации многократные тренировочные повторения частных элементов основной деятельности. Например, ведение или передача мяча в баскетболе, прыжки со скакалкой в гимнастике.
Оптимальная продолжительность звучания лидирующей музыки в основной части 45-минутного урока физкультуры составляет 10-12 минут при занятиях циклическими видами спорта и 6-8 минут при занятиях ациклическими или смешанными видами [9, 85].
Наиболее удобно и выгодно применять лидирующую музыку на тех уроках, где основной вид деятельности учащихся связан с продолжительным и скучным выполнением несложных по структуре, однообразных движений циклического характера:
Спортивная ходьба, бег, лыжные гонки, плавание и т.д. По законам физиологии двигательная деятельность такого рода становится более качественной и гораздо меньше утомляет, если свободное внимание учащихся не сосредоточивается уныло на выполняемой работе, а отвлекается каким-нибудь нейтральным раздражителем слабой или умеренной интенсивности
В свете этого для достижения желаемого рабочего эффекта включаемые в программу лидирующей музыки произведения должны характеризоваться не чрезмерно высокой, а лишь умеренной яркостью и увлекаемостью. Необходимо, чтобы занимающиеся не переключались полностью на их восприятие, отчего выполняемая работа может вообще приостановиться как малозначащая по сравнению с захватывающей музыкой.
На уроках, связанных с ациклическими или смешанными видами спорта, особенно там, где основная деятельность учащихся сопряжена с большой концентрацией внимания и выполняемые двигательные действия требуют систематической сознательной корректировки в зависимости от постоянно меняющейся обстановки (подвижные и спортивные игры и д. п.). На таких уроках применять музыкальное сопровождение чаще всего становится рискованным и нецелесообразным.
Ведь во время такой ответственной деятельности любое, даже небольшое отвлечение внимания нежелательно и опасно, ибо чревато ошибкой, проигрышем, столкновением, падением или травмой. Поэтому в таких случаях музыкой стимулируется не целостная основная деятельность, а лишь рутинные, не требующие большого внимания и поддающиеся необходимой ритмизации многократные тренировочные повторы ее отдельных элементов. Отдельные элементы выполняются при отсутствии непредсказуемого сопротивления противника или на тренажерах [11, 48].
В связи с указанными особенностями такой деятельности применяемая в этих случаях музыка не должна быть агрессивной по отношению к вниманию занимающихся. Для активизации работ подобного типа необходимо подбирать нравящиеся, но уже хорошо известные слушателям инструментальные произведения, не вынуждающие их специально прислушиваться к ним или задумываться над смысловым содержанием.
Музыка здесь должна создавать лишь общий активизирующий звуковой фон, приятный для слуха и максимально легкий для восприятия.
1.7 Оптимизация заключительной части урока
Каждый насыщенно проведенный урок физической культуры закономерно вызывает у учащихся значительные сдвиги в функциональном состоянии нервной, мышечной, сердечнососудистой, дыхательной и других систем организма [2, 38].
Занимающимся бывает очень трудно самостоятельно погасить свое излишнее возбуждение и переключиться на дальнейшую учебную деятельность. Для организованного снятия физических и психоэмоциональных напряжений и планомерного перехода организма к относительно спокойному состоянию в структуре урока физической культуры предусмотрена заключительная часть продолжительностью около 5 минут.
Однако педагогическая практика показывает, что очень часто этого времени оказывается недостаточно и учащиеся после непродолжительной перемены приходят на следующий по учебному расписанию урок еще в слишком возбужденном или взвинченном состоянии. Оно не позволяет им сразу же эффективно включиться в учебную работу по очередному предмету.
В результате преподавателям-предметникам довольно продолжительное время приходится тратить на успокоение и переключение внимания учащихся на свой урок, что ощутимо подрывает продуктивность этих уроков. Таким образом, вместо ожидаемого повышения учебной работоспособности учащихся, ради чего он собственно и проводится в учебных заведениях, урок физической культуры зачастую дает прямо противоположный эффект. А это недопустимо! [9, 101].
Согласно требованиям теории и методики физического воспитания в заключительной части урока физической культуры преподаватель обязан обеспечить плавное, целенаправленное снижение физической и эмоциональной активности учащихся. Также необходимо создать благоприятные условия для успешного протекания восстановительных процессов в их организме и преемственного перехода к последующей учебной или иной деятельности.
С этой целью обычно используются различные варианты медленного бега, ходьбы, ритмические и танцевальные упражнения, мерно повторяющиеся упражнения на расслабление, дыхательные упражнения и т. п. Рабочие характеристики всех этих упражнений легко поддаются необходимым музыкальным корректировкам на подсознательном уровне регуляции.
Следовательно, для прикладного использования музыки здесь опять складываются весьма благоприятные условия и перед преподавателем открывается еще одна перспективная возможность повышения плодотворности проводимых им уроков. Учитывая основное назначение музыкальных сочинений, предлагаемых в заключительной части урока, условно назовем их успокаивающей музыкой.
Главные задачи успокаивающей музыки –
♦ помочь снизить чрезмерное эмоциональное возбуждение, возникающее при насыщенной двигательной деятельности (особенно после разного рода состязательных элементов, проводимых на излете основной части урока),
♦ снять утомление,
♦ содействовать более эффективному решению других задач заключительной части урока,
♦ способствовать освобождению центров двигательной деятельности организма, занимающихся от большого, часто одностороннего, напряжения.
Подбираемые композиции для успокаивающей музыки должны характеризоваться медленным, ровным темпом, плавным, уравновешенным движением, тихим или умеренным звучанием, мягкой метрической пульсацией, мерно повторяющимися интонационными формулами, спокойным ритмическим рисунком, отсутствием резких перепадов громкости звука [ 9, 113].
    продолжение
--PAGE_BREAK--В программу успокаивающей музыки включаются нравящиеся данному контингенту слушателей песни или инструментальные пьесы нежной, оптимистической окраски. Изредка их полезно сочетать с мелодиями задумчивого, грустного или даже печального характера, что по контрасту эмоционального фона рефлекторно углубляет состояние покоя и умиротворенности слушателей.
Продолжительность звучания успокаивающей музыки обычно колеблется от трех до пяти минут, исключая время, планируемое на подведение итогов урока и задание на дом.
Хорошо отвечают требованиям, предъявляемым к успокаивающей музыке, используемой в заключительной части урока, и задушевные, красивые мелодии типа медленного вальса. Это связано с тем, что обыкновенно выполняемые в заключительной части урока неторопливые, свободные, закругленные движения очень успешно управляются плавной, спокойной музыкой с тактовым размером 3/4. Например, при традиционно применяемых в это время различных модификациях неспешной ходьбы в сочетании с упражнениями на расслабление скелетной мускулатуры напевная, лирическая музыка вальсообразных мелодий подсознательно вызывает спокойные, замедленные движения рук и туловища, плавный без излишней резкости толчков или задержек шаг [27, 321].
Выполняемые под такую музыку шаги заметно смягчаются без обычных прилагаемых к этому волевых усилий, возбужденные и энергичные движения рук сменяются непроизвольным, успокоенным покачиванием вперед-назад. Глубже и реже становится дыхание, рефлекторно снижается излишнее напряжение опорно-двигательного аппарата. Характерные для музыкальных произведений этого жанра лирико-поэтическая выразительность, плавность и пластичность непроизвольно формируют внешнюю красоту, изящную непринужденность и раскованность выполняемых учащимися мышечных движений.
Весьма плодотворным способом решения проблем заключительной части оказывается также периодическое использование в конце уроков физической культуры звукозаписей естественных или изображаемых в музыке успокаивающих звуков природы: ласкового шума зеленых дубрав, нежного пения птиц, ленивого журчания ручья, неспешного звона весенней капели и т. д. Обычно учащимся это очень нравится. Правда, во избежание привыкания подобные звукозаписи целесообразно применять не регулярно, а периодически, не чаще одного- двух раз в месяц после запланированного в заключительной части выполнения двигательных и дыхательных упражнений на расслабление. Слушать умиротворяющие голоса природы выгоднее всего в состоянии комфортабельного мышечного покоя, при волевой заторможенности остальных чувств.
Для этого следует предложить занимающимся удобно сесть или даже лечь в подходящем месте на спину, закрыть глаза, расслабиться, отвлечься от учебных или других посторонних мыслей, утруждающих сознание. Далее беспрепятственно отдаться наслаждению звуковой гармонией и порождаемым ею сладостным ощущением, мысленно представив себя безмятежно отдыхающим в желаемом уголке мироздания на лоне прекрасной природы [9, 120].
Кратковременное восприятие этих и других произведений успокаивающей музыки в описанных условиях пассивного бодрствования создает состояние углубленного торможения во всех утомленных звеньях центральной нервной системы. Это по законам физиологии способствует значительно более полному отвлечению, расслаблению и отдыху всего организма учащихся, а, следовательно, и более быстрому восстановлению затраченных ими сил.
Таким образом, помогая и облегчая педагогу решение задач заключительной части, успокаивающая музыка закономерно повышает коэффициент полезного действия не только проводимого урока физической культуры, но и последующих за ним уроков по другим предметам. Им эстафетой передается уже не заряд взвинченного, трудноуправляемого психофизического возбуждения, как это зачастую случается в обычных условиях, а состояние гармонично уравновешенной бодрости, приподнятого настроения и повышенной работоспособности [9, 125].

1.8 Формы урока и методические особенности использования музыки на уроках
По теории физического воспитания уроки физической культуры в средней школе подразделяются на следующие типы: а) вводные уроки; б) уроки ознакомления с новым материалом, в) уроки совершенствования пройденного материала, г) смешанные уроки, д) учетные уроки.
Рассмотрим целесообразность использования музыки на уроках каждого из этих типов.
Вводные уроки — проводятся в начале учебного года, четверти, а также перед прохождением новых разделов учебной программы, например лыжной подготовки. Уроки этого типа обычно насыщены установочными беседами и пространными устными объяснениями, требующими к себе большой концентрации внимания учащихся при малой двигательной активности, в связи с чем такие уроки становятся малоудобными для музыкальной стимуляции выполняемой деятельности.
Уроки ознакомления с новым материалом — их немного, только по одному после каждого вводного урока, так как на всех последующих уроках неизменно будет встречаться материал, уже знакомый по предыдущим урокам. Новое здесь может даваться в любой части урока. И во время преподнесения этого нового музыку лучше не применять.
На уроках совершенствования пройденного материала — основной задачей является улучшение ранее изученных двигательных действий, умений и навыков. Здесь создаются наиболее удобные условия для музыкальной стимуляции рабочей деятельности учащихся и музыку на уроках этого типа целесообразно с пользой для дела использовать в максимально допускаемых объемах.
Смешанные уроки в педагогической практике применяются чаще всего – в них сочетается изучение нового (где музыка нежелательна) и совершенствование пройденного материала (где музыкальная стимуляция особенно эффективна). С учетом данных обстоятельств и планируются время ее использование на таких уроках.
Учетные уроки — в них подводятся итоги проведенной работы, проверяются и оцениваются знания, умения навыки учащихся, приобретенные за учитываемый период. Как правило, учетные уроки проводятся в конце четверти, полугодия или учебного года, и для выявления объективной картины успеваемости их лучше проводить в обычных условиях без каких бы то ни было побочных стимуляторов.
Таким образом, к различным формам урока существуют определенные методические особенности использования музыки. На одних уроках музыка нежелательна, а на других особенно эффективна [28, 150].

Раздел 2 Методы, организация и результаты собственных исследований
Методы, использующиеся в исследовании
В ходе собственного исследования мы проанализировали 28 источников. Мы придерживаемся мнения таких авторов, как Дмитриева Л.Г., Дубровин И.В., Зимина А.Н., Лифиц И.В., Холодов Ж.К. Данные ученые более подробно рассматривали интересовавшие нас понятия.
Мы провели анкету Коджаспирова Ю.Г. (Приложение 1) для отбора музыкальных произведений на уроках физкультуры. У нас получились следующие результаты:
1. Как ты относишься к музыке?
Люблю
Безразлично
Не люблю
95%
5%

2. Как ты оцениваешь применение музыки на уроке физической культуры?
Нравится
Безразлично
Не нравится
97%
3%

3. Хочешь ли ты и дальше заниматься на уроках физкультуры с музыкальным сопровождением?
Да
Не знаю
Нет
80%
20%

4. Оцени влияние каждого музыкального сеанса на твою учебную деятельность в различных частях урока (если помогает — подчеркни, не помогает – пропусти, мешает — зачеркни).
В начале урока
В середине урока
В конце урока

5. Отметь, пожалуйста, твои любимые музыкальные жанры: песня, марш, хор, народная музыка, танцевальная, эстрадная, оперная, рок – н – ролл. (Если тебе нравятся другие жанры, то допиши их самостоятельно.)
6. Какую музыку ты предпочитаешь по исполнительским средствам?
Вокальную;
Вокально – инструментальную
Инструментальную
25%
50%
25%
7. Звучание каких музыкальных инструментов тебе доставляет наибольшее удовольствие ( аккордеон, баян, балалайка, саксофон, ударные, скрипка, фортепьяно, электроинструменты)? ( Если другие – то допиши самостоятельно.)
Другие ответы: труба, гитара.
8. Какие музыкальные составы ты воспринимаешь лучше всего (ансамбль электромузыкальных инструментов, квартет, трио, дуэт, симфонический оркестр)? (Если другие – то допиши самостоятельно.)
Другие ответы: один инструмент.
9. Какой уровень музыкального звучания ты чаще всего предпочитаешь?
Громкий
Средний
Тихий
45%
40%
15%
10. Напиши, мелодии каких стран и народов тебе наиболее приятны.
Ответы: Россия – 95%, Италия – 4%, Франция – 1%.
11.Укажи твоих любимых композиторов и 6 — 10 наиболее нравящихся музыкальных произведений
Ответы: В.Шаинский «Вместе весело шагать по просторам», «Улыбка», «Чунга – чанга», М Дунаевский «33 коровы», «Городские цветы», А.Петров «Вальс», Д.Кабалевский «Медленный вальс», С.Рахманинов «Итальянская полька» и др.
12. Перечисли несколько любимых исполнителей: певцов, музыкантов, ансамблей, оркестров.
Ответы: Н.Басков, группа «Премьер – министр» и др.
Данная анкета немногословная, но ясная и понятная респондентам. Для облегчения заполнения анкеты и экономии расходуемого на это времени к приемлемому большинству предлагаемых вопросов приведены возможные варианты альтернативных ответов, чтобы опрашиваемому оставалась только подчеркнуть свое личное мнение.
Анкета в зависимости от конкретных целей, условий и обстоятельств может быть как именной, так и анонимной.
Исходя из результатов анкетирования мы подобрали определенные музыкальные произведения. А на основе выбранного музыкального сопровождения – составили конспекты уроков физкультуры.
После каждого урока мы проводили опросник «САН» (самочувствие, активность, настроение) (В.А. Доскин и соавторы).
В исследовании участвовали учащиеся 4 класса (в количестве 10 человек) МОУ «Туровецкая средняя общеобразовательная школа».
Для определения уровня активности младших школьников была использована методика «САН».
Опросник «САН»
Этот бланковый тест предназначен для оперативной оценки самочувствия, активности и настроения (по первым буквам этих функциональных состояний и назван опросник).
Сущность оценивания заключается в том, что испытуемых просят соотнести свое состояние с рядом признаков по многоступенчатой шкале. Шкала эта состоит из индексов (3 2 1 0 1 2 3) и расположена между тридцатью парами слов противоположного значения, отражающих подвижность, скорость и темп протекания функций (активность), силу. Здоровье, утомление (самочувствие), а также характеристики эмоционального состояния (настроение). Испытуемый должен выбрать и отметить цифру, наиболее точно отражающую его состояние в момент обследования.
При обработке эти цифры перекодируются следующим образом: индекс 3, соответствующий неудовлетворительному самочувствию, низкой активности и плохому настроению, принимается за 1 балл; следующий за ним индекс 2- за 2; индекс 1- за 3 балла и так далее до индекса 3 с противоположной стороны шкалы, который соответственно принимается за 7 баллов (учтите, что полюсы шкалы постоянно меняются).
Итак, положительные состояния всегда получают высокие баллы, а отрицательные — низкие. По этим «приведенным» баллам и рассчитывается среднее арифметическое как в целом, так и отдельно по активности, самочувствию и настроению.
При анализе функционального состояния важны не только значения отдельных его показателей, но и их отношение. Дело в том, что у отдохнувшего человека оценка активности, настроения и самочувствия обычно примерно равны. А по мере нарастания усталости соотношение между ними изменяется за счет относительного снижения самочувствия и активности по сравнению с настроением.
Диагностическая характеристика уровней самочувствия, активности и настроения представлены в таблице 1.
Сравнивая итоги входной и промежуточной диагностики можно сделать следующие выводы:
* самочувствие и настроение у всех детей соответствует характеристикам высокого уровня;
* увеличилось количество учащихся с высоким проявлением уровня активности;
Сравнивая результаты промежуточной и итоговой диагностики можно сделать следующие выводы:
* у большинства детей самочувствие и настроение находится на высоком уровне;
* отсутствуют учащиеся с низким уровнем проявления активности.
Сравнивая результаты входной и итоговой диагностики, можно сделать следующие выводы:
* у большинства учащихся преобладает высокий уровень самочувствия и настроения;
* увеличилось число учащихся с высоким уровнем активности;
* отсутствуют учащиеся с низким уровнем активности.
Следовательно, мы можем говорить о влиянии музыки на активизацию учебной деятельности младших школьников на уроках физической культуры.

Заключение
Обучение развивает человека не самого по себе, не непосредственно, а лишь тогда, когда имеет деятельные формы. Связующим звеном между обучением и развитием человека выступает деятельность учения.
Успешность учения находится в большой зависимости от того, насколько учащийся стал субъектом учебной деятельности. Овладение знанием и развитие происходит только в собственной активной деятельности, в целеустремленных усилиях по получению запланированного результата.
Полноценное развитие детей младшего школьного возраста без активных физкультурных занятий практически невозможно. Ведь физкультурная активность в период развития и роста организма существенно облегчает решение общевоспитательных задач.
Перед учителем физической культуры встает задача максимальной активизации учебной деятельности учащихся на уроках, в вооружении его такими способами деятельности, которые дают возможность активного приложения сил, раскрытия потенциальных возможностей.
На наш взгляд одним из эффективных средств активизации учебной деятельности младших школьников на уроках физической культуры выступает музыка.
В данной работе мы попытались выяснить, при каких условиях использование на уроках физической культуры музыки способствует активизации учебной деятельности младшего школьника. В этой связи мы рассмотрели сущность понятий «деятельность», «активизация деятельности», «учебная деятельность», определили специфические особенности деятельности младших школьников на уроках физической культуры, на каких этапах и видах уроков целесообразно использовать музыку, рассмотрели методические основы музыкальной стимуляции уроков физической культуры.
Выделили условия использования музыки, соблюдение которых, по нашему мнению, обеспечивает активизацию деятельности младшего школьника, провели экспериментальную проверку данных педагогических условий на практике
Анализ психолого-педагогической литературы, педагогической реальности, результаты констатирующего и формирующего эксперимента позволили выделить следующие положения:
● деятельность есть активность субъекта по преобразованию или познанию объекта, который предполагает достижение сознательно поставленной цели. Структура деятельности: цель, мотив, средства, результат, условия протекания деятельности;
● учение представляет собой деятельность субъекта по овладению обобщенными способами учебных действий и саморазвитию в процессе решения учебных задач, специально поставленных учителем на основе внешнего контроля и оценки, переходящих в самоконтроль и самооценку;
● совершенствование разнообразных психолого-педагогических методов, организованных форм учебной деятельности обеспечивают теоретическую и практическую деятельность учащихся во всех звеньях учебного процесса;
● повышение активности детей в процессе учебной деятельности определяется понятием активизации деятельности;
● на уроках физической культуры учащиеся включаются в систему взаимосвязанных между собой типов двигательной деятельности: ходьба на лыжах, гимнастика, легкая атлетика, подвижные игры. Возрастные особенности младшего школьника особенно ярко проявляются в игре. Именно игра переводит ребенка из позиции объекта воспитания и обучения в позицию субъекта деятельности.
● способствуя более эффективному решению самых разнообразных педагогических задач, музыка становится верным и надежным помощником преподавателя в деле дальнейшего повышения коэффициента полезного действия проводимых им уроков.
    продолжение
--PAGE_BREAK--● сравнение результатов входящей и итоговой диагностики самочувствия, активности, настроения младших школьников на уроках физической культуры при реализации вышеперечисленных условий использования музыки, позволили сделать следующие выводы:
▫ у большинства учащихся уровень самочувствия и настроения соответствует диагностическим характеристикам высокого уровня;
▫ увеличилось число учащихся с высоким уровнем активности;
▫ отсутствуют учащиеся с низким уровнем активности.
Следовательно, мы можем говорить, что музыка является средством активизации учебной деятельности детей младшего школьного возраста.
Грамотное и целенаправленное практическое применение музыки ведет к утверждению нового, более высокого типа педагогической организации урока, отвечающего возросшим требованиям времени в духе происходящих в нашей стране общественных преобразований, направленных на благо человека.

Библиография
1.    Боброва, Г.А. Художественная гимнастика в школе. — М.: «Физкультура и спорт», 1978 — 200 с. ил.
2.    Видякин, М.В. Начинающему учителю физкультуры Волгоград.: «Учитель», 2004-153 с.
3.    Дмитриева, Л.Г., Черноиваненко, Н.М. Методика музыкального воспитания в школе: Учебное пособие для студентов средних педагогических учебных заведений, — Второе издание, стереотип — М.: Изд. центр «Академия», 1998-240с.
4.    Дубровин, И.В. и др. Психология: Учеб. для студентов средних педагогических учебных заведений (И.В. Дубровина, Е.Е. Данилова, А.И. Пригожий.) — М: Изд. центр «Академия», 1999-464с.
5.    Загвязинский, В.И. Теория обучения: современная интерпретация — М.: Изд. Центр «Академия», 2001 — 192 с.
6.    Зимина, А.Н. Основы музыкального воспитания и развития детей младшего возраста: Учебник для студентов ВУЗов — М.: Гуманитарный издательский центр Владос, 2000-304с, ноты.
7.    Качашкин, В.М. Методика физического воспитания: Учеб. пособие для учащихся педагогических училищ — Пятое изд., дополнительное. М.: Просвещение, 1980. — 304 с., ил.
8.    Коджаспирова, Г.А., Коджаспиров, А.Ю. Педагогический словарь, М.: Асадегша, 2000,-с 45
9.    Коджаспиров, Ю.Г. Физкультура! Ура! Ура! — М.: Просвещение, 1999-238с Ю.Крутецкий, В.А. Психология: Учебник для учащихся педагогических училищ — М.: Просвещение, 1980 — 352с, ил.
11.Лисицкая, Т.С. Аэробика на все вкусы — М.: «Физкультура и спорт»- 1994 -194с.
12. Лисицкая, Т.С. Ритм, пластика — М.: «Физкультура и спорт», 1987 — 160с, ил.
13. И.Лифиц, И.В. Ритмика: Учеб. пособие для студентов средних и высших учебных заведений — М.: издательский центр «Академия», 1999 — 224с. 14. Музыкально-энциклопедический словарь (Главный редактор Г.В. Келдыш) — М.: Советская энциклопедия, 1990 — 672с, ил.
15. Мухин, В.С. Возрастная психология: Феноменология развития, детство, отрочество: Учеб. для студентов ВУЗов 6-е издание, стереотип М.: Издательский центр «Академия», 2000.
16. Никитин, Н.Н., Петухов, М.А., Желуякова, О.М. Основы профессионально-педагогической деятельности — М.: «Академия», 2000.
17. Общая психология /под ред. Петровского А.В. — М.: «Просвещение», 1977. 18. Ожегов, С.П., Шведова, Н.Ю. Толковый словарь русского языка: 80 т. слов и фразеологических выражений. Русская академия наук, институт русского языка им. В.В. Виноградова 4-е издание, допол. — М.: Азбуковник, 1999-944с.
19. Петровский А.В. Краткий психологический словарь — М.: Политиздат, 1985 -431с.
20. Петровский, В.А. Личность в психологии: парадигма субъективности г. Ростов — на — Дону, изд. «Феникс», 1996 -512с.
21. Ротерс, Т.Т. Музыкально-ритмическое воспитание и художественная гимнастика: Учеб. пособие для учащихся пед. училищ — М.: Просвещение; 1989-175с, кл.
22. Смирнов, С.А. Педагогика: педагогические теории, системы, технологии: Учеб. для студентов ВУЗов и средних учебных заведений (С.А. Смирнов, И.Б. Котова, Е.Н. Шиянов — 3-е издание, испр. и доп. — М.: Издательский центр «Академия», 1999-512с.
23. Смоленский, В.М., Ивялев, Б.К. Нетрадиционные виды гимнастики — М.Просвещение, 1992-80с, кл.
24. Столяренко, Л.Д. Педагогика. Серия «Учебники, учебные пособия». Ростов-на-Дону.: «Феникс», 2000-448с.
25. Физическая культура: Сценарии праздников и игровых занятий: 1-6 кл., книга для учителя — М.: Изд. «Первое сентября», 2003-224с, кл.
26. Фирилева, Ж.Е., Сайкина, Е.Г. «СА-ФИ-ДАНСЕ». Танцевально-игровая гимнастика для детей: Учебно-методическое пособие для педагогов дошкольных и школьных учреждений. СПб.: «Детство-пресс», 2001. 350 с., ил.
27. Холодов, Ж.К. Теория и методика физического воспитания и спорта: Учеб. пособие для студентов ВУЗов — М.: Изд. центр «Академия», 2000-480с.
28. Чаленко, И.А. Современные уроки физкультуры в начальной школе – Ростов – на — Дону.: Феникс, 2003-256с, ил.

Приложение 1
Анкета (составил Каджаспиров Ю. Г.)
Тема: Отбор музыкальных произведений.
Необходимо выбрать вариант ответа или написать его самостоятельно. 1.Как ты относишься к музыке?
(люблю; безразлично; не люблю)
2.Как ты оцениваешь опыт применения музыки на уроках физической культуры?
(нравится; безразлично; не нравится)
3.Хочешь ли ты и дальше заниматься на уроках физкультуры с музыкальным сопровождением?
(да; не знаю; нет)
4.Оцени влияние каждого музыкального сеанса на твою учебную деятельность в различных частях урока (если помогает — подчеркни, не помогает – пропусти, мешает — зачеркни).
(в начале урока; в середине урока; в конце урока)
5. Отметь, пожалуйста, твои любимые музыкальные жанры: песня, марш, хор, народная музыка, танцевальная, эстрадная, оперная, рок – н – ролл. (Если тебе нравятся другие жанры, то допиши их самостоятельно.)
6. Какую музыку ты предпочитаешь по исполнительским средствам?
(Вокальную; вокально – инструментальную; инструментальную)
7. Звучание каких музыкальных инструментов тебе доставляет наибольшее удовольствие ( гитара, аккордеон, баян, балалайка, саксофон, ударные, скрипка, фортепьяно, электроинструменты)? ( Если другие – то допиши самостоятельно.)
8. Какие музыкальные составы ты воспринимаешь лучше всего (ансамбль электромузыкальных инструментов, квартет, трио, дуэт, один инструмент, симфонический оркестр)? (Если другие – то допиши самостоятельно.)
9. Какой уровень музыкального звучания ты чаще всего предпочитаешь?
(громкий; средний; тихий)
10.Напиши, мелодии каких стран и народов тебе наиболее приятны.
11.Укажи твоих любимых композиторов и 10 – 12 наиболее нравящихся музыкальных произведений.
12. Перечисли несколько любимых исполнителей: певцов, музыкантов, ансамблей, оркестров.
Данная анкета немногословная, но ясная и понятная респондентам.

Приложение 2
Пример системы упражнений, использовавшейся в IVклассе на уроках физической культуры (IIчетверть)
Общеразвивающие упражнения без предмета
Музыкальное сопровождение: Д. Кабалевский. «Медленный вальс»
1.И.П.-О.С.
1-2-стойка на носках, дугами наружу руки вверх, прогнуться — вдох. 3-4-И.П.-выдох;
2.И.П.-О.С.
1 -руки в стороны, ладони кверху.
2-руки на пояс.
3-наклон вправо.
4-И.П.
6-5-тоже в другую сторону, дыхание равномерное;
3.И.П. — стойка ноги врозь, руки на пояс. 1 -руки в стороны, прогнуться — вдох.
2-3-пружинистые наклоны вперед руками коснуться пола — выдох. 4-И.П.;
4.И.П. — О.С. руки за спину. 1-2-присед, руки вверх, хлопок — выдох.
3-4-И.П. — вдох;
5.И.П. — О.С. руки в стороны.
1-мах левой ногой, хлопок под ногой, выдох.
2-  И.П. вдох.
3-  мах правой ногой, хлопок под ногой, выдох. 4-И.П. вдох;
6.              И.П. — стойка ноги врозь, руки за голову. 1-2- наклон назад, руки в сторону — вдох. 3-4-И.П.-выдох;
7.              И.П. — стойка на левой, правую ногу вперед — вниз, руки на пояс. 1-4-четыре прыжка на левой ноге.
5-8-то же на правой. Дыхание равномерное;
Общеразвивающие упражнения с предметом (палочкой) Музыкальное сопровождение: М. Дунаевский. «33 коровы»
1.И.П. — О.С. палка вниз. 1-палка на грудь.
2-поднимаясь на носки, палку вверх. 3-О.С., палку на грудь.
4-И.П.;
2.И.П.- стойка ноги врозь, палку за спину. 1-наклон влево.
2-И.П.
3-4- то же вправо;
3.И.П. -стойка скрестно левой, палку за голову. 1-2-присед.
3-4 И.П.
5-8- то же, но стойка скрестно правой;
4.И.П. — стойка ноги врозь, палку вниз.
1 — поворот туловища налево, палку вперед.
2-       И.П.
3-       Наклон вперед.
4-       И.П.
5-       8-то же в другую сторону;
5.И.П. — О.С. палку вниз
1- мах левой в сторону, палку вперед.
2-И.П.
3- мах правой в сторону, палку вперед.
4-И.П.;
6.И.П. -стойка ноги врозь, палку на грудь. 1-2-наклон назад, палку вперед.
3-4-И.П.;
7.И.П.-О.С., руки на пояс, палку на пол слева. 1 -4- прыжки через палку на 2-х ногах;
Ходьба
Музыкальное сопровождение: В. Шаинский. «Вместе весело шагать» Перестроение из колоны в две колоны
— Ходьба на носках, не сгибая ног, руки на поясе, держать туловище прямым.
— Ходьба на внешней стороне ступни с поджатыми во внутрь пальцами.
— Ходьба с различными движениями рук (круговые движения рук вперед, рывки руками)
— Ходьба с изменением направления по сигналу.
— Ходьба с изменением длины шагов.
Бег и прыжки
Музыкальное сопровождение: Е.Крылатов. «Кабы не было зимы»
1. Бег с заданием:
— прямолинейный бег с параллельной постановкой стоп;
-бег с высоким поднимание бедра;
-бег с изменением направления по сигналу;
-бег с захлестыванием голени.
2. Прыжки:
-прыжки на 2-х ногах на месте;
-прыжки на 2-х ногах с подниманием вперед;
-прыжки ноги вместе ноги врозь;
-прыжки на правой и левой ноге,
— прыжки с поворотами кругом.
Упражнения креативной гимнастики в музыкальных играх
Музыкальное сопровождение: «Шумы моря».
Стоя лицом в круг, взявшись за руки, они размахивают руками вперед-назад и
произносят слова.
Море волнуется — раз
Море волнуется — два
Море волнуется — три
Фигура рыбы, замри.
Дети принимают позу рыбы, и выбирается лучшая поза.
— Фигура цветочка, замри;
— Фигура зайца, замри;
— Фигура медведя, замри;
— Фигура дровосека замри.
Упражнения на восстановление дыхания:
Музыкальное сопровождение: А. Гречанинов. «В разлуке»
1.                Подняли руки вверх и в стороны; отвели руки назад-делаем вдох.
2.                Свели руки перед грудью и опустили вниз-выдох.
3.                Наклонили туловище вперед, влево, вправо-делаем выдох.
4.                Выпрямляем или прогибаем туловище назад-вдох.
5.                Подняли ногу вперед или в сторону, присели или согнули ногу к груди-выдох.
6.                Опустили ногу, отвели ее назад, выпрямили из приседа-делаем вдох.
7.                Вдох через нос-выдох через рот.

Приложение 3
Таблица 1 Диагностические характеристики уровней самочувствия, активности, настроения
Критерии состояния
Высокий уровень
Средний уровень
Низкий уровень
Самочувствие
Чувство того, что ты сильный, полный сил, расслабленный, здоровый, свежий, бодрый и отдохнувший
Недостаточно хорошее самочувствие, присутствует чувство напряженности, усталости
Самочувствие плохое, чувство слабости, разбитости, чувство боли, усталости
Активность
Полная активность и подвижность, увлеченность, присутствие желания работать
Выполнение упражнений с ошибками, малоподвижный, медлительный, недостаточно уверен в себе, но есть увлеченность
Очень низкая активность, пассивность, малоподвижность, равнодушие, рассеянность
Настроение
Яркое эмоциональное состояние в течение длительного времени, радостное, веселое, бодрое, спокойное, восторженное
Печальный, подавленный, унылый, но хочется что-нибудь новое, спокойное
Отсутствие способности довести дело до конца, печальный, угнетенный, раздраженный

Приложение 4
Таблица 2 Показатели уровней самочувствия, активности, настроения при входной диагностике
Уровни развития
Высокий уровень
Средний уровень
Низкий уровень
Самочувствие
60%
40%

Активность
20%
30%
50%
Настроение
60%
40%

Гистограмма 1


Приложение 5
Таблица 3 Показатели уровней самочувствия, активности, настроения при промежуточной диагностике
Уровни развития
Высокий уровень
Средний уровень
Низкий уровень
Самочувствие
70%
30%

Активность
70%
10%
20%
Настроение
80%
20%

Гистограмма 2


Приложение 6
Таблица 4 Показатели уровней самочувствия, активности, настроения при итоговой диагностике
Уровни развития
Высокий уровень
Средний уровень
Низкий уровень
Самочувствие
80%
20%

Активность
80%
20%

Настроение
90%
10%

Гистограмма 3


Приложение 7
Типовая карта методики САН
Фамилия, инициалы_________________________________________________
Пол_____________________Возраст___________________________________
Дата______________________________Время___________________________





Приложение 8
Таблица 5 Карта входной диагностики самочувствия, активности и настроения учащихся 4 класса на уроке физической культуры
№№
п/п
Фамилия, имя учащегося
Самочувствие
Активность
Настроение
1
2
3
4
5
6
7
8
9
10
Бекназаров Леша
Бойко Алена
Викулев Дима
Вяткин Артем
Косоуров Вася
Кузнецова Вика
Куфтырева Анжела
Пасынкова Надя
Чучуляну Алена
Чучуляну Ксюша
5,9
5,4
5,5
5,4
4,6
6,1
5,6
4,4
4,6
6,4
5,5
3,5
4,9
3,5
2,4
6,1
2,4
4,9
2,4
4,9
6,5
5,0
5,4
4,0
4,8
6,7
6,8
4,3
4,8
5,3

Приложение 9
Таблица 6 Карта промежуточной диагностики самочувствия, активности и настроения учащихся 4 класса на уроке физической культуры
№№
п/п
Фамилия, имя учащегося
Самочувствие
Активность
Настроение
1
2
3
4
5
6
7
8
9
10
Бекназаров Леша
Бойко Алена
Викулев Дима
Вяткин Артем
Косоуров Вася
Кузнецова Вика
Куфтырева Анжела
Пасынкова Надя
Чучуляну Алена
Чучуляну Ксюша
6,4
6,4
6,2
6,4
4,8
4,9
6,2
4,8
7,0
6,6
5,0
5,2
4,9
3,5
6,6
6,9
4,9
6,6
6,9
6,2
6,6
6,6
6,2
4,6
4,7
5,6
6,8
6,5
6,4
6,8

Приложение 10
Таблица 7 Карта итоговой диагностики самочувствия, активности и настроения учащихся 4 класса на уроке физической культуры
№№
п/п
Фамилия, имя учащегося
Самочувствие
Активность
Настроение
1
2
3
4
5
6
7
8
9
10
Бекназаров Леша
Бойко Алена
Викулев Дима
Вяткин Артем
Косоуров Вася
Кузнецова Вика
Куфтырева Анжела
Пасынкова Надя
Чучуляну Алена
Чучуляну Ксюша
6,2
4,2
6,0
6,2
6,4
6,2
4,0
6,4
6,6
6,5
5,4
6,2
4,9
4,9
6,5
6,4
5,0
6,5
6,5
6,6
6,3
6,6
4,2
6,3
6,4
6,6
6,2
5,4
6,0
6,6
    продолжение
--PAGE_BREAK--


Не сдавайте скачаную работу преподавателю!
Данный реферат Вы можете использовать для подготовки курсовых проектов.

Поделись с друзьями, за репост + 100 мильонов к студенческой карме :

Пишем реферат самостоятельно:
! Как писать рефераты
Практические рекомендации по написанию студенческих рефератов.
! План реферата Краткий список разделов, отражающий структура и порядок работы над будующим рефератом.
! Введение реферата Вводная часть работы, в которой отражается цель и обозначается список задач.
! Заключение реферата В заключении подводятся итоги, описывается была ли достигнута поставленная цель, каковы результаты.
! Оформление рефератов Методические рекомендации по грамотному оформлению работы по ГОСТ.

Читайте также:
Виды рефератов Какими бывают рефераты по своему назначению и структуре.