--PAGE_BREAK--Воспитывая детей, мы должны уделять особое внимание следующим вопросам:
· пониманию самоценности природы;
· осознанию ребенком себя как части природы;
· воспитанию у него уважительного отношения ко всем без исключения видам, вне зависимости от наших симпатий и антипатий;
· формированию эмоционально-положительного отношения к окружающему миру, умения видеть его красоту и неповторимость;
· пониманию того, что в природе все взаимосвязано и нарушение одной из связей ведет за собой другие изменения, происходит как бы «цепная реакция»;
· пониманию того, что нельзя уничтожать то, что не можем создать;
· формированию у детей желания сохранить окружающую среду, осознание ими взаимосвязи между собственными действиями и состоянием окружающей среды (например: если я выброшу мусор в речку, вода загрязнится и рыбкам станет плохо жить);
· усвоению азов экологической безопасности;
· усвоению первоначальных сведений о рациональном использовании природных ресурсов на примере использования воды, энергии в быту;
· формированию навыков экологически грамотного и безопасного поведения в повседневной жизни.
Формулировка цели, задач во многом определяет и содержание образования. Как справедливо отмечает известный специалист в области экологического образования И.Д. Зверев, до настоящего времени «нет однозначного и приемлемого определения главной цели экологического образования». Особенно этот вопрос актуален для экологического образования дошкольников как нового направления (включая образование детей, родителей, педагогов). И.Д. Зверев предлагает рассматривать экологическое образование как «непрерывный процесс обучения, воспитания и развития личности, направленный на формирование системы знаний и умений, ценностных ориентаций, нравственно-этических и эстетических отношений, обеспечивающих экологическую ответственность личности за состояние и улучшение социоприродной среды». Он подчеркивает, что педагогические задачи экологического образования касаются: обучения (овладение знаниями о взаимосвязи природы, общества и человека; формирование практических умений по разрешению экологических проблем); воспитания (ценностные ориентации, мотивы, потребности, привычки активной деятельности по охране окружающей среды); развития (способности анализировать экологические ситуации; оценивать эстетическое состояние среды).
Г.А. Ягодин неоднократно указывал на мировоззренческий характер экологического образования, так как оно «должно развить мировоззрение индивида до уровня, на котором он способен принимать на себя и разделять ответственность за решения жизненно важных для своей популяции и всего биоразнообразия в целом вопросов». Он подчеркивает, что экологическое образование — это образование человека, гражданина Вселенной, способного жить безопасно и счастливо в будущем мире, не подрывая при этом основ развития и жизни следующих поколений людей. С этих позиций данным автором выделен ряд задач в области экологического образования, среди которых, на наш взгляд, к уровню дошкольников приемлемы следующие: выработка этики по отношению к окружающей среде, воспитание граждан, понимающих связи человечества со всей окружающей средой.
Наряду с термином «экологическое образование» в литературе (в том числе и дошкольной) активно употребляется термин «экологическая культура». В одних случаях он применяется как синоним первого выражения, в других формирование экологической культуры рассматривается как конечная цель экологического образования. Мне кажется очень удачным и понятным определение В.А. Ясвина: «Экологическая культура — это способность людей пользоваться своими экологическими знаниями и умениями в практической деятельности». Люди, у которых не сформирована экологическая культура, могут обладать необходимыми знаниями, но не применять их в своей повседневной жизни.
Итак, в качестве целей и задач экологического образования авторы чаще всего понимают формирование экологической культуры, экологического сознания, мотивации определенного поведения, бережного отношения и любви к природе.
Н.А. Рыжова предлагает понимать под экологическим образованием дошкольников непрерывный процесс обучения, воспитания и развития ребенка, направленный на формирование его экологической культуры, которая проявляется в эмоционально-положительном отношении к природе, окружающему миру, в ответственном отношении к своему здоровью и состоянию окружающей среды, в соблюдении определенных моральных норм, в системе ценностных ориентаций. Для достижения этой цели нужно решить ряд взаимосвязанных задач в области обучения, воспитания и развития ребенка:
— формирование системы элементарных научных экологических знаний, доступных пониманию ребенка-дошкольника (прежде всего как средства становления осознанно-правильного отношения к природе);
— развитие познавательного интереса к миру природы;
— формирование первоначальных умений и навыков экологически грамотного и безопасного для природы и для самого ребенка поведения;
— воспитание гуманного, эмоционально-положительного, бережного, заботливого отношения к миру природы и окружающему миру в целом; развитие чувства симпатии к объектам природы;
— формирование умений и навыков наблюдений за природными объектами и явлениями;
— формирование первоначальной системы ценностных ориентаций (восприятие себя как части природы, взаимосвязи человека и природы, самоценность и многообразие значений природы, ценность общения с природой);
— освоение элементарных норм поведения по отношению к природе, формирование навыков рационального природопользования в повседневной жизни;
— формирование умения и желания сохранять природу и при необходимости оказывать ей помощь (уход за живыми объектами), а также навыков элементарной природоохранной деятельности в ближайшем окружении;
— формирование элементарных умений предвидеть последствия некоторых своих действий по отношению к окружающей среде.
Вопрос «Чему учить?» всегда является очень важным, а для дошкольного возраста — особенно важным. Этот вопрос встает перед каждым воспитателем, который начинает работать в области экологического образования. Ведь информации сейчас огромное количество! Принципы отбора содержания как раз и помогают отобрать нужное содержание. Во-первых, мы должны помнить, что речь идет о первой ступени системы непрерывного экологического образования. Значит, нужно рассмотреть принципы отбора содержания, разработанные для других уровней образования. При этом их нужно адаптировать, конкретизировать и дополнить новыми, специфическими для дошкольного звена. Только в этом случае будет соблюден основной принцип системы непрерывного экологического образования — преемственность. Важно помнить и о том, что в дошкольном возрасте знания играют гораздо меньшую роль, чем на последующих уровнях образования. К тому же они должны быть доступными и привлекательными для дошкольника.
1.2 Общепедагогические принципы экологического образования дошкольников Исходя из выше сказанного, можно выделить ряд общепедагогических принципов отбора экологического образования дошкольников. Они включают: общепедагогические принципы (гуманизма, научности, систематичности и др.), принципы, специфические для экологического образования (прогностичности, интеграции, деятельности и др.) и принципы, свойственные именно экологическому образованию дошкольников.
Научность. Принцип научности предполагает знакомство дошкольников с совокупностью элементарных экологических знаний, которые служат основой формирования мотивации действий ребенка, развития познавательного интереса, формирования основ его мировоззрения. Еще К.Д. Ушинский рекомендовал «не отвергать науки для детей», т.е. «сообщения из разных областей науки, которые могут быть полезны для ребенка и выработки его миросозерцания». В то же время автор отмечал, что, с одной стороны, не следует искусственно принижать научные знания до уровня детского понимания, с другой — не следует давать дошкольникам знания, которые превышают их умственный уровень развития.
В экологическом образовании эта проблема приобретает особое значение. В ряде методических разработок можно встретить элементарные экологические, биологические, географические ошибки. Существует мнение, что научная достоверность на дошкольном уровне необязательна, достаточно сформировать у детей положительное отношение к природе. Однако опыт показывает, что неправильная информация приводит к формированию у ребенка искаженных представлений об окружающем мире, и это сказывается на его поведенческих установках. Кроме того, неверная информация нарушает преемственность дошкольного и школьного обучения.
Возможность изучения детьми дошкольного возраста некоторых природных закономерностей на конкретных примерах доказана многочисленными психолого-педагогическими отечественными исследованиями (С.Н. Николаева, П.Г. Саморукова, И.А. Хайдурова, З.П. Плохий). Наш опыт экспериментальной работы также подтверждает данное утверждение. Это означает, что у ребенка можно и должно формировать систему научных экологических понятий, однако их содержание может быть объяснено через специфически дошкольные виды деятельности.
Доступность. Крайне важным и тесно сопряженным с принципом научности является принцип доступности материала для ребенка определенного возраста. Так, в некоторых работах предлагается знакомить детей с абстрактной и малопонятной для них информацией, например, с такой: «… за один солнечный день 1 га леса поглощает из воздуха около 250 кг углекислого газа, а выделяет 200 кг кислорода». Доступность предполагает также значимость для ребенка получаемых знаний, их эмоциональную окраску. Мне кажется, в обучении дошкольников не следует употреблять научные термины, хотя содержание некоторых из них может быть объяснено в доступной и привлекательной форме.
Дошкольное экологическое образование даже больше, чем школьное должно опираться на объекты ближайшего окружения, что связано с конкретным мышлением детей данного возраста.
Гуманистичность. Данный принцип связан, прежде всего, с понятием экологической культуры. С позиции воспитания его применение означает формирование человека с новыми ценностями, владеющего основами культуры потребления, заботящегося о своем здоровье и желающего вести здоровый образ жизни. В конечном счете, и целью экологического образования является сохранение здоровья человека в здоровой, экологически безопасной среде. Принцип гуманистичности реализуется и через воспитание культуры потребления, чему мы пока еще уделяем крайне мало внимания. Содержание экологического образования должно способствовать также формированию у ребенка представлений о человеке как части природы, воспитывать уважительное отношение ко всем формам жизни на планете. Экологическое воспитание тесно связано и с развитием эмоций ребенка, умения сочувствовать, удивляться, сопереживать, заботиться о живых организмах, воспринимать их как братьев по природе, уметь видеть красоту окружающего мира, и всего ландшафта, и отдельного цветка, капли росы, маленького паучка.
Прогностичность. Для дошкольников данный принцип означает, что в результате экологического образования у детей формируются элементарные представления о существующих в природе взаимосвязях и на основе этих представлений — умение прогнозировать свои действия по отношению к окружающей среде во время отдыха, труда в природе и бытовых условиях (элементы рационального использования ресурсов).
Деятельностность. Экологические знания должны помочь понять ребенку, что нужно сделать для того, чтобы сохранить окружающую его самого и его близких среду. Он должен обязательно принимать участие в посильных экологически ориентированных видах деятельности. К тому же в процессе такой деятельности происходит становление и формирование отношения «ребенок — окружающая среда». Так, Г.А. Ягодин отмечал, что «экологическое образование — это гораздо больше, чем знания, умения и навыки, это мировоззрение, это вера в приоритет жизни… Поэтому важнейшая часть образования состоит в конкретных действиях, поступках, закрепляющих и развивающих это мировоззрение». Одно дело — провести беседу о правилах поведения, и совсем другое — создать условия, в которых ребенок смог бы реализовать эти правила на практике. Принцип деятельностности лежит в основе различных экологических проектов, участие в которых могут принимать дети среднего и старшего дошкольного возраста.
Интеграция. В настоящее время данный принцип все более активно реализуется в дошкольном экологическом образовании. Важность его применения обусловлена несколькими причинами: во-первых, интегрированным характером экологических знаний как таковых; во-вторых, рассмотрением экологического образования с точки зрения всестороннего развития личности ребенка и, в-третьих, особенностями организации и методики всей работы в дошкольном учреждении. Последнее делает реализацию принципа интеграции в дошкольных учреждениях более реальной задачей, чем в школе. На дошкольном уровне это отражается в необходимости экологизации всей деятельности педагогического коллектива и экологизации различных видов деятельности ребенка.
Целостность. Этот принцип тесно связан с предыдущим и присущ именно дошкольному экологическому образованию. Он отражает, прежде всего, целостное восприятие ребенком окружающего мира и его единство с миром природы. Сам процесс работы с детьми в дошкольном учреждении также должен строиться с учетом целостного подхода (в отличие от поурочных занятий в школе с преобладанием однопредметного подхода). Целостное восприятие ребенком окружающего мира проявляется, на наш взгляд, в его нежелании делить природу на живую и неживую. Программа «Наш дом — природа» предполагает вначале введение ребенка в целостный мир природы и только затем — рассмотрение ее отдельных компонентов (воды, воздуха, почвы и т.п.).
Конструктивизм. Данный принцип особо важен при отборе содержания экологического образования именно дошкольников, однако не всегда реализуется на практике. Его применение означает, что в качестве примеров для дошкольников должна использоваться только нейтральная, положительная или отрицательно-положительная информация. Последнее предполагает, что, приводя отрицательные факты влияния человека на природу, педагог обязан показать ребенку положительный пример или вероятный выход из обсуждаемой ситуации. Крайне важно при этом подчеркнуть, что именно может сделать сам ребенок, его семья, детский сад, привести примеры успешно решенных экологических проблем, желательно на примерах ближайшего окружения.
В настоящее время специальная литература, конспекты занятий по экологии нередко содержат негативную информацию, катастрофизм. Распространено представление о том, что чем страшнее и эмоциональнее (со знаком минус) будет подана информация для ребенка, тем эффективнее окажется результат. Уже в пятилетнем возрасте детям рассказывают о кислотных дождях, которые «отравили землю» («страшный дождик, опасный и ядовитый», после которого «… пожелтели листья, пожухла трава, а на помидорах и огурцах появились черные пятна»), об «отравленном воздухе», «воде, которую невозможно пить». Особенно такой негативизм характерен при рассмотрении темы об исчезнувших, редких животных, растениях, которые «умирают, погибают» и которых человек должен спасти. Однако при этом ребенку не дается информация о том, как именно можно это сделать, как люди могут спасти «умирающую землю» и т.д. Результат «тревожного» подхода хорошо прослеживается и в ряде рисунков, создаваемых как детьми, так и воспитателями для детей. Так, на выставках можно увидеть детские рисунки, плакаты, на которых природа, будущее людей изображаются исключительно в темных, мрачных тонах, а надписи пестрят словами «тревога, умирают, просят о пощаде, экологическая катастрофа» и т.п. Яркий пример — плакат в защиту природы, выполненный для выставки в одном из дошкольных учреждений: на одной половине листа бумаги на разноцветном фоне нарисована половина улыбающегося лица ребенка, на другой половине, закрашенной в черный цвет, к лицу ребенка в качестве продолжения дорисован череп. Вряд ли такой агитационный материал окажет положительное воздействие на детей, скорее, он их испугает, вызовет неприятие экологических проблем. Задачи же экологического образования должны быть совершенно другими, а слово «экология» — вызывать у детей положительные эмоции, интерес, желание действовать, сохранять среду обитания, красоту окружающего мира.
продолжение
--PAGE_BREAK--Изобилие отрицательных фактов, изложенных к тому же в крайне эмоциональной окраске, производит на ребенка сильное отрицательное впечатление и может привести к развитию неврозов, появлению страхов и т.п.
Регионализм. В работе с дошкольниками предпочтение должно быть отдано принципу регионализма, а не глобализма. Изучение глобальных проблем — кислотных дождей, утончения озонового слоя и т.п., информация о которых иногда включается воспитателями в содержание занятий, представляется нецелесообразным. Объяснить сущность глобальных проблем в большинстве случаев воспитатель может только при помощи беседы. Все понятия, связанные с глобальными проблемами, остаются для ребенка абстракцией, в чем-то даже сказкой и воспринимаются с трудом. Дошкольник не может осознанно ответить на вопрос о причинах возникновения озоновых дыр (такой вопрос задавался в процессе игры «Космос» в одном из детских садов). С глобальными проблемами должны быть знакомы сами педагоги и родители. Формирование же экологических представлений (в том числе и о различных экологических проблемах) ребенка, навыков экологически грамотного поведения, соответствующего отношения к окружающей среде происходит на основе его знакомства с помещением дошкольного учреждения и его территорией, собственной квартирой, дачей, ближайшим парком, сквером, лесом, озером. Представляется нецелесообразным и знакомство дошкольников с такими темами, как экологическая обстановка всего региона («Экология воды, воздуха… области»). Для целей экологического образования должны быть подобраны объекты, явления, доступные для ребенка, сущность которых он может познать в процессе детской деятельности.
Регионализм проявляется и в отборе для изучения объектов живой и неживой природы, прежде всего своего края, с учетом его историко-географических, этнографических особенностей. Это очень важный момент, так как опыт показывает: многие дошкольники лучше знают представителей животного, растительного мира тропических лесов, чем обитающих рядом с ними. Проведенный нами опрос дошкольников показал следующее. На вопрос: «Каких животных ты видел?» — дети отвечают, называя животных, которых видели по телевизору или на иллюстрациях в книгах, некоторые — в зоопарке, реже — на даче, в лесу. Практически единицы называли птиц, бабочек, обитающих в городах, рядом с ними. Поэтому крайне важно показать ребенку экологические закономерности, особенности взаимоотношений человека и природы на примерах своего региона.
Системность. В некоторых дошкольных учреждениях работа по экологическому образованию проводится нерегулярно, а деятельность детей не связана между собой. Наиболее эффективным представляется формирование у ребенка системы знаний и организация системы различных видов детской деятельности. При этом важна последовательность усвоения знаний, когда «каждое последующее формирующееся представление или понятие вытекает из предыдущего». Принцип системности имеет особое значение в обучении дошкольников, так как его применение способствует их умственному развитию в целом. Как и в дошкольной педагогике в целом, в экологическом образовании принципы систематизации знаний обеспечивают реализацию принципа научности, так как в основу систематизации положены представления и элементарные понятия, отражающие основные законы природы и социальные взаимосвязи. В стихийном опыте детей уже имеются разрозненные представления о животных, растениях, в меньшей степени — о неживой природе.
Преемственность. Принципиальная особенность системы экологического образования — это преемственность всех ее звеньев. Как правило, выделяют несколько ступеней (уровней, звеньев) системы непрерывного экологического образования: детский сад — школа — вуз — повышение квалификации специалистов — население. Принцип преемственности предполагает, что содержание экологического образования дошкольников должно иметь тесную связь со всеми ступенями системы непрерывного образования. Так, необходимо соблюдать преемственность в работе детского сада и начальной школы, дошкольных учреждений и педагогических колледжей, вузов, готовящих будущих специалистов. С аналогичных позиций необходимо рассматривать и переподготовку кадров дошкольного образования на различных курсах повышения квалификации. Однако в настоящее время преобладают двухуровневые связи: «детский сад — начальная школа», «детский сад — педколледж», «детский сад — педвуз».
Современное общество не выживет без экологического сознания. Это сознание должно проникнуть во все области науки, техники и производства и изменить их так, чтобы они способствовали выживанию человечества, а не его гибели. Сущность экологического сознания является отражением реально-практических отношений общества. Обществу необходимо знать экологические нормы, правила поведения, иметь высокий уровень экологической культуры.
Молодое поколение олицетворяет ближайшее и отдаленное будущее. И поэтому его надо заинтересовать в благополучности и благоприятности этого будущего. Прежде чем стать государственным и общественным деятелем, человеку надо экологизироваться — то есть приобщиться к природе, к ее логике и тем началам, из которых человечество когда-то произошло. Из этих начал произошли и наша духовность, и наш психологический и физиологический опыт приспособляемости к природе и к самому себе, и оттуда мы возьмем силы, чтобы выжить.
Проблема взаимоотношения человека и природы нашла свое отражение задолго до нашего века.
Еще в XVII веке Ян Амос Коменский обратил на природосообразность всех вещей, т.е. на то, что все процессы в человеческом обществе протекают подобно процессам природы. Эту идею он развил в своем труде «Великая дидактика». Эпиграфом к этой книге послужил девиз «Пусть течет все свободно, без применения насилия». Коменский утверждал, что природа развивается по определенным законам, а человек — это часть природы, следовательно, в своем развитии человек подчиняется тем же общим закономерностям природы.
Ян Амос Коменский выводил законы обучения и воспитания, исходя из законов природы. В книге отмечается, что образование человека с наибольшей пользой происходит в раннем возрасте. Именно в раннем возрасте ему легче привить какие-то полезные идеи, исправить недостатки. И доказывается это принципом природосообразности. Все рождающиеся существа таковы, что усваивают все легче и лучше в раннем возрасте.
Воск легче лепится, если он горячий. Неровности ствола дерева можно исправить, если дерево маленькое.
Как видим, Ян Амос Коменский подметил самую суть вопроса о взаимоотношении природы и человека. Уже в те времена педагогом было выведено важнейшее экологическое положение о связи человека и природы, о их неотделимости друг от друга.
Педагогическую ценность укрепления гуманных чувств ребенка средствами природы подчеркивали и такие великие педагоги как Ж. -Ж. Руссо (1762 год), Г. Песталоцци (1781-1787 гг.), Ф. Дистерверг (1832 г.). Впервые швейцарский педагог- демократ А. Гумбольд, а затем французский педагог и философ Ж.-Ж. Руссо и другие педагоги говорили о воспитании у детей «чувства природы» как ощущение его облагораживающего влияния на человека.
Не остался в стороне от вопросов экологии и великий русский педагог К.Д. Ушинский (1861, 1864 гг.). Следует отметить, что познание объективного мира невозможно без познания экологических связей, реально существующих в нем. Их изучение, столь важное в наши дни, надо рассматривать как необходимое условие формирование у школьников основ диалектико-материалистического мировоззрения. Вместе с тем изучение экологических связей играет важную роль в развитии у ребят логического мышления, памяти, воображения. Ушинский заметил, что логика природы — есть самое доступное и самое полезное для учеников. А логика природы, как нам известно, состоит во взаимосвязи, взаимодействии составляющих природу компонентов. Изучение же существующих в окружающем мире связей служит одним из основных звеньев формирования экологической культуры школьников, необходимым условием становления ответственного отношения к природе. К.Д. Ушинский горячо призывал расширить общение ребенка с природой и сетовал: «странно, что воспитательное влияние природы… так мало оценено в педагогике» [4,56]. В книгах Ушинского «Родное слово» и «Детский мир» уделяется большое внимание воспитательному влиянию природы, в них он обращается к логике природы. В учебнике «Родное слово» ребята знакомятся с насекомыми, дикими и домашними животными, птицами, деревьями, грибами и другими представителями природы при помощи стихов, загадок, пословиц, поговорок, сказок.
Как видим, проблемой экологического воспитания педагоги стали заниматься еще в XVII-XVIII веках, хотя в то время еще не было науки экологии и не было термина «экологическое воспитание».
В.А. Сухомлинский писал, чтобы ребенок научился понимать природу, чувствовать ее красоту, читать ее язык, беречь ее богатства, нужно прививать все эти чувства с раннего возраста. Сухомлинский пишет: «Опыт показывает, что добрые чувства должны уходить своими корнями в детство, а человечность, доброта, ласка, доброжелательность рождается в труде, заботах, волнениях о красоте окружающего мира. И в настоящее время вопросы экологического воспитания рассматриваются многими педагогами.
В наши дни вопросы экологического воспитания приобрели новую актуальность и решать их — задача дошкольного образования.
1.3 Влияние музыки на всестороннее развитие личности ребенка История учит нас тому, что искусство является неотъемлемой частью человеческой деятельности, что личность человека может полностью раскрыться и сформироваться лишь при помощи и участия искусства. Воспитание современного человека на ряду с наукой искусство занимает важное место. Оно помогает формированию его чувств в духе гуманизма и человеческого содружества, развивает его творческие способности. Стремясь к воспитанию современного человека, необходимо позаботиться о развитии его эстетической восприимчивости, о том, чтобы он умел использовать в своей жизни и деятельности переживания, получаемые от общения с искусством. По этому эстетическое воспитание является неотъемлемой составной частью системы воспитания подрастающего поколения.
Нельзя говорить об эстетическом воспитании без учета возрастного развития человека. С раннего детства воспитывается способность воспринимать чувствовать, понимать прекрасное в жизни и в искусстве, стремление самому участвовать в создании прекрасного. Ребенок приобщается к художественной деятельности. У него вырабатывается определенное отношение к природе труду, общественной жизни, быту, ребенок учиться видеть в них прекрасное и самостоятельно создавать его. Частью эстетического воспитания является художественное воспитание, осуществляемое средствами искусства. Искусства служат средством познания окружающего мира и средством воспитания. Современному обществу нужны люди, откликающиеся на красоту жизни. А подлинная красота всегда человечна, гуманистична. Она облагораживает человека, делает его лучше, выше, чище. Человеческая личность не отделена от общественного прогресса, а он в свою очередь, неотделим от гуманизма. Только в обществе, построенном на подлинно гуманистических началах, может быть сформирован поистине прекрасный человек.
Музыкальное искусство, непосредственно и сильно воздействующее на человека уже в первые годы его жизни, занимает большое место в его общем культурном развитии.
Музыка – постоянный спутник человека во всей его жизни. Она – по выражению Стендаля, — является единственным искусством, проникающим в сердце человеческое так глубоко, что может изображать даже переживания его дум. Многие писатели композиторы, музыковеды не однократно подчеркивали, что работу по музыкально – эстетическому воспитанию надо вести систематически, что оно должно входить составной частью в ту деятельность, которую ведут педагоги по воспитанию гармонически развитого человека. В этом процессе особенно большое значение имеет музыкальная работа с детьми. Уровень музыкальной культуры подрастающего поколения в настоящее время во многом зависит от решения проблем эстетического воспитания и образования.
Музыка близка эмоциональной натуре ребенка. Под влиянием музыки развивается его художественное восприятие, богаче становится переживание. Воспитывая всесторонне развитых людей – физически совершенных, духовно богатых и нравственно безупречных, нельзя не уделять должного внимания музыкальному развитию детей, формированию у них интереса и любви к музыке. Вызванные в детстве, они оказывают большое влияние на дальнейшие музыкальное развития человека препятствуют образованию дурных навыков и вкусов, устранить или изменить которые значительно труднее, чем воспитать хороший музыкальный вкус.
Музыка – величайший источник эстетического и духовного наслаждения. Она сопутствует человеку на протяжении всей его жизни, вызывает эмоциональный отклик, взволнованность, стремление к действию. Она способна вдохновить, зажечь человека, вселить в него дух бодрости и энергии, но может и привести в состояние тоски, скорби или тихой грусти.
Радостная, бодрая, героическая музыка поднимает настроение, возбуждает, повышает работоспособность. Спокойная, лирическая – снимает напряжение, успокаивает, устраняет гнетущую усталость. Но не только разнообразная по своему содержанию музыка может оказать различное воздействие на человека. Одно и то же музыкальное произведение часто действует по-разному на людей и даже на одного и того же человека при не одинаковых условиях. Конечно, во многом это зависит от подготовленности человека к восприятию музыки, от уровня развития его слухового опыта, эстетического вкуса, общей культуры.
Задачи и содержание музыкального воспитания определяются общими целями всестороннего развития личности и, в частности, эстетического воспитания. Общеизвестно, что такими целями являются: приобщение детей к деятельности в области искусства, развитие эстетического восприятия и эмоциональной отзывчивости на музыкальные произведения, воспитание любви к музыке, развитие музыкальных способностей, формирование музыкального вкуса и воспитание стремления посильно проявить себя в музыкальной деятельности, т.е. развитие художественно-творческих способностей детей.
Учитывая огромное воздействие музыки на эмоции и стремление ребенка понять и почувствовать ее содержание, особенно важно использовать музыкальные произведения, художественно конкретно отображающие близкую и доступную ему действительность.
Воздействуя на чувства и мысли людей, музыка способствует эмоциональному познанию окружающей действительности и помогает ее преобразованию, изменению. При помощи своего эмоционального языка музыка воздействует на чувства, мышление, влияет на мировоззрение человека, направляет и изменяет его.
Одним из главных средств создания музыкального образа является мелодия, организована ритмически, обогащенная динамикой, тембром и т.п., поддерживаемая сопутствующими голосами.
Музыкальные образы создаются при помощи комплекса средств музыкальной выразительности и являются эмоциональном отражением образов реального мира. Особенность музыки, ее эмоциональная сила заключается в способности показать богатый мир чувств человека, возникших под воздействием окружающей жизни.
«Музыка через раскрытие человеческих переживаний отражает породившую их жизнь» — писал В.В. Ванслов. Психолог Б.М. Теплов говорил по этому поводу: «Музыка, прежде всего, путь к познанию огромного и содержательнейшего мира человеческих чувств. Лишенная своего эмоционального содержания музыка перестает быть искусством». Музыка проникает в самые глубокие тайники человеческого духа, пробуждает чистые благородные чувства, позволяет осмысливать судьбы личности и состояние мира. Воздействуя на чувства и мышление человека, музыка вызывает в его представлении образы реальной жизни, способствует переживанию и осмыслению.
В результате всей суммы разнообразного музыкального воздействия в детстве человек должен стать подлинным любителем музыки, культурным слушателем способным иметь о ней собственное суждение. Но не всякое музыкальное произведение по-своему содержание соответствует этим важным воспитательным задачам. Музыкальный материал для детей должен быть тщательно подобран. Н.А. Ветлугина пишет: «Крупнейшие музыканты мира — композиторы, музыковеды педагоги – раздумывали, какой должна быть музыка для детей. По мнению многих из них, творческие деятели должны иметь ясное представление о передовых идеалах нашего времени и создавать глубокую демократическую музыку, яркую в ее жанровой характеристике: детей, особенно маленьких, надо воспитывать на народной песне с ярко выявленной ладовой основой. Писать следует в традиционно-классической манере, но совершенствуя ее приемы. Вместе с тем музыка для детей строится не в отрыве от тех достижений в области мелодии, гармонии, полифонии и ритма, которыми отличаются современные произведения. Она создается профессионалами. Нельзя допустить примитивизма, предполагая, что детям он доступен».
продолжение
--PAGE_BREAK--Приобщение к музыке – один из важных путей эстетического воспитания ребенка, так как музыка особенно сильно воздействует на чувства и на его отношение к окружающим явлениям. Д. Шостакович в беседе с молодежью сказал: «Любите и уважайте великое искусство музыки. Оно откроит вам целый мир великих чувств, страстей, мыслей. Оно сделает вас духовно богаче, чище, совершеннее. Благодаря музыке вы найдете в себе новые, неведомые прежде силы. Вы увидите жизнь в новых тонах и красках».
Действительно, музыка вызывает к жизни еще неосознанные мысли и чувства, очищает их от всего мелкого и случайного, укрепляет достоинство человека, его веру в свои внутренние силы, в свое признание.
Музыкальное искусство, отражая жизнь, утверждает моральную красоту человека, ценность дружбы, верности долгу, раскрывает богатство душевного мира. Дети очень остро чувствуют прекрасное и тянутся к нему. Восприятие произведений музыкального искусства представляет тому неограниченной возможности. В процессе систематической работы дети приобретают умение слушать музыку, запоминать и узнавать ее, начинают радоваться ей; они проникаются содержанием произведения, красотой его формы и образов. У детей развивается интерес к музыки, а в дальнейшем и любовь к ней. Через музыкальные образы ребенок познает прекрасное в окружающей действительности, в природе. Красота художественной формы, понятная ребенку содержанием музыкального произведения вызывают определенные отношения к художественному образы и через него к жизни, влияют на воспитание художественного вкуса.
Задача эстетического воспитания требует отношения к любому музыкальному произведению пусть самому простому, как к произведению искусства. Поэтому каждая песня, танец должны исполняться эмоционально, выразительно, вызывать у них радость. Небрежно исполненные песня или танец теряют свою эстетическую ценность и отрицательно влияют на процесс музыкального развития. Выразительное же исполнение вызывает у детей желание неоднократно повторять песни, пляски, игры, а также внести в них что-то новое — способствуют развитию детского творчества. Кроме того, познание ребенком красоты музыки, ее богатейшей образности, средств выразительности приобщают его к миру прекрасного, развивает потребность вносить музыку в свой быт.
Музыка развивает эстетические свойства личности ребенка. Сопереживание ребенком чувств выраженных в музыке, — путь к формированию его нравственности. Адресуясь к чувствам ребенка, музыка оказывает на него подчас более сильное воздействие, чем уговоры или указания. Основой теории музыкального воспитания детей являются огромные познавательные и воспитательные возможности музыкального искусства. Впечатление детства глубоки и сильны; использования музыкального искусства для углубления этих впечатлений – вот важная задача, которую стремятся осуществить педагоги в процессе воспитания детей дошкольного возраста. Они пользуются музыкой как одним из средств эмоционально-образного познания ребенком окружающего мира, формирования его личности. Цель ДОУ воспитывать средствами музыкального искусства чувства ребенка, его характер, способствовать тому, чтобы музыка проникла в его душу, вызывала ответную эмоциональную реакцию, живое осмысленное отношение к окружающей действительности, глубоко связывала его с ней.
2. Опытно-экспериментальная часть по изучению влияния музыки на формирование экологического сознания у дошкольников 2.1 Различные формы и методы использования музыки на занятиях по экологическому воспитанию в ДОУ Существуют различные формы проведения экологических занятий. Мы рассмотрим два занятия абсолютно разных по форме и содержанию с использованием на занятиях по экологическому воспитанию музыки. Наша задача показать как музыка влияет на восприятие детьми материала, как достигается поставленная цель занятия. На сколько эмоциональнее, после таких занятий, дошкольники относятся к растениям, к животным, окружающему миру.
Первое занятие – экскурсия на природу. Удивительный мир природы… Он встречает ребенка морем звуков, запахов, сотней загадок и тайн, заставляет смотреть, слушать, думать. В сердце каждого из нас с детства остаются нежные и щемящие воспоминания: узкая тропинка в лесу, пронизанная светом, наполненная звуком и запахами; тихий пруд с зелеными берегами и голубыми отражениями небес; золотистое поле пшеницы в знойный летний день; крошечный кузовок, доверху наполненный земляникой… Ощутить полной грудью красоту родной природы, слиться с ней поможет народная музыка: народная песня, танец, хоровод.
Занятие по экологии «Весна» (для детей старшего дошкольного возраста)
Тема: «Весна». (Экскурсия по экотропе)
Программное содержание.
Обучающее: учить детей различать и называть хвойные и лиственные деревья; учить сравнивать их, находя общие признаки: у всех деревьев есть крона, ветви, ствол, корни; уточнить знания детей о состоянии растений весной: на деревьях набухают почки, появляются проталины у оснований деревьев, так как начинается сокодвижение; дать понятие об экосистеме “лес”.
Развивающее: развивать умение логически мыслить, устанавливая взаимосвязи: состояние неживой природы – растительный мир – животный мир; развивать речь детей, умение подбирать определение к слову.
Воспитательное: понимать и видеть красоту родной природы с помощью народного фольклора, воспитывать у детей потребность в общении с природой, бережном отношении к своему здоровью; развивать любовь к родной природе, желание любоваться окружающим миром; практическими делами охранять и беречь лес.
Материалы: флажки красного цвета (для перехода через проезжую часть), целлофановые пакеты, фотоаппарат, масляная краска, кисть, альбом, карандаш, корзина.
Движения: ходьба с высоким подниманием колен, след в след, приставным шагом, широким шагом, змейкой, прыжки с поворотом, боком, через препятствия.
Предварительная работа: беседа о правилах перехода через проезжую часть, чтение произведений о весне. Разучивание на музыкальных занятиях русской народной песни «Березонька».
Ход экскурсии
В: Ребята, как вы думаете, куда ведет эта тропинка?
Д: В лес.
В: Вы хотите прогуляться по этой тропинке? Узнать много интересного. На каждой лесной тропинке нам будет встречаться все новое и новое чудо.
Когда ты идешь по тропинке лесной,
Вопросы тебя обгоняют гурьбой:
Одно “почему” меж деревьями мчится,
Летит по пятам за неведомой птицей,
Другое — пчелою забралось в цветок.
А третье – лягушкою, скок в ручеек.
“Что” мышкой шныряет под листьями в норах,
“Кто” ищет в кустах притаившийся шорох.
Сидит “от чего” на зеленом листке,
“Куда” полетело верхом на жуке,
“Зачем” вслед за ящеркой влезло на пень…
Вопрос за вопросом и так целый день!
Пойдем-ка дружок, по тропинке лесной
Ответы искать под зеленым шатром. (А. Дитрих).
В: Итак, мы оказались в лесу. Давайте поздороваемся с лесом, каждый по-своему!
В: Какое сейчас время года?
Д: Весна.
В: Правильно, весна. Оглянитесь вокруг, давайте полюбуемся красотой весеннего леса, когда оживает и просыпается природа. Ребята, что вы почувствовали, услышали, когда вошли в лес? (Свежесть, запах хвои, пение птиц, шум ветра…).
Лесные жители наблюдают за нами, они притаились и ждут, как же мы будем вести себя в лесу? Уважаемый лес, мы пришли к тебе как друзья! Ведь, правда, ребята? А как ведут себя в лесу настоящие друзья леса?
Д: Не кричат, не пугают животных, насекомых, ходят только по тропинке, чтобы не обидеть растения …
Мы отправляемся в лес по тропинке. Хотя в некоторых местах еще лежит снег, он не помешает нам выполнять различные движения, путешествуя от остановки до остановки, чтобы быть сильными, здоровыми и никогда не болеть. До первой остановки мы будем идти с высоким подниманием колен, затем след в след, приставным шагом, широким шагом. Итак, в путь.
Объект №1. Березка. (объект зарисовать, отметить на карте).
В: А вот и наша красавица. Как называется это дерево?
Д: Березка.
В: Березка — это дерево или может быть кустарник?
Д: Дерево.
В: Почему вы так думаете? Как расположены ветви по отношению к стволу? Какого цвета кора у березы? Зачем дереву нужна кора?
Д: Рассматривают березу и отвечают на вопросы.
В: Дотроньтесь до коры березы, какой у нее ствол?
Д: Холодный.
В: Береза единственное дерево с белой корой, которая не нагревается на солнце и спасает дерево от ожогов.
В: Ребята посмотрите внимательно на веточки березы, что вы на них видите?
Д: Шишечки…
В: Так просыпается березка от долгого сна. Эти шишечки как правильно называются? Почки. В них долгую зиму спали листочки, а с наступлением весны они постепенно проснутся и березка станет еще красивее, не только с листочками, но и с сережками.
В: Ребята, как вы думаете, почему у лиственных деревьев только весной набухают почки?
Д: Потому, что становится теплее, снег тает…
В: Начинается сокодвижение, и деревья просыпаются. Как можно назвать березку? (Стройная, белоствольная, легкая…). Издавна люди знали и о целебных свойствах березки. Чтобы волосы у девушек хорошо росли, были густыми и красивыми, их полоскали отваром листьев березы. А березовый сок дает человеку больше сил.
В: Ребята мы с вами в детском саду учили русскую народную песню «Березонька» (хоровод «Ай, да Березка» ст. Ж. Агаджановой, муз. Т. Попатенко). Давайте сейчас возьмемся за руки, поводим хоровод вокруг нашей красавицы березки и хором исполним для нее песню.
Водим с детьми хоровод с исполнением песни:
Березонька.
Береза моя, березонька,
Береза моя белая,
Береза кудрявая!
Стоишь ты, березонька,
Посередь долинушки,
На тебе, березонька,
Листья зеленые,
Под тобой, березонька,
Трава шелковая,
Близ тебя, березонька,
Красные девушки
Венки вьют, плетут.
В: Ребята, сейчас я для вас и для нашей березки прочитаю стихотворение П. Воронько «Березка».
У красы – березки платье серебриться.
У красы – березки зелены косицы.
Со двора к березке выскочили козы.
Стали грызть березку, а березка — в слезы.
Защищать березку стали мы гурьбою,
Чтоб краса – березка выросла большою.
Давайте попрощаемся с русской красавицей и пойдем дальше. До второй остановки мы будем выполнять следующие движения: ходьба широким шагом, след в след, змейкой. (Дети выполняют движения по команде воспитателя).
Объект №2. Ель
В: Ребята, как называется это дерево?
Д: Ель.
В: Правильно, ель. Какое это дерево: хвойное или лиственное?
Д: Хвойное.
В: Почему вы так считаете, что ель хвойное дерево. Чем отличается ель от березы?
Д: У березы нет иголочек, а у ели есть.
В: Правильно, только не иголочки, а хвоинки. Поэтому ель – хвойное дерево. А у каких еще деревьев вместо листьев хвоя?
Д: Сосна, ель. (Если у детей возникли затруднения, воспитатель называет деревья вместе с детьми).
В: Молодцы. Ребята, а если посмотреть на наш лес, каких деревья растут в лесу хвойные или лиственные?
Д: Лиственные и хвойные
В: Как называется такой лес?
Д: Смешанный.
В: А какие еще растения растут в нашем лесу? (Воспитатель называет вместе с детьми: малина, брусника, земляника …).
В: А чем еще отличается ель от березы?
Д: Ель выше березы и она все время зеленая.
В: Ель – вечнозеленое растение. Свои хвоинки сосна сбрасывает очень редко и почти незаметно. Мы должны быть благодарны ей за это. Ведь даже в самую суровую зиму, ель и другие хвойные деревья очищают воздух, убивая своим волшебным запахом микробов, несущих нам болезни. Поэтому в любое время года в лесу хорошо дышится – легко и здорово. Этот воздух целебный. Давайте медленно сделаем глубокий вдох через нос и почувствуем, как у нас прибавилось сил и здоровья. Положите ладони на ствол ели, он такой же холодный, как у березы?
Д: Нет, он теплее.
В: Как вы думаете, почему?
Д: У ели кора не белая.
В: Кора ели коричневого цвета и поэтому хорошо нагревается на солнце.
Тренинг. Посмотрите вверх, какие у ели ветки, какая крона. А сколько в ней силы, могучести, здоровья. Станьте под любое дерево, обнимите его, полюбуйтесь его красотой, почувствуйте, как “бегут” под корой первые весенние соки, насыщая энергией дерево. Представьте себя деревом. Что вы почувствовали?
Д: Я стала тоже такой же большой, как мое дерево. А у меня появилось больше сил…
В: Нежно погладьте дерево по стволу, поблагодарите его за то, что оно поделилось с вами своей силой и здоровьем.
В: (Обращает внимание детей на дерево, стоящее рядом). Ребята, посмотрите, что случилось с корой этого дерева? (Кора дерева повреждена топором). Нам нужно срочно помочь ели, потому что через эти повреждения могут пробраться жуки – короеды, дерево заболеет и даже может погибнуть. Где наша краска и кисточка? (Воспитатель вместе с детьми обрабатывает масляной краской поврежденный участок коры дерева). Расти деревце и не болей. Ребята, а как изменилась ель весной?
Д: Ее хвоинки стали ярче, зеленее.
В: Что вы ощущаете под ногами?
Д: Мягкий мох и много иголок.
В: Мхи часто встречаются в наших местах.
В: Ребята, вы не устали, может вернемся обратно?
Д: Нет, давайте пойдем дальше.
В: Хорошо, продолжаем нашу прогулку. Впереди у нас новая остановка, а значит и новые движения: прыжки с поворотом, боком, через препятствия.
Объект №3. “Сохраним лес”. (отметить на карте).
В: Ребята, сейчас нам предстоит самая ответственная работа. Посмотрите внимательно вокруг и скажите, чего не должно быть в лесу?
Д: Пакетов, бумаги, бутылок…
В: Одним словом мусора. Скажите, вам нравится такой лес?
Д: Нет, можно даже пораниться.
В: Правильно. Посмотрите, разбитая банка. Об эту банку можно не только пораниться, но и в солнечную, ясную погоду может произойти пожар. Что же делать, как помочь лесу?
Д: Давайте закапаем банку в песок.
В: А если там корешки растений, мы можем повредить их. Лучше, наверное, аккуратно положить банку в корзину, а на обратном пути выбросить в мусорный контейнер. Тогда уже точно она не принесет никому вреда. Ребята, у меня есть предложение. Давайте уберем весь мусор на полянке. И тогда наш лес и все его жители будут очень рады. Найдите сухие веточки и с помощью их, накалывая пакеты и бумагу, соберите мусор в свои пакеты, которые мы с вами специально взяли. (Дети с удовольствием принялись очищать лес от мусора).
В: Посмотрите, как стало чисто и красиво! Молодцы, вы настоящие друзья леса. В таком лесу не только приятно путешествовать, но и приятно поиграть.
1. “Прятки”.
Дети прячутся за деревья. Водящий, досчитав до десяти, поворачивается и, не сходя с места, ищет глазами детей, стоящих за деревьями. Кто плохо спрятался и первым обнаружен, тот водит.
2. “Лесные тропинки”.
Кто-нибудь из детей назначается водящим. Остальные строятся за ним. Водящий ведет колонну по тропинкам, снегу, используя разные движения. Все остальные должны их повторять. Задача ведущего – разнообразить движения в зависимости от условий. Водящий меняется через условное количество шагов. Могут быть шутливые задания: идти спиной вперед, прыгать на одной ноге, пройти по бревну, не уронив ни одной шишки (количество шишек – от 10 до 15) и т.п.
Свободные игры детей.
Дать детям возможность побыть наедине с природой. Понаблюдать за жителями леса. Осторожно раскрыть снежный сугроб, отметить, что под ним ягоды брусники и листочки зеленые. Сделать фотографии на стенд.
В: Ребята, как вы себя чувствуете? Какое у вас настроение?
Д: Хорошее, давайте еще поиграем.
В: Сегодня мы начали свое путешествие по экологической тропе, вам понравилось в лесу?
Д: Да
В: Тренинг. Лес красив в любое время года. А сегодня такой солнечный день! Закройте глаза и попробуйте почувствовать, смотрит ли на нас солнышко, греет ли оно вас? Когда солнышко греет, кажется, что оно гладит лицо своими лучиками, как будто мама…
В: У нас впереди еще много экскурсий и много нового нам предстоит узнать.
Но, путешествуя по тропе, нужно помнить, что мы пришли в гости и не забывать о лесных правилах, даже во время игр. Прежде чем покинуть лес, давайте почитаем стихи о весне и попрощаемся с деревьями.
Короткая дорога обратно.
Последующая работа:
Беседа о признаках весны (тает снег, появились ручьи, набухли почки, началось сокодвижение). Рассказы детей об увиденном, рисование на тему: “Мое любимое дерево”. Выставка в группе – вернисаж рисунков.
Рисунки детей – приложение № 1.
Второе занятие по экологическому воспитанию проводилось в группе детского сада. Детям была предложена для слушания музыка А. Гречанинова «Котик заболел» и «Котик выздоровел».
Слушание музыки является активным внутренним процессом сосредоточения, который дает детям возможность воспринимать и понимать различные виды, жанры музыкального искусства. Слушая музыкальное произведение ребенок осознает его. Музыка вызывает в детях различные чувства и эмоции, радости, ощущение прекрасного. Слушая музыку, ребенок думает, мыслит, различает общее настроение, характер музыки, воспринимает ее эмоциональное содержание.
продолжение
--PAGE_BREAK--