ВВЕДЕНИЕ
В Послании Президента КазахстанаН.А.Назарбаева «Новое десятилетие – новый экономический подъем – новыевозможности Казахстана» от 29 января 2010 года, говорится «… что к 2020 годувсе дети, как в городской, так и в сельской местности, будут охваченыдошкольным воспитанием и обучением. У нас имеется огромный потенциалгосударственно – частного партнерства. Частные семейные детские сады и мини-центры – это альтернатива государственным учреждениям. Поручаю Правительствусовместно с акимами разработать и уже в первом полугодии текущего годаприступить к реализации специальной программы «Балапан», направленной наповышение обеспечение детей дошкольным образованием и воспитанием». [1]. Насовременном этапе развития нашего государства перед обществом стоит огромнаязадача воспитать всесторонне развитую личность. Немаловажную роль в этом играетэстетическое воспитание детей дошкольного возраста [2].
Т.Н.Доронова, Б.О.Арзанбаева,Т.А.Левченко в программе воспитания, образования и развития детей дошкольноговозраста в условиях детского сада «Кайнар» уделяется большое вниманиеэстетическому воспитанию и приобщению детей к миру искусства. В программеговорится о пробуждении у детей эмоциональной отзывчивости к эстетическойстороне окружающей действительности (природе, живописи, декоративно-прикладногоискусства, музыке) уже со второй младшей группы [3].
Музыка является одним из богатейших идейственных средств воспитания, она обладает большой силой эмоциональноговоздействия, воспитывает чувства человека, формирует вкусы. Гармоничностьмузыкально-эстетического воспитания важна для детей всех возрастов. Но никтотак не нуждается в ней, как дети дошкольного возраста. Музыкальные впечатления,полученные ими, остаются в памяти надолго, иногда на всю жизнь[4].
Представление о прекрасном в жизни иискусстве формируется в детстве. Такой аспект можно проследить в работахОразалиевой М.А., Еламановой С.А., Сулейменовой Б.Р, Мендаякова К.М., ПрасловаГ.А., Гогоберидзе А.Г., Деркунская В.А. Они считают особенно ценным иоправданным для этого этапа в жизни человека комплексный метод в изученииискусств, утверждают, что для гармонического развития необходимо приобщение ктрем базовым видам искусства: музыке, живописи, литературе. Самый эмоциональныйвид искусства – музыка. Именно она обогащает восприятие произведений живописи,литературы, способствует пониманию их содержания, развивает эстетическоечувство. Образы искусства, вызывая резонанс в душе ребенка, формируетпредставление о добре, красоте, духовных ценностях[4].
Цель исследования: рассмотреть музыкукак средство эстетического воспитания дошкольников.
Объект исследования: процесс эстетическоговоспитания дошкольников.
Предмет исследования: музыка каксредство эстетического воспитания дошкольников.
Для реализации поставленной цели былипоставлены следующие задачи:
1) рассмотреть сущность эстетического воспитания детей дошкольноговозраста;
2) показать музыку как средство эстетического воспитания дошкольников;
3) проанализировать программный материал по музыкальному воспитанию детейдошкольного возраста;
4) рассмотреть методику эстетического воспитания дошкольников посредствоммузыки.
Метод исследования: изучение и анализ психолого-педагогической,научно-методической литературы по теме курсовой работы.
1 ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ЭСТЕТИЧЕСКОГО ВОСПИТАНИЯДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА
1.1 Эстетическое воспитаниедетей дошкольного возраста
Эстетическоевоспитание — это целенаправленное, систематическое воздействие на личность сцелью ее эстетического развития, т.е. формирования творческой активностиличности, способной воспринимать и оценивать красоту окружающего мира,искусства и создавать ее. Начинается оно с первых лет жизни детей[5].
Эстетическоевоспитание — понятие очень широкое. В него входит воспитание эстетическогоотношения к природе, труду, общественной жизни, быту, искусству. Однакопознание искусства настолько многогранно и своеобразно, что оно выделяется изобщей системы эстетического воспитания как особая его часть. Воспитание детейсредствами искусства составляет предмет художественного воспитания [5].
Знакомство скрасотой в жизни и искусстве не только воспитывает ум и чувства ребенка, но испособствует развитию воображения и фантазии.
В процессеосуществления эстетического воспитания необходимо решить следующие задачи:систематически развивать эстетическое восприятие, эстетические чувства ипредставления детей, их художественно-творческие способности, формироватьосновы эстетического вкуса.
Ребенок с первыхлет жизни неосознанно тянется ко всему яркому и привлекательному, радуетсяблестящим игрушкам, красочным цветам и предметам. Все это вызывает у негочувство удовольствия, заинтересованность. Слово «красивый» рано входит в жизньдетей. С первого года жизни они слышат песню, сказку, рассматривают картинки;одновременно с действительностью искусство становится источником их радостныхпереживаний. В процессе эстетического воспитания у них происходит переход отбезотчетного отклика на все яркое, красивое к сознательному восприятиюпрекрасного [6].
Исследованиями в областиданного вопроса занимались извесный русские и казахстанские педагоги.С.П.Баранов определяет эстетические воспитание как воспитание способностиполноценного восприятия и правильного понимания прекрасного в искусстве идействительности. Оно предусматривает выработку системы художественныхпредставлений, взглядов, убеждений, обеспечивающих удовлетворение от того, чтоявляется действительно эстетически ценным. Одновременно с этим эстетическоевоспитание формирует у дошкольников стремление, готовность и умение вноситьэлементы прекрасного во все стороны бытия, бороться против всегоуродливого, безобразного, низменного, а также посильно проявлять себя в искусстве[7].
Эстетическоевосприятие действительности имеет свои особенности. Основным для него являетсячувственная форма вещей — их цвет, форма, звук. Поэтому его развитие требуетбольшой сенсорной культуры.
Красотавоспринимается ребенком как единство формы и содержания. Форма выражается всовокупности звуков, красок, линий. Однако восприятие становится эстетическимтолько тогда, когда оно эмоционально окрашено, сопряжено с определеннымотношением к нему. Эстетическое восприятие неразрывносвязано с чувствами, переживаниями. Особенностью эстетических чувств являетсябескорыстная радость, светлое душевное волнение, возникающее от встречи спрекрасным.
Воспитатель долженвести ребенка от восприятия красоты, эмоционального отклика на нее к пониманию,формированию эстетических представлений, суждений, оценок. Эторабота кропотливая, требующая от педагога умения систематически, ненавязчивопронизывать жизнь ребенка красотой, всячески облагораживать его окружение[8].
Дошкольникамдоступны почти все виды художественной деятельности — составление рассказов,придумывание стихов, пение, рисование, лепка. Естественно, они имеют у нихбольшое своеобразие, которое выражается в наивном, непосредственном отображениидействительности, в необыкновенной искренности, в вере в правдивостьизображаемого, в отсутствии заботы о зрителях и слушателях. Уже на этом этапепроисходит развитие художественных творческих способностей детей, которые проявляютсяв возникновении замысла, в претворении его в деятельности, в умениикомбинировать свои знания и впечатления, в большой искренности при выражениичувств и мыслей [6].
Так же как и вигре, творчество детей проявляется и в других видах их художественнойдеятельности. В рисунке, лепке, рассказе, песне ребенок удовлетворяет своюпотребность в действенном, образном выражении своих впечатлений. И здесьсначала рождается замысел, а потом средства претворения его в жизнь; детикомбинируют свои впечатления, полученные при восприятии различных произведенийискусства. И в этом случае ребенок остается таким же искренним, как и в игре:он не просто копирует увиденное, а передает свое отношение к нему.
Таким образом, вдошкольном возрасте наблюдаются ростки творчества, которые проявляются вразвитии способности к созданию замысла и его реализации, в умениикомбинировать свои знания, представления, в искренней передаче мыслей, чувств,переживаний. Однако для развития художественно-творческих способностей у детей необходимоих соответствующее обучение. В процессе его они овладевают способами образноговыражения и изображения своих замыслов в слове, пении, рисунке, танце,драматизации. Обучение побуждает ребенка к сознательным художественнымпроявлениям, вызывает положительные эмоции, развивает способности.Цельобучения навыкам художественной деятельности заключается не только в том, чтобыдать детям знания и навыки в пении, рисовании, чтении стихов и т. д., но и втом, чтобы вызвать у них интерес и желание самостоятельной творческойдеятельности [6].
Эстетическийвкус проявляется в том, что человек получает удовольствие, духовное наслаждениеот встречи с истинной красотой в искусстве, в жизни, в быту. Эстетический вкус— понятие широкое; он включает в себя не только понимание, наслаждениеглубокими, прекрасными произведениями искусства, но и понимание красотыприроды, труда, быта, одежды. В формированииэстетического вкуса у детей большая роль принадлежит обучению. На занятияхдошкольников знакомят с классическими произведениями детской литературы,музыки, живописи. Дети учатся узнавать, любить доступные их возрасту истинныепроизведения искусства. Знакомясь с народной сказкой, спроизведениями С. Я. Маршака, С. В. Михалкова, К. И. Чуковского, слушаяпроизведения композиторов, дети начинают приобщаться к красоте и богатствухудожественного слова, музыки. Все это доставляет им истинное удовольствие,запоминается и формирует основы художественного вкуса [8].
Воспитывая у детей основы эстетическоговкуса, мы учим их видеть и чувствовать красоту окружающего, беречь ее. Цветоклучше сохранить на клумбе, а чтобы он расцвел и доставил радость другим, за нимнадо ухаживать. Чистоту в группе, создающую уют и красоту, надо поддерживать,не сорить, убирать за собой игрушки и книги. Так, в процессе воспитания иобучения осуществляются задачи эстетического воспитания в дошкольном возрасте.
Эстетическоевоспитание – это не только расширение кругозора, списка прочитанныхкниг, увиденных кинофильмом, услышанных музыкальных произведений.Это организациячеловеческих чувств, духовного роста личности, регулятор и коррективповедения.Если оморальный поступок отталкивает человека своейантиэстетичностью, если ребенок способен чувствовать красоту положительногопоступка, поэзию творческого труда-это говорит о его высоком эстетическомразвитии. И наоборот, есть люди, которые читают романы и стихи, посещают выставкии концерты, осведомлены о событиях художественной жизни, но нарушают нормыобщественной морали. Такие люди далеки от подлинной эстетической культуры.Чувство изящного, — писал В.Г.Белинский,- «есть условие человеческогодостоинства… Без него, без этого чувства, нет гения, нет таланта, нет ума.Ктоне полюбил стихов смолоду, кто видить в драме только театральную пьесу, а вромане-сказку, годную для занятие от скуки,-тот не человек… Эстетическоечувство есть основа добра, основа нравственности » [9].
Казахскийпедагог-просветитель Ахмет Жубанов в 1958 году писал: «Проблема эстетическоговоспитание В Казахстане имеет особое значение и требует коренной постановки.Кэтой работе должно быть привлечено и Министерство просвещения.Усиление вниманияк эстетическому воспитанию подрастающего поколения ведет к росту числамолодых, увлеченных творчеством.Только воплотив реальность слова «Искусствопринадлежит народу», мы считаем, что работу по эстетическому воспитанию мы велиправильно » [10].
СултанбекеКожахметов в переодической печати подчеркивает роль эстетического воспитания всистеме образование: «Эстетическое воспитание ставит своей целью приобщать детейк прекрасному, раскрывать тайны непознанной красоты, чтобы превращать «вещь всебя» в «вещь для всех». Эстетическое воспитание совершенствует природучеловека, возбуждает высокие чувста, приучает пользоваться сокровищницамиискусства. Следовательно, сам педагог должен быть воспитанным эстетически. Еслипедагог сам хорошо разбирается в красивом, прекрасном, изящном, тогда он сможетраскрыть эстетические свойства предметов и явлений перед учащимися. К тому жепедагог обязан знать как теоретические, так и практические законытворчества, уметь создавать прекрасное, изящное на деле. Кроме того, педагогуследует быть осведомленным в детской психологии, и также в частной методике рядапредметов [11].
Развивая художественные способностидетей, их эстетические чувства и представления, оценочное отношение кпрекрасному, педагог закладывает основы, на которых в дальнейшем будетформироваться духовное богатство человека.
Такимобразом, эстетическое воспитание направлено на развитиеспособностей дошкольников воспринимать, чувствовать и понимать прекрасное,замечать хорошее и плохое, творчески самостоятельно действовать, приобщаясь темсамым к различным видам художественной деятельности. Целиэстетического воспитания преследует выполнение главных и основных общественныхзадач. К ним относится развитие положительных свойств человека, наглядноеразъяснение детям, в чем заключается прекрасное.
музыка эстетический воспитание дошкольник
1.2Музыка как средство эстетического воспитания дошкольника
Гармоничное сочетание умственного ифизического развития, нравственной чистоты и эстетического отношения к жизни иискусству – необходимые условия формирования целостной личности. Достижениюэтой высокой цели во многом способствует и правильная организация музыкальноговоспитания детей. В эстетическом воспитании дошкольников музыка имеет оченьважную роль. Музыка имеет звуковую природу, временной характер, обобщенностьобразов, являясь «искусством чувств», как говорил П.И. Чайковский. Музыкадолжна звучать не только на музыкальных занятиях, но и в быту, в играх детей,включаться в другие виды деятельности, служить развлечением и отдыхом [12].
Музыка начинает звучать с утреннейзарядки, создавая радостное, бодрое настроение у детей, активизируя, повышая ихжизненный тонус. В теплое и сухое время года песня должна исполняться наэкскурсиях, на прогулках, в хороводных играх, создавая общность переживаний,приподнятость настроения [12].
Эстетическое воспитание направлено наразвитие способностей дошкольников воспринимать, чувствовать и понимать прекрасное,замечать хорошее и плохое, творчески самостоятельно действовать, приобщаясь темсамым к различным видам художественной деятельности. Одним из ярких средствэстетического воспитания является музыка. Чтобы она выполнила эту важнуюфункцию, надо развивать у ребенка общую музыкальность [13].
Первый признак музыкальности –способность чувствовать характер, настроение музыкального произведения,сопереживать услышанное, проявлять эмоциональное отношение, пониматьмузыкальный образ. Музыка волнует маленького слушателя, вызывает ответныереакции, знакомит с жизненными явлениями, рождает ассоциации. Второй признакмузыкальности – способность вслушиваться, сравнивать, оценивать наиболее яркиеи понятные музыкальные явления. Это требует элементарной музыкально-слуховойкультуры, произвольного слухового внимания, направленного на те или иныесредства выразительности. Третий признак музыкальности – проявление творческогоотношения к музыке. Слушая ее, ребенок по-своему представляет художественныйобраз, передавая его в пении, игре, танце [13].
С развитием общей музыкальности у детейпоявляется эмоциональное отношение к музыке, совершенствуется слух, рождаетсятворческое воображение. Переживания детей приобретают своеобразную эстетическуюокрашенность.
Одной из важных задач эстетического воспитания дошкольников является воспитание у нихэстетического отношения к искусству, а через него — ко всему окружающему(природе, труду, быту).
Музыкальное искусство, как и любое другое, помогаетдетям постигать красоту окружающей природы, способствует обогащению ихжизненного опыта, вызывает разнообразные эмоциональные переживания.Впечатления, накопленные от восприятия природных явлений, а также музыкальныевпечатления дети переносят в свою художественную деятельность. На их основе уребенка формируются художественные интересы, склонности, способности,развивается эстетический вкус [14].
В детском саду важно развивать эстетическое отношениедетей к окружающему, к природе. Это достигается разными средствами, в том числеи средствами музыкального искусства. Через восприятие музыкальных образов,вызывающих у детей разнообразные эмоциональные переживания, чувства радости,грусти, нежности, доброты, педагог воспитывает такое же отношение и к образамреальной природы. Эстетическое отношение детей к окружающему предполагаетэмоциональный отклик на все прекрасное, выражение добрых чувств, бережноеотношение ко всему живому, оценку красивого и в природе и в искусстве (оценкакрасивых, гармоничных сочетаний, красок, звуков и т.д.) [8].
Формирование у ребенка умения эмоциональновоспринимать прекрасное в природе, музыке, творчески переносить его элементы вхудожественную деятельность в большой степени зависит от обучения. В связи сэтим большую роль играет педагог, помогающий ребенку эстетически воспринимать иоценивать окружающее, познавать природный мир, постигая его красоту и гармониючерез красоту и гармонию музыкальных звуков. Воспитывая эмоциональное отношениек художественным образам природы, воплощенным средствами музыки, педагог тем самымпобуждает ребенка к пониманию эстетической и нравственной ценности природы дляжизни людей [6].
Решая задачи эстетического воспитания дошкольников,важно учитывать существующие взаимосвязи между природными явлениями и иххудожественным воплощением в музыкальном искусстве, в практической музыкальнойдеятельности детей, а также возможности влияния музыки эстетических качеств.Прежде всего у детей развивают способность воспринимать и различатьэмоциональное содержание и характер музыкальных произведений. Музыка обычноотражает окружающую действительность: выразительные интонации человеческойречи, звуки, передающие особенности природных явлений (шум моря, журчаниеручья, пение птиц и т.д.), человеческие переживания [12].
Таким образом, можно сделать вывод о том, что музыкасамый мощный и эмоциональный вид искусства. Именно она обогащает восприятиепроизведений живописи, литературы, способствует пониманию их содержания,развивает эстетическое чувство. Образы искусства, вызывая резонанс в душеребенка, формируют представление о добре, красоте, духовных ценностях.
2 МЕТОДИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ МУЗЫКИ КАКСРЕДСТВА ЭСТЕТИЧЕСКОГО ВОСПИТАНИЯ ДОШКОЛЬНИКОВ
2.1Анализ программного содержания по музыкальному воспитанию дошкольников
Коренноеобновление содержания воспитания и обучения в дошкольных учрежденияхобусловлено новой образовательной политикой суверенной республики Казахстан,направленный на возрождение духовной, культурной, созидающей роли системыобразования в обществе. Новые социально-экономические отношения в стране вносятзначительные изменения в формирование и развитие подрастающего поколения. [12].
Вэтой связи основной задачей общественности, семьи и детского сада являетсявоспитание гармонически развитой личности с социальной психологией, воспитаннойна лучших традициях народа. Вследствие чего дошкольные учреждения, как основноезвено системы непрерывного образования, должны включаться в реализацию этойфундаментальной цели общества и разработать принципиально новые формывоспитания и обучения [2].
В настоящее время дошкольным учреждениямпредоставлена возможность самостоятельно выбирать программы воспитания иобучения детей. Учитывая актуальность проблемы формирования у детейпредшкольного возраста эстетического восприятия природы, целесообразно рассмотреть,как этот аспект представлен в различных программах.Программа является государственным документом, определяющим направлениеорганизации воспитательной работы в дошкольных учреждениях республики. Каждыйвоспитатель обязан всесторонне и глубоко изучить содержание программы иподготовиться к работе по ней [13].
Государственный общеобязательный стандартдошкольного воспитания и обучения Республики Казахстан обеспечиваетсяорганизацией надзора за дошкольным воспитанием и обучением, требованиями кпедагогическим кадрам, повышением их квалификации и переподготовкой,систематической оценкой уровня развития ребенка. Педагогическую работу с детьмив организациях дошкольного воспитания и обучения и группах предшкольнойподготовки осуществляют педагоги со специальным высшим, средним педагогическимобразованием.
Образовательная область «Творчество»
Цель: формированиечувственно-эмоциональной сферы и эстетического вкуса, развитие культурытворческого мышления и воображения у детей дошкольного возраста.
Базовое содержаниеобразовательной области «Творчество» реализуется в организованной учебнойдеятельности:
- рисование;
- лепка;
- аппликация;
- музыка.
Образовательная область «Творчество»:
- предоставлятьребенку возможность свободно выражать свои творческие замыслы;
- обеспечиватьусловия для продуктивной, изобразительной деятельности ребенка;
- изучатьинтересы, склонности своего ребенка и стимулировать их развитие;
- наблюдатьприродные явления, воспитывать эстетический вкус, интерес к произведениямискусства;
- слушатьлитературные, музыкальные, фольклорные произведения казахского народа и другихнародов;
- создаватьситуацию успеха;
создаватьвозможности для творческого роста ребенка, изучая его способности и склонности.
«Типоваяпрограмма воспитания в детском саду» предусматривает физическое, умственное,нравственное и эстетическое воспитание дошкольников в соответствии с ихвозрастными и индивидуальными психофизиологическими особенностями. Воспитаниеосуществляется в активной детской деятельности – в играх, посильном труде, вразнообразных занятиях, в процессе ознакомления детей с доступными их пониманиюсобытиями и явлениями общественной жизни нашей страны, с родной природой [15].
ПрограммаБалбобек разработана в соответствии решения № 11/1/1 от 26.10.1996 коллегииМинобразования РК. При разработке программы за руководство взяты основныеположения Закона РК «Об образовании» (1992 г.) Одно из главных мест в программезанимает музыка. Под влиянием музыки у детей дошкольного возраста формируютсякоординированные музыкально-ритмические движения. Основная задача этоговозраста заключается в воспитании у детей согласованности движений с музыкой. Втечении года дети должны научиться заинтересованно слушать музыку, эмоциональнона неё отзываться, ориентироваться в знакомых пьесах, узнавать их, коллективнопеть несложные песни, согласованно выполнять несложные гимнастические,танцевальные, образные движения [17].
Учитьслушать песни и пьесы разного характера. Побуждать слушать песни в исполнениипедагога. «Сегодня праздник » Ж. Тезекбаева, «Праздничная» Т. Попатенко,«Казан» («Октябрь») К. Шилдебаева. У детей старшего дошкольного возрастадвижение, связанное с музыкой, всегда сопровождается эмоциональным подъемом, поэтомуоно благотворно влияет на физическое развитие ребенка. Воспитывать устойчивыйхарактер и эмоциональную отзывчивость к музыке различного характера, развиватьзвуковысотный, ритмический, тембровый, динамический слух. Учить различать сменухарактерных музыкальных произведений – веселый, торжественный. «Колыбельная» Г.Свиридова, «Колыбельная» казахская народная мелодия Е. Брусиловского, «Ажемнiналдиi» Е. Кусаинова. Вподготовительной к школе группе нужно учить детей различать образы впрограммной музыке. «Ауылдагы той» Е. Брусиловского, «Марш» С. Прокофьева,«Вальс» Н.Леви. Учить исполнять песню нежно, ласково, легким подвижным звуком[17].
Программа«Балбобек» является государственным документом, определяющим направлениеорганизации воспитательной работы в дошкольных учреждениях республики. Каждыйвоспитатель обязан всесторонне и глубоко изучить содержание программы иподготовиться к работе с ней.
Таким образом,анализируя програмный материал можно сделать вывод, что будущее народа зависитот отношения к детям – от их прав и обязанностей. Вследствии чего дошкольныеучреждения, как основное звено системы непрерывного образования, должнывключиться в реализацию этой фундаментальной цели общества и разработатьпринципиально новые формы воспитания и обучения.
2.2Методика эстетического воспитания дошкольников посредством музыки
Представление о прекрасном в жизни и искусствеформируется в детстве. Многие считают особенно ценным и оправданным для этогоэтапа в жизни человека комплексный метод в изучении искусств. Они утверждают,что для гармоничного развития необходимо приобщение к трем базовым видамискусства: музыке, живописи, литературе. Самый эмоциональный вид искусства –музыка. Именно она обогащает восприятие произведений живописи, литературы,способствует пониманию их содержания, развивает эстетическое чувство. Образыискусства, вызывая резонанс в душе ребенка, формируют представление о добре,красоте, духовных ценностях [18].
Педагог знакомит детей со средствами музыкальнойвыразительности: темпом, динамикой, ритмом, регистрами и т.д. Дошкольники учатсяразличать эти средства в связи с содержанием музыкального произведения.Развитие у детей способности определять характер музыки, ее выразительныеособенности, яркий музыкальный образ позволяет устанавливать взаимосвязь междуэстетическими качествами природы и художественным воплощением ее образов вмузыке [12].
Выразительность музыкального языка, яркость ипоэтичность стихов помогают детям почувствовать теплоту и сердечность песен,воспевающих красоту родной природы. Так, в песне «Листопад» (муз. Т. Попатенко,сл. Е. Авдиенко) рисуется картина осени. Мягкая, неторопливо звучащая мелодияпесни вызывает одновременно чувство грусти и чувство любования картиной осеннейприроды [19].
Совсем другое настроение, связанное с образом весны,передано в песне «Пришла весна» (муз. 3. Левиной, сл. Л. Некрасовой). В нейслышится пение птиц, журчание ручья, чувствуется тепло весеннего солнца.Широкая напевная мелодия этой песни как бы приглашает слушателя полюбоватьсякартинами родной природы — зеленью лесов, высокими горами, морями, солнечнымидолинами, цветением садов [19].
Дети способны под музыку передавать с помощьювыразительных движений образы разных животных: лисы в пьесе «Это лиса» (муз. В.Косенко), веселых медвежат в пьесе «Пляска медвежат» (муз. М. Красева), жеманногокотика и сердитого козлика в пьесе, «Котик и козлик» (муз. Е. Тиличеевой) и др.Слушая музыку, дети пытаются передать настроение и определенное отношениеавтора музыки к персонажу в своих движениях, подчеркивающих особенности,характер того или иного персонажа. В результате у них постепенно складывается исвое отношение к этим образам [20].
Педагог развивает у ребенка способность сравнивать иоценивать наблюдаемые явления с эстетических и нравственных позиций. Взрослыйвлияет на характер эстетических переживаний ребенка, на его отношение ко всему,что тот видит, воспринимает. В каждом конкретном случае педагог выбираетнаиболее подходящую форму работы с детьми. Одной из них является организациянаблюдений за природными явлениями во время экскурсий, прогулок, бесед. Цельтаких наблюдений — научить воспитанников всматриваться в окружающее, замечатькрасивое в природе, воспитывать бережное отношение к ней, расширять знания ипредставления детей о различных природных явлениях [8].
Наблюдая природу в естественных условиях (на участкедетского сада, на прогулке в парке, во время экскурсии на соседнюю улицу), детис помощью педагога стараются отмечать сезонные изменения в природе,разнообразие красок, звуков и форм. Например, ранней весной они наблюдают пробуждениеприроды от зимнего сна, замечая, как тает и чернеет на солнце снег, текутсосульки, звенит весенняя капель. Позднее — как начинают набухать почки наветках деревьев и появляются из земли первые зеленые ростки. Наблюдая все это,они как бы слушают «музыку» весны [21].
Осенью, гуляя в парке, дети собирают разноцветныелистья, рассматривают их форму, красочные узоры, прислушиваются к звукамосенней природы — шуму ветра, шелесту листьев.
Благодаря наблюдениям и беседам о природе у детейнакапливаются интересные зрительные и слуховые впечатления, которые позволяютим более эмоционально и осознанно воспринимать музыкальные произведения, вкоторых переданы образы природы, а также отражать эти впечатления в музыкальнойдеятельности (при исполнении песен, танцев, игр, в творческих импровизациях)[21].
После исполнения песни «Листопад» (муз. Т. Попатенко,сл. Е. Авдиенко) дети подготовительной к школе группы попытались с помощьюдетских музыкальных инструментов передать настроение, которое возникло у нихпод влиянием исполнения песни. Плавно водя рукой по мембране бубна, ониимитировали шуршание листьев, падающих на дорожки парка. Более активнымидвижениями они изображали шум ветра. Некоторые дети попытались изобразить наметаллофоне скучный осенний дождик, повторяя один и тот же придуманный иминесложный ритмический рисунок [19].
Кроме непосредственного наблюдения за природой,педагог может организовать и просмотр диапозитивов, диафильмов, фотографий,репродукций с картин художников, на которых изображены разнообразные картиныприроды. Этот специально подобранный педагогом материал учит детей видетькрасоту и своеобразие природных явлений — сочную зелень лесов, красивый изгибветок деревьев, красногрудых снегирей, живописно зайчишку, которому холодно влесу зимой, и рисуют избушку, в которой он может спрятаться и согреться. Своеотношение к изображаемым персонажам дети передают не только в рисунках. Виграх, плясках, хороводах они изображают характерные движения птиц, зверей,подбирая выразительные движения, согласующиеся с музыкой [22].
Педагог может предложить детям неожиданную, поисковуюситуацию, когда необходимо самим подобрать выразительные движения, характерныедля того или иного персонажа, инсценировать содержание знакомой песни и т. д.Слушание музыки, ощущение красоты музыкальных звуков вызывает у детей ответноечувство сопереживания и не может не влиять на формирование у них мотивовэстетического отношения ко всему, что их окружает.
Использование репродукций с картин художников, стихов,фрагментов из художественной литературы во время восприятия музыки намузыкальных занятиях усиливает художественные впечатления детей, вызываяразнообразные ассоциации [23].
Во время слушания инструментальной пьесы «Море» (извступления к опере Н. Римского-Корсакова «Сказка о царе Салтане») детямпредлагалось одновременно рассмотреть репродукцию с картины И. Айвазовского«Среди волн», изображающей грозное бушующее море. Дети отметили вначалетревожное, но негромкое звучание музыки. Постепенно оно становилось грозным,словно огромные волны накатывались на берег, а затем снова отступали [24].
Известно, что восприятие инструментальной музыки, гдеотсутствует литературный текст, довольно сложно, поэтому иногда можноиспользовать прием включения художественного текста, соответствующегосодержанию музыки. Это помогает детям лучше почувствовать характер музыкальногообраза. Например, перед исполнением пьесы П. Чайковского «Песня жаворонка»педагог читает строчки из стихотворения В. Жуковского «Жаворонок». Текст в этомслучае помогает детям представить яркую картину весны, услышать беззаботноепение жаворонка. Впоследствии дети стремятся отобразить свои музыкальныевпечатления, свое отношение к музыкальным образам в рисунках. Они рисуют море,маленького жаворонка или других полюбившихся им персонажей [25].
В песенных импровизациях дети учатся передаватьнастроение, созвучное образам природы: грустное, лирическое в связи снаступлением осени или радостное, оживленное в связи с пробуждением природывесной.
Планируя самостоятельную художественную деятельностьдетей, педагог учитывает полученные детьми впечатления, знания и навыки,приобретенные на музыкальных занятиях, и поощряет их к исполнению знакомыхпесен, попевок, игр, связанных с образами природы, импровизациям на детскихмузыкальных инструментах [26].
Таким образом планируя работу, занятия по музыкальномуи эстетическому воспитанию, педагог использует в своей работе с детьми такиеметоды и приемы, которые направляют внимание детей на те или иные явления,отраженные в музыке, развивают способность сравнивать реальные образыокружающего с художественными образами музыкальных произведений.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
В ходе написания курсовой работы было изученои проанализировано большое количество научно-методической литературы по эстетическомувоспитанию дошкольников.
Курсовая работа достигла цели, а именно– музыка была определена как одно из важнейших средств эстетического воспитаниядошкольников.
Поставленные задачи были решены при выполненииработы: была рассмотрена сущность эстетического воспитания детей дошкольноговозраста; музыка рассмотрена как средство эстетического воспитаниядошкольников; проанализирован анализ программ по музыкальному воспитаниюдошкольников; рассмотрена методика эстетического воспитания дошкольниковпосредством музыки.
Входе изучения психолого-педагогической литературы было выявлено, что музыка –величайший источник эстетического и духовного наслаждения. Она сопутствуетчеловеку на протяжении всей его жизни, вызывает эмоциональный отклик,взволнованность, стремление к действию. Музыкальное искусство, непосредственнои сильно воздействующее на человека уже в первые годы его жизни, занимаетбольшое место в его общем культурном развитии. Музыка – постоянный спутникчеловека во всей его жизни.
Музыка самый мощный и эмоциональный вид искусства.Именно она обогащает восприятие произведений живописи, литературы, способствуетпониманию их содержания, развивает эстетическое чувство. Образы искусства,вызывая резонанс в душе ребенка, формируют представление о добре, красоте, духовныхценностях.
Висследованиях современных казахстанских педагогов Ш.Майгарановой,К.Аймагамбетовой убедительно показано, что музыка является одним из самыхосновных, значимых средств в формировании эстетического воспитанияребёнка-дошкольника.СПИСОК ИСПОЛЬЗУЕМЫХ ИСТОЧНИКОВ
1. ПосланиеПрезидента РК Н.А. Назарбаева «Новое десятилетие – новый экономический подъем –новые возможности Казахстана» от 29 января 2010 года. Петропавловск, 2010. –40с.
2. ГОСОРК 1.001.-2009 Дошкольное воспитание и обучение.Основныеположения.-Астана,2009.-31с.
3. Кайнар:Программа воспитания, образования и развития детей дошк. возраста в условияхдетского сада / Т.Н.Доронова, Б.О.Арзанбаева, Т.А.Левченко и др. Науч. рук.Т.Н.Доронова. – Алматы: «Просвещение-Казахстан», 2007. – 88 с.
4. ТемирбековаА.С. «Казахское музыкознание» — М.: Композитор, 1996. – 225 с.
5. Г.М. Коджаспирова, А.Ю. Коджаспиров.Педагогический энциклопедический словарь. – М.: Академия, 2001. – 76 с.
6. ВолынкинВ.И. Художественно — эстетическое воспитание и развитие дошкольников. – Ростовн/Д: Феникс, 2007. – 441 с.
7. Педагогика. Учебное пособие.С.П.Баранов, Л.Р.Болотина, Т.В.Воянкова, В.А.Сластенин.- М.: Просвещение. 1981.- 367 с.
8. ВетлугинаН.А. Нравственно-эстетическое воспитание ребенка. – М.: Просвещение, 1989. – 79с.
9. Белинский В.Г. Собрание сочинений Т.1М.: Педагогика 1971. — 220 с.
10. ЖубановА.Веки казахского искусства.Алма-Ата.1958 //Антология педагогической мыслиКазахстана.Алматы: Рауан.1995.- 512с.
11. Кожахметов С.Вопросы педагогики.//Антологияпедагогической мысли Казахстана.Алматы: Рауан. 1995.с. 512.
12. ГогоберидзеА.Г., Деркунская В.А. Теория и методика музыкального воспитания детейдошкольного возраста. 2-е изд. — М.: Академия, 2007. – 320с.
13. БогуславскаяЭ. Музыкальное воспитание в детском саду. – М.: Просвещение, 2000. – 284с.
14. НовиковаГ. Музыкальное воспитание дошкольников: пособие для практических работниковдошкольных образовательных учреждений. – М.: Академия, 2000. — 188с.
15. Типоваяпрограмма воспитания и обучения в детском саду. / Под ред. Курбатовой Р.А. иПодъякова Н.Н. – Алма-Ата: Мектеп, 1988. – 228с.
16. Программа«Балбобек». — Алматы, Республиканский издательский кабинет Казахской академииобразования им.И. Алтынсарына, 1999. — 180с.
17. ФадееваС. Музыка – как объединяющее начало в эстетическом развитии // Дошкольноевоспитание. — 2007. — № 7. – С. 53-64
18. ЗахароваА.А. Музыкальное восприятие образов природы – средство эстетического иэкологического воспитания // Музыка в школе. – 2007. — № 6. – С. 43-47
19. ПрасловаГ.А. Теория и методика музыкального образования детей дошкольного возраста.Санкт – Петербург: Детство – Пресс, 2005. – 384с.
20. Наблюдениедетей в природе /сост. А.Ф.Мазурина. Пособие для воспитателей дет. сада. Изд.3-е с перераб. и испр. — М.: «Просвещение», 1976. – 124 с.
21. ЗарецкаяН.В. Праздники развлечения в ДОУ. Практическое пособие, 2-изд. – М.:Айрис-пресс, 2007. – 208 с.
22. РадыноваО.П. Музыкальное воспитание дошкольников. – М.: Просвещение, 1998. – 322с.
23. Учитедетей петь / Сост. Орлова Т.М., Бекина С.И. – М.: Просвещение, 1987. – 144 с.
24. Программавоспитания и обучения детей старшего дошкольного возраста «Бiзмектепке барамыз».-Астана,2009. — 99 с.
25. Педагогическийсловарь под редакцией Б.М Бим- Бад.-М.: Большая российскаяэнциклопедия.Просвещение, 2003.- 312 с.
26. ДжердималиеваР.Р. Музыкальное образование в Казахстане. – М.: Алматы, 2007. – 271с.
ПриложениеА
«В гостях у феиКрасоты»
Комплексное занятие длядетей старшего дошкольного возраста.
Воспитатель (читаетстихотворение В.Даувальдера).
Как воздух чист! Какнебо ясно!
Нет! Утро года такпрекрасно,
Что лето, осень и зима
Сильнее не пленят меня!
Почему весну называютутром года? (Ответы). Утром солнышко без устали рассылает свои золотые лучи –будит землю. А зимний сон, в который была погружена природа, крепок и долог.Много придется потрудиться солнцу красному, пока растопит оно лед да снег,обогреет землю-матушку, вызовет на белый свет первую изумрудную зелень,разбудит обитателей полей и лесов.
«Утро» — так называетсямузыкальное произведение, которое я предлагаю вам прослушать. Написал егонорвежский композитор Эдвард Григ. (Слушание.) попробуйте спеть красивую,нежную мелодию этого музыкального произведения. Правда она легко поется? Какимимузыкальными приемами пользуется композитор для выражения настроения картинывосходящего солнца? (Звучание музыки то мягкое и легкое, похожее на первыеласковые лучи; то яркое, пышное, красочное и торжественное – солнце поднимаетсявыше и выше; и вся земля предстает в золотом его сиянии.)
Изобразите пластикойрук, тела, жестами, мимикой картину восхода солнца, используя услышаннуюмузыку. (Дети выполняют задание.)
Покажите цветомдинамику звучания этой музыки. Как будет меняться цветовая насыщенность напротяжении всего звучания? Используйте для этого любые имеющиеся средства(кубики, мозаику, модели цветовых кругов, зонтиков, краски и т.д.) смаксимально возможной цветовой «растяжкой».
А вот еще однопроизведение о весне. Попробуйте определить, кто его автор. Он вам уже знаком.(Слушание музыкального произведения А.Вивальди «Весна».) Прозвучала перваячасть одного из концертов для скрипки с оркестром из цикла «Времена года»великого итальянского композитора Антанио Вивальди, которая называется «Весна». в этой музыке можно услышать, как бурно и радостнот пробуждается природа.Основная тема этой части концерта праздничная и ликующая. Настроение музыкичасто меняется (под стать весенней природе) – то холодные, грозные порывы, топрозрачная, жалобная неуверенность. Даже переклички и пение птиц звучатпо-разному – то светло и радостно-вопросительно, то (после вновь появляющейсяликующей темы) жалобно и грустно-взволнованно.
В средней части музыказвучит угрожающе; страшно, будто возвращаются зимние ветры, навеваютвоспоминания о ненастье. Слышатся мечущиеся, жалобные интонации птичьихголосов, завывания ветра.
Но недолго бушевалаприрода. Вновь радостно прорываются ликующие интонации — веснавосторжествовала! Подумайте и скажите: характеру, какой из известных вам картинИ.И. Левитана о весне созвучна эта музыка? (Ответы.)
Послушайте, какпоэтично рассказывает о пробуждении природы русский писатель М.М. Пришвин.«Почки раскрываются, шоколадные, с зелеными хвостиками, и на каждом зеленомклювике висит большая прозрачная капля.
Возьмешь одну почку,разотрешь между пальцами, и потом все долго пахнет тебе ароматной смолойберезы, тополя или черемухи
…И вот начинаютшептаться между собой деревья: береза белая с другой березой белой издалиперекликаются; осинка молодая вышла на поляну, как зеленая свечка, и зовет ксебе такую же зеленую свечку-осинку, помахивая веточкой; черемуха черемухеподает ветку с раскрытыми почками.
Если с нами сравнить –мы звуками перекликаемся, а у них – аромат…»
Как внимателен автор кмиру природы, сколько необычного увидел он на лесной поляне! Попробуем и мыувидеть то, на что прежде не обращали внимания. Продолжим путешествие по странеКрасоты на прогулке! Сделайте вашу весеннюю прогулку необычной: отыщите своюкрасоту во всем, что увидите. Расскажите о своих находках.