Реферат по предмету "Педагогика"


Неформальные молодёжные движения как фактор воспитания подростка

--PAGE_BREAK-- От того, каковы позиции молодого поколения, каков его облик, зависит социальное развитие общества в целом, энергия, мировоззрение; нравственное здоровье молодых определяет судьбу, будущее народа. Проблема социального выбора молодежи всегда остро стояла в переломные моменты истории отдельных государств и народовПо официальным данным на 1 января 2006 года в России проживало 36 млн. молодых граждан (каждый четвертый её житель). Доля молодых людей среди трудоспособного населения нашей страны составляет приблизительно 34%, к концу 2005 года она увеличится и достигнет в среднем по стране 37% (в регионах её численность будет колебаться от 30 до 50%). Этот демографический прогноз населения России разработан Госкомстатом РФ с учетом сложившейся ситуации и тенденции изменения рождаемости, смертности и миграции населения.
Под молодежью в настоящее время в соответствии с действующими нормативными документами РФ понимаются граждане в возрасте от 14 до 30 лет включительно, то есть социально активная часть населения, которая представляет собой наиболее перспективную часть наших граждан, желающих обеспечить реализацию своих интересов. Для этой социальной группы характерно: физиологическое взросление; завершение формирования личности; вступление на полноправной основе в основные сферы общественной жизни (экономику, политику, семейные отношения).

Молодежь принято делить на четыре возрастные группы:

1.   14-16 лет – подростки. Это возраст продолжения полового созревания, параллельно которому происходит становление других биологических систем организма. Для этого возраста характерны максимальные диспропорции в уровне и темпах физиологического и психологического развития. Это в основном учащиеся средних школ и профессиональных учебных заведений, находящиеся, как правило, на иждивении родителей или государства.

2.   17-19 лет – юношество. Биологически это период завершения физического созревания, возраст самоопределения – начала самостоятельной профессиональной деятельности или выбора и осуществления качественно новой профессиональной учебы. Начинается разделение жизненных путей юношей и девушек, что в последующем приводит к более глубокой экономической, политической и культурной дифференциации среди них. В этом возрасте начинается процесс социализации – происходит приобретение почти всей полноты гражданских прав, а вместе с тем расширяется диапазон общественно-политических ролей и связанных с ними интересов и ответственности.

3.   20-24 года – собственно молодежь. Человек в этом возрасте, являясь взрослым в физиологическом отношении, продолжает процесс социализации. Эту возрастную группу прежде всего составляют студенты и молодые люди, завершающие основную профессиональную подготовку, вступающие в производственную деятельность и создающие собственные семьи.

4.   25-30 лет – старшая молодежь. В этом возрасте на основе личного опыта производственной и семейной жизни, а также участия молодежи в политических отношениях завершается процесс формирования зрелой личности. Молодые люди этого возраста играют роль родителей в собственных семьях. Они уже нашли свой путь в жизни.

Молодое поколение выполняет особые социальные функции, которые никто другой выполнить не может. Порой они бывают неоднозначны и противоречивы.

Во-первых, молодёжь наследует достигнутый уровень развития общества и государства и уже сегодня формирует в себе образ будущего, несёт функцию социального воспроизводства, преемственности развития общества.

Во-вторых, как и любая социальная группа, молодёжь имеет собственные цели и интересы, которые не всегда полностью совпадают с целями и интересами всего общества.

В-третьих, в силу объективных причин молодёжь отличает несформированность ценностных, духовно-нравственных ориентиров и недостаток жизненного опыта, что увеличивает вероятность ошибочного выбора при принятии ответственных решений. С другой стороны, вступая в трудовую и общественную жизнь, молодёжь является главным объектом и субъектом образования, социализации, воспитания и адаптации.

В-четвёртых, с одной стороны, молодёжь является главным участником социальной мобильности и экономической инициативы, с другой стороны ей присуще неполное включение в существующие социально-экономические и политические отношения.

В пятых, молодёжь – это социальный слой общества, который с одной стороны является источником социально-экономического и духовного возрождения России, а с другой – источником пополнения криминала, наркомании, социальной напряжённости.

В зависимости от качества реализации этих функций, молодёжь может явиться фактором как ускорения, так и торможения общественного развития.

Это зависит от того, насколько молодёжь:

– знает, разделяет и принимает цели и задачи государственного и общественного развития, связывает с ними свои жизненные перспективы;

– обладает необходимыми качествами (физическими, личностными,
образовательными, профессиональными) для решения стоящих задач;

– обеспечена необходимыми ресурсами и возможностями для активного
включения в решение задач повышения конкурентоспособности страны.

Особую значимость данной проблеме придают динамизм и противоречивость социально – экономических процессов в нашем обществе в период его реформирования. Наиболее уязвимой социальной группой в этих процессах вновь оказывается молодежь; именно она наименее экономически самостоятельна, наименее консолидирована, испытывает сильный прессинг со стороны различных политических сил и движений, не обладает четкими социальными ориентирами, сама находится в ситуации жизненного самоопределения. В тоже время, только молодые поколения способны преодолеть идеологические и психологические стереотипы, сформировать новые системы ценностных ориентации, создать идеалы гражданского общества будущего. Для этого у молодых людей есть все объективные предпосылки: творческий характер мышления и деятельности, высокая социальная и экономическая мобильность, психологическая гибкость, стремление к поискам ответов на смысложизненные вопросы, желание практически воплощать в жизнь систему новых ценностей, открытость к восприятию новых нетрадиционных массивов знания и т.п.

Сегодня социологи и политологи выделяют несколько черт, характеризующих систему молодежных ценностей:

–         преимущественно развлекательную направленность жизненных ценностей и интересов, подкрепляемую прямым воздействием массовой культуры;

–         вытеснение ценностей национальной культуры западными образцами поведения и символами;

–         приоритет потребительских ориентаций.

 В период, когда идет переоценка ценностей, норм, молодежи сложно ориентироваться в вопросах, которые касаются её жизненной перспективы, целей и смысла жизни. Условия нестабильности переходного периода приводят к обострению молодежных проблем:

–         потеря социальных гарантий;

–         утрата чувства собственной безопасности;

–         снижение жизненного уровня;

–         неудовлетворенность материальным положением, жилищными условиями, работой.

Ситуация жизненного самоопределения молодежи неоднозначна. С одной стороны, представители молодого поколения составляют сегодня значительную долю в составе новых социальных слоев: предпринимателей, менеджеров, банковских работников. Увеличилось число молодых людей, возглавляющих общественные движения и политические партии. Одновременно, с другой стороны, молодежь оказалась одной из самых незащищенных социальных групп, значительно ухудшилось ее материальное положение, замедлилось социальное продвижение, наблюдается глубокое противоречие в несоответствии новых социально-экономических требований и качеств личности молодого человека, традиционно формируемых социальными институтами российского общества. Эти два вектора, взаимодействуя друг с другом, определяют особенности гражданской социализации молодых людей, когда на фоне известных позитивных процессов в повышении трудовой и социально-политической активности российской молодежи наблюдаются парадоксальные явления. Возрастает количество асоциальных молодых людей, не усвоивших новые ценности, нормы и роли. Медленно снижается численность молодежи девиантного, отклоняющегося от общепризнанных правил жизни поведения. распространение среди различных групп населения, в том числе молодежи.
    продолжение
--PAGE_BREAK--Основу качественной определенности современного молодого человека составляют деловитость, инициативность, предприимчивость, стремление к инновациям и поиск возможности реализовать собственный творческий потенциал. Социальные институты общества стремятся пойти на предельное раскрепощение личности, сняв с молодых людей регулирующие ограничения и предоставив им возможность самореализации своих способностей, удовлетворения как материальных потребностей, так и духовных интересов.
На фоне известных позитивных процессов в повышении трудовой и социально-политической активности российской молодежи наблюдаются парадоксальные явления. Возрастает количество асоциальных молодых людей, не усвоивших новые ценности, нормы и роли. Медленно снижается численность молодежи девиантного, отклоняющегося от общепризнанных правил жизни поведения. распространение среди различных групп населения, в том числе молодежи.

Ситуация жизненного самоопределения молодежи неоднозначна. С одной стороны, представители молодого поколения составляют сегодня значительную долю в составе новых социальных слоев: предпринимателей, менеджеров, банковских работников. Увеличилось число молодых людей, возглавляющих общественные движения и политические партии. Одновременно, с другой стороны, молодежь оказалась одной из самых незащищенных социальных групп, значительно ухудшилось ее материальное положение, замедлилось социальное продвижение, наблюдается глубокое противоречие в несоответствии новых социально-экономических требований и качеств личности молодого человека, традиционно формируемых социальными институтами российского общества. Эти два вектора, взаимодействуя друг с другом, определяют особенности гражданской социализации молодых людей, когда на фоне известных позитивных процессов в повышении трудовой и социально-политической активности российской молодежи наблюдаются парадоксальные явления. Возрастает количество асоциальных молодых людей, не усвоивших новые ценности, нормы и роли. Медленно снижается численность молодежи девиантного, отклоняющегося от общепризнанных правил жизни поведения. распространение среди различных групп населения, в том числе молодежи.

Особую тревогу вызывают правонарушения молодежи; темпы роста преступности среди этой категории граждан значительно опережают взрослую преступность: молодые люди в возрасте 14-29 лет совершают 57% всех преступлений. В их числе велика доля подростковой преступности: дети в возрасте до 14-15 лет совершают около 40% общего числа преступлений. Ныне в российских колониях находятся 20 тыс. подростков (всего в России 860 тыс. заключенных)[1]. Рост подростковой преступности стал следствием не только ухудшения жизненного уровня населения, но также неоправданно жесткого наказания малолетних правонарушителей, что требует совершенствования уголовного законодательства в отношении подростков.

Преступность вообще, особенно среди подростков, представляет собой одну из форм асоциальной девиации, непосредственно связанную с безработицей. Наблюдается процесс взаимодействия безработицы и преступности, выступающих в отношениях между собой в одно и то же время и как причина, и как следствие. Вследствие этого снижение уровня преступности сопрягается с падением уровня безработицы, а улучшение положения на рынке труда сказывается на уменьшении числа совершенных преступлений, в том числе выпускниками школ, профтехучилищ и вузовПреступность в России, в том числе среди учащейся молодежи, качественно меняется: нарастают агрессивно-разрушительные мотивы поведения, умножаются насилие и уничтожение материальных ценностей, возрастает хищение оружия, его применение, увеличилось число предумышленных убийств и террористических актов. В сознании учащейся молодежи происходит переоценка ценностей, формируется понимание «жить хорошо» – иметь много денег. Их можно получить, по мнению 17-24-летних юношей и девушек, следующими путями: заниматься перепродажей – 25% опрошенных, вступить в брак по расчету – 30; получить взятку – 20, взять, что плохо лежит – 10%. Ради достижения этой цели учащиеся готовы совершать различные правонарушенияИнтенсивно расширяется криминальная база молодежной преступности, процветают взяточничество, изготовление и сбыт ценных бумаг, фальшивых денег. На смену типу «уголовного молодого преступника» приходит «интеллектуальный молодой преступник», чаще всего маргинального характера. Два процента маргиналов имеют высшее образование, более 50% – среднее и специальное. Около 95% маргиналов находятся в трудоспособном возрасте, 80% из них имеют дефицитные специальности. Три четверти маргиналов являются активными «гастролерами», осуществляющими свои незаконные действия в различных регионах России[2].

Опасным явлением, получившим широкое распространение среди молодежи, стала наркомания. Результаты социологических исследований свидетельствуют, что среди употребляющих наркотические и токсические препараты, преобладает молодежь: 51% наркоманов и токсикоманов составляют молодые люди в возрасте 25-30 лет. Число наркоманов в России за последние 35 лет увеличилось более чем в 200 раз. Средний возраст молодых людей, приобщающихся к наркотикам, составляет 14 лет Образовательные учреждения, семья, другие социальные институты призваны объединить свои усилия в целях антинаркотического обучения и воспитания учащейся молодежи, выработки у школьников стойкого отрицательного отношения к потреблению наркотических средств.

Наряду с наркоманией среди учащейся молодежи наблюдается рост таких негативных явлений, как пьянство, курение, раннее приобщение к половой жизни, нарушение норм и правил общежития. Пьянство стало обычным элементом социальных ритуалов, празднеств, условием официальных церемоний и решения личных проблем. Вызывает тревогу катастрофический рост числа алкоголиков в стране: если ранее, по данным МВД, их насчитывалось не многим более миллиона, то сегодня, по разным источникам, вырисовывается цифра от 2 до 3,5 млн человек. Около 70% из них – лица в возрасте до 30 лет, среди которых почти 60 тыс. – дети до 14 лет. Ранний алкоголизм представляет особую опасность: если у взрослого человека переход от стадии обычного пьянства к хроническому алкоголизму занимает 5-10 лет, то у подростков он совершается в 3-4 раза быстрее[3].

Характерно, что если в начале 60-х годов мужчины начинали систематически употреблять алкоголь с 24 лет, в 80-е – с 19 лет, то в начале 90-х годов – с 17 лет. За последние годы в два раза увеличилось число преступлений, совершаемых девушками. Одной из причин их роста стало употребление алкоголя: более 60% девушек-правонарушителей еще в школе систематически употребляли спиртные напитки. Уже не только юношей, но и девушек 14-17 лет можно постоянно встретить на улицах с пивными бутылками.

Среди молодого поколения страны получило распространение курение, затрудняющее проблему сохранения здоровья молодежи. Одной из крайних форм девиантного поведения выделяется суицид – намерение лишить себя жизни. Социологические исследования показывают, что суицидное поведение зависит от таких характеристик, как пол, возраст, образование, семейное положение, социальный статус в обществе, уровень материального благополучия. Суициду в большей степени подвержены молодые люди до 20 лет, а нередко и 10-12-летние подростки, болезненно воспринимающие негативные явления в жизни.

За 1992-1996 гг. смертность подростков от суицида выросла на 60%. Особую тревогу вызывает рост суицида среди молодежи мужского пола: в 1990 г. в расчете на 100 тыс. человек совершили самоубийства лица моложе 20 лет у мужчин – 6,6, у женщин – 1,7, в возрасте 20-24 лет – соответственно 33,8 и 6,8[4].

Проблема суицидных явлений в России приобрела особую значимость. Рыночные отношения потребовали от молодежи переоценки социальных ценностей, что привело к возникновению в молодежной среде сложных личных или жизненных ситуаций сущности этих явлений, ясности представления о характере проблемы суицида.

Наряду с крайними формами девиантного поведения существует многочисленное число других отклонений в поведении молодежи. К таким отклонениям можно отнести, в частности, сексуальную распущенность, охватившую молодежь, в особенности подростков крупных городов. Социологические опросы, данные медицинских учреждений свидетельствуют, что если двадцать лет назад среднестатистический москвич начинал сексуальную жизнь в 17-18 лет, а среднестатистическая москвичка – не ранее 19 лет, то сегодня это событие происходит в 14-16 лет. Наши тинэйджеры практически догнали американцев и уже давно перегнали голландских и швейцарских подростков. Для России обычным явлением становится юное материнство: каждый десятый ребенок рождается у матери моложе 20 лет; ежегодно около 1,5 тыс. детей появляются на свет у 15-летних матерей, 9 тыс. – у 16-летних и 30 тыс. – у 17-летних[5].

В связи с ростом половой распущенности среди учащихся специалисты Министерства здравоохранения проявляют тревогу, отмечают рост абортов, заражение сифилисом, другими венерическими болезнями. Достаточно отметить, что молодежь 13-19 лет составляет почти 16% всех болеющих этими болезнями, что наносит не только физический, но и моральный ущерб нашему обществу. К другим отклонениям асоциального характера следует отнести ложь, обман, агрессивность, пассивность, грубость, конфликтность, раздражительность, халатность. Хотя эти поступки нельзя отнести к преступлениям или правонарушениям, поведение их носителей не соответствует моральным нормам, установленным в цивилизованном обществе.

Эти и другие парадоксальные явления по-новому высвечивают проблему гражданской социализации молодежи, требуют повышения внимания государственных структур, других социальных институтов к ресоциализации подрастающего поколения. Ибо по-прежнему незыблемым остается положение о том, что будущее принадлежит молодежи.

Вывод:
    продолжение
--PAGE_BREAK--


Не сдавайте скачаную работу преподавателю!
Данный реферат Вы можете использовать для подготовки курсовых проектов.

Поделись с друзьями, за репост + 100 мильонов к студенческой карме :

Пишем реферат самостоятельно:
! Как писать рефераты
Практические рекомендации по написанию студенческих рефератов.
! План реферата Краткий список разделов, отражающий структура и порядок работы над будующим рефератом.
! Введение реферата Вводная часть работы, в которой отражается цель и обозначается список задач.
! Заключение реферата В заключении подводятся итоги, описывается была ли достигнута поставленная цель, каковы результаты.
! Оформление рефератов Методические рекомендации по грамотному оформлению работы по ГОСТ.

Читайте также:
Виды рефератов Какими бывают рефераты по своему назначению и структуре.