Реферат по предмету "Педагогика"


Народные игры как средство социализации личности ребёнка в процессе образования

КУРСОВАЯ РАБОТА
Тема:
«Народные игры каксредство социализации личности ребёнка в процессе образования»
Караганда, 2008 г.

Введение
Однойиз главных задач системы образования, как отмечается в Законе РеспубликиКазахстан, стало создание необходимых условий для формирования и развитияличности ценностей, достижений науки и практики.
Такв статье 2 говорится, что основными задачами образования является раскрытиедуховных возможностей личности, обогащение интеллекта путём создания условийдля развития индивидуальностей.
Отсюдаи возникает социальный заказ государства. Школа – оплот гражданского мира исогласия, развития этнокультурного образования.
Вконцепции образования в Республике Казахстан от 15 июля 1996 года сказано «…основныеусилия, должны быть направлены на изучение и пропаганду ценностей национальнойкультуры, на интеграцию ее наследия с демократическими тенденциями в развитииобщемировой культуры».
Социализация – двухсторонний процесс включающий в себя с одной стороныусвоение индивидуумом социального опыта, путём вхождения в социальную среду, ас другой стороны воспроизведение системы социальных связей за счёт его активнойдеятельности. Человек при этом не просто усваивает социальный опыт, но иприобретает его в собственные ценности и установки. Если исходит из положения,что личностью не рождаются, а ею становятся, то социализация есть процессстановления личности.
Всоциальной психологии выделяют три сферы, в которых осуществляется становлениеличности:
1)деятельность;
2)общение;
3)самопознание личности.
Однимиз институтов ранней социализации являются дошкольные учреждения и школа.Ведущей деятельностью для дошкольника является игра. В игре происходит общениеи взаимодействие, через общение и деятельность формируется самопознаниеличности.
Всоответствии с Законом Республики Казахстан об образовании от 18 января,опираясь на Конституцию этнокультурного образования в Республике Казахстан от15 июля 1996 г., малое использование народных игр, забывание обычаев итрадиций говорит об актуальности данной проблемы.
Проблема: Если социализация есть процесс становления личности,усвоение индивидуумом социального опыта, то это должен быть хороший опытнародных традиций, обычаев и игр, нежели негативное влиятие СМИ и улицы.
Цель: Рассмотреть условия эффективного влияния народных игр насоциализацию личности ребёнка в процессе образования.
Характернойособенностью народных игр является ясно выраженное обучающее содержание,включённое в игровую форму. Народные игры образны, игровые действия в нихдинамичны. Эти игры являются доказательством педагогического таланта народа,гуманного и уважительного отношения к детям, понимания возможности их развития.
Внародных играх отражался образ жизни людей, их быт, труд, национальные устои.Все это является подготовкой к будущей жизни детей. Исходя из этого необходиморешить несколько задач.
Гипотеза. Если а) целенаправленно использовать народные игры, б)использовать их в системе, т.е. вносить во все сферы деятельности ребёнка(занятия, вне занятий), то можно добиться положительных результатов всоциализации личности ребёнка.
Методы.Для подтверждения или отрицания данной гипотезы можно использовать данныеметоды:
1.социометрия
2.наблюдение
3.анкетирования
4.эксперимент
5.подбор критериев
6.беседа
7.проведение народных игр
8.анализ информации.
Задачи:
1.Изучить литературу
2.Подобрать критерии
3.Подобрать игры, которые вырабатывали в ребёнке нужные нам критерии.
4.Проведение формирующего эксперимента
5.Осуществить анализ результатов эксперимента
6.Ранжировать условия эффективного влияния народных игр на социализацию личностиребенка.
Объект. Объектом являются сами народные игры как средствосоциализации личности ребёнка в процессе образования.
Предмет. Эффективность влияния народных игр на социализациюдошкольников.
Экспериментальнаябаза: 16 дошкольников.
1. Теоретические основывоспитания дошкольников средствами народных игр 1.1Воспитание дошкольников средствами народных игр как педагогическая проблема
Народнаяигра – одна из тропинок, ведущих вглубь. Она тесно связана с историейчеловечества и находится в постоянном развитии и обновлении.
Поэтомуигра занимает такое важное место во всей деятельности человека.
Народнаяигра формировалась как одно из средств функционирования общества: игра иигрушки относятся к интересным явлениям человеческой культуры, так как отражаютэтнический менталитет.
Вфилософском, социологическом, психологическом, педагогическом словарях иэнциклопедии «игра», «детские игры», определяются как:
– одиниз видов деятельности человека и животных. В животном мире игра – формажизнедеятельности молодых животных, возникающая на определённой ступени эволюционногоразвития;
– формадеятельности в условных ситуациях, направленная на воссоздание и усвоениеобщественного опыта, фиксированного в социально-закрепленных способахосуществления предметных действий в предметах науки и культуры;
– историческивозникший вид общественной практики, в которой воспроизводятся нормычеловеческой жизни и деятельности, интеллектуальное, эмоциональное инравственное развитие личности;
– виддеятельности детей, заключающийся в воспроизведении действий взрослых иотношений между ними и направленный на ориентировку и познание предметной исоциальной действительности.
Опедагогическом значении и воспитательных возможностях игр в целом и в народнойпедагогике, в частности, немало плодотворных идей выдвинуто педагогами ипсихологами разных времён и народов, дальнего и ближнего зарубежья. Теперьподробнее остановимся на них.1.2 Идеи педагогов дальнего и ближнего зарубежья
Заслуживаютвнимания идеи игровых занятий чешского педагога, родоначальника педагогическойнауки Я.А. Каменского. Например, в качестве средства для разумного отдыха Я.А. Каменскийпредлагает практиковать такие игры, в процессах которых учащиеся овладевали бызнаниями и умениями из области ремесел, хозяйства, политики, военного дела, атакже игры, соединённые с экскурсиями в живую природу для собирания полезныхтрав.
Дляпоощрения учащихся Я.А. Каменский предлагает наиболее успевающихнаграждать званиями доктора или кандидата наук.
Ввоенной игре наиболее успевающие учащиеся могут получить звание полководца,трибуна, капитана, знаменосца, в вопросах политических – царя, вождя,советника, канцлера, посла и прочие…
Каквидим, Я.А. Каменский высоко оценивает образовательные, диагностические,воспитательные возможности детских игр. Подобные игры, по мнению Я.А. Коменскогоприводят к серьёзным результатам. Мысли Я.А. Каменского оказалисущественное влияние на теорию игр.
Французскиймыслитель и философ Ж.Ж. Руссо рассматривал детские игры как форму обучения. Поего словам «занимается ли ребёнок или забавляется, то и другое для него – всёравно; игры – его суть занятия, и он не чувствует разницы между этим. Во всякомделе он высказывает интерес, который возбуждает улыбку и свободу, которая такнравится, обнаруживая одновременно и склад своего ума, и круг своих познаний.
Воспитательныевозможности игр в своё время неоднократно подчёркивал швейцарский педагог И.Г. Песталоцци.В своей практике он часто использовал игры как средство повышения эффективностипроцесса обучения и физического развития. Участвуя в детских играх иразвлечениях, внося в них оживление и веселье, порой он сам становилсяребячливым.
Поего словам, «…правильно поставленное обучение, основанное на развитии детскойсамодеятельности, не может вызвать переутомление, в особенности, если обеспеченопланомерное чередование умственной работы с отдыхом, гимнастикой и спортом».
Длительноепребывание на воздухе, простое, но здоровое питание, твёрдый режим,предусматривающий правильное сочетание занятий с играми и другими формамифизической деятельности воспитанников, обеспечивали прекрасное состояние ихздоровья.
Однаковпервые игра была включена в общую педагогическую систему воспитания ребёнка втрудах Ф. Фребеля – выдающегося немецкого педагога первой половины XIX в.,создавшего образовательное учреждение нового типа маленьких детей. Игру Ф. Фребельпредлагает использовать в качестве «развивающе-образовательного» средства длямаленьких детей.
Ф. Фребельчрезвычайно много сделал для развития практической педагогики игры. Им созданпрекрасный набор игрового материала для детей раннего возраста (который исейчас, безусловно, представляет интерес для педагогов), разработаны приёмыповедения первоначальных «полезных» (сюжетных) игр, построенных наиспользовании предметов – заместителей, система занятий для старшихдошкольников, предложен целый ряд хороводных, подвижных игр, подобрана музыка истихотворные тексты к ним.
Всистеме Ф. Фребеля игра (разные её виды) являлось центральном средствомвоспитания дошкольника, так как интегрировала собственную активность ребёнка(самодеятельность) с внешним миром.
Во-первых, это идея гармоничного развития ребёнка: игра – деятельность,дающая возможность развиться творческому началу ребёнка, она не связывается сузкими педагогическими утилитарными целями. Во-вторых, это диалектическоепонимание игры как объективации внутреннего мира ребёнка через его внешнююдеятельность, то приводит к познанию мира и самого себя и изменению внутреннегомира (т.е. игра как единство внутренней активности ребёнка и внешнего мира). В-третьих,игра объединяет духовную (эмоциональную) жизнь ребёнка и взрослого; значениедействий и речи взрослого; значение действий и речи взрослого для появления иразвития самодеятельной игры ребёнка особенно важно в раннем возрасте, нотеряется и для более старших детей. В-четвёртых, в игре реализуется принципсистематичности, преемственности, последовательного усложнения самогопредметного материала, на котором играет ребёнок (отражение в нем принципаусложнения самой жизни). В-пятых, указывает на необходимость согласованныхдействий воспитательниц детского сада, и взрослых в семье, которые создаютсоответствующий дух игры, поддерживают его в ребёнке, идея о специальномвоспитании, подготовки самих «садовниц» и просвещения матерей.1.3 Критика идеалистических теорий игры
Создаваятеорию игры, отечественная педагогика подвергла критике многие идеалистическиетеории.
Большоевлияние на педагогику оказала биологическая теория игры немецкого психологаКарла Гроса, автора двух капитальных трудов «Игры животных» и «Игры людей».
Плехановкритиковал эту теорию за то, что она подходит к игре только с биологическойточки зрения игнорируя социальную сущность человеческой деятельности.
ТеорияГроса названа биологической, т. к. она доказывает значение игры длясовершенствования видов высших животных, в том числе человека, че вышеживотное, тем реальнее.
Содержаниеигр с этой точки зрения определяется не влияниями окружающей среды жизни воспитания,а пробуждением тех или иных инстинктов, поэтому игра – «средствонепреднамеренного самовоспитания».
Гросне соглашается с тем, что игра – подражание серьёзной деятельности, т.е.отражение жизни.
Американскийпсихолог Стелли Хелл, применяя биологический принцип к психологическомуразвитию человека, утверждает, что ребёнок проходит стадии развитияпредшествующих поколений.
Вигре будто бы проявляется «расовое бессознательное», выявляются и «изживаются»инстинкты, уже не нужные современному человеку. Ребёнок должен пережить их,чтобы от них отделаться и подняться на высокую ступень (поведение малыша –лазает на деревья, разоряет птичьи гнёзда, играет в солдат, жестоко избиваеттоварищей, естественна и неизбежна стадия дикости). Чем больше его инстинктынуждаются в упражнении и дополнении, тем длительнее периоды игр, которые служатсредством такого упражнения, т.е. подготовки к будущей жизни.
Детстворебёнку дано для того, чтобы играть, утверждает Греос. Мысль Греоса о большомзначении игры для подготовки к будущей жизни правильна, но понимает он этозначение ограничено, только как совершенствование унаследованных реакций. Так,известный французский психолог А. Валлеп утверждает, что игра социальна посвоей сущности, с её помощью ребёнок овладевает миром окружающих предметов,социальных отношений. Наличие различных взглядов и концепций на педагогическийпотенциал игровой деятельности свидетельствует об актуальности данной проблемы.1.4 Идеи психологов дальнего и ближнего зарубежья
Вразработку теории детских игр существенный вклад внесли такие психологи, как Л.С. Выготский,А.Н. Леонтьев, Д.Б. Эльконин и др.
Вих трудах игра рассматривается, как специфическая деятельность детей,социальная по своему происхождению и содержанию, являющаяся продуктомисторического развития общества и выполняющая функции приобщения ребёнка ккультуре.
Тезисо социальной природе детской игры, понимаемой как особое культурноеобразование, выработанное обществом в ходе его исторического развития,исчерпывающе представлен в работах Д.Б. Эльконина.
Д.Б. Эльконинна основе историко-этнографических описаний игры детей различных культурпоказал, что игра появляется на определённом этапе развития общества, являясьпервоначально детской имитацией деятельности взрослых, реализующей стремлениедетей участвовать в жизни взрослых, тогда как усложняющаяся структурапроизводственной деятельности взрослых не позволяет ребёнку непосредственнобыть в неё включённым. «…По-видимому, игра прежде появилась как деятельностьвзрослых, замечающая и изображающая реальный трудовой процесс. Произошло это наранних этапах становления человеческого общества, когда действительноеизображение было наиболее доступным человеку средством общения. Такоедействительное изображение реальности получило в дальнейшем функции магическихритуалов, обрядов, приносящих удачу.
Детивтягивались как в сам процесс труда, так и в процесс совершения обрядов иритуалов. По мере усложнения производственного труда они могли включатьсятолько в обрядовую сторону его, воссоздающую смысл трудовой деятельности и отношенийв ней взрослых», – говорил он.
Д.Б. Эльконинтакже выделяет этапы развития психологического содержания игры. До трех лет уребенка складываются основные предпосылки ролевых игр – обобщение действий иотделение их от предмета, сравнение своих действий с действиями взрослого,называние себя именем взрослого.
Развитиесобственно ролевой игры включает в себя две стадии.
Напервой стадии (3–5 лет), – писал Д.Б. Эльконин, – основным содержаниемигры являются социальные по своей направленности предметные действия,соотносимые с логикой реальных действий, на второй (5–7 лет) – социальныеотношения между людьми и общественный смысл их деятельности, соотносимые среальными отношениями между людьми.
Сусложнением содержания роли Д.Б. Эльконин связывает и переход детей ксовместной игре воссоздания общественно – функциональных отношений взрослыхтребует объединения в виде нескольких участников. Дальнейшая тенденция развитияигры, по Д.Б. Эльнину, заключается в вычленении ребенком правил и задаччеловеческой деятельности, содержащихся в скрытом виде в ролевых действиях иотношениях и переходе от развернутой ролевой игры к игре с правилами.
выделениеосновных функций детской игры позволило Л.С. Выготскому выдвинуть оченьважное положение, что игра является хотя и преобладающим, но не ведущим типомдеятельности в дошкольном возрасте. Игра содержит в себе все тенденцииразвития, она источник развития и создает зоны ближайшего развития; за игройстоят изменения потребностей и изменения общего характера.
А.Н. Леонтьевпродолжил теоретическую разработку вопроса о значении игры в психическомразвитии ребенка. Игрой он называл деятельность, в процессе которой лежитмотив.
Идеиученых – просветителей, педагогов, психологов Казахстана.
Казахскиенародные игры являются традиционным средством народной педагогики. Издревле виграх отражался образ жизни людей, их быт, труд, национальные устои,представления о чести, смелости, мужестве, желание обладать силой, ловкостью,выносливостью, быстротой и красотой движений, проявлять смекалку, выдержку,творческую выдумку, находчивость, волю и стремление к победе.
Первым,собравшим большое количество казахских народных игр, высоко оценившим ихвоспитательно-развивающее значение и высказавшим ценные педагогические мысли,был этнограф А.А. Диваев. Он писал о стимулирующей роли игр, вооружавшихдетские чувства яркими впечатлениями об окружающей действительности, – началупознавательного процесса.
Онпервым классифицировал казахские народные игры.
Необходимостьиспользования народных игр в образовательно – воспитательных целях неоднократноподчеркивали ученые Н. Кульжанова, М. Тумабаев и др.
ЕслиН. Кульжанова говорила, что «…игра, бег, прыжки, разговор и смех детей, чему мычасто не придаем значения, являются самым необходимым делом для их развития.Все это заложено в них самой природой., то М. Жумабаев категоричнозаявлял, что «ребенок не может обходится без движения, потому он не можетобходится без игр». Во время игр у ребенка особенно обостряется фантазия,проявляется активность и он получает богатые впечатления. Поэтому надоиспользовать игры для развития речи ребенка, Достаточно обдуманно построитьусловия игры, разъяснить их детям, говорить кратко, точно, находить неожиданныерешения и слова. Увлекающийся характер детей вызывает стремление осмыслить ипередать увиденное и услышанное. Игры пробуждают новые картины в сознаниидетей, помогают развивать речь. Однако для того, чтобы в играх речь ребенкаразвивалась, воспитатель должен находиться вместе с воспитанниками. При этом ондолжен держаться с ними как старший товарищ, а не их грозный наставник.
Разделяявзгляды К. Ушинского на воспитание национального духа, самосознания втрадициях народной педагогики, Макжап Жумабаев советует использовать богатыевозможности этнопедагогики казахов.
Воспитательныевозможности народных игр получили освещение и в трудах казахских писателей И. Жансугурова,М. Ауэзова, С. Муканова и др.
Так,И. Жансугуров говорил, что «забавные игры, выражения и считалки, начиная стого возраста, когда дети только начинают говорить, и до школьных лет,считалки, которые они придумывают и заучивают во время игр, можно считать однимиз первых видов народного творчества.», «…литература для детей должнасоздаваться соответственно понятийным и умственным способностям ребенка».
Пословам М. Ауэзова, за долгие века истории казахского народа существоваломножество забавных, развлекательных игр. Игра не только увеселительное занятие,но и наслаждение для детей.
Казахскиенародные игры как одно из средств воспитания в педагогической науке сталиизучаться лишь с 80-х годов М.Т. Таникеевым, Б.О. Тетенаевым, Ж. Тулегеновым,Т.Ж. Бекбатгаевым, Е. Сагындыковым, Т.Ш. Куанышевым и др.
Вних рассматриваются своеобразие национальных игр, их характерные особенности ипути использования в учебно-воспитательном процессе в целях воспитанияподрастающего поколения.
Какизвестно, у казахского народа в зависимости от уклада повседневной жизни впериод своего становления бытовало много различных праздников, игр,развлечений, игравших важную роль в развитии общества М. Тапикеевотмечает, что «…правильная оценка значения и характера традиционныхнациональных игр возможна на основе анализа истории их возникновения, ибокаждый народ в зависимости от своих социально-культурных и экономическихусловий вырабатывал присущие ему игры и физические упражнения… что ни однанаука не может развивать без глубокого изучения своей истории. Такое изучениепомогает осваивать достигнутые результаты и двигать науку вперед.
Работами Г.М. Касымовойустанавливаются условия применения развивающих игр в обучении детей младшегодошкольного возраста. Так, используя развивающие игры, исследователь показываетпути коррекции поведения детей, имеющих определенные просчеты в волевом,сенсорном развитии, отмечает, что единственным механизмом, устраняющим«просчеты» в воспитании детей 3–4 – лет, является широкое применениеразвивающих игр практическим работниками.
Итак,мы видим, что педагогами и психологами игры рассматривали как:
- способ разумного отдыха (Я.А. Коменский,Песталоцуи)
- средство формирования личностныхкачеств ребенка (Я.А. Коменский, К.Д. Ушинский, П.К. Крупская)
- Формирование нравственных качеств,эстетического, физического воспитания (И. Алтынсарин, Р.А. Юлдашева, Т. Тажибаеви др.)
- специфическая социальная деятельностьдетей (Д.Б. Эльконин, Л.С. Выготский, А.Н. Леонтьев и т.д.).
Тоесть или подчеркивались образовательные, воспитательные, развивающие,социализирующие, диагностирующие функции игр в целом и народных, в частности.
Наличиеразличных взглядов и концепций на педагогический потенциал игровой деятельностисвидетельствует об актуальности данной проблемы.
2. Использование народныхигр в учебно-воспитательном процессе дошкольников
игра народный воспитание дошкольник2.1Народная игра как средство обучения
Теорияи практика игры включает в себя многообразный комплекс различных проблем ивопросов, основными из которых является классификация детских игр и методикаруководства ими.
Условно всемногообразие детских игр можно разделить на 2 большие группы:
1.  Сюжетно – ролевыетворческие игры
2.  Игры с правилами
Мы подробнееостановимся на играх с правилами. Эта группа игр, имеющих готовое содержание,специально разработанное взрослыми, четкие игровые правила.
Вних заранее установлена определенная последовательность действий. В каждой игреперед детьми ставиться задача, решение которой связано с выполнением правил,обязательных для всех участников. Некоторые игры с правилами имеют сюжет, в нихразыгрываются роли.
Среди игр с правиламимного народных, которые передаются из поколения в поколение.
Игры справилами в свою очередь делятся на 2 вида: дидактические и подвижные.
В первыхразвиваются мышление, речь, память, воображение, воля, во вторых решаютсявопросы совершенствования двигательных навыков, воспитываются нравственныекачества. Таким образом, игры с правилами служат средством формированияличности ребенка.
Наше вниманиепривлекают словесные дидактические игры и сюжетные и безсюжетные подвижныеигры.
Народныеподвижные игры являются традиционным средством педагогики, – они являютсянеотъемлемой частью интернационального воспитания ребенка.
У негоформируется устойчивое, заинтересованное, уважительное отношение к культуреродной страны.
По содержаниювсе народные игры классически лаконичны, выразительны и доступны ребенку. Всесвои жизненные впечатления и переживания малыши отражают в условно – игровойформе, способствующей конкретному перевоплощению в образ («Гуси – лебеди»,«Коршун и наседка», «У медведя во бору», «Балапандар», «Кот и мыши» и др.)
Игроваяситуация увлекает и воспитывает ребенка, а встречающиеся в некоторых играхзачины; диалоги непосредственно характеризуют персонажей и их действия, которыенадо умело подчеркнуть в образе, что требует от детей активной, умственнойдеятельности.
В играх неимеющих сюжета и построенных лишь на определенных игровых заданиях, так жемного познавательного материала, содействующего расширению сенсорной сферыребенка, развитие его мышления и самостоятельности действий.
Так, например,в связи с движениями водящего и изменением игровой ситуации ребенок долженпроявить более сложную, т.е. мгновенную и правильную реакцию, поскольку лишьбыстрота действий приводит к благоприятному результату («палочка – выручалочка»,«Белый тополь – зеленый тополь» и т.д.)
Большоевоспитательное значение заложено в правилах. Они определяют весь ход игры,регулируют действия и поведение детей, их взаимоотношение, содействуютформированию воли, т.е. они обеспечивают условия, в рамках которых ребенок неможет проявить воспитываемые у него качества. Например. в игре «Коршун инаседка» коршун должен ловить лишь одного цыпленка, и только после словнаседки: «Не дам тебе своих детей ловить.». Игра требует ловкости и уменияориентироваться в пространстве, проявлении чувства коллективизма, слаженности,действий взаимопомощи (один за всех, и все – за одного – цыплята),ответственности, смелости, находчивости (наседка).
Существуют иобщие правила для всех игр:
- Не допускайте грубости по отношению ксопернику – ни в словах, ни в поступках;
- Выбирайтесоперника, примерно равного по силам, иначе игра будет несправедливой, да инеинтересной
- Ненарушайте правила игры, не допускайте обмана – ведь победа должна быть честной;
- Проявляйтеблагородство, не смейтесь над проигравшим – он еще обязательно победит
В народных играх много юмора, шуток, соревновательного задора; движениячасто сопровождается неожиданными веселыми моментами, любимыми детьмисчиталками, жеребьевками, потешками.
Так,например, зачины, которые по определению русского фольклора Г. АВиноградова, являются как бы игровой прелюдией, дают возможность быстроорганизовать игроков, настроить их на объективный выбор водящего,безоговорочное и точное выполнение правил. Этому способствует ритмичность,напевность или характерное скандирование считалок.
Существуюти жеребьевки, которые также создают эмоциональное настроение и увлекают самимпроцессом игры. Они применяются в тех случаях, когда детям надо разделиться накоманды. Народный фольклор устно передается от поколения к поколению и никогдане стареет.
Посвоей организации подвижные игры коллективны, в них могут объединяться от 2 до25 детей. Игровой коллектив – это группа совместно действующих детей сотношениями сотрудничества, соподчинения, взаимного контроля, обеспечивающимиодинаковые для каждого ребенка права на активную роль и творчество, детей,умеющих договариваться, самостоятельно распределять роли, разрешать спорныевопросы, конфликты.
Коллективныедействия объединяют детей общими переживаниями и помогают формироватьправильные отношения, умения жить с людьми.
Вруководстве играми следует выделить 3 этапа:
- подготовка игры,
- ее проведение
- анализ результатов.


Не сдавайте скачаную работу преподавателю!
Данный реферат Вы можете использовать для подготовки курсовых проектов.

Поделись с друзьями, за репост + 100 мильонов к студенческой карме :

Пишем реферат самостоятельно:
! Как писать рефераты
Практические рекомендации по написанию студенческих рефератов.
! План реферата Краткий список разделов, отражающий структура и порядок работы над будующим рефератом.
! Введение реферата Вводная часть работы, в которой отражается цель и обозначается список задач.
! Заключение реферата В заключении подводятся итоги, описывается была ли достигнута поставленная цель, каковы результаты.
! Оформление рефератов Методические рекомендации по грамотному оформлению работы по ГОСТ.

Читайте также:
Виды рефератов Какими бывают рефераты по своему назначению и структуре.