Реферат по предмету "Педагогика"


Н.В. Гоголь - "поэт жизни действительной"

Тема: Н. В. Гоголь — «поэт жизни действительной»
 

Цели:– расширить знанияучащихся о личности писателя, о секретах гоголевского художественного стиля;познакомить с историей создания повести «Повесть о том, как поссорились ИванИванович с Иваном Никифоровичем»;
– развитие аналитического мышленияучащихся;
– воспитание интереса к творчествурусских писателей, уважения к культурному наследию.
Ход урока
 
I.         Организационныймомент.
II.       Проверкадомашнего задания.
– 1. О чём заставляет насзадуматься стихотворение «Выхожу один я на дорогу»? Какие чувства у насвызывает? (О проблемах жизни и смерти. Чувства грусти и умиротворения.)
– 2. В каком году былонаписано стихотворение «Выхожу один я на дорогу»? Каким образом факты из жизнидополняют наше представление о стихотворении? (Летом 1841г., незадолго дотрагической гибели поэта. В стихотворении как будто звучит своеобразноепредсказание о скорой смерти и вечной славе поэта)
– 3. Каким видится героюмироздание в стихотворении «Выхожу один я на дорогу»? В какой точкепространства ощущает себя герой?(Ощущает себя в центре вселенной, слиты воединоЗемля–Небо–Человек )
– 4. В чём особенностикомпозиции стихотворения «Выхожу один я на дорогу», особенности его исполнения?(Каждое первое предложение последующей строфы дополняет смысл последнегопредложения предыдущей (Цепная связь): И звезда с звездою говорит – В небесахторжественно и чудно. Строфы пронумерованы – каждая строфа раскрывает своюмаленькую подтемку: 1. Вступление. (Ночь тиха.), 2. Боль и грусть, 3. Желаниеуснуть, 4. Живой сон, 5. Концовка. (Вечное пение, темный дуб). Мелодичность,напевность, загадочность стихотворения.
– 5. В чём смыслстихотворения «Завещание»? Какова его предыстория? (Исповедь умирающего от ранармейца. Написано под впечатлением от сражений на Кавказе, куда Лермонтовдважды был сослан. Главная идея – зачем затеваются войны?)
– 6. С помощью каких слови приёмов автор пытается передать внутренний мир героя стихотворения«Завещание»? (Монолог, самокритика героя («моей судьбой, // Сказать по правде,очень // Никто не озабочен.», верен царю, краю родному, любит родных, не хочетопечалить их, простил в душе соседку, с которой давно расстались, котораязабыла его: «Пускай она поплачет… // Ей ничего не значит.)
– 7. Какие чувстваовладевают лирическим героем в стихотворении «Узник»? (Романтические мечты освободе, о красавице младой, о коне.)
– 8. Раскройтепредысторию написания стихотворения «Узник».
Осенью 1840 г. вышел первый сборник произведений М. Ю. Лермонтова, составленный им самим. На 3-ем месте внём было стихотв. «Узник».
В 1837 г. поэт находился под арестом в здании Главного штаба за вольные изречения в стихотворении«Смерть поэта», посвящённом гибели А. С. Пушкина. К арестованному Лермонтовудопускали только камердинёра, который приносил хлеб. Поэт велел емузаворачивать хлеб в серую бумагу. На клочьях этой бумаги с помощью вина, печнойсажи спички Лермонтов написал несколько стихотворений, в том числе и «Узник».
– 9. Каков пафосстихотворения «Узник»? (Пафос протеста, вольности.)
– 10. В чём своеобразиестихотворения «Воздушный корабль»? (Тюремные стихотворения, романтизм, в основебаллада австрийского поэта Цедлица «Корабль призраков», поводом стали слухи оперевозе праха Наполеона с Острова Святой Елены в Париж, историч. события,возврат в прошлое)
– 11. Что объединяет и вчём различие стихотворений «Она не гордой красотою» и «Нет, не тебя так пылко ялюблю»? (Про любовь и то и то, но в 1-м восхищение любимой, во 2-м угасшиечувства, годы написания не совпадают: 1832, 1841)
– 12. Какие чувства у васвызвало стихотворение «Ангел»?
III.     Изучениенового материала.
Теманашего урока Н. В. Гоголь – «поэт жизни действительной» (В. Белинский)
Открываем тетрадки, запишем основные события жизнипоэта. Николай Васильевич Гоголь (1809-1852) родился 20 марта (1 апреля)1809 года в местечке Сорочинцы Миргородского уезда Полтавской губернии. Детскиегоды писателя прошли в родовом имении Гоголей-Яновских в деревне Васильевке,недалеко от Сорочинцев. Его отец, Василий Афанасьевич, небогатый помещик, былстрастным поклонником искусства, любил книги, театр, писал стихи и комедии.
Первоначальноеобразование Гоголь получил в своей родной Васильевке у домашнегоучителя-семинариста. В 1819 году Гоголя отдали учиться в Полтавское уездноеучилище, а через два года он был принят в Нежинскую гимназию высших наук.
Вгимназии Гоголь с удовольствием занимался рисованием, много читал, принималдеятельное участие в выпуске гимназических журналов «Звезда» и «Метеорлитературы». В них он помещал свои стихи, рассказы, повести, но ни одно из этихпроизведений до нас не дошло, и лишь по воспоминаниям его товарищей мы знаем,что гимназисты читали их с увлечением.
Несколькопозже Гоголь увлекся занятиями в драматическом кружке. С большим успехом ониграл, например, роль Простаковой в комедии «Недоросль». Учителя и товарищи пророчилиему театральную будущность. Гоголь мечтал посвятить себя государственнойслужбе. В одном из писем в конце 1827 года он писал: «Я поклялся ни однойминуты короткой жизни своей не утерять, не сделав блага». Решив отдать все своисилы служению родине, мечтая о большой государственной деятельности, Гоголь поокончании гимназии уезжает в Петербург.
Ностолица встретила юношу холодно. Все его попытки найти себе место чиновника вПетербурге оказались тщетными, и у него оставалась лишь одна надежда — на литературнуюработу. В 1829 году под псевдонимом В. Алова он издает поэму в стихах «ГансКюхельгартен». Поэма представляла собой слабое подражание напыщенноромантическим произведениям, сюжет ее был неоригинален, надуман.
Критикавстретила поэму сурово. Гоголь был близок к отчаянию. Ему казалось, что всемечты его рухнули, и он решил отправиться за границу. Прожив некоторое время вЛюбеке, он понял, что вне России для него жизни нет, что укрыться от себя оннигде не сможет, и возвратился в Петербург.
Только вконце 1829 года ему, наконец, удается поступить мелким чиновником в департаментгосударственного хозяйства. Но служба не удовлетворяла Гоголя, так как он неувидел в ней осуществления своих высоких помыслов. Все больше и больше еговлекли искусство и литература.
Летом1830 года Николай Васильевич начал посещать занятия в Академии художеств иодновременно собирал материал для задуманных рассказов и повестей из жизниУкраины.
Первоеиз этих произведений появилось в «Отечественных записках» в 1830 году. Это былаповесть «Басаврюк, или Вечер накануне Ивана Купала». Читатели и критики принялиее хорошо, и, воодушевленный успехом, Гоголь стал упорно работать над новымипроизведениями. Вскоре он сблизился с Дельвигом, Жуковским, Плетневым, а затеми с Пушкиным.
Присодействии критика Плетнева он получает место преподавателя истории вПатриотическом институте и, таким образом, оставляет службу в департаменте.
Всентябре 1831 года вышла в свет первая часть книги «Вечера на хуторе близДиканьки». Критика и читатели встретили книгу восторженно. Высокую оценку далей Пушкин.
Черезполгода выходит в свет вторая часть «Вечеров», встреченная читателями ипередовой критикой не менее восторженно, чем первая.
Работаянад рассказами из украинской жизни, Гоголь увлекся историей Украины. Летом 1832года он поехал к себе на родину, в Васильевку, проездом побывал в Москве, гдеподружился с актером Щепкиным.
Послеэтой поездки Гоголь работал особенно энергично и в 1835 году выпустил всвет«Арабески» и «Миргород», которые закрепили за ним славупервоклассного русского писателя.
Белинскийназвал эти книги «самым необыкновенным явлением в нашей литературе» и посвятилГоголю статью «О русской повести и повестях Гоголя».
В«Миргород» вошли повести: «Старосветские помещики», «Повесть о том, какпоссорились Иван Иванович с Иваном Никифоровичем», «Вий»; историческая повесть«Тарас Бульба», замыселкоторой связан с изысканиями Гоголя в области истории и деятельностьюпрофессора истории Петербургского университета.
Всборник «Арабески» включены повести «Невский проспект», «Портрет», «Запискисумасшедшего». К нимпримыкают опубликованная в журнале «Современник» сатирическая повесть «Нос» и«Петербургские повести».
Занятияисторией Гоголь вскоре оставил, так как убедился, что его точка зрения на историюрасходится с официальной. Он оставил кафедру в университете и занялся тольколитературной работой. Ближайшим советником и руководителем Гоголя в этот периодстал Пушкин. В одной из бесед Александр Сергеевич подсказал ему сюжет комедии «Ревизор».
Гогользакончил эту комедию в 1836 году. В том же году она была поставлена на сцене иимела исключительный успех, но против нее резко высказались реакционныежурналисты, которые увидели в комедии злую карикатуру на чиновничество.Журнальная травля, начатая против Гоголя, сильно подействовала на писателя, ион решил на время покинуть столицу, «разгулять свою тоску». В июне 1836 годаНиколай Васильевич уехал за границу, где пробыл 12 лет, до 1848 года. Гогольжил в Германии, Франции, Швейцарии и Италии. Несколько раз за эти годы онприезжал в Россию.
В Римеон узнал о смерти Пушкина. Глубоко потрясенный этим известием, он писал: «Всенаслаждение моей жизни исчезло вместе с ним… невыразимая тоска!».
Переживгоречь утраты, Гоголь принялся за работу над поэмой «Мертвые души», и в мае1842 года первая часть поэмы вышла из печати. Поэма получила высокую оценкуБелинского, Герцена, но реакционная критика яростно напала на нее, увидев в ней«унижение русских людей». Озлобленные нападки и самые противоречивые оценки поэмысильно волновали Гоголя.
Следуясвоему замыслу, он стремился во второй части поэмы создать образы положительныхгероев из чиновно-дворянской среды, но сделать ему это не удалось. Результатыработы над продолжением поэмы все больше не удовлетворяли писателя. К лету 1845года главы второй части «Мертвых душ» были готовы, но Гоголь их сжег.
В 1846году Гоголь выпускает в свет книгу «Выбранные места из переписки с друзьями».
В 1847году он снова принимается за создание второго тома поэмы «Мертвые души», однако,несмотря на огромное напряжение, работа продвигается крайне медленно.
В 1848году Николай Васильевич возвращается в Россию, но, даже освеженный новымивпечатлениями от русской жизни, уже не может осуществить своих творческихзамыслов. Тяжелые переживания и творческие неудачи ослабляют здоровье писателя.В ночь на 4 марта 1852 года, в состоянии глубокого нервного потрясения, он сжегвместе с разными своими бумагами и новый вариант второго тома «Мертвых душ».Утром 21 февраля (4 марта) Гоголя не стало. Похоронен он в Москве, наДаниловском кладбище. В наше время останки Гоголя перезахоронены на кладбищеНоводевичьего монастыря.
IV.     Закреплениенового материала
– Что нового выузнали о творчестве Николая Васильевича Гоголя? Назовите его наиболее известныепроизведения
Д/з. С.253–291 (проч. статью о Гоголе и «Повесть о том, как поссорились Иван Иванович с ИваномНикифоровичем»)


Не сдавайте скачаную работу преподавателю!
Данный реферат Вы можете использовать для подготовки курсовых проектов.

Поделись с друзьями, за репост + 100 мильонов к студенческой карме :

Пишем реферат самостоятельно:
! Как писать рефераты
Практические рекомендации по написанию студенческих рефератов.
! План реферата Краткий список разделов, отражающий структура и порядок работы над будующим рефератом.
! Введение реферата Вводная часть работы, в которой отражается цель и обозначается список задач.
! Заключение реферата В заключении подводятся итоги, описывается была ли достигнута поставленная цель, каковы результаты.
! Оформление рефератов Методические рекомендации по грамотному оформлению работы по ГОСТ.

Читайте также:
Виды рефератов Какими бывают рефераты по своему назначению и структуре.

Сейчас смотрят :

Реферат О возможности словарного описания разговорной речи
Реферат Эпидемиологический гепатит
Реферат Сократический (воспитательный) диалог как психолого-педагогическое условие развития спонтанных мировоззренческих понятий детей старшего дошкольного и младшего школьного возраста
Реферат Основные направления, меры и объекты реализации государственной политики занятости рабочей силы
Реферат Алиевич биологическое обоснование, разработка и использование полнорационных комбикормов и премиксов для хряков-производителей, свиноматок и растущих свиней в условиях интенсивного производства свинины 06.
Реферат My Ass Essay Research Paper Mussolini FactfileBorn
Реферат Социальное управление в системе многоуровневого образования
Реферат Факторный и маржинальный способы анализа рентабельности в условиях однопродуктового производства
Реферат Выбор допусков и посадок на гладкие элементы деталей машиностроительных узлов
Реферат Recent Advances In Military Aircraft Essay Research
Реферат The Scarlet Letter By Nathaniel Hawthorne 1804
Реферат Средний класс РФ
Реферат Социальный гедонизм
Реферат Н Рубцов жизнь и творчество
Реферат САМАЯ ПОЛНАЯ ТАБЛИЦА ПО КУЛЬТУРЕ РОССИИ