Реферат по предмету "Педагогика"


Н.В. Гоголь - "поэт жизни действительной"

Тема: Н. В. Гоголь — «поэт жизни действительной»
 

Цели:– расширить знанияучащихся о личности писателя, о секретах гоголевского художественного стиля;познакомить с историей создания повести «Повесть о том, как поссорились ИванИванович с Иваном Никифоровичем»;
– развитие аналитического мышленияучащихся;
– воспитание интереса к творчествурусских писателей, уважения к культурному наследию.
Ход урока
 
I.         Организационныймомент.
II.       Проверкадомашнего задания.
– 1. О чём заставляет насзадуматься стихотворение «Выхожу один я на дорогу»? Какие чувства у насвызывает? (О проблемах жизни и смерти. Чувства грусти и умиротворения.)
– 2. В каком году былонаписано стихотворение «Выхожу один я на дорогу»? Каким образом факты из жизнидополняют наше представление о стихотворении? (Летом 1841г., незадолго дотрагической гибели поэта. В стихотворении как будто звучит своеобразноепредсказание о скорой смерти и вечной славе поэта)
– 3. Каким видится героюмироздание в стихотворении «Выхожу один я на дорогу»? В какой точкепространства ощущает себя герой?(Ощущает себя в центре вселенной, слиты воединоЗемля–Небо–Человек )
– 4. В чём особенностикомпозиции стихотворения «Выхожу один я на дорогу», особенности его исполнения?(Каждое первое предложение последующей строфы дополняет смысл последнегопредложения предыдущей (Цепная связь): И звезда с звездою говорит – В небесахторжественно и чудно. Строфы пронумерованы – каждая строфа раскрывает своюмаленькую подтемку: 1. Вступление. (Ночь тиха.), 2. Боль и грусть, 3. Желаниеуснуть, 4. Живой сон, 5. Концовка. (Вечное пение, темный дуб). Мелодичность,напевность, загадочность стихотворения.
– 5. В чём смыслстихотворения «Завещание»? Какова его предыстория? (Исповедь умирающего от ранармейца. Написано под впечатлением от сражений на Кавказе, куда Лермонтовдважды был сослан. Главная идея – зачем затеваются войны?)
– 6. С помощью каких слови приёмов автор пытается передать внутренний мир героя стихотворения«Завещание»? (Монолог, самокритика героя («моей судьбой, // Сказать по правде,очень // Никто не озабочен.», верен царю, краю родному, любит родных, не хочетопечалить их, простил в душе соседку, с которой давно расстались, котораязабыла его: «Пускай она поплачет… // Ей ничего не значит.)
– 7. Какие чувстваовладевают лирическим героем в стихотворении «Узник»? (Романтические мечты освободе, о красавице младой, о коне.)
– 8. Раскройтепредысторию написания стихотворения «Узник».
Осенью 1840 г. вышел первый сборник произведений М. Ю. Лермонтова, составленный им самим. На 3-ем месте внём было стихотв. «Узник».
В 1837 г. поэт находился под арестом в здании Главного штаба за вольные изречения в стихотворении«Смерть поэта», посвящённом гибели А. С. Пушкина. К арестованному Лермонтовудопускали только камердинёра, который приносил хлеб. Поэт велел емузаворачивать хлеб в серую бумагу. На клочьях этой бумаги с помощью вина, печнойсажи спички Лермонтов написал несколько стихотворений, в том числе и «Узник».
– 9. Каков пафосстихотворения «Узник»? (Пафос протеста, вольности.)
– 10. В чём своеобразиестихотворения «Воздушный корабль»? (Тюремные стихотворения, романтизм, в основебаллада австрийского поэта Цедлица «Корабль призраков», поводом стали слухи оперевозе праха Наполеона с Острова Святой Елены в Париж, историч. события,возврат в прошлое)
– 11. Что объединяет и вчём различие стихотворений «Она не гордой красотою» и «Нет, не тебя так пылко ялюблю»? (Про любовь и то и то, но в 1-м восхищение любимой, во 2-м угасшиечувства, годы написания не совпадают: 1832, 1841)
– 12. Какие чувства у васвызвало стихотворение «Ангел»?
III.     Изучениенового материала.
Теманашего урока Н. В. Гоголь – «поэт жизни действительной» (В. Белинский)
Открываем тетрадки, запишем основные события жизнипоэта. Николай Васильевич Гоголь (1809-1852) родился 20 марта (1 апреля)1809 года в местечке Сорочинцы Миргородского уезда Полтавской губернии. Детскиегоды писателя прошли в родовом имении Гоголей-Яновских в деревне Васильевке,недалеко от Сорочинцев. Его отец, Василий Афанасьевич, небогатый помещик, былстрастным поклонником искусства, любил книги, театр, писал стихи и комедии.
Первоначальноеобразование Гоголь получил в своей родной Васильевке у домашнегоучителя-семинариста. В 1819 году Гоголя отдали учиться в Полтавское уездноеучилище, а через два года он был принят в Нежинскую гимназию высших наук.
Вгимназии Гоголь с удовольствием занимался рисованием, много читал, принималдеятельное участие в выпуске гимназических журналов «Звезда» и «Метеорлитературы». В них он помещал свои стихи, рассказы, повести, но ни одно из этихпроизведений до нас не дошло, и лишь по воспоминаниям его товарищей мы знаем,что гимназисты читали их с увлечением.
Несколькопозже Гоголь увлекся занятиями в драматическом кружке. С большим успехом ониграл, например, роль Простаковой в комедии «Недоросль». Учителя и товарищи пророчилиему театральную будущность. Гоголь мечтал посвятить себя государственнойслужбе. В одном из писем в конце 1827 года он писал: «Я поклялся ни однойминуты короткой жизни своей не утерять, не сделав блага». Решив отдать все своисилы служению родине, мечтая о большой государственной деятельности, Гоголь поокончании гимназии уезжает в Петербург.
Ностолица встретила юношу холодно. Все его попытки найти себе место чиновника вПетербурге оказались тщетными, и у него оставалась лишь одна надежда — на литературнуюработу. В 1829 году под псевдонимом В. Алова он издает поэму в стихах «ГансКюхельгартен». Поэма представляла собой слабое подражание напыщенноромантическим произведениям, сюжет ее был неоригинален, надуман.
Критикавстретила поэму сурово. Гоголь был близок к отчаянию. Ему казалось, что всемечты его рухнули, и он решил отправиться за границу. Прожив некоторое время вЛюбеке, он понял, что вне России для него жизни нет, что укрыться от себя оннигде не сможет, и возвратился в Петербург.
Только вконце 1829 года ему, наконец, удается поступить мелким чиновником в департаментгосударственного хозяйства. Но служба не удовлетворяла Гоголя, так как он неувидел в ней осуществления своих высоких помыслов. Все больше и больше еговлекли искусство и литература.
Летом1830 года Николай Васильевич начал посещать занятия в Академии художеств иодновременно собирал материал для задуманных рассказов и повестей из жизниУкраины.
Первоеиз этих произведений появилось в «Отечественных записках» в 1830 году. Это былаповесть «Басаврюк, или Вечер накануне Ивана Купала». Читатели и критики принялиее хорошо, и, воодушевленный успехом, Гоголь стал упорно работать над новымипроизведениями. Вскоре он сблизился с Дельвигом, Жуковским, Плетневым, а затеми с Пушкиным.
Присодействии критика Плетнева он получает место преподавателя истории вПатриотическом институте и, таким образом, оставляет службу в департаменте.
Всентябре 1831 года вышла в свет первая часть книги «Вечера на хуторе близДиканьки». Критика и читатели встретили книгу восторженно. Высокую оценку далей Пушкин.
Черезполгода выходит в свет вторая часть «Вечеров», встреченная читателями ипередовой критикой не менее восторженно, чем первая.
Работаянад рассказами из украинской жизни, Гоголь увлекся историей Украины. Летом 1832года он поехал к себе на родину, в Васильевку, проездом побывал в Москве, гдеподружился с актером Щепкиным.
Послеэтой поездки Гоголь работал особенно энергично и в 1835 году выпустил всвет«Арабески» и «Миргород», которые закрепили за ним славупервоклассного русского писателя.
Белинскийназвал эти книги «самым необыкновенным явлением в нашей литературе» и посвятилГоголю статью «О русской повести и повестях Гоголя».
В«Миргород» вошли повести: «Старосветские помещики», «Повесть о том, какпоссорились Иван Иванович с Иваном Никифоровичем», «Вий»; историческая повесть«Тарас Бульба», замыселкоторой связан с изысканиями Гоголя в области истории и деятельностьюпрофессора истории Петербургского университета.
Всборник «Арабески» включены повести «Невский проспект», «Портрет», «Запискисумасшедшего». К нимпримыкают опубликованная в журнале «Современник» сатирическая повесть «Нос» и«Петербургские повести».
Занятияисторией Гоголь вскоре оставил, так как убедился, что его точка зрения на историюрасходится с официальной. Он оставил кафедру в университете и занялся тольколитературной работой. Ближайшим советником и руководителем Гоголя в этот периодстал Пушкин. В одной из бесед Александр Сергеевич подсказал ему сюжет комедии «Ревизор».
Гогользакончил эту комедию в 1836 году. В том же году она была поставлена на сцене иимела исключительный успех, но против нее резко высказались реакционныежурналисты, которые увидели в комедии злую карикатуру на чиновничество.Журнальная травля, начатая против Гоголя, сильно подействовала на писателя, ион решил на время покинуть столицу, «разгулять свою тоску». В июне 1836 годаНиколай Васильевич уехал за границу, где пробыл 12 лет, до 1848 года. Гогольжил в Германии, Франции, Швейцарии и Италии. Несколько раз за эти годы онприезжал в Россию.
В Римеон узнал о смерти Пушкина. Глубоко потрясенный этим известием, он писал: «Всенаслаждение моей жизни исчезло вместе с ним… невыразимая тоска!».
Переживгоречь утраты, Гоголь принялся за работу над поэмой «Мертвые души», и в мае1842 года первая часть поэмы вышла из печати. Поэма получила высокую оценкуБелинского, Герцена, но реакционная критика яростно напала на нее, увидев в ней«унижение русских людей». Озлобленные нападки и самые противоречивые оценки поэмысильно волновали Гоголя.
Следуясвоему замыслу, он стремился во второй части поэмы создать образы положительныхгероев из чиновно-дворянской среды, но сделать ему это не удалось. Результатыработы над продолжением поэмы все больше не удовлетворяли писателя. К лету 1845года главы второй части «Мертвых душ» были готовы, но Гоголь их сжег.
В 1846году Гоголь выпускает в свет книгу «Выбранные места из переписки с друзьями».
В 1847году он снова принимается за создание второго тома поэмы «Мертвые души», однако,несмотря на огромное напряжение, работа продвигается крайне медленно.
В 1848году Николай Васильевич возвращается в Россию, но, даже освеженный новымивпечатлениями от русской жизни, уже не может осуществить своих творческихзамыслов. Тяжелые переживания и творческие неудачи ослабляют здоровье писателя.В ночь на 4 марта 1852 года, в состоянии глубокого нервного потрясения, он сжегвместе с разными своими бумагами и новый вариант второго тома «Мертвых душ».Утром 21 февраля (4 марта) Гоголя не стало. Похоронен он в Москве, наДаниловском кладбище. В наше время останки Гоголя перезахоронены на кладбищеНоводевичьего монастыря.
IV.     Закреплениенового материала
– Что нового выузнали о творчестве Николая Васильевича Гоголя? Назовите его наиболее известныепроизведения
Д/з. С.253–291 (проч. статью о Гоголе и «Повесть о том, как поссорились Иван Иванович с ИваномНикифоровичем»)


Не сдавайте скачаную работу преподавателю!
Данный реферат Вы можете использовать для подготовки курсовых проектов.

Поделись с друзьями, за репост + 100 мильонов к студенческой карме :

Пишем реферат самостоятельно:
! Как писать рефераты
Практические рекомендации по написанию студенческих рефератов.
! План реферата Краткий список разделов, отражающий структура и порядок работы над будующим рефератом.
! Введение реферата Вводная часть работы, в которой отражается цель и обозначается список задач.
! Заключение реферата В заключении подводятся итоги, описывается была ли достигнута поставленная цель, каковы результаты.
! Оформление рефератов Методические рекомендации по грамотному оформлению работы по ГОСТ.

Читайте также:
Виды рефератов Какими бывают рефераты по своему назначению и структуре.