Реферат по предмету "Педагогика"


Методика выполнения творческих проектов по технологии для восьмых классов

--PAGE_BREAK--Выбор педагогом для конкретного ученика метода создания новых решений эффективен, если он осуществляется с учетом индивидуальных особенностей школьника. Строго личностный подход должен реализовываться при обучении школьников анализу техники и технологий с целью их усовершенствования. Доступными для понимания учащихся способами следует обучать видению противоречий в различных технических системах и технологиях. [8, 50]
В современных экономических условиях нельзя упускать из виду проблему формирования у учащихся предприимчивости, в том числе и на уроках проектного творчества. Школьникам вполне по силам усвоить знания об основополагающих тенденциях социального развития общества и его потребностях, направлениях развития техники и технологий, сфер и видов социальной деятельности. Овладение некоторыми из современных поисковых методик, в частности функционально-стоимостным анализом, способствует развитию навыков оценки экономической эффективности результатов творческой деятельности. Это прямой путь к формированию способностей работать в новых экономических условиях.
Особое внимание следует обратить на технологическое творчество учащихся, под которым понимается внесение элементов новизны в конкретную технологию или полная замена одной технологии на новую, более эффективную. [10, 101]
Имеющиеся опасения насчет того, насколько допустимо разрешать учащимся вносить изменения в технологическую дисциплину, снимаются, если преодоление противоречия между необходимостью соблюдать технологическую дисциплину и технологическим творчеством будет использоваться в качестве эффективного педагогического средства активизации творческого политехнического и экономического мышления.
Любой процесс технологического творчества должен завершаться защитой учащимися своего решения с позиций его эффективности и экономичности. [9, 64]
В качестве опорных можно порекомендовать следующие базовые знания и умения, на основе которых можно добиться продуктивного технологического творчества учащихся:
·        сущность технологических возможностей трудовой деятельности;
·        понятие о производстве и его структуре;
·        содержание понятия «технология»;
·        состав технологического процесса;
·        смена технологий как основа прогрессивного развития;
·        сущность технологической политики;
·        сущность технологического процесса;
·        стратегия обновления технологий;
·        понятие о целостных технолого-экономических системах;
·        содержание экономических основ технологического творчества;
·        признаки прогрессивных технологий;
·        навыки анализа технологий;
·        понимание закономерностей формирования и развития технологических систем;
·        представление о способах оценки качественного состояния технологий;
·        сущность экономических решений при усовершенствовании технологий;
·        сущность и содержание современных методов создания новых технических и технологических решений, практические навыки их использования. [4, 12]
Технологическое творчество доступно практически всем учащимся. Но особенности личностного развития отдельных учеников могут требовать использования со стороны учителя различных видов помощи, активизирующих потребность, в том числе творчества и мотивацию к технологической творческой проектной деятельности. Для этого важно показать практическую значимость для школьника данного вида творчества, связав его с современным состоянием рынка труда, и необходимость неоднократной переквалификации как основы адаптации к новым экономическим условиям.
Формирование творческой личности является целевой направленностью уроков проектного творчества. [12, 98]
1.3 Применение метода проектов на уроках технологии
Применение метода проектов как ведущего в технологическом образовании школьников способствует реализации дидактических функций.
Образовательная функция нового подхода к технологическому образованию подразумевает знакомство учащихся с основными технологическими знаниями, умениями и терминологией. Перед учителем не стоит задача ознакомления учащихся с жестко заданным набором технологий. Важно то, что при работе над любым объектом учащиеся научатся применять наиболее современные (экономичные, экологичные) способы и приемы обработки материалов. [13, 43]
Реализация образовательной функции технологии позволит учащимся с помощью проектной деятельности увидеть глубокие связи абстрактных способов обработки материалов с возможностями удовлетворить определенные потребности личности и общества; позволит самореализоваться и подготовиться к интеграции в ту социально-трудовую среду, в которой они окажутся после окончания школы.
Воспитательная функция использования проектного метода в технологическом образовании школьников состоит в развитии личностных качеств: деловитости, предприимчивости, ответственности, выработки навыков «разумного риска» и др. Проектная деятельность учащихся позволит реализовать их интересы и способности, приучит к ответственности за результаты своего труда, сформирует убеждение, что успех в деле зависит от личного вклада каждого. [16, 11]
Развивающая функция метода проектов в технологическом образовании состоит в осознании школьниками возможностей применять абстрактные технологические знания и умения для анализа и решения практических задач.
У учащихся вырабатываются навыки выбора одного решения из множества альтернативных и осознание всех краткосрочных и долгосрочных проблем этого выбора.
Каковы же основные отличия метода проектов от обычных занятий на уроках технологии (трудового обучения)? Главное — проектирование в этом случае рассматривается как целостный процесс, при этом проект должен иметь пять основных компонентов.[14,70]
Другим важнейшим отличием метода проектов от классической методики преподавания трудового обучения является то, что все компоненты проекта находятся в работе по существу одновременно (в окончательном виде проект оформляется в определенной последовательности). Отсюда возникают сложности в подготовке и переподготовке учителей технологии:
·   обучение фактам — одна задача, обучение применению фактов — другая;
·   необходимо развить способности учителя к руководству проектной деятельностью, планированию имеющихся средств и времени.
Метод проектов позволяет перейти от формального обучения школьников умениям и навыкам без определения цели выполняемой работы и ее значимости для учащегося, его семьи, школы, общества к мотивированному выполнению упражнений перед началом проекта или в процессе его выполнения.
Однако практика показывает, что лучше запустить проект, заинтересовать учащихся, а затем провести необходимые упражнения.
Замена части тренировочных «псевдоприкладных» упражнений по обработке различных материалов на упражнения, необходимые для качественного выполнения проекта (изготовления конкретного изделия), значительно повышает мотивацию учеников к труду. [20, 51]
При этом школьники в процессе проектирования добиваются следующих учебных результатов:
Таблица 1
РЕЗУЛЬТАТЫ ПРОЦЕССА ПРОЕКТИРОВАНИЯ УЧАЩИХСЯ
Процесс проектирования
Учащиеся обучаются (учебные результаты)
1
2
1.Исследование потребности и краткая формулировка задачи
1.1.Определять потребности человека, которые могут быть удовлетворены посредством проектирования и изготовления изделия
1.2. Кратко формулировать задачу
Практика свидетельствует, что метод проектов может быть реализован в нескольких вариантах:
Вариант 1:
1)     учителем дается краткая формулировка задачи;
2)     ученики выдвигают первоначальные идеи;
3)     проводят исследование (изучение потребностей и рынка), чтобы выяснить, какая из идей выглядит более перспективной;
4)     разрабатывают лучшую идею;
5)     учатся определенным навыкам и умениям изготовления изделия;
6)     планируют изготовление изделия;
7)     изготовляют изделие согласно лучшей идее;
8)     испытывают и оценивают свое изделие.
Вариант 2:
1)     ученики анализируют большое количество подобных изделий;
2)     обсуждают достоинства и недостатки этих изделий;
3)     записывают краткую формулировку задачи для изготовления улучшенного варианта изделия;
4)     исследуют потребности в этом изделии;
5)     разрабатывают набор критериев, которым должно отвечать изделие;
6)     выполняют упражнения, развивающие умения и навыки и на основании опыта выбирают лучшую идею изготовления изделия;
7)     планируют изготовление изделия;
8)     изготовляют изделие, отмечая возникающие трудности и определяя пути их преодоления;
9)     испытывают и оценивают свое изделие.
Вариант 3:
1)     ученикам выдается какой-либо материал (или отходы) и предлагается выдвинуть идеи по использованию этого материала для изготовления изделий;
2)     ученики проводят исследования, определяют потребности в этих изделиях и потенциальных потребителей;
3)     пишут краткую формулировку задачи;
4)     проводят более глубокие исследования для выбора варианта проекта;
5)     разрабатывают набор критериев, которым должно удовлетворять изделие;
6)     заканчивают разработку лучшей идеи;
7)     составляют план изготовления изделия с учетом имеющихся материалов и оборудования;
8)     изготавливают изделие, по мере необходимости внося изменения;
9)     испытывают и оценивают изделие.
Экспериментальная проверка использования метода проектов в технологическом образовании школьников показала:
1.     значительно повысился интерес учащихся к курсу «Технология»;
2.     школьники всех возрастов с удовольствием включаются в исследовательскую деятельность;
3.     учащиеся видят социальную и личную значимость предметно-преобразующей деятельности, которую они осуществляют, что ведет к повышению мотивации их труда. [2, 200]
В процессе осмысления и организации труда по методу проектов у учащихся развиваются трудолюбие, чувство долга, ответственность за принятое решение, стремление к высоким результатам, бережливость, расчетливость, деловитость, умение взаимодействовать с людьми и др.
В заключение отметим, что метод проектов становится (в ряде стран уже стал) доминирующей педагогической стратегией. [17,69]
Проектная деятельность по сравнению с традиционными методами преподавания трудового обучения имеет свои особенности. Она включает ряд условных этапов.
I. Поисково-исследовательский:
1.  Краткая формулировка задачи. Поиск и анализ проблемы или темы предложенного проекта (объекта проектной деятельности).
2.  Сбор, изучение и обработка необходимой информации, в том числе с помощью информационных банков, каталогов, других источников, проработка оптимальной идеи.
3. Планирование проектной деятельности:
а) определение критериев, которым должно соответствовать проектируемое изделие;
б) исследование вариантов конструкции объекта труда (модели, изделия) на основе требований дизайна, экономической оценки;
в) выбор и проработка наиболее оптимального варианта конструкции и технологии изготовления модели, изделия.
II. Технологический:
1.  Составление конструкторской и технологической документации.
2.  Выполнение запланированных тренировочных упражнений и технологических операций, необходимых для качественного изготовления изделия.
3.  Практическая реализация проекта, подбор необходимых материалов, инструментов, приспособлений и оборудования в соответствии с возможностями и имеющимися ресурсами.
4.  Внесение при необходимости изменений в конструкцию и технологию.
5.  Соблюдение технологической дисциплины, культуры труда.
6.  Текущий контроль качества выполнения изделия, операций.
III. Заключительный:
1. Оценка качества реализации проекта (изготовленного объекта труда), включая его влияние на окружающую среду.
2.  Анализ результатов выполнения темы проекта (объекта проектной деятельности), испытание его на практике, защита (презентация).
3.  Изучение возможностей использования результатов проектной деятельности, реального спроса на рынке товаров, участие в конкурсах и выставках проектов.
Необходимо помнить, что данная схема не является единственной, существуют и другие варианты. Количество основных этапов проектной деятельности, внутренних компонентов (шагов), доступных для выполнения учащимися, меняется в зависимости от их возраста и развития, а также от сложности самого проекта. [1, 68]
Поисково-исследовательский этап предусматривает определение потребностей и возможностей деятельности, основанной на умении генерировать и анализировать идеи, формулировать тему учебного проекта (проблему). Потребность в проектной деятельности существует во всех сферах: дом, школа, отдых, бизнес и т.д. Сфера применения определяет тему проекта и способствует формированию внутренней мотивации в приобретении учащимися новых знаний. Поисково-исследовательский этап позволяет уточнить тему проекта, сделать проектную деятельность более осмысленной и конкретной. Для этого предстоит собрать необходимую информацию на тему проекта и проанализировать ее. Источниками информации могут быть учебники, справочники, журналы, книги, газеты, радио и телевидение, беседы по телефону, базы данных на электронных носителях, Интернет, специальные каталоги и др. Полученная информация позволит выдвинуть спектр идей и на основе их анализа выбрать для решения проблемы оптимальную (лучшую) идею. Ее исследование дает возможность оценить реализуемость, дизайнерские качества будущего изделия (конструкции), его себестоимость и экологичность, организовать рабочее место, наметить пути изготовления и возможность эффективного применения.
    продолжение
--PAGE_BREAK--
    продолжение
--PAGE_BREAK--



    продолжение
--PAGE_BREAK--


Не сдавайте скачаную работу преподавателю!
Данный реферат Вы можете использовать для подготовки курсовых проектов.

Поделись с друзьями, за репост + 100 мильонов к студенческой карме :

Пишем реферат самостоятельно:
! Как писать рефераты
Практические рекомендации по написанию студенческих рефератов.
! План реферата Краткий список разделов, отражающий структура и порядок работы над будующим рефератом.
! Введение реферата Вводная часть работы, в которой отражается цель и обозначается список задач.
! Заключение реферата В заключении подводятся итоги, описывается была ли достигнута поставленная цель, каковы результаты.
! Оформление рефератов Методические рекомендации по грамотному оформлению работы по ГОСТ.

Читайте также:
Виды рефератов Какими бывают рефераты по своему назначению и структуре.