Методы развитиявосприятия произведений живописи детьми шестого года жизни
/>
СОДЕРЖАНИЕ
Введение
ГлаваI. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ВОСПРИЯТИЯДЕТЬМИ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА ПРОИЗВЕДЕНИЙ ЖИВОПИСИ
1.1 Восприятие дошкольниками картины какпсихолого-педагогическая проблема
1.2 Задачи и содержание ознакомлениядетей старшего дошкольного возраста с живописью
1.3 Методы ознакомления старшихдошкольников с живописью
Выводык главе I
ГлаваII. ИЗУЧЕНИЕ УРОВНЯ ВОСПРИЯТИЯПРОИЗВЕДЕНИЙ ЖИВОПИСИ ДЕТЬМИ ШЕСТОГО ГОДА ЖИЗНИ
2.1Методика исследования уровня восприятия произведений живописи
2.2Уровни восприятия живописи детьми шестого года жизни
Выводык главе II
Выводы
Списокиспользуемой литературы
Приложение
ВВЕДЕНИЕ
Актуальность проблемы. Насовременном этапе развития дошкольного образования важной задачей являетсяформирование личности ребенка, развитие его творческих способностей. Безвоспитания эстетически грамотных людей, умения понимать и ценить искусство, безпробуждения у детей творческого начала невозможно становление цельной,гармонически развитой и творчески активной личности. В«Коментарі до Базового компонента дошкільної освіти в Україні»в частности подчеркивается: «Основна метаестетичного виховання – виховання культури почуттів – як естетичних іморальних, так і специфічних для мистецької діяльності (почуття лінії, форми,кольору, ритму, композиції, інтонації тощо) [10, 103]. Е.Кононко,Э.Белкина считают, что особую роль в становлении изобразительной деятельностидошкольников играет развитие художественного восприятия при ознакомлении спроизведениями скульптуры, графики, живописи[2].
Проблема восприятияпроизведений живописи является актуальной в свете возрастающей роли искусствакак важнейшего средства эстетического воспитания подрастающих поколений.Исследования по данной проблеме осуществляли как психологи (Л. С. Выготский, Д.А. Леонтьев, Б. М. Теплов, С. Л. Рубинштейн), так и педагоги (Р.Арнхейм,В.Ф.Асмус, А. А. Бакушинский, В. А. Гуружапов, Э. В. Ильенков, М. С. Каган, А.А. Мелик-Пашаев, П. М. Якобсон) и др.[6]
Различным аспектамхудожественного восприятия детьми произведений изобразительного искусства, вчастности произведений живописи, посвящены исследования Л.В. Благонадежиной,Н.Л. Кульчинской, М. Н. Семеновой, О.И. Никифоровой др.[6]
В работах В.А.Гуружапова, А.А. Мелик-Пашаева, Ю.А. Полуянова раскрыта специфика эстетическоговосприятия произведений живописи в детском возрасте. На материалах восприятияживописи в работах вышеперечисленных исследователей раскрыты уровниэстетического развития дошкольников. На первом уровне ребенок 3-4 летэмоционально радуется изображению знакомых предметов, которые он узнал накартинке, но еще не образу. Мотив оценки носит предметный или житейскийхарактер. На втором уровне ребенок к пяти годам начинает не только видеть, но иосознавать те элементарные эстетические качества в произведении, которые делаютдля него картину привлекательной. Дети могут получать элементарное эстетическоенаслаждение, оценивая в картине как красивое и цвет, и цветовые сочетанияизображенных предметов и явлений, реже — форму и композиционные приемы. Натретьем, высшем уровне дети 6-7 лет поднимаются до способности восприниматьбольше, чем заложено во внешних признаках изображаемого явления. Ребенокулавливает внутреннюю характеристику художественного образа.[19]
Модернизация содержаниядошкольного образования способствовала созданию новых методических пособий поознакомлению дошкольников с живописью, программ художественно-эстетическогоразвития. Данной проблеме посвящены работы таких авторов как: Т.Фокина,Р.Чумичева, Л.Шульга и др. Одним из новых направлений является музейнаяпедагогика, одной из задач которой является формирование зрительской культурыдошкольников (С.Маслова)[15].Однако, наряду с высокой значимостью вышеперечисленных исследований, остроощущается потребность в практических разработках, посвященных методамформирования восприятия произведений изобразительного искусства, направленныхкак на развитие искусствоведческого и образного словаря детей, так и на совершенствованиеих зрительской культуры. Таким образом, тема нашей курсовой работы«Сравнительная характеристика уровней восприятия живописи детьми 6-го годажизни» является актуальной.
Объект исследования –процесс восприятия детьми шестого года жизни произведений живописи.
Предмет исследования: методыразвития восприятия произведений живописи детьми шестого года жизни.
Цель исследования:выявить особенности восприятия и понимания произведений живописи детьми шестогогода жизни.
Гипотеза: использованиепроизведений живописи в педагогическом процессе способствует развитиюзрительской культуры ребенка, его словарному запасу.
Задачи исследования:
1. Раскрыть особенностивосприятия живописи детьми дошкольного возраста.
2. Определить задачи итребования по ознакомлению с живописью детей шестого года жизни.
3. Охарактеризовать методыознакомления детей с живописью.
4. Разработать критерииоценивания уровней восприятия произведений живописи детьми старшего дошкольноговозраста.
5. Провестиисследование уровней восприятия произведений живописи детьми старшегодошкольного возраста.
Методы исследования:При рассмотрении состояния исследуемой проблемы использовались такие методы,как:
· теоретические(анализ психолого-педагогической и методической литературы);
· практические(определение уровня восприятия произведений живописи );
· количественныйи качественный анализ полученных данных.
ГлаваI. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ПРОЦЕССА ВОСПРИЯТИЯ ДЕТЬМИ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТАПРОИЗВЕДЕНИЙ ЖИВОПИСИ
1.1 Восприятие картины как психолого-педагогическаяпроблема
Восприятие — определенная ступень чувственного познавательного процесса – отражение человекоми животными предметов при их непосредственном воздействии на органы чувств, ввиде целостных чувственных образов. Генезис восприятиятесно связан с развитием наглядно-образного мышления, совершенствованиемсистемы представлений и способности оперировать ею достаточно свободно [19].
Ожегов в своем толковомсловаре определяет понятие «восприятие» как форму чувственного отражениядействительности в сознании, способность обнаруживать,принимать, различатьи усваивать явления внешнего мираи формировать их образ[17].
Восприятие—отражениепредметов и явлений в целостном виде в результате осознания их отличительныхпризнаков. Восприятие — определенная ступень чувственногопознавательного процесса – отражение человеком и животными предметов при ихнепосредственном воздействии на органы чувств, в виде целостных чувственныхобразов [6].
Восприятиеосуществляется посредством действия, связано с обследованием воспринимаемогообъекта, с построением его образа. В понятии восприятияфиксируется непосредственное воздействие на органы чувств, формирование целостныхобразов, их прочная чувственная основа и протекание процесса в настоящем времени,которому предшествует фаза прошедшего и за которым следует фаза будущего[9].
Правильное,адекватное восприятие живописи является частью эстетического восприятияребенка. Знакомство с красотой в жизни и искусстве не тольковоспитывает ум и чувство ребёнка, но и способствует развитию воображения ифантазии. Важно, чтобы работавоспитателя строилась на научной основе и проводилась по определеннойпрограмме, учитывающей современный уровень развития различных видов живописи, ссоблюдением принципа постепенности, последовательного усложнения требований,дифференцированного подхода к знаниям и умениям детей различных возрастов[16].
Висследованиях Н.А. Курочкиной, Н.Б. Халезовой, Г.М. Вишневой показано, чтохудожественное восприятие картины формируется наиболее полно в старшемдошкольном возрасте, когда дети могут самостоятельно передавать живописныйобраз, давать оценки, высказывать эстетические суждения и нем. Восприятиекартины представляет собой процесс непосредственного контакта с окружающейсредой, процесс переживания впечатлений о предметах в рамкахсоцио-эмоционального развития наблюдателя. Это сложный психологический процесс.Он состоит из следующих этапов:
— Афферентный синтез (анализ свойств объекта и предметной среды, зоныотображения)
— Межсенсорное взаимодействие: при восприятии объекта и предметной среды, зоныотображения происходит сравнение зрительного, звукового, обонятельного и другихсигналов, взаимодействия анализаторов, тренировка ассоциативных процессов иполушарий головного мозга.
Какпоказывают психолого-педагогические исследования (П.П. Блонский, А.В.Запорожец, Н.А. Ветлугина, С.Л. Рубинштейн, Е.А. Флерина, П.М. Якобсон и др.),эстетическое, художественное восприятие следует начинать развивать как можнораньше, еще в дошкольном детстве.
Эстетическоевосприятие дошкольников художественных произведений, также имеет своиособенности:
— Восприятие образов в искусстве органично сплетено с впечатлениями инаблюдениями в действительности. Чувства радости, удивления, огорчения,переданные в картине через выражения лица и жеста, улавливаются детьми ипередаются ими в высказываниях.
— Дети старшего дошкольного возраста способны это выразить в суждениях опроизведении в целом.
— Дети легко узнают изображаемое и его классифицируют.
— В высказываниях детей появляются сравнения изображаемого с виденным в жизни.
Психологи(Б.М. Теплов, С.Л. Рубинштейн, А.В. Запорожец идр.) и педагоги (В.А. Гуружапова, А.А. Мелик-Пашаева, Ю.А. Полуянова, П.М.Якобсон и др.) рассматривают эстетическое восприятие живописных картин детьмидошкольного возраста как эмоциональное познание мира, начинающееся с чувства, ав дальнейшем опирающееся на мыслительную деятельность человека. В дошкольномвозрасте оно носит специфический характер, обусловленный возрастнымиособенностями и отличается эмоциональной непосредственностью, повышенныминтересом к окружающему миру, живым откликом при встрече с прекрасным иудивительным, которые проявляются в улыбках, жестах, возгласах, мимике, ввоспринимаемом явлении, дать ему эстетическую оценку.
А.А.Люблинская считает, что восприятию картины ребенка надо учить, постепенноподводя его к пониманию того, что на ней изображено. Это требует узнаванияотдельных предметов (люди, животные); выделяя позы и места положения каждойфигуры в общем плане картины; установления связей между основными персонажами;выделение деталей: освещение, фон, выражения лиц людей.
С.ЛРубинштейн, Г.Т Овсепян, изучавшие вопросы восприятия картины, считают, чтохарактер ответов детей по ее содержанию зависит от ряда факторов. Прежде всего- от содержания картины, близости и доступности ее сюжета, от опыта детей, отих умения рассматривать рисунок.
Художественныекартины бывают таких типов:
Предметныекартины — на них изображены один или несколько предметов без какого-либосюжетного взаимодействия между ними (мебель, одежда. посуда, животные и т.д. )
Сюжетныекартины, где предметы и персонажи находятся в сюжетном взаимодействии друг сдругом. П. А. Федотов «Свежий кавалер», А. А. Рылов «Чайки», Н. С. Самокиш«Материнство»
Пейзажныекартины: А. Саврасов «Грачи прилетели»; И. Левитан «Золотая осень»,Весна»,»Большая вода»; А. Куинджи «Березовая роща»; Шишкин «Утро в сосновомбору»; В. Васнецов «Алёнушка» и т.д.
Натюрморт:К.Петров-Водкин «Черемуха в стакане»; Машков «Рябинка»; Кончаловский «Маки»,«Сирень у окна» и т.д. [5]
Сопоставляяжизненные и природные явления с их воспроизведением в картине, дошкольникопирается, прежде всего, на собственный опыт. Он воспринимает картину не толькосозерцая, но и действенно, оказывая предпочтение одним явлениям и объектамперед другими.
Восприятиехудожественного образа в картинах способствует уточнению многих специфическихпонятий для изобразительного искусства. Их значение делает процесс восприятияболее осмысленным, интересным, так как ребенок различает выразительные средствакаждого вида и жанра изобразительного искусства.
В исследовании Н.М.Зубаревой по эстетическому воспитанию детей средствами изобразительногоискусства, поставлены вопросы: каковы возможности картин, в частности, такихжанров, как натюрморт и пейзаж. По данным исследователей, при восприятииживописи разных жанров дети больше предпочитают картину бытового жанра и меньшенатюрморт и пейзаж. Сюжетная картина привлекает детей интересным, увлекательнымсодержанием. При этом они, как правило, не обращают внимания на эстетическиестороны картины. Натюрморты и особенно пейзажная живопись вызывают интерес уребёнка изображением предметов, явлений природы, цветовыми сочетаниями,колоритом. В картинах бытового жанра детей привлекают различные темы: спорт,образы животных. Интерес к тематике неодинаков у девочек и мальчиков. Мальчикипроявляют наибольший интерес к спортивной и героической темам, а девочки – кмиру животных. У отдельных детей отмечается устойчивый интерес к однойопределённой теме. При сопоставлении двух художественных произведений на одну иту же тему, но решённых художниками по-разному, дети отдают предпочтениекартинкам, написанным лаконично, условно, ярко, с использованием декоративныхвозможностей цвета. Однако условность в изображении принимается детьми лишь доопределённых пределов. Изображение, граничащее со схематизмом, вызывает у нихпротест. Воспринимая натюрморт, дети эмоционально реагируют на цвет, замечают,какие цвета художник использует в картине. Дети 5-6 лет, выбирая «самуюкрасивую» картину, способны руководствоваться эстетическими чувствами,вызываемыми гармонией цвета, яркостью красок, их сочетанием [12].
Пейзажная живописьблизка детям по их наблюдениям природы, оказывает эмоциональное и эстетическоевоздействие, что проявляется в их речи. Дети находят свои поэтические образыдля характеристики воспринимаемого явления, используя метафоры, сравнения идругие средства выразительности. Поэтический текст оказывает положительноевлияние на восприятие картины, углубляя её восприятие. Он помогает детямосознанно воспринимать выразительные средства, использованные художником,видеть в них средства характеристики образа. Для развития эстетическоговосприятия детьми художественного образа в пейзажной живописи важноиспользовать поэзию А.С. Пушкина, И.А. Бунина, Ф.И. Тютчева, С. Есенина и др.При восприятии жанровой картины детьми старшего дошкольного возраста пониманиесоциальной значимости содержания картин развивается постепенно отнеосознанного, расчленённого, основанного на выделении отдельных деталей безвзаимосвязи со средствами выразительности к адекватному пониманию содержания,мотивированному логическими связями содержания картины и средствамивыразительности. Необходимым условием понимания социальной значимостисодержания жанровой живописи является личностное отношение к выраженным вживописи социальным явлениям. Оно выступает показателем эмоциональноговосприятия жанровой живописи, а также немаловажным фактором в процессеформирования социализации личности дошкольника. Большое влияние на восприятиедетьми произведений изобразительного искусства оказывает стиль художественногоизображения. Лаконичная, яркая по колориту картина вызывает стойкиеэстетические чувства. Так, в натюрмортах детей больше привлекают произведения,которые по своим художественным особенностям близки к работам мастеровнародного творчества. Красочность и декоративность, смелые, часто контрастныецветовые сочетания делают эти произведения необычайно привлекательными длядетей. В картине бытового жанра их больше интересуют произведения, написанныереалистично, в пейзаже — картины с использованием декоративных возможностейцвета. В работе с детьми целесообразно использовать произведения с различнойтрактовкой художественного образа: очень подробной (А. Лактионов, И. Шишкин, И.Хруцкой), более обобщённой (А. Рылов, А. Куинджи, И. Левитан), условноплоскостной, близкой к народному искусству (А. Ведерников, Б. Кустодиев). Вдетском саду необходимо иметь подборку художественных репродукцийизобразительного искусства разных видов и жанров.(см. приложение 1)
Таким образом, анализпедагогической и искусствоведческой литературы позволил охарактеризоватьпроцесс восприятия, его типы, процесс художественного восприятия, этапывосприятия картин, привести примеры типов картин, которые доступны длявосприятия детей старшего дошкольного возраста.
1.2 Задачи и содержание ознакомления детей сживописью
Живопись- вид изобразительного искусства, произведения которого (картины, фрески,росписи) отражают действительность, оказывают воздействие на мысли и чувствазрителей.
Живописькак жанр изобразительные искусства обращается к действительности как кисточнику формирования внутреннего духовного мира человека. Об этом свидетельствуютисследования следующих педагогов и искусствоведов: В.А. Разумного, М.Ф.Овсянникова, И.Б. Астахова, Н.А. Дмитриева, М.А. Когана [18].
Впроцессе формирования у детей эстетического отношения к живописи главное — эмоционально-образное восприятие произведений искусства,изобразительно-выразительных средств, формирование интересов, предпочтений. Этодоказывается в исследованиях М.Ф. Овсянникова, И.Б. Астахова, Н.А. Дмитриева.
Помнению Е.А. Флериной, Н.П. Сакулиной, В.С. Мухиной, обучая детей восприятиюпроизведений живописи, мы тем самым делаем выразительнее их изобразительнуюдеятельность, хотя совершенно очевидно, что в этом процессе нет механическогопереноса способов деятельности [19].
Деятельностьдетей, связанная с живописью, всегда должна быть непринужденной, насыщеннойрадостным устремлением, творческим воображением, инициативой. Чем эстетическиразвит ребенок, тем прочнее его художественные умения и навыки, тем полнее еготворческая деятельность.
Задачиознакомления детей с живописью:
1.Развивать у детей устойчивый интерес к живописи. Подвести к пониманию того, чтоискусство отражает окружающий мир и художник изображает то, что вызвало егоинтерес, удивление.
2.Знакомить с тем, о чем и как говорит искусство. Учить видеть особенности иотличительные признаки разных видов искусства.
3.Продолжать работу по формированию навыков последовательного целостногохудожественного восприятия подлинно художественных произведений искусства.
4.Формировать навыки и умения общаться по поводу искусства с товарищами,взрослыми, высказывать суждения и оценки увиденного.
5.Воспитывать умение любоваться произведениями, понимать настроение героя.
Задачиознакомления детей с живописью нашли отражение и в базовой программе « «Я у Світі»(см. приложение 1)
Впоследние годы уделяется все больше внимания вопросам эффективногоиспользования живописи в работе с детьми. Многие педагоги, искусствоведы пишутоб активизации педагогического процесса средствами живописи. В работах А.Н.Бурова, П.Н. Якобсона, Б.П. Юсова, Р.М. Чумичевой, Т.И. Хризман и др.доказывается выделяют специальные требования по работе с детьми дошкольноговозраста [22]:
— Доступность содержания живописи для детского восприятия. Тематика картинобязательно должна быть созвучна интересу детей, соответствовать их возрасту иопыту.
— Содержание картины должно носить воспитывающий гуманистический характер,способствовать формированию нравственно-эстетических качеств, чувств,отношений.
— Яркая выраженность эмоционального состояния. Чем эмоциональнее, ярче, убедительнеепроизведение, тем сильнее оно действует на чувства и сознание зрителей, глубжераскрывает само содержание изображения.
— Разнообразие используемых художником средств выразительности: цвет, композиция,ритм.
Помнению Е.А. Флериной, Н.П. Сакулиной, В.С. Мухиной, обучая детей восприятиюпроизведений живописи, мы тем самым делаем выразительнее их изобразительнуюдеятельность, хотя совершенно очевидно, что в этом процессе нет механическогопереноса способов деятельности [18].
Н.М.Зубарева доказывает доступность восприятия детьми живописи, и в практическойпедагогической работе использует различные методы и приемы художественноговосприятия картин живописи. Педагог использует беседы об искусстве, игровыеситуации, в которых дети сравнивают, узнают разные по художественнойвыразительности художественные образы. Педагог комплексно использует различныедополнительные средства воздействия на эстетическое восприятие детей. Кромехудожественных произведений Н.М. Зубарева рекомендует использовать музыкальноесопровождение восприятия картин, поэзию, прозу [11].
Висследованиях Н.А. Курочкиной, Н.Б. Халезовой, Г.М. Вишневой показано, чтовосприятие живописи формируется наиболее полно в старшем дошкольном возрасте,когда дети могут самостоятельно передавать живописный образ, давать оценки,высказывать эстетические суждения и нем.
Знакомядетей с живописью, педагог раскрывает перед ними картины окружающего мира: быт,труд людей. При этом не ограничиваются только перечислением изображенных накартине людей, предметов, а, прежде всего, раскрывает значимость труда самогохудожника, своеобразие его мастерства, раскрывает, что побудило художниканаписать эту картину. При детальном рассматривании картины, анализеизображенного на ней детей учат устанавливать взаимосвязи содержаниипроизведения: не только отвечать, что видит ребенок на полотне, но и уметьобъяснить, почему художник посвятил картину данной теме, какие средствавыразительности использован, чтобы раскрыть содержание задуманного. Прикачественном преподнесении картины у ребенка формируется и развивается интереск другим видам и жанрам изобразительного искусства, стремление обогатить своизнания за счет новых накоплений [5].
Болееполное познание детьми произведения живописи позволяет воспитателю не толькоразвивать интерес к живописи, но и формировать первоначальные основымировоззрения. Искусство способствует воспитанию различных чувств. Так, приознакомлении с пейзажной живописью у детей активизируется интерес кобщественной жизни, к различным видам человеческой деятельности, отношением егок процессам труда, к ценностям, которые создает народ, к художественномутворчеству. Дети обогащают свой нравственный опыт, любовь к Родине. У нихформируется нравственное сознание.
Живописьучит видеть красоту человеческих чувств, взаимоотношений, сравниватьизображенное в произведениях изобразительного искусства, сравнивать явления среальной действительностью. И этим развивают их эстетические чувства, которыепроявляются у детей в начале эмоциональных и речевых реакциях, а затем, придальнейшем ознакомлении их с искусством — в собственной художественнойдеятельности [5].
Такимобразом, можно сделать вывод о том, что общение с живописью формирует у ребенкане только эстетический и художественный вкус, умение оценить красоту картины,вещей, людей и другие художественные произведения, но и способность датьправильную оценку различным явлениям жизни общества, нравственному поведениючеловека, политическим событиям, а на этой основе выработать ценностнуюориентацию в жизни.
1.3 Методы ознакомления с живописью
Метод(от греч. слова metodos — буквально путь к чему-либо) означает способдостижения цели, определенным образом упорядоченную деятельность[13].
Методомобучения называют способ упорядоченной взаимосвязанной деятельности преподавателяи обучаемых, деятельности, направленной на решение задач образования,воспитания и развития в процессе обучения [13].
Методы,которые используются при ознакомлении дошкольников с живописью, делятся насловесные, наглядные и практические.
Словесные методы:
1. Вопросы
а) на содержаниекартины;
б) на выделениенастроения;
в) на выделениевыразительных средств.
В целом вопросыпобуждают ребенка всматриваться в картину, видеть ее детали, но не терять приэтом целостного ощущения художественного произведения.
2. Беседа
а) как вступление кзанятию;
б) беседа по картине;
в) итоговая беседа.
В целом метод беседынаправлен на развитие умения ребенка выразить свою мысль, на то, чтобы в беседе(рассказе педагога) ребенок мог получить речевые образцы для этого.
3. Пояснение.
4. Рассказ воспитателя(ребенка).
5. Указание (обратитевнимание на...)
Наглядные методы
1. Экскурсии.
2. Рассматриваниерепродукций, альбомов.
3. Наблюдение.
4. Сравнение(иллюстраций и т.п. по настроению, средствам выразительности и др.).
5. Организациявыставок.
6. Упражнения.
8. Дидактические игры.
Практические методы
1. Упражнения.
2. Дидактические игры(например, с раздаточным материалом).
3. Изобразительнаядеятельность.
4. Повтор завоспитателем (навыков, приемов).
5. Задания на дом.
Р.М. Чумичева такжепредлагает использовать:
-метод адекватныхэмоций ( оживление детских эмоций)
-прием вхождения вкартину.
Начиная со старшейгруппы, в работе с детьми для ознакомления с живописью применяютсяразнообразные формы и методы работы. Благодаря этим формам и методам педагог ихучит видеть, как художник изображает красоту окружающего мира. Дети овладеваютумением не только видеть и понимать содержание картины, но чувствовать, чтохотел передать художник, изображая природу(радость, грусть).
Одним из частовстречающихся методов работы — это образец личностного отношения педагога кпонравившейся картине. Этот метод дает возможность на примере воспитательскогокачественного рассказа выстроить ребенку свой рассказ.
Искусствоведческийрассказ:
Структураискусствоведческого занятия состоит из вводной части, когда необходимонастраивать детей на дальнейшее восприятие художественных произведений. Этомогут быть интересные игровые ситуации («Почему ошибся художник?», «Найдиошибку в картине», ситуации, где дети организовывают и «посещают» выставкихудожественных произведений, вернисажи).
В основной части детямсообщается название картины, с которой предстоит познакомить детей. Назватьфамилию художника. На одном занятии в старшей и подготовительной группе можнопоказать 2-3 знакомых произведения и одно произведение новое, незнакомое детям.Применяя различные методы работы, воспитатель учит сравнивать художественныепроизведения, формирует умение видеть и понимать идею и содержаниепроизведения. Делается это нескучно, ненавязчиво, интересно, занимательно.
После рассматривания исравнения художественных произведений проводятся дидактические игры назакрепление полученных знаний.
Взаключительной части совместно с детьми анализируются новыеполученные знания, дети делятся своими впечатлениями, проводится анализактивности детей на занятии.
Большуючасть работы на таком занятии занимают искусствоведческие рассказы. Выборискусствоведческого рассказа как метода ознакомления с пейзажной живописьюобусловлен содержанием и построением произведения, в котором отражены влогической взаимосвязи его элементы.
Структураискусствоведческого рассказа может быть примерно такой: сообщение названиякартины, и фамилии художника, о чем написана картина, что самое главное в ней, какона изображена (цвет, построение, расположение), что изображено вокруг главногов произведении и как с ним соединены детали (так идет углубление в содержаниекартины, при этом устанавливается связь между содержанием произведения исредствами его выражения), что красивого показал художник, о чем думается, чтовспоминается, когда смотришь на эту картину. Использование такой структурырассказа возможно до тех пор, пока дети не начнут адекватно отвечать напоставленные вопросы по содержанию картины и приобретут навык монологическойречи при ответе на вопрос, о чем картина. На первых этапах ознакомления детей спейзажной живописью оправдывает себя прием «вхождения в картину», воссозданияпредшествующих и последующих содержанию картины события. Применение приемацелесообразно еще и потому, что он тесно связан с игрой, творческой фантазией,с определенного рода установками на развернутое выразительное рассказывание.
Экскурсии. Выставки:
Особый эмоциональныйзаряд дети получают во время экскурсий, где дети приобретают навык культурногообщения с художественными произведениями, навыки посещения музеев, который вдальнейшем они будут посещать без взрослых. Тем самым у детей формируетсяумение обмениваться впечатлениями при просмотре картины.
Развлечения:
Одной из формприобщения дошкольников к пейзажной живописи являются развлечения. Структураможет быть следующей (разберем на примере одного из них). Развлечение «Какпрекрасен наш мир» может состоять из следующих моментов:
1. эмоциональныйрассказ воспитателя о картинах одного или нескольких художников, о волшебноммире красок (такой рассказ лучше воспринимается на фоне музыки, что усиливаетэмоциональное воздействие на детей);
2. выставка репродукцийкартин;
3.конкурс на лучший рассказ ребенка о понравившейся картине;
4.проведение игры«Музыка и картина», в которой дошкольники упражняются в соотношениимузыкального произведения с настроением, выраженным в картине;
5. викторина о картинахи их художниках;
6.мысленное созданиедетьми собственной картины по названию, данному картине художника.
Индивидуальная работа:
Проводится с детьми,которые на занятиях по изобразительному искусству не усвоили знания о новыхпроизведениях, а также с замкнутыми, застенчивыми ребятами, с рассеяннымвниманием, не проявившими никакого интереса в пейзажной живописи, сослаборазвитой эмоциональной сферой. Индивидуальная работа осуществляется и сдетьми одаренными, у которых ярко выражен устойчивый интерес к произведениямпейзажной живописи и изобразительной деятельности, отличающимися высокойактивностью, развитой эмоциональной речью.
Если с первыми детьмивоспитатель может ограничиться лишь подробным рассматриванием одного — двухпроизведений, то со вторыми возможно использовать сочетание деятельностей;рассматривание пейзажей, чтение пейзажной литературной лирики и самостоятельнаяхудожественная деятельность детей.
ВЫВОДЫ ПО ГЛАВЕ I
Таким образом,восприятие художественного произведения – сложный психический процесс. Онопредполагает способность узнать, понять изображенное; но это толькопознавательный акт. Необходимым условием художественного восприятия являетсяэмоциональная окрашенность воспринятого, выражение отношения к нему. Оценочныесуждения детей дошкольного возраста еще примитивны, но они свидетельствуют озарождении умения не только почувствовать красивое, но и оценить.
При восприятиихудожественных произведений имеет значение не только общее отношение ко всемупроизведению, но и характер отношения, оценка ребенком отдельных героев.
Имеет значение вхудожественном восприятии и степень близости, доступности образа.Детистаршего дошкольного способными воспринять в художественном произведении нетолько внешний, но и внутренний комизм, юмор, иронию.
ГлаваII. ИЗУЧЕНИЕ УРОВНЯ ВОСПРИЯТИЯ ПРОИЗВЕДЕНИЙ ЖИВОПИСИДЕТЬМИ ШЕСТОГО ГОДА ЖИЗНИ
2.1Методика исследования уровня восприятия произведений живописи у детей старшегодошкольного возраста
Старшиедошкольники активно входят в мир художественного творчества. Восприятиеживописи — это единство познания и переживания. Ребенок учится не простофиксировать то, что представлено в картине, но и воспринимать чувства, которыехотел передать его автор [23].
Первым этапом припроведении диагностического исследования является выбор методики. Анализируяпсихолого-педагогические источники, мы выявили, что к данной проблемеобращались следующие исследователи: Г.А. Урунтаева (дошкольная психология),С.Г. Маслова (музейная педагогика), М.М. Алексеева, В.И. Яшина (методикаразвития речи).
Представим данныеметодики.
Методика «Изучениевосприятия картины» [14].
Подготовкаисследования. Подобрать с учетом возраста ребенка незнакомые ему трирепродукции картин разных жанров: сюжетную, пейзаж, натюрморт. Они должны бытьцветными и не очень мелкими.
Проанализироватьрепродукции по следующей схеме:
-особенности смысловогоцентра (дать ей название и кратко передать содержание);
-главные ивторостепенные предметы (перечислить все);
-причинные связи междупредметами (указать все).
Проведение исследования.Экспериментпроводится с детьми 4-7 лет индивидуально.
Протокол содержитинструкцию и вопросы экспериментатора, время рассматривания репродукций,перечисленные предметы, указания на цвет предметов, на причинно-следственныесвязи, рассказ по картинке, поведение ребенка (наличие указательных жестов,эмоциональные реакции).
Первая серия. Описаниекартин. Ребенку поочередно показывают репродукции и просят описать их:«Посмотри внимательно на эту картинку и расскажи о том, что здесь нарисовано».В случае затруднения задают наводящие вопросы. Ребенок может водить по картинкепальцем, указывая на предметы, которые он рассматривает.
Вторая серия.Эстетическая оценка картины. Перед ребенком раскладывают репродукции картинвсех жанров и просят выбрать ту, которая ему больше нравиться. Ребенок выбираеткартину и объясняет свой выбор.
Третья серия.Эстетическая оценка картины. Показывают несколько репродукций картин одногожанра, выполненных в различной манере, и просят выбрать ту, которая емунравиться. Последовательно показывают картины всех трех жанров. Выясняют, какстилевые особенности картины влияют на ее эстетическую оценку ребенком. Дляэтого просят ребенка объяснить причины выбора.
Обработка данных. Детейраспределяют по трем группам в зависимости от уровня эстетической оценки.
Первая группа –отсутствие оценки;
Вторая группа – малоосознанная оценка (когда на вопрос о том, нравится или не нравится картина,ребенок затрудняется объяснить, почему).
Третья группа –осознаннаяоценка, когда ребенок мотивирует свой выбор, отмечая особенности содержания ивыразительных средств картины).
Делают выводы о уровняхосознанности эстетической оценки картины и возрастных особенностях восприятия.
Методика «Эстетическоевоспитание и художественное образование средствами музейной педагогики» [12].
Основнойдиагностический блок опытно-экспериментальной работы был разработан в Центреразвития ребенка «Росток», который включает в себя исследования следующихпараметров:
Эмоциональное состояниеребенка (методика цветопредпочтений М.Люшера). Проводится один раз за учебныйгод.
Творческое мышление(методика креативности мышления Гилфорда «Дорисовывание», анализ детскихработ-тест «Рисунок под музыку).
Проводится в начале иконце эксперимента.
Речь детей. Цельюисследования является определение влияния занятий на формирование и развитие словарногозапаса детей, связной речи, умения формулировать и доказывать свое мнение,образности речи, использования различных эпитетов, сравнения; умение вестидиалог, слышать и понимать вопросы (тесты «Слова», «Рассказ по картине».
Визуальная грамотность:цель методики теста –определять возможность развития визуальной грамотностичерез умение «читать» картину; понимать язык изобразительного искусства;вербализировать увиденное и понятое в художественном произведении (тест«Рассказ по картине»).
Проводится в начале иконце эксперимента.
Культурный и духовныйуровень развития детей. Цель исследования – выявить, как влияют занятия попрограмме на культурное и духовное развитие детей; интерес к искусству, желаниепосещать музеи, выставки; нравственные качества, патриотизм.
Проводится в концеэксперимента.
Методика изученияуровня описательной речи
М.М. Алексеевой, В.И.Яшиной [1].
Для обследованияописательной речи используются предметные или малосюжетные картинки.
Для выявления навыковописания ребенку предлагается рассказывать о том, что изображено на картинке.Высказывания детей дословно фиксируются с сохранением особенности речи, суказанием пауз и их продолжительности, а затем анализировались. Далеевысказывания детей анализируются по логическому содержанию, структуре иязыковому оформлению. Результаты анализа заносятся в таблицу (см. табл. 1) последующим показателям :
– количество выделенныхпризнаков;
– структура ипоследовательность описания;
– связность;
– языковые средства;
– информативностьвысказывания;
– плавность (количествопауз).
живописьдошкольник восприятие картина
Таблица 1.
Характеристикаописательной речи детей Имя ребенка (возраст) Кол-во выделен. признаков Структура и последовательность описания Связность Языковые средства Информативность высказывания (всего слов) Плавность (кол-во пауз) кол-во прилагательных кол-во существительных глагольная лексика образные средства языка типы предложений 1. Роман 2 описания нет + 2 13 6 — 5 простых 34 1 пауза 2. Максим 3 Xð, 2 описания + 5 24 15 — 8 простых, 3 сложных 99 1 пауза
Примечание: Xð–объект называет; X – объект не называет
Учитывая предмет нашегоисследования (восприятие детьми старшего дошкольного возраста произведенийживописи), мы разработали собственную методику, используя элементывышеперечисленных методик.
Критериями изучения являлисьумения:
— перечисления объектов;
— установления связеймежду объектами;
— понимание смысласюжета картины;
— использованиевыразительных средств речи;
— понимание языкаизобразительного искусства;
— эмоциональностьвосприятия картины.
Взяв за основувышеперечисленные критерии, мы разработали следующие уровни восприятия детьмипроизведения живописи.
Характеристикауровней
Высокийуровень.
Речьдетей. Ребёнок уверенно отвечает на поставленные вопросы, рассматривает объектыцелостно; способен к обобщениям, выявлению объективных связей внутри группыпредметов. Богатый словарный запас, наличие большого количества прилагательных,образных эпитетов, сравнений. Понимают и используют в своей речи слова,обозначающие многочисленные оттенки цветов, а также чувства и настроениячеловека. В рассказе по картине дети используют поэтические цитаты.отвечает на вопросы правильно, развернуто, логично. Может самостоятельноопределить, что изображено, о чем картина, что хотел показать художник, написавэту картину?
Визуальнаяграмотность. Умеет объяснить причины выбора данной картины. Дети понимаютвымысел художника предъявленной картины. От простого перечисления увиденныхобъектов переходят к анализу замысла художника; средств, с помощью которых онэтот замысел реализовывал. Высказывают свое эмоционально-личностное мнение обэтой картине. Дети понимают и используют в своей речи такие искусствоведческиетермины как жанр, живопись, портрет, натюрморт, пейзаж, блик, мазок; названияинструментов художника.
Среднийуровень
Речьдетей. Односложно объясняет причины выбора картины. Ребенок отвечает на вопросыправильно, но не умеет доказать, почему он так думает. Высказывания по картинепредставляют перечень объектов. Преобладание простых предложений. Не используетиспользует в речи эпитеты, образные сравнения.
Визуальнаяграмотность. Пытается высказать свое эмоциональное отношение к картине. Слабо используютв своей речи такие искусствоведческие термины как жанр, живопись, портрет,натюрморт. Не выделяет средства выразительности, которые использовал художник всвоем произведении.
Низкийуровень.
Речьдетей. Не умеет целостно изложить свое мнение о картине. Однозначно отвечает напоставленные вопросы. Преобладание перечислений объектов картины, простыхпредложений.
Визуальнаяграмотность. Не может определить жанр произведения.Не выделяет средства выразительности, которые использовал художник в своемпроизведении. Эмоционально равнодушен к содержанию картины.
2.2 Уровни восприятия произведений живописи детьмишестого года жизни
Исследованиеосуществлялось в дошкольном учебном учреждении № 127, группа №5.
Количество детей 11.
Сроки исследования10.11.2010
Стимульный материал.Картины: А. А. Дейнека «Гладиолусы с рябиной», И. Левитан «Осенний день.Сокольники», И. С. Остроухов «В Абрамцевскомпарке»,предъявление картин. Фиксация ответов.
Серия 1. Беседа покартинам.
Результаты представленыв следующих таблицах
А.А. Дейнека «Гладиолусы с рябиной»
1)Тебе нравится картина?Андрей Д. Да, мне нравится картина Лилия С. Да Ирина М. Мне нравится Кристина Г. Да, красивая картина
2)А что на ней изображено?Андрей Д. На картине нарисованы цветы Лилия С. Цветы, мальчик на лошади, барыня Ирина М. На картине нарисованы цветы в вазе и листочки Кристина Г. На картине нарисованы цветы и игрушки
3)Какназывается картина, на которой нарисованы разные предметы?Андрей Д. Натюрморт Лилия С. Не знаю Ирина М. - Кристина Г. Натюрморт
4)Какиецвета ты видишь на картине?Андрей Д. Я вижу красный, зеленый, розовый, оранжевый, фиолетовый Лилия С. Красный, синий, белый Ирина М. Красный, розовый, синий, сероватый Кристина Г. Я вижу красный, оранжевый, фиолетовый, зеленый, желтый, розовый
5)Какты думаешь, что главное в картине?Андрей Д. Я думаю, главные цветы Лилия С. Цветы Ирина М. Цветы Кристина Г. В картине главные цветы
6)Почему ты так считаешь?Андрей Д. Они большие и яркие Лилия С. Они красные Ирина М. Они большие Кристина Г. Потому, что они большие и яркие
7)Какбы ты назвал картину?Андрей Д. Калакольчики Лилия С. Цветы Ирина М. Не знаю Кристина Г. Красные цветы
И.Левитан «Осенний день. Сокольники»
1)Какоевремя года изображено на картине?Данил З. Осень Вика П. Осень Соня Р. На картине нарисована осень Никита Б. На картине нарисована золотая осень
2)Апочему ты так считаешь?Данил З. Листья опадают Вика П. Желтые деревья Соня Р. Желтые листья на деревьях Никита Б. Потому что листья на дорожке лежат на дорожке
3)Начто похожи листья?Данил З. На золото Вика П. На солнышко Соня Р. Листья похожи на золото Никита Б. Листья похожи на золото
4)Небоясное или затянуто тучами?Данил З. Ясное Вика П. Затянуто тучами Соня Р. Небо затянуто тучами Никита Б. Художник нарисовал тучи
5)Вкартине тепло или холодно?Данил З. Тепло Вика П. Холодно Соня Р. В картине холодно Никита Б. В картине холодно
6)Почему?Данил З. Потому что листья желтые Вика П. Небо серое Соня Р. Потому что девочка тепло одета Никита Б. Потому что небо тучами затянуто
7)Какбы ты назвал эту картину?Данил З. Я хочу назвать картину «осень» Вика П. Осень Соня Р. Осень Никита Б. Золотая осень
И.С. Остроухов «В Абрамцевском парке»
1)Какоевремя года изображено на картине?Виолетта Х. На картине нарисована осень Дима К. Осень Катя П. На картине нарисована осень Саша С. На картине нарисована золотая осень
2)Апочему ты так считаешь?Виолетта Х. На деревьях желтые листья Дима К. Желтые листья Катя П. На земле лежат желтые листья Саша С. С деревьев падают желтые листья
3)Какты думаешь, в картине есть движение?Виолетта Х. Да Дима К. Нет Катя П. Да, листочки летают Саша С. Кажется, есть
4)Вкартине тепло или холодно?Виолетта Х. Тепло Дима К. Тепло Катя П. В картине тепло Саша С. В картине тепло
5)Почему?Виолетта Х. В картине светло Дима К. Желтые листья лежат Катя П. Не знаю Саша С. Потому что все желтое
6)Чтобы ты делал если бы оказался в картине?Виолетта Х. Собирала листья Дима К. Бегал с Ваней Катя П. Подарила маме букет Саша С. Играл со своей собакой
Серия 2. Составлениерассказа о картине.
А. А. Дейнека«Гладиолусы с рябиной»
Андрей Д.
Мне нравится картина.На картине я вижу красный, зеленый, розовый, оранжевый, фиолетовый цвета. Ядумаю, на картине главные цветы. Они большие и яркие. Я хочу назвать картину«Колокольчики». Потому что цветы похожи на колокольчики.
Кристина Г.
Красивая картина. Онаназывается натюрмортом, потому, что на картине нарисованы цветы и игрушки. Явижу красный, оранжевый, фиолетовый, зеленый, желтый, розовый цвета на картине.В картине главные цветы Потому, что они большие и яркие. Я бы назвала картину«Красные цветы».
Ирина М.
Мне нравится картина.На картине нарисованы цветы в вазе и листочки. На картине красный, розовый,синий и сероватый цвета. Главные в картине цветы, потому что они большие.
Лилия С.
На картине нарисованыцветы, мальчик на лошади, барыня. На картине я вижу красный, синий, белыйцвета. Главные в картине цветы, потому что они красные. Я хочу назвать картину«Цветы»
И. Левитан «Осеннийдень. Сокольники»
Никита Б.
На картине нарисованазолотая осень, потому что листья на дорожке лежат на дорожке. Листья похожи назолото. В картине холодно. Художник нарисовал тучи на небе. Я хочу назватькартину «Золотая осень».
Соня Р.
На картине нарисованаосень. Художник нарисовал желтые листья на деревьях. Листья похожи на золото. Аеще небо затянуто тучами. В картине холодно, потому что девочка тепло одета. Яназову картину «Осень».
Данил З.
На картине нарисованаосень, потому что листья опадают. Художник нарисовал небо без тучек. В картинетепло, потому что листья желтые. Я хочу назвать картину «Осень».
Вика П.
На картине нарисованаосень, потому что желтые деревья. Листья похожи на солнышко. Небо затянутотучами. Можно назвать картину «Осень».
И. С. Остроухов «ВАбрамцевском парке»
Саша С.
На картине нарисованазолотая осень, потому что с деревьев падают желтые листья. Кажется, листикилетают в картине. В картине тепло, потому что все желтое. Я хочу оказаться вкартине.
Катя П.
На картине нарисованаосень. В картине на земле лежат желтые листья. В картине ветер и листочкилетают. В картине тепло. Я хотела бы поиграть в картине.
Виолетта Х.
На картине нарисованаосень, потому что на деревьях желтые листья. Художник нарисовал ветер илисточки летают. В картине тепло, потому что светло. Я хочу оказаться вкартине.
Дима К.
На картине нарисованаосень. Художник нарисовал желтые листья. В картине тепло, потому что на землележат желтые листья.
Изучив полученныерезультаты нашего исследования, можно сделать вывод о количестве детей сопределенным уровнем восприятия произведений живописи. Данные занесли в таблицу2.1
Табл. 2.1
Показатели уровнейвосприятия произведений живописи Высокий уровень Средний уровень Низкий уровень 6 детей 5 детей отсутствует
Данные нашегоисследования говорят о том, что детям шестого года жизни доступны длявосприятия разные жанры живописи. Ребята с интересом их рассматривают, пытаютсяпонять замысел художника, строят описательные рассказы.
ВЫВОДЫ ПО ГЛАВЕ II
Таким образом нами былиизучены психологическая, педагогическая и искусствоведческая методики с помощьюкоторых мы смогли разработать собственную методику изучения уровня восприятияпроизведений живописи детьми 6-го года жизни. В ходе проведения диагностикибыло выявлено, что у детей группы, в которой было проведено исследование, высокийи средний уровни восприятия живописи.
Дети с высоким уровнемвосприятия живописи понимают замысел художника, выделяют главное в картине,высказывают свое эмоционально личностное отношение, понимают и используют всвоих рассказах искусствоведческие термины такие как жанр, пейзаж, натюрморт ит.д.
Дети со средним уровнемвосприятия живописи самостоятельно строят полные предложения, составляютописательные рассказы по картинам, высказать свое эмоциональное отношение ккартине.
ВЫВОДЫ
Главной целью нашейработы было выявить особенности восприятия и понимания произведений живописи детьмишестого года жизни. Работа состоит из двух глав, каждая из которых будет краткопроанализирована ниже.
Первая глава посвященатеоретическим основам восприятия детьми дошкольного возраста произведенийживописи. Нами были раскрыты особенности восприятия живописидетьми дошкольного возраста. Мы определили задачи и требования по ознакомлениюс живописью детей шестого года жизни. Так же работе были охарактеризованы методыознакомления детей с живописью.
Вторая глава посвященанепосредственно исследованию уровней восприятия живописи 6-го года жизни.Нами были разработаны критерии оценивания уровней восприятия произведенийживописи детьми старшего дошкольного возраста. Мы провели исследование уровнейвосприятия произведений живописи детьми старшего дошкольного возраста в ходекоторого было опрошено 11 детей. Из них 6 детей с высоким уровнем восприятия и5 детей со средним уровнем.Данные нашего исследования показывают, что дети интересом рассматриваюткартины, с легкостью описывают их, и пытаются понять замысел художника.
СПИСОКИСПОЛЬЗУЕМОЙ ЛИТЕРАТУРЫ
1. АлексееваМ. М., Яшина В. И.Методика развития речи и обучения родному языку дошкольников:Учеб.пособие для студ. пед. учеб. заведений. — М.; Издательский центр«Академия»,1997.-400с.
2. Базова програма розвитку дитинидошкільного віку « Я у Світі» / М-во освіти і науки України, Акад. пед.наукУкраїни; наук. ред. та упоряд. О.Л.Кононко.- К.: Світич, 2008.- 430 с.
3. БаскаковаИ.Л. «Внимание дошкольника. Методы его изучения и развития: Методическиерекомендации» «Институт общегуманитарных исследований» Москва, 2002 г.- с.
4. БахтинМ. М.Эстетика словесного творчества. М., 1979. 421 с.
5. ВолковН. Н. Восприятие картины. М., 1997.- с.
6. Воспитаниеи обучение детей шестого года жизни. / Под ред. Ушаковой О. С., Парамоновой Л.А. — М.: Просвещение, 2001. — 160с
7. ВыготскийЛ.С. Педагогическая психология. М.: Педагогика, 1991.
8. ГанзенВ. А. Восприятие целостных объектов. — Л., 1976. –с.
9. ГригорьеваГ. Г. Изобразительная деятельность дошкольников. — СПб.: Детство-Пресс, 1997. — 224с.
10. ГусевЕ. О. Творческий процесс и художественное восприятие. Л., 1978.-94с.
11. ЗубареваН. М. Дети и изобразительное искусство. — М.,1969. — 111 с.
12. КазаковаТ. Г. Развивайте у дошкольников творчество.- М.: Просвещение, 2005. — 146с.
13. КозловаС. А. Дошкольная педагогика: Учебник для студ. сред. пед. учеб, заведений / С.А. Козлова, Т. А. Куликова.-5-е изд., испр. — М.: Издательский центр«Академия», 2004.
14. Коментар до Базового компонентадошкільної освіти в Україні / В кн. Керівника дошкільного навчального закладу:Довідково методичне видання / Упоряд. О. А.Копєйкіна; Л. В.Гураш.-Харьків: Торсінг плюс, 2006.-512 с.
15. МасловаС. Г. В мир прекрасного: программа художественно-эстетического воспитания вдетском саду.- СПб.: Нестор-История, 2010.- 176 с.
16. Мелик-ПашаевА. А., Новлянская З. Н. Ступеньки к творчеству. М., 1987. 126 с.
17. ОжеговС. И. Шведова Н. Ю. Толковый словарь русского языка: 80 000 слов ифразеологических выражений/ Российская академия наук. Институт русского языкаим. В. В. Виноградова. – 4-е изд., дополненное. – М.: Азбуковник, 1997. – 944 с
18. РазумныйВ. А. Эстетическое воспитание. — М, 1967. — 190 с.
19. СакулинаН. П., Комарова Т.С. Изобразительная деятельность в детском саду. — М.:Просвещение, 2003. — 208с.
20. УрунтуеваГ. А. Дошкольная психология: Учебное пособие для учащихся педагогическихучебных заведений.-2-е изд.-М.: Издательский центр “Академия”, 1997.- 336 с.
21. Художественноетворчество в детском саду / под. ред. Н. А. Ветлугиной. — М., 1974.- с.
22. ЧумичеваР. М. Дошкольникам о живописи. — М. 1992.- с.
23. Эстетическоевоспитание в детском саду: пособие / под. ред. Н. А. Ветлугиной. — 2-е изд.,перераб. и доп. – М.: Просвещение, 1985. – 207 с.
24. БлудоваВ. Природа и структура художественного восприятия // Эстетиче ские очерки. М,1977, № 4. С.38-62.
25. ВершининаП.А. Возможности освоения дошкольниками некоторых знаний о композиции произведенийживописи // Содержание знаний и умений в обучении детей дошкольного возраста.Л., 1984. С. 128-136.
26. Мелик-ПашаевА. А., Новлянская З. Н. Формирование эстетической позиции как условие развитиятворческих способностей детей // Нов. исслед. в психологии. 1981. № 2. С.49 — 53; 1982. № 1. С. 55 – 60.
27. ФокинаТ. Программа художественно-эстетического развития дошкольников / Т.Фокина //Дошкольное воспитание. – 1999.-№1.-С.35-38.
28. ШульгаЛ. Барви натхнення. Програма спецкурсу з формування колористичної культуридітей 3-10 років // Палітра педагога.- 2008.- № 4. -С.9-13.
29. ШульгаЛ. Розвивальні ігри з дослідження колірних відтінків // Дошкільне виховання.-2008.- № 12.- С.20-23.
30. ВербенецА.М. Как изучать опыт посещения музеев у детей дошкольного возраста. www.twirpx.com/files/humanitarian/pedagogics/
31. Развитиевосприятия в разные периоды детства.www.psychology-online.net/articles/doc-1341.html
/>/>
Приложение1
Задачи из Базовойпрограммы «Мир искусства»
Передает отношение кразным видам искусства – изобразительного, музыкального, литературного,театрального; ориентируется в названиях основных видов искусства (живопись,графика, скульптура, архитектура); в одном-двух жанрах изобразительногоискусства (пейзаж, портрет, натюрморт, бытовой жанр) и названиях предметов,связанных с изодеятельностью; называет некоторые виды изобразительнойдеятельности (вышивка, резьба, писанкарство, вытынанка и т.д.); употребляет слована обозначение действий (дорисовать, раскрасить, вырезать, склеить и т.д.);называет оттенки цветов; обозначает словами инструментальные и вокальныепроизведения; называет несколько произведений классической, народной исовременной музыки; фамилии отдельных композиторов; некоторые музыкальныеинструменты; употребляет слова для обозначения разных музыкальных жанров (марш,песня, танцевальная мелодия); называет литературные произведения, знаетназвания профессий (художник, писатель, скульптор, композитор, певец и т.д.).
Организацияжизнедеятельности.
Взрослый создаетблагоприятные условия для развития основ художественного вкуса старшегодошкольника, его чувствительность к красоте природы, предметного и социальногоокружающего, внутреннего мира человека. Поскольку эстетическое отношениеребенка к миру становится более осмысленным и активным, он способен не тольковоспринимать красоту окружающего мира, но и в определенной мере воссоздаватьее, целесообразно расширять простор своей изобразительной деятельности.
Предоставлениевозможности экспериментировать с красками, разными художественными материалами,комбинировать разные виды изобразительного творчества в одном произведении,передавать настроение, эмоции, движения, создавать сложные художественныеобразы способствует интенсивному развитию художественных способностей,эмоциональной восприимчивости как внешнего личностного качества.
В беседах с детьмивзрослый обращает их внимание не только к основному содержанию, а и кэмоциональной окраске. Формирует личностную позицию при восприятии произведенийискусства. Привлекая ребенка к национальной и мировой культурам, родители ипедагоги учат его видеть, чувствовать, любоваться и восхищаться волшебныммиром, развивают интерес к украинскому народному искусству. Заботясь о развитиихудожественных способностей, взрослый формирует умение создавать многофактурныесюжетные композиции, размещая их на листе бумаги ближе и дальше; самостоятельнонаходить приемы изображения при интеграции видов изобразительной деятельности; привлекаетк основам рукоделия, вышивания, учит создавать оригинальные работы из бросовогои природного материалов; способствует воспитанию стойкого интереса копределенным видам художественной деятельности, развитию творческойнаправленности.
Родители и педагогипродолжают знакомить дошкольника с разными видами и жанрами изобразительногоискусства: живописью (пейзаж, портрет, натюрморт, сказочный, бытовой,анималистический, графикой, скульптурой, архитектурой); учат различать их поизобразительно – выразительным средствам; усиливают эмоциональные впечатленияот восприятия художественного образа соответствующим музыкальным, поэтичнымсопровождением, сказками. Пословицами, поговорками и т.д.; способствуютпониманию явлений окружающей жизни. Ценностного отношения к ним; развиваютчуткость к гармонии цветов и воображения, к выразительности линий, форм иобъема.
Художественно-эстетичноеразвитие:
· используетискусство для выражения своих знаний, мыслей, чувств, отношений;
· понимаети одобрительно относится к разным видам искусства;
· владеетхудожественными привычками и определенными техниками;
· имеетэлементарные личные эстетичные критерии;
· сформированныезачатки художественного вкуса: имеет свои литературные, музыкальные,изобразительные вкусы;
· понимает,что искусство отображает культуру народа;
· осведомленныйо родной культуре, уважает традиции своей семьи и страны, проявляет интерес ккультуре других народов Украины и мира;
· сготовностью слушает музыку, поет, музыцирует, танцует, декламирует, рисует,конструирует и т.п.;
· различает«красивое» и «безобразное», эмоционально откликается нанего, передает впечатление цветом, линией, композицией и т.п..