Введение
Современныйкризис, охвативший все сферы жизни в Российской Федерации, представляет собойсерьезную проблему для нормального развития человека. При этом самой ранимой иуязвимой частью населения становятся дети младшего школьного возраста. Постатистическим данным, в стране лишь 12% здоровых детей, 33% – больных и 55% – сразличными отклонениями в состоянии здоровья. По данной Всемирной организацииздравоохранения, во всем мире насчитывается более 35 млн. незрячих, в России –260 тысяч. Исследования последних лет показывают значительное увеличение числадетей с нарушениями зрения.
Этообстоятельство требует создания условий для максимально возможной коррекциинарушения развития детей. Одним из таких условий является создание здоровьясберегающей среды, которая обеспечит оптимальный уровень двигательнойактивности у учащихся с нарушениями зрения. Двигательная активность может бытьдостигнута благодаря комплексу подвижных игр.
Проблема: какподвижные игры способствуют развитию физических качеств у детей с нарушениямизрения, обучающихся в специальной (коррекционной) образовательной школе 3–4вида.
Цель:разработать систему подвижных игр для детей младшего школьного возраста снарушениями зрения, обучающихся в специальной (коррекционной) образовательнойшколе 3–4 вида.
Данная цельопределяет постановку следующих задач:
· Показатьособенности физического развития и двигательных функций у учащихся младшихклассов с нарушениями зрения;
· Показатьзначение подвижных игр в физическом развитии младших школьников с нарушениямизрения;
· Описатьсистему подвижных игр для детей с нарушениями зрения;
· Показатьрезультаты использования системы подвижных игр на уроках физической культуры.
Объектисследования: процесс развития.
Предметисследования: подвижные игры как средство рекреационно-оздоровительных занятий.
Гипотеза: мыпредполагаем, что реализация системы подвижных игр повысит уровень физическогоразвития младших школьников с нарушениями зрения.
Методыисследования: изучение научной литературы, наблюдение, диагностирование физическихкачеств.
Курсоваяработа состоит из введения, двух глав, заключения, библиографического списка,приложения.
1.Теоретические основы рекреации и рекреационных занятий
1.1Понятие и сущность рекреации и рекреационно-оздоровительных занятий
Научно-обоснованнаяорганизация отдыха, направленная на восстановление функциональных возможностейи работоспособности человека с использованием адекватных средств и методов,рекреация охватывает широкий круг проблем, связанных с оздоровительным отдыхоми предполагающих их комплексное использование с соответствующей организацией ипланированием.
Рекреацияможет осуществляться как в специально создаваемых учреждениях (санатории, базыотдыха, пансионаты), так и посредством смены видов деятельности в любительскихобъединениях по интересам, участие в досуговой деятельности в учебныхзаведениях, предприятиях, в неформальном общении и с оптимальной организациейсобственной жизнедеятельности во внерабочее время.
В рекреацииважным средством является двигательная активность, поэтому понятие«двигательная рекреация» конкретизирует понятие, означая, что в процессевосстановления, отдыха преобладает двигательный компонент с использованиемфизических упражнений.
Н.И. Пономаревхарактеризует двигательную рекреацию как игровую деятельность в сфере досуга,связанную с получением удовольствия от самого процесса выполнения физическихупражнений и направленную на организацию активного отдыха.
Г.Ф. Шитиковахарактеризует двигательную рекреацию как двигательную деятельность,направленную на удовлетворение общественно-полезной потребности в активномотдыхе, содержательном развлечении и всестороннем совершенствовании личности.
Содержание иформы двигательной рекреации, в отличие от других видов физической культуры,легко могут быть приспособлены к возможностям любой общественной среды, группызанимающихся, внешним условиям, субъективным потребностям каждой личности.
Вцивилизованных странах двигательная рекреация развита достаточно широко, онасовмещается с занятиями по интересам и массовым оздоровительным спортом.
Содержаниеадаптивной двигательной рекреации направлено на активизацию, поддержание иливосстановление физических и духовных сил, затраченных инвалидом во времякакого-либо вида деятельности на профилактику утомления, развлечение,интересное проведение досуга и вообще на оздоровление, улучшение кондиции,повышение уровня жизнестойкости через удовольствие или с удовольствием.
Из этоговытекает ряд важных специфических функций адаптивной двигательной рекреации,отражающих ее сущность:
· гедонистическаяфункция (наслаждение, развлечение, удовольствие);
· оздоровительно-восстановительная(профилактика, оздоровление, восстановление физических сил);
· развивающая(поддержание физических кондиций);
· воспитательная(самовоспитание духовных сил, жизнестойкости).
Под влияниемзанятий двигательной рекреации в сочетании с другими сферами жизнедеятельностиребенка с отклонениями в развитии расширяется круг общения и социальнойактивности, меняются интересы, мотивы, ценностные ориентации на роль физическойактивности, что создает предпосылки к обретению социальной, психической,бытовой независимости, самоактуализации и интеграции в обществе.
Такимобразом, адаптивная двигательная рекреация осуществляет следующие социальныефункции: коммуникативную, социализирующую, интегративную (схема 1).
Выделениеэтих функций носит условный характер, так как их проявление воздействует наличность ребенка с нарушениями в развитии одновременно и комплексно, формируяхарактер, поведение, отношения с людьми, природой, обществом.
По своемусодержанию адаптивная двигательная рекреация имеет много общего срекреативно-оздоровительным занятием. Эта общность выражается в функциональныхсвязях, имеющих сущностное, социальное значение. Объединяет эти два видаадаптивной физической культуры независимый самостоятельный выбор двигательнойактивности, исходящий из внутренней, сугубо личностной потребности самогочеловека и регламентируемой физическими и психическими возможностями,характером и глубиной нарушений функций организма. Средства, т.е. самиупражнения, могут совпадать в тех случаях, когда предметом двигательнойрекреации являются конкретные виды спорта, например, занятия плаванием,бильярдом или волейболом. Основные отличия состоят в следующем. Обязательныматрибутом занятий, включая и рекреативно-оздоровительные, являются соревнованияи целенаправленная подготовка к ним, предполагающая непрерывность, цикличность,определенное соотношение общей и специальной подготовки, объема и интенсивностинагрузки и т.п., которые в результате адаптации организма должны привестиребенка с отклонениями в развитии, занимающегося спортом, к состояниюготовности для участия в соревнованиях. Занятия спортом имеют выраженныйорганизационный аспект: расписание, место занятий, относительно постоянныйколлектив с определенными ролевыми функциями, правилами и требованиями. Работапроводится под руководством тренера, при участии врача и психолога,контролирующих состояние детей-инвалидов.
В адаптивнойдвигательной рекреации, в отличие от рекреативно-оздоровительных, занятия носятпреимущественно самодеятельный характер, они могут быть организованными инеорганизованными, систематическими и эпизодическими, частично руководимыми исамостоятельными. В широком диапазоне могут варьировать используемые средствакак в одном занятии (бег «трусцой», катание на лыжах, санках, подвижные игры наснегу), так и во временной перспективе (сезонная смена видов двигательнойактивности). Занятия могут проводиться индивидуально и со всей семьей, где естьребенок-инвалид, в группах по интересам и специально организованных секцияхучебных заведений, оздоровительных лагерях, медицинских стационарах,реабилитационных центрах, стадионах, клубах, по месту жительства; при наличиимест занятий, специального инвентаря, оборудования, при частичном обеспечении иполном отсутствии его. Рекреативные занятия не предполагают участия вофициальных соревнованиях.
Главноеотличие двигательной рекреации состоит в психофизическом эффекте: полученииудовольствия от движения, который достигается нерегламентированными занятиями.
Формырекреативно-оздоровительных занятий можно классифицировать по разным признакам:по особенностям их применения в разных социологических группах инвалидов, поиспользованию их в разных возрастных группах, по педагогическим задачам,направленности, видам спорта и др. Наиболее приближенной к действительнойпрактике является классификация видов рекреации по месту применения:
· вусловиях быта и семьи:
К ним относятсяупражнения гигиенической гимнастики в сочетании с закаливанием и воднымипроцедурами, подвижные игры, коррекционные и развивающие упражнения в условиях«домашнего стадиона», существующие в традициях семьи, индивидуальные программыкомплексов упражнений самокоррекции, саморазвития, самореабилитации по видео- иаудиотрансляции и др.
· вусловиях учебной и трудовой деятельности:
В процессеучебной и трудовой деятельности двигательная рекреация носит всегдаорганизованный характер и представлена так называемыми «мелкими», т.е.непродолжительными формами физических упражнений. Их назначение: профилактика,отдых, активизация функционального состояния, разгрузка, восстановление,переключение на другой вид деятельности. К рекреативным формам относятся:вводная производственная гимнастика, утренняя зарядка (в интернатах, детскихдомах и пр.), физкультурные паузы, физкультминутки, профилактическаягимнастика, игры на переменах (в школах), в перерывах, после работы — подвижныеигры, спортивные игры по упрощенным правилам, плавание, релаксационнаяпластика, упражнения на тренажерах и др.
· вусловиях досуга и активного отдыха:
Самыймногообразный арсенал физических упражнений представлен в формах двигательнойрекреации в условиях досуга и активного отдыха инвалидов. К основным средствамотносятся разнообразные подвижные и спортивные игры (бадминтон, настольныйтеннис, мини-футбол, дартс, бильярд, баскетбол, в том числе в колясках,городки, лапта, шашки и др.), плавание и купание, катание на коньках, лыжах,санках, на лодках, бег «трусцой», ориентирование на местности, прогулки итуристические походы, спортивные развлечения, танцы, аттракционы, забавы,викторины в сочетании с театрализованными представлениями, а такжефизкультурные праздники типа «Веселые старты», конкурсы, спартакиады и дниздоровья, слеты, экскурсии на большие соревнования и т.п.
Такимобразом, если говорить об инвалидах и детях с нарушениями в развитии, то этотвид двигательной активности больше всего соответствует интересам и потребностямданной категории детей и людей, так как является наиболее доступной иестественной формой реализации своих физических возможностей, гдеглавное-процесс, а не результат. Двигательная рекреация утоляет «эмоциональныйголод», создает условия равной личности в общении, ибо часто объединяют детей ивзрослых, здоровых и инвалидов с различными патологическими нарушениями, людейразного уровня образования, социального положения, профессий и национальностей.
А.В. Лотоненкоуказывает, что двигательная рекреация, воспитывая целеустремленность исознательное приобщение к культурным ценностям, формирует сферу общения,необходимую в условиях духовно-творческой атмосферы повседневной жизни, гдепроявляется уважение к человеческой индивидуальности и достоинству,формирование истинных человеческих отношений. Совместная деятельность помогаетвыработать нравственные критерии отношений, самооценку личности, развитьспособность к самореализации.
Вдвигательной рекреации удовлетворяется потребность в сопереживании,сопричастности к определенной группе, обществу и реализуемая посредствомобщения.
Выбор видадвигательной активности определяется внутренними мотивами. Ценностныеориентации могут быть разными, но, как правило, направленными на возможностьсамореализации своей индивидуальности, физических и психических способностей,намерений, интересов, на перспективу завести новые знакомства, получитьопределенный статус, самоутвердиться. Иногда это уход от одиночества, способпсихологической защиты, что особенно важно для личности и общества в целом, таккак рекреативные занятия дают возможность компенсировать неудовлетворенныеиндивидуальные потребности в общении, сфере профессионального труда, проявитьтворчество, укрепить здоровье.
Обобщаяизложенное, можно сделать следующее заключение:
· адаптивнаядвигательная рекреация является эффективным способом преодоления замкнутогопространства ребенка с нарушениями в развитии, создает условия психическойзащищенности, возможности интеграции с другими людьми, природой;
· этобиологически оправданная, саморегулируемая двигательная активность,инициирующая физиологические процессы, поддерживающая общую работоспособность,укрепляющая здоровье и защитные свойства организма от неблагоприятныхвоздействий;
· этоинтересное развлечение, добровольная форма двигательной активности, связанная спреодолением трудностей, проявлением эмоций, характера, физических,психических, интеллектуальных способностей, возможностью саморазвития личностии приобщения ее к систематическим занятиям физическими упражнениями, т.е. кактивному формированию здорового образа жизни.
Перечисленныедостоинства дают основание с полным правом считать, что в процессерекреационно-оздоровительной деятельности комплексно реализуются следующиепедагогические и социальные функции, складывающиеся естественным образом засчет использования физических упражнений и путем формирования множественныхвнешних связей: гедонистическая, оздоровительно-восстановительная, развивающая,ценностно-ориентационная, творческая, самовоспитания, коммуникативная, интегративная,социализирующая и др.
Перечисленныефункции двигательной рекреации носят объективный характер и имеют отражение вреальной практике.
Это даетоснование считать, что адаптивная двигательная рекреация с ее многообразнымифункциями представляет собой вид общей культуры человека, является потребностьюобщественного развития и выступает как социальная ценность.
1.2Особенности детей младшего школьного возраста, имеющих нарушения зрения
Органическиерасстройства зрительного анализатора, нарушая социальные отношения, изменяястатус ребенка со зрительной недостаточностью, провоцируют возникновение у негоряда специфических установок. Неудачи и трудности, с которыми ребеноксталкивается в обучении, в игре, пространственной ориентировке, вызываютсложные переживания и негативные реакции, проявляющиеся в неуверенности,пассивности, самоизоляции, неадекватном поведении и даже агрессивности.
Особенностивнимания.Из-за недостатка зрения нарушено непроизвольное внимание (узкий запас знаний ипредставлений). Снижение произвольного внимания обусловлено нарушениемэмоционально-волевой сферы и ведет к расторможенности – низкому объемувнимания, хаотичности. Внимание часто переключается на второстепенные объекты.Рассеянность детей нередко объясняется переутомлением из-за длительноговоздействия слуховых раздражителей. Поэтому у детей с патологией зренияутомление наступает быстрее, чем у нормально видящих сверстников.
Особенностипамяти.Дефекты зрительного анализатора, нарушая соотношение основных процессоввозбуждения и торможения, отрицательно влияют на скорость запоминания.Ограниченный объем, сниженная скорость, и другие недостатки запоминания детей снарушениями зрения имеют вторичный характер. У детей с нарушениями зренияувеличивается роль словесно-логической памяти. Выявлена слабая сохранностьзрительных образов и снижение объема долговременной памяти. Объемкратковременной слуховой памяти у всех категорий детей с нарушениями зрениявысокий. Образцы памяти незрячих при отсутствии подкрепления имеют тенденцию кбыстрому угасанию. Процессы памяти зависят от качества усвоения материала, егозначимости для индивида, числа повторений. Образование и запоминание у незрячихточных и простых движений требует 8–10 повторений, в то время как у нормальновидящих 6–8 повторений.
Особенностивосприятия. У детей с деривацией зрения ослаблены зрительные ощущения, авосприятие внешнего мира ограничено. Эти затруднения сказываются на степениполноты, целостности образов отображаемых предметов и действий, но они могуттолько изменить тип восприятия, но не влияют на физиологический механизмвосприятия. У слабовидящих доминирует зрительно-двигательно-слуховоевосприятие. Объем внимания у младших школьников мал. Они способны одновременновоспринимать одно-два движения или отдельные элементы движений. У незрячих идетей с остаточным зрением основные формы восприятия – осязательно-двигательнаяи зрительно-слуховая.
Особенностимышления.Дети с нарушением зрения не имеют возможности воспринимать окружающую ситуациюв целом, им приходится анализировать ее на основании отдельных признаков,доступных их восприятию. При сохранном интеллекте мыслительные процессыразвиваются, как у нормально видящих сверстников. Однако наблюдаются некоторыеотличия. У детей с нарушениями зрения сужены понятия об окружающем мире,суждения и умозаключения могут быть не вполне обоснованы, так как реальныесубъективные понятия недостаточны или искажены. У слабовидящих отмечаетсясловесно-логическое и наглядно-образное мышление.
1.3Особенности физического развития и двигательных нарушений детей младшегошкольного возраста с нарушениями зрения
Физическоевоспитание детей с нарушениями зрения является важной составной частьювоспитания. Оно направлено на всестороннее развитие детей, подготовку их кжизни и труду, формирование двигательных умений и навыков, достижение высокогоуровня физической подготовленности, повышение работоспособности.
Одной изважнейших задач физического воспитания таких детей является коррекциядвигательных недостатков, возникающих в результате нарушения зрения. У детей снарушением зрения отмечается отставание в физическом развитии: росте (от 5 до13 см), массе тела (от 3 до 5%), жизненной емкости легких, объеме груднойклетки (до 4,7 см) и других антропометрических показателях. У большинствадетей наблюдаются нарушение осанки, позы, искривление позвоночника,плоскостопие. Нарушения и аномалии зрительной системы отрицательно сказываютсяна формировании двигательных способностей – силы, быстроты, выносливости,координации, статистического и динамического равновесия и др. У многих страдаетпространственно-ориентировочная деятельность, макро- и микро-ориентировка впространстве.
При нарушениизрения у детей существенно снижается двигательная активность, что отрицательносказывается на формировании двигательного анализатора, наиболее ущербного всвоем развитии вследствие зрительного дефекта. Нарушения зрения отрицательносказываются на развитии быстроты движения. Развитие этой функции происходитнеравномерно на разных возрастных этапах. Выраженное отставание отмечается впрыжках с места, координации точности движений, причем на всех этапах развития,что связано с пространственно-ориентировочной недостаточностью. Развитиедвигательных качеств у этих детей находится в прямой зависимости от степенинеполноценности зрения. Отклонения в физическом развитии требуют проведениянаправленной координационно-воспитательной работы по их предупреждению иисправлению. Это возможно в условиях специального обучения и воспитания за счетмобилизации зрительной системы, активизаций функций двигательного анализатора впроцессе занятий физкультурой, спортом, туризмом и т.п. Чем в более раннемвозрасте снижается или утрачивается зрение, тем более выраженные отклонения вразвитии встречаются у таких детей.
Нарушениезрения затрудняет пространственную ориентировку, задерживает формированиедвигательных навыков, ведет к снижению двигательной и познавательнойактивности. У некоторых детей отмечается значительное отставание в физическомразвитии. В связи с трудностями, возникающими при зрительном подражании,овладении пространственными представлениями и двигательными действиями,нарушается правильная поза при ходьбе, беге, в естественных движениях, вподвижных играх, нарушается координация и точность движений.
Эффективностьпроцесса физического воспитания детей с нарушениями зрения требует комплекснойорганизации работы по коррекции двигательных нарушений, важным условием которойявляется единство форм учебной и внеклассной работы, создание адекватныхусловий для их физического и умственного развитии, формирования двигательнойсферы.
В процессефизического воспитания необходим индивидуальный и дифференцированный подход кдетям, учитывающий клинические формы и характер нарушений зрения, аномалийразвития, тяжесть зрительной патологии, а также систематический контроль задинамикой физического развития и двигательных способностей учащихся, степеньюисправления двигательных нарушений.
Системафизического воспитания детей с нарушениями зрения включает:физкультурно-оздоровительные мероприятия в режиме дня (утренняя гимнастика,прогулки, игры и пр.), обязательные занятия физической культурой, занятия вкружках и группах общей физической подготовки, спортивных секциях, ежемесячныедни здоровья и спорта, соревнования, походы и др.
Такимобразом, содержание занятий по физической культуре определяет характерформирования двигательных функций, дифференцированный подход упражнений, чтоспособствует улучшению, а также выравниванию показателей физического развитиядетей с нарушением зрения в сопоставлении с показателями физического развитиянормально видящих сверстников.
Под влияниемнаправленного физического воспитания и применения системы коррекционных занятийпроисходит перестройка в двигательном анализаторе, улучшается мышечнаяработоспособность, нормализуется деятельность сердечнососудистой и дыхательнойсистем и что не менее важно, улучшается функциональное состояние зрения удетей.
Младшийшкольный возраст является наиболее благоприятным, сенситивным для освоенияразличных видов деятельности, формирования у школьников привычки ксистематическим занятиям физическими упражнениями, привития навыка здоровогообраза жизни, обеспечивающего реализацию личностных, жизненных потенциаловдетей с нарушением зрения. В младшем школьном возрасте развиваются мышечно-двигательныеощущения, улучшается зрительный и осязательный контроль за выполнениемдвижений, совершенствуется координация между зрительными ощущениями ивыполнением движений.
2.Практические основы рекреационно-оздоровительных занятий
2.1Организация исследования
Экспериментальнойбазой исследования являлась специальная (коррекционная) образовательная школа 3–4вида для детей с отклонениями в развитии. В качестве испытуемых выступили дети3 класса.
Исследованиебыло организованно в несколько этапов:
· Проведениедиагностики физического развития;
· Разработкасистемы подвижных игр;
· Проведениесистемы подвижных игр на уроках физической культуры;
· Проведениедиагностики физического развития по завершению проведения системы подвижных игрна уроках физической культуры.
Исследованиеопределяет постановку следующих задач:
· Продиагностироватьдетей по следующим двигательным качествам: быстрота, сила, гибкость,скоростно-силовые качества;
· Разработатьсистему подвижных игр;
· Провестисистему подвижных игр на уроках физической культуры;
· Про диагностироватьдетей после проведения системы подвижных игр.
Таблица 1.Показатели физической подготовленности младших школьников с нарушениями зрениядо проведения системы подвижных игр№ п/п Бег на месте за 5 секунд (частота движения) Прыжок в длину с места (см) Подтягивание на перекладине (кол-во раз) Наклон туловища вперед (см) 1 12 0,98 2 -2 2 10 110 2 1,5 3 11 105 2 1,2 4 9 0,96 -2,5 5 13 110 3 2 6 11 105 1 -1
физический нарушение зрение школьник
Анализ даннойподготовки показывает, что нарушение зрения у детей младшего школьного возрастанегативно сказывается на двигательную подготовленность. Причиной этого являетсято, что учащиеся не могут правильно организовать свои двигательные возможности.Нарушение зрения затрудняет пространственную ориентировку, задерживает формированиедвигательных навыков, ведет к снижению двигательной и познавательнойактивности. У некоторых детей отмечается значительное отставание в физическомразвитии. В связи с трудностями, возникающими при зрительном овладениипространственными представлениями и двигательными действиями, нарушаетсяправильная поза при ходьбе, беге, в естественных движениях, в подвижных играх,нарушается координация и точность движений.
2.2Система подвижных игр для детей с нарушениями зрения на уроках физическойкультуры
При выбореподвижных игр педагог, прежде всего, должен четко уяснить себе цель проведениянамечаемой игры, определить, какие задачи решаются в игре, почувствовать всеигровые ситуации.
Большинствоподвижных игр направлено на закрепление и совершенствование основных движений,воспитание физических и нравственных качеств, умение согласовать свои действияс действиями партнера. Следует соблюдать преемственность между возрастнымигруппами и сложностью этих игр. При этом мастерство педагога и его опыт должнывлиять на воспитание творческих способностей детей в каждой конкретной игре.
При подбореинвентаря, пособий и атрибутов для организации игры, а также при подготовкеместа для проведения игры со слабовидящими детьми необходимо учитыватьспецифику дефекта по зрению. Выбирая инвентарь и аксессуары для игры, педагогдолжен использовать озвученную атрибутику.
С большойосторожностью следует относиться к проведению динамичных эстафет, где одновременновыбегают и перемещаются в пространстве два и более игроков.
Дляпроведения игр определяют игровое пространство: площадку, спортзал, коридор,поляну. Определяя размер площадки, продолжительность игры, ее вариативность иколичество играющих, важно учитывать возможности детей, возрастные итипологические особенности.
Подготовка ипроведение игры требует от педагога четкой, продуманной системы организации. Ондолжен тщательно изучить содержание и процессуальную сторону игры, ее правила,представить себе возможные отклонения, которые могут возникнуть при еепроведении, и реакцию детей на них.
Дляправильной организации игр и с целью устранения конфликтов между детьминеобходимо предварительно разучить интересные эмоциональные считалки.
Припроведении подвижных игр педагог всегда должен находиться в таком месте, чтобысуметь вовремя прийти на помощь играющим, видеть весь процесс игры. Если игранезнакома детям, то перед ее организацией должны быть обыграны элементы игровыхситуаций, из которых состоит игра. Кроме того, ее началу должны предшествоватьэмоциональный рассказ-объяснение, вхождение детей в роль, восприятие игровыхобразов, знакомство с игровыми аксессуарами и пространством.
Приорганизации и проведении игр педагог должен использовать различные педагогическиеметоды: групповой, индивидуальный, соревновательный, метод варьирования, тоесть внесения новых вариантов игры.
Проводитьигры следует так, чтобы дети самостоятельно продолжали играть, находяудовольствие и удовлетворение в выполнении все более усложняющихся правил иприемов.
На основаниипоказателей физического развития младших школьников специальной (коррекционной)образовательной школы 3–4 вида, имеющих нарушения зрения, была разработанасистема подвижных игр на уроках физкультуры, позволяющая улучшить показателибыстроты, силы, гибкости и скоростно-силовых качеств. Выбор этих подвижных игрбыл обоснован возрастными особенностями детей и в соответствии с поставленнойцелью.
Таблица 2. Характеристикаподвижных игрФизические качества Название игры Коррекционная направленность Быстрота «Догоняй мяч» Развитие быстроты реакции, внимания, координации движений, ловкости, развитие скоростных качеств. «Быстрее» Быстрота реакции, внимательность на речевую деятельность, быстрота реакции на сигнал. «День и ночь» Развитие ходьбы и бега, активизация мышления. «Рыбки» Развитие бега, быстроты реакции, ориентировка в пространстве. Точность и координация движений в пространстве «Ветер и флюгер» Ориентировка в пространстве, умение координировано выполнять задания и двигательные действия на слух. «Ковер-самолет» Развитие быстроты реакции, ориентировка в пространстве. «Мяч среднему» Дифференцировка усилий при бросках и ловле мяча разного объема и веса, развитие ловкости, точности движений. «Бросаю – лови» Развитие быстроты реакции, ориентировка в пространстве. Скоростно-силовые качества «Бег командами» Развитие выносливости, быстроты. Перетягивание парами Развитие силы, быстроты. «Выбей мяч» Развитие силы кистей рук, ловкости, точности. «Сильные и ловкие» Развитие силовых качеств, ловкости, умение играть командами.
Скоростныеспособности для детей с нарушениями зрения необходимы в бытовой, учебной,спортивной и трудовой деятельности. Ребенок должен быстро реагировать навнешние сигналы, быстро перестраивать свою деятельность в соответствии сменяющимися условиями. Как известно, быстрота двигательной реакции развиваетсяпреимущественно в подвижных играх. В подвижных играх на развитие выносливостизадача состоит в том, чтобы не избирательно воздействовать на отдельные факторывыносливости, а создавать условия для повышения общего уровня работоспособностик широкому кругу видов деятельности.
2.3Результаты формирующего эксперимента
Системаподвижных игр проводилась с февраля по март 2005 года на занятиях физическойкультурой, после чего были выявлены следующие результаты (таблица 3).
Таблица 3.Показатели физической подготовленности младших школьников с нарушениямизрениями после проведения системы подвижных игр№ п/п Бег на месте за 5 секунд (частота движения) Прыжок в длину с места (см) Подтягивание на перекладине (кол-во раз) Наклон туловища вперед (см) 1 14 100 2 -1,5 2 12 110 2 1,5 3 12 108 2 1,5 4 10 102 1 -2 5 14 115 3 2 6 12 105 1 -0,5
Проведениесистемы подвижных игр способствовало тому, что у детей повысилась сила искорость двигательных действий, изменился уровень общей выносливости икоординационных способностей в лучшую сторону.
Следуетотметить, что физическое состояние ребенка находится в тесной связи спсихической. После проведения системы подвижных игр у детей болеевыразительными стали эмоции, улучшилось эмоциональное состояние.
Исследованиепоказало, что уровень физической подготовки детей стал более высоким, а этодает предпосылки к эффективному использованию средств и методов физическойкультуры для целенаправленного воздействия на организм детей с нарушениямизрения.
Заключение
В ходе работыбыли сделаны следующие выводы:
– физическоевоспитание детей с нарушениями зрения является важной составной частьювоспитания, так как оно направлено на всестороннее развитие детей, подготовкуих к жизни и труду, формирование двигательных умений и навыков, достижениевысокого уровня физической подготовленности, повышение работоспособности.
– подвлиянием направленного физического воспитания и применения системы подвижныхигр происходит перестройка в двигательном анализаторе, улучшается мышечнаяработоспособность, нормализуется деятельность сердечнососудистой и дыхательнойсистем, улучшается функциональное состояние зрения у детей.
– большуюроль в профилактике слабовидения и приостановке его прогрессирования играетфизическая рекреация, использование подвижных игр, а также видов спорта вупрощенных формах для активного отдыха детей, получения удовольствия от этогопроцесса, развлечения, переключение с обычных видов деятельности на другие.
– физическаярекреация, с применением массовых форм физической культуры, целенаправленногокомплексного лечения, для восстановления или компенсации частично или временноутраченных двигательных способностей, под воздействием специально подобранныхподвижных игр, массажа, водных и физиотерапевтических процедур, создаетоптимальное физическое состояние, обеспечивающее нормальное функционированиечеловеческого организма.
Проведениесистемы подвижных игр на уроках физической культуры способствовало тому, что удетей повысилась сила и скорость двигательных действий, изменился уровень общейвыносливости и координационных способностей в лучшую сторону.
Такимобразом, в ходе проведенного исследования гипотеза подтвердилась, цель и задачиработы выполнены.
Литература
1. Азарян Р.Н. Педагогическиеисследования влияния многолетних занятий физической культурой и спортом наразвитие и воспитание слепых и слабовидящих школьников. – М., 1989.
2. Аксенова О.Э, Евсеев С.П. Технологиифизкультурно-спортивной деятельности в адаптивной физической культуре. Подредакцией С.П. Евсеева. – М., 2004.
3. Вайнер Э.Н. Краткийэнциклопедический словарь: АФК. – М., 2003
4. Выдрин В.М. Физическаярекреация-вид физической культуры.
5. Горошников Е.Н, Иванов М.М. Спортивныеигры для слепых. – М., 1986
6. Демирчоглян Г.Г. Специальнаяфизическая культура для слабовидящих школьников. – М., 2000.
7. Демирчоглян Г.Г, Демирчоглян А.Г. Физическаякультура инвалидов. – М., 2000
8. Евсеев С.П. Адаптивнаяфизическая культура. – М., 2000
9. Ермаков В.П. Основытифлопедагогики. – М., 2000
10. Калинкин Л.А. Физкультурно-рекреационнаястратегия развития современного общества. / Теория.
11. Конеман А.В. Детскиеподвижные игры. Под редакцией Т.И. Осокиной. – М., 1988
12. Концепция социокультурнойполитики в отношении инвалидов в РФ. – М., 1997
13. Литвак А.Г. Тифлопсихололгия.– М., 1995
14. Литвинова М.Ф. Русскиенародные подвижные игры. – М., 1986
15. Литош Н.Л. Адаптивнаяфизическая культура. Психолого-педагогическая характеристика детей снарушениями в развитии. – М., 2002
16. Маллаев Д.М. Игрыдля слепых и слабовидящих. – М., 2002
17. Маллаев Д.М. Психолого-педагогическиепредпосылки по восполнению дефицита нравственности и физического развития слепыхи слабовидящих детей в игре. Дефектология. 1993
18. Погодаев Т.И. Физическаякультура дошкольников. Пособие для родителей и воспитателей. – М., 2003
19. Рубис Л.Г. Физическаярекреация молодежи средствам самодеятельного туризма / Автореферат.
20. Специальнаяпедагогика. Под редакцией Н.М. Назаровой. – М., 2002
21. Частные методикиадаптивной физической культуры. Под редакцией Л.В. Шапковой. – М., 2003
22. Шебеко В.Н. Физическоевоспитание дошкольников. – М., 1996
23. Шмельков И.И. Путиреабилитации слепых школьников средствами физической культуры. – М., 1981