МЕТОДИКАПРОВЕДЕНИЯ УРОКОВ ПО МАТЕМАТИКЕ В 3 КЛАССЕ С ИСПОЛЬЗОВАНИЕМ КОМПЬЮТЕРНЫХРАЗВИВАЮЩИХ ИГР
СОДЕРЖАНИЕ
Введение
Глава I. Педагогическиеаспекты проведения уроков математики с использованием компьютерных развивающихигр в начальной школе
1.1 Обзор направлений и опыта использования компьютерныхразвивающих игр учителями начальных классов
1.2 Сравнительная экспертиза компьютерных развивающих игрпо математике для младших школьников
Глава II. Методическиерекомендации по проведению уроков математики с использованием компьютерныхразвивающих игр в 3 классе
2.1 Описание методики обучения математике в 3 классе сиспользованием компьютерных развивающих игр
2.2 Конспекты уроков по математике с использованиемкомпьютерных развивающих игр для 3 класса
2.3 Организация и проведение педагогического эксперимента
Заключение
Литература
Приложение 1
Приложение 2
Приложение 3
Введение
Современный этап развитияобщества характеризуется стремительным внедрением информационно-коммуникационныхтехнологий, которые существенно перестраивают практику повседневной жизни.Наблюдается всестороннее внедрение информационно — коммуникационных технологийна уроках в школе, в том числе и в начальных классах, потому что начальное обучениеслужит фундаментом всего дальнейшего образования. Скорость измененияинформации, необходимой для адаптации и ориентировки в окружающейдействительности, сегодня так высока, что необычайно остро стоит вопрос оформировании у ребенка уже на ранних этапах обучения оптимальных комплексовзнаний и способов деятельности, призванных обеспечить универсальность егообразования.
Общепризнанным являетсяположение о ведущем виде деятельности в начальной школе — учебной, в то жевремя интересы, познавательная активность детей в этот период тесно связана сигровой деятельностью. Младшие школьники любят и хотят играть. В практике начальнойшколы используются различные развивающие игры на отдельных предметах, в томчисле развивающие компьютерные игры служат для усвоения и закрепления материалашкольной программы по математике, а так же позволяют осуществлятьдифференцированный подход к каждому ученику с учетом индивидуальныхособенностей; обеспечить полную занятость детей на протяжении всего урока;развить психологические процессы: внимание, мышление, память, воображение,восприятие.
Компьютерная развивающая игра (Кремер О.Б.) – это игра для формирования и развития у детейобщих умственных способностей, целеполагания, способности мысленно соотноситьсвои действия по управлению игрой с создающимися изображениями в компьютернойигре, для развития фантазии, воображения, эмоционального и нравственногоразвития.
Использование на урокахматематики компьютерных развивающих игр влияет на развитие самостоятельности,способствует всестороннему развитию способностей, активизации мыслительныхпроцессов младших школьников, побуждают их к обобщению знаний, относящихся кразным наукам. Применение информационных технологий актуализирует потребностьучащихся быть членом социальной общности. В исследовании Дацюк Г.И. отмечаетсяповышение интереса к учебе и, как следствие, общий рост успеваемости. Занятия сприменением информационно–коммуникационных технологий не только оживляютучебный процесс, но и повышают мотивацию обучения и развивают познавательнуюактивность учеников.
Таким образом, проблемаисследования заключается в противоречии между широким спектром возможностей компьютерныхразвивающих игр и эпизодическим их использованием в рамках существующихметодических подходов в преподавании математики в начальной школе.
Цель исследования – разработатьметодику проведения уроков математики для 3 класса с использованиемкомпьютерных развивающих игр.
Объект исследования –процесс обучения младших школьников на уроках математики.
Предмет исследования – использованиекомпьютерных развивающих игр на уроках математики в 3 классе.
Гипотеза – использованиекомпьютерных развивающих игр на уроках математики в начальной школе повышаетуровень мотивации к изучению математики; развивает познавательную активностьучеников.
В соответствии с целью игипотезой были поставлены следующие задачи:
1. проанализировать направленияи опыт внедрения информационно-коммуникационных технологий в процесс обученияматематики в начальной школе;
2. выявитьпедагогические условия внедрения компьютерных развивающих игр в начальной школена уроках математики;
3. провестисравнительную экспертизу компьютерных развивающих игр по математике для младшихшкольников;
4. разработать методикуи конспекты уроков по математике для 3 класса с использованием компьютерныхразвивающих игр;
5. осуществитьэкспериментальную проверку разработанной методики.
Апробация разработанной методики проведения уроков математики сиспользованием компьютерных развивающих игр проводилась в гимназии № 9 Железнодорожногорайона г.Красноярска. В ходе эксперимента участвовал 3 «В» класс, в количестве30 человек.
Работа состоит из введения, двух глав, заключения, списка литературы иприложений.
В ходе эксперимента были применены следующие методы исследования:
· анализпсихолого-педагогической, методической литературы по теме исследования;
· подбор и анализкомпьютерных развивающих игр по математике для младших школьников;
· наблюдение заучебно-воспитательным процессом в начальных классах;
· анкетирование учащихся;
· беседа сучениками, учителями.
Глава I. Педагогические аспекты проведенияуроков математики с использованием компьютерных развивающих игр в начальнойшколе
1.1 Обзор направлений и опытаиспользования компьютерных развивающих игр учителями начальных классов
В условиях стремительногоразвития научно-технического прогресса, быстрого увеличения информационной базыво всех сферах человеческого познания школа решает задачу о том, как научитьмолодое поколение жить в быстро изменяющемся информационном мире [9].
Психолого-педагогическаяконцепция перехода к обучению с использованием компьютера базируется наразвитии научных представлений о сущности совместной деятельности человека икомпьютера в том числе компьютерных развивающих игр. Деятельность ученика сиспользованием информационно-коммуникационных технологий как новая областьизучения носит прежде всего междисциплинарный характер, к которой следуетподходить с психологических, педагогических позиций (по материалам дис. работыДацюк Г.И.).
В исследовании Дацюк Г.Иотмечается повышение интереса к учебе и, как следствие, общий ростуспеваемости, т.к. учащиеся, получая доступ к разнообразным источникам данных,овладевают научными терминами. Использование хорошо структурированнойинформации, хранящейся в базах данных, служит средством проверки собственныхгипотез, помогает учащимся запомнить информацию, способствует формированиюприемов выполнения логических операций анализа, сравнения и др. [13].
Скорость измененияинформации, необходимой для адаптации и ориентировки в окружающейдействительности, сегодня так высока, что необычайно остро стоит вопрос оформировании у ребенка уже на ранних этапах обучения оптимальных комплексовзнаний и способов деятельности, призванных обеспечить универсальность его образования[27].
Для проведения обзоранаправлений и опыта использования компьютерных развивающих игр учителяминачальных классов рассмотрим основные научные аспекты, связанные с заявленной вработе проблематикой.
Начнем с анализатерминологии «компьютерная развивающая игра». Ряд исследователей (Н.В.Брановский, Я.В. Ваграменко, С.С. Туева и др.) утверждают, чтоинформационно-коммуникационные технологии являются технологической основойпроектирования и моделирования так называемой новой развивающей среды в условияхсовременного образовательного пространства. Методологическим вопросам,связанным с определениями, принципами проектирования и функционирования сред, атакже взаимодействию участников образовательного процесса, посвящены работыА.А. Андреева, В.П. Мозолина, И.В. Роберт и др. [2, 25, 30]
М. Башмаков, С. Поздняков, Н. Резникговорят об «информационной среде обучения», которая понимается как системасредств общения с человеческим знанием, служащая как для хранения,структурирования и представления информации, составляющей содержаниенакопленного знания, так и для ее передачи, переработки и обогащения. При этомважнейшим качеством информационной среды является ее возможность обеспечиватьинтерактивный режим взаимодействия с субъектом [5].
Вопрос о содержании и сущности интеграции понятий«информационная» и «образовательная» среды рассматривался в диссертации О.А.Ильченко [20]. Анализ множества определений позволил сделать вывод, чтоинформационно-образовательная среда — это совокупность различных подсистемобеспечения: информационных, технических, учебно-методических, а такжеучастников образовательного процесса, направленно обеспечивающих учебныйпроцесс.
В современнойпедагогической литературе все чаще употребляется понятие «компьютерноеобразование», т.е. развитие, воспитание и обучение человека в компьютернойсреде, в условиях, когда компьютер является предметом изучения, инструментомдеятельности, средством самореализации.
При таком подходе четкоопределяются цели компьютерного образования:
· развитие высшихпсихических функций,
· формированиекачеств личности:
- образованности,
- самостоятельности,
- критичности,
- ответственности,
- рефлексивности.
Более четкопредставляются и виды деятельности в компьютерной среде: ученик обучается,развивается, общается. Компьютер в современных условиях – это источникинформации, инструмент ее преобразования и универсальная система связи,обеспечивающая взаимодействие всех субъектов дидактической системы, включая итех, с кем общение идет опосредованно через компьютерную программу [12].
В своей работе мы будемопираться на следующем определении компьютерной развивающей игры (О.Б. Кремер):компьютерная развивающая игра – это игра для формирования и развития у детейобщих умственных способностей, целеполагания, способности мысленно соотноситьсвои действия по управлению игрой с создающимися изображениями в компьютернойигре, для развития фантазии, воображения, эмоционального и нравственногоразвития [23].
Следующим научным аспектомявляется разработка основных требований к созданию учебно-информационныхсредств, в том числе и компьютерных развивающих игр, с учетомпсихолого-педагогических принципов организации учебного процесса сиспользованием новых компьютерных технологий, которыми являются:
· направленность обученияна решение задач образования, воспитания и развития обучаемого на основевсестороннего развития личности и одновременного сохранения и развития егоиндивидуальности;
· целостностьобучения, предполагающая объединение в познавательной деятельности умственных,эмоциональных, волевых качеств обучаемых с максимальным подключением егоинтеллекта;
· доступностьучебного материала;
· проблемностьобучения, приводящая к принятию учащимся самостоятельных решений, развитию еготворческих способностей;
· обеспечениесознательности, самостоятельности и активности обучаемых;
· осуществлениеиндивидуализации обучения в условиях коллективного усвоения знаний при возможностивыбора ритма и уровня работы и др. [13].
В целом использованиеинформационных технологий и компьютерных развивающих игр изменяет цели исодержание обучения: появляются новые методы и организационные формы обучения.Особое значение информационное образование принимает в обучении детей. Идеяиспользовать компьютеры в обучении детей принадлежит профессору СеймуруПейперту. Работая с Ж. Пиаже, С. Пейперт (60-е г. 20-го столетия) пришел квыводу, что ребенок развивается, если имеет условия для креативной деятельностив соответствующей среде [12].
В психологическихтребованиях к применению информационно-коммуникационных технологий должны бытьучтены основные стороны умственного развития младших школьников. В исследованииДацюк Г.И. показано, что внедрение информационных технологий вучебно-воспитательный процесс способствует не только развитию познавательной,но и мотивационной сферы личности, самосознания, активизирует деятельностьучащегося на уроке математики, ускоряет темп учебных действий. Средстваинформационно-коммуникационных технологий усиливают психологический фактормотивации обучения математики в соответствии с индивидуальными потребностямиучащихся [13].
Установлено, чтоактивизация учебно-познавательной деятельности на уроках математики посравнению с традиционным обучением происходит в процессе самостоятельной работыучащегося с компьютером благодаря наличию оперативной обратной связи ипродуктивности методов контроля и самоконтроля, а также использованию методовпроблемного обучения, что позволяет осуществлять рефлексивное управлениеучебной деятельностью [13].
Современная школа должнане только сформировать у учащихся определенный набор знаний, но и пробудить ихстремление к самообразованию, реализации своих способностей. Необходимымусловием развития способностей является активизация учебно-познавательнойдеятельности школьников. В решении данной задачи важная роль отводитсяинформационным технологиям, внедряемым в учебный процесс, начиная с его самыхранних этапов, в том числе компьютерным развивающим играм [7].
Развитие познавательныхспособностей — одна из основных целей школьного обучения. В младшем школьномвозрасте развитие способностей происходит наиболее интенсивно, поэтому развитиюпознавательной сферы младших школьников следует уделять особое внимание [33].
Младший школьный возраст- благоприятный период для умственного развития детей, усвоения ими научныхзнаний, проявления познавательной активности. И если преподаватели стремятсясоздать благоприятные условия для развития детей этого возраста — необходимоопираться на природу ребенка, его стремления и потребности [17].
Образование в начальной школеявляется базой, фундаментом всего последующего обучения. В первую очередь, этокасается сформированности общих учебных умений, навыков и способов деятельности,на которых лежит существенная доля ответственности за успешность обучения в основнойшколе. Уровень их развития определяет характер познавательной деятельностишкольника, его возможности целесообразно и целенаправленно ее организовывать,владеть способами работы с информацией и т.п.
Опираясь на природнуюдетскую любознательность, потребность самостоятельного познания окружающегомира, познавательную активность и инициативность, в начальной школе создается образовательнаясреда, стимулирующая активные формы познания [28].
Основными задачамиинформатизации обучения в начальной школе являются (по Горячеву А.В.):
· адекватная оценкаокружающей действительности, постановка достойных и принципиально осуществимыхцелей и их достижение;
· формированиемировоззрения:
- оценка этичностицелей и принципиальной возможности их достижения,
- оценкадостоверности получаемых сведений и более глубокое их осмысление.
· информатизация:
- применение ИКТкак инструмента в действиях, направленных на достижение поставленных целей [11].
Важность информатизацииобразовательного процесса также подчеркивается в федеральной целевой программепрезидента РФ В.В. Путина «Развитие единой образовательной информационнойсреды». По программе основными целями информатизации образовательного процессапринято считать:
· формированиеобщей компьютерной культуры;
· обучение детейграмотно использовать компьютер для решения различных прикладных задач;
· проведениекрасочных и интересных уроков;
· заинтересованностьи мотивация учащихся [1,35].
Помочь учителю в решенииэтих непростых задач может сочетание традиционных методов обучения исовременных информационных технологий, в том числе и компьютерных, т.к.использование компьютера на уроке позволяет сделать процесс обучения мобильным,строго дифференцированным и индивидуальным [3].
Таким образом, можноконстатировать тот факт, что применение компьютера в обучении школьниковначальных классов представляется целесообразным и востребованным [27, 31].
Далее рассмотримметодические аспекты внедрения компьютерных развивающих игр в начальную школу,а так же проанализируем опыт учителей использования компьютерных игр.
Формирование учебнойдеятельности очень часто не совпадает с игровыми потребностями ребенка и оченьболезненно воспринимается им. Для более плавного перехода от преимущественноигровой деятельности к учебной можно использовать возможности дидактических иразвивающих игр [10].
Постоянноесовершенствование информационных технологий, все большая доступностьперсональных компьютеров позволяют перенести начало процесса формированияинтеграционной учебной среды в младшее звено школы, а компьютерные развивающиеигры становятся средством для активизации учебно-познавательной деятельностимладших школьников [9].
Основным методическимприемом на начальном этапе обучения является игра – как естественная дляданного возраста и психологически комфортная форма учебно-познавательнойдеятельности [8].
В дошкольном и младшемшкольном возрасте игра имеет важнейшее значение в жизни ребенка. Потребность вигре у детей сохраняется и занимает значительное место и в первые годы ихобучения в школе. В играх нет реальной обусловленности обстоятельствами,пространством, временем. Игру как метод обучения, передачи опыта старшихпоколений младшим люди использовали с древности. В условиях начальной школыигровые методы обучения имеют повышенную значимость и могут использоваться науроках в различных его частях для введения, объяснения, закрепления, упражненияи контроля [23].
Для учеников начальныхклассов игра имеет исключительное значение:
· игра для них –учеба,
· игра для них –труд,
· игра для них — серьезная форма воспитания,
· игра для младшихшкольников – способ познания окружающего мира.
Потребность в игре ижелание играть у младших школьников необходимо использовать и направлять вцелях решения определенных образовательных задач. Руководя игрой, организуяжизнь детей в игре, учитель воздействует на все стороны развития личностиребенка: на чувства, на сознание, на волю и на поведение в целом [17].
Компьютерные игры незаменяют обычные игры, а дополняют их, обогащая педагогический процесс новымивозможностями, поэтому компьютерные игры должны удовлетворять следующимтребованиям: все компьютерные программы для учащихся начальной школы должныиметь положительную нравственную направленность, в них не должно бытьагрессивности, жестокости, насилия. Компьютерные игры не изолированы отпедагогического процесса. Они предлагаются в сочетании с традиционными формамиобучения, не заменяя обычный ход уроков, а дополняя их, входя в их структуру,обогащая педагогический процесс новыми возможностями.
Представим классификациюкомпьютерных программ по различным критериям. Компьютерные программы можноделить на подгруппы, исходя из разных критериев: возрастного, сюжетнойтематики, уровня сложности игровой задачи, сложности управления, задач развитияумственных способностей и других характеристик. Компьютерные программы длядетей сгруппированы в следующие большие классы (О.Б.Кремер):
Ø развивающие игры;
Ø обучающие игры;
Ø игры-эксперименты;
Ø игры-забавы;
Ø компьютерныедиагностические игры.
Развивающие компьютерныеигры предназначены для формирования и развития у детей общих умственныхспособностей, целеполагания, способности мысленно соотносить свои действия поуправлению игрой с создающимися изображениями в компьютерной игре, для развитияфантазии, воображения, эмоционального и нравственного развития. В них нет явнозаданной цели — они являются инструментами для творчества, для самовыраженияшкольника [23].
Английские ученыевыяснили, что компьютерные игры оказывают благоприятное воздействие наспособности детей к логическому мышлению и быстрому принятию решений в сложныхситуациях. В исследовании, проведенном специалистами из организации«Teachers Investigating Educational Multimedia» приняли участие более700 детей в возрасте от 7 до 16 лет. В результате было обнаружено, чтокомпьютерные игры благоприятно сказываются на успехах детей в учебе [16].
Компьютернаяразвивающая игра по своей сути – сложное, многогранное явление. Она можетвыступать в качестве метода обучения, потому что выполняет следующие функции:
· обучающую (способствует формированию мировоззрения, теоретическихзнаний и практических умений, расширения кругозора, навыков самообразования ит. д.);
· развивающую (происходит развитие мышления, активности, памяти,способности выражать свои мысли, а также развития познавательного интереса);
· воспитывающую (воспитание коллективизма, доброжелательного и уважительногоотношения к партнерам и оппонентам по игре);
· мотивационную (побуждение к применению полученных знаний, умений,проявление инициативы, самостоятельности, коллективного сотрудничества).
Посредствомкомпьютерных игр у учителя появляется возможность контроля и диагностики хода ирезультата учебного процесса, а так же внесение в него необходимых изменений,т.е. игра в данном случае выполняет контрольно-коррекционную функцию.
Компьютернаяразвивающая игра может являться и формой обучения, так как она имеет своюструктуру организации, выражающуюся в виде согласованной деятельности учителя иучащихся.
Развивающаяигра – это и средство обучения, потому что она является источником получениязнаний, формирования умений. Она позволяет пробуждать и поддерживатьпознавательные интересы учащихся, улучшить наглядность учебного материала [4].
Отметим основные особенностииспользования компьютерных развивающих игр:
· сокращается времяпри выработке технических навыков учащихся;
· увеличиваетсяколичество тренировочных заданий;
· достигаетсяоптимальный темп работы ученика;
· легко достигаетсяуровневая дифференциация обучения;
· учащийсястановится субъектом обучения, так как компьютерная развивающая игра требует отнего активного управления;
· в учебнуюдеятельность входит компьютерное моделирование реальных процессов;
· диалог спрограммой приобретает характер учебной игры, и у большинства детей повышаетсямотивация учебной деятельности.
В качестве выводовотметим наиболее важные педагогические аспекты применения компьютерныхразвивающих игр на уроках в начальной школе:
Ø организацияпроцесса обучения в соответствии с психо-эмоциональными и физиологическимиособенностями детей младшего школьного возраста. Детям младшего школьноговозраста трудно ставить перед собой дальние цели, стимулирующие активноеучастие ребенка в учебном процессе. Компьютерные развивающие игры ставят передребенком реальную, понятную, вполне достижимую цель, например: если вернорешишь примеры — откроешь картинку, вставишь правильно все буквы — продвинешьближе к цели сказочного героя и т.д. Таким образом, в процессе игры у ребенкавозникает положительная мотивация усвоения знаний.
Ø реальнаявозможность для реализации процесса индивидуализации и дифференциации обученияв начальной школе, с целью освоения программного материала в полном объемекаждым ребенком, учитывая разный уровень подготовки школьников, различия вразвитии памяти, мышления. Позволяет решить проблемы, возникающие с обучениемшкольников, имеющих более высокий, либо низкий уровень мыслительнойдеятельности, а также пропустивших занятия по болезни.
Ø применение науроке компьютерных тестов и диагностических комплексов в рамках использованиякомпьютерных развивающих игр позволяют учителю за короткое время получатьобъективную картину уровня усвоения изучаемого материала и своевременно егоскорректировать.
1.2 Сравнительнаяэкспертиза компьютерных развивающих игр по математике для младших школьников
Для выявленияпедагогических аспектов использования компьютерных развивающих игр поматематике в начальной школе проведем их сравнительную экспертизу (поСмоляниновой О.Г.) для выбора дисков, удовлетворяющих цели исследования.
Особенностью компьютерныхразвивающих игр является активное и непосредственное участие ребенка вразворачивающемся действии в отличие от пассивного просмотра мультфильмов. Естьогромное количество компьютерных развивающих игр для детей младшего школьноговозраста, которые тренируют память, логику, координацию движений, умениепланировать свою деятельность, находить информацию, необходимую для решенияпоставленной задачи. Игры формируют у ребенка мотивационную, интеллектуальную,операционную готовность использования компьютерных средств для осуществлениясвоей деятельности.
Для сравнительнойэкспертизы компьютерных развивающих игр для младших школьников были выбраныследующие диски: «Путешествие на планете чисел – 2» (Datasun Бука), «Островарифметики» (1С), «Математика на планете счетоводов» (Медиа Хаус), «Математика.Начальная школа. 3 класс» (1С), «Тим и Тома. Встреча с пиратами» (Новый диск),«Математика и конструирование» (ДОС). Сравнительная экспертиза перечисленныхдисков представлена в таблице 1.1 и 1.2.
Для того чтобы эффективноиспользовать компьютерные развивающие игры на уроке, необходимо научиться иханализировать, исходя из дидактических принципов и целей занятия. Как правило,перед проведением любой экспертизы происходит классификация компьютерныхдисков, выделение существенных признаков [33].
Для данного исследованиябыли выбраны следующие существенные признаки, описанные в диссертационномисследовании Смоляниновой О.Г.:
1. Оценка объема и качества содержания:
· Соответствиедиска заявленному виду, названию и авторской концепции;
· Совместимостьиздания (целей, задач, содержания) с программой по математике;
· Соответствиедиска обязательному минимуму по математике;
· Наличие в дискедополнительного учебного материала;
· Соответствиедиска к требованиям к уровню подготовки учащихся;
· Научнаякорректность, соблюдение общепринятой терминологии и символики;
· Реализацияпринципов дидактики;
· Язык изложения:ясность, точность, четкость формулировок, правил и определений;
· Степеньнаглядности при введении и обосновании новых понятий в процессе обучения;
· Объемиллюстративного, справочного материалов.
2. Психолого-педагогическая оценкасодержания:
· Соответствиеучебного материала возрастным психологическим особенностям;
· Соответствиесреды обучения для усвоения знаний, закрепления полученных навыков;
· Возможностьсохранения устойчивого внимания;
· Ожидаемыйразвивающий эффект;
· Стимулированиепознавательной активности;
· Мотивационнаяфункция учебного материала;
· Направленностьучебного материала на развитие творческих способностей учащихся;
· Развитие интересаучащихся к математике;
· Целесообразностьпредъявления учебного пособия в электронном виде;
· Возможностьиспользования пособия при организации групповой работы с учащимися.
3. Методическая оценка содержания:
· Обеспечениевозможности реализации новых педагогических технологий;
· Наличие уровнейсложностей изложения;
· Автоматическаясистема отслеживания объема изученного материала;
· Возможностьанализа ошибок по результатам учебной деятельности;
· Возможностьреализации промежуточных форм контроля усвоения материала;
· Сбалансированностьтеоретического и практического материала;
· Приемлемостьтребований к уровню технической подготовки обучаемого.