Министерство образования Республики Беларусь
Учреждение образования «Минский государственный высший радиотехническийколледж»
/>
Контрольная работа № 1
Организационно-методические основы ПО
Помазанко Александра Казимировича
Группа №94381
Минск 2011
1. Раскройте особенности целевой организации стимулирования имотивации учащихся к учению
Методыстимулирования и мотивации учебной деятельности выделены в самостоятельнуюгруппу методов обучения на следующих основаниях: во-первых, процесс обученияневозможен без наличия у учащихся определенных мотивов деятельности; во-вторыхмноголетняя практика обучения выработала целый ряд методов, назначение которыхсостоит в стимулировании и мотивации учения при одновременном обеспеченииусвоения нового материала (учебно-познавательные игры, учебные дискуссии,методы эмоционального стимулирования и др.).
Стимуломпсихологии называют внешнее побуждение человека к активной деятельности.Поэтому стимулирование — это фактор деятельности учителя. Но стимул лишь тогдастановится реальной, побудительной силой, когда он превращается в мотив, т.е.во внутреннее побуждение человека к деятельности. Причем это внутреннеепобуждение возникает не только под влиянием внешних стимулов, но и под влияниемсамой личности учащегося, его прежнего опыта, потребностей и пр.
Собственно,стимул всегда дает не только прямой, а опоследуемый личностью обучаемогоэффект. Один и тот же стимул может по-разному сказаться на мотивах разныхучеников в зависимости от их отношения к этому стимулу, готовности отозватьсяна него и даже от настроения, самочувствия ученика и пр. В учебном процессеочень важно добиваться, чтобы педагогические стимулы превращались вположительные мотивы, обеспечивающие желание и активность учеников в овладенииновым учебным материалом.
Всамом названии “методы стимулирования и мотивации” находит отражение единстводеятельности учителя и учащихся: стимулов учителя и изменение мотивации учащихся.В дальнейшем для краткости формулировки будем называть эти методы методамистимулирования, но не следует забывать, что суть этих методов состоит вовзаимодействии учителя и учеников, взаимодействии, обеспечивающем необходимуюмотивацию учебной деятельности обучаемых.
Мотивыучения могут быть подразделены на две большие категории. Одни из них связаны ссодержанием самой учебной деятельности и процессом ее выполнения; другие — сболее широкими взаимоотношениями ребенка с окружающей средой. К первымотносятся познавательные интересы детей, потребность в интеллектуальнойактивности и в овладении новыми умениями, навыками и знаниями; другие связаны спотребностями ребенка в общении с людьми, в их оценке и одобрении, с желаниямиученика занять определенное место в системе доступных ему общественныхотношений.
Изучениемотивации учебной деятельности подростков опирается на специальноорганизованный эксперимент, направленный на определение психологических условийформирования у учащихся познавательной мотивации. Обнаружено, что для этого у учащихсянеобходимо вызвать особое отношение к собственной мотивационной сфере,выработать умение активно ее анализировать, соотнося с целями действий.
Былообосновано важное психологическое положение о том, что существенным условиемстановления какого-либо конкретного учебного мотива является направленностьсознания учащихся не только на результат учебной деятельности, но и на способыего достижения.
Длятого чтобы сформировать мотивы учебной деятельности, используется весь арсеналметодов организации и осуществления учебной деятельности — словесные, наглядныеи практические методы, репродуктивные и поисковые методы, индуктивные идедуктивные методы самостоятельной учебной работы или работы под руководствомучителя. Рассказ, лекция, беседа позволяют разъяснять учащимся значимостьучения как в общественном, так и в личностном плане — для получения желаемойпрофессии, для активной общественной и культурной жизни в обществе.
Специальные исследования, посвященные проблеме формированияпознавательного интереса, показывают, что интерес во всех его видах и на всехэтапах развития характеризуются тремя обязательными моментами: 1)положительными эмоциями по отношению к деятельности; 2) наличием познавательнойстороны деятельности; 3) наличием непосредственного мотива, идущего от самойдеятельности.
Отсюда следует, что в процессе обучения важно обеспечиватьвозникновение положительных эмоций по отношению к учебной деятельности, к еесодержанию, формам и методам осуществления. Эмоциональное состояние всегдасвязано с переживаниями, душевными волнениями, сочувствием, радостью, гневом,удивлением. К процессам внимания, запоминания, осмысливания в таком состоянииподключается глубокие внутренние переживания личности, которые делают этипроцессы интенсивными и оттого более эффективными в смысле достигаемых целей.
Одним из приемов, входящих в метод эмоциональногостимулирования учения, можно назвать прием создания на занятии ситуацийзанимательности – введения в учебный процесс занимательных примеров, опытов,парадоксальных фактов. Многие преподаватели используют для повышения интереса кучению анализ отрывков из художественной литературы, посвященных жизни идеятельности выдающихся ученых и общественных деятелей. Успешно применяются итакие приемы повышения занимательности обучения, как рассказы о применении всовременных условиях тех или иных предсказаний научных фантастов, показзанимательных опытов.
Ценным методом стимулирования интереса к учению можно назватьметод познавательных игр, который опирается на создание в учебном процессеигровых ситуаций. В практике работы учителей используются настольные итренажерные игры, с помощью которых изучаются математические формулы,геометрические фигуры. Ценным методом стимулирования интереса к учению можноназвать метод познавательных игр, который опирается на создание в учебномпроцессе игровых ситуаций. Игра давно уже используется как средствостимулирования интереса к учению.
К методам стимулирования и мотивации учения относится такжеметод создания ситуации познавательного спора. Известно, что в споре рождаетсяистина. Но спор вызывает и повышенный интерес к теме. Некоторые учителя умелоиспользуют этот метод активизации учения. Они, во-первых, умело используютисторические факты борьбы научных точек зрения по той или иной проблеме. Однакоситуацию спора учитель может создать в любой момент, задавая самый тривиальныйвопрос “А кто думает иначе?”. И если такой прием вызывает спор, то учащиесясами собой делятся на сторонников и противников того или иного объяснения и синтересом ждут аргументированного заключения учителя. Так учебный спорвыступает в роли метода стимулирования интереса к учению.
Яркий,образный рассказ невольно приковывает внимание учеников к теме урока.Общеизвестно стимулирующее влияние наглядности, которая повышает интерес учащихсяк изучаемым вопросам, возбуждает новые силы, позволяющие преодолетьутомляемость. Ученики, особенно мальчики, позволяют повышенный интерес клабораторным, практическим работам, которые в этом случае выступают в ролистимуляторов активности в учении.
Ценнымстимулирующим влиянием обладают проблемно-поисковые методы в том случае, когдапроблемные ситуации находятся в зоне реальных учебных возможностей учащихся,т.е. доступны для самостоятельного разрешения.
Приизвестных условиях стимулирующим влиянием обладают дедуктивные и индуктивныеметоды. Когда, например, учащиеся с помощью дедуктивных рассуждений овладеваютединым, общим способом рассмотрения многих задач по физике, математике,осознают, что они овладели некоторым универсальным средством, с помощьюкоторого можно решить многие конкретные задачи, это вызывает у них мощныйприлив энергии.
Точнотакже индуктивные рассуждения, которые широко опираются на данные из окружающейдействительности, учитывают по принципу апперцепции жизненный и научный опыт,активизируют действия учеников.
Неизменновоодушевляет учащихся введение в учебный процесс элементов самостоятельнойработы, если, конечно, они обладают необходимыми умениями и навыками для ееуспешного выполнения.
Такимобразом, каждый из методов организации учебно-познавательной деятельности в тоже самое время обладает не только информативно-обучающими, но и мотивационнымивоздействиями. В этом смысле можно говорить о мотивационной функции любогометода обучения. Однако опыт работы учителей, многолетняя практика обученияпоказывают, что педагогикой накоплен большой арсенал методов, которыеспециально направлены на формирование положительных мотивов учения, стимулируютпознавательную активность, одновременно содействуя обогащению учащихся учебнойинформацией. Функция стимулирования в этом случае как бы выходит на первыйплан, содействуя осуществлению образовательной функции всех других методовобучения.
Дляпроблемы методов стимулирования и мотивации учения очень важно то, чтопсихологи единодушны в выделении двух основных групп мотивов учения: мотивовпознавательного интереса и мотивов общественного плана, которые, по нашемумнению, можно кратко и более конкретно обозначить как мотивы общественногодолга и ответственности.
Причеммотивы долга и ответственности касаются не только широкого общественного плана- долг перед Родиной, но и ответственности перед коллективом, учителями,родителями и перед самим собой, стремления получить их оценку, одобрение,желание занять должное место в учебном коллективе.
Наличиеназванных групп мотивов и дает основание для выделения двух больших группметодов стимулирования и мотивации учения.
Впервую из них входят методы формирования познавательных интересов у учащихся,во вторую — методы, преимущественно направленные на формирование чувства долгаи ответственности в учении. В педагогике и методиках преподавания давно ужесформировалось мнение, что при подходе к изучению темы надо специальнопоработать над тем, чтобы вызвать у учеников интерес к ее изучению. В свое времяактивно применялись для этого термины “интригующее начало урока”,“эмоциональная завязка урока”, “активизация внимания к новой теме” и т.п.
Многиеучителя и теперь не упускают возможности тщательно продумать начало урока,чтобы оно захватило ребят своей необычностью, яркостью, удивительностью,которая позволяет затем удачно организовать изучение нового материала. Дляэтого необходимо активно формировать у всех учителей умение применять самыеразнообразные методы стимулирования и мотивации учения.2. Раскройте сущность требований, предъявляемых к учебной мастерской
мотивация учащийся игровой мастерская
Мастерскиев учебных заведениях делятся:
— длятрудового обучения младших школьников возрастом 6-10 лет (1-4 классы);
— длятрудового, допрофильного обучения учеников 5 – 9 классов;
— длятрудового, профильного и допрофессионального обучения учеников 10 – 12 классов.
Помещениядля трудового обучения должны быть изолированы от основных учебных помещений иразмещены на 1 этаже в отдельных блоках с гардеробом и туалетом в них.
Каждаяучебная мастерская оборудуется умывальником со щетками и мылом в количестве 20%от численности учеников, а также полотенцами, емкостями для отходов, слива иобтирочных материалов. Учебные мастерские должны полностью обеспечиватьсяпротивопожарным инвентарем, пенными и углекислотными огнетушителями, ящиками спеском (не менее одного ящика в каждой мастерской), носилками и универсальнымиаптечками.
Вучебных мастерских вывешиваются стенды, таблицы и плакаты по охране труда,техники безопасности, соответствующие инструкции и предупреждающие надписи.
Площадьрабочего места на одного ученика должна быть 2,2 кв. м.
Площадьинструментальной для хранения инструментов – не менее 15 кв.м.
Полыпомещений (деревянные, цементные и др.) должны быть теплыми, гладкими, нескользкими и удобными для очистки. При наличии цементных полов рабочие местаучащихся и преподавателя должны быть оборудованы деревянными решетками.
Наименьшаяосвещенность горизонтальной поверхности на уровне 0,8 м. от пола должна быть: при люминесцентных лампах 300 ЛК (20 вт/ кв.м.), при лампах накаливания150 ЛК (48 вт/ кв.м.).
Окнаи другие световые проемы запрещается загромождать изделиями, инструментом,материалами и другими предметами.
Стеклаокон должны очищаться от пыли и грязи не реже 2х раз в год.
Кмытью окон любой этажности запрещается привлекать учащихся школы.
Сажатьдеревья не ближе 10 м. до здания учебного заведения.
Искусственноеосвещение допускается общее или комбинированное (общее плюс местное). Недопустимо применение только местного освещения. Светильники местного освещениядолжны питаться током при напряжении не более 42 В. Лампы, применяемые дляобщего и местного освещения должны быть снабжены электроосветительнойарматурой. Применение открытых ламп запрещается. Высота светильников общегоосвещения должна быть не менее 3 м. от пола.
Сохранениетребуемой освещенности должно поддерживаться систематической очисткой арматурысветильников и ламп от пыли и грязи не реже 2х раз в месяц. Замена ламп,арматуры и чистка светильников должна производиться только электриком.
Дверии тамбуры, выходящие на улицу для транспортировки материалов, должны бытьутеплены. Двери должны иметь приспособления для принудительного закрывания.
Мастерскиеобеспечиваются питьевой водой. Температура питьевой воды должна быть не ниже +8 С и не выше + 20 С. Обязательна установка питьевых фонтанчиков или закрытыхбаков с фонтанирующими насадками.
Впомещении мастерской применяется смешанная вентиляция (природная имеханическая). Независимо от наличия вентиляционных приспособлений, должны бытьудобные приспособления для открывания фрамуг. Вентиляция должна обеспечиватьобмен воздуха — 20 куб. м./ час на одного человека. Вентиляционные установкидолжны подвергаться планово-предупредительному ремонту, периодическомутехническому испытанию. Результаты испытаний заносятся в специальный журнал.
Расстояниемежду слесарными верстаками должно быть не менее — 0,8 м., а между рядами не менее – 1 м. ширина комбинированных верстаков должна быть не менее – 500 мм, ширина слесарных верстаков не менее – 450 мм.
Расстояниемежду столярными верстаками, стоящими в ряд не менее — 0,65 м., а между рядами не менее — 0.70 м.
Крайниетиски, на многоместных слесарных верстаках, упирающихся торцами в стену, должныотстоять от стены не менее – 70 см.
Механическоеоборудование необходимо размещать около места учителя, токарные и фрезерныестанки устанавливаются у окон мастерской на расстоянии 40 -50 см. от стены.
Вращающиесячасти механизмов должны закрываться защитными кожухами с вмонтированнымиконцевыми выключателями, при открывании которых происходит отключениеэлектромеханизма. Внутренняя часть кожуха окрашивается в красный цвет. Пуск иостановка оборудования и механизмов должны быть безопасны и обеспечиватьбыстроту и плавность включения с рабочего места.
Наличиенескольких мест пуска запрещается.
Вблизирабочего места учителя должен быть рубильник (кнопка «стоп») отключения всегооборудования учебной мастерской.
Кнопкивключения любого оборудования должны быть углублены на 3-5 мм, а кнопки выключения должны выступать над панелью не менее чем на 3 мм и иметь хорошо видимую надпись «стоп». Цвет кнопок выключения – красный.
Вновьустанавливаемое оборудование может быть пущено в эксплуатацию лишь с разрешенияГосинспекции по надзору за охраной труда, органа образования с оформлениемсоответствующего акта с участием профсоюза.
Уборкастружек, обрезков, пыли, грязи с оборудования производится только с помощьюкрючков, щеток и т.п. при выключенном оборудовании, без применения указанныхприспособлений уборка запрещается.
Каждоерабочее место должно быть оборудовано сиденьями (приставными, выдвижными илиоткидными), которыми учащиеся могут пользоваться для отдыха и производстваотдельных операций при выполнении основной работы.
Запрещаетсязагромождение рабочих мест и проходов материалами, заготовками, деталями иотходами производства. Высота складирования материалов, заготовок не должнобыть более – 1м. в специальных местах, исключающих загромождение проходов.
Обтирочныйматериал должен складироваться и храниться в специальных металлических ящиках.Использованный обтирочный материал, стружки и мусор, должны убираться послекаждого занятия. В столярной мастерской не должно быть более однодневногозапаса материалов.
Длязащиты учащихся от осколков должны быть установлены защитные экраны высотой неменее — 1 м. (из сетки или сплошные с ячейками не более — 3 мм.)
Ученикиобеспечиваются оборудованием и инструментами в соответствии с Перечнем,рекомендованным Министерством образования.
Тискидолжны обеспечивать надежное крепление заготовки, губки тисков должны иметьнесработанную насечку.
Молотки,кувалды должны иметь гладкую выпуклую поверхность бойка. Ручки молотков – беззаусениц, выбоин и трещин гладкую поверхность, изготовленных из твердых ивязких пород дерева (клен, береза, дуб и др.). Применение ручек из мягких иликрупнослойных пород дерева (ель, сосна ) запрещается.
Нахвостовики напильников, стамесок, долот, отверток, пил должны быть прочнонасажены ручки, стянутые металлическими кольцами, предохраняющими раскалывание.
Приработах зубилом для защиты глаз учащихся от осколков должны применятьсязащитные очки.
Пилки,ножовки (поперечные, лучковые и др.) должны быть правильно разведены и хорошозаточены. Ручки пил должны быть прочно закреплены и гладко зачищены.
Веспереносимых вручную тяжестей в соответствии с предельными нормами подъема иперемещения тяжестей, утвержденные приказом Министерства Здравоохранения, недолжно превышать:
прикратковременной работе:
девушки- 14 лет – 2,5 кг, 15 лет – 6 кг, 16 лет – 7 кг, 17 лет – 8кг.
юноши- 14 лет – 5 кг, 15 лет – 12 кг, 16 лет – 14 кг, 17 лет – 16 кг.
придлительной работе:
девушки- 15 лет – 4,2 кг 16 лет – 5,6 кг, 17 лет – 6,3 кг.
юноши- 15 лет – 8,4 кг, 16 лет – 11,2 кг, 17 лет – 12,6 кг.
Работаучеников с тяжестями не должна быть более – 1/3 рабочего времени.
Привыполнении конкретных видов работ рабочие места обеспечиваются инструкциями потехнике безопасности, которые разрабатываются на основе Типовых инструкций иутверждаются руководителем учебного заведения. Инструкции пересматриваются помере необходимости, но не реже одного раза в три года.
К выполнениюкаждого вида работ ученики допускаются только после проведения инструктажа поохране труда. Инструктаж на рабочем месте с учениками отмечаетсянепосредственно учителем трудового обучения в классном журнале.
Допускучащихся к работе без спецодежды и предохранительных приспособлений запрещен.Модель спецодежды учащихся должна исключать возможность захватывания еедвижущимися частями станков и обрабатываемыми деталями.
Кзанятиям в учебных мастерских допускаются ученики, которые прошли медицинскийосмотр и не имеют соответствующих противопоказаний. Ведомости об учениках, недопущенных к работе в учебных мастерских, учитель получает у медицинскогоперсонала, закрепленного за учебным заведением. Допуск учащихся к работе безпредварительного медицинского осмотра не разрешается.
Стеныдолжны быть окрашены в светлых тонах: желтого, голубого, бежевого, зеленогоцвета. Потолок, двери, оконные рамы – белого цвета.
Разрешениена проведение занятий в школьных мастерских выдается перед началом учебногогода комиссией отдела образования. Основание о пригодности мастерских дляпроведения занятий оформляется ежегодно соответствующим актом о приемеобщеобразовательного заведения к новому учебному году.
3. Проанализируйте особенности организации теоретических ипрактических занятий
Организацияпрактических и теоретических занятий проводится в тесном взаимодействии.
Доминантойобучения является информационно-предметное обеспечение (ИПО), которое включаетсредства обучения (СО) и учебное оборудование (УО) и представляет компонентытехнологий обучения.
Средствамиобучения являются: учебная литература (книги, наглядные пособия, таблицы,плакаты); информационные материалы к индивидуальным средствам обучения(кинофильмы, видеофильмы, диафильмы, пленки с изображениями);программно-методическое обеспечение учебного процесса (компьютерные технологии,обучающие и контролирующие программы, программы для ПЭВМ, задания дляграфических работ); специальное оборудование (тренажеры, триммеры);дидактические материалы (обучающие программы, сценарии игр, опросники).
Учебноеоборудование: ТСО (кинопроектор, магнитофон, компьютер); лабораторноеоборудование (приборы, устройства, микроскопы, измерительные средства,чертежное оборудование); учебная мебель и приспособления (столы, доски,плакатницы).
Такимобразом, средства информационно-предметного обеспечения представляют средстваинформации и учебно-технические средства.
Средстваучебно-методического обеспечения учебного процесса общетехнической подготовки(СУМО) содержат учебно-методический комплекс (УМК) и учебно-материальную базу(УМБ).
УМКсодержит программу, учебник, опорный конспект (ОК) и печатный раздаточныйматериал (ПРМ), аудиовизуальные средства и носители информации, магнитныеленты, объекты изучения и образцы, тесты; методические рекомендации к изучениюкурса, лабораторный практикум, курсовой проект, атласы конструкций, ГОСТы,справочники, программы ПЭВМ, мультимедиа технологии.
УМБвключает: аудитории, кабинеты, лаборатории, оборудование, технические средстваобучения (ТСО); технические средства учебной деятельности (ТСУД), техническиеустройства обучения (ТУО): приспособления, приборы, машины, стенды, станки;информации контроля, тренажеры.
КомпонентамиСУМО являются такие носители информации как учебник, опорный конспект, печатныйраздаточный материал, методические рекомендации.
Опорныйконспект — система в виде ключевых слов и фраз, активизирующая познавательнуюдеятельность студентов. При его разработке обычно вначале составляются матрицысвязей между дисциплинами и внутри дисциплины, затем строятся графыинтегрирования и обобщена логика изучения (гносеология) дисциплины, листосновного содержания и, наконец — опорный конспект.
Впоследнее время практикуется освоение учебного материала, особенно техническогохарактера, на основе видеотерминалов — демонстрации материалов из памяти ПЭВМ.
Программныесредства (ПС) могут быть обучающими (приобретение ЗУН) и контролирующими:тренажеры, информационно-поисковые, имитационные, моделирующие,демонстрационные, игровые. Дидактические требования к ним: научность,доступность, адаптивность, систематичность и последовательность, сознательностьобучения (самостоятельность и активность), прочность ЗУН, интерактивностьдиалога (выбор варианта), развитие интеллекта (мышление).
Учебно-методическийкомплекс (УМК) на базе новых информационных технологий включаетучебно-методическую литературу и средства обучения: обеспечения преподавания — учебно-наглядные пособия, таблицы, раздаточный материал, кинофильмы, диафильмы,транспаранты, программы, модели, приборы, электронные конструкции,электрические схемы и т. д.; средства развивающего характера — системаискусственного интеллекта для самообразования; информационные — текстовый,музыкальный и графический редакторы, базы данных, электронные таблицы,информационные датчики в объектах.
Список используемойлитературы
1. Положение обучебных мастерских от 16.07.1994 г. № 184.
2. Правилабезопасности в учебных мастерских пр. МО от 13.08.2007 г. № 730.
3. Саранцев В.И.Общая методика преподавания математики: Учебное пособие для студентовматематических специальностей педагогических вузов и университетов. Саранск:1999.
4. Ким Н. А. Методыстимулирования и мотивации учащихся в учебной деятельности. Москва: 2009.
5. Антонов Л.П. идр. Практикум в учебных мастерских. Учебное пособие для студентов. — М.:Просвещение, 1976.
6. Общая ипрофессиональная педагогика: учебное пособие для пед. вузов: доп. УМО вузовРФ / А. М. Воронин, Е. И. Серкова, М. В. Ретивых и др.; под ред. В. Д.Симоненко. — М.: Вентана-Граф, 2006.
7. Левина М. М.Технологии профессионального педагогического образования: учебное пособие длявузов: рек. УМО вузов РФ / М. М. Левина; Междунар. акад. наук пед.образования. — М.: Академия, 2001.
8. Бычко Е.С.Организационно-методические основы профессионального обучения: Методическиеуказания, программа и контрольные задания для студентов безотрывной формыобучения. — Минск 2010.