Местогеографии в учебных планах общеобразовательных учреждений
Согласнотрадиционному учебному плану, который до недавнего времени был единым для всехшкол страны, география изучалась в основной школе и один курс (10 кл.) – вполной средней школе. В период реформ Министерство образования РФ разработалоспециальный документ – Временный государственный образовательный стандарт,устанавливающий комплекс норм и требований к структуре, содержанию и уровнюобразования учащихся. Частью этого документа является базисный учебный плансредней общеобразовательной школы.
В базисномучебном плане определено количество часов на изучении отдельных предметовобразовательных областей. Во всех вариантах этого плана, география остаетсяОБЯЗАТЕЛЬНЫМ учебным предметом. Изучение ее предусмотрено с 6–10 класс. Времяна изучение географии в основной средней школе составляет 8–9 часов в неделю и2 часа в средней школе (10 кл.) Однако не всегда данный стандарт выполняется.Руководство школы предпочитает забирать часы географии в учебном расписании наболее «важные» предметы, считая, что география после окончания школы пригодитсяменее 7% выпускников. В последнее время происходит изменение учебного стандарта(плана) для общеобразовательных учреждений с «сжиманием» часов на преподаваниев географии. В некоторых школах количество учебных часов для изучения географиисократилось до 1 часа в неделю, а в средней школе (10 кл.) ее вообще нет.
Проводяанализ выше изложенного, можно выделить одну главную проблему:в настоящеевремя в общеобразовательных учреждениях сокращается число учебных часов дляизучения географии. Географию просто «выживают» из учебного процесса оставляядля ее изучения 1 час в неделю, или вообще убирая ее из расписания. Говоряо решении данной проблемы, то на мой взгляд еще не всё потеряно. Мне кажется,школьникам нужно давать право самостоятельно выбирать профиль своей подготовки,т.е. изучение географии более углубленно создавая профильные классы илидополнительные факультативы или же сокращая ее изучение для минимума даваявозможность школьникам изучать предметы по своим интересам, но в тоже время ине забывать географию.
Подводяитог, хочется сказать следующее: изучение географии направленно на создание ушкольников ценностных ориентаций по отношению к природе, населению, животным, кчеловеку. Чем полнее, глубже, содержательнее будут знания учащихся о родномкрае и его людях, тем более действенными окажутся они в воспитании любви кродной природе и земле, уважая традиции своего народа. Таким образом, целиизучения географии реализуют формирование важнейших качеств личности, таких какпатриотизм, гражданственность, ответственное отношение к окружающей среди. Атеперь давайте представим что будет с нашим младшим поколением если они небудут изучать географию. На ум приходят разные мысли, которые не хотелось быозвучивать. Географию как учебный предмет необходимо твердо «прописать» вучебных планах общеобразовательных школ.