Реферат по предмету "Педагогика"


Методика и теоретические основы эстетического воспитания школьников

Содержание
Введение
1Теоретические основы эстетического воспитания школьников в воспитательнойработе
2Сущность эстетического воспитания школьников в воспитательной работе
3Формы эстетического воспитания школьников в воспитательной работе
4Способы педагогического руководства эстетическим воспитанием школьников
5Методы проведения эстетического воспитания школьников в воспитательной работе
Заключение
Списокиспользованной литературы
Приложение

Введение
Когда школьник становитсястаршеклассником, мир, который ему знаком, с которым, он прочно связан, ужедостаточно велик. Он многое понимает, во многом разбирается, имеет определенныйзапас знаний, и умений, собственное мнение, свои симпатия и антипатия. И средивсего, с чем ему приходится встречаться в жизни, обязательно оказываютсяявления, определяемые словами, «эстетическое», «эстетика».
Возможно, у многихстаршеклассников уже развит эстетический вкус, существует представление обэстетическом идеале. В последующие годы жизни эти встречи с областьюэстетического станут шире и многообразней, приобретут большую разность.
Эстетическое воспитание– это приобщение молодежи и всех трудящихся к миру литературы и искусства,красоте окружающей человека действительности.
Эстетическое воспитаниевключает в себя довольно обширный круг вопросов, начиная с глубокотеоретических и кончая бытовыми (явление моды, тот или иной тип развлекательноймузыки и т.п. ) Но, не смотря на значительные различие, все они тесно связанымежду собой.
Эстетические началоприсутствуют во всех. Но это не значит, что все во круг- есть эстетическое. Привсем многообразие использование понятий эстетика, эстетическое за нимиукладывается некое единое деятельность чувственно – выразительного бытия самыхразных сторон действительности, человеческого сознания и деятельности, включаяхудожественное сознание и деятельность, т.е. искусства.
Самые крупные философыот Платона до Хайдеггера изучали искусства, создавая оригинальные концепции,теории, системы. Они пытались охватить философски весь комплекс проблемискусства и эстетической науки.
Эстетическое значение иискусства формируют, воспитывают, направляют эстетическое мироотношение, т.е.можно говорить о воспитательной функции эстетики. Фактор эстетики приопределенных педагогических условиях может влиять на формирование целостной гармоническойличности, которая немыслима без высокой эстетической культуры.
Воспитание личности,соответствующий идеалом данного общественного строя, всегда будет важнейшейзадачи общества. только такие личности могут способствовать укреплению иразвитию этого строя, только они способны отстоять его. Наше общество стремитсяк воспитанию гармоничных личностей.
В достижение этих целейочень большая и существенная роль принадлежит эстетическому воспитанию.Общество совершенно не безразличны эстетические вкусы и интересы его членов,прежде всего молодежи, самый активный и в то же время особенно сложныйпроблемной частью населения любой страны.
Важно найти путь к тому,что бы сделать встречу каждого школьника с областью эстетического, в частностис искусством, интересной, увлекательной, ненавязчивой, когда это удается,эстетическое воспитание способно приносить великолепные результаты, не зависимоот того, в каких рамках оно проводится.
Надо заметить, чторебенок особенно чуток к эстетическому в природе. Он в значительной большейстепени, чем старшеклассник или взрослый, чувствует себя частью природы,ощущает свою связь с ней, меньше погружен в свою личность и отягощен разногорода заботами. очень важно в правильном эстетическом воспитание юного человека«наведение мостов» между прекрасным в природе и прекрасном, созданнымчеловеческими руками.
Можно начать знакомитьдетей с произведениями изобразительного искусства, в которых особенно конкретнои наглядно связи отображаемого и предмета отображения их эстетических качеств.
Как же следуетзанимается эстетическим самовоспитанием, ведь старшекласснику это в полнее посилам. Начинать здесь можно с художественного образования, только следуетподходить к нему особым образом. В этом случи нужно хорошо понять, чтопосещение музеев, выставок, спектаклей, концертов может иметь двойную цель. Во– первых, способствовать приобретение художественных знаний, а во- вторых, бытьсредством эстетического самовоспитания.
Изучением эстетическоговоспитания школьников занимались известные ученые, такие как: А.Ф.Лосев,Н.Г.Чернышевский, М.С.Каган, М.Ф.Овсянников, Н.Буало и многие другие.
Объект: процессэстетического воспитания.
Предмет: особенностиэстетического воспитания школьников в воспитательной работе.
Актуальность проблемыэстетического воспитания школьников формируется в процессе воспитания, этоформирования в потребности культурных и духовных ценностей, их обогащение иразвитие творческих способностей. Средствами эстетическими воспитанияшкольников является – труд, искусства природа, окружающая среда, быт.
Цель: Теоретическиобосновать особенности эстетического воспитания школьников в воспитательнойработе.
Задачи: 1) Формированияэстетического воспитания школьников.
2) Охарактеризоватьметодики эстетического воспитания школьников.
3) Рассмотреть ираскрыть методики и эстетического воспитания школьников.

 
1Теоретические основы эстетического воспитания школьников в воспитательнойработе
Эстетическое воспитаниявключает в себя довольно обширный круг вопросов, начиная с глубокотеоретических и кончая бытовыми ( явление моды, тот или иной типразвлекательной музыки), но не смотря на значительное развитие, все они тесносвязаны между собой.
Под эстетическомвоспитанием обычно понимается формирование человека в соответствии с идеаломсвоего рода специфической нормы, определяющей как его внешнею, физическое бытие,так и внутреннею, духовную сущность. И так эстетический идеал зависит отобщества и развивается в соответствии с изменениями, происходящими в обществе.
В не разрывной связи спрямыми стоят косвенные задачи эстетического воспитания. В педагогикеэстетического воспитания рассматривается не изолированно от других сторонвоспитания. А в тесной связи с ними. Нельзя себе представить умственноевоспитание детей без раскрытия красоты изучаемых явлений, трудовое воспитаниебез познания прекрасного в целях, содержании и процессии труда; формированиенравственности – без умения видеть красоту поступку; физическое развитие – безпредставления о совершенстве человеческого тела. Вместе с тем нельзя себепредставить и эстетическое воспитание, оторванное от жизни, от активнойтворческой деятельности и борьбы за достижение идеалов. Осуществляется эстетическоевоспитание в тесной связи с жизнью, показывая детям красоту учебного ифизического труда, нравственного и физического совершенства, мы способствуемнаиболее эффективному решению проблем умственного и нравственного, трудового ифизического воспитания.
Первая особенностьэстетического воспитания состоит в том, что искусство, поскольку оно несет насебе идеологическую нагрузку, хотим мы того или нет, органически включается вцикл общественных наук. Оно наиболее ярко отражает основные идеи эпохи и поэтомузакономерно входит в основу наук, изучаемых в школе. Другая важная особенностьзаключается в том что искусство является единственным и неповторимым источникомпознания облика, колорита, характерных черт духовных жизни любой эпохи.Художественное образование – важно, но далеко не единственная чатьэстетического воспитания. Оно представляет сложный и многогранный процессвключающий знакомство с прекрасным в действительность и собственную творческуюсамодеятельность школьников в искусстве. В процессе общения ребенка сдействительностью накапливается масса разнообразных, в том числе и эстетических,впечатлений. Они различны по уровню своего общеэстетического и художественногодостоинства.
Формированиеэстетический взглядов школьников, их художественное образование является такжеважной функции искусства в школе.
Но роль искусства вжизни детей не ограничиваются исполнением идеологического и собственноэстетических воспитательных функций.
Искусство имеетогромное значение установление личности вообще в развитие ее общечеловеческихзадатков и поэтому жизнь убеждает в том что обнаружить у ребенка определенныезадатки к художественной деятельности на ранних стадиях его развития, какправило очень трудно.
Проникновение искусстваво все сферы детской жизни, его активное участие в формирование мировоззренийшкольников, их научных и эстетических представлений о жизни, о сознаниеогромной роли искусства в методике педагогического воздействия – все этовыдвигает на первый этап принцип всеобщности эстетического воспитания и художественногообразования.
Не правильно было бысчитать, что подлинно эстетическое воспитание возможно осуществлять с детьмилишь во внеклассной работе, так как на уроках изучения произведения искусства «социологизируется » и выходит из сферы собственно художественного воспитания.Художественно произведение обладает своей собственно структуры, системой идей,выразительный средств, и должно рассматривается именно как художественнопроизведение, обладающее своеобразными особенностями, проникнув в которые толькои возможно глубоко понять и пережить глубокий смысл творения. Такой теоретическийподход к делу выдвигает второй принцип организации системы эстетическоговоспитания – принцип единства всех сторон воспитательного процессаидеологического, умственного, эстетического, нравственного и физического. Припостроении системы эстетического воспитания современных условиях нельзя неучитывать принцип комплексного воздействия искусств и их взаимодействия сосновами наук. Творчество в области искусства занимает значительную чатьвремени школьника, занимаясь в кружках, специальных музыкальных ихудожественных школах и студиях, они рациональны для себя и общество используетсвое свободное время. Таким образом современная система эстетическоговоспитания должна строится с учетом принципа – творческой самодеятельностишкольников.
Принципы всеобщностиэстетического воспитания и художественного образования, единства всех сторонвоспитательного процесса, комплексного воздействия искусств и их взаимодействиес основами наук творческой самодеятельности школьников эстетики жизни являютсяважными основаниями для построения современной системы эстетического воспитанияшкольников.
2 Сущность эстетического воспитания школьников ввоспитательной работе
Эстетическое воспитаниешкольников есть процесс, совершающейся под влиянием искусства и самых различныхжизненных отношений и воздействий. Совсем маленькие дети, не говоря уже омладших школьников, высказывают свои эстетические суждения о вещах и явлений,испытывают эстетические чувства. Следовательно организуя педагогическийпроцесс, надо заботится не об отдельных мероприятиях эстетического характера, апрежде всего о такой системы воздействия, которая охватывала бы в целом всюжизнь ребенка.
Как же представить себереально существующий процесс начало формирования эстетического отношения кдействительность у детей?
Эстетическое отношение,как явление общественное возникает у ребенка самым ранним возрасте вместе впервыми крупицами социального опыта, в процессе удовлетворения материальныхдуховных потребностей и проявляется на первых стадиях как сопутствующиепереживание в виде радости или огорчения.
Уже в раннем детстверебенок знакомится с явлениями гармонии в жизни.
Взаимодействуя свнешним миром — определенными людьми, вещами, линиями, звуками, красками,ребенок обеспечивает основу зарождающейся духовной эстетической жизни. Все этоможно назвать постепенно складывающейся первоосновой развития эстетическогоотношения к действительности. На самом ранним этапе развития ребенкаосуществляется главным образом личным освоение окружающего мира.
Формированиеэстетического отношения к действительности у детей продолжается и в школе.Духовный мир младшего школьника теперь планомерно обогащается эстетическими представлениямив результате его практического участия в различных видах деятельности: учебный,трудовой, общественно полезный, художественной. Формирование идеально –эмоционального эстетического отношения к действительности в ходе учебногопроцесса достигается прежде всего за счет раскрытия эстетического в содержаниисамого учебного материала. Показ эстетической сущности предмета – такая жеважная и необходимая задача учителя, как и выявление его научной сущности.
Большую эстетическуюрадость детям школьного возраста, особенно младшего и среднего, доставляетчетко огранизованное и успешно выполниная учебная работа. Следующимсущественным источником эстетического развития дитей является их общественнополезный производительный труд.
Производительный трудявился для человека основой возникновения эстетического отношения кдействительность для детей их собственная трудовая деятельность так же являетсяважным источником эстетического развития. Но условно выделенной нами второйстадии формирование эстетического отношения к действительности у детейпроисходит весьма интенсивный процесс внутреннего собирания и осознаниякрасоты, особенно в связи с личным трудом. Именно в процессе труда и создаетсявозможность реального осознания ребенка творимой и созерцаемой красоты.
Очень большиеэстетические развивающие возможности, позволяющее накапливать положительныйопыт эстетического отношения к действительности, имеет индивидуальноетворчество в процессе выполнения дела по « законом красоты », а так жеэстетическое оформление непосредственных результатов труда.
Хорошие результаты вработе способствуют закреплению навыков и рождению эмоционального переживанияпозволяют ребенку самому оценить себя с точки зрения эстетики. Общественное жеодобрение и призвание еще более закрепляет представление ребенка о человеческойкрасоте рожденной трудом.
В ходе общественнойжизни и под ее непосредственным воздействием у детей очень раннего возрастаформируется нравственно эстетический идеал. Этот идеал, в связи с развитиемсамого ребенка и усложнения общественных отношений, в которые он выступает,находится в состоянии постоянного развития и изменения.
Для детей младшегошкольного возраста, которым свойственно образное мышление, нравственные иэстетические представления определяются конкретный жизненной и игровойситуацией.
Формированиеэстетического отношения к действительно не может протекать успешно без ознакомлениядетей с определенными произведениями искусства. Если дошкольник и младшийшкольник с помощью произведения искусства удовлетворяет свое стремление красширению жизненного опыта и утрачивает интерес к нему, исчерпав для себя егопознавательные возможности, то старший подросток уже начинает рассматриватьпроизведение искусства как некое обобщение. Ему близки и доступны произведения,которые хоть в какой степени обобщает то, что непосредственно пережил он сам.Вот почему ему более близки задумчивая лирика, объясняющая мир его собственныхпереживаний, музыка, помогающая выразить себя в пении или в танце, кино непосредственно раскрывающие проблемы жизни и поведения.
Так эстетическое впроцессе воспитания достигает своего высшего назначения: быть не толькосредством познания и наслаждения, но и стимулом нравственно деятельноститормозом без нравственного поведения. Процессе организации эстетическоговоспитания младших школьников учитель с помощью искусства помогает ребенкаосознать реальную действительность, прекрасное в ней. Педагогический процесспредставляет собой неразрывное единство умственного, нравственного, трудового,эстетического и физического воспитания личности в ходе обучения происходитразвитие не только умственных сил ребенка, но его нравственных качеств, егоэстетического отношения к миру. Осваивая искусства, красоту жизни, школьникитакже развиваются в умственном и нравственном отношениях. Наконец,педагогически организованный трудовой процесс оказывает влияние не только нафизической и умственное развитие, формирование моральных качеств личности,эстетическое отношение к искусству и жизни.
3 Формы эстетического воспитания школьников ввоспитательной работе
Изучение литературногопроизведение в классе учитель нацеливает на решения сложного комплексаобразовательных и воспитательных задач. Среди них важнейшее значение имеетзадачи нравственного и эстетического воспитания. Активная воспитательная силалитературного произведения заключается в том, что оно не оставляет равнодушнымчеловека затрагивает в нем самые сокровенные мысли и чаяния, побуждает его кнравственному самовоспитания, духовным размышлениям, развивает в нем чувствакрасоты.
Изучая литературноепроизведение в классе, учитель показывает эстетическое своеобразие творчестваписателя в целом или его отдельного произведения. Учащиеся приходят к выводучто основное отличие художественно познания действительности от научногозаключается в том, что писатель в своем произведение раскрывает отношениечеловека к действительности и действительно человека.
Чтение и анализлитературного произведения, обсуждение в этой связи серьезно нравственных иэстетических вопросов акцентирует внимание учащихся на сложности и глубинепроизведения, на его своеобразие. Чтение – процесс непосредственного восприятияпроизведения когда читатель остается на едене рассказа, повести, романом илистихотворением. В часы чтения в душе школьника властвуют глубокое эмоциональноепереживание событий, судьбы героев, выбор собственный нравственной позиции поотношению к конфликту и эстетического чувства, которая удовлетворяетсяхудожественностью произведения, гармонии форм и содержании, внутренней сразмерностью его конструкция, симпатии к эстетическим представлениям,эстетическому идеалу художника.
Анализ литературногопроизведения неотъемлемая часть целостного познания, операющего на знаниятекста, общего характера творчества, писателей, понимание общих закономерностейлитературного творчества. Непосредственные эмоциональное отношение кпрочитанному произведению – еще не анализ. Для правильного литеровеческогоанализы необходимы умения и навыки, использование определенных форм и методов.
Источник эстетическоголитературного произведения – в его подлинной художественности. Онохудожественно тогда, когда писатель не просто талантливо решает в немэстетические задачи, но отражает эпоху, общество, когда целью созданияпроизведения является прогрессивное и гуманистическая идея, когда мировоззренияписателя способно облагородить мысли и чувства и чувства читателя. Как отмечалеще В.Г. Беленский, художественное произведение должно представлять собойединство исторического и эстетического. Произведение, трактующие историческуюэпоху с ошибочных позиция теряет и свою художественность.
Особую роль вэстетическом воспитании играют художественно изобразительные средства и в целомстиль писателя и поэта. Умение видеть метафоричность языка, своеобразие ритма,композиционную стройность и поэтичность приходит к читателю – школьнику врезультате длительной работы над собой. Учитель добьется хороших результатов,если основную чать такой работы возложат на самого ученика, организует егосамообразование и самовоспитание. Для этого конечно, нужно хорошо знатьпотребности школьника, активно организовывать активное внеклассное исамостоятельное чтение, привлекать его к различным формам и видам внеклассной ивнешкольной литературно – творческой деятельности, учить владеть средствамилитературы, в первую очередь словом и ради этого поощрять его самостоятельныелитературно – творческие работы.
Методика проведенияобобщающих этических бесед включает в себя: подготовительный этам, проведениебеседы, организацию и оценку повседневной деятельности и отношении детей наоснове усвоенных нравственных норма и правил (см. приложение).
4 Способы педагогического руководства эстетическимвоспитанием школьников
Эстетическое воспитаниепри общении с литературой есть прежде всего воспитание творческого читателя,развитие литературно творческих способностей школьников. Литературныетворческие задания, воспитывая навыки творческого чтения, развивают и общиетворческие потенциал читателя.
Главную задачу литературно– творческого развития детей младшего школьного возраста: развивают характерноедля школьников воображение, делать его в то же время более содержательнымоснащенным знаниями закономерностей окружающего мира.
В младший классахшироко практикуется «словесное рисование» хотя большинство младший школьниковлюбят рисовать – по настоящему, словесное рисование их то же привлекает иоказывается в общем то доступнее: не мешает отсутствие изобразительных навыков«рисуя словами», школьник упражняет воображение, раззванивает речь и чувствостиля.
Начиная с младшеговозраста школьники охотно выполняют несложные упражнения, развивающее вниманиек деталям художественного текста: рассказ или отрывок из повести читается вслух, затем ребятам показываются иллюстрации, а они должны указать то место, ккакому относятся иллюстрация. Со временим упражнения можно усложнять: учащимсяпоказываются несколько иллюстраций к разным произведениям а они определяют, ккакому месту кого произведения они относятся. Школьники «примысливают»прочитанному то, чего в тексте нет. Эти своеобразные импровизации на темупрочитанного, верно направленные педагогом, способствуют литературно-творческому развитию, сохраняя в то же время благотворную для восприятияхудожественного произведения особенность школьника – образное мышление.
Увлекает школьниковупражнение: учитель читает вопрос не до конца, а школьники конец должнынаписать сами. Затем придуманы школьниками конец сравнивается с тем которыйпредлогает автор прочитанного произведения. Это упражнение развивает внимание кхудожественным деталям произведения и к логики авторской мысли.
Специфическойособенностью эстетического воспитания детей младшего школьного возраста назанятиях изобразительным искусствам является развитие у них способностейэстетического восприятия действительности.
Основной задачейэстетического воспитания школьников в изобращительном искусстве являетсяобогащением и уточнение детских представлений о предметах о предметах иявлениях природы, об окружающей действительности о жизни людей родной строны.Занятие искусством имеет ярко выраженную познавательный характер. Главное здесь– накопление и художественное обобщение фактов, познание в образной формызакономерности окружающего мира.
Литературно –творческое развитие старших школьников подчиняется главной воспитательнойзадачей: педагогическому руководству становлением эстетического идеала имировоззрения юношества, которая предполагает всевозможные методы, в том числеразумеется, и те, которые практикуются в младший и средних классах. Однакоиспользуются эти методы при изучение более сложного, соответствующего кругучтения старших школьников, литературного материала и более глубокого,творческого освоения окружающей действительности. Особенности возраста диктуетвнимание старших классов к сочинениям, углубляющим понимание философских иэтических категорий (сочинение расхождение с постановкой этических и мировоззренческихпроблем типа и в человеке должно быть все прекрасно и в жизни всегда есть местоподвигам). Учитель знакомит старшеклассников с дневниками историческихличностей и выдающихся художников, по аналогии с которыми школьники, возможно,сами попробуют вести дневники, испытают свои силы в эпистолярном жанреодновременно полезно проводить сочинение с анализом взаимоотношение этике иэстетике, например: «как я представляю себе воплощение идеи «эстетика – этикабудущего».
Полнота сформированностиэстетического вкуса у школьников зависит от внимания к этой проблемы в равнойстепени педагогов и семьи.
5 Методы проведения эстетического воспитанияшкольников в воспитательной работе
Эстетическое воспитаниешкольников в процессе всей их жизни рождает проблему взаимодействии методовхудожественно воспитания с общими методами педагогического воздействия.
Решающую роль вэстетическом становление личности играют методы собственно художественноговоспитания, вероятно, следует отнести практическое обучение детей тому илииному виду искусства.
Анализ процессапрактического обучения приводит к выводу, что формирование умения видеть,понимать, творить прекрасное в значительной мере осуществляется в процессеобучения. А высокий художественный вкус находится в прямой зависимости отразвития интеллектуальных способностей в процессе творческой деятельности, развитияэмоциональной сферы.
Эстетическое развитие истановление художественного вкуса детей обеспечивают метода, связанные сорганизации восприятия, анализом художественных произведений. Сущности,восприятие и анализ неотделимы друг от друга. Задача заключается в том, что быобеспечить прежде всего условия для наиболее активного и продуктивноговосприятия. Здесь имеют большое значение по крайней мере два момента. Во-первыхустановка на восприятие. Она может заключатся в предварительном ознакомлении спрограммой произведения, а так же создании определенного эмоциональногонастроя, пробуждения в ребенке личных переживаний, близких к тем, которыерождает произведение искусства. Во – вторых, создание соответствующегосодержания произведения внешнего фона. Этот фон может быть обеспечен, прежде всего,за счет взаимодействия искусств.
Таким образом в основегруппы методов организации восприятия и анализа произведения искусства детьмилежит диалектически противоречивая схема: восприятие – анализ – восприятие.Противоречивость ее заключается прежде всего в том, что анализ в известнойстепени разрушает органически цельную художественную ткань произведения.
Методы эстетическоговоспитания, способствующие эстетическому развитию школьников, формированию иххудожественного вкуса, это организация их самостоятельной художественнойтворческой деятельности мало чем отличаются от форм практического обучения. Ивсе же это сходства это внешне. Изо кружок и кружок литературного творчества,музыкальный ансамбль и драм кружок могут работать либо методами практическогообучения, либо творчески развивающими. Соответственно творчество детейосуществляется или как повторение восприятию, как подражание, или как оригинальное,самостоятельные важно понять внешне мало заметные но имеющие принципиальноважное значение психологические моменты. В первым случае это состояниенеуверенности и ожидание помощи или более или менее точное следование образцу.Во – втором случаи – состояние уверенности готовности к поискам самостоятельныхрешений.
Говоря о собственноэстетическом воспитании можно было бы выделить три основные группы методов:
1) Методыобеспечения эстетического оптимального восприятия, в которые входятдемонстрация, анализ, повторное восприятие, обогощяющее личность эстетическимивпечатлениями.
2) Методыпрактического обучения, к числу которых относятся объяснения, показ,упражнения.
3) Методыхудожественно — творческой деятельности, среди которых важное место занимаетобоснованные правила, выполнение собственно творческих заданий, критический разборпроизведения.
Кроме того, приосуществлении собственно художественного воспитания, наряду со специфическимиметодами, используются и методы педагогического воздействия. Это и понятно.Ведь ребенок включается в процесс воспитания как личность, как субъект со всемисвоими достоинствами и недостатками.
4) Методысобственно художественного воспитания неразрывно переплетаются с методамипедагогического воздействия, и второе – методы педагогического воздействия даютвозможность с их помощью самостоятельно решать вопросы эстетическоговоспитания.
Решение задачэстетического воспитания с помощью методов организации детского коллектива ипедагогического воздействия не просто желательно, но и настоятельно необходимы.Практическое применение этих методов в целях эстетического воспитания должныуметь в виду задачу организации всей детской жизни по законам красоты влияниехудожественно начала в повседневную деятельность и быт детей и формирование ихэстетический отношений к жизни.

 
Заключение
эстетическийвоспитание школьник
Подлинное эстетическоеразвитие личности — результат длительной и глубокой творческой работы поосвоению прекрасного в искусстве и действительности. Эстетическое воспитание,однако, неограничивается сферой, прекрасного. Оно формирует в человекетворческое отношение к труду, окружающему миру, веру в прогрессивныеобщественные идеалы, ответственность перед обществом и перед его будущем.
Сегодня необходимовоспитывать у школьников широкое эстетическое отношение к действительности,которое оказывает огромное влияние на формирование нравственно эстетическихидеалов, на отношение к труду, общественной собственности и людям. Жизньтребует от школы такой филигранной воспитательной работы с детьми, результатыкоторой всегда являлась бы красота. Речь идет не просто о понимании учащимисякрасоты в искусстве и жизни, что, конечно, очень важно, а о сестиматическомтворчестве красоты самыми школьниками в самых различных видах собственнойдеятельности: в учебе, в труде, в творчестве, поведении.
Эстетика всей детскойжизни, формирование эстетического отношения к действительности у школьников впроцессе основных видом деятельности на ряду с эстетическим воспитаниемискусством есть насущная педагогическая необходимость.
Наиболее эффективноерешение вопроса возможно тогда когда в эту работу на ряду с преподавателямипредметов эстетического цикла вклаются все учителя и воспитатели, когдаэстетическое воспитание будет осуществляется на каждом уроке естественного игуманитарного цикла на каждом внеклассном и внешкольном мероприятии, в работекаждого кружка.
Литература и искусствоне является только средствами эстетического развития личности. Не в одной изформ человеческой деятельности нравственная сторона жизни не выступает с такойполнотой как художественном произведении. Именно поэтому воздействие подлинныхпроизведений и искусства на складывающиеся личность так велико и разносторонне.Детство и юношество – периоды становления человека когда он в полной меренаходится под влиянием школы и семьи. Именно в этом периоде когда зарождаются икрепнут истоки его творческих сил и способностей, могут быть созданы всеусловия для развития его духовных и нравственно – эстетических потребностей,развиты чувства и ум, заложены основы всей будущей деятельности.

 
Списокиспользованной литературы
1) Дивненко О.В. Эстетика. —; « Спектор– 5», 1994. – 147 с.
2) Герман Ш.М. Скатерщиков В.К Беседы обэтика. – М.: Знание 1982. – 224с.
3) Основы эстетического воспитания:Пособие для учителя. Ю.Б. Алиев, Г.Т.Арширова, Л.П. Барашникова и др.; Под ред.Н.А.Кушаева. – М.: Просвещение, 1984. 240с
4) Кривицкий Р.Е. Шекольникам об этике:Кн. для учащихся ст. классов. – 2 – е изд., доп. и перераб. – М.: Просвещение,1989. – 153., ил., 7л.ил.
5) Куренкова Р.А. Эстетика: учеб. длястуд. высш. учеб. з-аведений. – М.: Изда-во ВЛАДОС-ПРЕСС, 2004.- 367 с.: ил
6) Лихачев Б.Т. Эстетика воспитания. – М«Педагогика», 1982
7) Учитель видеть прекрасное. Сборникстатей. Под ред. Г.К. Королевича, З.М.Клецкой. Минск, «Нао.асвета», 1988
8) Черновская И.С. Эстетическоевоспитание школьников и культура слова: Уроки внеклас. чтения в нач. школе. – М: просвещение, 1982г. – 112с
9) Коджаспирова Г.М. Педагогика – М:Гуманитарное издание ВЛАДОС, 2004 – 352с.
10) Тайчинов М.Г Воспитание исамостановление школьников. – М: просвещение, 1982- 160с
11) Елканов С.Б. Оснеовыпрофессианального самовоспитания будущего учителя. – М: просвещение, 1989 –189с.
12) Писаренко В.Н. Писаренко И.Я.Педагогическая этика Минск 1987.

 
Приложение
IIIКЛАСС. ТЕМА БЕСЕДЫ «ОБ ОТЗЫВЧИВОСТИ ЧЕЛОВЕКА»
Вопросыдля обсуждения с детьми:
1.Стремление легко отзываться на чужие нужды. Умение замечать, кому нужна помощь,без подсказки взрослых.
2.Осуждение безучастного отношения к человеку, равнодушия.
Советыучителю. В беседах с учащимися учитель акцентирует внимание детей на том, чторядом с ними живут люди, которые нуждаются в их заботе, отзывчивости, чтодобрые дела и поступки приносят радость окружающим. Учитель подчеркивает остьумения человека замечать, кому и где нужна помощь, находить возможности и путиее оказания. В окружающей жизни наблюдают как положительные, так и негативныепоступки взрослых и сверстников. В трамвае или автобусе они, например, замечают,как одни пассажиры, увидев вошедшего в вагон пожилого человека, женщину стяжелой хозяйственной сумкой в руках, проявляют о них заботу, уступают им своеместо, а другие — остаются безучастными, порой делают вид что не замечаютпродолжая читать книгу или газету. На конкретных и ярких примерах из окружающейдействительности и жизни детского коллектива учитель показывает проявлениядоброты, подводя детей к мысли о том, что они должны быть готовы всегда прийтичеловеку на помощь. В любом классе есть дети, которые по собственнойинициативе, внутреннему побуждению, а не по подсказке учителя помогаюттоварищам в учебе, в выполнении общественных поручений.
Важнов беседах с детьми показать неприглядность таких качеств, как черствость,равнодушие. Черствость человека проявляется в том, что он в ответ на заботу,доброту, проявленную кем-то к нему, не испытывает чувства благодарности, а есливстречается с какими-либо переживаниями человека, то также остаетсябезучастным. Равнодушный человек — тот, кому нет дела до других, он думаеттолько о себе.
IIКЛАСС. ТЕМА БЕСЕДЫ «О БЕСКОРЫСТИИ В ДРУЖБЕ»
Вопросыдля обсуждения с детьми:
1.Бескорыстная забота о товарищах.
2.Радость от совместной работы с товарищами, общения с ними, обсужденияпрочитанных книг, просмотра кинофильма, взаимного обогащения знаниями иумениями.
3.Преодоление отрицательных явлений в дружбе — корысти, цинизма.
Советыучителю. В процессе беседы раскрывается идея бескорыстия в товарищеских идружеских отношениях. Приводятся такие примеры, когда отдельные ребята склоннык дружбе только с теми, от которых можно что-то заполучить: или ручку, илиинтересные марки, игрушки. Эти ребята живут по правилу: «ты мне — я тебе».Такая дружба непрочна и такие отношения не красят людей.
Используяконкретные примеры, учащиеся обсуждают, в чем состоит красота, ценность дружбы,ее значение в жизни, каким образом они могут бескорыстно помогать друг другу вучении, в труде, в выполнении общественных поручений. Товарищеские отношения —отношения взаимопомощи в общем деле, общих занятиях, взаимопонимания, уважениядруг к другу. Бескорыстие делает отношения между друзьями благородными ичистыми. Бескорыстие предполагает готовность помочь друг другу, даже идя нажертвы. Однако такая готовность не появляется вдруг, и нужно воспитывать всебе, преодолевая и боязнь, и желание чем-то поступиться ради товарища, друга.Ведь выполнить даже самую, казалось бы, простую просьбу товарища бывает подчасне так уж легко — каждый знает это по собственному опыту. Особенно, когда,никто не видит и не знает, не увидит и не узнает никогда!
Необходимовнушать детям, что в совместных играх, труде и других занятиях не стоит споритьпо пустякам, зазнаваться, если что-то лучше получается, а нужно научить своегодруга тому, что умеешь сам, не завидовать, а радоваться успехам других. Вдружбе необходимо уметь принять помощь и оказать ее порою, отказываясь от того,что хотелось бы самому, что нравится тебе. Чуткость, внимание к людямпроявляются не только в больших делах, но и в мелочах, в повседневных отношениях.Детей надо учить умению обращаться друг с другом, прислушиваться к тому, чтоговорит друг. Наблюдая за отношениями детей, нетрудно заметить, что отдельныеребята в играх, общих делах охотно «командуют», стремясь подчинить всех своейволе, своим желаниям и намерениям. Такие ребята откровенно требуют от своихтоварищей беспрекословно им подчиняться, прислушиваться только к их мнению,поступать так, как они считают нужным. В этом обнаруживается стремлениезавоевать аторитет у окружающих любой ценой. В поступках таких ребятоткрываются высокомерие и эгоизм, которые мешают им проявлять заботу о других,неумение считаться с желаниями и интересами товарищей. Эгоистическиепроявления, заносчивость, корысть всегда мешают установлению прочных, радостныхи доверительных товарищеских и дружеских отношений. Основываясь наположительных и отрицательных фактах в отношениях детей друг к другу, учительпостепенно подводит их к выводам о том, что значит быть настоящим товарищем,что значит дружно работать в классе, звездочке, пионерском звене, отряде.
БЕСЕДЫО СОЗНАТЕЛЬНОЙ ДИСЦИПЛИНЕ И КУЛЬТУРЕ ПОВЕДЕНИЯ
IКЛАСС. ТЕМА БЕСЕДЫ «ВСЕГДА БУДЬ ОПРЯТНЫМ, АККУРАТНЫМ И ОРГАНИЗОВАННЫМ»
Вопросыдля обсуждения с детьми:
1.Соблюдение правил личной гигиены и внешнего вида.
2.Обязательное выполнение правил для учащихся.
3.Стремление к аккуратности и организованности, дисциплинированности.
4.Непримиримость к нарушениям правил чистоты, порядка, организованности идисциплины.
Советыучителю. Основное содержание воспитания культуры поведения младших школьников —это воспитание у них культуры внешнего вида, культуры речи и культуры общения вшколе, на улице, в общественных местах. Во всех беседах учителю необходимосвязывать конкретные правила культурного поведения с воспитанием у детейгуманного отношения к людям, уважения к личности человека.
Ввоспитании культуры поведения одновременно используются объяснение иупражнение, но ведущим методом является упражнение. В систематических иразнообразных упражнениях детей нормируются навыки и привычки культурногоповедения. В начальных классах упражнения целесообразно проводить в формесатиры и драматизации. Игра увлекает детей, вызывает положительные и яркиеэмоции, которые способствуют выработке навыка и привычки. В начальных классах сдетьми проводятся специальные занятия с целью их упражнения в выполнении правилкультурного поведения.
Вбеседе на данную тему должно быть много мягкого юмора, надо в смешном видепоказать грязнуль, которые не умеют самостоятельно следить за своим внешним видом.
Bначале беседы можно привести слова замечательного русского полководца А. В.Суворова. В своей книге «Наука побежать» он писал: «Чистота, здоровье,опрятность, бодрость, смелость, храбрость — Победа, Слава!» Ребятам надоразъяснить, почему великий полководец; в один ряд со смелостью и храбростьюпоставил чистоту и опрятность, считал их необходимыми условиями победы и славы.Неряшливый, грязный, небрежно одетый человек обычно бывает и внутренне несобранным, не дисциплинированным, не умеет или плохо умеет контролировать своипоступки.
Длятого чтобы быть всегда чистым и опрятным, надо иметь немногое: воду, мочалку,мыло и полотенце. Все остальное зависит от самого себя.
Надопостоянно следить за чистотой своего лица, рук, шеи, уметь правильно чистить зубы.Каждому школьнику необходимо воспитывать в себе умение постоянно содержать вчистоте одежду. А для этого перед выходом в школу, на улицу нужно, проверить, впорядке ли костюм или платье, все ли пуговицы на месте, чисты ли воротнички иманжеты, начищены ли ботинки или туфли, а также обратить внимание на прическу,пригладив и причесав свои волосы.
Принципиальноезначение имеет осознание младшими школьниками, что эти и другие правилагигиены, опрятности и аккуратности нужно выполнять постоянно, самостоятельно,на основе самодисциплины, а не только по указанию и по требованию взрослых —учителей и родителей, подавляя возникающее порой желание сделать себе«поблажку», «уступку», отложить выполнение на следующий день.
Многиетребования к внешнему виду можно разъяснить детям, используя художественныетексты: басни, стихотворения, рассказы. По некоторым из них целесообразносделать инсценировку. Так, можно инсценировать стихотворение К. Чуковского«Мойдадыр», Вл. Лившица «Перчатки», рассказ Л. Воронковой «Maшарастеряша». В период подготовки к беседе учитель поручает группе ребят,октябрятской звездочке подобрать стихотворения о чистоте, опрятности,аккуратности и прочитать их остальным ребятам во время общей беседы.Сатирическими сценками-миниатюрами, чтением стихов, рисунками дети выражаютсвое отношение к неряшливым, а также к внутренне несобранным детям,опаздывающим, нарушающим дисциплину на уроках и переменах. При подготовке кбеседе можно попросить пионеров-шефов или родителей написать плакаты, например:«Дорогие мои дети! Я прошу вас мойте чаще, мойте чище ваши руки и лицо» (Ю.Тувим), а также правил для учащихся I—IVклассов: «Всегда будь чистым и опрятным. Умывайся, чисти зубы, причесывайся,следи за чистотой одежды и обуви».
Аккуратность,внутренняя собранность, организованность нужны всегда и во всем: и на уроках, иво время выполнения домашних заданий, и на занятиях во внеурочное время —спорте, занятиях музыкой, рисованием, выполнении общественно полезного труда.
Невнимательныйна уроках, часто опаздывающий школьник не умеет работать сосредоточенно идоводить начатое дело до конца. Он не только не достигает хороших результатов вучебной и общественной деятельности, но и приносит своим поведениемнеприятности остальным учащимся, сбивает общий ритм работы. Так, например,появление на уроке опоздавшего ученика отвлекает учащихся и для них немалоготруда стоит новое включение в работу. Да и сам ученик много потерял не тольковремени, но и сил, так как опоздание не могло не волновать его, сопровождалосьнеприятными переживаниями. Мешают на уроке и те дети, которые нарушаютустановленные правила порядка организации и дисциплины: еще не говорилось отом, что нужно открывать книгу, а уже кто-то шумно ее перелистывает; ученикизаканчивают письменную работу, но прозвенел звонок и часть ребят вскакивают смест, громко переговариваются, тем самым показывая, что им нет дела доостальных; во время объяснения нового материала некоторые ученики не только неумеют внимательно слушать, но и занимаются посторонними делами.
Вовремя беседы учитель разъясняет из правил для учащихся следующие: «Прилежноучись. Внимательно слушай объяснения читателя, старательно и внимательновыполняй все его задания, веди себя хорошо на уроках» и «Аккуратно посещайшколу и не опаздывай на уроки». Дети вспоминают правило октябрят: «Октябрята —прилежные ребята...»

/>БЕСЕДЫ О ТОВАРИЩЕСТВЕ И ДРУЖБЕ
IКЛАСС. ТЕМA БЕСЕДЫ «ВЗАИМОПОМОЩЬ ИВЗАИМНАЯ ПОДДЕРЖКА РЕБЯТ НАШЕГО КЛАССА»
Вопросыдля обсуждения с детьми:
1.Взаимная помощь в учении и труде.
2.Стремление передать товарищу свои знания, умения.
3.Недопустимость ябедничества.
Советыучителю. Вопросы товарищества и дружбы наиболее часто обсуждаются в детскомколлективе, начиная с I класса, каждый ребенок уже имеет личный опыт товарищескихотношений, переживаний, связанный с радостями и огорчениями дружбы. Вместе стем приблизительно 1/3 детей имеет искаженные представления о том, кого можноназвать хорошим товарищем. Готовясь к беседе, учитель направляет мысли детей наобсуждение вопросов о том, какие поступки и действия способствуют укреплениютоварищеских и дружеских отношений в коллективе. Он дает задание ребятамподумать над тем, кто из ребят класса поступал по-товарищески, по-дружески,привести примеры из собственной жизни, из книг, журналов и газет о товарищескихпоступках. Приводя конкретные примеры из опыта жизни в детском саду инебольшого ещё опыта жизни в школе, дети приходят к выводу о том что взаимнаяпомощь в учебе, в работе октябрятских звездочек, труде, взаимная выручка, иподдержка в преодолении встречающихся трудностей в учении и делaxоктябрят сближает всех ребят, содействует установлению подлинно товарищескихотношений, основанных на уважении друг друга, бескорыстном интересе к судьбедругого. Активное участие каждого ученика в делах коллектива благоприятствуетпоявлению стремлений поделиться с товарищами по совместной деятельности своимизнаниями и умениями. В тоже время не каждый ребенок может выполнитьсамостоятельно любое задание, подчас нужно заметить и нежелание что-то сделатьдля коллектива. Дети легко осуждают и неумение выполнить порученное дело, инежелание его делать. Порой они не отличают одно от другого. На конкретномпримере надо показать детям, что при неумении следует научить товарища тому,что сам умеешь делать. А при нежелании выполнять поручение коллективаразъяснить, что в этом проявляется нетоварищеское поведение, так какневыполненное дело ложится дополнительным грузом на плечи тех, которые доводятначатое до конца. Коллективу младших школьников нельзя ограничиться толькоразъяснением нетоварищеского поведения, а нужно подумать о том, как помочькаждому из ребят включиться в общее дело.
Целесообразнообратить внимание детей на недопустимость ябедничества, проявления которого вповедении детей не так уж и редки. Младшие школьники близко к сердцу принимаюттребования и советы учителя, которые приобретают для них статус закона, и зоркоследят за тем, чтобы они неукоснительно выполнялись всеми ребятами класса. Вслучаях малейшего отклонения от этих требований дети тут же информируютучителя: «Мария Ивановна, вы не разрешали открывать учебник, а Коля открыл», «АПетя на перемене бегал по коридору» и т. п. Возникают ссоры, взаимные упреки,конфликты и драки. Учитель подводит ребят к выводу, что ябедничество — одна изпричин, которая мешает установлению товарищеских отношений между детьми. Тогдавозникает вопрос: как же поступить ученику в случае нарушения установленныхправил поведения кем-то из его товарищей. Нужно разъяснить детям, что в этомслучае надо сказать свое мнение о неправильном поступке прежде всегосовершившему его. Если же товарищ не обратит на это внимание, то можно начатьразговор в коллективе звездочки, группы или собрании, а потом уже обратиться кучителю за помощью. Необходимо предостеречь и самих учителей от того, что вколлективной жизни класса, не создавалась почва, на которой может вырастиябедничество, наушничество. К сожалению мы еще можем встретиться в школе стаким пoлoжeнием, когда учитель, отлучаясь из класса, просит кого-либо из ребятзаписать на доске, кто вел себя плохо, а кто сидел тихо. Нередко детизатрудняются в записи провинившихся, им не хочется подводить товарищей, нонельзя ослушаться учителя. Возникают конфликты.
Недопустимо,пытаясь выявить виновника, совершившего проступок, практиковать одиночныевызовы детей, желая услышать имя провинившегося. «Вряд ли надо доказывать,—пишет В. Кетлинская,— что это в первую очередь постыдно для взрослых, затеявшихподобные допросы, и губительно для того, кто не выдержит напора и назоветвиновника, он надолго останется для класса ябедой, предателем, трусом, дурнымтоварищем, а сам внутренне съежится, замкнется». Говоря детям о верности,постоянстве в дружбе недопустимо пользоваться антипедагогическими приемами.


Не сдавайте скачаную работу преподавателю!
Данный реферат Вы можете использовать для подготовки курсовых проектов.

Поделись с друзьями, за репост + 100 мильонов к студенческой карме :

Пишем реферат самостоятельно:
! Как писать рефераты
Практические рекомендации по написанию студенческих рефератов.
! План реферата Краткий список разделов, отражающий структура и порядок работы над будующим рефератом.
! Введение реферата Вводная часть работы, в которой отражается цель и обозначается список задач.
! Заключение реферата В заключении подводятся итоги, описывается была ли достигнута поставленная цель, каковы результаты.
! Оформление рефератов Методические рекомендации по грамотному оформлению работы по ГОСТ.

Читайте также:
Виды рефератов Какими бывают рефераты по своему назначению и структуре.