Реферат по предмету "Педагогика"


Место изучения растительности в экологических исследованиях

Содержание
Введение
Глава 1. Методика изучения темы «основные группырастений»
Глава 2. Теоретическая поддержка темы «растительныесообщества»
Структура и состав растительных сообществ
Глава 3. Методические разработки
Характеристика основных экологических групп растений
Литература/>
Введение
Непременным условием экологических исследований является определениевзаимосвязей между живыми организмами и условиями среды. При этом изучение растительногопокрова, представляющего единство флоры (совокупности видов исследуемой территории)и растительности (совокупности растительных сообществ) традиционно занимает одноиз главных мест в синэкологических исследованиях.
Это обусловлено тем, что растительность, с одной стороны, представляеткаркас наземных экосистем и выполняет средообразующую функцию, а с другой — обладаетрядом преимуществ, которые позволяют использовать ее в качестве индикатора (показателя)определенных условий среды, включая оценку последствий антропогенного воздействия.
Глава 1. Методика изучения темы «основныегруппы растений»
При изучении основных групп растений учащиеся продолжают знакомитьсяс разнообразием растительного мира на Земле, классификацией растений, с основнымитаксономическими категориями.
Изучение основных групп растений способствует дальнейшему развитиюзнаний учащихся по систематике органического мира, позволяет установить филогенетическиесвязи между отдельными группами растений, проследить черты усложнения организмови подвести к выводу об историческом развитии растительного мира, установить закономерностьвозникновения различных приспособлений у растений к обитанию в определенной среде.
Важно и то, что материал темы «Основные группы растений»позволяет формировать у учащихся основы диалектико-материалистического мировоззрения,способствует развитию атеистических взглядов школьников.
Для более успешного решения учебно-воспитательных задач темынеобходим тщательный отбор содержания учебного материала, изучаемого на уроке«Растительные сообщества»; в курсе зоологии — тема «Природные сообщества.Охрана животного мире» и др.).
Как видно из анализа усовершенствованной программы, содержаниеэкологического образования занимает в них значительное место. При этом отчетливопрослеживается определенная логика изучения проблем воздействия общества и природы:ценность экологических систем для человека, цели их использования. Последствия действияантропогенных факторов на экосистемы, проблема экологической опасности, взаимоотношенияа системе «человек — общество — природа»; меры по охране экологическихсистем; нравственные и правовые аспекты экологии.
Наибольшую роль в обобщении экологических знаний играет тема«Биосфера и человек» (общая биология, X класс), в которой естественнонаучные,социальные и нравственно-эстетические аспекты охраны природы рассматриваются в тесномединстве
Морские водоросли. Значение водорослей в природе и хозяйстве"8-й урок. Общая характеристика грибов. Строение, питание, размножение не примерешляпочных грибов" (Съедобные и ядовитые грибы.) 9-й урок. Плесневые грибы,их строение, питание и размножение. Дрожжи.10-й урок. Грибы-паразиты и меры борьбыс ними. Роль грибов в природе и хозяйстве.
11-й урок. Лишайники как пример симбиотических организмов. Особенностипитания и размножения. Роль лишайников в природе и хозяйстве.12-й урок. Зеленыемхи. Строение и размножение кукушкина льна.13-й урок. Мох сфагнум, особенности егостроения. Образование и значение торфа.
14-й урок. Папоротники. Особенности строения и размножения. Хвощи,плауны.
15-й урок. Строение и размножение голосеменных (на примере сосныи ели).
16-й урок. Распространение хвойных, значение их в природе и внародном хозяйстве.
17-й урок" Особенности строения, жизнедеятельности покрытосеменныхрастений.
18-й урок. Приспособленность покрытосеменных растений к различнымусловиям жизни на земле и господство в современной флоре. Первый урок темы можетбыть посвящен общим вопросам, касающимся многообразия растительного мира на Земле,хотя проведение этого урока программой не предусмотрено. Этот час можно взять изтемы «Папоротникообразные», исходя из того, что:
1) в курсе природоведения IV класса школьники, изучая тему«Горные породы», знакомились с вопросами, касающимися образования каменногоугля.
растительность экологический сообщество растение
В усовершенствованной программе в разделе требований к знаниями умениям учащихся отмечено, что при изучении основных групп растений школьникидолжны знать среду обитания, особенности строения, питания и размножения растений,черты их усложнения, значение в природе и народном хозяйстве. Для выполнения этихтребований, а также в целях формирования глубоких и прочных знаний по теме во времяурока важно держаться определенного подхода в жжении учебного материала: показатьучащимся цепь взаимосвязанных между собой причин и явлений, охарактеризовать средуобитания растений и в связи с этим особенности строения и жизнедеятельности организма,рассмотреть биологическое значение этой группы растений в природе как научнойосновы природоохранительной деятельности человека"
Такой подход целесообразно использовать при изучении названнойтемы в целях развития ведущих анатомо-физиологических, экологических и эволюционныхпонятий.
Так, развитие понятия о процессах жизнедеятельности растенийосновных групп можно начать с восстановления знаний об аналогичных процессах у цветковыхрастений. Для этого при изучении бактерий можно предложить учащимся подумать о том,как процессы жизнедеятельности, характерные для цветковых растений, могут осуществлятьсяу бактерий. Чтобы учащиеся могли ответить на этот вопрос, необходимо сформироватьу них понятие о бактериях как одноклеточных организмах и рассматривать особенностипитания и размножения в связи с особенностью их строения. V
Во время урока при изучении строения бактерий и их жизненныхфункций используется таблица, схематические рисунки на доске, кинофильм «Бактерии»,микропрепараты.
При объяснении материала внимание учащихся обращается на то,что все процессы жизнедеятельности осуществляются в цитоплазме бактериальной клетки.Через оболочку, имеющую поры, в организм большинства бактерий поступают готовыеорганические вещества, используемые для питания, и кислород, необходимый для дыхания,через оболочку происходит выделение продуктов распада углекислого газа.
Исходя из особенностей строения, питания и размножения бактерий,на последующих уроках при изучении разнообразия деятельности бактерий важно расширитьпонятие о средах их обитания и биологическом значении бактерий в природе.
При изучении следующей группы растений — водорослей следует показатьчерты усложнения в строении этих растений в сравнении с бактериями, указать на наиболеехарактерные черты различия между этими группами растений, выделив следующее:
1)появлениеу водорослей качественно нового способа питания — фотосинтеза, в результате которогорастение, используя энергию солнечного света, само синтезирует органические вещества,необходимые для питания и роста. Побочным продуктом фотосинтеза является кислород;
возникновение в этой группе растений многоклеточных организмов;явление многоклеточное имеет чрезвычайно важное значение в эволюции растений;
3) появление в этой группе растений черт усложнения в строенииорганизма: расчленение его у многоклеточных водорослей на фотосинтезирующую пластинкуи ризоиды, с помощью которых водоросли прикрепляются к грунту.
Отмечая связь между средой обитания и особенностями строенияи жизнедеятельности водорослей, необходимо указать на то, что вода, минеральныесоли и кислород поступают внутрь растения через всю поверхность, чему способствуетстроение оболочки клеток; среда обитания водорослей прозрачна, через нее проходятлучи света (условия, необходимые для процесса фотосинтеза). Образование органическихвеществ и выделение кислорода в процессе фотосинтеза определяют биологическое значениеводорослей в природе как важных фотосинтетиков и продуцентов органического вещества.
Установив, какое значение имеют водоросли в природе, в беседес учащимися отмечаем необходимость охраны как внутренних водоемов, так и Мировогоокеана от загрязнения и рационального использования всех ресурсов.
На уроках по изучению мхов продолжается реализация избранногонами подхода.
Чтобы показать черты усложнения в строении мхов по сравнениюс ранее рассматриваемой группой, урок «Зеленые мхи, строение и' размножениекукушкина льна» можно провести, придерживаясь примерно такого плана. Преждевсего, следует отметить, что среды обитания водорослей и мхов различны. Мхи — наземныерастения. Затем отметить, что на уроке предстоит установить, какие растения имеютболее сложное строение — водоросли или мхи и какие черты приспособленности к жизнина суше наблюдаются у мхов. Чтобы учащиеся имели возможность ответить в конце урокана данный вопрос, можно провести такой опыт: показать учащимся водоросли в аквариуме,а затем вынуть одно из растений из воды. Школьники видят, что в воздушной средеводоросли обвисают. Затем показать мох и обратить внимание на то, что мхи в воздушнойсреде устойчиво сохраняют вертикальное положение. После демонстрации можно задатьшкольникам вопрос, чем это можно объяснить. В процессе обсуждения этого вопросашкольники подводятся к выводу о том, что мхи имеют более сложное строение, чем водоросли:у них развиты механические ткани, благодаря чему у растения мха поддерживается определенноерасположение в пространстве частей тела и всего организма.
Далее целесообразно задать учащимся такой вопрос: в каких частяхтела у водорослей и мхов осуществляется фотосинтез? Школьники отвечают, что у водорослейпроцесс фотосинтеза происходит во всем организме, а у мхов имеются особые тонкиепластинки — листья, которые, располагаясь на стебле в определенном порядке, не затеняютдруг друга.
В заключение беседы учащиеся подводятся к следующим выводам:
1.Мхи — растения, живущие на суше и имеющиеряд приспособлений к наземному образу жизни.
2.Вода с растворенными в ней минеральнымисолями поглощается ризоидами или всей поверхностью тела мха.
3.К листьям мха вода поступает по сосудамстебля; кроме транспортной стебель выполняет и опорную функцию благодаря развитоймеханической ткани.
4.Фотосинтез у мха осуществляется в специализированныхорганах — листьях, функцию газообмена в листе выполняют устьичные клетки.
5.Органы растения защищены от неблагоприятныхвоздействий окружающей среды клетками покровной ткани.
6.Для размножения мхов и некоторых другихрастений необходимо присутствие воды.
При дальнейшем изучении мхов учащиеся уже самостоятельно могутразобраться в вопросах, касающихся экологии и биологического значения мхов в природе,более глубоко понять необходимость охраны мхов и болот, конкретизировать знанияо хозяйственном использовании этих растений.
Для систематизации знаний об основных группах растений я считаюцелесообразным по мере изучения основных групп растений заполнение таблицы.
При изучении последующих групп растений заполнение таблицы продолжается.Впоследствии ее можно использовать и при подготовке домашнего задания, и для составленияправильного, аргументированного, ответа на вопросы учителя.
/>
 
Глава 2. Теоретическаяподдержка темы «растительные сообщества»
Наиболее существенными преимуществами растительности перед другимикомпонентами биоты являются:
1. ее физиономичность (о ландшафтах любой территории мы составляем представлениепо характеру растительности);
2. доступность наблюдений, т.е. мы имеем возможность непосредственного изучениярастительности, не ставя экспериментов;
3. исключительная чуткость реакций растительности и отдельных видов растенийна малейшие изменения в условиях среды (если в ельнике-кисличнике появился дажев единичном обилии кукушкин лен Polytrichum commune, то это показатель началазаболачивания конкретного участка).
Однако фитоиндикация как метод экологических исследований требуетхорошего знания флоры исследуемой территории и тщательного изучения растительныхсообществ, очень тонко приспособленных к местным условиям. В связи с этим необходимоподчеркнуть, что растительным сообществом или фитоценозом называется закономерноесочетание видов растений на более или менее однородной территории (прежде всегопо рельефу), характеризующееся взаимоотношением растений друг с другом и с условиямиместообитания.
При использовании растительных сообществ в качестве индикаторовусловий местообитания и состояния окружающей среды необходимо рассмотреть наиболеесущественные свойства фитоценозов. Они раскрываются через описание видового составасообществ и выявления его структуры на пробных площадях 400-500 м2 для лесного таежного фитоценоза и 100 м2 для травянистых сообществ (лугов).Растительность верховых сфагновых болот, отличающаяся комплексностью, исследуетсяметодом линейной таксации (экологический профиль от окраины болота к его центру)с описанием сообществ на каждом элементе рельефа (понижение на окраине болота. пологийсклон. гряда, мочажина) и установления процентного соотношения между различнымитипами сообществ по их суммарному протяжению на профиле.
 Структура и состав растительных сообществ
Структура растительного сообщества наиболее ярко проявляетсяв его вертикальной ярусности. Она характерна для всех типов наземной растительности:лесов, лугов, болот и т.д. Ярусы выделяются по жизненным формам (деревья, кустарники,кустарнички, травянистые растения).
Наиболее сложна структура лесного сообщества, в котором выделяютдревесный, кустарниковый, травяно-кустарничковый и мохово-лишайниковый ярусы.
Древесный ярус объединяет все виды растений, жизненная формакоторых дерево. Однако различают деревья 1, 2 и 3 — ей величины.
Можжевельник обыкновенный (Yuniperus communis) являетсядеревом 3-й величины (при неблагоприятных условиях можжевельник снижает жизненность,принимая кустарниковую форму).
Рябина обыкновенная (Sorbus aucuparia), черемуха обыкновенная(Prunus avium), ива козья (Salix caprea) — деревья 2-й величины, всеостальные виды (ель европейская Picea abies, сосна обыкновенная Pinussylvestris, береза повислая Betula pendula, береза пушистая B. pubescens,осина Populus tremula, липа сердцелистная Tilia cordata и др.) — деревья1-й величины. При одинаково благоприятных условиях деревья 2-й и 3-й величины никогдане достигают высоты деревьев 1-й величины. Величина деревьев, как и других растений,- биологическое свойство, определяющее подразделение ярусов на подъярусы.
Биологический смысл подразделения ярусов на подъярусы удобнеепроиллюстрировать на примере травянистого яруса лугового типа растительности. К1-ому подъярусу относятся злаки 1-ой величины, или верховые злаки, и соответствующееим по величине разнотравье: тимофеевка луговая (Phleum pratense), лисохвостлуговой (Аlopecurus pratensis), овсяница луговая (Festuca pratensis),ежа сборная (Dactylis glomerata), щучка дернистая (Deschampsia сaespitosa),купырь лесной (Anthtiscus sylvestris) и др.2-ой подъярус включает злаки 2-ойвеличины, или низовые злаки, и соответствующее им по величине разнотравье: мятликлуговой (Poa pratensis), душистый колосок (Anthoxanthum odoratum),клевер луговой (Trifolium pratense), чина луговая (Lathyrus pratensis)и др. К 3-ему подъярусу принадлежит подсед (ниже низовых злаков): белоус торчащий(Nardus stricta), черноголовка обыкновенная (Prunella vulgaris) идр.
Одновременно одна и та же древесная порода в зависимости от конкретнойвысоты образует полога — высотные структурные подразделения древесного яруса. Господствующиеи исключительно господствующие деревья относятся к 1-му пологу, 2-й и 3-й пологавключают деревья, высота которых соответственно составляет 3/4 и 1/2 от высоты 1-гополога. Для древостоя в целом и его пологов указывается сомкнутость крон, определяемаяглазомерно по соотношению площадей неба, закрытого проекцией крон, и просветов.Выражается сомкнутость в десятых долях от единицы. Составляется также формула древостояна основе количественного учета стволов всего древостоя и отдельно для каждого полога.Формула древостоя показывает долю участия каждого вида древесной породы в сложениидревостоя или его конкретного полога. Например, на пробной площади лесного сообществазафиксировано 56 стволов ели европейской,20 стволов сосны обыкновенной и 5 стволовберезы повислой — всего 80 стволов, что составляет 100% или 10 единиц, как принятов лесоводстве. На долю ели, сосны, и березы соответственно приходится 68,8%; 25,0%и 6,2 %. Формула древостоя (округляя проценты) выглядит следующим образом: 7Е3С+Б(если доля какой-то древесной породы менее 10%, то указывается ее присутствие знаком(+). Аналогичным образом определяется формула древостоя для каждого полога. Формулыдревостоя (и пологов) удобнее для сравнения особенностей структуры различных сообществ,чем сравнение по абсолютному количеству стволов каждой древесной породы.
Очень важна характеристика подроста, к которому условно относятсямолодые экземпляры деревьев с высотой, составляющей 1/4 от преобладающей высоты(при высоте древостоя 24 м к подросту относятся экземпляры до 6 м). В свою очередь подрост также по высоте подразделяется на полога. Между подростом и материнским древостоемсуществуют сложные взаимоотношения, но подрост — это потенциальный материал длявосполнения отпада в материнском древостое и обеспечения его возобновления.
Кроме вертикальной структуры многим растительным сообществамхарактерна также горизонтальная и временнaя (сезонная) структура. Горизонтальнаяструктура фитоценоза проявляется в мозаичности ценоэлементов, т.е. в наличии мелкихгрупп растений, различающихся по составу, обилию видов, их жизненности. Ценоэлементыгоризонтальной структуры называются микрогруппировками. Горизонтальная структураобусловлена 3-мя группами факторов:
1. мелкими неоднородностями условий среды в пределах одного экотопа (экотопическаямозаичность);
2. прямым и косвенным влиянием хозяйственной деятельности человека (антропогеннаямозаичность);
3. особенностями биологии самих растений, например, разрастание отдельных видов(фитогенная мозаичность), а также ценобиотическая мозаичность, возникающая как результатвзаимодействия растений в сообществе (распределение растений под пологом леса приего неравномерной сомкнутости).
Временнaя структура фитоценоза выражается в том, что на однойтерритории в разные сроки вегетационного периода развиваются сезонные группы растений,называемые синузиями, которые объединяют виды растений со сходным ритмом развития.Ярким примером временнoй синузии являются синузия эфемеров и эфемероидов в пустынях,степях, широколиственных лесах. В наших лесах на дерново-карбонатных почвах с близкимзалеганием известняков ранней весной такую синузию образуют обильно цветущие первоцветы:ветренница лютичная (Anemone ranunculoides), медуница неясная, (Pulmonariaobscura), перелеска благородная (Hepatica nobilis) и др.
Разнообразные формы структуры растительного сообщества имеютбольшое значение не только для функционирования конкретного фитоценоза, но и длябиогеоценоза (экосистемы) в целом. Благодаря сложности структуры фитоценоза болееполно используется разнообразие условий среды, что обеспечивает полночленность фитоценозаи увеличивает его устойчивость к неблагоприятным факторам внешней среды и к конкурентнымвзаимоотношениям с соседними сообществами.
Условия существования в пределах разных ярусов различны. Верхнийярус находится под наибольшим воздействием климатических условий. Условия существованиярастений нижних ярусов (кустарникового, травяно-кустарничкового, или травянистого,мохово-лишайникового) существенно трансформируются фитосредой, особенности которойопределяются верхним ярусом. Таким образом, верхний ярус играет средообразующуюроль в формировании расположенных под ним других структурных элементов сообщества(ценоэлементов), т.е. является эдификаторным. В эдификаторном ярусе выделяется основнаядревесная порода, образующая конкретное сообщество, — эдификатор (строитель сообщества).По средообразующей роли эдификаторы отличаются различной фитоценотической мощью.Наиболее сильным эдификатором в наших климатических условиях является ель европейская,формирующая коренные бореальные (таежные) еловые леса. Сосновые леса, за исключениемсосняков лишайниковых на боровых террасах, камах и озах, сложенных песчаными отложениями,березняки, сероольшанники являются вторичными лесами, возникшими на месте ельников.Их существование в природе поддерживается хозяйственной деятельностью человека.В противном случае еловые леса восстановились бы на прежних местообитаниях.
Глава 3. Методические разработкиХарактеристика основных экологических групп растений
Урок 1. Характеристика основных экологических групп растений.
Цель: выяснить приспособленность растений во внешнем строении к местамобитания.
Задачи:
1. Вспомнить особенности основных экологических факторов.
2. Выяснить особенности мест обитания от экологических факторов.
3. Познакомить учащихся с основными экологическими группами растений.
4. Выявить особенности строения растений разных экологических групп.
“Наш мир — не случайность, не хаос, — есть система во всем. ”Ход урока.1. Актуализация знаний (10 минут)
· Какие группы экологических факторов вы знает?
· Какова роль растений в природных сообществах?
· Каким образом растения приспосабливаются к внешним условиям.
· Можно ли по особенностям внешнего строения комнатных растений предсказатьродину данных растений, и особенности ухода за ними.
На доске таблица и рядом некоторые комнатные растения.
Необходимо выяснить особенности полива комнатных растений, в зависимости от особенностейвнешнего строения и происхождения этих растений.
(Заполнение у доски фронтально — 5 человек): Растения и влажность Название растения Место происхождения Климатические особенности места происхождения Особенности строения вегетативных органов Кактус       Бегония       Амариллис       Алоэ      
Адиантум
(папоротник)      
Сделайте вывод об особенностях внешнего строения и условиях полива в зависимостиот места их происхождения.2. Изучение нового материала (25 минут)
Итак, мы выяснили, что условия обитания влияют на особенности внешнего строения,на примере с комнатными растениями. В природе на растения влияет не только такойфактор как влажность, но и количества света, движение воздушных масс, состав и строениепочв и т.д. В определенных условиях произрастают растения с определенными внешнимии внутренними признаками.
Сегодня на уроке мы познакомимся с экологическими группами растений. Перед намистоит задача выяснить, учитывая особенности внешнего строения растений, в какиеэкологические группы они входят. Мы рассмотрим, пять основных экологических группи для этого нам необходимо разделится на пять групп.
До этого учитель разрезает пять открыток с яркими цветами на пять частей различнойформы, дети вытаскивают их, не выбирая, и затем ищут своих партнеров по открытке,лучше взять известные комнатные или другие цветы, чтобы дети могли быстрей найтисвоих партнеров.
Ученики рассаживаются по группам и получают задания, конверт с растения из разныхэкологических групп (6 карточек растений с небольшим описанием, три карточки этойгруппы и три из других групп) и карту биологического тренажера.
Группа 1: Растения открытых мест.
Биологический тренажер
“Не видать ни души. Тонет в золоте день, пробежать по траве ветру сонному лень.
Вот и речка…. не верь. То под жгучим лучом Отливается тонкий ковыль серебром”
Прекрасен вид цветущего луга. Наверное, нигде нельзя встретить такое разнообразиетрав как на лугу. Здесь много красивых растений. Среди них немало лекарственныхтрав, встречаются съедобные растения, многие цветы — прекрасные медоносы. Травянойсостав лугов является незаменимым кормом для скота. Луговые растения развиваютсяособенно быстро, поэтому за лето их скашивают два, а то и три раза.
Группа 2: Растения, живущие в условиях недостаточного освещения (теневыносливые).
Биологический тренажер
“Смолой и солнцем пахнет хвоя, Замолкнув, сосны дремлют стоя, Сверкают на затылкахиней Серебряные капли зноя, Березы, полные покоя, Чуть дышат зеленью своей, И слышно,как, жилище строя, Шуршит былинкой муравей. ”
Лес ли это? Мы видим только листья, листья без просвета, большие и малые, узкиеи широкие, отливающие светлым серебром и темно-зеленые. По земле хаотично вьютсяползучие травы, чуть повыше над ними молодые деревца и кустарники в своем неудержимомпорыве вверх оттеняют в сторону своих более слабых соседей. Лес поделен на ярусы- это структурная часть фитоценоза, вертикальное расслоение для лучшего усвоениясолнечного света. Многие из этих растений используются в народной медицине.
Группа 3: Растения водных и избыточно увлажненных мест обитания.
Биологический тренажер
“По зеркальной воде, по кудрям лозняка От зари алый свет разливается.
Дремлет чуткий камыш. Тишь — безлюдье вокруг.
Чуть приметна тропинка росистая, Куст заденешь плечом — на лицо тебе вдруг Слистьев брызнет роса серебристая”.
По берегам озер, речных заводей и других водоемов существует особенный, ни начто не похожий растительный мир. Жизнь этих растений тесно связанна с водой и этимобъясняется особенность их строения. Велика роль этих растений в жизни водоемов:они препятствуют перемещению ила, хорошо очищают воду. Заросли растений служат местомжизни и кормления многих птиц, рыб и зверей. Многие из этих трав используются внародной медицине
Группа 4: Растения сухих мест обитания.
Биологический тренажер
“Человек, запомни навсегда:
Символ жизни на Земле — вода! Экономь ее и береги — Мы ведь на планете не одни”.
Есть места, где вода большая редкость, добыть, уберечь вот основная задача длярастений которые там поселились. Эти растения очень жизнестойки и неприхотливы.Они не отличаются броской краской, и конечно, цветы их не украшают букеты, уж больноони колючи. Многие из этих растений обладают лекарственными и другими полезнымидля человека свойствами. Кроме того, без них эти безводные районы выглядели бы ещеболее пустынными.
Группа 5: Придорожные растения.
Биологический тренажер
“Эх, дороги ….
Пыль да туман, Холода, тревоги Да степной бурьян”.
Вдоль дороги и во дворах растут совсем неприметные растения, на которые мы поройне обращаем внимания. Они прекрасно приспособились к своей среде обитания. Значениепридорожных растений очень велико. Покрывая сплошным ковром обочины, они не даютподниматься дорожной пыли, семена их служат кормом для птиц, многие из этих трависпользуются в народной медицине.
После того как ребята выбрали из шести растений три растения своей экологическойгруппы (на их усмотрение), устраиваем обменный аукцион, каждая группа рекламируетсвои растения, другим группам и добирает недостающие свои растения.
После этого каждая группа получает правильные карты со всеми растениями и проверяетсвою работу, записывает в тетради название своей группы и правильные растения, поколичеству правильных растений каждая группа получает оценку три растения — “3”, четыре — “4”, пять — “5”, шесть — просто отлично и великолепно.3. Закрепление знаний (5 минут) стр.248 вопрос 3,4.
· Чем можно объяснить сходство в строении тенелюбивых и живущих приповышенной влажности почвы и воздуха растений?
· Какие черты сходства наблюдаются у растений засушливых мест обитанияи светолюбивых растений?
Задание на дом.
Изучить § 55, выполнить задание на стр.248 учебника.
Литература
1. Беркинблит М.Б., Чуб В.В. “Биология" (экспериментальный учебникдля 6 класса) — М., “Вентана-Граф”, 1993 г.
2. Биология: справочник школьника (составитель Власова З. А.) — М.,изд. “Слово”, 1995 г.
3. Большой энциклопедический словарь.
4. Будорагина Л.В., Ростроса Н.К. “Производство кисломолочных продуктов"- М., “Агропромиздат”, 1986 г.
5. Корчагина В.А. “Биология: растения, бактерии, грибы, лишайники”.Учебник для 6-7 класса — М., “Просвещение”, 1992 год (на каждую парту).
6. Медников Б.М. “Биология: формы и уровни жизни" — М., “Просвещение”, 1994 г.
7. Пономарёва И.Н., Корнилова О.А., Кучменко В.С. “Биология: растения,бактерии, грибы, лишайники" (учебник для 6 класса) — М., “Вентана-Граф”, 2001 г. (на каждую парту).
8. Рохлов В., Теремов А., Петросова Р. “Занимательная ботаника” — М.,“АСТ-Пресс”, 1999 г.
9. Серебрякова Т.И. “Биология: растения, бактерии, грибы, лишайники"(учебник для 6-7 класса) М., “Просвещение”, 1994 г.
10. Трайк Д.И. Книга для чтения по ботанике — М., “Просвещение”, 1994 г.
11. Энциклопедия “Я познаю мир”. Том “Медицина" — М. изд. “АСТ”, 1999 г.


Не сдавайте скачаную работу преподавателю!
Данный реферат Вы можете использовать для подготовки курсовых проектов.

Поделись с друзьями, за репост + 100 мильонов к студенческой карме :

Пишем реферат самостоятельно:
! Как писать рефераты
Практические рекомендации по написанию студенческих рефератов.
! План реферата Краткий список разделов, отражающий структура и порядок работы над будующим рефератом.
! Введение реферата Вводная часть работы, в которой отражается цель и обозначается список задач.
! Заключение реферата В заключении подводятся итоги, описывается была ли достигнута поставленная цель, каковы результаты.
! Оформление рефератов Методические рекомендации по грамотному оформлению работы по ГОСТ.

Читайте также:
Виды рефератов Какими бывают рефераты по своему назначению и структуре.

Сейчас смотрят :

Реферат Разговорно-просторечная и областная лексика в словарях и в современном русском языке (лексикографический аспект)
Реферат Физико-химические основы технологии поликонденсационного наполнения базальто- стекло- и углепластиков
Реферат Совершенствование информационных потоков в управление предприятием
Реферат Marijuana Essay Research Paper Marijuana also called
Реферат Разведка очага поражения
Реферат Уголовная ответственность 2
Реферат Типи сімей, особливості соціальної роботи з різними типами сімей
Реферат Солнечная система. Общие характеристики планет солнечной системы
Реферат Новые технологии расширяют возможности образования и межкультурного взаимодействия
Реферат Lucent Technologies Business Profile Essay Research Paper
Реферат Планирование и прогнозирование деятельности предприятия
Реферат Цузе Конрад
Реферат Изучение психотропной активности селенита натрия и селенита цинка в условиях тотальной ишемии мозга
Реферат Зависимость точности визуального тест-определения нитрит-иона на основе пенополиуретана от способа
Реферат Проблемы теории культуры в отечественной философии (А. Ф. Лосев, М. К. Мамардашвили)