Реферат по предмету "Педагогика"


Исследование воздействия специализированной программы обучения на уровень развития внимания младших школьников

Южно-УральскийГосударственный Университет
Курсовая работапо экспериментальной психологии
 
Исследование воздействия специализированной программы обученияна уровень развития внимания младших школьников.
Челябинск 2009

Таблица.1. — Общий план эксперимента
Цель: Экспериментально проверить психолого-педагогические условия развития свойств внимания младших школьников.
Теоретическая гипотеза: Обучение по специализированной программе влияет на развитие внимания младших школьников.
Независимая переменная: Обучение по специализированной программе
Зависимая переменная: Уровень развития свойств внимания
Экспериментальная гипотеза: Развитие свойств внимания младших школьников протекает успешнее при наличии специализированной программы.
Статистическая гипотеза (Н1): В группе, обучающейся по специализированной программе, интенсивность развития свойств внимания статистически значимо выше, чем в группе, обучающейся по стандартной школьной программе.
Характер эксперимента: естественный.
Экспериментальная схема: RО1 Х1 О2
 R О3 О4.
Качественная характеристика выборки: младшие школьники от 7 до 10 лет.
Количество испытуемых: 5000 человек.
Условия проведения эксперимента: Эксперимент рассчитан на один учебный год. В течение всей непрерывной педагогической практики на уроках детям предлагаются игры, упражнения и задания на развитие свойств внимания. Таким образом, формирующий эксперимент включает в себя работу по развитию внимания учащихся начальных классов в процессе изучения русского языка, математики и чтения.
Технология проведения эксперимента: Предварительное тестирование (включающее в себя три методики на внимание) проводится в начале учебного года и у контрольной, и у экспериментальной выборки. Затем, в течение учебного года экспериментальная группа подвергается влиянию специализированной программы обучения, в отличие от контрольной, которая обучается по стандартной школьной программе. В конце учебного года проводится еще один замер в обоих группах. (2500 человек – контрольная, 2500 – экспериментальная группа, в каждой группе представители разных школ разных городов страны)
Методы измерения зависимой переменной: Измерение уровня внимания проводится по методике Бурдона «Корректурная проба» (концентрация и объем).
Материал и техническое обеспечение: Для проведения тестирования необходимы распечатанные бланки методик на каждого испытуемого. Для проведения эксперимента необходимо достаточное количество учителей, обученных методам преподавания специализированной программы.
Ожидаемый практический эффект: Подтверждение гипотезы о том, что специализированная программа обучения улучшает уровень развития внимания, позволит внедрить данную программу в систему образования, что будет способствовать улучшению успеваемости школьников. /> /> />

Введение
 
Данная работа представляетсобой план эксперимента, направленного на выяснение того, влияет ли наличие специализированнойпрограммы на уровень внимания младших школьников.
Условияразвития свойств внимания младших школьников были и остаются одними из основныхзадач обучения и воспитания. Проблема психолого-педагогических условий развитиясвойств внимания младших школьников не потеряла своей актуальности, так как современныесоциальные, экономические, политические условия жизни общества предъявляют особыетребования к задачам интеллектуального воспитания подрастающего поколения. Внимание– сложное психолого-педагогическое явление. Личность выражает мотивы, эмоции, волю,осуществляет мыслительные операции в конкретной деятельности, что и позволяет детерминироватьрассматриваемые интерес и деятельность как черту личности, которые проявляется вширокой сфере деятельности социума.
Развиватьвнимание младших школьников в образовательном процессе – значит создавать такиеситуации, используя различные методы обучения, при которых тяга к познанию и восприятиютого или иного материала, события станет постоянной и доминирующей.
Этовозможно, если младший школьник прилагает собственные усилия в решении различныхзадач. При этом развиваются не только исполнительские способности: память, внимание,умение копировать действия других, повторять увиденное или услышанное, что немаловажнодля развития младших школьников, но и творческие: наблюдательность, умение сопоставлятьи анализировать, комбинировать, находить связи, зависимости, закономерности.
Развитиевнимания младших школьников можно определить как проявление интереса к получениюновых знаний, умений и навыков, внутреннюю целеустремленность и постоянную потребностьиспользовать разные способы действия для приобретения знаний, расширения кругозора.Развитие совместной познавательной деятельности вытекает из потребностей, интересовребенка, движется мотивами и отношением к реальной действительности и формируетсяу учащегося под воздействием воспитателей и учителей.
Развиватьвнимание младших школьников в образовательном процессе – важная задача начальнойшколы и педагогов.
Интересмладших школьников к школе определяется содержанием учебной деятельности, а учебнаядеятельность формируется учителем.
В рамкахучебной деятельности младший школьник развивается. Внимание выступает как один изведущих факторов развития.
Такимобразом, актуальность проблемы развития свойств внимания младших школьников в психолого-педагогическихусловиях, обусловлена необходимостью дальнейшего изучения психологического внутреннегомира младших школьников, для дальнейшего применения полученных знаний на практике,с целью улучшения образовательного процесса в начальных классах.
 

Планированиеэксперимента
 
1.Цель эксперимента
Цельисследования: Изучить как наличие специализированной программы влияет на уровеньразвития внимания младших школьников.
2.Теоретическое обоснование
Теоретическая гипотеза: Наличиеспециализированной программы влияет на развитие внимания младших школьников.
Внимание учащегося органическивключено в учебную деятельность, общая организация и временной режим которой науроке задаются учителем. Все обучение при этом строится на основе предположения,что для усвоения отдельных разделов и тем учебной программы всем учащимся нужноодно и то же время. Иначе говоря, программа рассчитана на «среднего» ученика — фигурумифическую.
В реальном учебном процессесплошь и рядом встречаются ситуации, когда отдельные ученики либо устойчиво отстаютот задаваемого учителем темпа работы, либо устойчиво его опережают.
И те и другие нарушают синхроннуюработу класса и создают дополнительные трудности для учителя, особенно в тех случаях,когда необходимо коллективное сосредоточение внимания при разборе трудной задачиили объяснении нового материала.
Хорошо развитое внимание позволяетего обладателю оптимально организовать свою деятельность при выполнении различныхзаданий, делать все четко и ритмично, поддерживая ровный и стабильный темп работы.Следовательно, тренировка внимания в каких-то пределах может способствоватьстабилизации индивидуального темпа учащегося.
При анализе взаимосвязи внимания,индивидуального темпа и успешности обучения по разным учебным предметам обнаруживаетсятакже следующее. У внимательных учащихся успеваемость по всем предметам прямо зависитот индивидуального темпа. То есть чем выше индивидуальный темп, тем лучше учатсядети, уже обладающие хорошо развитыми свойствами внимания. И это закономерно. Внимательныйученик с высоким темпом работы успевает за тот же промежуток времени, что и другиедети, проработать большее количество материала, сохраняя высокое качество работы.Последнее чрезвычайно важно.
Итак, внимание и темп оказываютсясвязанными сложной связью. При относительно низком индивидуальном темпе и плохоразвитом внимании постоянная тренировка внимания может несколько стабилизироватьиндивидуальный темп. В свою очередь, хорошо развитое внимание выступает как условиепревращения индивидуального темпа в источник повышения успешности обучения.
Актуальность исследования психолого-педагогических условий развитиясвойств внимания младших школьников определяется ролью школы в подготовке подрастающегопоколения к деятельности и общественной жизни. Состояние психолого-педагогическихусловий развития свойств внимания младших школьников в образовательном процессезанимает особое место в психолого-педагогической науке.
Состояние проблемы психолого-педагогических условий развития свойстввнимания младших школьников в психолого-педагогической теории и практике определяетсяпознавательной активностью младшего школьника, которая является чертой личностии избирательной деятельностью индивида, направленной на приобретение опыта и достижениепоставленной цели и задач. Она обусловлена потребностями, интересами личности, движетсямотивами и отношением к реальной действительности у учащихся под воздействием педагогов.
Особенности психолого-педагогических условий развития свойстввнимания младших школьников определяются уровнем развития свойств внимания с учетоминдивидуальности.
Таким образом, психолого-педагогическиеусловия развития свойств внимания младших школьников являются методы активного обучения(специализированная программа), позволяющие построить и использовать организационно-педагогическийаппарат усвоения знаний на основе соотношения коллективной и индивидуальной деятельности,способствующие формированию у младших школьников принципов накопления и актуализациизнаний и умений.
3.Операционализация переменных
Независимая переменная: проведениеспециализированной программы обучения школьников. Эта НП является качественной ипредполагает существование двух условий: наличие (испытуемые обучались по специализированнойпрограмме) и отсутствие (испытуемые обучались по обычной школьной программе). Зависимаяпеременная: уровень развития внимания. Это количественная переменная. Измеряетсяконцентрация и объем внимания по методике «Корректурная проба».
Экспериментальная гипотеза
Основная экспериментальнаягипотеза: Развитие свойств внимания младших школьников протекает успешнее при наличииспециализированной программы.
Контргипотеза: Развитие свойстввнимания младших школьников снижается при наличии специализированной программы.
Гипотеза об отсутствии влияния:Наличие специализированной программы не влияет на уровень развития внимания младшихшкольников.
4.Внешняя валидность
Данная закономерность распространяетсяна популяцию российских младших школьников.
Рекомендуемая выборка: 5000человек (желательно по одному классу с каждой параллели младших классов (1, 2, 3классы) из нескольких школ из разных городов России – 2-3 школы из города, 20-25городов страны из разных федеральных округов).
Для повышения валидности экспериментарекомендуется исследовать как общеобразовательные школы, так и школы с различнымиуклонами – лицеи, гимназии и т.п.
Эксперимент занимает продолжительноевремя (учебный год) и проходит в естественных для учащихся условиях, для этого втечение всей непрерывной педагогической практики на уроках детям предлагаются игры,упражнения и задания на развитие свойств внимания. Таким образом, формирующий экспериментвключает в себя работу по развитию внимания учащихся начальных классов в процессеизучения русского языка, математики и чтения.
5.Внутренняя валидность
На внутреннюю валидность экспериментамогут повлиять следующие факторы:
— факторы времени: фон; естественноеразвитие учащихся; приобретение опыта;
— факторы отбора: ошибка селекции,экспериментальный отсев, статистическая регрессия;
— факторы задачи;
— эффект последовательности;
— влияние экспериментатора:эффект инструкции;
— влияние испытуемого (эффектХотторна).
Самыми опасными для данногоэксперимента являются факторы времени: фон, естественное развитие учащихся и приобретениеими опыта. Фон – так как внимание напрямую коррелирует с внутренним состоянием человека,наличием внешних раздражителей. Это самые непредсказуемые влияния, которые могутбыть совершенно различны у разных испытуемых. Фактор естественного развития опасендля эксперимента, так как за целый год обучения уровень развития внимания сильнобудет изменяться у всех испытуемых – это является особенностью данного возрастаиспытуемых. Фактор приобретения опыта также угрожает валидности эксперимента, таккак испытуемые могут за пределами школьного обучения развивать свой уровень внимания,то есть школьная программа может никак не влиять на его особенности внимания.
Ошибка селекции может повлиятьна валидность эксперимента, если внутри групп есть какие-то устойчивые признаки,характеристики, отличающие группы друг от друга и влияющие на ход эксперимента.
Экспериментальный отсев выражаетсяв том, что за год обучения кто-то из учеников может быть отчислен из школы, кто-томог длительное время находиться в больнице, таким образом часть испытуемых можетвыбыть из групп, что может повлиять на конечные результаты.
Статистическая регрессия опаснадля всех экспериментов с предварительным замером. Данные могут быть недостоверны,так как крайние значения результатов первого замера стремятся приблизиться к среднемузначению второго замера.
Факторы задачи также сильномогут повлиять на ход эксперимента, если испытуемыми не были поняты поставленныеперед ними задачи. Таким образом, реальный уровень внимания будет снижен за счетнепонимания.
Эффекты последовательностив данном эксперименте также опасны, так как испытуемые могут выполнять задания неза счет усилия внимания, а за счет памяти.
Экспериментаторы способнысоздавать эффект инструкции (создавать различные установки, что может отразитьсяна результатах эксперимента)
Эффект Хотторна также можетоказывать достаточное воздействие на результаты эксперимента, особенно, если учестьвозраст испытуемых – их конформность или тревожность могут по-разному сказатьсяв ходе эксперимента.
6.Экспериментальный контроль
Характер эксперимента: естественный.Естественный эксперимент позволяет исследовать учащихся, не отрывая их от занятий.Если гипотеза будет подтверждена, то данную специализированную программу можно будетвводить в школьную программу обучения, что невозможно при проведении лабораторногоэксперимента.
Для данного эксперимента рекомендуетсямежгрупповая схема с предварительным и итоговым тестированием и контрольной группой:
R О1 Х1 О2
R О3 О4.
Для начала группы после первогозамера разделяются таким образом, чтобы средние значения объема и концентрации вниманияв обеих группах были примерно одинаковы. Это необходимо для того, чтобы не допуститьошибки селекции и не повлиять на достоверность результатов эксперимента.
Фактор фона один из самыхопасных для эксперимента, контролируется он большим объемом выборки – за счет этогоснижаются различия из-за влияния внутренних факторов испытуемых, внешние же факторыдолжны регулироваться экспериментаторами непосредственно во время проведения «Корректурнойпробы», чтобы не было постороннего шума и отвлекающих внимание воздействий.
Фактор приобретения опытаучащимися контролируется большим объемом выборки – снижается вероятность того, чтоуровень внимания был улучшен не за счет обучения в школе.
Фактор естественного развитияконтролируется тем, что сравниваются не показатели в целом «до» и «после», а разницымежду результатами «до» и «после» в каждой из групп, то есть интенсивность развития,а не развитие в целом. Индивидуальные различия в естественном развитии регулируютсябольшим объемом и разнообразием выборки.
Риск фактора экспериментальногоотсева снижается за счет большой выборки. Такое количество испытуемых не позволяетвыбыванию нескольких человек повлиять на статистику данных.
Статистическая регрессия влияетменьше, так как в схеме эксперимента присутствует контрольная группа, и в ходе экспериментаберутся не крайние показатели, а разность средних показателей по всей выборке.
Факторы задачи регулируютсяквалифицированной подготовкой специалистов и четко заданной инструкции для всехиспытуемых. Экспериментальный материал (бланки и ручки) также проверяется непосредственноперед началом эксперимента. Большое количество испытуемых также снижает влияниеэтого фактора.
Эффекты последовательностине так опасны для этого эксперимента, так как между замерами проходит год, что снижаетвозможность использовать свойства памяти, что, в свою очередь, сводит риск факторак минимуму.
Создание экспериментаторамиразличных установок, которые могут повлиять на ход эксперимента практически невозможно,так как все экспериментаторы проходят предварительную подготовку, где им даетсячеткая инструкция, отрабатывается интонация. Они знают цель эксперимента, но повлиятьэто может незначительно, так как на уровень внимания влияет целый год обучения.
Реакция испытуемого (эффектХотторна) контролируется большим объемом выборки – отдельные реакции не имеют значимоговлияния на целостные результаты. Особенности возраста если будут влиять, то будутвлиять на всех, интенсивность сдвигов от этого зависеть не будет. Также фактор влиянияиспытуемого снижается за счет того, что экспериментатором является знакомый учитель.
7.Статистическая обработка результатов эксперимента
Нулевая статистическаягипотеза Н0: Различия в интенсивностиразвития свойств внимания в группе, обучающейся по специализированной программе,и в группе, обучающейся по стандартной программе, не являются существенными.
Альтернативнаястатистическая гипотеза H1: В группе,обучающейся по специализированной программе, интенсивность развития свойств вниманиястатистически значимо выше, чем в группе, обучающейся по стандартной школьной программе.
Для подсчетаиспользуется Т-критерий Вилкоксона. Критерий Вилкоксона для связанных совокупностей — это непараметрический метод, которыйиспользуется для оценки значимости различий двух связанных совокупностей количественныхпризнаков.
Графики,подтверждающие Н1.
Средние показателиобъема внимания
/>
Средние показателиконцентрация внимания
/>
 
8.Программа эксперимента
Условия независимой переменнойменяются под воздействием преподавания специализированной программы обучения учащихся.Экспериментальной группе предоставляется обучение по этой программе, контрольной– нет.
Специализированная программапредполагает под собой особое нестандартное обучение школьным предметам учащихся1-3 классов. Для этого необходимо отдельной группе учителей пройти курсы повышенияквалификации, чтобы они могли преподавать данную программу детям. Количество этихучителей должно соответствовать количеству классов в экспериментальной группе.
Учителя, преподающие урокидетям и из контрольной и из экспериментальной групп, сами проводят тест «Корректурнаяпроба», чтобы не вызвать воздействие на валидность эксперимента (на результаты могутсказаться негативные реакции испытуемых на незнакомого человека).
Для замера зависимойпеременной используется методика Бурдона «Корректурная проба». С помощью нее определяетсяобъем и концентрация внимания.
Инструкция: «Набланке с буквами вычеркните, просматривая ряд за рядом, все буквы «Е». Через каждые60 секунд по моей команде отметьте вертикальной чертой, сколько знаков Вы уже просмотрели(успели просмотреть). Работать надо быстро и точно. Время работы — 5 минут». Примечание:возможны другие варианты проведения методики: вычеркивать буквосочетания (например,«НО») или вычеркивать одну букву, а другую подчеркивать.
Ребенку предлагается таблицас любыми знаками. Например, при буквенной форме корректурной пробы ребенок долженкак можно быстрее находить и зачеркивать какую-либо букву (пример в Приложении).Фиксируется количество знаков, зачеркнутых за заданное время и количество ошибок.Время работы — 5 минут.
Норма объема вниманиядля детей 6-7 лет — 400 знаков и выше, концентрации — 10 ошибок и менее; для детей8-10 лет — 600 знаков и выше, концентрации — 5 ошибок и менее.
Концентрация внимания оцениваетсяпо формуле:
К = С2 / П, где
С — число строк таблицы, просмотренныхиспытуемым,
П — количество ошибок (пропусковили ошибочных зачеркиваний лишних знаков).
Ошибкой считается пропусктех букв, которые должны быть зачеркнуты, а также неправильное зачеркивание.
Для замеров необходимокаждому раздать бланк, ручку. Непосредственно перед замером учитель проверяет качествобланков и ручек. Первый замер делает в начале учебного года, до начала учебных занятий,затем классы распределяются по группам таким образом, чтобы средние значения в каждойбыли примерно равны, после этого учителя приступают к обучению. В течение всегоучебного года экспериментальной группе на уроках предлагаются игры, упражнения изадания на развитие свойств внимания. Таким образом, формирующий эксперимент включаетв себя работу по развитию внимания учащихся начальных классов в процессе изучениярусского языка, математики и чтения. Контрольная группа обучается по стандартнойпрограмме обучения младших школьников.
В конце учебногогода делается еще один замер, после этого результаты статистически обрабатываютсяи делается вывод о принятии или отвержении нулевой гипотезы.

Заключение
Внимание — необходимое условиевыполнения любой деятельности. Отсюда задача учителя — так организовать занятияучащихся, чтобы побудить их к работе, вызвать интерес к ней.
Условияразвития свойств внимания младших школьников были и остаются одними из основныхзадач обучения и воспитания. Проблема психолого-педагогических условий развитиясвойств внимания младших школьников не потеряла своей актуальности, так как современныесоциальные, экономические, политические условия жизни общества предъявляют особыетребования к задачам интеллектуального воспитания подрастающего поколения. Внимание– сложное психолого-педагогическое явление. Личность выражает мотивы, эмоции, волю,осуществляет мыслительные операции в конкретной деятельности, что и позволяет детерминироватьрассматриваемые интерес и деятельность как черту личности, которые проявляется вширокой сфере деятельности социума.
Развивать внимание младшихшкольников в образовательном процессе – значит создавать такие ситуации, используяразличные методы обучения, при которых тяга к познанию и восприятию того или иногоматериала, события станет постоянной и доминирующей. Задачи психического развитиядетей успешно решаются при профессионально грамотной организации и осуществлениипсихолого-педагогических процессов обучения и воспитания.
Подтверждение того факта,что приемы и методы в организации учебной деятельности, применяемые учителями, способствуютформированию и развитию внимания у детей младшего школьного возраста, позволит включитьэту программу обучения в школьную систему образования, что повысит успеваемостьобучения.

Приложение 1
 
/>


Не сдавайте скачаную работу преподавателю!
Данный реферат Вы можете использовать для подготовки курсовых проектов.

Поделись с друзьями, за репост + 100 мильонов к студенческой карме :

Пишем реферат самостоятельно:
! Как писать рефераты
Практические рекомендации по написанию студенческих рефератов.
! План реферата Краткий список разделов, отражающий структура и порядок работы над будующим рефератом.
! Введение реферата Вводная часть работы, в которой отражается цель и обозначается список задач.
! Заключение реферата В заключении подводятся итоги, описывается была ли достигнута поставленная цель, каковы результаты.
! Оформление рефератов Методические рекомендации по грамотному оформлению работы по ГОСТ.

Читайте также:
Виды рефератов Какими бывают рефераты по своему назначению и структуре.