ОГЛАВЛЕНИЕ
Введение
ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ИСПОЛЬЗОВАНИЯСОВРЕМЕННЫХ ИНФОРМАЦИОННЫХ ТЕХНОЛОГИЙ С ЦЕЛЬЮ ПОВЫШЕНИЯ ПОЗНАВАТЕЛЬНОГОИНТЕРЕСА К УЧЕБНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
1.1 Понятие «познавательныйинтерес» в психолого-педагогической литературе
1.2 Современныеинформационные технологии в учебном процессе
1.3 Психолого-педагогическиеаспекты повышения познавательного интереса к учебной деятельности черезиспользование современных информационных технологий
ГЛАВА 2. ИСПОЛЬЗОВАНИЕ СОВРЕМЕННЫХ ИНФОРМАЦИОННЫХТЕХНОЛОГИЙ КАК СРЕДСТВА ПОВЫШЕНИЯ ПОЗНАВАТЕЛЬНОГО ИНТЕРЕСА МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ КУЧЕБНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
2.1 Диагностика уровня познавательногоинтереса к учебной деятельности у младших школьников
2.2 Экспериментальное использованиесовременных информационных технологий как средства повышения познавательногоинтереса младших школьников
2.3 Анализ реализованных мероприятий поповышению познавательного интереса младших школьников через использованиесовременных информационных технологий
Заключение
Библиография
Введение
Проблемаширокого применения современных информационных технологий в сфере образования впоследнее десятилетие вызывает повышенный интерес в отечественнойпедагогической науке. Большой вклад в решение проблемы современнойинформационной технологии обучения внесли российские и зарубежные ученые: Г.Р. Громов, В.И. Гриценко, В.Ф. Шолохович, О.И. Агапова,О.А. Кривошеев, С. Пейперт, Г. Клейман, Б. Сендов, Б. Хантер и др.
Различныедидактические проблемы компьютеризации обучения в нашей стране нашли отражениев работах А.П. Ершова, А.А. Кузнецова, Т.А. Сергеевой,И.В. Роберт; методические — Б.С. Гершунского, Е.И. Машбица,Н.Ф.Талызиной; психологические — В.В. Рубцова,В.В. Тихомирова и др.
Сегодня, ввек новых современных информационных технологий, значительно расшириласьстепень влияния окружающего мира на подрастающее поколение.
У ребенка, которыйраньше начинает взаимодействовать с компьютером, уровень интеллектуальногоразвития выше и больше проявляется интерес к математике, технике и английскомуязыку, чем у тех детей, которые не знакомы с компьютером.
Возможность использованияпрограммного обеспечения для обучения расширяет круг предъявляемой учебнойинформации и экономит время на обработку результатов тестирования, даетвозможность развивать свои творческие способности.
Высокийинтеллектуально-творческий потенциал позволяет человеку стать подлинносвободным, потому, что высокоразвитый человек меньше подвержен манипулированию,и вряд ли будет послушным исполнителем в чужих руках, он больше склонен ктворческой работе.
Современныеинформационные технологии также значительно повышают познавательный интересребенка к учебной деятельности.
Все это и обусловилоактуальность темы исследования.
При изучениипсихолого-педагогической литературы нами было выявлено противоречие междунеобходимостью развития познавательного интереса у школьников и малымколичеством разработок по использованию современных информационных технологий вучебном процессе как средства развития познавательного интереса младшихшкольников.
Выявленное противоречиепозволило обозначить проблему исследования: изучение возможностей современныхинформационных технологий в учебном процессе как средства развитияпознавательного интереса младших школьников.
Данная проблемапозволила сформулировать тему исследования: «Использование современныхинформационных технологий с целью повышения познавательного интереса учащихся кучебной деятельности».
Объект исследования: образовательныйпроцесс вначальной школе.
Предмет исследования: использованиесовременныхинформационных технологий как средства развития познавательногоинтереса младших школьников.
Цель исследования заключается вопределении влияния современных информационных технологий на учебнуюдеятельность младших школьников.
Изучениепсихолого-педагогической литературы по теме исследования позволило выдвинутьследующую гипотезу: предполагается, что обучение посредствомиспользования современных информационных технологий будет способствоватьразвитию познавательного интереса младших школьников.
В соответствии с цельюи гипотезой исследования были определены следующие задачи:
1.Проанализировать психолого-педагогическую литературу по проблеме исследования.
2.Изучить психолого-педагогические аспекты повышения познавательного интереса кучебной деятельности через использование современных информационных технологий.
3.Проверить эффективность условий использования современных информационныхтехнологий в учебном процессе как средства развития познавательного интересашкольников.
Теоретико-методологическаяоснова исследования: методические и научные исследования развития познавательногоинтереса школьников в трудах П.Я.Гальперина, Н.Ф.Талызиной и других,концептуальные положения использования современных информационных технологий вучебном процессе С.О.Вишневской, использования компьютерных технологий вучебном процессе в работах Л.П.Владимировой, Л.А.Зайцевой, П.И.Образцова идругих.
Длярешения поставленных задач и проверки гипотезы были использованы следующиеметоды исследования:
1. Анализпсихолого-педагогической и специальной литературы по проблеме исследования.
2. Методнаблюдения, мониторинг, тестирование учащихся.
3. Методыкачественного и количественного анализа.
Опытно-экспериментальнаябаза исследования: МОУ СОШ №5 города Ишима. В эксперименте участвовали учащиеся3 «А» класса.
Исследованиепроводилось в три этапа.
Первый этап –постановочный (01.09.09 – 01.10.09) – выбор и осмысление темы. Изучениепсихолого-педагогической литературы, постановка проблемы, формулировка цели,предмета, объекта, задач исследования, постановка гипотезы.
Второй этап –собственно-исследовательский (02.10.09 – 02.11.09) – разработка комплексамероприятий и их систематическое проведение, обработка полученных результатов,проверка гипотезы.
Третий этап –интерпретационно-оформительский (03.11.09 – 03.12.09) – проведение контрольногоэксперимента, обработка и систематизация материала.
Научная новизнаисследования состоит в том, что использование современных информационныхтехнологий в учебном процессе впервые рассматривается как самостоятельнаяисследовательская проблема; экспериментально обоснованы условия использованиясовременных информационных технологий в учебном процессе как средства развитияпознавательного интереса младших школьников.
Практическая значимостьзаключается в том, что выводы и результаты курсовой работы могут быть использованыв учебно-воспитательном процессе общеобразовательных учреждений.
Структура и объемработы: работа состоит из введения, двух глав, заключения, библиографическогосписка, включающего 37 наименований, приложений. Работа включает таблицы (4),иллюстрирована рисункам (3). Общий объем работы 53 страницы компьютерноготекста.
ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕОСНОВЫ ИСПОЛЬЗОВАНИЯ СОВРЕМЕННЫХ ИНФОРМАЦИОННЫХ ТЕХНОЛОГИЙ С ЦЕЛЬЮ ПОВЫШЕНИЯПОЗНАВАТЕЛЬНОГО ИНТЕРЕСА К УЧЕБНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
1.1 Понятие«познавательный интерес» в психолого-педагогической литературе
Одним из постоянныхсильнодействующих мотивов человеческой деятельности является интерес (от лат.interest — имеет значение, важно), т.е. реальная причина действий, ощущаемаячеловеком как особо важная. Интерес можно определить как положительноеоценочное отношение субъекта. Познавательный интерес проявляется вэмоциональном отношении школьника к объекту познания. Т.Е.Соклова пишет:«Интерес — как бы естественный двигатель детского поведения, он является вернымвыражением инстинктивного стремления, указанием на то, что деятельность ребенкасовпадает с его органическими потребностями. Вот почему основное правилотребует построения всей воспитательной системы на точно учтенных детскихинтересах… Педагогический закон гласит: прежде чем ты хочешь призвать ребенкак какой-либо деятельности, заинтересуй его ею, позаботься о том, чтобыобнаружить, что он готов к этой деятельности, что у него напряжены все силы,необходимые для нее, и что ребенок будет действовать сам, преподавателю жеостается только руководить и направлять его деятельность» [29, с.265]. Вобучении действует множество интересов. «Весь вопрос в том, — продолжает Т.Е.Соколова,— насколько интерес направлен по линии самого изучаемого предмета, а не связанс посторонним для него влиянием наград, наказаний, страха, желания угодить и т.п. Таким образом, правило заключается в том, чтобы не только вызвать интерес,но чтобы интерес был как должно направлен. Наконец, третий, и последний выводиспользования интереса предписывает построить всю школьную систему внепосредственной близости к жизни, учить детей тому, что их интересует,начинать с того, что им знакомо и естественно возбуждает их интерес» [29,с.274].
Познавательный интерес— это глубинный внутренний мотив, основанный на свойственной человекуврожденной познавательной потребности. Познавательный интерес не являетсячем-то внешним, дополнительным по отношению к учению. Наличие интереса являетсяодним из главных условий успешного протекания учебного процесса и свидетельствомего правильной организации. Отсутствие интереса у школьников являетсяпоказателем серьезных недостатков в организации обучения.
Проблема интереса — этоне только вопрос о хорошем эмоциональном состоянии детей на уроках; от еерешения зависит, будут ли в дальнейшем накопленные знания мертвым грузом илистанут активным достоянием школьников. Многочисленными исследованиями доказано,что интерес стимулирует волю и внимание, помогает более легкому и прочномузапоминанию.
Однако значениепознавательного интереса выходит далеко за рамки учебного процесса. В триединойзадаче: обучения, умственного развития и воспитания личности — интерес являетсясвязующим звеном между тремя ее сторонами. Именно благодаря интересу какзнания, так и процесс их приобретения могут стать движущей силой развитияинтеллекта и важным фактором воспитания всесторонне развитой личности. Обольшом влиянии интереса на развитие интеллекта говорила, в частности, Н.Ф.Талызина,подтверждая свою мысль словами Л. Фейербаха: «То, для чего открыто сердце, неможет составить тайны и для разума» [31, с.312].
Интерес не толькоспособствует развитию интеллекта, но и является одной из движущих сил развитияличности в целом, превращения получаемых знаний не просто в «усвоеннуюинформацию», а в глубоко личный духовный багаж человека. Интерес содействуетформированию волевых качеств личности, а также укреплению ее активной,творческой жизненной позиции. Но значение интереса не исчерпывается и этим. Какмы уже говорили выше, при наличии стрессовых психотравмирующих ситуаций люди,проявляющие поисковую активность, заболевают гораздо реже, чем люди, лишенныетакой активности по тем или иным обстоятельствам.
Познавательный интересв общей структуре учебной мотивации может быть как ведущим, так и второстепенныммотивом учения. Однако, входя в общую систему мотивации, познавательныйинтерес, по словам Г.И.Щукиной, “облагораживает любую деятельность школьника,оказывая влияние на интенсивность и личностное отношение” [36, с.89].
Самостоятельнаяпознавательная деятельность может быть обусловлена потребностью познания,относимой разными авторами к идеальным или социальным потребностям.Познавательную потребность ряд авторов рассматривает как один из концептуальноважных элементов самоактуализации личности.
Н.Г. Морозова называеттри степени интенсивности (силы) познавательной потребности: низкую, среднюю ивысокую [24, с.367]. Начальный уровень потребности характеризуется потребностьюво впечатлениях – индивид реагирует прежде всего на новизну стимула. На второмуровне познавательная потребность – потребность в знаниях (любознательность) –носит стихийно-эмоциональный характер и чаще всего не имеет социально-значимогопродукта деятельности. Высший уровень имеет характер целенаправленнойдеятельности.
Автором выделяются двеформы проявления познавательной потребности: первая – усвоение готовых знаний(усвоение готовых знаний, их интеграция, систематизация и потребность внакоплении знаний); вторая – исследование действительности с целью получениянового знания (анализ впечатлений, интерес к проблемным ситуациям, стремление кцеленаправленной творческой деятельности).
Исследователь кхарактерным особенностям познавательной потребности относит: временной факторзанятия познавательной деятельностью, стремление проникнуть в сутьрассматриваемых вопросов на уроках и во внеурочное время, проявление волевыхусилий при проведении самостоятельной познавательной деятельности,эмоциональный фон при проведении самостоятельного познания.
Как было сказано,наиболее значимыми для познавательной деятельности могут являться широкиесоциальные мотивы. К широким социальным мотивам Е.И. Каргинцева относит:
— мотивы долга иответственности перед обществом, классом, учителем, родителями и т.п.;
— мотивысамоопределения: осознание значимости получаемых знаний, умений и навыков длябудущей жизнедеятельности, желание подготовиться к будущей профессиональнойдеятельности и т.п.;
— мотивысамосовершенствования: получить развитие в результате учения [19, с.53].
Учитывая взаимосвязь ивзаимозависимость внутренней и внешней мотивации самостоятельной познавательнойдеятельности, динамику развития познавательного интереса (по Г.И.Щукиной),степени интенсивности познавательной потребности и обозначенные уровни развитияшироких социальных мотивов, можно условно выделить уровня развитиямотивационного компонента познавательной самостоятельности.
1. Низкий уровень.Самостоятельная познавательная деятельность вызвана сиюминутным интересом,обусловленным внешними обстоятельствами, занимательностью ситуации. Интересвыражается во внимании к конкретным фактам, знаниям – описаниям, действиям пообразцу. Истинного стремления к знаниям нет. Преимущественно индифферентноеотношение к познанию. Внешняя мотивация преобладает над внутренней.
Познавательнаяпотребность низкого уровня. Самостоятельной познавательной деятельностиучащимся уделяется очень мало времени, по сути она ограничена временнымирамками урока. Осознание необходимости самостоятельной познавательнойдеятельности нечеткое. Существует лишь общее знание (представление)необходимости образования.
2. Средний уровень.Самостоятельное познание вызвано интересом на стадии любознательности.Характерные признаки: осознанная избирательная направленность на отдельные(“любимые”) предметы, стремление знать больше, стремление к выяснению возникшихвопросов, к проникновению в сущность проблемы, интерес к зависимостям,причинно-следственным связям, к их самостоятельному установлению. Предметупознавательного интереса школьником посвящается значительная часть свободноговремени, но данный вид деятельности не носит системного характера. Среднийуровень познавательной потребности.
3. Высокий уровеньхарактеризуется убежденностью необходимости изучения всех учебных предметов какосновы личного благополучия в дальнейшей жизни. В то же время учащийсяпроявляет интерес к познанию сложных теоретических вопросов и проблемконкретной науки или системы наук, лежащих в основе избранной старшеклассникомобласти профессиональной деятельности. Доминирующее положение в иерархии мотивовучебной деятельности занимают внутренние мотивы.
Для данного уровняхарактерен интерес к творческой деятельности по освоению знаний, элементытворческой деятельности. Учащийся имеет высокую степень познавательнойпотребности. Практически все свободное время учащимся уделяется исследуемойпроблеме.
Проблеме формированияпознавательного интереса у школьников посвящен целый ряд исследований(Р.Д.Тригер, К.М.Рамонова, Н.К.Постникова, И.Д.Власова, Л.Ф.Захаревич,Л.М.Маневцова, Т.А.Куликова, Е.В.Иванова, Е.С.Бабунова, Л.Н.Вахрушева и др.),рассматривающих его как мотив познавательной деятельности.
Среди многих проблем,направленных на совершенствование процесса обучения, проблема формированияпознавательных интересов является довольно значимой. Она служит отысканию такихпутей обучения, которые привлекали бы к себе учащихся. Интерес приводит вактивное состояние как внешние, так и внутренние силы учебного процесса.
Сила познавательногоинтереса состоит в том, что, являясь глубоко личностным образованием, он«обнажает объективные ценности обучения, сообщает учению силу, легкость,интенсивность и быстроту; придает познавательной деятельности личностный смысл;содействует ее продуктивности, снимает негативное состояние участниковдеятельности (утомление, инертность, равнодушие); придает всей учебнойдеятельности благоприятный эмоциональный тонус...» [5, с.67]. Рядом с развитиеминтереса идет становление таких ценных качеств личности как наблюдательность,старательность, настойчивость, умение преодолевать трудности, стремление кпоиску, самостоятельность и др. Под влиянием интереса познание принимаетличностный смысл. Благодаря познавательному интересу деятельность ученикастановится плодотворной. Интерес к деятельности побуждает человека к дальнейшейдеятельности, содействует ее длительности и продуктивности.
Познавательный интерес- важный фактор учения. В то же время он жизненно необходимый факторстановления личности. Жизнь, лишенная познавательного интереса тускнеет;личность лишена того значимого внутреннего стимула, который постоянноподталкивает ее движение, позволяет пережить радость интеллектуальногоудовлетворения в любой деятельности, какой бы человек не занимался.
Познавательный интересоказывает существенное влияние на все психические процессы: мышление, память,внимание, воображение.
Проблеме формированияинтереса уделила внимание Г.И.Щукина. Она советует «всеми возможными способамивоспламенять в детях горячее стремление к знанию» [37, с.412]. Огромную рольинтересу придавал П.Я.Гальперин: «Непосредственный интерес — вот великийдвигатель — единственный, который ведет верно и далеко» [33, с.456].
Видное место проблемаинтереса заняла в педагогической системе И. Гербарт. Если до Гербарта интересрассматривался как условие для овладения знанием, то Гербарт возвел интерес впедагогическую цель. Учить надо так, чтобы полученное знание возбуждало интереск дальнейшему обучению. Исследуя проблему интереса, Гербарт сделал попыткувыяснить, что такое интерес, его виды (посредственный и непосредственный),связать интерес со стремлением к действию (интерес имеет деятельное начало) и ссамим действием. По его мнению, развитие многостороннего непосредственногоинтереса должно быть важнейшей задачей обучения. Раскрывая сущность понятия«многосторонний интерес», Гербарт выделил шесть его видов, развитие которыхдолжно идти через определенные учебные предметы. Кстати, в первый круг этихпредметов он относит естественные науки. И, наконец, Гербарт останавливается ина условиях возбуждения интереса, т.е. общепедагогические проблемы интереса онвыводит на методику его формирования и развития. Словом, подлиннопедагогическая постановка этой проблемы — неоспоримая заслуга Гербарта.
В России в поисках иныхпутей усвоения знаний к решению проблемы интереса подошли Н.Ф. Бунаков, Н.И. Новиков,Н.И. Пирогов и др. Но наиболее обстоятельно в контексте своей педагогическойтеории рассматривал проблему интереса К. Д. Ушинский. Интерес, по его мнению,связан с потребностью личности и является ее качественной характеристикой. Дляразвития интереса важно использовать природное любопытство ребенка, котороедолжно перерастать в любознательность. Он увидел и психологические основыинтереса, связав его с вниманием. При этом, отдавая должное развитиюпроизвольного внимания, указывая, что нельзя отбрасывать и непроизвольноевнимание, в развитии интереса в ребенке он видит путь к развитию в немстремления к самообразованию. К.Д. Ушинский убедительно показал, что интересобеспечивает умственное и нравственное становление личности.
Г.И. Щукина, Л.И.Божович, Н.Г. Морозова считают, что познавательный интерес имеет «поисковый»характер. Инициатива поиска и самостоятельность в добывании знаний, выдвижениеи постановка познавательных задач являются самыми характерными проявлениямипознавательного интереса.
В настоящее времянаиболее общепризнанной является трактовка познавательного интереса Г.И.Щукиной. По ее мнению, это «… избирательная направленность личности,обращенная к области познания, к ее предметной стороне и к самому процессуовладения знаниями» [37, с.75]. В своем исследовании мы и исходим из этогоопределения. Мы также ориентируемся на характеристики познавательного интересао том, что он направляет личность на активный самостоятельный поиск знаний испособ получения этих знаний. Познавательный интерес может достигнуть такогоразвития, когда не довольствуется прямым расширением знаний об интересующемпредмете, а вызывает стремление переработки этих знаний, поиска существенныхсвязей и отношений внутри этих знаний.
Таким образом,познавательный интерес — это глубокая направленность личности и устойчивыймотив учения. Он создает наиболее благоприятные условия для формирования иразвития нового стиля умственной работы, проявления творческойиндивидуальности, способностей, дарований.
Психологическая структурапознавательного интереса представляет собой сплав эмоционально-волевых имыслительных процессов в человеке, которые составляют единое взаимосвязанноецелое. Своеобразными эмоциями, свойственными познавательному процессу, являютсяудивление, связанное с тем, что нечто новое поразило воображение и состояниеожидания того, что еще предстоит узнать, увлеченность процессом деятельности,интеллектуальную радость, чувство успеха. Волевое начало в познавательноминтересе сопряжено с инициативной самостоятельностью добывания знаний. Ядромпознавательного интереса являются мыслительные процессы.
Познавательный интересявляется образованием формирующимся и развивающимся. При специально создаваемыхопределенных педагогических условиях познавательный интерес возможноформировать в младшем школьном возрасте. При этом он может стать в достаточнойстепени дифференцированным, устойчивым и действенным. Наличие познавательныхинтересов у школьников поддается контролю с помощью специальных критериев.Повышению познавательного интереса школьников способствует использование науроках современных информационных технологий.
В следующем параграфепойдет речь о современных информационных технологиях в учебном процессе.
1.2 Современныеинформационные технологии в учебном процессе
Технология впереводе с греческого означает «искусство», мастерство, умение.Технология изменяет исходное состояние объекта.
Впоследствиитермин «технология» перешел в сферу обработки информации, в которойобъектом является не материальный, а информационный продукт.
Информационнаятехнология — процесс, использующий совокупность средств и методов сбора,обработки и передачи информации.
Современныеинформационные технологии— это обобщённое название технологий, отвечающих за хранение, передачу,обработку, защиту и воспроизведение информации с использованием компьютеров.Невозможно представить себе современные области производства, науки, культуры,спорта и экономики, где не применялись бы компьютеры. Компьютеры помогаютчеловеку в работе, развлечении, образовании и научных исследованиях.
Сегодня современныеинформационные технологии можно считать тем новым способом передачи знаний,который соответствует качественно новому содержанию обучения и развитияребенка. Этот способ позволяет ребенку с интересом учиться, находить источникиинформации, воспитывает самостоятельность и ответственность при получении новыхзнаний, развивает дисциплину интеллектуальной деятельности.
Основной вопроскомпьютеризации образования — это вопрос о реформаторской роли компьютеров в учебномпроцессе. Если видеть в них только еще один из видов ТСО, пусть даже самыйэффективный, никакой реформы образования не получится. Компьютеризацию нужнорассматривать как явление парадигмального характера. Компьютер знаменует собойначало новой эры — эры безбумажной цивилизации и машинной обработки знаний [8,с.66].
Если взглянуть наисторию с позиций педагогики, то в ней можно выявить свою периодизацию, несовпадающую с традиционной, т.е. социологической. По способу сохранения ипередачи информации от поколения к поколению логичным и принципиальнодопустимым, на наш взгляд, было бы такое разделение:
а) дописьменный период(носителем, передатчиком, а иногда и создателем знаний является человек,Учитель; он же несет на себе и моральную ответственность за передаваемыезнания);
б) письменный-докнижный(носителем знаний становится рукописная книга, однако в силу ее малойдоступности по-прежнему необходим человек как распространитель и интерпретаторзнаний; отсюда же возникает кастовый характер образованности);
в) письменный-книжный(носителем и источником знаний, доступных для масс, становится книга,выпускаемая массовыми тиражами и доступная абсолютно всем; ведущая рольчеловека сохраняется в основном на низших ступенях обучения);
г) период безбумажных,электронных технологий и коммуникаций, свидетелями начала которого мы всеявляемся и осмысливать который нам предстоит [10, с.312].
Для каждого изназванных периодов была сформирована и веками совершенствовалась своятехнология работы с информацией. Возьмем хотя бы «книжный» период.Нельзя не признать, что в мире существует обширная литература по технологииработы с книгами, детально выделены и методически разработаны различные видычтения, типы конспектов и конспектирования, техника работы с картотеками,методика создания собственного справочного аппарата, правила библиографическогопоиска и профессионально грамотного оформления записей и многое другое.Правилам работы с книжными источниками и ведению записей люди учатся напротяжении всего срока обучения, от школы до вуза. Совершенно очевидно, чтопоявление принципиально новых материальных носителей информации должно повлечьза собой аналогичный процесс — разработку постоянно углубляющейся системыметодик их использования в различных сферах жизни [11, с.85].
Любая методика работы саппаратурой должна учитывать ее возможности и конструктивные особенности. Внашем случае крайне важно учитывать параметры не только уже имеющейся, но и, повозможности, техники завтрашнего дня. Тенденции развития компьютерной техники,просматривающиеся в литературе, дают основание предположить, что в ближайшеевремя развитие компьютеров будет происходить по традиционной схеме, т.е. видеологии самого компьютера как технической системы, и в основных подходах кего использованию коренных, принципиальных изменений не ожидается. Реальнопредвидимыми направлениями можно считать следующие:
1. Скачкообразноеповышение частоты ЦПУ (от 2,5 Ггц и выше).
2. Переход напринципиально новые, высокоскоростные типы плат оперативной памяти (от 400Мгц ивыше).
3. Последовательноеувеличение емкости HD (75 Гб и выше).
4. Массовоераспространение видеопанелей — плоских ЖК-мониторов большого размера,интегрирующих функции ПК и ТВ.
5. Широкоераспространение «голосовых» технологий (ввода текстов и управленияработой компьютера с помощью голоса).
6. Резкое увеличениеотносительного количества портативных компьютеров.
7. Тотальную«интернетизацию» технической базы и всего программного обеспечениякомпьютеров.
8. Последовательноеснижение цен на модели массового пользования.
9. Массовоепроникновение компьютера во все сферы практической жизни.
10. В планеинформационного обеспечения ПК предвидится переход к технологии квантованиятекстов, дополнения сплошных массивов научного текста их квантованными копиями- наборами логически укомплектованных, содержательно замкнутых дефиниций [11,с.52].
Сеть баз знаний,построенных по принципу квантованных текстов, позволит компьютеру автоматическисоздавать законченные, исчерпывающие компиляции по любой заданной проблеме.Исходя из этого в социальном плане наиболее значимым направлением культурнойэволюции должно стать массовое внедрение специализированных программ иинтегрированных пакетов ПО во все сферы деятельности, что, собственно, иследует расценивать как переход всего человеческого сообщества на современныеинформационные технологии.
Развитие программногообеспечения приблизило компьютер к человеку, сделало возможной работу накомпьютере без обязательного обращения к языкам программирования, тем самымвовлекло миллионы людей в круг активных пользователей компьютерной техники. Итеперь будущее компьютерной цивилизации зависит уже не от техническихвозможностей аппаратуры (хотя и этот аспект сохраняет определенную значимость),а от психологии массы людей, сидящих перед мониторами индивидуальных ПК, и оттого, на решение каких задач направит человечество всю мощь арсеналакомпьютерных технологий. Из всего круга возможностей, предоставляемыхкомпьютерной техникой, особое значение приобретают сетевые технологии [12,с.46].
Информатика как наука озаконах бытования информации в мире в компьютерную эпоху становится одной изосновополагающих, и ее нужно подавать именно как самостоятельную науку.Программирование значительно правильнее выделить в отдельную специальность иназывать именно программированием — конкретной дисциплиной со своими целями изадачами, предназначенной для узкого круга одаренных программистов. А все, чтокасается компьютерной поддержки учебного процесса и компьютеризации различныхвидов деятельности, нужно давать всем, в хорошем объеме и оченьцеленаправленно. Во-вторых, любой добросовестно работающий учитель всегда самготовил для своих занятий необходимые дидактические материалы. В новых условияхон также должен иметь такую возможность, т.е. он должен быть подготовлен ксамостоятельной разработке и изготовлению компьютерных дидактическихматериалов. В связи с этим хотелось бы подчеркнуть, что речь идет прежде всегоне о больших программных продуктах, имеющих коммерческую значимость, а о рабочихматериалах, используемых конкретным педагогом на своих уроках [13, с.42].
Компьютеризацияшкольного образования относится к числу крупномасштабных инноваций, пришедших вроссийскую школу в последние десятилетия. В настоящее время принято выделятьследующие основные направления внедрения компьютерной техники в образовании:
- использованиекомпьютерной техники в качестве средства обучения, совершенствующего процесспреподавания, повышающего его качество и эффективность;
- использование современных информационных технологий в качествеинструментов обучения, познания себя и действительности;
- рассмотрениекомпьютера и других современных средств информационных технологий в качествеобъектов изучения;
- использованиесредств новых информационных технологий в качестве средства творческогоразвития обучаемого;
- использованиекомпьютерной техники в качестве средств автоматизации процессов контроля,коррекции, тестирования и психодиагностики;
- организациякоммуникаций на основе использования средств информационных технологий с цельюпередачи и приобретения педагогического опыта, методической и учебнойлитературы;
- использованиесредств современных информационных технологий для организации интеллектуальногодосуга;
- интенсификация исовершенствование управления учебным заведением и учебным процессом на основеиспользования системы современных информационных технологий [13, с.52].
Возможностисовременной вычислительной техники в значительной степени адекватныорганизационно-педагогическим и методическим потребностям школьногообразования:
- вычислительные — быстрое и точное преобразование любых видов информации (числовой, текстовой,графической, звуковой и др.);
- трансдьюсерные — способность компьютера к приему и выдаче информации в самой различной форме(при наличии соответствующих устройств);
- комбинаторные — возможность запоминать, сохранять, структурировать, сортировать большие объемыинформации, быстро находить необходимую информацию;
- графические — представление результатов своей работы в четкой наглядной форме (текстовой,звуковой, в виде рисунков и пр.);
- моделирующие — построение информационных моделей (в том числе и динамических) реальныхобъектов и явлений [12, с.412].
Перечисленныевозможности компьютера могут способствовать не только обеспечению первоначальногостановления личности ребенка, но и выявлению, развитию у него способностей,формированию умений и желания учиться, созданию условий для усвоения в полномобъеме знаний и умений.
Подачаэталонов для проверки учебных действий (через учебные задания или компьютерныепрограммы), предоставление анализа причин ошибок позволяют постепенно обучатьучащихся самоконтролю и самокоррекции учебно-познавательной деятельности, чтодолжно присутствовать на каждом уроке.
Проникновениесовременных информационных технологий в сферу образования позволяет педагогамкачественно изменить содержание, методы и организационные формы обучения. Цельюэтих технологий в образовании является усиление интеллектуальных возможностейучащихся в информационном обществе, а также гуманизация, индивидуализация,интенсификация процесса обучения и повышение качества обучения на всех ступеняхобразовательной системы. Основные педагогические цели использования средствсовременных информационных технологий:
1)Интенсификация всех уровней учебно-воспитательного процесса за счет применениясредств современных информационных технологий:
повышениеэффективности и качества процесса обучения;
повышениеактивности познавательной деятельности;
углублениемежпредметных связей;
увеличение объемаи оптимизация поиска нужной информации.
2) Развитиеличности обучаемого, подготовка индивида к комфортной жизни в условияхинформационного общества:
развитиеразличных видов мышления;
развитиекоммуникативных способностей;
формирование уменийпринимать оптимальное решение или предлагать варианты решения в сложнойситуации;
эстетическоевоспитание за счет использования компьютерной графики, технологии мультимедиа;
формированиеинформационной культуры, умений осуществлять обработку информации;
развитие умениймоделировать задачу или ситуацию;
формированиеумений осуществлять экспериментально–исследовательскую деятельность.
3) Работа навыполнение социального заказа общества:
подготовкаинформационно грамотной личности;
подготовкапользователя компьютерными средствами;
осуществлениепрофориентационной работы в области информатики [12, с.255].
Принимая вовнимание огромное влияние современных информационных технологий на процессобразования, многие педагоги все с большей готовностью включают их в своюметодическую систему. Однако, процесс информатизации школьного образования неможет произойти мгновенно, согласно какой-либо реформе, он является постепенными непрерывным.
Практическаяреализация компьютерных технологий и переход на последующие этапыинформатизации связана с отбором содержания отдельных предметов с цельюсоздания компьютерных программ. Программное обеспечение должно отражатьдействующий учебный план и быть сопряженным во времени с учебным планом школы.Таким образом, одной из ведущих научно-методических проблем в данном случаестановится создание методологии проектирования современных учебных(информационных) технологий применительно к школьному образованию [13, с.62].
Компьютерныеучебные программы заявили о себе, как о средстве обучения, в начале 70-х годов впериод появления персональных компьютеров, но до сих пор не имеютобщепризнанного и «узаконенного» названия. Наиболее часто встречаются такиеформулировки, как: программно-методический комплекс, обучающие программы,программные средства учебного назначения, контролирующе–обучающие программы идр. Наиболее широким из них является понятие – программное средство учебногоназначения.
Такимобразом, современные информационные технологии — широкий класс дисциплин иобластей деятельности, относящихся к технологиям управления и обработки данных,в том числе, с применением вычислительной техники.
В последнеевремя под современными информационными технологиями чаще всего понимаюткомпьютерные технологии. В частности, информационные технологии имеют дело сиспользованием компьютеров и программного обеспечения для хранения,преобразования, защиты, обработки, передачи и получения информации. Современныеинформационные технологии повышают познавательный интерес учащихся в учебнойдеятельности. О психолого-педагогических аспектах повышения познавательногоинтереса к учебной деятельности через использование современных информационныхтехнологий пойдет речь в следующем параграфе.
1.3 Психолого-педагогическиеаспекты повышения познавательного интереса к учебной деятельности черезиспользование современных информационных технологий
Широкая познавательнаянаправленность (интерес к знаниям, к преодолению трудностей) формируется всемходом обучения в школе. Познавательные интересы, как более глубокие, требуютдля своего формирования особой работы. Еще более кропотливого труда требуетвоспитание мотивов самообразования.
Формированиюпознавательных мотивов способствуют все средства совершенствования учебногопроцесса: обновление содержания и укрепление межпредметных связей,совершенствование методов обучения, разработка и распространение методойпроблем но-развивающего обучения, модернизация структуры урока, расширение формсамостоятельной работы на уроке, активизация учебной деятельности школьников науроке, особая система работы по воспитанию приемов самообразования (на уроке,на ученических собраниях, на часе классного руководителя).
Применение современныхметодов обучения совершенствует все виды познавательных мотивов, прежде всего широкиепознавательные мотивы: интерес к знаниям, к содержанию и процессу учения. В тоймере, в какой ученик участвует в поиске и обсуждении разных способов решенияпроблемы, разных путей его проверки, у него, безусловно, совершенствуются иучебно-познавательные мотивы — интерес к способам добывания знаний. Становятсяболее зрелыми и приемы целеполагания школьников. Проблемное обучениесопровождается ситуациями свободного выбора заданий, атмосферой дискуссий, чтоповышает мотивацию престижности обучения, мотивацию стремления к компетентности[15, с.68].
В последние годыдидакты подчеркивают необходимость оптимального сочетания разных методов, чтопозволяет раскрыть школьникам новые знания в виде проблем и в то же время неупустить отработку у учащихся приемов и способов работы до уровня навыков иумений. С психологической точки зрения сочетание методов нужно и дляформирования разных видов мотивации школьников.
Перечисленные вышеформы учебной работы возбуждают все виды познавательных мотивов, вызываютразного рода положительные эмоции от новых, более «взрослых» форм работы, отновых типов взаимоотношений с учителем, создают атмосферу непринужденности ираскованности школьников, активизируют процессы целеполагания, когда школьникине боятся ставить самостоятельные цели и т. д.
Основным резервомформирования всех видов учебно-познавательных мотивов и мотивов самообразованияявляется активизация учебной деятельности школьников. Эта активизация можетосуществляться в разных формах учебной работы школьников. Укажем некоторые изних.
Мотивационно-потребностнаясфера соотносится с другими структурными компонентами учебно-познавательнойдеятельности. Так, Г. И. Щукина изучала познавательные интересы учащихся впятых — шестых классах и их успеваемость, выявив 3 группы интересов (аморфные,широкие, стержневые) уровень развития познавательного интереса, по даннымнаблюдений автора и интервью с учителями, соответствует, как правило, уровнюзнаний. К примеру, элементарным знаниям соответствует и низкий уровеньинтереса, который побуждается: внешними эффектами. Знаниям глубокимсоответствует интерес к активному поиску существенных связей и объективных,закономерностей. Однако, полагает Г. И. Щукина, высокий уровень знаний необязательно связан только с интересом; он может обеспечиваться и другимимотивами (долг, ответственность), прочно усвоенными познавательными умениями.
В исследовании С. В.Анащенковой, выполненном под нашим руководством (1988), было выявленоопределенное соотношение учебной успеваемости с разными видами мотивации вгруппах младших школьников первых — третьих классов, имеющих различный уровеньинтеллекта. При высоком интеллекте в группах и с познавательной и с социальноймотивацией имеет место высокая успеваемость (4,7—4,4 балла). В группе сосредним уровнем интеллекта успеваемость оценивается в пределах 4,4—3,5 балла. Вэтой группе учащиеся с преобладанием познавательной мотивации имеют болеевысокие баллы, чем школьники с преобладанием социальной мотивации. И, наконец,в небольшой по численности группе с низким уровнем интеллекта успеваемостьоценивается в пределах 2,7—2,9 балла. Результаты данного исследования позволяютпредположить, что влияние мотивации в качестве внутреннего фактора учебнойуспеваемости опосредуется уровнем интеллектуального развития.
Рассмотрениепознавательной мотивации у младших школьников позволило М. В. Матюхиной сделатьвывод о том, что различные виды данной мотивации не в одинаковой степенисвязаны с успеваемостью. Весьма тесные связи обнаруживаются между стремлением ктворческой деятельности и успеваемостью. Коэффициент их корреляции равен 0,507(на уровне значимости 0,01). Коэффициент корреляции между стремлением к выборутрудных заданий на уроке и успеваемостью равен 0,537. Согласно данномуисследованию, высокий уровень стремления к напряженной умственной деятельностихарактерен для более успевающих (3,9 балла), а высокий уровень стремления кразнообразию и новизне встречается у детей с более низкой успеваемостью (3,3балла).
Среди многообразияпутей и средств, выработанных практикой для формирования устойчивыхпознавательных интересов, выделим увлеченное преподавание, новизну учебногоматериала, историзм, связь знаний с судьбами людей, их открывшими, показпрактического применения знаний в связи с жизненными планами и ориентациями школьников,использование новых и нетрадиционных форм обучения, чередование форм и методовобучения, проблемное обучение, эвристическое, обучение с компьютернойподдержкой, применение мультимедиа-систем, использование интерактивныхкомпьютерных средств, взаимообучение (в парах, микрогруппах), тестированиезнаний, умений, показ достижений обучаемых, создание ситуаций успеха,соревнование (с товарищами по классу, самим собой), создание положительногомикроклимата в классе, доверие к обучаемому, педагогический такт и мастерствопедагога, отношение педагога к своему предмету, к обучаемым, гуманизацияшкольных отношений и т. д.
В последнеевремя встает вопрос — как использовать современные информационные технологии вобучении и нужны ли они, ведь раньше спокойно обходились и без них. Но прогрессне стоит на месте, а значит, и отказываться от новых внедрений нецелесообразно.
Современные информационныетехнологии предоставляют огромные возможности для развития процессаобразования. Информационные технологии позволяют реализовывать принципыдифференцированного и индивидуального подхода к обучению. На занятиипреподаватель дает возможность каждому обучаемому самостоятельно работать сучебной информацией, что позволяет ему детально разобрать новый материал посвоей схеме. Информационные технологии можно использовать как для очного, так идля дистанционного обучения; в условиях как городской, так и сельской школы.Они дают возможность реализовывать мировые тенденции в образовании, возможностивыхода в единое мировое информационное пространство. Применение компьютерныхтехнологий позволяет повысить уровень самообразования, мотивации учебнойдеятельности; дает совершенно новые возможности для творчества, обретения изакрепления различных профессиональных навыков, и, конечно, соответствуетсоциальному заказу, который государство предъявляет к школе [15, с.57].
Прежде всего, современныеинформационные технологии разрушат монополию учителя и учебника какединственных источников знаний. Они же дадут возможность получать полноценныезнания не только в форме обязательно посещаемых занятий — очень скоро станутреальностью опосредованное общение «ученик — компьютер — учитель» какв синхронном («on line»), так и в асинхронном режимах, а также такаяэкзотика, как виртуальный класс. В условиях свободного, неограниченного доступаучащихся к информации станет практически невозможным привычное сейчас обучениевсех на основе одного учебного плана и единых, так называемых«базовых» программ. Учителю придется принять в качестве реальноститот факт, что объем знаний, доступных ученику, действительно неисчерпаем и, чтоученик может знать по той или иной дисциплине значительно большепредусмотренного программой, но только в таком направлении, которое в этойпрограмме, возможно, вообще не затрагивалось. Современный компьютер имеетвеликолепную возможность взять на себя рутинную работу по непосредственнойпередаче знаний и фактов, полной или частичной проверке полноты и прочности ихусвоения, а также по отработке многих стандартных умений и навыков. Однако длятого, чтобы все эти возможности могли быть реализованными в массовом учебномпроцессе, необходима фундаментальная научная, а затем научно-методическаяпроработка самой концепции образования в эпоху компьютеров, глубинноепереосмысление ролей и функций каждого из субъектов педагогического процесса [17,с.224].
Педагог может ужесейчас переложить на компьютер значительную часть своей работы. Однако именно вэтом выражении и кроется одна из самых существенных ошибок. Речь должна идти нео том, чтобы просто передать свои функции машине («спихнуть» своюработу на ПК!), а о том, чтобы освободить время и силы учителя для выполнениязадач более высокого, специфически «человеческого» уровня, гдекомпьютер пока бессилен. Иными словами, в условиях компьютеризации кореннымобразом изменяются функции и ученика, и учителя. Ученик — это очевидно — взначительной мере привыкает к самостоятельной работе и начинает приобретатьбольшую часть фактических знаний собственным трудом. Учитель же берет на себязадачи более сложные:
- сформироватьстойкий познавательный интерес как самый действенный стимул для всей дальнейшейучебы;
- помочьучащимся в определении направления их личных интересов;
- сформироватьпредставление о ПК прежде всего как об инструменте познания мира и научитьнавыкам рациональной работы за ПК;
- поднятьобучение на более высокий уровень обобщения как внутри отдельных учебныхдисциплин, так и во всей их совокупности;
- уделятьмаксимум внимания интеллектуальному и духовному развитию учащихся, опираясь,прежде всего, на авторитет изучаемых дисциплин;
- всемерноразвивать и формировать мышление учащихся, укреплять самостоятельность итворческую основу мышления [22, с.160].
На последнем моментенеобходимо остановиться особо. Мышление учащихся, получив из совокупности«ПК+ПО» мощную инструментальную и фактологическую поддержку, должностановиться более эффективным. Не вдаваясь в детали этой фундаментальнойпсихологической проблемы, отметим только некоторые характеристики процессамышления, где положительное воздействие современных информационных технологийможет быть наиболее ощутимым:
- активность,
- критичность,
- способностьк самообучению и самосовершенствованию,
- четкостьи обоснованность суждений,
- владениенавыками логического анализа,
- самостоятельностьвыводов [17, с.63].
Отсюда следует, что вновых условиях основной и главнейшей задачей педагога на любом уровнестановится именно развитие мышления обучаемых. Если учесть, что фактическаяоснова знаний может быть получена учениками в процессе самостоятельной работыза ПК, то педагогу остается единственное — организовать на уроке атмосферуинтенсивного обмена мыслями, творческого применения имеющихся знаний кконкретным условиям и задачам, т.е. вовлечь всех учащихся в активную умственнуюработу и научить их видеть удовольствие в такой работе. Обычная, частовстречаемая диктатура преподавателя в данном случае неприемлема. Болееправильной будет организация совместного мышления, протекающего в рамкахцеленаправленного педагогического общения. Такое общение полностью совпадает свозникшим в 80-е годы понятием «педагогика сотрудничества», но толькос появлением в структуре «учитель — ученик» нового структурного звена– ПК [15, с.268].
Инженерия знаний, а вузком смысле — режиссура компьютерных обучающих программ, — это абсолютно новаяпедагогическая специальность, необходимость которой проявляется и осознаетсятолько сейчас, и медлить с ее созданием нельзя, если мы не хотим еще долгиегоды эпизодически, бессистемно пользоваться случайно попадающими в странуучебными программами таких, к примеру, фирм, как известная Apple Macintosh.Накопленный за два предшествующих десятилетия фонд конкретных обучающихпрограмм по отдельным дисциплинам, представленных на нашем компьютерном рынке,к настоящему времени также стал достаточно обширным. К сожалению, наиболеешироко на нем представлены электронные учебники только двух направлений — собственно компьютерного профиля (программирование и работа с конкретнымиузконаправленными программами) и обучение иностранным языкам. Есть и другие — по отдельным учебным дисциплинам различного профиля, но их набор в целомзначительно меньше, и, кроме того, они крайне редко образуют полный,законченный цикл по тому или иному предмету. Однако помимо «прямых»учебников, непосредственно передающих объем знаний по отдельному предмету,появилось много издаваемых на CD-дисках материалов близкого, дополняющегохарактера — всевозможные «Репетиторы», «Справочники»,«Студенческие бомбы», экзаменационные билеты с ответами на них и т.п.Нельзя игнорировать и стихийно-лавинное распространение на CD и в Интернетевсевозможных рефератов, курсовых и дипломных работ и т.п., которые легкокопируются и выдаются за свои. Отсюда напрашивается вывод: необходимыспециальные обзорно-аналитические издания, освещающие панораму рынкакомпьютерных программ и материалов педагогического назначения. Ввидунеобычайной динамичности этого рынка рациональнее всего сделать такое изданиепериодическим и электронным (с распространением через Интернет, как известный журналInternet Zone, и параллельно — на CD). И для практической реализациивозможностей подобного журнала во всех педагогических вузах крайне необходимнебольшой учебный курс или спецкурс, который научил бы студентовориентироваться в море существующих программ, реально представлять ихпрофессиональный уровень и конкретные практические возможности [22, с.52].
И, наконец,еще один очень простой и одновременно сложный аспект: каждый профессиональноподготовленный педагог, естественно, обладает известной эрудицией в своей сфередеятельности, знает свои инструменты — книги, приборы, оборудование — и умеетими пользоваться. Если считать обучающие компьютерные программы частью такогоарсенала, то неизбежно следует вывод: современный учитель обязан знать существующиепрограммы по профилю своей работы, иметь к ним достаточный доступ, хорошопредставлять назначение и возможности каждой из них и уметь ими пользоватьсякак самостоятельно (для себя), так и в рамках реально проводимого урока.Реальная ситуация в данном направлении представляет пока одно большое белоепятно, и исправлять ее можно только на государственном уровне. Во всякомслучае, существующие методкабинеты и ИУУ просто обязаны иметь в своем штатесоответствующих консультантов и максимально широкий фонд свободнораспространяемого ПО, чтобы проводить действенную, эффективную пропагандукомпьютерных технологий в образовании. Иначе отставание массовой педагогики сгодами будет все более закрепляться.
Используясистемы мультимедиа, позволяющие объединить возможности компьютера и знанияучителя, стало возможным создание электронных учебников, которые болеенаглядно, красочно и с мобильным доступом информации предстанут передучениками. Содержание учебника включает в себя такие разделы как: теоретическаячасть, контрольные задания, лабораторные работы, курсовые работы, вопросы длясамопроверки, что присуще и традиционному учебнику, но электронный учебникболее компактен (его объем позволяет полностью разместиться на одном диске), всодержании его могут использоваться видеофильмы и фрагменты звука, что придаетему большую привлекательность и оснащенность. В обращении он прост и позволяетученику легко вернуться к той информации, которую он не понял. Нажать кнопкиклавиатуры гораздо быстрее и проще, чем перелистывать страницы учебника назад.Такое новое школьное пособие проявляет у учеников большой интерес к учебе ижелание изучать предмет в более углубленной форме, что, несомненно, сказываетсяна их уровне знаний. Способ ведения урока, когда учитель связан с каждым ученикомкласса единой компьютерной сетью, позволяет учителю более детально иперсонально подойти к вопросу обучения ученика, проверить его уровень знаний инаверстать «пробелы» в его знаниях [15, с.279].
Такимобразом, современные информационные технологии открывают возможностипреподавателям отказаться от свойственных традиционному обучению рутинных видовдеятельности преподавания, предоставив ему возможность использоватьинтеллектуальные формы труда, освобождают от изложения значительной частиучебного материала и рутинных операций, связанных с отработкой умений инавыков.
Внедрение современныхинформационных технологий в образование дает возможность выбора оптимальногонабора технологий для организации учебного процесса. При выборе необходимоучитывать их соответствие индивидуальным качествам обучаемых и специфическимособенностям конкретных предметных областей [17, с.270].
В условиях,когда компьютер занимает все более важную и неотъемлемую часть в современномобществе, использование современных информационных технологий в учебномпроцессе позволяет обеспечить будущее страны грамотным поколением, способнымразрабатывать и внедрять новые идеи во все сферы наук, а также способствуетповышению познавательного интереса учащихся в учебной деятельности.
Следующаяглава будет посвящена использованию современных информационных технологий каксредства повышения познавательного интереса младших школьников к учебнойдеятельности.
ГЛАВА 2. ИСПОЛЬЗОВАНИЕСОВРЕМЕННЫХ ИНФОРМАЦИОННЫХ ТЕХНОЛОГИЙ КАК СРЕДСТВА ПОВЫШЕНИЯ ПОЗНАВАТЕЛЬНОГОИНТЕРЕСА МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ К УЧЕБНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
2.1 Диагностика уровняпознавательного интереса к учебной деятельности у младших школьников
Для исследованияэффективности использования современных информационных технологий как средстваповышения познавательного интереса детей младшего школьного возраста на базеМОУ СОШ №5 города Ишима был проведен эксперимент.
В эксперименте принялиучастие учащиеся 3 «А» класса в количестве 20 человек. Список детей,участвующих в исследовании приведен в приложении 1.
Эксперимент состоял изтрех этапов:
1 этап – констатирующийэтап — первичная диагностика уровня сформированности познавательного интереса кучебной деятельности у младших школьников.
2 этап – формирующийэтап — организована работа по повышению познавательного интереса учащихся кучебной деятельности с использованием современных информационных технологий.
3 этап – контрольныйэтап — повторная диагностика уровня сформированности познавательного интереса кучебной деятельности у младших школьников, проведен анализ полученныхрезультатов.
Для выявления уровня сформированностипознавательного интереса к учебной деятельности использовалисьследующие критерии и показатели:
1. Обращённостьучащихся к объектам познания (фактам, процессам, закономерностям)сопровождается такими параметрами, как устойчивость, локализованность иосознанность познавательного интереса.
2.Эмоциональная вовлеченность в учебный процесс (сосредоточенность внимания,слабая отвлекаемость).
3.Интеллектуальная активность (стремление поделиться с товарищами, учителем новойинформацией, почерпнутой из различных источников за пределами обучения,стремление учащихся по собственному побуждению участвовать в деятельности).
Привыборе критериев была использована методика исследования познавательногоинтереса, предложенная Кувалдиной Е.А.
На основе выделенныхкритериев, а также для аналитической обработки результатов исследования иполучения количественных показателей были выделены три уровня сформированности познавательногоинтереса учащихся: низкий, средний и высокий.
Высокий уровень – ребенокпроявляет интерес к познанию существенных свойств предметовили явлений, составляющих более глубокую и часто невидимую их внутреннюю суть; познавательныйинтерес школьника достаточно устойчив, внутренняя мотивация в учениипреобладает; учащиеся активно ищут знания, извлекают их из различных источникови за пределами урока; учащиеся стремятся по собственному побуждению участвоватьв деятельности, в обсуждении поднятых на уроке вопросов, в дополнениях,поправках ответов товарищей, в желании высказать свою точку зрения; учащиесяимеют положительный эмоциональный настрой, поглощены деятельностью, несмотря напосторонние раздражители.
Средний уровень – учащиесяимеют интереск новым фактам, к занимательным явлениям, которые фигурируют в информации,получаемой учениками на уроке, такой интерес может быстро остыть, исчезнутьвместе с породившей его ситуацией, он требует постоянного подкрепления извне,наслоения новых и новых исключительных впечатлений, в структуре личности он неоставляет особого следа, так как интерес её всё время побуждается внешнимисредствами, сам школьник остаётся к познанию нейтральным.
Низкий уровень – инертный,равнодушный к учению ученик не задаёт вопросов, его интеллект не тревожат нерешённыевопросы, во время звонка эти учащиеся сразу перестают слушать, оставляютнеоконченным начатое задание, закрывают книги и первыми выбегают на перемену.
Сцелью определения уровня сформированности познавательного интереса к учебнойдеятельности мы использовали анкету. Учащимся была предложена анкета, состоящаяиз 7 вопросов (см. Приложение 2).
Данные,полученные после обработки анкеты можно поместить в таблицу №1.
Таблица1
Уровниразвития познавательных интересов учащихся
Показатели познавательного интереса
Уровни познавательного интереса Обращённость учащихся к объектам познания Эмоциональная вовлеченность в учебный процесс Интеллектуальная активность
Низкий уровень.
46,5 %
Отсутствие самостоятельной познавательной деятельности. Работа под контролем.
47,8 %
Отрицательная мотивация к познавательной деятельности, к процессу и содержанию учения.
37,7 %
Низкий уровень активности, познавательная инертность. Отсутствие стремления к деятельности в процессе познания.
33,4 %
Средний уровень.
33,5 %
Эпизодическая активность, побуждаемая внешними стимулами (учителем, друзьями, родителями, способами выполнения заданий и т. д.).
36,1 %
Неустойчивая мотивация к внешним сторонам деятельности. Эпизодическая познавательная мотивация с условием внешнего стимулирования.
31,9 %
Ситуативная самостоятельность в познавательной деятельности. Проявление самостоятельности при наличии внешних побудителей.
40,4 %
Высокий уровень.
17,4 %
Активность, стимулируемая не только внешними, но и внутренними побудителями.
30,5 %
Устойчивая потребность в познавательной деятельности. Интерес к результату и оценке познавательной деятельности как мотив.
24,1 %
Интенсивный процесс самостоятельной деятельности по развитию интереса. Стремление использовать помощь.
10,3 %
Изданной таблицы видно, что почти у половины класса (46,5 %) низкие уровни развитияпознавательных интересов; у трети класса (33,5 %) – средние уровни; у шестойчасти класса (17,4 %) высокие уровни развития познавательных интересов; оченьнебольшому числу учеников (1,4 %) преемственны очень высокие уровни.Следовательно, уровни развития познавательных интересов детей в целом по классумалы, они требуют повышения, причем с использованием современных информационныхтехнологий.
2.2 Экспериментальноеиспользование современных информационных технологий как средства повышенияпознавательного интереса младших школьников
Дляиспользования современных информационных технологий в учебном процессе мы:
1. Обеспечилиучебный процесс ноутбуками и мультимедиа-проекторами,
2. Пополнилишкольную медиатеку.
3. Создаликомпьютерный методический кабинет для учителей и индивидуальнойнаучно-исследовательской деятельности участников образовательного процесса.
4. Подключилишколу к сети.
5. Провелианкетирование учащихся, родителей, учителей на предмет использования цифровых образовательныхресурсов в учебном процессе.
6. Эпизодическивключали информационные технологии в преподавание ряда учебных дисциплин.
7. Провелипервичный (вводный) контроль качества знаний и общеучебных компетентностейучащихся.
Ожидаемые результатыформирующего этапа эксперимента:
1. Достижениеновых образовательных результатов.
2. Снижениезатрат (времени, сил) на достижение существующих образовательных результатов.
3. Развитиеновых и совершенствование существующих форм и методов организацииобразовательного процесса.
Для решенияпоставленных задач было организовано 2 группы: контрольная и экспериментальная.Контрольная группа составляла 10 учеников и занималась по традиционной методикеи экспериментальная группа, в которой занималось 10 учеников с использованиемразработанной компьютерной ИДС. В начале эксперимента уровень подготовленностиу учеников обеих групп по результатам тестирования существенно не отличались.
Исследованиюбыли подвержены показатели и тесты, входящие в общую оценку знаний учащихся.
Внедрение ипропаганда результатов:
- Обобщение опыта работы по данной проблеме.
- Проведение семинаров для учителей.
Ожидаемыерезультаты:
- повысить качество образовательного процесса;
- повысить мотивацию к изучению предмета;
- развить исследовательские и творческие навыки;
- развить навыки самостоятельной работы и навыки работы в команде.
Направленияработы с использованием современных информационных технологий:
— введениенового материала с помощью мультимедийных презентаций; (Применение компьютерныхпрезентаций позволяют интенсифицировать усвоение учебного материала).
Компьютерныепрезентации позволяют акцентировать внимание учащихся на значимых моментахизлагаемой информации и создавать наглядные эффектные образы. Компьютерныепрезентации позволяют адаптировать учебный материал под особенности учащихся).
— отработкалексических и грамматических структур с помощью компьютерных программ;
Существуютразнообразные программы для тренировки лексических и грамматических навыков,которые позволяют учащимся выбрать приемлемый уровень заданий.
Применениекомпьютерных технологий в проектной деятельности активизирует процесс обучения,формирует и далее развивает мотивацию обучения. Данную технологию можно суспехом использовать как на уроках, так и во внеурочной деятельности.
Приподготовке к уроку с использованием компьютерных технологий мы продумали, какорганизовать процесс общения учеников с компьютером, сопоставить функциикомпьютерных средств и действия ученика, способы подачи учебного материала,представленного в электронном издании по учебному предмету. Для того чтобыпровести целый урок в компьютерном классе, разрабатывали подробный планучебного занятия. Особое внимание уделяли формулировке вопросов и заданий,которые использовались на данном уроке.
Рассмотримнаиболее распространенную схему организации урока с использованием средствкомпьютерных технологий.
Напервом этапе учитель проводит беседу, в процессе которой может вводить новыепонятия, определять готовность учащихся к самостоятельной работе с электроннымиресурсами. Если необходимо, учитель демонстрирует специфику работы спрограммными продуктами. Учащимся выдаются индивидуальные задания.
Навтором этапе учащиеся начинают синхронное вхождение в работу с электроннымресурсом под руководством учителя, после чего приступают к самостоятельнойработе. На данном этапе учитель становится наставником, организатором процессаисследования, поиска, переработки информации, консультантом учащихся.
Третийэтап предполагает работу учащихся с различным дидактическим материалом (безкомпьютера). Можно предложить ребятам проблемную ситуацию или задачу, решениекоторых поможет достижению целей урока.
Взависимости от конкретного учебного занятия этапы могут быть ранжированы иначе.Например, на втором этапе может быть предложена система упражнений,обеспечивающая подготовку учащихся к работе, сама работа с электронным ресурсомстанет кульминацией урока.
Наформирующем этапе нами проводился ряд мероприятий, направленных на формированиепознавательного интереса учащихся.
Вприложении 3 представлен конспект занятия по развитию познавательного интересаучащихся через использование графического редактора. Тема занятия: Созданиедвижущихся изображений. Анимация рисунков. Цели занятия:
1. Закреплениепонятий графический редактор, инструменты графического редактора.
2. Закреплениеи проверка навыков работы в графическом редакторе Paint.
3. Развитиепознавательного интереса и творческой активности.
Мыприменили несколько основных принципов организации урока для младшихшкольников, обеспечивающих высокую степень активизации познавательнойдеятельности учащихся при одновременном достижении основных целей урока.
1.Использование преимущественно игровых форм занятий, особенно на начальном этапеобучения. Для детей 9 лет игра преобладает над другими видами деятельности.Играя, ученики осваивают и закрепляют сложные понятия, умения и навыкинепроизвольно. На обычном уроке учитель затрачивает много сил на поддержаниедисциплины и концентрации внимания учеников, в игре же эти процессы для детейестественны.
2.Конкурсно-соревновательный характер выполнения практических заданий,использование рейтинговых оценок учащихся. Свойственную детям данного возрастаактивную борьбу за лидерство в коллективе, потребность в поощрении необходимоиспользовать для дополнительной мотивации учебной работы. К решению даннойзадачи сравнительно легко адаптируется программное и учебно-методическоеобеспечение уроков.
3.Высокая степень самостоятельности выполнения детьми заданий за компьютером.Автономная деятельность повышает личную ответственность ребенка, асамостоятельность принятия решений в сочетании с их положительными результатамидает заряд позитивных эмоций, порождает уверенность в себе и устойчивое желаниевозобновлять работу, постепенно переходя на более сложный уровень заданий.Управление сложным техническим средством уравнивает детей со взрослыми, накоторых они стремятся походить. Самостоятельная работа за компьютером — основное средство безболезненного постепенного перехода от привычной игровой кновой более сложной учебно-познавательной деятельности.
4.Максимальное использование мультимедийных возможностей компьютера. Средствамультимедиа позволяют обеспечить наилучшую, по сравнению с другими техническимисредствами обучения, реализацию принципа наглядности, которому принадлежитведущее место в образовательных технологиях начальной школы. Кроме того,средствам мультимедиа отводится задача обеспечения эффективной поддержкиигровых форм урока, активного диалога «ученик-компьютер».
5.Создание обстановки психологического комфорта на уроке. Этому в значительноймере способствуют простые и дружелюбные интерфейсы современных обучающих иразвивающих программ. Как следствие, дети не боятся собственных ошибок, нередкомногократно повторяют задания сначала до положительного результата, что делаетдаже самых робких и застенчивых учеников раскрепощенными и активными.
6.Всестороннее использование знаний школьных предметов. Применение на уроках широкогоразнообразия обучающих и развивающих программ позволяет эффективно закреплятьзнания других школьных дисциплин и пробуждать дополнительный интерес к ихизучению, укреплять межпредметные связи, формировать у детей системноевосприятие получаемых знаний, целостную картину мира.
Перечисленныепринципы организации уроков в начальной школе позволяют уже на ранних этапахобучения обеспечить для большинства учеников переход от пассивного восприятияучебного материала к активному, осознанному овладению знаниями. Активизацияучебно-познавательной деятельности связана скорее не с самим предметом, а сиспользованием современных информационных технологий. Широкое использованиекомпьютеров при изучении большинства предметов в результате совершенствованияобразовательных технологий в начальной школе даст возможность в полной меререализовать принцип «учение с увлечением», и тогда любой предмет будет иметьравные с информатикой шансы стать любимым детьми.
Дляпроверки эффективности реализованных мероприятий по повышению познавательногоинтереса младших школьников через использование современных информационныхтехнологий нами был проведен контрольный этап эксперимента, о котором пойдетречь в следующем параграфе.
2.3 Анализреализованных мероприятий по повышению познавательного интереса младшихшкольников через использование современных информационных технологий
Для проверкиэффективности формирующего этапа эксперимента работы, было проведеноконтрольное обследование детей экспериментальной и контрольной группы. Методикаконтрольного обследования совпадала с методикой констатирующего обследованияуровня сформированности познавательного интереса у младших школьников. Данныеконтрольного этапа эксперимента по проведенной диагностике в экспериментальнойи контрольной группах испытуемых приведены в таблице 2. Результатыанализировались с привлечением данных констатирующего обследования уровнясформированности познавательного интереса.
Таблица 2
Показатели уровня познавательного интереса в экспериментальной группе на контрольном этапеэкспериментаУровень познавательного интереса
Количество
наблюдений % Низкий Средний 7 70 Высокий 3 30
Для наглядности показатели уровня сформированностипознавательного интереса в экспериментальнойгруппе на контрольном этапе эксперимента представлены на рисунке 1.
/>
Рис.1. Уровень сформированностипознавательного интереса в экспериментальной группе наконтрольном этапе
Таблица 3 Показателиуровня сформированностипознавательного интереса в контрольной группе на контрольномэтапе экспериментаУровень познавательного интереса
Количество
наблюдений % Низкий 2 20 Средний 5 50 Высокий 3 30
Для наглядности показатели уровня сформированностипознавательного интереса в контрольной группе наконтрольном этапе эксперимента представлены на рисунке 2.
Оценка динамикиизменения уровня сформированности познавательногоинтереса в экспериментальной группе на констатирующем иконтрольном этапах эксперимента представлена в таблице 4.
Таблица 4. Показатели уровня сформированности познавательногоинтереса в экспериментальной группе наконстатирующем и контрольном этапах экспериментаУровень познавательного интереса Констатирующий этап (%)
Контрольный этап
(%) Низкий 20 Средний 60 70 Высокий 20 30
Для наглядности представим сравнительный анализ уровнясформированности познавательного интереса вэкспериментальной группе на констатирующем и контрольном этапе на рисунке 3.
/>
Рис.3. Сравнительный анализ уровня сформированностипознавательного интереса в экспериментальнойгруппе на констатирующем и контрольном этапе
Сравнение данных констатирующего этапа с данными,полученными на контрольном этапе показывает, что количество детей с низкимуровнем сформированности познавательного интереса уменьшилось до 0, на 10 % увеличилось количестводетей, имевших средний уровень сформированности познавательного интереса. За счет уменьшения количества низкого уровня сформированностипознавательного интереса на 10% увеличилоськоличество детей, показавших высокий уровень сформированности познавательногоинтереса. В целом, это доказывает, чтосодержание и приемы формирующего этапа эксперимента были выбраны правильно иоказались эффективными для повышения уровня сформированности познавательногоинтереса у детей.
Таким образом, наше исследование способствовало развитиюпознавательного интереса у младшего школьника – как целенаправленного процессаформирования устойчивых качеств личности младшего школьника, отражающихпотребность, желание и внутреннюю убежденность ученика в необходимоститворческого познания реальной действительности, способность формулированияпознавательных задач и поиска их решения.
Таким образом, занятия, которые мы проводили в ходе нашегоэкспериментального исследования, помогли нам значительно повысить уровень сформированности познавательногоинтереса к учебнойдеятельности детей младшего школьного возраста.
Заключение
Одно из важнейших условийэффективности учебного процесса— воспитание познавательного интереса ушкольников.
Познавательный интерес- это один из важнейших для нас мотивов учения школьников. Его действие оченьсильно. Под влиянием познавательного, учебная работа даже у слабых учениковпротекает более продуктивно.
Познавательный интереспри правильной педагогической организации деятельности учащихся исистематической и целенаправленной воспитательной деятельности может и долженстать устойчивой чертой личности школьника и оказывает сильное влияние на егоразвитие.
Многиеспециалисты полагают, что для современного этапа развития образованияхарактерен переход от традиционных массовых средств информации (книги,кинофильмы, телевидение) к так называемым новым информационным технологиям — компьютеризированным системам хранения информации, лазерным каналам связи,микроэлектронным устройствам и т.д. Современные информационные технологии могутспособствовать повышению познавательного интереса к учебной деятельностимладших школьников.
В результате нашегоисследования мы рассмотрели понятие «познавательный интерес» впсихолого-педагогической литературе, выявили психолого-педагогические аспектыиспользования современных информационных технологий с целью повышенияпознавательного интереса к учебной деятельности у детей младшего школьноговозраста.
Для проверки гипотезымы провели экспериментальное исследование. Констатирующий этап экспериментапоказал, что большинство младших школьников имеют низкий уровеньпознавательного интереса.
Эти дети инертны,равнодушны к учению, не задают вопросов, их интеллект не тревожат нерешённыевопросы, во время звонка эти учащиеся сразу перестают слушать, оставляютнеоконченным начатое задание, закрывают книги и первыми выбегают на перемену.На формирующем этапе эксперимента мы провели занятия с экспериментальнойгруппой учащихся, применяя на занятиях современные информационные технологии.Уже в ходе этих занятий мы начали отмечать большую активность учащихся, ихположительный эмоциональный настрой. Для анализа и проверки эффективностизанятий мы провели контрольный этап эксперимента, который показал, что убольшинства испытуемых экспериментальной группы отмечается устойчивыйпознавательный интерес к учебной деятельности.
Таким образом, задачи,поставленные в начале эксперимента, нами были решены, цель исследованиядостигнута, гипотеза подтверждена.
Библиография
1. Алексеев,О.Г. Организация и проведение занятий с применением моделированных на ЭВМучебных заданий [Текст]/ О.Г. Алексеев, И.Ф.Володость, А.А. Бабаев.- Л: ВИАЛКА,1977. — 13 с.
2. Андреев,Г.П. Компьютеризация процесса обучения в ввузе: проблемы, тенденции,перспективы [Текст]/ Г.П. Андреев. – М.: ВПА, 1990. — 48 с.
3. Андриевская,В.В. Некоторые предпосылки психологического обеспечения диалога при решенииучебных задач [Текст]/В.В.Андриевская// Психологические проблемы создания ииспользования ЭВМ. — М., 1985. — С. 13-19.
4. Бабанский,Ю.К. Оптимизация учебно-воспитательного процесса: Методические основы[Текст]/Ю.К.Бабанский. — М.: Просвещение, 1982. — 192 с.
5. Битянова,М.Р. Профессия — школьник. Программа формирования индивидуального стиляпознавательной деятельности у младших школьников. Пособие для учителя[Текст]/М.Р.Битянова, Т.В.Азарова, Т.В.Земских. – М.; Генезис, 2000. — 110 с.
6. Божович,Л.И. О мотивации учения /Хрестоматия по возрастной и педагогической психологии,сост. И.В.Дубровина[Текст]/Л… Божович. – М.; Изд. Центр «Академия», 1999.-320с.
7. Вопросыразвития познавательных интересов учащихся в процессе обучения / Под ред. Д.К.Гилева. — Свердловск: Свердловский гос. пед. ин-т, 1970. — 142 с.
8. Вишневская, С.О. Использование ИКТ в образовательнойдеятельности на уроках [Текст]/С.О.Вишневская // Интернет-журнал«Эйдос». – 2009.
9. Владимирова,Л.П. Взаимодействие учителей в сетевых сообществах [Текст]/Л.П.Владимирова//Информатика и образование. — №6. – 2006. – 25 с.
10. Гаммершмидт,И.И. Информационные технологии в сельской школе [Текст]/И.И.Гаммершмидт,Д.А.Гаммершмидт// Информатика и образование.- №7.-2005.
11. Гершунский,Б.С. Компьютеризация в сфере образования: Проблемы и перспективы[Текст]/Б.С.Гершунский. — М.: Педагогика, 1987. — 265 с.
12. Горемычкин,А.И. О стратегии компьютеризации [Текст]/А.И.Горемычкин // Информационныетехнологии. — 2009. — № 2. — C.10-16.
13. Гурьев,С.В. Использование компьютера как инструмента образовательного процесса [Текст]/С.В.Гурьев.– М.: Просвещение, 2002. – 234 с.
14. Гусев,В.В. Информационные технологии в образовательном процессе [Текст]/В.В.Гусев,П.И.Образцов, В.М.Щекотихин. — Орел: ВИПС, 1997. — 126 с.
15. Домрачев,В.Г. О классификации компьютерных образовательных информационных технологий[Текст]/В.Г.Домрачев, И.В.Ретинская // Информационные технологии. — 1996. — №2. — C.10-13.
16. Дусавицкий,А.К. Познавательные мотивы /Хрестоматия по возрастной и педагогической психологии,сост. И.В.Дубровина [Текст]/А.К.Дусавицкий. – М.; Изд. Центр «Академия», 1999.-320с.
17. Зайцева, Л.А. Использование информационных компьютерныхтехнологий в учебном процессе и проблемы его методического обеспечения [Текст]/Л.А.Зайцева.– М.: Просвещение, 2003. – с.253.
18. Зубрилин,А.А. Виды и средства контроля знаний, умений и навыков обучаемых, применяемыхна элективных курсах по информатике [Текст]/А.А.Зубрилин,Е.М.Юртанова // Информатика и образование.- №10.- 2006.
19. Каргинцева,Е.И. Пути формирования познавательных интересов младших школьников в учебнойдеятельности [Текст]/Е.И.Каргинцева // Начальная школа.- № 11-12.- 1992.- с.29-31.
20. Компьютернаятехнология обучения. Словарь-справочник /Под ред. В.И.Гриценко, А.М.Довгяло,А.Я.Савельева. — Киев: Наукова думка, 1992. — 652 с.
21. Краткийпсихологический словарь /Сост.Л.А.Карпенко; Под общ. ред. А.В.Петровского,М.Г.Ярошевского. — М.: Политиздат, 1985.- С.21.
22. Машбиц,Е.И. Компьютеризация обучения: Проблемы и перспективы. — М.: Знание, 1986. — 80с.
23. Машбиц,Е.И. Психолого-педагогические проблемы компьютеризации обучения[Текст]/Е.И.Машбиц. — М.: Педагогика, 1988. — 191 с.
24. Морозова,Н.Г. Учителю о познавательном интересе [Текст] /Н.Г.Морозова. — М.: Знание,1979.-47 с.
25. Муранов,А.А. Начальная школа учебно-воспитательного комплекса “Измайлово” №1811 г.Москвы [Текст]/А.А.Муранов// Информатика.- №23.- 2005.-23 с.
26. Новыеинформационные технологии образования: экспериментальная проверкапедагогической эффективности / Под ред. В.Г.Разумовского, И.М.Бобко. — Новосибирск: НИИИВТ, 1991. — 69 с.
27. Роберт,И.В. Современные информационные технологии в образовании: дидактическиепроблемы; перспективы использования [Текст]/И.В.Роберт. — М.: Школа—Пресс,1994. — 205 с.
28. Сергеева,Т. Новые информационные технологии и содержание обучения [Текст]/Т.Сергеева//Информатика и образование. – 1991. -№ 1. — С. 3-10.
29. Соколова,Т.Е. Воспитание познавательных интересов младших школьников средствами новыхинформационных технологий [Текст]/Т.Е.Соколова // Начальная школа.- № 3.-2004.-с. 21-23.
30. Талызина,Н.Ф. Психолого-педагогические основы автоматизации учебного процесса /Психолого-педагогические и психофизиологические проблемы компьютерного обучения[Текст]/Н.Ф.Талызина// Сб.научн.тр. — М.: Изд-во АПН СССР, МГУ, 1985. — С.15-26.
31. ТалызинаН.Ф. Формирование познавательной деятельности младших школьников: Кн. дляучителя. — М.: Просвещение, 1988. — 172 с.
32. Уваров,А.Ю. На пути к общественной коллекции цифровых образовательных ресурсов [Текст]/А.Ю.Уваров// Информатика и образование. — №7. – 2005.
33. Управлениепознавательной деятельностью учащихся / Под ред. П.Я.Гальперина иН.Ф.Талызиной. — М.: МГУ, 1972. — С.260-273.
34. Фалина,И.Н. Использование активных методов обучения на уроках информатики [Текст]/И.Н.Фалина,М.Н.Мохова // Информатика. — №9. — 2006.
35. Черных,В.В. Использование компьютерных технологий в образовании [Текст]/В.В.Черных //Российское образование. — 2009. — № 11. – 24 с.
36. Щукина,Г.И. Активизация учебно-познавательной деятельности учащихся[Текст]/Г.И.Щукина. — М.: ЛГПИ им. А.И. Герцена, 1985. — 170 с.
37. Щукина, Г.И.Педагогические проблемы формирования познавательных интересов учащихся[Текст]/Г.И.Щукина. — М.: Педагогика, 1988. — 203 с.