Министерствообразования Иркутской области
Областноегосударственное образовательное учреждение
среднегопрофессионального образования
Братскийпедагогический колледж №1
Конспект
Занятие по развитиюречи в подготовительной группе по теме «Перелетные птицы»
2010
Программное содержание:1. Познакомить детей с перелетными птицами, выяснить, почему их так называют,дать понятие – «насекомоядные», «водоплавающие»; изучитьновые понятия (летят: стаей, вереницей, поодиночке, клином); закрепить понятияо сложных словах (насекомоядные – едят насекомых и т.д.).
2. Развивать активный ипассивный словарь детей; совершенствовать навыки вопросно-ответной беседы.
3. Воспитывать бережноеотношение к природе, птицам.
Активизация словаря:стаей, вереницей, поодиночке, клином, насекомоядные, водоплавающие,длиннохвостая, остроклювый, чернокрылый, длинношеий.
Оборудование:иллюстрации с различными видами птиц, предметные картинки с изображениемразличных видов птиц, животных, рыб, насекомых.
Ход занятия:
1. Вводнаячасть.
Расставляю перед детьмииллюстрации с различными видами перелетных птиц.
— Сегодня мы с вамипоговорим о перелетных птицах. Как вы думаете, почему их так называют?Правильно, потому что они улетают в теплые края. А в какое время года этопроисходит? Назовите, каких вы знаете перелетных птиц?
2. Основнаячасть.
— А вы знаете, какимобразом птицы летят до нас? Правильно, стаей, но еще могут лететь: вереницей,поодиночке, клином. (Вывешиваю соответствующие картины).
Раньше всех наспокидают насекомоядные птицы. В слове насекомоядные прячутся два слова: едятнасекомых. Повторите – насекомоядные. Они едят майских жуков, бабочек, ос,стрекоз и пчёл. А улетают эти птицы сразу после первых заморозков, как толькоисчезают насекомые. Раньше всех улетают мухоловки, горихвостки, трясогузки,дрозды, жаворонки, овсянки, скворцы.
Когда замерзают водоёмы(реки и озёра), направляются к югу водоплавающие птицы – гуси, утки и лебеди. Вслове водоплавающие тоже прячется два слова – плавать в воде. Повторите –водоплавающие.
Грач.
Весной, когда тракторпашет землю, грачи прилетают в поле, они собирают земляных червей и личинокмайского жука. Летом ловят в траве кузнечиков. Гнезда грачи строят на деревьях,где-нибудь около деревни, или на опушке рощи.
Ласточка.
Часами носятся ласточкив небе, ловят комаров и различных мошек, а потом садятся на провода и отдыхают,чистят перышки. Крылышки у них длинные, узкие, хвост вилочкой, сами черные,грудка белая, горло красновато-коричневое. Гнездо ласточки вьют в деревнях подкрышей. Само гнездо состоит из глины, смешанной со слюной и сидят потом в такомгнезде как в чашке.
Скворец.
Перья у скворцачёрные-чёрные, с блеском, с пестринкой. Он живет около человека, в скворечнике,хотя это и не всегда бывает. Скворцы любят старые парки и леса, где многодушистых деревьев, в дуплах строят свои гнезда. Скворцы едят личинок насекомых,гусениц.
Игра «У кого какоетело?»
— Посмотрите, это скворец.Какой у него хвост? (Короткий). Значит скворец какой? — Короткохвостый.
— Это ласточка, у неедлинный хвост. Значит какая ласточка? – Длиннохвостая.
— Это грач, у негоострый клюв. Какой грач? – Остроклювый.
— У него чёрное крыло?– Чернокрылый.
Молодцы, ребята,правильно.
Физминутка «Скворечник».
Из скворечника торчат
Клювы маленькихскворчат
Клювик раз, клювик два,
Лапки, лапки, голова.
Игра «Птицы,животные, рыбы, насекомые».
— Посмотрите, у насесть такие картинки, на них изображены животные, птицы, рыбы, насекомые. Сейчасмы их с вами перемешаем. Каждый себе должен взять по одной карточке. Я будуназывать группу и те ребята, у кого есть кто то из этой группы, должны быстровыложить их на стол.
В ходе проговариваемназвания групп, животных, обсуждаем, правильная ли получилась группа. Обращаювнимание на ошибки, поощряю за правильные ответы, высказывания.
3. Итогзанятия.
— Итак, давайтевспомним, о чём мы сегодня с вами разговаривали? Мы говорили о грачах,ласточках, скворцах, — они перелётные птицы, которые живут рядом с людьми.
Вы сегодня очень хорошозанимались, молодцы. Можете быт свободны, занятие окончено.