--PAGE_BREAK--
В программах воспитания и обучения дошкольников определены задачи формирования представлений о времени.
В «Программе воспитания и обучения в детском саду» в разделе «Формирование элементарных математических представлений» имеется подраздел «Ориентировка во времени». В старшей возрастной группе ставятся задачи обучения пониманию последовательности дней недели, формирование представлений об относительности времени и о составе суток из частей. В подготовительной к школе группе закрепляются представления о последовательности дней недели, ставится задача знакомства с таким интервалом времени как год, с последовательностью месяцев года. И в старшей, и в подготовительной к школе группе у детей развивают чувство времени. Детей учат ориентироваться во временных интервалах (в старшей группе – 1 минута, 3 минуты, в подготовительной – 5, 10 минут). Кроме того, на седьмом году жизни детей учат определять время по часам… [12, с. 141, 180]
В Программе развития и воспитания детей «Детство» выделен раздел «Первые шаги в математику». В этом разделе зафиксированы требования к освоению детьми временных представлений (в подразделе «Отношения»). На шестом году жизни предполагается знакомство со следующими временными отношениями: сутки, неделя, (дни недели), месяц. Также можно обратиться к подразделу «Последовательность действий». Здесь ставится задача обучения осуществлять действия в соответствии с воспринятой последовательностью, объяснять последовательность и этапность выполнения. На седьмом годы жизни задачи формирования временных представлений не выделены. [2, с. 233]
Итак, в программах воспитания и обучения детей дошкольного возраста ставятся задачи формирования представлений о времени.
В «Программе воспитания и обучения в детском саду» эти задачи более развернуты и детализированы. При этом четко даются указания по содержанию в зависимости от возрастной группы. В программе «Детство» только обозначены отдельные временные категории.
Проанализировав программные задачи по развитию временных представлений у детей старшего дошкольного возраста в программе «Детство» и «Программе воспитания и обучения детей в детском саду» (издание 2005), можно сделать следующие выводы:
Общим в этих программах является то, что в них предусматривается изучение таких временных представлений как сутки, неделя, время и месяцы года.
Отличие состоит в том, что в программе «Детство» предусматривается обучение детей определению времени по календарю и песочным часам. А в «Программе воспитания и обучения в детском саду» предусматривает определение времени по часам с циферблатом, а также развитие чувства времени.
1.4. Использование дидактических игр и занимательных упражнений в развитии представлений о времени у детей дошкольного возраста
Дидактическая игра – один из основных методов воспитательно-образовательной работы с детьми дошкольного возраста. Проблемой использования дидактической игры в обучении дошкольников занимались такие ученые как В. Н. Аванесова, Е. Л. Агеева, З. М. Богуславская, А. К. Бондаренко, Л. А. Венгер, О. Д. Дьяченко, Е. О. Смирнова, А. П. Усова и др.
С. А. Козлова, Т. Куликова указывают, что основная особенность дидактических игр определена их названием: это обучающие игры. Они создаются взрослыми в целях обучения и воспитания детей. Для играющих детей воспитательно-образовательное значение дидактической игры скрыто, оно реализуется через игровую задачу, игровые действия, правила. Эти игры способствуют развитию познавательной деятельности, интеллектуальных операций, представляющих собой основу обучения. [5, с. 331]
Для дидактических игр характерно наличие задачи учебного характера – обучающей задачи. Ею руководствуются взрослые, создающие дидактические игры, но облекают ее в занимательную для детей форму. Ребенка привлекает в игре не обучающая задача, которая в ней заложена, а возможность проявить активность, выполнить игровые действия, добиться результата, выиграть. Однако если участник игры не овладеет знаниями, умственными операциями, которые определены обучающей задачей, он не сможет успешно выполнить игровые действия, добиться результата. Активное участие, тем более выигрыш в дидактической игре зависят от того, насколько ребенок овладел знаниями и умениями, которые диктуются ее обучающей задачей. [5, с. 331]
Возможность обучать маленьких детей посредством интересной для них деятельности – важная особенность дидактических игр. Но, как указывают С. А. Козлова, Т. Куликова, знания и умения, приобретаемые играющими, являются для них побочным продуктом деятельности, поскольку главный интерес представляет не обучающая задача, а игровые действия – для детей раннего и младшего возраста, и решение игровой задачи, выигрыш – для детей старшего дошкольного возраста. [5, с. 332]
Ряд авторов посвятили свои исследования использованию дидактической игры в формировании представлений о времени у детей дошкольного возраста. Р. Л. Непомнящая указывает, что игры и занимательные упражнения широко используются для развития у детей различных представлений о времени во всех возрастных группах детского сада. Многие из них были разработаны Ф. Н. Блехер, А. И. Сорокиной и до сих пор успешно применяются в практике работы дошкольных учреждений. Среди них есть дидактические игры разных видов: словесные, настольно-печатные, с предметами. [11, с. 33]
Словесные дидактические игры и упражнения заключаются в следующем:
— в назывании детьми пропущенного слова, окончания предложения;
— в придумывании предложения с заданным словом;
— в перечислении различных определений;
— в нахождении общего понятия к частным;
— в определении, о каком времени идет речь.
В процессе дидактических игр могут использоваться поэтические произведения. Многие настольно-печатные игры с природоведческим содержанием способствуют развитию представлений о времени у детей. Так в игре «Кто, когда спит?», следует определить, кто спит ночью, а кто днем. В этой игре ребенок использует имеющиеся у него знания о мире живой природы и соединяет их со своими ощущениями времени. Закрепить знания детей о сезонах можно в играх с лото «Времена года», которые имеют много различных вариантов. [11, с. 34]
К дидактическим играм Р. Л. Непомнящая относит и подвижные игры, в которых слова-названия частей суток, дней недели, месяцев года, сезонов могут служить сигналом к определенному действию. В качестве таких сигналов могут использоваться малые формы фольклора и короткие четверостишья, в строках которых встречаются слова, обозначающие временные категории. Игры и упражнения можно проводить с мячом («Лови, бросай, дни недели называй», «Я начну, а ты продолжи»).
В подобных играх дети учатся устанавливать временную последовательность с разных точек отсчета. Познавательные ситуации можно создавать и в играх-инсценировках. В них с помощью куклы воспроизводятся действия, на основе которых дети должны узнать, о каком времени идет речь. Дети могут выполнять роли дней недели, месяцев, часов в играх «Неделя, стройся», «Найди соседей», «Найди свой день», «День и ночь». Можно использовать игры-путешествия в различные отрезки времени: «путешествие в ночное время», «Путешествие в зиму» и т. д. [11, с. 35]
В процессе дидактических игр и игровых упражнений используются разнообразные пособия: карточки с числовыми фигурами, изображения предметов. Эти средства позволяют «материализовать» различные временные категории и производить с ними те или иные манипуляции6 «отыскивать» недостающие дни недели, «вставлять» на место пропущенный месяц, расставлять по порядку, определять, когда это произошло, и совершать другие игровые действия. [11, с. 35]
Таким образом, в отечественной дошкольной педагогике дидактические игры занимают одно из ведущих мест в процессе формирования знаний об окружающем мире и в формировании представлений о времени, в частности. Широко используются игры с предметами, словесные игры, игры-путешествия, игры-инсценировки. В различных играх и упражнениях дети используют уже имеющиеся знания о времени для решения конкретных познавательных и игровых задач, в результате чего ребенок приобретает новый, полезный для них опыт.
2. Использование разнообразных средств в формировании представлений о времени у детей старшего дошкольного возраста.
2.1. Уровень сформированности временных ориентировок у детей дошкольного возраста.
Практическая работа по определению уровня сформированности представлений о времени у детей старшего дошкольного возраста проводилась в МДОУ №206, г. Краснодара. В эксперименте участвовало 15 детей.
Цель эксперимента определить уровень сформированности
представлений о времени, с детьми данной группы, средствами занимательного материала.
Учитывалось, что занимательный материал математического характера может быть использован как на занятиях, так иповседневной жизни.
В процессе работы с детьми проводились дидактические игры «Суточные часы», «Какое время года?», «Поставь стрелку правильно».
На занятиях и в самостоятельной деятельности проводились упражнения «Поможем незнайке», «Двенадцать месяцев».
В результате проведенного исследования удалось выделить три уровня овладения детьми общей структурой мыслительной деятельности: высокий, средний, низкий.
Высокий уровень детей показали семь детей. Поставленная задача сразу заинтересовала детей. На протяжении всей работы преобладало спокойное положительное эмоциональное состояние. Понимали задачи быстро, не нуждались в разъяснении иповторении. Без посторонней помощи сосредотачиваются на задаче, стараясь обдумать своё решение, умственные действия, стараясь совершать в определённой последовательности.
Средний уровень развития показали пять детей. С поставленной задачей дети справлялись не во всех случаях. Дети отвечают в большинстве случаев неправильно, приходилось провоцировать умственную активность, не внимательно слушали задания. Детям приходилось задавать наводящие вопросы, повторять один и тот же вопрос несколько раз.
Низкий уровень выявлен у трёх детей. В основном дети неправильно отвечали на вопросы или вовсе молчали, не отвечали на наводящие вопросы, если что то не получилось, отказывались от выполнения задания. Не отвечали на наводящие вопросы, либо отвечали «не знаю». С этими детьми необходимо провести индивидуальную работу выяснить, почему они не смогли справиться с заданиями.
Критерии уровней:
1.
Высокий. Ребёнок знает название частей суток и дней недели, их последовательность. Различает временные интервалы 1 -10 минут. Называет текущий месяц, определяет время по часам. Не испытывает затруднений в выполнении учебных задач.
2. Средний. Ребёнок определяет части суток, последовательность частей суток. Различает временные интервалы 1-5 минут. Называет времена года, испытывает затруднение в назывании выполнении.
3. Низкий. Ребёнок знает части суток и дней недели, затрудняется в назывании их последовательности. Различает временные интервалы 1-5 минут. Называет текущий месяц, не определяет время по часам. Затрудняется в речевом выражении своих действий. В играх пользуется образцом, инициативы, и творчества не проявляет. Испытывает затруднения в выполнении учебных задач.
Результаты проведённого эксперимента приведены в таблице№1[приложение]
Анализ результатов эксперимента показал что, в целом уровень сформированности представлений о времени у детей старшей группы МДОУ № 206 достаточно высокий. Так из 15 детей из них семь показали высокий уровень, пятеро — средний, трое — низкий уровень. В результате полученных данных была составлена диаграмма уровня сформированности временных представлений у детей старшего дошкольного возраста [см. диаграмма №1 приложение], из которого следует что, дети с высоким уровнем развития составляют более 50% от общего числа.
Таким образом, мы убедились в том, что игры и упражнения помогают усвоить представление во времени. Во время игры ребёнок полностью раскрывается, тем самым информация поступающая воспринимается быстрее и эффективнее.
Детям с низким уровнем развития необходим индивидуальный подход
2.2. Организация работы по формированию представлений о времени у
детей старшего дошкольного возраста в дидактических играх и упражнениях.
Формирующий эксперимент проводился с детьми старшей группы МДОУ № 206 г. Краснодара.
С целью формирования недостающих знаний у детей, имеющих низкий уровень сформированности представлений о времени был составлен план работы на 1 месяц, который включает в себя дидактические игры и упражнения, используемые как на занятиях, так и вне их [см. таблицу №2 приложение].
С детьми проводилась индивидуальная работа по плану, после чего проводился ещё один эксперимент, в котором дети показали более лучший результат.
В процессе работы дети старались вникать в задаваемые вопросы, слушали внимательно, проявляли интерес к предложенным играм и упражнениям. Детям предлагалось рассказать по вопросам, как они выполняли задания.
В процессе работы использовались разнообразные методы обучения (практические, наглядные, словесные).
Дети справились со всеми предложенными заданиями.
Таким образом, можно сказать что, дидактические игры и упражнения способствуют развитию сформированности представлений о времени у детей старшего дошкольного возраста.
По результатам проведённого формирующего эксперимента можно увидеть что, все три ребёнка перешли на средний уровень.
Результаты проведённого эксперимента приведены ниже в таблице №3
Анализ результатов эксперимента показал что, после составленного плана по индивидуальной работе с отстающими детьми, произошли видимые изменения. Дети перешли на новый уровень развития формирования представлений о времени.
В ходе формирующего эксперимента мы видим что, дети проявляли больший интерес к дидактическим играм и упражнениям. Появилась активность в выполнении заданий, дети охотно отвечали на вопросы.
Формирующий эксперимент показал что, дидактические игры и упражнения, помогли детям выйти на более высокий уровень.
План работы на 1 месяц по развитию представлений о времени у детей старшего дошкольного возраста
Апрель таблица №2
День недели
УТРО
ЗАНЯТИЕ
ПРОГУЛКА
2-АЯ ПОЛОВИНА ДНЯ
ВЕЧЕРНЯЯ ПРОГУЛКА
ПОНЕДЕЛЬНИК
I
Д/И «Суточные часы»
Цель: закреплять название частей суток
Индивидуальная работа с Ваней М. Д/И «Неделька» цель: закрепление дней недели
С подгруппой детей «Живая неделя»
Цель: упражнять в названии недели от любого дня (вчера, сегодня, завтра)
II
Индивидуальная работа с Изабеллой Д/И «Когда это бывает?» цель: закрепление времен года
Индивидуальная работа с Ваней Д/И «Суточные часы»
Цель: закреплять название частей суток
Индивидуальная работа с Катей П. Д/И «Неделька»
Цель: закрепление дней недели
III
Д/И «назови пропущенное слово»
Цель закреплять знание частей суток
Индивидуальная работа с Катей П. Д/И « поставь стрелку правильно» Цель: уточнять знания названий дней недели
Индивидуальная работа с Изабеллой Д/И « суточные часы» Цель: закрепление названия частей суток
IV
Д/И «Поставь стрелку правильно» Цель: уточнять знания названий дней недели
Индивидуальная работа с Изабеллой Д/И «Поставь стрелку правильно» Цель: уточнять знания названий дней недели
Индивидуальная работа с Ваней М. Д/И «Суточные часы»
Цель: закреплять название частей суток
День недели
УТРО
ЗАНЯТИЕ
ПРОГУЛКА
2-АЯ ПОЛОВИНА ДНЯ
ВЕЧЕРНЯЯ ПРОГУЛКА
ВТОРНИК
I
Тема:»Пробуждение весны»
Программные задачи:
1. учить измерять условной меркой объём жидких веществ;
2. закреплять приемы сравнения и измерения длины и ширины предметов с помощью условной мерки.
3. совершенствовать навыки ориентировки на плоскости листа;
4. уточнить знания о последовательности дней недели.
Индивидуальная работа с Изабеллой
Цель: упражнять в названии дней недели
Индивидуальная работа с Катей П.
Цель: упражнять в назывании дней недели от любого дня
II
Тема: «Радуга недели»
Программные задачи:
1. закреплять представление детей о днях недели.
2. закреплять знания о последовательности дней недели.
3. совершенствовать умение детей называть последовательно дни недели.
4. уточнить знания детей о последовательности дней недели
Индивидуальная работа с Ваней М. цель: упражнять последовательно, называть месяцы.
День недели
УТРО
ЗАНЯТИЕ
ПРОГУЛКА
2-АЯ ПОЛОВИНА ДНЯ
ВЕЧЕРНЯЯ ПРОГУЛКА
ВТОРНИК
III
Тема: « Двенадцать месяцев»
Программные задачи:
1. учить детей устанавливать зависимость между количеством предметов и их стоимостью.
2. учить детей устанавливать сходство по внешним признакам.
3. продолжать учить различать и правильно называть месяцы года.
4. закреплять знания детей о последовательности времен года.
Индивидуальная работа с Ваней М.
Цель: закреплять знания последовательности дней недели.
Индивидуальная работа с Изабеллой.
Цель: совершенствовать умение называть последовательно дни недели
IV
Тема: «Поможем Незнайке»
Программные задачи:
1. закреплять знания детей о последовательности дней недели, месяцев в году.
2. уточнить и систематизировать знания детей о характерных признаках весны.
Индивидуальная работа с Катей П.,
Цель: систематизировать знания о характерных признаках весны
День недели
УТРО
ЗАНЯТИЕ
ПРОГУЛКА
2-АЯ ПОЛОВИНА ДНЯ
ВЕЧЕРНЯЯ ПРОГУЛКА
СРЕДА
I
Д/и « Неделька»
цель: закреплять знания о днях недели
Индивидуальная работа с Ваней М. Д/И « назови соседей»
Цель: закреплять названия дней недели
Индивидуальная работа с Изабеллой Д/И « каких дней недели не хватает?»
Цель: развивать умение сравнивать
II
д/И «Поставь стрелку правильно»
цель: уточнять знания детей в названии дней недели
Индивидуальная работа с Ваней Д/И «Каких дней недели не достает?»
Цель: совершенствовать умения детей называть последовательно дни недели
Индивидуальная работа с Катей П. Д/И «Неделька»
Цель: закрепление дней недели
III
д/и «Неделька стройся!»
цель: уточнять представления детей о последовательности дней недели
Индивидуальная работа с Катей П. Д/И « поставь стрелку правильно» Цель: уточнять знания названий дней недели
Индивидуальная работа с Катей П. Д/И «Неделька»
Цель: закрепление дней недели
IV
д/и «Назови соседей»
цель закреплять названия дней недели
Индивидуальная работа с Изабеллой Д/И «Поставь стрелку правильно» Цель: уточнять знания названий дней недели
День недели
УТРО
ЗАНЯТИЕ
ПРОГУЛКА
2-АЯ ПОЛОВИНА ДНЯ
ВЕЧЕРНЯЯ ПРОГУЛКА
ЧЕТВЕРГ
I
д/и « Который час?»
цель: развивать умение детей определять время по часам
Индивидуальная работа с Ваней М. д/и « Который час?»
цель: развивать умение детей определять время по часам
Индивидуальная работа с Изабеллой Д/И « каких дней недели не хватает?»
Цель: развивать умение сравнивать
II
д/И «Что изменилось»
цель: уточнять знания детей о днях недели
Индивидуальная работа с Ваней Д/И «Неделька»
Цель: закрепление дней недели
III
д/и «Какое время?»
цель: формировать умение определят по часам
Индивидуальная работа с Катей П. /И «Что изменилось»
цель: уточнять знания детей о днях недели
Индивидуальная работа с Катей П. д/и «Какое время?»
цель: формировать умение определят по часам
IV
д/и «Каких дней не достаёт?»
цель: совершенствовать умения детей называть последовательно дни недели
Индивидуальная работа с Изабеллой д/и «Каких дней не достаёт?»
цель: совершенствовать умения детей называть последовательно дни недели
День недели
УТРО
ЗАНЯТИЕ
ПРОГУЛКА
2-АЯ ПОЛОВИНА ДНЯ
ВЕЧЕРНЯЯ ПРОГУЛКА
ПЯТНИЦА
I
д/и « когда это бывает?»
цель: закреплять представление детей о временах года
Индивидуальная работа с Изабеллой д/И «Времена года»
цель: учить видеть признаки сезонных изменений в погоде, растениях., поведении животных.
Индивидуальная работа с Ваней М.Д/И « когда это бывает?»
цель: закреплять представление детей о временах года
II
д/И «Времена года»
цель: учить видеть признаки сезонных изменений в погоде, растениях., поведении животных.
Индивидуальная работа с Ваней Д/И «Каких дней недели не достает?»
Цель: совершенствовать умения детей называть последовательно дни недели
III
д/и «Что за чем»
цель: упражнять детей последовательно называть части суток
Индивидуальная работа с Катей П. Д/И «Что за чем»
цель: упражнять детей последовательно называть части суток
Индивидуальная работа с Катей П. Д/И /И «Что изменилось»
цель: уточнять знания детей о днях недели
IV
д/и «Когда это бывает?»
цель закреплять знания времен г.ода
Индивидуальная работа с Изабеллой д/и «Какое время?»
цель: формировать умение определят по часам знания названий дней недели
продолжение
--PAGE_BREAK--
2.3. Результат опытно – экспериментальной работы.
На последнем этапе работы был проведён контрольный эксперимент.
Цель контрольного эксперимента — выявить сформированности представлений о времени, с целью повышения уровня умственного развития детей старшего дошкольного возраста.
В эксперименте участвовало 3 ребёнка.
Методика педагогической диагностики была направлена на выявления уровня сформированности представлений о времени
Детым были предложены задания аналогичные тем, что использовались при проведении констатирующего эксперимента.
Результаты уровня сформированности временных представлений у детей данной группы отображены в диаграмме [см. диаграмму №2 приложение].
Результаты проведённой педагогической диагностики показали, что уровень умственного развития значительно повысился.
По результатам исследования был составлен протокол сравнения уровня сформированности представлений о времени у детей старшего дошкольного возраста [см. таблицу №4 приложение].
Рекомендации
воспитателям и родителям по использованию дидактических игр и занимательных упражнений для развития представлений о времени у детей старшего дошкольного возраста
Анализ психолого-педагогической литературы и результатов диагностики показал необходимость разработки рекомендаций воспитателям и родителям по использованию дидактических игр и занимательных упражнений для развития представлений о времени у детей старшего дошкольного возраста.
1. При формировании представлений о времени в работе со старшими дошкольниками целесообразно использовать дидактические игры и занимательные упражнения, так как игра является ведущим видом деятельности дошкольников.
2. При проведении игр необходимо учитывать общие рекомендации к проведению дидактических игр:
— если игра имеет оборудование, то его целесообразно рассмотреть до игры, что бы новые предметы не отвлекали внимание детей;
— что бы игра заинтересовала детей, можно на глазах у детей внимательно рассматривать ее, читать вслух правила;
— не спешите срезу играть в игру, познакомьтесь с оборудованием, но скажите, что сегодня вы не успеете поиграть, на следующий день познакомьте с правилами и выскажите сожаление о том, что вам пора идти на прогулку, отложите начало игры на завтра, это создаст интерес и желание поиграть;
- если вы заметили, что интерес к игре ослабевает, уберите из поля зрения детей игру на несколько дней, чтобы сохранить интерес к ней.
3. Для формирования представлений о временах года используйте игры «Когда это бывает?», лото «Времена года», «Помоги незнайке собраться на прогулку», «Когда деревья надевают этот наряд», «Волшебный круг», «Лови, бросай, месяцы года называй», «Собери месяцы вместе», «Какое время года заблудилось?», «Что перепутал художник», «Какое время года я загадала?». Используйте игры-путешествия в различные времена года.
4. Формированию представлений о частях суток помогут следующие дидактические игры: «Кто работает рано утром?», «Путешествие ночью», «Назови пропущенное слово», «День и ночь», «Кто, когда спит», «Что я люблю делать днем, утром…», «Подбери картинки», «Скажи наоборот». Как и при формировании знаний о временах года, при закреплении знаний о частях суток можно использовать игры-путешествия в разные части суток.
5. При формировании представлений о днях недели, используйте такие игры как «Неделька, стройся», «Веселая неделя», «Радуга-дуга», «Чья неделя скорее соберется», «Лови, бросай, дни недели называй», «Найди соседей», «Найди свой день», «Я начну, а ты продолжи», «Назовите 1, 2, 5, 7… день недели», «Семь волшебных листков», «Наведи порядок», «Разноцветная неделька», «Совушка», «Неделькина лесенка».
6. Важной задачей является знакомство детей с часами. Для решения этой задачи используйте игры: «Какое время», «Который час?», «Часы гнома ТИК-ТАК», «Когда начинается спектакль», «Веселые часы».
7. При формировании представлений о текучести времени можно использовать игры «Вчера, сегодня, завтра», «Машина времени», «Было – будет», «Дни приходят и уходят».
8. Так как детям сложно определять временной интервал, используйте игровые задания, которые дети должны выполнять в течение определенного отрезка времени.
9. Подбирая дидактические игры, помните об особенностях детского мышления. Ведущим видом в дошкольном возрасте является наглядно-действенное мышление, следовательно, в играх должна быть наглядная основа.
10. В процессе дидактических игр и игровых упражнений используйте разнообразные пособия: карточки с числовыми фигурами, изображения предметов. Эти средства позволяют материализовать» различные временные категории производить с ними те или иные манипуляции», «отыскивать» недостающие дни недели, «вставить» на место «пропущенный» месяц, расставить по порядку, определить, когда это произошло, и совершать другие игровые действия.
11. Помните, что в дидактической игре у ребенка должен быть партнер.
12. В дидактических играх, связанных с формирований представлений о времени, обязательно должен участвовать взрослый, который является носителем знаний о времени, а также является организатором детской игры.
13. Привлекайте к оценке действий в игре, к исправлению ошибок детей. Это будет способствовать закреплению и уточнению полученных знаний.
14. Помните, что вы играете с детьми, поэтому поддерживайте игровую обстановку и не превращайте игру в занятие. Важно, чтобы кроме знаний, ребенок получил удовольствие от игры.
Заключение
Формирование представлений о времени является важнейшей задачей работы с детьми старшего дошкольного возраста. Это обусловлено тем, что с началом систематического обучения в школе, детям будет необходимо реагировать на разные временные интервалы, ускорять и замедлять темп своей деятельности, рационально использовать свое время, укладываться в отведенный отрезок времени. Чувство времени позволяет ребенку быть более организованным, собранным, точным.
Результаты исследовательской работы позволили сделать следующие выводы:
1. Время является сложной абстрактной категорией. Усвоение временных категорий требует определенного уровня развития мышления ребенка. Интерес детей ко времени с возрастом расширяется и углубляется, охватывая разные аспекты времени и круг явлений, протекающих в нем.
2. Несмотря на то, что жизнь и деятельность детей протекает во времени, представления о нем возникают у детей сравнительно поздно. Это связано со специфическими особенностями времени: текучестью, необратимостью, отсутствием наглядных форм, относительностью словесных обозначений времени.
3. Восприятие детьми времени своеобразно: оно воспринимается конкретно и опосредовано, то есть через косвенные признаки и действия. Знания о времени часто носят формальный характер, так как не опираются на понимание деятельности, текучести, необратимости и периодичности времени.
4. При целенаправленной педагогической работе дети к концу дошкольного возраста успешно осваивают не только отдельные единицы измерения времени, но и учатся использовать его в практической и интеллектуальной деятельности.
5. Важнейшим средством формирования представлений о времени является дидактическая игра. В работе с детьми старшего дошкольного возраста целесообразно использовать игры с предметами, пособиями, которые «материализуют» время. Большое место занимают игры-путешествия и игры-инсценировки. В качестве дидактических игр многие авторы рекомендуют использовать подвижные игры.
Цель исследования достигнута: изучены возможности использования дидактических игр и занимательных упражнений в формировании представлений о времени у детей старшего дошкольного возраста.
Задачи исследования выполнены:
— изучены теоретические исследования проблемы формирования представлений о времени у старших дошкольников средствами дидактических игр и занимательных упражнений;
— выявлен уровень сформированности временных представлений у детей старшего дошкольного возраста;
— составлены рекомендации для воспитателей и родителей по использованию дидактических игр и занимательных упражнений в формировании представлений о времени у детей старшего дошкольного возраста.
Материал имеет практическое значение, может быть использован педагогами ДОУ и студентами колледжа в работе с детьми дошкольного возраста при формировании представлений о времени.
Список литературы
1. Белошистая А. В. Занятия по развитию математических способностей детей 5-6 лет: пособие для педагогов дошк. учреж. В 2 кн. [Текст] – М., 2005.- 206 с.
2. Детство: Программа развития и воспитания детей в детском саду/ В. И. Логинова, Т. И. Бабаева, Н. А. Ноткина и др.; Под ред. Т. И. Бабаевой, З. А. Михайловой, Л. И. Гурович. [Текст] – СПб., 2001.- 244 с.
3. Зайцев В. В. Математика для детей дошкольного возраста. [Текст] – М., 1999.- 64 с.
4. Ерофеева Т. Е., Павлова Л. Н., Новикова В. П. Математика для дошкольников: Кн. для воспитателя дет. сада. [Текст] – М., 1992.- 191 с.
5. Козлова С. А., Куликова т. А. Дошкольная педагогика: Учеб. пособие для студентов сред. Пед. учеб. заведений. [Текст] – М., 1999.- 432 с.
6. Колесникова Е. В. Математика для детей 6-7 лет: Методическое пособие к рабочей тетради. [Текст] – М., 2005.- 88 с.
7. Лебеденко Е. Н. Формирование представлений о времени: Методическое пособие для педагогов ДОУ. [Текст] – СПб., 2003.- 80 с.
8. Леушина А. М. Формирование элементарных математических представлений у детей дошкольного возраста: Учеб. пособие для студентов пед. институтов по специальности «Дошкольная педагогика и психология». [Текст] – М., 1974.- 368 с.
9.Математика до школы: Пособие для воспитателей детских садов и родителей / сост. З. А. Михайлова, Р. Л. Непомнящая. [Текст] – СПб., 1998.- 191 с.
10. Математическая подготовка детей в дошкольных учреждениях: Учеб. пособие для студентов пед. институтов по специальности «Педагогика и психология» /сост В. В. Данилова. [Текст] – М., 1987.- 175 с.
. Непомнящая Р. Л. Развитие представлений о времени у детей дошкольного возраста: Учнбно-методическое пособие. [Текст] – СПб., 2004.- 64 с.
12. Программа воспитания и обучения в детском саду /Под ред. А. М. Васильевой, В. В. Гербовой, Т. С. Комаровой. – 2-е изд., испр. и доп. [Текст] – М., 2005.- 208 с.
13. Рихтерман Т. Д. формирование представлений о времени у детей дошкольного возраста: Кн. для воспитателя дет. сада. 2-е изд., дораб. [Текст] – М., 1991.- 47 с.
14. Тарабарина Т. И. И учеба и игра: математика: Популярное пособие для родителей и педагогов. [Текст] – Ярославль, 2001. – 240 с.
15. Тарунтаева Т. В. Развитие элементарных математических представлений у дошкольников. [Текст] – М., 1980.- 64 с.
16. Урунтаева Г. А., Афонькина Ю. А. Практикум по дошкольной психологии: Пособие для студ. высш. и сред. пед. учеб. заведений. [Текст] – М., 1998. — 330 с.
17. Урунтаева Г. А. Дошкольная психология: Учебное пособие для учащихся средних педагогических учебных заведений. [Текст] – М., 1998. — 336 с.
18. Усова А. П. Роль игры в воспитании детей. [Текст] – М., 1978. –
136 с.
19. Фидлер М. математика уже в детском саду: Пособие для воспитателя дет. сада. [Текст] – М., 1981.- 159 с.
20. Щербакова Е. И. Методика обучения математике в детском саду: Учеб. пособие для студентов дошк. отд-ний и фак. сред. пед. учеб. заведений. [Текст] – М., 200.- 272 с.
ПРИЛОЖЕНИЕ
--PAGE_BREAK--