Реферат по предмету "Педагогика"


Внеклассная работа как часть изучения английского языка в старших классах

Введение 3 1. Цель и психолого-педагогические аспекты внеклассной работы по иностранному языку 4 2. Принципы организации внеклассной работы по иностранному языку 7 3. Формы внеклассной воспитательной работы по иностранному языку 10 4. Требования к внеклассной  работе 17 5. Факультативные занятия, как вид внеклассной работы  в старших классах и их особенности. 19 6. Использование Интернет во внеклассной работе по английскому языку 25 Заключение 33 Использованная литература 34
ВВЕДЕНИЕ
Внеклассная работа поиностранному языку имеет большое общеобразовательное, воспитательное иразвивающее значение. Эта работа не только углубляет и расширяет знанияиностранного языка, но и способствует также расширению культурологическогокругозора школьников, развитию их творческой активности, эстетического вкуса и,как следствие, повышает мотивацию к изучению языка и культуры другой страны.
При организации ипроведении внеклассного мероприятия от учителя требуется тонкое и умелоенаблюдение и изучение интересов учащихся, учет их возрастных и психологическихособенностей, их интересов.
Выбор темы внеклассногомероприятия для того или иного уровня обучения определяется, с одной стороны,объемом языкового материала, с другой стороны, уровнем общеобразовательнойподготовки учащихся, возможностью реализации некоторых межпредметных связей.Необходимо максимально использовать знания и умения учащихся, приобретенные имив процессе учебы  и участии во внеклассной работе, минимально загружать ихзаучиванием нового материала, особенно такого, который содержит незнакомыелексические единицы и грамматические явления.
Тема курсовой работы былавыбрана исходя из того, что внеклассные мероприятия имеют огромное значение дляусвоения школьниками учебного материала и овладения  дополнительными знаниямипо иностранному языку с использованием доступных и интересных методов.
В работе рассмотреныосновные цели и задачи, внеклассных мероприятий, методика их проведения,требования к ним,  а также современные методы и средства в проведениифакультативных занятий.
1.Цель и психолого-педагогические аспекты внекласснойработы по иностранному языку
Современнаяшкола имеет большой опыт проведения просветительно-воспитательной работы поиностранному языку, которая составляет часть единого учебно-воспитательногопроцесса. Внеклассную работу по ИЯ[1]можно определить как систему неоднородных по смыслу, назначением и методикойпроведения просветительно-воспитательных мероприятий, которые выходят запределы обязательных учебных программ.
Внекласснаяработа по ИЯ решает такиезадачи:
усовершенствованиезнаний, привычек и умений, приобретенных на уроках ИЯ;
расширениемировоззрения учеников;
развитие ихтворческих способностей, самостоятельности, эстетичных вкусов;
— воспитаниелюбви и уважения к людям своего родного края и страны, язык которой изучается.
Важнымфактором успешного выполнения этих задач естьучет психолого-педагогическихособенностей обучения ИЯ на разных уровнях. Знание свойств личности тогоили другого возраста дает возможность правильно определить содержание и формувнеклассной деятельности по ИЯ.
На среднемуровне (7-9 классы) подростки проявляют большую социальную активность,направленную на усвоение определенных образцов поведения и ценностей, стремятся к восприятиюнового, интересного, их память развивается в направлении интеллектуализации,запоминание приобретает целенаправленный характер, речь становится болееуправляемым и развитой. Подростки требуют искреннего и серьезного отношения ксвоим интересам, не любят ограничения своей самостоятельности со сторонывзрослых.
Настаршемуровне (10-11 классы) ученики стремятся к всестороннему развитию своейличности, углубленного усвоения знаний. В этом возрасте формируется научноемировоззрение, возрастает социальная активность, увеличивается интерес кпроблемам человеческих взаимоотношений, увлечения становятся разносторонними, асамооценка своих способностей снижается. Большое значение для юношейприобретает общение со своими сверстниками. Общение для них — неотъемлемаячасть их жизни, канал информации и вид деятельности, в процессе которойпроисходит формирование индивидуального стиля поведения старшеклассников.
Следуетобратить внимание на то, что в процессе организации внеклассной работы по ИЯнеобходимо учитывать как психологические особенности личности, так и психологическиеособенности коллектива: уровень его  развития, степень организационного,психологического, интеллектуального и эмоционального единства, направленностьдеятельности коллектива на отношения между его членами, эмоциональное состояниекласса во время выполнения задач по внеклассной работе.
Знаниепсихологических особенностей учеников — необходимая предпосылка успешного выбора соответствующих форм внеклассной работы, определение содержания этихформ, организации и проведение внеклассного мероприятия.
Хотяцели и задачи учебной и внеклассной работы пол­ностью совпадают, в содержании,организации и формах проведения последней наблюдаются существенные разли­чия.
Основнымиотличиями внеклассной работы от учебной являются:  
1.Добровольный характер участия учащихся во вне­классной работе в отличие отобязательности учебной дея­тельности. Учащиеся решают для себя вопрос обучастии в тех или иных видах внеклассной работы прежде всего в соответствии сосвоими интересами, желаниями узнать что-то новое, заняться языком дополнительнос какими-то определенными целями.
Этот ведущийпринцип организации внеклассной рабо­ты обязывает учителя своевременнообнаружить заинтере­сованность.учеников внеклассной работой и языком, во­влечьих в интересующую их деятельность во внеурочное время и тем самым пробудить вних интерес к ней. Этот принцип определяет содержание и форму внеклассной ра­боты— она должна постоянно поддерживать, углублять и развивать интерес киностранному языку.
2. Внеурочныйхарактер занятий, который выражает­ся, во-первых, в отсутствии строго урочнойрегламентации, касающийся времени, места, формы их проведения. Местомпроведения работы может быть парк, зал музея, школьный сад и т. д. Во-вторых, вотсутствии строгого учета знаний, навыков и умений, оценок в баллах. Проверкарезультатов внеклассной работы осуществляется в форме отчетных ве­черов,концертов, сборов,  выпуска стенгазет на иностранном языке и т. д.
3. Большаясамостоятельность и инициативность уча­щихся в выполнении внеурочных поручений.В отличие от учебной работы, где помощь учителя играет ведущую роль, вовнеклассной работе учащиеся проявляют больше самостоятельности,изобретательности, творчества как в выполнении, так и в организации внеурочныхмероприятий, в выборе форм работы, отвечающих интересам отдельных возрастныхгрупп учащихся, их склонностям.
2. Принципы организации внекласснойработы по иностранному языку
Принципывнеклассной работы по ИЯ — исходные положения, которые определяют требования к еесодержанию, методов и организационных форм. Они отвечают целям и задачам всейвнеклассной работы по ИЯ в школе и иллюстрируют суть педагогическойдеятельности учителя — организатора внеклассной работы.
Основнымиорганизационными принципами внеклассной работы по ИЯ являются принципыдобровольности и массовости, принцип учета и развития индивидуальныхособенностей и интересов учеников, принцип связи внеклассной работы с уроками(В.И.Шепелева).[2]
Принципдобровольности состоит в том, что ученики включаются в внеклассную работу пособственному желанию. Этот принцип имеет свою особенность: ученик, который самопределил свое участие в том или другом виде внеклассной деятельности, берет насебя добровольное обязательство продолжать изучение ИЯ, что будет требовать отнего дополнительных усилий. Принцип массовости предусматривает активное участиев внеклассных мероприятиях наибольшего количества учеников с разным уровнемвладения иностранным языком. Принцип учета и развития индивидуальных особенностейи интересов учеников предусматривает учет в контексте деятельности учеников ихсобственного опыта, интересов, желаний, наклонностей, мировоззрения,эмоционально-чувственной сферы и статуса личности в коллективе. Принцип связи внеклассной работыс уроками прежде всего состоит в том, чтобы обеспечить единство практических,развивающих и воспитательных целей внеклассных занятий и уроков. Он такжепредусматривает связь учебных материалов, которые используются во внекласснойработе, с материалом действующих учебно-методических комплексов по ИЯ.
Внекласснаяработа базируется на владении учениками привычками и умениями, приобретеннымина уроках ИЯ, поэтому очень важным есть то, чтобы ученики наиболее полноиспользовали эти привычки и умения во время внеклассного мероприятия. Вместе стем внеклассная работа может положительно влиять на учебную деятельностьучеников по иностранному языку. Г.И.Мокроусова и Н.Ю.Кузовлева дополняютвышеупомянутые принципыпринципами комплексности, увлеченности и развитияинициативы и самодеятельности. Принцип комплексности может обеспечитьединство и взаимосвязь морального, эстетичного, трудового и физическоговоспитания. Внеклассная работа по ИЯ должна воспитывать искреннего гражданина,который с уважением относится к своей стране и стране, язык которой он изучает.Этот гражданин должен быть честным, порядочным, понимать людей, с которымиобщается, уважать и понимать ИЯ. На внеклассных мероприятиях необходимопрививать ученикам любовь к прекрасному, учить исполнять песни, слушать и пониматьмузыку, хорошо оформлять альбомы, стенгазеты, изготовлять костюмы и разныйреквизит к спектаклям.
Принципувлеченности связан с выбором конкретных интересных приемов, которые оказываютсодействие эффективному достижению поставленных задач, а также с содержаниемучебных материалов, которое может быть новым, необыкновенным, захватывающим,большей частью страноведческого характера.
Принципразвития инициативы и самодеятельности предусматривает стимулирование иразвитие у школьников самодеятельности и инициативы в работе. Именно вовнеклассной работе учитель может дать ученикам возможность самостоятельноиспользовать свои знания и умения, разрешить делать все, что касаетсяподготовки и проведения внеклассного мероприятия, умело и незаметно руководяэтим процессом. Самодеятельность — это основа творчества, а именно творческоеудовлетворение в работе всегда оказывает содействие желанию работать лучше,знать иностранный язык совершеннее. Инициатива может стать жизненной позициейкаждого ученика. Учителю необходимо побудить своих учеников к тому, чтобы онисами выбрали тематику и формывнеклассного общения.
Всевышеназванные принципы дополняют друг друга и в комплексе обеспечиваютцеленаправленное, последовательное, систематическое и вместе с темразностороннее влияние на развитие личности.
3. Формы внеклассной воспитательнойработы по иностранному языку
Вметодической литературе и в практике школы традиционно различают три формывнеклассной работы: индивидуальные, групповые и массовые. В основу такогораспределения возложен признак количественного охвата участников. Подчеркиваянечеткость понятия «массовости», В.И.Шепелева предлагает различатьформы внеклассной работы по ИЯ по организационно-структурным признакам.Соответственно она относит групповые формы к организационно-структурным формам,а индивидуальные и массовые — к неструктурным.
Индивидуальная внеклассная работапроводится с отдельными учениками, которые готовят сообщение или доклад остране, язык которой изучается, о значительных датах и событиях, выдающихсялюдях, разучивают стихи, песни, отрывки из литературных произведений наиностранном языке, изготовляют наглядные пособия, оформляют стенгазеты,альбомы, стенды и т.п. Индивидуальная работа может проводиться постоянно илиэпизодически.
Групповая форма внеклассной работыимеет четкую организационную структуру и относительно постоянный составучастников, объединенных общими интересами. К этой форме принадлежатразнообразные кружки: разговорные, вокальные, драматические, переводчиков,филателистов, внеклассного чтения и т.п.  Некоторые методисты рекомендуюторганизовывать для учеников всех классов разговорные и хоровые кружки, дляучеников старших классов — литературно-переводческие и страноведческие.Положительно зарекомендовали себя комбинированные кружки, где объединяютсяразные виды деятельности, например, разучивание песен и подготовкаинсценировок, внеклассное чтение и просмотр диафильмов с дальнейшим обсуждениемпросмотренного. Занятия в кружках, как правило, проводятся регулярно.
Массовые формы внеклассной работыне имеют четкой организационной структуры. К ним относят такие мероприятия каквечера художественной самодеятельности, фестивали, конкурсы, карнавалы,тематические вечера  и т.п… Эти мероприятия проводятся эпизодически.
По смыслуможно выделить такие формы внеклассной работы по ИЯ:
1)          соревновательные,
2)          средствамассовой информации,
3)          культурно-массовые,
4)          политико-массовые.
Каждая группауказанных форм предусматривает конкретные мероприятия. Мероприятиясоревновательного характера, конкурс, игра, олимпиада, викторина и прочие. Средствамассовой информации - стенгазета, объявление, бюллетень, устный журнал,дайджест, выставка-викторина и т.п… Мероприятия культурно-массовогохарактера, вечер-праздник, посвященный народным традициям родной страны илистраны, язык которой изучается; вечер-портрет, посвященный жизни и деятельностиизвестных писателей, поэтов, композиторов, актеров и т.п.; вечер-встреча синтересными людьми; вечера-хроники в связи со знаменательными событиями. Мероприятияполитико-массового характера: форум, фестиваль, пресс-конференция, ярмаркасолидарности, телемост и прочие.
Впедагогической литературе есть понятие «объединяющие формы внекласснойработы» (Т.М.Калечиц, З.О.Кейлина). Кобъединяющим формам относятдетские и юношеские клубы по интересам, школьные музеи, библиотеки, киностудии,кинотеатры и клубы веселых и находчивых. Клубы являются эффективной формойвнеклассной работы по ИЯ, так как они объединяют учеников разного возраста иразных интересов, создают широкое пространство для общения, действуют наосновах самоуправления и становятся центрами внеклассной работы в школах. Клубыимеют свои названия, эмблемы, положения и уставы. Особой популярностью средишкольников пользуются клубы веселых и находчивых (КВН), которые предусматриваютпроведение интересных конкурсов, исполнение песен, стихов, разгадываниезагадок, кроссвордов, ребусов со зрительной опорой в виде плакатов, картин,диафильмов. Каждая команда, которая принимает участие в КВН, имеет свой девиз,эмблему, песню и форму. Как «домашнее задание» участники клубаготовят инсценировку  произведений известных зарубежных писателей идраматургов.
Целесообразновыделить такую форму внеклассной работы какНеделя иностранного языка вшколе. Эта форма по своему характеру является массовой, так какпредусматривает участие в ней широкого контингента учеников, а по своейструктуре является комплексной, так как включает комплекс разных по смыслу иформе мероприятий, которые происходят в определенный период времени инаправлены на реализацию задач комплексного подхода к воспитанию учеников.
Неделяиностранного языка в школе как комплексная форма должна оказывать содействиецеленаправленной организации и систематизации всей внеклассной работы по ИЯ вшколе, активизации работы кружков, для которых Неделя становится своеобразнымтворческим отчетом, формированию творческих отношений между учениками,учителями и родителями, которые взаимодействуют в процессе подготовки ипроведение Недели. Неделя иностранного языка проводят в определенный периодучебного года по предварительно составленной программе, которая определяетцели, содержание и форму любого из его компонентов. Тематика мероприятий врамках Недели должна быть интересной, познавательной, доступной, связанной с учебнымматериалом и отвечать возрастным особенностям учеников, уровню их языковойподготовки.
Процессподготовки и проведение Недели ИЯ проходит втри этапа.
Iэтап (подготовительный) начинается составлением программы Недели. Наэтом этапе создается оргкомитет, в состав которого избираются учителяиностранного языка, завуч, представители ученической и родительской массы.Члены оргкомитета определяют исполнителей программы, организуют изготовлениякостюмов, реквизита, оформление помещений, выставок, объявлений, приглашений, атакже подготовку необходимых фономатериалов, диафильмов, кинофильмов, слайдов. Непосредственноподготовку учеников к выступлениям проводят учителя ИЯ, работая индивидуально скаждым учеником или с группами учеников в кружках. Во время репетиций ученикиусовершенствуют свое произношение, учатся вести себя на сцене и т.п.
// этап - этопроведение Недели иностранного языка. Обязательным условием проведения Неделиесть создание атмосферы праздничности, непринужденности. Ученики должны ощущатьудовлетворение и радость от своего участия в празднике.


Не сдавайте скачаную работу преподавателю!
Данный реферат Вы можете использовать для подготовки курсовых проектов.

Поделись с друзьями, за репост + 100 мильонов к студенческой карме :

Пишем реферат самостоятельно:
! Как писать рефераты
Практические рекомендации по написанию студенческих рефератов.
! План реферата Краткий список разделов, отражающий структура и порядок работы над будующим рефератом.
! Введение реферата Вводная часть работы, в которой отражается цель и обозначается список задач.
! Заключение реферата В заключении подводятся итоги, описывается была ли достигнута поставленная цель, каковы результаты.
! Оформление рефератов Методические рекомендации по грамотному оформлению работы по ГОСТ.

Читайте также:
Виды рефератов Какими бывают рефераты по своему назначению и структуре.

Сейчас смотрят :

Реферат Познавательные процессы умственно отсталых детей
Реферат Принцип разделения властей и принцип сдержек по Конституции США
Реферат V-я Международная научная заочная конференция «Актуальные вопросы современной экономической науки»
Реферат Nonwestern Art Essay Research Paper The fascinating
Реферат Ассоциации Бухгалтеров «бухгалтерский учет по международным стандартам»
Реферат Шпаргалки по бухгалтерскому учету
Реферат Языкознание в журналистике
Реферат Культура классического арабского Востока
Реферат Образы Бога и Дьявола в живописи ХХ-ХХI века
Реферат О роли женщины в Церкви
Реферат Основная цель и задачи функционирования сельского кредитного кооператива
Реферат Виды компьютерной графики и графических файлов
Реферат Ripple Effects Upon Economy Essay Research Paper
Реферат Лимит остаток кассы кассовый план
Реферат Защита прав и законных интересов субъектов предпринимательской деятельности в судах