Введение 3 1. Цель и психолого-педагогические аспекты внеклассной работы по иностранному языку 4 2. Принципы организации внеклассной работы по иностранному языку 7 3. Формы внеклассной воспитательной работы по иностранному языку 10 4. Требования к внеклассной работе 17 5. Факультативные занятия, как вид внеклассной работы в старших классах и их особенности. 19 6. Использование Интернет во внеклассной работе по английскому языку 25 Заключение 33 Использованная литература 34
ВВЕДЕНИЕ
Внеклассная работа поиностранному языку имеет большое общеобразовательное, воспитательное иразвивающее значение. Эта работа не только углубляет и расширяет знанияиностранного языка, но и способствует также расширению культурологическогокругозора школьников, развитию их творческой активности, эстетического вкуса и,как следствие, повышает мотивацию к изучению языка и культуры другой страны.
При организации ипроведении внеклассного мероприятия от учителя требуется тонкое и умелоенаблюдение и изучение интересов учащихся, учет их возрастных и психологическихособенностей, их интересов.
Выбор темы внеклассногомероприятия для того или иного уровня обучения определяется, с одной стороны,объемом языкового материала, с другой стороны, уровнем общеобразовательнойподготовки учащихся, возможностью реализации некоторых межпредметных связей.Необходимо максимально использовать знания и умения учащихся, приобретенные имив процессе учебы и участии во внеклассной работе, минимально загружать ихзаучиванием нового материала, особенно такого, который содержит незнакомыелексические единицы и грамматические явления.
Тема курсовой работы былавыбрана исходя из того, что внеклассные мероприятия имеют огромное значение дляусвоения школьниками учебного материала и овладения дополнительными знаниямипо иностранному языку с использованием доступных и интересных методов.
В работе рассмотреныосновные цели и задачи, внеклассных мероприятий, методика их проведения,требования к ним, а также современные методы и средства в проведениифакультативных занятий.
1.Цель и психолого-педагогические аспекты внекласснойработы по иностранному языку
Современнаяшкола имеет большой опыт проведения просветительно-воспитательной работы поиностранному языку, которая составляет часть единого учебно-воспитательногопроцесса. Внеклассную работу по ИЯ[1]можно определить как систему неоднородных по смыслу, назначением и методикойпроведения просветительно-воспитательных мероприятий, которые выходят запределы обязательных учебных программ.
Внекласснаяработа по ИЯ решает такиезадачи:
усовершенствованиезнаний, привычек и умений, приобретенных на уроках ИЯ;
расширениемировоззрения учеников;
развитие ихтворческих способностей, самостоятельности, эстетичных вкусов;
— воспитаниелюбви и уважения к людям своего родного края и страны, язык которой изучается.
Важнымфактором успешного выполнения этих задач естьучет психолого-педагогическихособенностей обучения ИЯ на разных уровнях. Знание свойств личности тогоили другого возраста дает возможность правильно определить содержание и формувнеклассной деятельности по ИЯ.
На среднемуровне (7-9 классы) подростки проявляют большую социальную активность,направленную на усвоение определенных образцов поведения и ценностей, стремятся к восприятиюнового, интересного, их память развивается в направлении интеллектуализации,запоминание приобретает целенаправленный характер, речь становится болееуправляемым и развитой. Подростки требуют искреннего и серьезного отношения ксвоим интересам, не любят ограничения своей самостоятельности со сторонывзрослых.
Настаршемуровне (10-11 классы) ученики стремятся к всестороннему развитию своейличности, углубленного усвоения знаний. В этом возрасте формируется научноемировоззрение, возрастает социальная активность, увеличивается интерес кпроблемам человеческих взаимоотношений, увлечения становятся разносторонними, асамооценка своих способностей снижается. Большое значение для юношейприобретает общение со своими сверстниками. Общение для них — неотъемлемаячасть их жизни, канал информации и вид деятельности, в процессе которойпроисходит формирование индивидуального стиля поведения старшеклассников.
Следуетобратить внимание на то, что в процессе организации внеклассной работы по ИЯнеобходимо учитывать как психологические особенности личности, так и психологическиеособенности коллектива: уровень его развития, степень организационного,психологического, интеллектуального и эмоционального единства, направленностьдеятельности коллектива на отношения между его членами, эмоциональное состояниекласса во время выполнения задач по внеклассной работе.
Знаниепсихологических особенностей учеников — необходимая предпосылка успешного выбора соответствующих форм внеклассной работы, определение содержания этихформ, организации и проведение внеклассного мероприятия.
Хотяцели и задачи учебной и внеклассной работы полностью совпадают, в содержании,организации и формах проведения последней наблюдаются существенные различия.
Основнымиотличиями внеклассной работы от учебной являются:
1.Добровольный характер участия учащихся во внеклассной работе в отличие отобязательности учебной деятельности. Учащиеся решают для себя вопрос обучастии в тех или иных видах внеклассной работы прежде всего в соответствии сосвоими интересами, желаниями узнать что-то новое, заняться языком дополнительнос какими-то определенными целями.
Этот ведущийпринцип организации внеклассной работы обязывает учителя своевременнообнаружить заинтересованность.учеников внеклассной работой и языком, вовлечьих в интересующую их деятельность во внеурочное время и тем самым пробудить вних интерес к ней. Этот принцип определяет содержание и форму внеклассной работы— она должна постоянно поддерживать, углублять и развивать интерес киностранному языку.
2. Внеурочныйхарактер занятий, который выражается, во-первых, в отсутствии строго урочнойрегламентации, касающийся времени, места, формы их проведения. Местомпроведения работы может быть парк, зал музея, школьный сад и т. д. Во-вторых, вотсутствии строгого учета знаний, навыков и умений, оценок в баллах. Проверкарезультатов внеклассной работы осуществляется в форме отчетных вечеров,концертов, сборов, выпуска стенгазет на иностранном языке и т. д.
3. Большаясамостоятельность и инициативность учащихся в выполнении внеурочных поручений.В отличие от учебной работы, где помощь учителя играет ведущую роль, вовнеклассной работе учащиеся проявляют больше самостоятельности,изобретательности, творчества как в выполнении, так и в организации внеурочныхмероприятий, в выборе форм работы, отвечающих интересам отдельных возрастныхгрупп учащихся, их склонностям.
2. Принципы организации внекласснойработы по иностранному языку
Принципывнеклассной работы по ИЯ — исходные положения, которые определяют требования к еесодержанию, методов и организационных форм. Они отвечают целям и задачам всейвнеклассной работы по ИЯ в школе и иллюстрируют суть педагогическойдеятельности учителя — организатора внеклассной работы.
Основнымиорганизационными принципами внеклассной работы по ИЯ являются принципыдобровольности и массовости, принцип учета и развития индивидуальныхособенностей и интересов учеников, принцип связи внеклассной работы с уроками(В.И.Шепелева).[2]
Принципдобровольности состоит в том, что ученики включаются в внеклассную работу пособственному желанию. Этот принцип имеет свою особенность: ученик, который самопределил свое участие в том или другом виде внеклассной деятельности, берет насебя добровольное обязательство продолжать изучение ИЯ, что будет требовать отнего дополнительных усилий. Принцип массовости предусматривает активное участиев внеклассных мероприятиях наибольшего количества учеников с разным уровнемвладения иностранным языком. Принцип учета и развития индивидуальных особенностейи интересов учеников предусматривает учет в контексте деятельности учеников ихсобственного опыта, интересов, желаний, наклонностей, мировоззрения,эмоционально-чувственной сферы и статуса личности в коллективе. Принцип связи внеклассной работыс уроками прежде всего состоит в том, чтобы обеспечить единство практических,развивающих и воспитательных целей внеклассных занятий и уроков. Он такжепредусматривает связь учебных материалов, которые используются во внекласснойработе, с материалом действующих учебно-методических комплексов по ИЯ.
Внекласснаяработа базируется на владении учениками привычками и умениями, приобретеннымина уроках ИЯ, поэтому очень важным есть то, чтобы ученики наиболее полноиспользовали эти привычки и умения во время внеклассного мероприятия. Вместе стем внеклассная работа может положительно влиять на учебную деятельностьучеников по иностранному языку. Г.И.Мокроусова и Н.Ю.Кузовлева дополняютвышеупомянутые принципыпринципами комплексности, увлеченности и развитияинициативы и самодеятельности. Принцип комплексности может обеспечитьединство и взаимосвязь морального, эстетичного, трудового и физическоговоспитания. Внеклассная работа по ИЯ должна воспитывать искреннего гражданина,который с уважением относится к своей стране и стране, язык которой он изучает.Этот гражданин должен быть честным, порядочным, понимать людей, с которымиобщается, уважать и понимать ИЯ. На внеклассных мероприятиях необходимопрививать ученикам любовь к прекрасному, учить исполнять песни, слушать и пониматьмузыку, хорошо оформлять альбомы, стенгазеты, изготовлять костюмы и разныйреквизит к спектаклям.
Принципувлеченности связан с выбором конкретных интересных приемов, которые оказываютсодействие эффективному достижению поставленных задач, а также с содержаниемучебных материалов, которое может быть новым, необыкновенным, захватывающим,большей частью страноведческого характера.
Принципразвития инициативы и самодеятельности предусматривает стимулирование иразвитие у школьников самодеятельности и инициативы в работе. Именно вовнеклассной работе учитель может дать ученикам возможность самостоятельноиспользовать свои знания и умения, разрешить делать все, что касаетсяподготовки и проведения внеклассного мероприятия, умело и незаметно руководяэтим процессом. Самодеятельность — это основа творчества, а именно творческоеудовлетворение в работе всегда оказывает содействие желанию работать лучше,знать иностранный язык совершеннее. Инициатива может стать жизненной позициейкаждого ученика. Учителю необходимо побудить своих учеников к тому, чтобы онисами выбрали тематику и формывнеклассного общения.
Всевышеназванные принципы дополняют друг друга и в комплексе обеспечиваютцеленаправленное, последовательное, систематическое и вместе с темразностороннее влияние на развитие личности.
3. Формы внеклассной воспитательнойработы по иностранному языку
Вметодической литературе и в практике школы традиционно различают три формывнеклассной работы: индивидуальные, групповые и массовые. В основу такогораспределения возложен признак количественного охвата участников. Подчеркиваянечеткость понятия «массовости», В.И.Шепелева предлагает различатьформы внеклассной работы по ИЯ по организационно-структурным признакам.Соответственно она относит групповые формы к организационно-структурным формам,а индивидуальные и массовые — к неструктурным.
Индивидуальная внеклассная работапроводится с отдельными учениками, которые готовят сообщение или доклад остране, язык которой изучается, о значительных датах и событиях, выдающихсялюдях, разучивают стихи, песни, отрывки из литературных произведений наиностранном языке, изготовляют наглядные пособия, оформляют стенгазеты,альбомы, стенды и т.п. Индивидуальная работа может проводиться постоянно илиэпизодически.
Групповая форма внеклассной работыимеет четкую организационную структуру и относительно постоянный составучастников, объединенных общими интересами. К этой форме принадлежатразнообразные кружки: разговорные, вокальные, драматические, переводчиков,филателистов, внеклассного чтения и т.п. Некоторые методисты рекомендуюторганизовывать для учеников всех классов разговорные и хоровые кружки, дляучеников старших классов — литературно-переводческие и страноведческие.Положительно зарекомендовали себя комбинированные кружки, где объединяютсяразные виды деятельности, например, разучивание песен и подготовкаинсценировок, внеклассное чтение и просмотр диафильмов с дальнейшим обсуждениемпросмотренного. Занятия в кружках, как правило, проводятся регулярно.
Массовые формы внеклассной работыне имеют четкой организационной структуры. К ним относят такие мероприятия каквечера художественной самодеятельности, фестивали, конкурсы, карнавалы,тематические вечера и т.п… Эти мероприятия проводятся эпизодически.
По смыслуможно выделить такие формы внеклассной работы по ИЯ:
1) соревновательные,
2) средствамассовой информации,
3) культурно-массовые,
4) политико-массовые.
Каждая группауказанных форм предусматривает конкретные мероприятия. Мероприятиясоревновательного характера, конкурс, игра, олимпиада, викторина и прочие. Средствамассовой информации - стенгазета, объявление, бюллетень, устный журнал,дайджест, выставка-викторина и т.п… Мероприятия культурно-массовогохарактера, вечер-праздник, посвященный народным традициям родной страны илистраны, язык которой изучается; вечер-портрет, посвященный жизни и деятельностиизвестных писателей, поэтов, композиторов, актеров и т.п.; вечер-встреча синтересными людьми; вечера-хроники в связи со знаменательными событиями. Мероприятияполитико-массового характера: форум, фестиваль, пресс-конференция, ярмаркасолидарности, телемост и прочие.
Впедагогической литературе есть понятие «объединяющие формы внекласснойработы» (Т.М.Калечиц, З.О.Кейлина). Кобъединяющим формам относятдетские и юношеские клубы по интересам, школьные музеи, библиотеки, киностудии,кинотеатры и клубы веселых и находчивых. Клубы являются эффективной формойвнеклассной работы по ИЯ, так как они объединяют учеников разного возраста иразных интересов, создают широкое пространство для общения, действуют наосновах самоуправления и становятся центрами внеклассной работы в школах. Клубыимеют свои названия, эмблемы, положения и уставы. Особой популярностью средишкольников пользуются клубы веселых и находчивых (КВН), которые предусматриваютпроведение интересных конкурсов, исполнение песен, стихов, разгадываниезагадок, кроссвордов, ребусов со зрительной опорой в виде плакатов, картин,диафильмов. Каждая команда, которая принимает участие в КВН, имеет свой девиз,эмблему, песню и форму. Как «домашнее задание» участники клубаготовят инсценировку произведений известных зарубежных писателей идраматургов.
Целесообразновыделить такую форму внеклассной работы какНеделя иностранного языка вшколе. Эта форма по своему характеру является массовой, так какпредусматривает участие в ней широкого контингента учеников, а по своейструктуре является комплексной, так как включает комплекс разных по смыслу иформе мероприятий, которые происходят в определенный период времени инаправлены на реализацию задач комплексного подхода к воспитанию учеников.
Неделяиностранного языка в школе как комплексная форма должна оказывать содействиецеленаправленной организации и систематизации всей внеклассной работы по ИЯ вшколе, активизации работы кружков, для которых Неделя становится своеобразнымтворческим отчетом, формированию творческих отношений между учениками,учителями и родителями, которые взаимодействуют в процессе подготовки ипроведение Недели. Неделя иностранного языка проводят в определенный периодучебного года по предварительно составленной программе, которая определяетцели, содержание и форму любого из его компонентов. Тематика мероприятий врамках Недели должна быть интересной, познавательной, доступной, связанной с учебнымматериалом и отвечать возрастным особенностям учеников, уровню их языковойподготовки.
Процессподготовки и проведение Недели ИЯ проходит втри этапа.
Iэтап (подготовительный) начинается составлением программы Недели. Наэтом этапе создается оргкомитет, в состав которого избираются учителяиностранного языка, завуч, представители ученической и родительской массы.Члены оргкомитета определяют исполнителей программы, организуют изготовлениякостюмов, реквизита, оформление помещений, выставок, объявлений, приглашений, атакже подготовку необходимых фономатериалов, диафильмов, кинофильмов, слайдов. Непосредственноподготовку учеников к выступлениям проводят учителя ИЯ, работая индивидуально скаждым учеником или с группами учеников в кружках. Во время репетиций ученикиусовершенствуют свое произношение, учатся вести себя на сцене и т.п.
// этап - этопроведение Недели иностранного языка. Обязательным условием проведения Неделиесть создание атмосферы праздничности, непринужденности. Ученики должны ощущатьудовлетворение и радость от своего участия в празднике.