Реферат по предмету "Педагогика"


Анализ уровня организации молодежного досуга в сельской местности на примере РОМЦ отдела культуры

--PAGE_BREAK--На посещение досуговых учреждений влияет материальное положение молодых людей. Согласно данным исследованиям, материально обеспеченные чаще, чем малообеспеченные молодые люди, занимают свое свободное время различными мероприятиями.
С ростом дохода увеличивается лишь число посещений различных мероприятий. Выбор той или иной досуговой формы не связан с метериальным обеспечением молодежи.
Различия в чтении художественной литературы и периодики высокодоходной и низкодоходной группах практически не значим. Это подтверждает наше предположение о том, что все группы молодежи не зависимо от материального положения имеют равный доступ к тем общечеловеческим ценностям, знаниям, опыту, которые передаются с помощью книг и других печатных изданий.
Среди молодых людей с высшим образованием посетителей всевозможных досуговых учреждений в полтора – два раза больше, чем среди молодых людей со средним и средним специальным образованием.
В нынешней ситуации часть молодежи посещает развлекательные учреждения, а другая нет. В частности, к группе «непосетителей» развлекательных учреждений относится 20-30- летняя молодежь преимущественно со средним или средним специальным образованием, имеющая невысокий доход[40, С.46].
Таким образом, «массовое искусство» открыто для приверженцев «высокого» искусства. В свою очередь, «высокое» искусство в сознании большинства молодежи – более закрытая и малодоступная сфера культуры. Данные исследования свидетельствуют об увеличении посещаемости мест проведения досуга с ростом дохода. Причем подобная закономерность свойственна представителям любой формы досуга как «высокого», так и «массового искусства».
Укажем еще одну разновидность содержательного досуга, связанного с обращением и осмыслением профессионального искусства и народной культуры. Это одна из наиболее устойчивых и масштабных разновидностей досуговой деятельности, способная выполнять множество рекреационных функций, притягивать к себе масштабные аудитории в разные исторические периоды у разных народов.
Остановимся на восприятии произведений искусства. Люди обращаются к искусству по-разному – с неодинаковыми целями, затрачивая разный объем времени. Обычно человек проявляет интерес не к искусству в целом, а к некоторым его видам и жанрам, которые привлекают его в наибольшей степени. Одни группы аудитории искусства относятся к сторонникам получения художественных впечатлений от живого творческого процесса или от оригинальных произведений искусства в театре, филармонии, музее, выставочном зале. В этом ряду выделяются поклонники известных артистов, певцов, музыкантов-исполнителей.
Другие любители искусства реже взаимодействуют с авторами и исполнителями разных произведений, так как ограничиваются обращением к продукции культурной индустрии – музыкальным записям, кинофильмам. Они читают книги дома или в библиотеке, смотрят телевизор, слушают музыкальные записи.
В проведении досуга и освоении искусства особо важна роль средств массовой информации. Технические каналы связи, а также разнообразная техника предоставляют многомиллионной аудитории почти неограниченные возможности знакомиться с искусством, получать художественные впечатления не только в домашних условиях, но и в различных ситуациях практически в любое время суток.
Например, музыкальные записи можно слушать даже в городском транспорте. Однако в этом случае заметно снижен художественно-психологический эффект восприятия. Многие любители не считают данный факт препятствием для удовлетворения своих эстетических потребностей, хотя объективно его следует признать таковым, так как он сопровождается немалым числом социально-психологических, художественных и педагогических издержек в сравнении с восприятием «живого» искусства или художественных подлинников. Но наряду с издержками данный способ обращения к искусству позволяет любителям формировать личные коллекции – художественной и искусствоведческой литературы, копии картин и изопродукции, фильмотек, музыкальных звукозаписей.
К информационному типу содержательного досуга, которое развивается на основе технических средств, следует отнести обращение людей к общественно-политической и научной информации – просмотру телепередач, прослушиванию радио, работе в Интернете.
Особо следует сказать о таком варианте увлечения искусством, который связан с любительскими художественными занятиями: музицированием, участием в спектаклях, изготовлением художественных изделий, рисованием. Такой способ освоения искусства на досуге связан с глубоким и эффективным погружением человека в мир прекрасного, признанием высокой миссии искусства в общественном развитии.
Еще один вариант увлечения искусством на досуге – знакомство с историческими памятниками и художественными шедеврами культуры других народов. Человек тратит свободное время на дальние поездки, посещает другие страны для осмотра интересующих его музеев, бываает на популярных кинофорумах или театральных фестивалях.
Значимое для человека и общества содержание досуга формируется на основе позитивных социально-психологических и межличностных контактов – общение с интересным собеседником, взаимодействия с родственниками, друзьями, проведение досуга с любимым человеком. В ходе таких контактов каждый может пережить эмоциональный подъем, расширить кругозор, углубить свои знания, получить заряд бодрости.
Особая развивающая роль принадлежит досугу, проводимому с любимым человеком. Состояние влюбленности, накал эмоций и чувств, которые юноша и девушка испытывают в эти моменты, а также их беседы, душевное и духовное взаимодействие – все это придает общению неповторимый, запоминающийся характер. Мировое изобразительное искусство, а также поэтические, художественно-прозаические и даже религиозные тексты, начиная с библейской «Песни песней» и кончая современной любовно – поэтической лирикой, полны отображением тех переживаний и мыслей, которые испытывает каждый человек, когда остается наедине с объектом своих чувств.
Специфическое и яркое содержание досуговой деятельности формируется благодаря непосредственному участию в игре, соревновании или в процессе наблюдения за их ходом.
Мы выделили основные содержательные аспекты досуга. Существуют и другие содержательные стороны, имеющие второстепенный характер. Многие специализированные виды и формы досуга включают в себя множество других возможностей. Другими словами, в том или ином виде досуга пересекается множество разных содержательных аспектов.
Рассмотрим в качестве примера деятельность фитнес-клубов, выполняющих рекреационную роль. Посетителям фитнес-клуба предлагают определенный набор услуг спортивно-оздоровительного медицинского и санитарно-гигиенического характера. Во многих случаях эти услуги могут дополняться помощью в психологической реабилитации, услугами общественного питания. В выходные дни может быть организован выезд на природу для занятий спортом на свежем воздухе. Все это способствует созданию в клубе атмосферы доброжелательности, активного дружеского общения, что мотивирует многих людей добиваться статуса постоянного члена клуба.
Вместе с тем немало досуговых занятий изначально имеют многоцелевой характер, что позволяет интегрировать в них одновременно разные содержательные компоненты. Например, насыщены многообразным содержанием такие досуговые формы, как клубный отдых, многие формы туризма, праздничные гулянья, зрелищно-массовые мероприятия. Наиболее многообразны по содержанию массовые празднества, спортивные соревнования, туристские путешествия.
Таким образом, в свободное время стремится реализовать множество неутилитарных потребностей, испытать специфические состояния, мало связанные с повседневностью, пережить благотворный эффект оздоровительных эмоций, возвышенных состояний, утонченных чувств.

2. ОРГАНИЗАЦИЯ МОЛОДЕЖНОГО ДОСУГА В РОССИИ И УДМУРТИИ НА СОВРЕМЕННОМ ЭТАПЕ
2.1. Опыт организации молодежного досуга в России
Экономические и социальные изменения в 90-е годы затронули практически все сферы жизни российского общества в целом и каждую их его социальных страт. До конца 1980-х годов государство однозначно предопределяло не только идеологию, но и репертуар всех учреждений художественного воспитания, театров, концертных организаций, музеев, клубов, регулировало их деятельность. Подобные ограничения накладывались даже на сферы специфически массовой культуры (дискотеки, магнитные записи и т.д.).
Начиная с 80-х годов государство стало постепенно отказываться от регулирующей роли в сфере культуры. В результате потребитель освободился от навязываемых ему государством культурных стандартов и стереотипов. Значительная часть культурного производства начала работать на удовлетворение разнообразных запросов как конечного потребителя, так и отдельных групп, занятых внутри самого этого производства (“богемы”, “тусовки” и т.п.). Это сформировало конкурентоспособную отрасль производства, ориентированную на потребителя, с одной стороны, и не требующую поддержки государства – с другой. Продукты этой отрасли исследователи чаще всего относят к массовой культуре. В то время сохраняется другая часть культурного производства, нуждающаяся в систематической поддержке государства (музеи, театры, художественная самодеятельность и т.п.). За этой сферой культуры закрепилось название “высокой”.
В том же направлении трансформировалась и деятельность российских книгоиздательств. Согласно данным ВЦИОМ, книжный рынок второй половины 90-х годов на 75% состоял из беллетристики и учебной литературы, причем до 90% всего рынка художественной литературы составляли книги массовых жанров ( боевики, детективы, криминальные и любовные романы, фантастика и т.д.).
Таким образом, произошедшие за последние два десятилетия изменения в культурной сфере можно охарактеризовать как переход от советской директивной культуры к открытой и массовой[11., с.28]. Другой процесс, идущий в сфере культуры за данный период, можно назвать технической или технологической модернизацией. Под этим следует понимать как расширение технических возможностей традиционных видов культурного производства (музеи, театры, кино), так и формирование принципиально новых средств массовой коммуникации (негосударственная сеть телевещания, кабельное телевидение, видео, Интернет). Средства массовой коммуникации (СМК), существуя в рыночных условиях, ориентируются на запросы значительной массы потребителей. Телевидение, видео и другие СМК сегодня занимают главенствующее место в повседневной культурной деятельности человека и не требуют посредников[19., с.10].
В качестве такого посредника ранее выступала культурная элита, которая производила и потребляла данный продукт, а через систему образования формировала массовый спрос на него. Государство спонсировало эту деятельность. Сегодня культурная элита (интеллигенция) утратила свое высокое место в социальной иерархии. Отчасти это проявляется в снижении интереса к театрам, музеям, чтению, музыке и потере данными институтами широких кругов заинтересованной и подготовленной публики[12., с.25].
XX век можно считать первым веком господства «массовой» культуры на всем пространстве европейской цивилизации. Процесс «массовизации» затронул различные досуговые сферы. Повседневные вкусы, ориентиры, досуговые занятия сблизились с обычным уровнем среднего потребителя[20, С.8]. В своей деятельности средства массовых коммуникаций, книгоиздательства, различные виды искусства ориентируются на этот «проявившийся» тип потребителя, который в данных условиях открыто демонстрирует свою позицию, позицию среднего уровня.
Произошедшие культурные перемены не могли не сказаться на досуговой деятельности молодежи. Ее досуг характеризует теперь набор форм досуговой деятельности, отличный от предшествующих поколений. Расширение форм досуга связано с туризмом, путешествиями, возможностью поездок за границу, проявлением разнообразных программ (казино, экзотические театры), с новыми техническими средствами в области массовой коммуникации[40, С.46].
Помимо расширения форм досуговой деятельности, произошли изменения в направлении культурных ориентиров и потребностей молодежи. Социологи отмечают следующие тенденции: массовизацию вкусов и всего досуга молодежи; снижение интереса к высокому искусству; уменьшение роли чтения в структуре досуга молодежи; предпочтение тех форм проведения свободного времени, которые предполагают межличностное общение[2, С.71].
Кроме изменений в структуре и направленности досуга, нужно отметить и возросшее количество времени, которое теперь ему уделяется. Как свидетельствуют результаты исследований, свободное время существенно возросло за последние годы: за 1960-1990-е годы оно увеличилось на три часа[12]. Произошло это в первую очередь в результате сокращения рабочего времени: уменьшился рабочий день, неделя, возросла продолжительность отпусков и число выходных дней.
Таким образом, свободное время – неотъемлемая и значимая часть жизни молодежи. Свое свободное время человек тратит на образование, общественную работу, средства массовой информации, посещение учреждений культуры и зрелищ, чтение, общение, занятия спортом, пассивный отдых и т.д[20, С.7]. Свободное время для любого человека является временем, которое он посвящает самому себе, выражает себя наиболее полно. Досуговые формы деятельности способствуют не только усвоению норм социального поведения, но и формируют, закрепляют их в этих формах. В связи с этим оно представляет собой ценность не только для самого человека, но и для общества в целом.
Выбор того или иного развлекательного заведения для проведения досуга зависит от отношения, готовности и способности воспринимать тот или иной вид искусства. Так, массовое искусство, по определению, ориентировано на усредненный вкус, стандартное содержание и коммерческий успех. «Высокое» искусство рассчитано на группу людей, обладающих достаточным уровнем культурной и образовательной подготовки, способных воспринять и понять его[42, С.191].
Основным предположением было следующее: предпочтение досуговых учреждений высокой культуры обусловливает неприятие досуговых учреждений массовой культуры, и наоборот. Данное предположение было выдвинуто исходя из того, что в современном обществе между культурой массовой и элитарной наблюдается противостояние, причем если в некоторых странах оно было разрешено путем взаимодействия и взаимопроникновения этих двух культур, то в России оно пока неопределимо. Культурологи отрицают возможность компромисса между высоким и массовым искусством в России[18].
По определению, развлечения, которые предлагаются массовой культурой, легки для восприятия, направлены лишь на эксплуатацию человеческих эмоций, не заставляют задумываться о происходящем. В то время как восприятие продуктов культуры элитарной и получение удовольствия от них предполагает наличие определенного образования, специальной подготовки, а так же работы души и ума. Высокая культура всегда развивалась таким образом, что ее деятели ориентировались на запросы привилегированных сословий. Поэтому, по мнению социологов и культурологов, учреждения высокой культуры не будут интересны и необходимы массе с «усредненным» уровнем развития вкусов и образования. В свою очередь, приверженцы в истинной ценности культуры элитарной и не поощряют культуру «низкую»[8, С.278].
Как показывают собранные в 2001г. данные, наиболее популярными видами времяпрепровождения молодежи являлось посещение эстрадных концертов и шоу-программ(34%), ночных клубов(30%) и кинотеатров(28%), а наименее популярными видами – посещение драматического и оперного театров(табл.1). Численность молодежи в Самарской области, посещавшей оперный театр, в три раза меньше, чем тех, кто ходил в драматический театр(5и17% соответственно).
Доля «непосетителей» высока. За исследуемый период (с января по май 2001г.) рассматриваемые досуговые учреждения не посетил ни разу 41% молодежи. Можно предположить, что этой группе не хватает на это времени либо она предпочитает другие, не институциональные виды досуга, которые в данном исследовании не изучались.
Наибольшее влияние на выбор способа проведения свободного времени оказывает место жительства. Так, максимальную активность по посещению досуговых мест проявляют жители крупных городов – Самары и Тольятти. В некоторых случаях число лиц, посещающих массовые мероприятия, выше в Тольятти, а не в Самаре (посещают шоу-концерты 37 и 56%, кинотеатры – 35 и 43% соответственно). Среди участников «массовых» мероприятий доля жителей села и малых городов в полтора раза меньше, чем среди жителей Самары (15 и 24%, по сравнению с 37% посетителей шоу – концертов в Самаре).
Естественно, подобное преобладание последних обусловлено величиной городов, преобладанием доли населения с высшим образованием, по сравнению с жителями села и малых городов; уровнем развития их досуговой сферы; сосредоточенностью большого числа ночных клубов, кинотеатров, концертных залов; притягательностью для приезжих звезд и артистов более высокой квалификации. Вероятно, имеет значение большая платежеспособность населения в крупных городах.
    продолжение
--PAGE_BREAK--Наличие в Самаре театра оперы и балета во многом объясняет тройной перевес числа тех, кто ходит в оперный театр, по сравнению с жителями малых городов и сел (8 и 2,3% соответственно).
Численность молодежи малых и крупных городов, посещающей драматический театр, практически не различается между собой (17 и 18-20% соответственно). Следует отметить заинтересованность жителей малых городов, не имеющих в своем городе театров, но при этом не уступающих по посещению драматического театра жителям крупных городов. Мы должны предположить более высокую заинтересованность в этом виде досуговой деятельности молодежи, проживающей вдали от центров «высокого» искусства, ведь для удовлетворения своего спроса им необходимо преодолевать большие расстояния. Согласно данным опроса, практически каждый шестой респондент, проживающий как в Самаре и Тольятти, так и в других городах посещает драматический театр. Вероятно, этот вид досуга является более значимым для жителей других, меньших по размеру, городов в сравнении с жителями Самары и Тольятти, где его воспринимают как обыденность. Отсутствие разнообразия возможностей в проведении досуга, свойственное жителям малых городов, также влияет на их заинтересованность в театральном искусстве. Доли жителей малых городов, посещающих как драматический театр, так и кинотеатры, сопоставимы (17и15% соответственно).
То, что число посещений культурных центров сельской молодежью меньше, чем в крупных городах, свидетельствует в первую очередь об ограниченности возможностей культурного досуга на селе. Очевидно, что жители крупных городов имеют более сложную структуру досуга, чем жители сельской местности. Так, численность селян, посещающих всевозможные досуговые учреждения, в два с половиной раза меньше соответствующего показателя Самары (3-17 и 8-38% соответственно). Вероятно, существует необходимость в разработке более разнообразных форм досуга для сельской молодежи.
Положение Тольятти как второго по величине города области сказывается на интересе его молодежи к культурной жизни – показатели посещаемости досуговых учреждений тольяттинцами, по сравнению с жителями Самары, практически одинаковы, а иногда и выше. Наиболее популярный способ проведения свободного времени у жителей Тольятти – посещение шоу – концертов и кинотеатров (56 и 43%), в то время как в Самаре данные досуговые мероприятия посещают 37 и 35% опрошенных.
Иначе говоря, чем крупнее город, тем больше возможностей по заполнению свободного времени он предлагает и тем больше жителей участвуют в досуговой деятельности.
Посещаемость центров массовой культуры самарской молодежью в среднем в 3-4 раза превышает посещаемость учреждений «высокой» культуры.
Как мы видим, приоритетным направлением в проведении досуга является участие в массовых мероприятиях. Предпочтение учреждений массовой культуры молодежью Самарской области подтверждает тенденция в утверждении господства массовой культуры на всем пространстве европейской цивилизации. Данные большого числа социологических исследований, причем как российских, так и западных социологов, фиксируют общую тенденцию к массовизации культурного досуга, переоценке отношения к культуре элитарной[12, с.10].
Как показали данные исследования, в своем пристрастии к чтению литературы и периодики жители как сел, малых городов, так и крупных городов не отличаются друг от друга. Иными словами, чтение остается наиболее демократичной и доступной формой досуга, хотя снабжение жителей удаленных от центра городов и сел разнообразной литературой и прессой оставляет сегодня желать лучшего.
Процессы, связанные с модернизацией культуры и образования, коснулись и отношения молодежи к чтению. Бурное расширение возможностей проведения досуга, увеличение числа телевизионных каналов, развитие кабельного телевидения, повышение значимости информационных технологий, изменения в системе образования ведут к переоценке значения чтения. Появляется новый вид – чтение с экрана компьютера. Сегодня уже фиксируется спрос на «электронные книги», растет интерес к соответствующим библиотечным услугам. Но численность читателей книг из года в год остается практически неизменной.
Модернизация чтения сказывается прежде всего на увеличении роли периодики и нехудожественной литературы. Согласно данным исследований, наблюдается рост делового и учебного чтения [13., с.44]. В большей степени это обусловлено изменениями в системе среднего и высшего образования. Процесс подготовки учебных заданий, особенно по гуманитарным дисциплинам, требует обращения учащихся и студентов к печатным источникам.
Бум интереса молодежи к периодике в конце 80-х – начале 90-х годов также был связан с перестройкой образования. Новая трактовка фактов, новые дисциплины не были обеспечены учебниками и пособиями, поэтому выполнять учебные задания студентам и школьникам приходилось на основе статей в периодике.
Другим условием обращений к периодическим изданиям стало появление большого числа журналов и молодежных газет. Таких изданий сегодня множество, и именно они в наибольшей мере охватывают диапазон интересов молодежи: жизнь и проблемы сверстников, работа и образование, события в стране и мире, семья, любовь, современная музыка, телевидение, видеотехника, компьютер, мода, спорт и т.д.
По данным исследования, молодежь Самарской области проявляет высокий интерес к чтению газет и журналов. Так, девять из десяти опрошенных читают периодические издания как минимум до двух часов в неделю. Это выше показателя численности читателей художественной литературы – лишь семь из десяти респондентов находят время для чтения книг. Каждый четвертый из опрошенных не читает книги. По данным регулярных опросов, доля «нечитателей» книг остается на протяжении нескольких лет неизменной[13, С.46].
В данной работе предпринята попытка провести исследование читательской активности молодежи, то есть количество времени, которое уделяется чтению, другими словами, регулярности чтения[25, С.28].
Согласно данным исследования, с ростом уровня образования активность и регулярность чтения периодики постепенно увеличивается, общепризнанным фактом является то, что люди, имеющие высшее образование, читают гораздо интенсивнее, чем представители других образовательных групп[13, С.48].
Предпочтение той или иной формы досуга обусловлено социально – демократическими характеристиками респондентов.
Среди девушек численность посетителей драматического и оперного театров вдвое больше, чем среди юношей. По данным всероссийских социологических исследований, женщины в целом всегда выступали основными «потребителями» образцов «высокой» культуры[5, С.31]. Подобное преобладание девушек в театральной публике объясняется типом образования: девушки чаще имеют гуманитарное образование.
Шоу, концерты и кинотеатры мужчины и женщины предпочитают в равной степени, а вот среди посетителей ночных клубов доля мужчин чуть выше.
Говоря о различиях в посещаемости развлекательных заведений группами разного возраста, нужно отметить равномерное снижение интереса к посещению любых развлекательных заведений с увеличением возраста.
Высокая посещаемость развлекательных заведений молодыми людьми в возрасте от 14 до 19 лет объясняется наличием у них большего количества свободного времени, незанятостью работой и отсутствием забот о семье.
Контингент посетителей ночных клубов – молодые люди от 17 до 24 лет, не имеющие своей семьи, преимущественно мужчины. Вероятно, столь высокий интерес к массовым зрелищам обусловлен, кроме всего прочего, тем, что молодежь данного возраста связывает посещение шоу, клубов и кинотеатров с поиском новых знакомств, расширением круга общения, вступлением в новые социальные и межличностные отношения.
Самой пассивной группой в отношении изучаемых нами видов досуга можно назвать молодежь от 24 до 35 лет. Показатели посещаемости ими досуговых мероприятий минимальны, по сравнению с показателями других возрастных групп. Учитывая то, что в данном возрасте большинство уже имеют свои семьи и детей, обусловливает меньшую посещаемость ими изучаемых досуговых учреждений. Рассмотрим посещаемость досуговых мероприятий молодыми людьми от 18 лет и старше в зависимости от их семейного положения.
Согласно полученным данным, молодые люди, имеющие семейные обязанности и детей, в среднем в полтора раза реже посещают развлекательные заведения, чем молодые люди, не связанные семейными узами и не имеющие детей.
Наличие детей и семейных обязанностей сужает возможности молодежи в участии в институциональных формах досуга. Можно предположить, что они предпочитают иные виды досуга, более «семейные» например, или в принципе обладают меньшим количеством свободного времени и больше заняты трудовой деятельностью.
Доля посетителей с высшим образованием различных досуговых учреждений в среднем в полтора раза больше доли людей со средним образованием и в два раза выше доли людей со средним специальным образованием.
Также можно отметить низкую посещаемость развлекательных учреждений молодыми людьми со средним специальным образованием. Вероятно, они предпочитают иные, не институциональные формы досуга, которые не изучались в исследованиях, либо больше заняты трудовой деятельностью.
Таким образом, статус города как областного центра, концентрация населения и наличие развитой досуговой сферы создают условия для привлечения большего числа молодежи к участию в институциональных видах досуга.
Отличительными характеристиками «непосетителей» можно назвать семейное и материальное положение. Так, большую часть «непосетителей» составляют молодые люди, связанные узами брака, как имеющие, так и не имеющие детей, и меньшую часть – холостые. Это также свидетельствует о том, что заботы о семье отнимают много времени.
Люди с невысоким доходом меньше других тратят свое свободное время на посещение развлекательных заведений. Вероятно, часть этой группы составляют молодые люди, которые вышли из-под родительской опеки, перешли на самообеспечение и не имеют достаточного количества свободного времени и средств на посещение рассматриваемых досуговых мероприятий.
В целом досуговая активность способна выполнять функции оздоровления психики, развития внутреннего мира, расширения индивидуальной жизненной среды. Таким образом, досуг интегрирует множество разрозненных аспектов жизни человека в единое целое, формируя у него представления о полноте своего существования. Без досуга жизнь современного человека была бы не только ущербной, она лишилась бы одного из своих базовых стержней, стало бы труднопереносимой.
 
2.2. Организация молодежного досуга в УР
По данным мониторинга наиболее популярным способом свободного времяпровождения среди молодежи Удмуртии являются встречи с друзьями[10, С.110]. Желание общаться, времяпрепровождение в кругу сверстников – характерная черта молодого поколения. Достаточно большой удельный вес в досуге молодежи занимает просмотр телепередач и видеофильмов. Наиболее популярны в рейтинге досуговых мероприятий — отдых на природе, хобби, посещение кинотеатров, концертов, театров. Отдыхать, ничего не делая, предпочитает 4,2% молодежи[10, С.111].
Предпочтения в сфере досуга зависят от половозрастных критериев. Для девушек более характерен пассивный отдых – чтение книг, журналов, прослушивание музыки, они занимаются домашним хозяйством, шитьем, чаще проводят время дома в кругу семьи.
Жизненная позиция молодых людей более активна. Свободное время для них, как правило – это способ отдохнуть, расслабиться. Они чаще девушек проводят время с друзьями, занимаются спортом, играют в компьютерные игры или на игровых автоматах, проводят время на природе. Но стремление общаться, посещать дискотеки, учиться и узнавать новое свойственно обоим полам, хотя на это в большей степени влияют не половые, а возрастные характеристики.
При анализе возрастных характеристик, в исследовании выделяются возрастные подгруппы молодежи. Необходимо отметить, что эти категории условны и проецируются в обобщенном виде на социум, но существуют и исключения, так как многое зависит от индивидуальных характеристик подростка и от его жизненной ситуации.
К первой подгруппе относятся подростки в возрасте 14-16 лет. Как правило, они еще учатся и находятся в периоде социализации. В этом возрасте проявляется больший интерес к общению со сверстниками, к прогулкам, посещению дискотек, спорту и спортивным играм. Приоритетным для этого возраста становится общение[10, С.112].
Основной особенностью второй подгруппы 17-19 лет является то, что этот возраст чаще всего являет собой начало студенческой жизни. Приоритетным для этого возраста становится посещение развлекательных мероприятий. Этот возраст – период новых знакомств, встреч. Если предыдущая группа общается в основном с одноклассниками и друзьями, проживающими по соседству, то у старшей группы рамки знакомств расширяются.
К третьей подгруппе относится молодежь возраста 20-24 лет, которая закончила или заканчивает обучение в высших и среднеспециальных учебных заведениях. В этом возрасте сокращается контроль со стороны родителей, появляется возможность самостоятельно зарабатывать и распоряжаться деньгами.
Четвертая подгруппа – старшая 25-30 лет. Их основной особенностью является то, что этот возраст – начало самостоятельной жизни. Для молодежи этого возраста характерно вступление в производственную деятельность и создание собственной семьи. Основой жизнедеятельности на этом этапе является труд с вытекающей отсюда дифференциацией профессиональных ролей и социального положения. Интересы молодых людей меняются, у них становится меньше свободного времени, в его структуре значительное место занимает работа и семья. Отдых становится более мотивированным (Приложение 1).
В сфере досуга преобладают семейный отдых, домашнее хозяйство, чтение. Так интерес к общению с друзьями и приятелями с 65,8% в 14-16 лет снижается до 44,7% в 25-30 лет. Молодежь старшей возрастной категории для содержания своей семьи вынуждена подрабатывать – этому посвящает свое свободное время 15,6% молодых людей 25-30 лет, 24,2% — 20-24 лет, и только 4,1%-147-16 лет. Занятиям на компьютере посвящает свое свободное время в основном учащаяся молодежь возраста 14-16 и 20-24 лет. В свою очередь проводить досуг с семьей предпочитает 51,6% молодых людей старше 25 лет, как правило, состоящих в браке и только 22,7% — 14-16 лет. Молодежь старше 25 лет отличает желание и возможность отдыхать на природе.
Посещение дискотек – это своеобразная отличительная карточка молодежи возраста 14-19 лет. Так проводят свой досуг порядка 30% молодежи этого возраста и только 5,6% — тех, кому 25-30 лет. Достаточно популярным среди молодежи младшей возрастной группы является занятие хобби. В большинстве случаев за любимым занятием проводят свой досуг молодежь в возрасте 14-16 лет(23,8%). Очень часто к этой категории относятся подростки, которые посещают школы дополнительного образования, кружки, секции. В то время как среди молодежи старших возрастных категорий занятие хобби в структуре досуга занимает значительно меньшую долю.
Характер проводимого молодежью досуга во многом определяет и их информационные предпочтения. Основным информационным источником для большинства молодых людей Удмуртии является телевидение (87,4%). Это связано, прежде всего, с тем, что просмотр телепередач, видеофильмов одна из самых распространенных форм досуга молодежи.
Второй по популярности источник получения информации в молодежной среде – газеты, их читает 40,4% молодых людей. Каждый третий молодой человек получает интересующую его информацию, слушая радио (34,1%), каждый пятый – от родственников и друзей(21,1%). Менее распространены такие источники получения информации как иллюстрированные журналы и Интернет(8,8% и 6,2% соответственно). Эти источники не так популярны скорее из-за достаточной дороговизны журналов и отсутствия свободного доступа к сети Интернет и необходимых технических ресурсов у большинства молодежи, как правило, Интернет и журналы являются источниками получения дополнительной, либо специализированной информации.
Большая популярность телевидения на селе и доступность этого информационного источника обуславливает его востребованность среди сельской молодежи(90,4%) в сравнении с г.Ижевском(83,7%). Газеты также занимают значительное место в ряду информационных источников, используемых молодежью, особенно в сельской местности – 49,5%, в городах Удмуртии – 40,6%, г.Ижевске – 33,6%. Радио же напротив более популярно в среде столичной молодежи(38,6%-г.Ижевск, 32,4%-сельская местность). Это связано больше с возможностью ижевчан настроиться на большее число разноформатных радиостанций. Массовое внедрение информационных технологий на предприятиях, в учебных заведениях, достаточная техническая обеспеченность компьютерами, простота подключения к сети обуславливает востребованность Интернета в городах(в г.Ижевске – 14,5%, городах Удмуртии – 5,7%, сельской местности – 4,1%). Иллюстрированные журналы занимают меньшую долю в информационных источниках, используемых молодежью, но в г.Ижевске процент их потребителей в два раза выше, в сравнении с городами и районами Удмуртии. 24,8% молодых людей, проживающих в г.Ижевске, получает информацию от родственников, друзей и знакомых, тогда как в других городах – 17,8%, сельской местности – 19,5%.
    продолжение
--PAGE_BREAK--Значительных расхождений в половозрастной структуре молодежи, получающих полезную и интересную информацию из телепрограмм, не наблюдается. С возрастом значительно растет количество молодежи, которая читает газеты. Основные потребители радио – информации – молодежь старших возрастных категорий. Чаще слушают радио девушки, чем молодые люди(30,5% против 37,9%). Делятся информацией между собой, с родственниками и друзьями больше девушки(23,4% против 18,8% молодые люди). Влияние на объем получаемой таким образом информации оказывает возраст – круг общения молодежи в период 17-24 лет, как правило, растет, соответственно увеличивается информационный объем. Основными пользователями сети Интернет являются молодые люди, и возраст не определяет возможность и интерес получения информации из этого источника. Иллюстрированные журналы интересны как молодым людям, так и девушкам разного возраста в равной мере.
С возрастом интерес молодежи к телевидению, Интернету, журналам не меняется, зато, в связи с вступлением в период активной социализации, ростом интереса к социальной, политической жизни общества, значительно увеличивается доля молодежи, читающей газеты. Количество молодых радио-слушателей до 25 лет растет, а затем незначительно снижается, уменьшается и доля информации, получаемой от родственников. Приоритетными для молодых людей этого возраста становятся источники с преобладанием больше не развлекательной, а информационно полезной информации.
В сфере свободного времени, досуговой деятельности, как и в труде или учебе, формируется личность, происходит приобщение к ценностям общественной жизни и культуры, поэтому развитие системы отдыха, творческого досуга, оздоровления детей, подростков и молодежи представляет собой один из существенных моментов государственной социальной политики.
Значимую роль в организации досуга молодежи играют детские и молодежные клубы. Целью их работы является привлечение подростков и молодежи к занятиям физической культурой и спортом, пропаганда среди молодежи здорового образа жизни, снижение детской и подростковой преступности, сохранение и развитие лучших традиций социальной педагогики, гражданско-патриотического и художественно-эстетического воспитания, организация досуга. Детские и подростковые клубы занимаются развитием творчества молодежи, их способностей, созданием условий для самоопределения и самореализации молодых людей.
В целом, в последнее время наблюдается тенденция увеличения количества культурно-досуговых учреждений клубного типа и числа молодежи их посещающих за счет увеличения числа клубов по интересам. Обеспечением и организацией содержательного досуга подростков и молодежи занимаются 26 молодежных центров, объединяющих 102 клуба, находящихся в ведении органов по делам молодежи городов, районов.
Средства массовой информации играют значительную роль в воспитании подрастающего поколения, оставаясь проводником культурных и духовных ценностей.
Молодежная тематика в течение года находила отражение в программах ГТРК «Удмуртия». Информационные выпуски, Вести, Удмуртия на русском и удмуртском языках на 10 и 34 ТВК содержали объективное освещение событий, связанных с молодежью. Важные события, связанные с молодым поколением, нашли свое отражение в выпусках информационных программ «Шаер», «Элькун иворьес», «Песочная,13», «Новости».
Основное вещание творческих объединений «Авторские программы» и «Национальные» программы осуществлялось на 34 телевизионном канале. Среди наиболее популярных передач можно отметить такие как «Ток-шоу», «Осиное гнездо», «Цитата».
Большое внимание уделяется пропаганде спорта среди молодежи: это репортажи со спортивных состязаний, специальный выпуск передачи «Вамыш», «Спорт в жизни человека», программа В.А.Болтышева «Рыбацкий узел». ТРК «Моя Удмуртия» рассказывает о событиях, происходящих в молодежной среде в передачах: «Дороги жизни», «Молодежный канал», «Максимум». В городах и районах Удмуртии в эфир выходят специализированные молодежные программы: «Молодежные вести»(г.Глазов), «Молодежная студия»(г.Можга), «Отдыхай, о-е»(п.Балезино).
В Удмуртии выпускаются следующие молодежные и детские издания: республиканские газеты «Поколение Я», «Зечбур», «Авоська», журналы «Инвожо», «Кизили», а так же молодежные районные газеты: «Мост»(п.Балезино), «Авоська», «Аз, буки»(г.Глазов), « Горизонт»(г.Можга), «Лига-Бум»(с.Сюмси), «С нами лучше»(п.Игра) и другие.
На радио регулярно выходят молодежные программы «Тулпар»(2 раза в месяц по 30 минут), «Егит тулкым»(2 раза в неделю по 15 минут), передача для старшеклассников «Этажи», в которых журналисты ГТРК «Удмуртия» знакомят слушателей с работой подростковых клубов проблемами сельской молодежи. На УКВ – канале «Наше время на Милицейской Волне» выходит еженедельная программа «Графитти», посвященная жизни студенчества, прогрессивной молодежи, их стремлениям, увлечениям, творческим проектам. В городах и районах Удмуртии выходят молодежные радиопередачи: «Пульс»(с.Дебесы), «Школьное эхо»(с.Сюмси), «Поколение NET»(п.Балезино), «Молодежные вести»(с.Алнаши), «Ритм»(п.Кизнер), «Радиосеть»(г.Можга и Можгинский район).
Согласно статистическим данным, характеризующим состояние системы физического воспитания детей и подростков в Удмуртии, подтверждается востребованность физического воспитания, его современный статус. Своеобразие физвоспитания состоит в том, что оно создает органическое сочетание видов досуга с различными формами образовательной деятельности и, как правило, решает проблемы занятости молодежи. Занятие физической культурой и спортом являются одним из основных способов проведения студентами своего свободного времени.
В этой связи работа государственных органов, занимающихся развитием физкультуры и спорта, приобретает огромное значение. Основные усилия физкультурных организаций УР направлены на организацию физкультурно-массовой, спортивной и оздоровительной работы среди работающей, учащейся и студенческой молодежи.
За период с января по декабрь 2003 года в УР проведено 165 чемпионатов и первенств республики, в том числе 38 чемпионатов и кубков Удмуртии по игровым видам спорта, 110 первенств Удмуртии среди юношей и девушек различных возрастных групп, 25 всероссийских соревнований, 26 неофициальных турниров среди взрослых, юношей и девушек. В чемпионатах и кубках Удмуртии среди взрослых спортсменов принимало участие 3357 мужчин и женщин.
Сегодня молодежи принадлежит доминирующая роль в формировании досуга, тогда как раньше эту функцию решало государство.
Набор досуговых форм существенно отличается в социальных группах в зависимости от возрастных особенностей и сферы занятости. Досуг учащейся молодежи носит более активный характер, предпочтение отдается разнообразным мероприятиям, нацеленным на общение, развлечение и обучение. С переходом к трудовой деятельности досуг молодежи в целом становится более пассивным, «привязанным» к дому, семье и домашним заботам. Тем не менее досуг работающей молодежи может различаться в зависимости от статусной позиции, на которую претендует молодой человек. В среде молодежи высока ценность таких досуговых занятий, как телепросмотр, и занятий, предполагающих общение. Это связано со значительным расширением возможностей и разнообразием «теледосуга», а также с повышением объема и значимости информации в принципе.
В этой связи, досуг является сферой максимального проявления образа жизни молодежи, эмоционального состояния, культурной и других форм деятельности, а динамика его форм — показателем реальных изменений в обществе.
2.3. Работа с молодежью как способ решения проблем молодежной
субкультуры
В современной России проблемам такой многочисленной группы как молодежь уделяется с каждым годом все большее внимание. В настоящее время в России четвертая часть жителей находятся в возрасте от 14 до 29 лет. При этом Удмуртия не исключение. По последним данным в республике проживает 414990 человек, относящихся к категории молодежи.
Молодые люди в процессе социализации и самореализации личности сталкиваются с большим количеством проблем. При этом как сама социальная группа молодежи, так и проблемы различны.
Проблема наркомании считается очень актуальной. Об этом пишут в средствах массовой информации, показывают по телевидению, много говорят. Наркотики стали актуальной проблемой, как алкоголь, курение. Антинаркотическая работа ведется везде и почти во всех возрастных группах. Но она, к сожалению, не всегда эффективна.
Иногда родители сами подталкивают своих детей на такие поступки. Дети видят, как родители пьют, курят и в будущем перенимают их поведение на себя.
Решать проблему нужно, но это сложно. Взрослым нужно создать соответсвующую атмосферу для детей, а особенно когда они становятся подростками: чтобы занятия были по их интересам, чтобы им были рады, их уважали, прислушивались к ним и считались с их мнением. Тогда риск уменьшается.
Невозможно полностью обезопасить подростков от наркотиков, поэтому нужно научить их безопасно существовать рядом с ними, противостоять давлению сверстников.
Ситуация с потреблением наркотиков среди молодежи в России продолжает оставаться катастрофической. Результаты многочисленных исследований показывают существование устойчивой тенденции к значительному и постоянному росту потребления наркотиков и токсических веществ с одновременным снижением возраста приобщающейся к ним молодежи. По данным информационно-аналитического центра социологических исследований Министерства образования Российской Федерации, доля потребляющих наркотик или пробовавших его хотя бы один раз в составе возрастной группы молодежи от 12 до 22 лет составляет 14,8%. Молодежь начинает пробовать наркотик в среднем возрасте 15,4 года.
Наркомания – это тяжелая, трудноизлечимая, а зачастую и неизлечимая болезнь, разрушающая мозг, психику, физическое здоровье человека и оканчивающаяся преждевременной смертью[30, С.10].
Алкоголизация и ранний алкоголизм – опасность, которая распространена очень широко. Начинают употреблять алкоголь в нашей стране с 13 лет, выпивая, подросток стремится погасить характерное для него состояние тревожности и одновременно избавиться от избыточного самоконтроля и застенчивости. Важную роль играет также стремление к экспериментированию и особенности норм юношеской субкультуры, где «выпивка» традиционно считается одним из признаков мужественности и взрослости. Во многом действует и отрицательный пример родителей. Употребление пива и легких алкогольных напитков в подростковом возрасте является весьма популярным. Специалисты отмечают увеличение больных «пивным алкоголизмом», так как пиво потребляет сегодня 80% юных граждан страны[35, С.50].
Одним из ведомств, занимающихся первичной профилактикой употребления психоактивных веществ и пропагандой здорового образа жизни, является Государственный комитет УР по делам молодежи, который развивает такое направление, как социальная работа с молодежью. Появилась идея ведения профилактической работы силами самих детей, подростков и молодежи, объединившихся в отряды волонтеров.
Волонтерство – это добровольное выполнение обязанностей по оказанию безвозмездной социальной помощи, услуг, добровольный патронаж над инвалидами, больными и престарелыми, а также лицами и социальными группами населения, оказавшимися в сложных жизненных условиях.
В1999 году Госкомитетом и Республиканским центром «Психолог-плюс» была разработана программа «Подари себе жизнь», целью которой явилось создание комплексной системы первичной профилактики всех видов зависимостей, пропаганда здорового образа жизни среди детей, подростков и молодежи с привлечением добровольцев.
Привлечение подростков к данной деятельности одновременно решает несколько задач: позволяет охватить профилактической работой большую подростковую аудиторию, сформировать устойчивые антиалкогольные, антинаркотические установки как у самих волонтеров, так и у тех ребят, с которыми они занимаются, развить у них чувство уважения и ответственности, через общественно полезное дело сформировать навыки, необходимые для взрослой жизни.
Для реализации программы «Подари себе жизнь» в 6 районах Удмуртии (г.г.Воткинск, Глазов, Сарапул, п.Игра, п.Дебесы, школа №83 г.Ижевска) в 1999 году были созданы первые волонтерские отряды. Волонтеры применяют полученные знания в работе со сверстниками, участвуя в классных часах, акциях, месячниках, викторинах, проводя классные часы по пропаганде здорового образа жизни и профилактике всех видов зависимости. Волонтеры выходят с беседами и консультациями в школы, образовательные учреждения. Ведущими методами их работы стали деловые игры, театрализованные представления.
Благодаря деятельности первых волонтеров, программа «Подари себе жизнь» получила широкое распространение на территории Удмуртии.
Проводимая Государственным комитетом УР по делам молодежи работа, направленная на формирование системы молодежного волонтерского движения, имеет огромное значение для жизни молодежи.
Данные проблемы необходимо решать также для будущего страны и региона, так как приблизительно к 2015 году нагрузка на молодежь сильно возрастет. Именно поэтому положить начало активных действий по развитию потенциала молодого поколения необходимо уже сейчас. Прогрессивным моментом является создание и введение в государственные образовательные стандарты специальности «организация работы с молодежью». К 2009 году в нашей стране и республике (данных специалистов готовит Удмуртский государственный университет) будут подготовлены специалисты, которые смогут помочь молодым людям, как в обыденной жизни, так и трудовой. Эти специалисты будут способствовать внедрению механизмов прямого взаимодействия с молодежью, обеспечивающих высокую результативность и оперативность в управлении процессами, протекающими в молодежной среде. Введение этой специальности является своевременным и перспективным, так как к концу первого десятилетия XXI века в категорию молодежи будут вступать дети уже «рыночной экономики», то есть люди чье воспитание происходило в «новой» России.
Таким образом, для полноценного развития данной категории граждан и общества в целом, активной интеграции молодежи в единое экономическое, политическое и социокультурное пространство, необходима, с одной стороны, постоянная поддержка государства, как в материальном, так и идеологическом отношении, с другой стороны, создание партнерских отношений, то есть условий и возможностей, стимулирующих самостоятельную деятельность молодежи. Необходимо развивать и реализовать творческий и трудовой потенциал молодежи, использовать в нужном направлении способности молодого поколения к освоению новых технологий, развитию новых идей.[35, С.61].

3.АНАЛИЗ ОРГАНИЗАЦИИ МОЛОДЕЖНОГО ДОСУГА В СЕЛЬСКОЙ МЕСТНОСТИ
3.1. Социо-культурная среда современной сельской местности
Сельская жизненная среда включает в себя все, что создано человеком: пространство деревень, усадьбы и другие застройки, архитектуру, дороги, поля, леса, возделанные и обработанные человеком. В 70-е годы идея укрупнения хозяйств привела к объединению колхозов, совхозов, районов, объектов социально – культурного назначения, в результате чего расширялись центральные усадьбы и разрушались многие деревни, лишившись школ, больниц, магазинов, клубов. Отсутствие строительства дорог привело к ограничению связей между деревнями, появилась скрытая безработица, обусловленная концентрацией производства в крупных поселениях и его ликвидацией в так называемых неперспективных, мелких деревнях. Сейчас сократилась миграция жителей деревни в город, случаются переселения из города в деревню. Но это не может разрешить проблему деревни[25., с.106].
Идея распространения городского образа жизни породила новую архитектуру и застройки городского типа – многоэтажные дома с удобствами. Но оказалось, что сельский житель не хочет жить в таких домах. Причина в том, что главная ценность жизни в условиях села – это земля, которая должна быть при усадьбе, чего лишен человек, живущий в многоэтажном доме.
Происходящие в стране реформы внесли много нового в жизненную среду, в производственные процессы, социальную и культурную сферу. Жизненная среда села стала объектом купли – продажи – это жилой фонд государственной и колхозно – совхозной собственности, объекты сферы услуг, учреждения культуры. Произошло падение объемов производства, ухудшение экономического положения коллективных хозяйств, снижение инвестиций. Неустойчиво функционируют новые хозяйственные субъекты, в том числе фермерские хозяйства, снизился уровень жизни сельского населения.
Перестроечные процессы показали неразвитость, отсталость материально – технической базы социальной сферы, недоучет специфики села. Тревогу вызывают здравоохранение, образование, товарооборот, общественное питание, обеспеченность предметами культурно – бытового и хозяйственного назначения. Социальная сфера оказалась не подготовленной к реформам, которые высветили множество проблем. Развитие фермерских хозяйств привело к повышению роли семьи, которая стала замкнутой, обособленной. Совместный труд укрепляет внутрисемейные отношения, но в то же время ограничивает возможности отдыха. Не поддается контролю и регламентации использование детского труда. А большая доля физического труда сокращает не только возможности, но и потребности повышения культурно – образовательного уровня подрастающего поколения. Важной становится проблема увеличения свободного времени через облегчение труда и создание соответствующих условий для его использования. Необходимо расширение сети культурно – оздоровительных объектов, создание нормальных условий труда и отдыха, улучшение всей социальной среды, которая включает в себя материальные и духовные факторы жизнедеятельности людей.
    продолжение
--PAGE_BREAK--


Не сдавайте скачаную работу преподавателю!
Данный реферат Вы можете использовать для подготовки курсовых проектов.

Поделись с друзьями, за репост + 100 мильонов к студенческой карме :

Пишем реферат самостоятельно:
! Как писать рефераты
Практические рекомендации по написанию студенческих рефератов.
! План реферата Краткий список разделов, отражающий структура и порядок работы над будующим рефератом.
! Введение реферата Вводная часть работы, в которой отражается цель и обозначается список задач.
! Заключение реферата В заключении подводятся итоги, описывается была ли достигнута поставленная цель, каковы результаты.
! Оформление рефератов Методические рекомендации по грамотному оформлению работы по ГОСТ.

Читайте также:
Виды рефератов Какими бывают рефераты по своему назначению и структуре.

Сейчас смотрят :

Реферат Учет операций по расчетному счету предприятия на примере ООО Брянск
Реферат Caesar Cassius
Реферат Утопия и антиутопия
Реферат The Color Purple Essay Research Paper Question
Реферат Устройство и оборудование операционных блоков хирургических отделений
Реферат Julius Caesar Essay Research Paper Julius CaesarVini
Реферат Сущность и основные черты товарного производства
Реферат Кант. Свобода с точки зрения философии Канта
Реферат Словацкий, Юлиуш
Реферат Теорії та концепції харчування людини Антична теорія
Реферат Достижения испанского искусства в 17 веке
Реферат 2005 –№42 Рубрики: Инноватика. Инновационные процессы в научно-технической сфере
Реферат Разработка маркетингового обеспечения мобильного телефона Nokia 8800 Carbon Arte
Реферат Гиперактивное поведение детей в школе и его коррекция средствами изобразительной деятельности
Реферат Как я представляю себе человека Древней Месопотамии