Реферат по предмету "Педагогика"


Анализ форм и методов работы педагога с родителями в дошкольных учреждениях, необходимых для воспитания педагогической культуры родителей

Содержание
 
Введение
1. Теоретические основы проблемы воспитанияпедагогической культуры родителей
1.1 История проблемы педагогической культурыродителей
1.2 Понятие и сущность педагогическойкультуры родителей
1.3 Современные исследования по проблемевоспитания педагогической культуры родителей в ДОУ
2. Воспитание педагогической культурыродителей посредством рационального использования форм и методов общения педагогас родителями ДОУ
2.1 Выявление уровня педагогической культурыродителей
2.2 Повышение уровня педагогическойкультуры родителей путём взаимодействия ДОУ с семьёй
2.3 Сравнительный анализ уровня сформированностипедагогической культуры родителей
Заключение
Список литературы
педагогический культура родительдошкольный

Введение
 
В Законе «Обобразовании» записано, что родители являются первыми педагогами. Они обязаны заложитьосновы физического, нравственного и интеллектуального развития личности ребёнкав раннем возрасте [17]. Главными воспитателями своих детей являются родители, новоспитывать детей невозможно без определённых знаний по педагогике и психологии.Родители нередко полагаются на свой индивидуальный опыт, не задумываясь над последствияминеверных воспитательных воздействий на ребенка, недооценивают силу педагогическихзнаний и умений. Жизнь убеждает в справедливости слов К. Д. Ушинского: «Искусствовоспитания имеет ту особенность, что почти всем оно кажется делом знакомым и понятным,а иным даже делом легким — и тем понятнее и легче кажется оно, чем менее человекс ним знаком, теоретически или практически. Почти все признают, что воспитание требуеттерпения, некоторые думают, что для него нужны врожденная способность и умение,т. е. навык; но весьма немногие пришли к убеждению, что, кроме терпения, врожденнойспособности и навыка, необходимы еще специальные знания».
Чтобы грамотновоспитывать ребёнка, необходимо единство воспитательных воздействий на него со сторонывсех взрослых, учёт возрастных и индивидуальных особенностей ребёнка, пониманиетого, что он должен знать и уметь в этом возрасте и т. д. Но как показывает практикаи проведённые научные исследования, родители часто допускают типичные ошибки в воспитаниидетей, испытывают определённые трудности. Задача педагогов дошкольного учреждения– помочь родителям в воспитании детей. Укрепление и развитие взаимодействия детскогосада и семьи обеспечивают благоприятные условия жизни и воспитания ребёнка, формированиеоснов полноценной, гармонической личности. Главной ценностью педагогической культурыявляется ребенок — его развитие, образование, воспитание, социальная защита и поддержкаего достоинства и прав человека. Однако в культуре, в том числе и педагогической,не всегда действуют силы, обеспечивающие ее направленность на удовлетворение потребностейчеловека. В истории не раз возникали ситуации, в которых актуализировались силы,враждебные культуре, отодвигавшие образование, воспитание на периферию общественнойжизни. Такая ситуация возникла и обострилась в нашей стране в период глобальногототалитаризма. Основным принципом воспитания был провозглашен классовый подход икоренное отличие советского воспитания от воспитания всех эпох и народов. Основойвоспитания стал всемогущий коллектив, а личность стала рассматриваться как явление,производное, зависимое от коллектива; школе (государственному институту) были переданы,по существу, все воспитательные функции, а семья — главный институт социализацииличности — должна была лишь помогать школе. В воспитании были забыты семейный этикет,народные обычаи, национальные традиции, при этом культивировалась идея бесконфликтностипроцесса смены поколений, создавалась идеологическая иллюзия о непротиворечивостивхождения молодёжи в жизнь общества.
В условияхполной подчиненности воспитательного процесса идеологическим установкам технологиявоспитания стала укладываться в привычные педагогические действия: потребовать,сдержать, подсказать, наказать, направить. В результате произошло значительное понижениеуровня педагогической культуры, возникло существенное рассогласование между практикойи педагогической теорией, которая вопреки действительному положению дел стала ориентироватьсяна идеальную, а не на практически действующую модель воспитания.
В настоящеевремя уровень педагогической культуры основной массы родителей недостаточно высок,что отрицательно сказывается на результатах их воспитательной деятельности, проявляетсяв низком уровне воспитанности многих современных детей.
 Целью курсовой работыявляется раскрытие форм и методов работы педагога с родителями в дошкольных учреждениях,необходимых для воспитания педагогической культуры родителей.
 Объект: воспитаниепедагогической культуры родителей.
 В качестве предметаданного исследования выступает система форм и методов воспитания педагогическойкультуры родителей.
 Ведь как бы серьезно ни продумывалисьформы воспитания детей в дошкольных учреждениях, какой бы высокой ни была квалификацияработников дошкольного учреждения, невозможно достигнуть поставленной цели без постояннойподдержки и активного участия родителей в воспитательном процессе. Всестороннеегармоническое развитие детской личности требует единства, согласованности всей системывоспитательно-образовательных воздействий взрослых на ребенка. Поэтому крайне важно,чтобы основной составной частью работы дошкольных учреждений была пропаганда педагогическихзнаний среди родителей.
 Поэтому задачами исследовательскойработы являются:
1. Изучить специальную литературупо проблеме воспитания педагогической культуры родителей.
2. Выделитьформы работы педагога с родителями и методы активизации родителей с целью возникновенияинтереса к обсуждаемому материалу и желания активно участвовать в обсуждении предлагаемогоим материала.
3. Разработатьсистему форм и методов воспитания педагогической культуры родителей в ДОУ. Гипотеза: использование разнообразныхформ работы педагога с родителями в ДОУ с применением методов активизации родителейбудет способствовать повышению уровня педагогической культуры родителей.
педагогический культурародитель

1. Теоретические основыпроблемы воспитания педагогической культуры родителей
 
1.1 Историяпроблемы педагогической культуры родителей.
Издавна ведетсяспор, что важнее в становлении личности: семья или общественное воспитание (детскийсад, школа, другие образовательные учреждения). Одни великие педагоги склонялисьв пользу семьи, другие отдавали пальму первенства общественным учреждениям. Так,Я. А. Коменский назвал материнской школой ту последовательность и сумму знаний,которые получает ребенок из рук и уст матери. Уроки матери — без перемен в расписании,без выходных и каникул.
Ещё до революцииряд таких известных педагогов, как К. Д. Ушинский, П. Ф. Лесгафт и другие, считали,что воспитание ребёнка должно осуществляться до семи лет в семье. К. Д. Ушинскийговорил о том, что родители должны иметь педагогические знания, для чего следуетизучать педагогическую литературу.
П. Ф. Лесгафтсчитал неотложной задачей развитие женского образования в России, ибо естественнойи незаменимой воспитательницей детей дошкольного возраста является именно образованнаямать.
Е. Н. Водовозовавидела задачу родителей и воспитателей в изучении не только индивидуальных особенностейдетей, но и науки о воспитании, в регулировании влияния внешней среды и созданииобстановки, необходимой для воспитания.
Е. И. Тихеевауказывала на то, что детский сад плодотворно выполнит свою задачу только в том случае,если он будет работать совместно с семьёй. Она подчёркивала: «Детский сад, организованныйсоответственно всем рациональным требованиям, — необходимейший помощник семьи вделе воспитания и обучения детей». Е.И. Тихеева рекомендовала в детских садах проводитьбеседы с родителями по дошкольному воспитанию, периодически устраивать выставкидетских работ [8].
После революции1917 года изменилось отношение общества и государства к семье, политика в отношениисемьи диктовалась классовыми задачами. Советское государство не доверяло родителямвоспитание детей, будущих строителей коммунизма. «Вопрос о работе с родителями –это большой и важный вопрос. Тут надо заботиться об уровне знаний самих родителей,о помощи им в деле самообразования, вооружения их известным педминимумом, их практикев детсадах, привлечении их к этой работе» (Н. К. Крупская). Существенной сторонойвзаимодействия детского сада и семьи, неоднократно подчёркивала Н. К. Крупская,является то, что детский сад служит «организующим центром» и «влияет …на домашнеевоспитание», поэтому необходимо как можно лучше организовать взаимодействие детскогосада и семьи по воспитанию детей. «…В их содружестве, в обоюдной заботе и ответственности– огромная сила» [11]. Вместе с тем она считала, что родителям, не умеющим воспитывать,необходимо помогать.
Оценивая воспитательныевозможности школы, А. С. Макаренко подчёркивал, что «организующим началом должнабыть школа как представительница государственного воспитания. Школа должна руководитьсемьей».
За необходимостьоказания родителям педагогической помощи выступали и такие педагоги, как Е. А. Аркин,Л. И. Красногорская, Д. В. Менджерицкая, Е. И. Радина, А. В. Суровцева, Е. А. Флеринаи др. Н. В. Шелгунов в своих «Письмах о воспитании» призывал: «Изучайте человека,изучайте общество, думайте в гражданском направлении, и вы воспитаете в своих детяхтаких людей, в которых нуждается жизнь» [15].
В 60 – 70-егоды XX века большое внимание уделялось сочетанию общественного и семейного воспитания.В различных лабораториях НИИ АПН СССР рассматривались проблемы развития и воспитаниядетей раннего и дошкольного возраста, уделялось внимание и изучению вопросов семейноговоспитания дошкольников. Исследователи пришли к выводу, что ни один из них не можетбыть успешно решен детским садом без сотрудничества с семьей. Е. П. Арнаутовой иВ. М. Ивановой были рассмотрены недостатки и положительные стороны общественногои семейного воспитания. В результате данного исследования оказалось, что каждыйиз социальных институтов имеет свои преимущества и недостатки. Поэтому так важносочетать воспитание ребенка в семье с необходимостью воспитания его в коллективесверстников. Приведенный анализ подтверждает необходимость сотрудничества детскогосада и семьи, взаимодополняющего, взаимообогащающего влияния семейного и общественноговоспитания.
В 70-е годыпод руководством Т. А. Марковой — заместителя директора по научной работе НИИ дошкольноговоспитания АПН СССР — организуется лаборатория семейного воспитания. Выявлялисьтипичные трудности, испытываемые родителями, наиболее существенные факторы, влияющиена формирование нравственных качеств у ребенка в семье (Д. Д. Бакиева, С. М. Гарбей,Д. О. Дзинтере, Л. В. Загик, М. И. Иззатова, В. М. Иванова, Н. А. Стародубова).Таким образом, авторами-специалистами были сделаны попытки определить содержаниепедагогических знаний и умений, необходимых родителям для успешного решения рядазадач нравственного воспитания.
Идеи взаимодействиясемейного и общественного воспитания развивались в работах В. А. Сухомлинского,который считал, что сколько-нибудь успешнаявоспитательная работа совершенно немыслима без системы педагогического просвещения,повышения педагогической культуры родителей, которая является важной составной частьюобщей культуры [28].
Более глубокиеизменения во взаимодействии семьи и дошкольного учреждения произошли в 90-е годы.Это было связано с реформой образования, которая отразилась и на системе дошкольноговоспитания. Так, в Законе РФ «Об образовании» говорится, что «государственнаяполитика в области дошкольного воспитания основывается на следующих принципах: гуманистическийхарактер образования, приоритет общечеловеческих ценностей, жизни и здоровья человека,свободного развития личности, воспитание гражданственности, трудолюбия, уваженияк правам и свободам человека, любви к окружающей природе, Родине, семье». Вэтом Законе, в отличие от документов предыдущих лет, уважение к семье признаетсяодним из принципов образования.
В конце 90-х– начале 2000 года меняется позиция родителей: они становятся активными участникамипроцесса воспитания детей. «…Надо сделать так, чтобы детский сад на подменял родителей,не отторгал их от детей, а соединял их друг с другом, давал возможность для их богатогои тонкого общения и взаимодействия» [16].
Итак, педагогиканачала советского периода признавала роль семьи в воспитании дошкольников, но этовело не к признанию необходимости сотрудничества дошкольного учреждения с семьей,а скорее к взглядам на семью, как на такой социальный институт, который противостоитобществу в целом и дошкольному учреждению в частности. В те годы отмечалось также,что семью надо изучать, но изучать не как потенциального или реального союзника,а скорее как некий мешающий правильному воспитанию детей фактор, который желательноподчинить обществу и с влиянием которого нужнобороться. Глобальной целью по-прежнему являлось воспитание, прежде всего члена общества,поэтому более правильным считалось общественное воспитание, а не семейное. Следовательно,семья должна играть подчиненную роль по отношению к дошкольному учреждению. В 60- 70-е годы XX в. годы большое внимание начало уделяться сочетанию общественного и семейного воспитания.Исследования 70 — 80-х годов прошедшего столетия конкретизировали содержание, формыи методы педагогического просвещения родителей и позволили выработать ценные рекомендациидля педагогов. В 90-х годах большое внимание начинает уделяться взаимодействию детскогосада и семьи. Практические работники ищут новые, нетрадиционные формы сотрудничествас родителями.
1.2 Понятие и сущностьпедагогической культуры родителей
 
В «Педагогическом энциклопедическомсловаре» культура определяется как исторически определённый уровень развития общества,творческих сил и способностей человека, выраженный в типах и формах организациижизни и деятельности людей, в их взаимоотношениях, а также в создаваемых ими материальныхи духовных ценностях [19].
 В «Философском словаре» культура рассматривается как совокупностьматериальных и духовных ценностей, созданных и создаваемых человечеством в процессеобщественно-исторической практики и характеризующих исторически достигнутую ступеньв развитии общества[29].
Ядро культуры составляют общечеловеческиецели и ценности, а также исторически сложившиеся способы их восприятия и достижения.Но, выступая как всеобщее явление, культура воспринимается, осваивается и воспроизводитсякаждым человеком индивидуально, обусловливая его становление как личности.
Передача культуры от поколенияк поколению включает освоение накопленного человечеством опыта. Следует отметить,что культурная преемственность осуществляется не автоматически: необходима организациясистемы воспитания и образования, основанная на научном исследовании форм, методов,направлений и механизмов развития личности.
Преобразования, происходящиев системе образования, его демократизация, вариативность, инновационные программыобусловили необходимость поиска решения проблем взаимодействия дошкольного образовательногоучреждения с семьей, создания условий для повышения педагогической культуры родителей.
Что же представляет педагогическаякультура в современном её значении?
В словаре «Семейное воспитание»педагогическая культура родителей определяется как составная часть общей культурычеловека, в которой воплощён накопленный человечеством опыт воспитания детей в семье[24].
Педагоги ЗвереваО.Л. и Кротова Т.В. определяют педагогическую культуру родителей как сообщение имзнаний, формирование у них педагогических умений, навыков, рефлексивного отношенияк себе как к педагогам [6].
Семья как направляющая силаи образец для подражания играет ни с чем не сравнимую роль в становлении подрастающегочеловека как личности. Семья – социальный микромир, отражающий в себе всю совокупностьобщественных отношений: к труду, событиям внутренней и международной жизни. культуре,друг к другу, порядку в доме, семейному бюджету и хозяйству, книге, соседям, друзьям,природе и животным. Семья – первичный коллектив, который даёт человеку представленияо жизненных целях и ценностях. В семье ребёнок получает первые практические навыкиприменения этих представлений во взаимоотношениях с другими людьми, усваивает нормы,которые регулируют поведение в различных ситуациях повседневного общения. В процессесемейного воспитания у детей вырабатываются привычки поведения и критерии оценкидобра и зла, допустимого и порицаемого, справедливого и несправедливого.
Семья – единственный воспитательныйинститут, нравственное воздействие которого человек испытывает на протяжении всейсвоей жизни. Поэтому следует говорить не об утрате влияния семьи на ребёнка, а обутрате монопольного влияния: семья начинает разделять свою функцию с другими институтами.Ведь здоровая семья тысячью невидимых нитей связана со множеством других коллективов:трудовыми, школой, детским садом, клубами, внешкольными учреждениями, различнымиобществами, с другими семьями. Чем шире и глубже связи семьи с другими коллективами,тем содержательнее, богаче и интереснее её жизнь, тем крепче сама семья и прочнеееё положение в общей системе общественных отношений. И чем сильнее взаимосвязь ипреемственность между семейным и общественным воспитанием, тем значительнее результатвоспитания как единого целенаправленного процесса.
Подводя итог вышесказанному,отметим, что прямая функция семьи как социального института — обучение ребенка томусоциальному опыту, который накопило человечество, культуре страны, ее нравственнымнормам, традициям народа. Но все это невозможно без систематического просвещенияродителей.
Положительно влияя на весьстрой семейной жизни, педагогическая культура родителей служит основой собственнопедагогической деятельности отца и матери, помогает им избегать традиционных ошибокв семейном воспитании и находить верные решения в нестандартных ситуациях.
Обучение родителей — это деятельность общественных структури институтов с целью формирования у родителей знаний, умений по воспитанию своихдетей в семье; шире сказать, по формированию педагогической культуры населения [3].Цель педагогического просвещенияродителей заключается в вооружении отцов и матерей определенным минимумом знаний,оказании им помощи в организации самообразования, формировании воспитательных навыкови умений. Обучение родителей осуществляется в обществе разными институтами: школой,средствами массовой информации, специальными службами.
Содержание педагогическойкультуры имеет следующие аспекты: знания по психологии, физиологии детей, медицине,праву; знания и умения педагогические, приемы общения, программы и методики воспитания;ценностно-нравственное сознание родителей, их понимание своей роли, ответственностив воспитании, их педагогические убеждения. Отсутствие у родителей знаний приводитк тому, что воспитание в семье осуществляется вслепую, что рано или поздно обязательносказывается и на развитии ребёнка, и на уровне его воспитанности.
Необходимо заметить, что формированиепедагогической культуры родителей начинается с детства. Это происходит за счёт усвоениядетьми уроков, даваемых взрослыми, подражания им; воздействия учителей и воспитателей,усвоения используемых ими педагогических приёмов, манеры общения; общения с другимидетьми. Продолжается формирование этого качества в собственной деятельности родителейпо воспитанию детей, а также в процессе их самообразования и самовоспитания. Доказано,что отношение взрослого человека к людям вообще и детям в частности во многом определяетсятем, насколько ласковой, «тёплой» была его мать, сколько любви сам он получил враннем детстве. Ребёнок, наблюдая за родителями, очень рано подсознательно усваиваети многие приёмы педагогического воздействия, а, став взрослым, использует их в воспитаниисобственных детей.
Исследования показывают, чтобольшая часть семей осуществляет воспитание на низком уровне: детей воспитываютстихийно, неосознанно, безответственно, следуют моделям поведения своих родителей,перекладывают воспитание на детский сад, школу, не знают, что и как надо делатьдля воспитания детей в семье.
Исходя из того,что в настоящее время уровень педагогической культуры основной массы родителей недостаточновысок, что отрицательно сказывается на результатах их воспитательной деятельности,следует необходимость повышения педагогической культуры родителей.
1.3 Современныеисследования по теме: Формы и методы воспитания педагогической культуры родителейв ДОУ
В настоящеевремя многие педагоги занимаются исследованиями по проблеме воспитания педагогическойкультуры родителей.
Интересенопыт исследования сотрудничества педагогов и родителей в Англии. Так, Дженни Лешлиисследовала участие родителей в воспитании детей дошкольного и раннего школьноговозраста. Г. Паг и Б. Тайзард посвятили ряд работ подключению родителей к деятельностияслей и начальных школ. На основе этих исследований выделено пять главных, подходовк сотрудничеству.
1.Детские трудности рассматриваются как семейные, которые нельзя рассматриватьв отрыве от проблем семьи. Без убежденности других членов семьи в необходимостиперемен вероятные причины таких проблем не будут устранены.
2.Профессионалы реально оценивают свои возможности и на основе ряда экспериментовпо привлечению родителей к обучению ребенка дома приходят к мнению, что родителине только не мешают и не препятствуют работе, а наоборот, могут способствовать успехамсвоих детей. При этом не обязательно видеть в родителях «часть проблемы» — скорее,они способны стать «частью» ее решения: родители могут овладеть новыми навыками,руководствуясь активным желанием помочь своим детям.
4.      Ещеодин аргумент в пользу сотрудничества: права родителей на информированность и обращениев дошкольное учреждение за советами, с тем чтобы эффективнее влиять на жизнь своихдетей.
5.      Родители считают себяумелыми взрослыми. [ 12 ]
Педагоги Зверева О. Л. и КротоваТ. В. считают, что в работе педагога с родителями ДОУ очень важно ориентироватьсяна потребности семьи, запросы родителей, а не просто читать им доклады или лекции.Важно активизировать и обогащать воспитательные умения родителей, поддерживать ихуверенность в собственных педагогических возможностях, распространять положительныйопыт воспитания в семье: проведение семейных досугов, следование семейным традициями т. д. [6]
Семья и детскийсад – дают ребенку определенный социальный опыт, но только во взаимодействии другс другом они создают оптимальные условия для вхождения маленького человека, в большоймир. Поэтому педагогическому коллективу необходимо быть чутким к запросам семьии компетентным в решении современных задач воспитания и образования.
Сотрудничествопедагогов и родителей позволяет лучше узнать ребенка, посмотреть на него с разныхпозиций, увидеть в разных ситуациях, а следовательно, помочь в понимании его индивидуальныхособенностей, развитии способностей ребенка, в преодолении его негативных поступкови проявлений в поведении, формировании ценных жизненных ориентации.
СолодянкинаО. В. уверена, что для формирования сотрудничества между взрослыми и детьми важнопредставлять коллектив как единое целое, как большую сплоченную семью, жизнь которойинтересна, если организована совместная деятельность педагогов, родителей, детей.Это способствует установлению взаимопонимания между родителями и детьми, созданиюкомфортных условий в семье. Таким образом, целесообразно значительную часть образовательнойработы организовывать одновременно с детьми и родителями, а возникающие проблемы,поставленные задачи решать сообща и объединить усилия для достижения эффективныхрезультатов [26].
Педагог СвирскаяЛ. для определения степени использования дошкольным учреждением форм и методов работы,ориентированных на семью предлагает провести самоанализ по практическим показателям.Эти показатели отражают лишь некоторые из многочисленных возможных моделей поведениясотрудников детского [23].
Взаимодействиепедагогов и родителей — это многообразие организации их совместной деятельностии общения. Содержание работы с родителями реализуется через разнообразные формы.Остановимся подробнее на некоторых формах общения педагога с родителями дошкольников.
Универсальнойформой взаимодействия педагога с родителями является родительское собрание. Традиционноповестка дня включает в себя чтение доклада, но от этого следует уходить и вестидиалог с использованием методов активизации родителей. Не следует читать текст «побумажке», не отрываясь. От воспитателя требуется творческий подход к материалу:поиск новых примеров, использование своих методов активизации родителей, направленныхна появление у слушателей интереса к изучаемой проблеме, на возникновение у нихассоциаций с собственным опытом воспитания детей, переосмысление своей родительскойпозиции. При этом необходимо учитывать потребность родителей в знаниях. Главное,чтобы родители не являлись только пассивными слушателями. С этой целью необходимозадавать вопросы слушателям, приводить примеры из практики воспитания детей в семьеи детском саду, анализировать педагогические ситуации, предлагать родителям просмотрвидеофрагментов занятий с детьми, игр, прогулок и т. д. Тему рекомендуется формулироватьпроблемно, например: «Нужно ли наказывать детей?!», «Послушен ли ваш ребёнок?»,«Какие игрушки нужны вашим детям?» и др. К выступлению на собраниях могут подключатьсяспециалисты детского сада (врач, логопед, психолог и др.).
Педагог МетеноваН. М. считает, что главные участники в подготовке собрания – это дети. Они изготавливаютприглашения в виде игрушек, конструкций, аппликаций с использованием бросового иприродного материалов и вручают их родителям. С помощью воспитателя дети записываютна магнитофон вопросы для родителей. Ребята решают, кого из сказочных героев пригласитьна родительское собрание и как подготовиться к встрече [14].
В ходе подготовкик родительскому собранию Метенова Н. М. предлагает провести анкетирование родителейпо теме собрания; изготовить приглашения каждой семье с учётом темы собрания, памяткис советами, плакаты; подготовить конкурсы, выставки по теме собрания; записать намагнитофон ответы детей; пригласить сказочного героя; провести заседание родительскогокомитета, целью которого является распределение обязанностей по подготовке собранияи подбор оборудования и материалов.
Сейчас собрания вытесняютсяновыми нетрадиционными познавательными формами, такими как «КВН», «Педагогическаягостиная», «Круглый стол», «Поле чудес», «Что? Где? Когда?», «Устами младенца»,«Ток шоу», «Устный журнал». Такие формы построены по принципу телевизионных и развлекательныхпрограмм, игр, они направлены на установление неформальных контактов с родителями,привлечение их внимания к детскому саду. Нетрадиционные познавательные формы предназначеныдля ознакомления родителей с особенностями возрастного и психологического развитиядетей, рациональными методами и приёмами воспитания для формирования у родителейпрактических навыков. Однако здесь изменены принципы, на основе которых строитсяобщение педагогов и родителей. К ним относятся общение на основе диалога, открытость,искренность в общении, отказ от критики и оценки партнёра по общению. Неформальныйподход к организации и проведению этих форм общения ставит воспитателей перед необходимостьюиспользования разнообразных методов активизации родителей.
Одной из наиболее доступныхформ установления связи с семьёй являются педагогические беседы с родителями. Беседаможет быть как самостоятельной формой, так и применяться в сочетании с другими,например, она может быть включена в собрание, посещение семьи. Целью педагогическойбеседы является обмен мнениями по тому или иному вопросу, её особенность заключаетсяв активном участии и воспитателя и родителей. Беседа может возникать стихийно поинициативе и родителей и педагога. Воспитатель продумывает, какие вопросы задастродителям, сообщает тему и просит их подготовить вопросы, на которые они хотелибы получить ответ. В результате беседы родители должны получить новые знания повопросам обучения и воспитания дошкольника. От детально продуманного начала беседызависит её успех и ход. Воспитателю следует подобрать рекомендации, подходящие дляданной семьи, создать такую обстановку, которая будет располагать «излить» душу.Например, педагог хочет выяснить особенности воспитания ребёнка в семье. Можно начатьэту беседу с положительной характеристики ребёнка, показать, пусть даже незначительныеего успехи и достижения. Затем можно спросить у родителей, как им удалось добитьсяположительных результатов в воспитании. Далее можно тактично остановиться о проблемахвоспитания ребёнка, которые, на взгляд воспитателя, ещё необходимо доработать. Например:«Вместе с тем, хотелось бы обратить внимание на воспитание трудолюбия, самостоятельностии др.». Дать конкретные советы.
Тематические консультацииорганизуются с целью ответить на все вопросы, интересующие родителей. Отличие консультацииот беседы в том, что беседы предусматривают диалог, его ведёт организатор бесед.Педагог стремится дать родителям квалифицированный совет, чему-то научить, помогаетближе узнать жизнь семьи и оказать помощь там, где больше всего нужна, побуждаетродителей серьёзно присматриваться к детям, задумываться над тем, какими путямиих лучше воспитывать. Главное назначение консультации — родители убеждаются в том,что в детском саду они могут получить поддержку и совет.
Кротова Т.В. в отдельную группувыделяет наглядно-информационные методы. Эти методы знакомят родителей с условиями,задачами, содержанием и методами воспитания детей, способствуют преодолению поверхностногосуждения о роли детского сада, оказывают практическую помощь семье. К ним относятсяфотографии, выставки детских работ, стенды, ширмы, папки-передвижки, а также записина магнитофон бесед с детьми, видеофрагменты организации различных видов деятельности,режимных моментов, занятий.
Не менее важными являютсяи информационно-аналитические формы организации общения с родителями. Ведь их основнойзадачей является сбор, обработка и использование данных о семье каждого воспитанника,общекультурном уровне его родителей, наличии у них необходимых педагогических знаний,отношении в семье к ребёнку, запросах, интересах, потребностях родителей в психолого-педагогическойинформации. Только на основе анализа этих данных возможно осуществление индивидуального,личностно-ориентированного подхода к ребёнку в условиях дошкольного учреждения ипостроение грамотного общения с родителями.
Задачей досуговых форм организацииобщения является установление тёплых неформальных отношений между педагогами и родителями,а также более доверительных отношений между родителями и детьми. К данной группеформ относятся проведение педагогами дошкольных учреждений таких совместных праздникови досугов в группе, как «Встреча Нового года», «Рождественские забавы», «Масленица»,«Праздник мам», «Праздник урожая» и др. Благодаря таким праздникам создаётся эмоциональныйкомфорт в группе, вследствие чего родители становятся более открытыми для общенияи в дальнейшем педагогам проще налаживать с ними контакты, предоставлять педагогическуюинформацию.
Задачами информационно-ознакомительнойформы работы с родителями являются преодоление поверхностных представлений о работедошкольного учреждения путём ознакомления родителей с самим дошкольным учреждением,с особенностями его работы и педагогами. По мнению исследователей, дошкольное учреждениеспособно в полной мере удовлетворить запросы родителей только при условии, что оноявляется открытой системой. «Дни открытых дверей» дают родителям возможность увидетьстиль общения педагогов с детьми, самим «включиться» в общение и деятельность детейи педагогов.
Подытоживая вышесказанное,мы видим, что каждая форма общения с родителями имеет определённые цели и задачи.Систематическое применение в работе с родителями разнообразных форм ведёт к привлечениювнимания родителей к проблемам воспитания детей, получению необходимого минимумазнаний и, таким образом, повышению педагогической культуры.
С целью возникновения интересак обсуждаемому материалу, ассоциаций с собственным опытом, желания родителей активноучаствовать в обсуждении предлагаемого им материала в процессе той или иной формыпедагоги предлагают использовать методы активизации родителей. К методам, имеющимактивизирующий характер, относятся постановка дискуссионных вопросов, предложениеродителям для обсуждения двух различных точек зрения, приведение примеров из литературныхисточников, анализ педагогических ситуаций, просмотр видеороликов с записью занятий,различных режимных моментов.
Особый интерес представляютразработанные Е. П. Арнаутовой игровые методы активизации родителей. Родителям можнодать игрушечный микрофон и пустить по кругу для высказывания своих мыслей. В другомслучае будет использована игра с мячом, когда тот, кто его ловит, должен дать ответна вопрос, например: «Что подразумевается под общением взрослого и ребёнка в семье?»К игровым методам относятся загадывание загадок, проведение игр для взрослых «Откудаэти строки?» Интерес у родителей формируют и задания, направленные на «расшифровкумира детей». Например, можно спросить: «Как отвечают дети на вопрос – «Когда колобоккатится, ему песок в глаза сыплется?» (Ответ – «Нет, колобок катится, и его глазакатятся») Родителям предлагаются следующие задания: вспомнить детские книги, ихназвания и авторов, перечислить известные им детские игры, загадки, произнести чистоговорки.Можно предложить родителям подписать детский рисунок, ответив на вопрос: «Что быэто значило?»
Зверева О.Л. считает, чтородителям следует не только сообщать педагогические знания, стимулировать их интереск педагогике и проблемам воспитания детей, но и формировать их родительскую позицию[6]. Ведь зачастую знания у родителей есть, но они не могут ими воспользоватьсяв силу различных причин. Очень важно формировать у родителей умение применять полученныезнания, связывать теорию и практику. Здесь необходимо выделить понятие «педагогическаярефлексия», которое включает в себя умение родителей анализировать собственную воспитательнуюдеятельность, критически её оценивать, находить причины своих педагогических ошибок,неэффективности используемых методов, осуществлять выбор методов воздействия наребёнка, адекватных его особенностям и конкретной ситуации. О. Л. Зверева рекомендуетиспользовать анализ педагогических ситуаций, решение педагогических задач, анализсобственной воспитательной деятельности, применение домашних заданий. Такие методыпомогают формировать родительскую позицию, повышают активность слушателей, актуализируютполученные знания, помогают посмотреть на ситуацию глазами ребёнка, понять его.
Педагогические ситуации дляанализа можно брать из жизненных наблюдений, опыта работы с детьми, литературныхисточников.
Метод решения педагогическихзадач является более сложным, так как требует самостоятельного ответа на вопрос:«Как поступить?» Этот метод способствует формированию у родителей умения видетьсвои ошибки и намечать пути их преодоления. Предлагается проанализировать свои действиякак педагогов и доказать их правоту или ошибочность. Достоинством данного методаявляется возможность рассмотрения нескольких вариантов решения, их обсуждения, столкновенияразличных позиций.
По мнению Зверевой О. Л. иКротовой Т. В., основным методом формирования родителей как педагогов является анализсобственной воспитательной деятельности, который способствует развитию самонаблюденияи самооценки. С этой целью применяется инструкция о самонаблюдению и наблюдениюза ребёнком. Например, родителям предлагается понаблюдать за стилем общения с ребёнком,за манерой и тоном своего разговора с ним, обратить внимание на то, сколько и какихзамечаний отдаётся ребёнку, как ребёнок реагирует на наказания, поощрения, строгийтон и т. д. Небесполезны советы родителям: прежде чем применять какой-либо методвоздействия на ребёнка, нужно постараться посмотреть на ситуацию его глазами, проследить,как ребёнок понял их указания, что подумал, почувствовал.
Арнаутова Е.П. рекомендуетиспользовать в работе с родителями метод игрового моделирования поведения [2]. Когдародитель вступает в игровое взаимодействие, поле его зрения на воспитательную проблемурасширяется, он может даже поставить под сомнение собственное представление о ребёнке.Здесь возможны задания в проигрывании ситуации: «Успокойте плачущего малыша», «Найдитеподход к ребёнку, не желающему выполнять вашу просьбу» и т. д. Очень важно, чтов условной игровой обстановке родители получают возможность обогащать комплекс своихвоспитательных методов общения с ребёнком, обнаруживают стереотипы в своём поведении,что может способствовать освобождению от них.
Таким образом, применениевыше описанных методов поможет привести родителей к пониманию того, что невозможнодать готовые рецепты воспитания, а есть лишь общие педагогические рекомендации,которыми следует руководствоваться применительно к индивидуальности ребёнка. Самонаблюдениепоможет родителям определить эффективность применяемых методов в воспитании, изменитьтактику их собственного поведения. Целесообразно использование многообразных форми методов работы с родителями. Только в сотрудничестве педагогов с родителями можнорешать проблемы разностороннего развития ребёнка и не пренебрегать потребностямидетства.

2. Воспитание педагогической культурыродителей посредством рационального использования форм и методов общения педагогас родителями ДОУ
 
2.1 Выявление уровня педагогическойкультуры родителей
С целью выявления особенностейи уровня педагогической культуры семей воспитанников можно использовать следующиеметоды: анкетирование родителей и педагогов, индивидуальные беседы с родителями,тестирование родителей, посещение семьи ребёнка, наблюдение воспитателем за взаимоотношениемродителей и детей во время приёма и ухода детей, наблюдение за ребёнком во времясюжетно-ролевой игры «Семья».
 Изучение семьи воспитанникапозволяет педагогу ближе познакомиться с ним, понять стиль жизни семьи, ее укладтрадиции, духовные ценности, воспитательные возможности, взаимоотношения ребенкас родителями.
 Целью данного этапа исследованияявляется выявление особенностей и уровня педагогической культуры семей воспитанниковвторой младшей группы Цветик-семицветик. С этой целью решались следующие задачи:
1. Определение типа семьи,образовательного уровня, социального положения и составление социально-демографическогопаспорта семьи.
2. Выявление основных семейныхценностей.
3. Выявление уровня педагогическойкультуры родителей.
 Диагностика проводилась на базе дошкольногообразовательного учреждения “Солнечный зайчик” с двадцатью родителями второй младшейгруппы Цветик-семицветик 18 сентября.
 С целью корректировки педагогическоговоздействия необходимо составление социально-демографического паспорта семьи (Приложение1).
 В результате изучения семей по социальному,образовательному признакам получены следующие результаты (Приложение 2). 15% семейявляются не полными, в них дети живут без отцов. Большую группу родителей составляютрабочие – 40,5%. 13,5% родителей являются работниками коммерческих организаций,8% — инженеры. Работники бюджетных организаций (врачи, учителя,..) составляют 16%.Большая группа родителей, в основном матерей, не работают – 22%.
 Образовательный уровень родителей:среднее —13,5%, среднее техническое – 43,5%, среднее педагогическое — 8%, неполноевысшее —8%; высшее — 27%.
 Полученные данные важны длясоздания адекватной картины семейного воспитания и для проведения дифференцированногообщения с родителями.
Под ценностямимы подразумеваем то, что в данной семье считают самым важным, то, какой смысл вкладываютв понятие воспитания, то, на что направлены основные усилия. С целью анализа семейныхценностей родителям было предложено поработать с опросным листом, в котором нужновыбрать три самых главных качества и проранжировать их (Приложение 3).
В результатеанализа семейных ценностей выяснилось, что самой первой ценностью 40 % обследуемыхсчитают здоровье, 20% — материальный достаток, 15% выделили самым важным ум, 10%- послушание, 10% выбрали умение находить выход в любой ситуации, 5% — самостоятельность.
Примечательно,что ни кем из опрошенных не были выбраны такие качества как ответственность, умениеподчиняться, верность, доброта, образованность.
/>С целью выявления уровня педагогическойкультуры родителям была предложена анкета, составленная О. Л. Зверевой (Приложение4). Обследовалось 20 родителей. 15% опрошенных получают педагогические знания изсредств массовой информации, 30% читают педагогическую литературу, 55% семей получаютпедагогические знания из жизненного опыта: как воспитывали их, как воспитывают других.
 На второйвопрос 20% опрошенных ответили, что эти знания им помогают в воспитании детей, 45%семей выбрали ответ «скорее нет, чем да», 35% семей ответили, что знания не помогаютв решении проблем воспитания.
Родителисталкиваются со следующими трудностями в воспитании: с непослушанием ребенка – 40%семей, не поддерживают другие члены семьи – 20%, испытывают недостаток педагогическихзнаний 25% семей, ребенок неусидчив, невнимателен – 15%. Следует отметить, что никтоиз родителей не ответил, что трудностей в воспитании нет.
Для воспитанияребенка 15% обследуемых используют метод порицания, 50% семей – наказания, поощрениеиспользуют 20%, а запрещение – 15% семей.
В качествепоощрения родители чаще используют словесную похвалу 40% семей, подарки 35% семей,ласки 25% семей.
Наиболеедейственными видами наказания родители считают: физическое наказание 25% семей,словесную угрозу 35% семей, лишение развлечения 20% семьи, проявление родителямиобиды 20% семьи.
Для улучшениявоспитания ребенка в семье 25% опрошенных считают необходимость регулярных встречсо специалистами в ДОУ, 20% освобождение женщины от работы и 15% увеличение тиражапедагогических журналов, 25% введение консультационных пунктов для родителей. 15%родителей не считают нужным улучшать воспитание в семье.
Полученныеданные позволяют сделать вывод: в обследуемой группе 6 человек со средним уровнемпедагогической культуры – 30%, 14 человек – с низким уровнем – 70%, высокий уровеньв обследуемой группе отсутствует. Уровень психолого-педагогической просвещенностиродителей низкий. Родители не испытывают потребности в получении психолого-педагогическихзнаний. Вследствие этого воспитанию детей не уделяется достаточного внимания, воспитаниеребенка не является жизненно важной проблемой. Далеко не все родители осознают важностьсотрудничества с воспитателями.
2.2 Повышение уровня педагогическойкультуры родителей путём взаимодействия ДОУ с семьёй
 
Результаты анкетирования показали, что необходимо расширять иуглублять знания и умения родителей в области воспитания ребёнка. С чего же начать?Для начала необходимо наладить отношения с родителями, сделать их конструктивными.Педагогам следует пересмотреть основы взаимоотношений с родителями. Для эмоциональногоконтакта нужна доброжелательность, приветливость, открытость. Для информационногоконтакта — готовность принять от родителей сведения о ребенке и поделиться своейинформацией о его действиях и деятельности, о его состоянии и поступках. А высшейцелью и основным содержанием работы воспитателя должен быть — ребёнок, а не потребностидетского сада и не образовательная программа. Педагогу, желающему наладить конструктивныеотношения с родителями необходимо следовать принципам:
1. Использование навыков положительного общения. Во время общения с родителями надо большеспрашивать и слушать, чем указывать или давать им советы. Следует часто сообщатьродителям и в устной, и в письменной форме о прогрессе, достижениях в развитии ихребенка, использовать индивидуальные формы направления информации семьям и получениясведений от них. Прежде чем сообщать родителям цели и задачи образовательной программы,нужно узнать, чего хотят они, а также своевременно и положительно реагировать напредложения, идеи и просьбы родителей.
2. Предоставление членам семей возможности делать выбор и приниматьрешения. Педагог помогает членам семей обобщитьто, что они хотят для своих детей и для себя. При планировании и предоставленииуслуг следует относиться к родителям как к настоящим экспертам по вопросам, связаннымс их детьми. Педагог предоставляет родителям право выбора в вопросе о том, когда,где и каким образом они будут участвовать в образовании своего ребенка.
3. Определениеи использование положительных черт, сильных сторон ребенка и семьи. Следует сообщать родителям о сильных сторонах, достиженияхи положительных чертах характера ребенка в ходе бесед, телефонных разговоров, посредствомзаписок и т. д. Педагог получает от родителей информацию о долгосрочных целях, надеждахи чаяниях в отношении будущего их ребенка и семьи; признает уникальный вклад родителейв прогресс их ребенка и выражает им благодарность.
4. Уважениеразнообразия и уникальности семей. Необходимо принимать и уважать мнения и чувствародителей, даже если они не совпадают с нашими собственными и стараться выработатьу себя понимание культурных ценностей семей, с которыми работаем.
5. Созданиедружелюбного партнерства между детским садом и семьей. Педагог предоставляет всем членам семьивозможность для активного участия в групповой деятельности, делает все, чтобы родителипри этом чувствовали себя комфортно. Следует давать родителям возможность участвоватьв принятии решений, касающихся проведения мероприятий в группе.
В результатеанализа психолого-педагогическойлитературы мы составили модель форм работы педагогов ДОУ с родителями (Приложение5). С целью возникновения интереса к обсуждаемому материалу, ассоциаций с собственнымопытом, желания родителей активно участвовать в обсуждении предлагаемого им материалав процессе той или иной формы нами использовались методы активизации родителей (Приложение6).
 Учитываявышеизложенное нами был составлен перспективный план работы с родителями на 2008-2009учебный год (Приложение 7). При этом мы руководствовались следующим: отказ от чтения«докладов», лекций, а использование нетрадиционных форм работы с родителями с включениемразличных методов активизации родителей.
В Приложении№ 8 представлены сценарии родительских собраний «Будем знакомы!», «Какие игрушкинужны вашим детям?» и ток-шоу «Почему ребёнку нужна игра?», способствующие расширению и углублению знаний и умений родителей в области воспитаниядетей дошкольного возраста. Значительная часть работы организовывалась одновременнос детьми и родителями. Общение педагогов и родителей построено на основе диалога,открытости, искренности в общении, отказа от критики и оценки партнёра по общению.
 
2.3 Сравнительный анализуровня сформированности педагогической культуры родителей
Целью данногоэтапа эксперимента является подведение итогов проделанной практической работы повоспитанию педагогической культуры родителей. С этой целью использовалось анкетированиеродителей. Анкета была составлена О. Л. Зверевой (Приложение 4).
В результатепроделанной работы увеличился процент родителей, которые считают, что для улучшениявоспитания ребенка в семье необходимы регулярные встречи со специалистами в ДОУ(на 5%). Родители по-прежнему сталкиваются с трудностями в воспитании детей, ночисло родителей, испытывающих недостаток педагогических знаний увеличилось на 3%.В результате сравнительного анализа уровня сформированности педагогической культурыродителей выявлена положительная динамика (Приложение 9). Увеличилось число родителейсо средним уровнем педагогической культуры – на 3 человека (на 15%). Появился 1родитель с высоким уровнем (5%).

Заключение
 
Главной ценностьюпедагогической культуры является ребенок — его развитие, образование, воспитание,социальная защита и поддержка его достоинства и прав человека.Чтобы родителимогли грамотно воспитывать детей, необходимо повышать их педагогическую культуру.С целью достижения высокого уровня воспитанности детейнеобходимо сотрудничестводетского сада и семьи, взаимодополняющего, взаимообогащающего влияния семейногои общественного воспитания.
Каждая формаобщения педагога с родителями имеет определённые цели и задачи. Систематическоеприменение в работе с родителями разнообразных форм ведёт к привлечению вниманияродителей к проблемам воспитания детей, получению необходимого минимума знаний и,таким образом, повышению педагогической культуры. Неформальный подход к организациии проведению этих форм общения ставит воспитателей перед необходимостью использованияразнообразных методов активизации родителей.
Проведённое исследование доказало, что использованиеразнообразных форм работы педагога с родителями в ДОУ с применением методов активизацииродителей будет способствовать повышению уровня педагогической культуры родителей.
 

Список использованнойлитературы
 
1. Азаров Ю. П. Педагогика любви и свободы.М.: — Топикал, 1994. – 608с.
2. Арнаутова Е.П. Планируем работу ДОУс семьей.//Управление дошкольным образовательным учреждением №4, 2002.
3. Воронов В.В. Педагогика школы в двухсловах. М., 2002.
4. Гиппенрейтер Ю. Б. Общаться с ребёнком.Как? — М.: Сфера, 2005.-240с.
5. Дергачева О.М. Проблема взаимодействиядетского сада и семьи / Дергачева О.М., Хозяинов Г.И. // Юбилейный сборник научныхтрудов молодых ученых и студентов РГАФК. — М.: 1998. — С. 26-30.
6. Зверева О. Л., Кротова Т. В. Общениепедагога с родителями в ДОУ: Методический аспект. – М.: ТЦ Сфера, 2005. – 80 с.
7. Зверева О. Л., Кротова Т. В. Родительскиесобрания в ДОУ: методическое пособие. М.: Айрис-пресс, 2007. – 128с.
8. История дошкольной педагогики: Учебноепособие для студентов пед. институтов/ Под ред. Л. Н. Литвина.- М.: Просвещение,1989. – 352с.
9. Колодяжная Т. П. Управление современнымдошкольным образовательным учреждением: Концептуальное, программное и методическоеобеспечение. Практическое пособие. Часть 2., М.: УЦ Перспектива, 2008. – 184 с.
10. Кротов В. Г. Компас для младенца.– М.: КСП, 1995. – 192 с.
11. Крупская Н. К. Педагогические сочинения.– М.: АПНРСФСР, 1959.–Т. 6.
12. Лешли Д. Работать с маленькими детьми,поощрять их развитие и решать проблемы: Пер. с англ.: Книга для воспитателя детскогосада. – М.: Просвещение, 1991. – 223 с.
13. Лихачёв Б. Т. Педагогика. Курс лекций:Учеб пособие для студентов пед. учебн. заведений и слушателей ИПК и ФПК. – М.: Юрайт,19999. – 464 с.
14. Метенова Н. М. Родительские собранияв детском саду. 2-я младшая группа. – М.: «Издательство Скрипторий 2003», 2008.– 104 с.
15. Мудрость воспитания: Книга для родителей/ Составители Б. М. Бим-Бад, ЭХ. Д.Днепров, Г. Б. Корнетов. – М.: Педагогика, 1987.– 288 с.
16. Никитина Л. А. Мама или детский сад.– М.: Просвещение, 1990.
17. О внесении изменений и дополненийв Закон РФ «Об образовании». – М.: Новая школа, 1995.
18. Островская Л. Ф. Педагогические ситуациив семейном воспитании дошкольников. – М.: Просвещение, 1990.
19. Педагогический энциклопедический словарь/Гл. ред. Б. М. Бим-Бад; редколлегия: М. М. Безруких, В. А. Болотов, Л. С. Глебоваи др. – М.: Большая Российская Энциклопедия, 2003. -528 л.
20. Петерина С. В. Воспитание культурыповедения у детей дошкольного возраста:– М.: Просвещение, 1986. – 96 с.
21. Петроченко Г. Г. «Педагогические ситуациив дошкольной педагогике», Минск, 1984.
22. Рубченко А. К. Подходы к проблемедетско-родительских отношений в отечественной психологии// Вопросы психологии. –2005. — №4.-с.98-114.
23. Свирская Л. Работа с семьёй: необязательныеинструкции: Методическое пособие для работников дошкольных образовательных учреждений.– М.: ЛИНКА-ПРЕСС, 2007. – 176 с.
24. Семейное воспитание: Краткий словарь/Сост.:И. В. Гребенников, Л. В. Ковинько. – М.: Политиздат, 1990. – 319с.
25. Соколова В. Н., Юзефович Г.Я. Отцы и дети в меняющемся мире: книга для учителей и родителей. – М.: Просвещение,1991. — 223 с.
26. Солодянкина О. В. Сотрудничество дошкольногоучреждения с семьёй: Практическое пособие. – М.: АРКТИ, 2006. – 80 с.
27. Стрелкова Л. П. Чувство любви к ребенку.– 2005-№3.-с. 3-21.
28. Сухомлинский В. А. Павлышская средняяшкола.–М.: Просвещение, 1979.
29. Философский словарь/Под ред. И. Т.Фролова.–М.: Политиздат,1980-444с.


Не сдавайте скачаную работу преподавателю!
Данный реферат Вы можете использовать для подготовки курсовых проектов.

Поделись с друзьями, за репост + 100 мильонов к студенческой карме :

Пишем реферат самостоятельно:
! Как писать рефераты
Практические рекомендации по написанию студенческих рефератов.
! План реферата Краткий список разделов, отражающий структура и порядок работы над будующим рефератом.
! Введение реферата Вводная часть работы, в которой отражается цель и обозначается список задач.
! Заключение реферата В заключении подводятся итоги, описывается была ли достигнута поставленная цель, каковы результаты.
! Оформление рефератов Методические рекомендации по грамотному оформлению работы по ГОСТ.

Читайте также:
Виды рефератов Какими бывают рефераты по своему назначению и структуре.