ФГОУ ВПО
«Волгоградская Академия Государственной Службы»
Волгоградская Академия Государственной Службы
При президенте РФ
Факультет государственного муниципального управления Кафедра
Психологии Контрольная работа по педагогике:
АНАЛИЗ УРОКА С ТОЧКИ ЗРЕНИЯ ЛИЧНОСТНО-ОРИЕНТИРОВАННОГО ОБУЧЕНИЯ
Работу выполнила:
Студенткагр. П-201
Мысник Л.Н.
Работупроверил:
к. п. н.Бояркин М.Ю.
Волгоград 2007
СОДЕРЖАНИЕ
Введение… 3
План-конспектурока. 5
Условиязаключения брака и принципы семейного права. 8
Списоклитературы… 9
Введение
Сейчас отмечается возрастающий интерес к тем технологиям имоделям обучения, которые получили название личностно-ориентированных. Они вбольшей мере, чем традиционные, адекватны возможностям ребенка. Необходимотакже проработать параметры урока с позиции осуществления задач ЛОО. Способыпредъявления учебной задачи, постановка цели урока, контрольная и оценочнаядеятельность, разные формы обучения, методы и методические приемы следуетпроанализировать с точки зрения их соответствия развитию личности ребенка.Важно определить критерии «исследования» урока, по которым мы можемсудить о том, решаются или нет задачи ЛОО. Формулируя цель урока (а это основаобразовательного процесса), учитель продумывает условия реализации возможностейребенка и решает задачи разных уровней. Прежде всего, он стремится учестьвозрастные особенности детей. К примеру, известно, что у младших школьниковфункция контроля реализуется легче, если она направлена на другого, вовне. Удетей, кроме этого, отмечается гетерохронность, или неравномерность,становления самоконтроля. Имея в виду эту особенность, педагог в первом классе,например, не просто предлагает детям найти требуемое упражнение, а дает заданиепроверить друг у друга правильность отыскиваемого номера. В результатеосуществляется необходимая коррекция функции контроля, дети имеют достаточновремени для выполнения упражнения. Не остается тех, кто половину отведенного временипроводит «в пути». Зачастую мы видим иную картину: кто-то быстронашел и уже выполнил упражнение, кто-то еще не отыскал требуемую страницу.Время, отведенное на выполнение упражнения, прошло, и учитель предлагает всемзакончить работу. В результате накапливается число учеников, постоянно не справляющихсяс заданием из-за этой не учтенной возрастной особенности. Таким образом,игнорирование или недостаточная проработка требований возрастного подхода приводитк снижению продуктивности учебной деятельности. Следующий уровень задач, решаемыхна уроке, обусловлен индивидуальными различиями детей. Знакомясь с авторскимиработами педагогов, можно заметить, что личностный подход часто редуцируется вних до индивидуального. Личность трактуется в этом случае как индивидуальное,присущее индивиду, а ориентация на личность — как индивидуализация, то естьприспособление к конкретному ученику с его индивидуальными свойствами учебныхпланов, учебных материалов и форм общения педагога и ученика (В.Я. Ляудис). Всферу внимания педагогов попадает широкий спектр индивидуальных различий — отособенностей темперамента и типов мышления до преобладающего способапереработки информации (синтетического и аналитического). «Синтетики»при усвоении, например, русского языка легче и успешнее работают, если пишутизложение или рассказ с целостным использованием слов. «Аналитики»обнаруживают преимущество, вставляя пропущенные буквы на изучаемое правило ит.п. Преимущественное развитие либо образного типа мышления, либо словесно-логическогообусловливает успешность детей в разных видах учебных заданий.
План-конспект урока
Ученикам предлагается подобрать синонимы и определяющиеслова для понятия «семья», основываясь на своих наблюдениях ичувствах. После нескольких высказываний озвучивается следующая формулировка:
«Семья — это группа людей, живущих вместе, ведущихобщее хозяйство, связанных браком или родством». Это определение во многомбудет совпадать с вариантами, предложенными учениками, и они вправе выбратьодно из двух и записать в тетрадь.
В дальнейшем урок происходит в форме беседы.
Ученикам задаётся вопрос: Наилучшим возрастом для вступленияв брак признан период в 20-24 года. Почему именно этот возраст?
Ученикам предлагается ответить на этот вопрос.
Какие качества необходимы для гармоничной семейной жизни?Ученики перечисляют:
· любовь;
· верность;
· доверие;
· уважение;
· материальный достаток… (список можно продолжать).
Ученики описывают основные принципы семейной жизни: Статистикаговорит нам, что наибольшее количество разводов приходится на первые пять летсовместной жизни, когда идёт «притирание» различных характеров,взглядов, привычек. «Притирание» необходимо, потому что переделатьсупруга под себя, под свои взгляды и привычки, — занятие совершеннобессмысленное и бесперспективное.
Поэтому счастливый брак предполагает постоянное стремлениеглубже понять друг друга и желание сделать для любимого человека как можнобольше.
С появлением ребёнка наступает новый более сложный этап вжизни семьи, ведь рождение ребенка не только большая радость, но и новыеобязанности. В это время важно, отдавая любовь и внимание новому члену семьи,не забыть нежного и заботливого отношения друг к другу.
С 1 марта 1996 года в России действует новый Семейный кодексРоссийской Федерации, в котором официально закреплены положения брака и семьи,все моменты их существования. Основные его цели — укрепление семьи, защита правкаждого члена семьи, обеспечение семейных прав и обязанностей, заключение и расторжениебрака, усыновление, опека и т.п.
1. Работа по ознакомлению с положениями Семейного кодексаРФ.
Учащиеся по заданию учителя зачитывают положения Семейногокодекса, в частности, глава 1, статья 1, глава 6, статья 31, главы 7-8 и 12-13.
В особую статью выделены права несовершеннолетних родителей,возможность их совместного проживания с ребёнком и участие в его воспитании.При достижении ими 16-летнего возраста им предоставляются родительские права.
2. Выполнение заданий:
1) Подтвердите, что семья составляет основу общественныхотношений.
Дайте определение семьи.
Найдите и зачитайте основные функции семьи.
Что такое семейные правоотношения?
Что относится к сфере морали, семейной психологии в семейныхотношениях?
Дайте определение брака.
Какие условия заключения брака предусматривает закон?
Где заключается брак?
Запишите личные права и обязанности супругов.Прокомментируйте их.
Предполагаемые ответы учащихся:
• Семья сочетает противоречивость индивидуальности личностии общественных интересов.
• Только внутри нормальной полноценной семьи и с ее помощьючеловек входит в сложный круг общественных отношений, становится гражданином.
• Здоровье, процветающие семьи — гарант спокойствияобщества, стабильности и развития государства.
• Семья — это союз лиц, основанный на браке, родстве,принятии детей на воспитание и характеризующийся общественностью жизни,интересов, взаимной заботой.
Права и обязанности семьи гарантированы государством.
Функции семьи:
— обеспечивает воспроизводство человека, развитие ребенка,его физическое, духовное становление, обучение и воспитание, то естьформирование члена социума, научение его общим традициям и обычаям данногообщества;
— экономическая функция выражается в накопленииопределенного количества благ, обеспечивающих ведение общего семейногохозяйства, материальную взаимопомощь всех членов семьи.
• Семейное право — это совокупность норм, регулирующихличные неимущественные отношения, возникающие из брака.
• Семейное право не регулирует отношения симпатии и антипатиимежду членами семьи. Это сфера морали, семейной психологии.
3. Закрепление материала.
Выполнение задания письменно: заполните таблицу письменнотаблицу необходимыми сведениями.
/> />
Условия заключения брака и принципы семейного права
/>
Условия заключения брака и принципы семейного права Витоговом варианте таблица выглядит следующим образом:
Список литературы
1. Столяренко Л.Д. Основы психологии.15-е изд. Учебное пособие/Л.Д.Столяренко. — Ростов-на-Дону: Феникс, 2006. -672 с.
2. Харламов И.Ф. Педагогика: Учеб. Пособие. -4-е изд., перераб. и доп. — М.: Гардарики, 2002. -519 с.
3. Бордовская, Н.В. Реан А.А. Педагогика: Учебник для вузов. – СПб:Издательство «Питер», 2000. — 304 с.