Реферат по предмету "Педагогика"


Методика преподавания познания мира

Министерство образования и наукиРеспублики Казахстан
Карагандинский ГосударственныйУниверситет им. Е.А. Букетова
КУРСОВАЯ РАБОТА
Тема: «Методика преподаванияпознания мира»
Выполнила:
ст-ка гр. СР-28
Одинокова Е.В.
Проверила:
____________________
____________________
Караганда — 2008

План
Введение
Глава 1 Теоретические основыактивизации учебно-познавательной деятельности младших школьников
1.1 Сущность и структураучебно-познавательной деятельности
1.2. Особенности активизацииучебно-познавательной деятельности при обучении природоведению
Глава II. Анализ работы учителя поактивизации познавательной деятельности младших школьников на урокахприродоведения
2.1. Активизацияучебно-познавательной деятельности на уроках природоведения
2.2. Выявление эффективности работыучителя по активизации учебно-познавательной деятельности младших школьников науроках природоведения
Заключение
Список литературы
Приложение
Введение
Вопросы активизации учебно-познавательной деятельности школьниковотносятся к одной из наиболее актуальных проблем, включающей как социальный,так и психологический аспекты. Первый из них состоит в том, что на данном этаперазвития нашего общества происходит глубокие преобразования во всех сферахжизни людей – материальном производстве, общественных отношениях, духовнойкультуре. Всё это требует от молодого человека, вступающего в самостоятельнуюжизнь, самого современного образования, высокого интеллектуального ифизического развития, глубокого знания научно-технических и экономических основпроизводства, сознательного творческого отношения к труду.Психолого-педагогический аспект проблемы активизации учебно-познавательнойдеятельности учащихся разрабатывается и освещается в трудах многих современныхпедагогов и психологов. Сущность и структура учебной деятельности, как ведущеговида деятельности младших школьников рассматривается в трудах В.В. Давыдова,А.К. Марковой, Н.Ф. Талызиной, Д.Б. Эльконина. Психологическое обоснованиедеятельности дано А.Н. Леонтьевым, С.Л. Рубинштейном. Теорию поэтапногоформирования умственных действий обосновали П.Я. Гальперин и Н.Ф. Талызина.Педагогическим проблемам формирования познавательных интересов учащихся, каксоставного элемента познавательной активности, посвящены исследования Г.И.Щукиной. Педагоги и психологи выделяют признаки познавательной активностимладших школьников (М.П. Осипова, Т.И. Шашова), условие формированияположительных мотивов учения, как одной из предпосылок активизацииучебно-познавательной деятельности школьников (Т.И. Шашова, Г.И. Щукина),средства активизации учения школьников (И.Ф. Харламов, Т.И. Шашова), среди нихбольшую роль отводят обучению школьников способом познания, рациональнымметодам умственной работы (Д.Н. Богоявленский, Н.А. Менчинская, Л.В. Занков,В.А. Кондаков), а также самостоятельную работу учащихся (Б.П. Есипов, М.Ф.Харламов) и проблемное обучение (Л.Н. Скаткин), как основные методы,способствующие активизации учебно-познавательной деятельности школьников. Насегодняшний день наибольшую актуальность приобретает задача переосмотрасодержания школьного образования, введение в учебный процесс элементовразвивающего обучения, направленных на формирование, в первую очередь активной,творческой личности. Именно в этом ключе в существующей научно-педагогическойлитературе рассматривались вопросы активизации учебно-познавательнойдеятельности школьников. Проблемами развивающего обучения занималисьпреимущественно психологи (В.В. Давыдов и Л.В. Занков). Недостаток внаучно-педагогической литературе по проблемам исследования также определяетактуальность избранной темы.
Объектом исследования является учебный процесс в начальной школе.Предметом исследования выступает содержание деятельности учителя по активизацииучебно-познавательной деятельности младших школьников на уроках природоведения.
Цель исследования заключается в изучении и анализе работ ведущихпедагогов и психологов в данном вопросе и в разработке методических материаловпо активизации учебно-познавательной деятельности младших школьников.
Задачи исследования:
- углубленно изучить теоретическиеосновы активизации учебно-познавательной деятельности младших школьников;
- ознакомиться с опытом работыучителей по формированию познавательной активности на уроках природоведения;
- осуществлять работу по активизацииучебно-познавательной деятельности младших школьников на уроках природоведенияв период педагогической практики на базе 4 класса сш №66 г. Караганды;
- выявить эффективность работыучителя по формированию познавательной активности школьников на урокахприродоведения.
Методической основой исследования являются труды ведущих психологовсовременности, в которых рассматриваются сущность и структура учения, какосновного вида деятельности младших школьников, проблема активизации учебно-познавательнойдеятельности младших школьников; учение о роли социальной активности в развитииличности, в частности, положение о том, что личность формируется в обществе подвоздействием окружающей ее социальной среды лишь при условии личной активности,собственной деятельности.
В ходе исследования использовались теоретические и практические методы. сцелью выработки теоретического положения исследования был проведен анализнаучно-педагогической и психологической литературы, который позволил обосноватьвведение в структуру учебного процесса средств, активизирующихучебно-познавательную деятельность учащихся. Педагогическое наблюдение иконстатирующий эксперимент позволили определить качество знаний и уменийучащихся, уровень их познавательной активности. Обучающий эксперимент, в ходекоторого были проведены контрольные, письменные работы и анкетированиеродителей, позволил оценить эффективность средств, используемых для активизацииучебно-познавательной деятельности младших школьников. Использовались наблюдениеи личное преподавание.
Курсовая работа состоит из введения, двух глав, заключения, спискалитературы и заключения. Во введении характеризуется актуальность избраннойтемы, сформированы объект, предмет, цели и задачи исследования.
В 1 главе работы освещены теоретические вопросы активизацииучебно-познавательной деятельности, их отражение в передовой педагогическойлитературе современности. В работах педагогов и психологов выяснены основныеаспекты формирования познавательной активности младших школьников. Во 2 главеобобщен опыт работы учителей практиков по активизации учебно-познавательнойдеятельности младших школьников на уроках природоведения. Описаны формирующая иконстатирующая части эксперимента по формированию активности в учебнойдеятельности на базе 4 «В» класса сш № 66 г. Караганды на урокахприродоведения. Перечислены виды работы, которые используются на уроках с цельюактивизации учебно-познавательной деятельности, охарактеризовано их применениена различных этапах овладения знаниями и умениями.
Дан анализ результатам, полученным в ходе эксперимента.
В заключении сформированы научно-теоретические выводы, сделанные в ходеисследования и рекомендации начинающим учителям по проблеме исследования.
Глава 1Теоретические основы активизации учебно-познавательной деятельности младшихшкольников 1.1 Сущность и структура учебно-познавательной деятельности
учебныйпознавательный природоведение начальная школа
Развитие человекапроисходит в деятельности, и закономерность этого процесса такова, что чемболее активна деятельность человека, тем интенсивнее протекает его развитие(32,99).
Активное формированиеличности в младшем школьном возрасте осуществляется в процессе ведущего видадеятельности – учения. Результатом обучения, прежде всего, являетсяформирование различных умственных действий. Это означает, что эффективноеформирование познавательной деятельности обязательно приведет к повышениюэффективности учебного процесса в целом (20,58).
Проблемам деятельности,ее содержания и структурирования отведено важное место в трудах многихпсихологов. В работах А.Н. Леонтьева рассмотрено психологическое строениедеятельности. Согласно его взглядам деятельность имеет следующие составляющие:
/>/>/>/>/>потребность        мотив         цель           условиядостижения цели (единство цели и условий составляют задачу) и соотносимые сними деятельность                действие              операции.
В качестве единицыанализа деятельности служит действие (С.А. Рубинштейн, Р.Н. Леонтьев). Действие– это процесс, подчиненный сознаваемой цели, но у действия, в отличии отдеятельности, нет самостоятельного мотива. Этим мотивом выступает мотив тойдеятельности, в которую входит данное действие. Способ, которым осуществляетсядействие, называется операцией. Операция соответствует не мотиву и не целидеятельности, а условиям, в которых задана цель (7,22).
Как показали исследованиясоветских психологов (А.Н. Леонтьева, А.Р. Смирнова, Б.М. Теплова и др.),протекание и развитие различных психических процессов существенно зависят отсодержания и структуры деятельности, от ее мотивов, целей и средствосуществления (14,386).
Философское толкованиедеятельности таково: «Деятельность – специфическая, человеческая формаотношений к окружающему миру, содержание которой составляет его целесообразноеизменение и преобразование в интересах людей (28,151).
С точки зрения психологиидеятельность – это активное взаимодействие с окружающей действительностью, входе которой живое существо выступает как субъект, и удовлетворяющей такимобразом свои потребности (14,91).
Учебная деятельность –один из основных видов деятельности человека, специально направленный наовладение способами предметных и теоретических знаний – такое определениеучебной деятельности дает «Психологический словарь» (14,385). Учебнаядеятельность выполняет двоякую социальную функцию. Будучи формой активностииндивида, она является условием и средством его психического развития,обеспечивая ему усвоение теоретических знаний и тем самым развитие у него техспецифических способностей, которые в этих знаниях кристаллизованы. Как формасоциально — нормированного сотрудничества ребенка со взрослым, учебнаядеятельность является одним из основных средств включения подрастающегопоколения в систему общественных отношений, в открыто коллективнуюдеятельность, в ходе которой усваиваются ценности и нормы лежащие в основелюбой коллективной деятельности.
Учебно-познавательнаядеятельность – это деятельность, имеющая своим содержанием овладениеобобщенными способами действий в сфере научных понятий при условии личнойактивности учащегося. Она предусматривает заинтересованность обучающегося вполучении новых знаний, его активное участие в овладении ими.
Учебная деятельность –сложное по структуре образование. В нее входят (по Д.Б. Эльконину):
1.  учебно-познавательные мотивы;
2.  учебные задачи и составляющие ихоператорное содержание учебные операции;
3.  контроль;
4.  оценка.
Центральное в этой сложной структуре – второе звено – учебные задачи и ихоператорное содержание. Все остальные звенья как бы обслуживают это основное.Учебная деятельность должна побуждаться адекватными мотивами. Ими могут бытьтолько мотивы собственного совершенствования. Если удается сформировать такиемотивы у учащихся, то этим самым поддерживаются, наполняясь новым содержанием,те общие мотивы деятельности, которые связаны с позицией школьника, сосуществлением общественно-значимой и общественно — оцениваемой деятельности.Теперь позиция школьника не просто позиция ученика, посещающего школу иаккуратно выполняющего предписания учителя и домашние уроки, а позициячеловека, совершенствующего самого себя и тем самым осуществляющего общественно– значимую деятельность – деятельность по приобретению новых способностей.Охарактеризованные мотивы деятельности называются учебно-познавательными. Ихотличие от широких познавательных мотивов состоит в том, что они направлены непросто на приобретение информации о широком круге явлений окружающейдействительности, а на усвоение обобщенных способов действий в конкретнойобласти изучаемого предмета (33,245).
Сущность учебной деятельности заключается в решении учебных задач,основное отличие которых в том, что их цель и результат составляет в изменениисамого действующего субъекта, заключающемся в овладении определенными способамидействия, а не в изменении предметов, с которыми действует субъект (33,246).Учебная задача решается школьниками путем выполнения определенных действий.В.В. Давыдов называет следующие учебные действия:
- преобразование условий задачи сцелью обнаружения всеобщего отношения изучаемого объекта;
- моделирование выделенногоотношения в предметной, графической и буквенной форме;
- преобразование модели отношениядля изучения его свойств в «чистом виде»:
- построение системы частных задач,решаемых общим способом;
- контроль за выполнением предыдущихдействий;
- оценка усвоения общего способа,как результата решения данной учебной задачи (7,154).
Одной из концепций возрастной и педагогической психологии явилось теорияпоэтапного формирования умственных действий. Она складывалась в трудах П.Я.Гальперина в 50-е г.г.
Опираясь на важнейший принцип психологии – принцип единства сознания идеятельности П.Я. Гальперин и Н.Ф. Талызина рассматривают усвоение знаний какпроцесс, происходящий в результате выполнения и усвоения определенных действий(14,386).
Этапы формирования умственных действий:
I. Этапформирования умственных действий мотивационной основы действия. Ученикежедневно выполняет десятки, сотни учебных действий. Далеко не всегда он видитнеобходимость выполнения этих действий. Если это становится типичным дляученика, то учебная деятельность становится ему в тягость, он не видит в нейникакого смысла (20,59).
Главная задача этапа – создание необходимой мотивации у учащихсянаправленной на становление личностной потребности решить задачу, увидетьнеобходимость усвоения данного материала.
II. Этапсоставления схемы ориентировочной основы деятельности.
Каждое выполняемое нами действие будет протекать успешно только в томслучае, если мы учитываем условия, определяющие успешность этого действия(20,60). Ученика знакомят с действием, с условиями его выполнения, выделяюториентиры, опоры для правильного выполнения действия.
III. ЭтапФормирования действия в материальном (материализованном) виде.
Этот этап формирования действия связан с наглядно-действенным мышлениеммладшего школьника. Понять сущность какого-либо научного явления ученику легчеопираясь на конкретные предметы и их заместители – чертежи, модели.
IV. Этапформирования действия в плане громкой социализованной речи.
Необходимость данного этапа диктуется изменениями, происходящими вразвитии памяти младших школьников. Память превращается в смысловую, в основекоторой лежит установление связей внутри запоминаемого материала, связейлогических. Проговаривание выполняемого действия без внешних опор позволяетследить за правильностью формирования смысловых связей. Если обучаемыйориентируется только на предметное содержание, не отражая его в речи, то оноказывается  в состоянии решать лишь тот круг практических задач, где достаточнаяориентировка в плане восприятия. В этом случае не формируется умениерассуждать, обосновать практически полученное решение (20,71).
V. Этапформирования действия во внешней речи.
Речь про себя с полной степенью развернутости позволяет осуществлятьсамоконтроль за выполнением действия.
VI. Этапформирования действия во внутренней речи.
Постепенно ученик овладевает действием на достаточно высоком уровне ипроговаривание становится не нужным. Действие выполняется с помощью внутреннейсвёрнутой речи.
Важный элемент структуры учебной деятельности – учебные операции,входящие в состав способа действий, выражающие его операторное содержание.Операции очень разнообразны и многочисленны. Каждая из операций требуетотработки, т.к. от правильности их выполнения зависит возможность выделитьстороны предмета, которые являются объектом действий. Всякий способ действияусваивается сначала при полной развернутости всех операций, входящих в егосостав и по возможности производимых материально, т.е. так, что за правильностьюих выполнения можно следить.
Следующий компонент учебной деятельности – контроль. Под контролемследует понимать, прежде всего, контроль за функционированием, правильностью иполнотой выполнения операций, входящих в состав действий (33,249). А.К. Марковаразличает три вида контроля:
- итоговый – по результату работы;
- пошаговый, пооперационный – походу работы. Этот способ контроля является более зрелым, т.к. позволяет ученикускорректировать работу, преодолеть ошибки до завершения работы;
- прогнозирующий, опережающий – доначала работы, он позволяет предупредить ошибки, спланировать учебную работу вцелом (11,6).
Последним из компонентов учебной деятельности является оценка. Функцияоценки заключается в том, чтобы определить, усвоили ли учащиеся заданный способдействия и продвинулись ли на ступеньку выше (32,250).
Качества результатов усвоения того или иного материала могут бытьпредставлены как критерии оценки знаний, умений и навыков учащихся (23,48).
Знания – это понятийно-фактическая составляющая учебного материала, ккоторой относятся конкретные взаимосвязанные факты, закономерности,теоретические обобщения, а также знания о способах действия. Знания можнопонимать как учебную информацию, усвоенную на уровне запоминания. Знанияпредполагают сохранение усвоенного в памяти, чтобы применять их на практике:для решения учебно-тренировочных задач встречающихся в реальной практике, атакже для приобретения новых знаний.
Знания тесно связаны с умениями, которые нужны для закрепления знаний идействительного их применения на практике. Под умениями понимаются действия,которые ученик может совершить на основе полученных знаний, это действия,которые ученик может совершить тогда, когда потребуется. Умения в свою очередьв дальнейшем могут способствовать получению новых знаний и формированию навыка.
Навык – это автоматизированное действие, которое ученик может совершитьна основе ранее полученных знаний и отработанных умений. Переход умения в навыкхарактеризуется так, что человеку уже не надо думать о том, как надо совершитьдействие. Он выполняет его быстро, т. е. автоматизировано, но целенаправленно.(23,31).
Учебно-познавательная деятельность должна строиться с учетом изменений впсихическом развитии младшего школьника. Дадим краткую характеристику наиболееважным из них:
1. Произвольность психических функцийи поведения. Восприятие становится целенаправленным, превращается в наблюдение.Формируется словесно-логическая память.
2. Формирование внутреннего планадействий. Мышление, будучи в дошкольном возрасте наглядно — образованным,приобретает черты частично абстрактного.
3. Формируется способностьпланировать учебную деятельность. Ребенок учится обосновывать справедливостьсвоих высказываний и действий.
Таким образом, учебная деятельность имеет следующую структуру: 1) учебныемотивы; 2)учебные задачи и действия; 3) действия контроля; 4) действия оценки.Эта деятельность связана, прежде всего, с усвоением младшими школьникамитеоретических знаний, т.е. таких в которых раскрываются основные отношения изучаемогоматериала. При решении учебных задач дети овладевают общими способамиориентации в таких отношениях. Учебные действия направлены на усвоение детьмиименно данных способов. Важное место в общей структуре учебной деятельностизанимают еще действия контроля и оценки, которые позволяют школьникампрослеживать правильное выполнение только что указанных учебных действий, азатем вывить и оценить успешность решения всей учебной задачи. Основнымновообразованием младшего школьника является отвлеченное словесно-логическое ирассуждающее мышление, возникновение которого  существенно перестраивает другиепознавательные процессы детей – память, восприятие; благодаря чему детиспособны в последующем успешно осваивать подлинно научные понятия и оперироватьими. Другим важным новообразованием этого возраста можно назвать умение детейпроизвольно регулировать свое поведение и управлять им, что становится важнымкачеством личности ребенка (33,56). 1.2. Особенности активизации учебно-познавательной деятельности приобучении природоведению
Все перечисленные выше особенности познавательной сферы младшегошкольника накладывают определенный отпечаток на учебную деятельность учащихсямладших классов. Эффективность обучения находится в прямой зависимости отуровня активности ученика в этом процессе. Активность ученика в этом процессеобучения рассматривается нами как познавательная активность. Признакипознавательной активности младших школьников: а) отношение к учению (в чемвидят смысл учения, регулярность и качество подготовки домашних заданий); б)качество знаний (знание материала программы, умение применять его на практике);в) характерные особенности учебной деятельности (мыслительная активность,сосредоточенность, устойчивость внимания, общий тонус в работе, степень высшейактивности, эмоционально-волевое проявление); г) отношение к внеучебнойпознавательной деятельности (увлеченность, системность, направленность).
Исследование мотивов в учении у младших школьников, проведенное М.В.Матюхиной, показала, что их мотивационная сфера представляет довольно сложнуюсистему. Мотивы, входящие в эту систему могут быть охарактеризованы по двуммнениям: по содержанию и по состоянию, уровню сформированности. По содержаниюмотивы учения младших школьников можно подразделить на: 1)учебно-познавательные, связанные с содержанием и процессом учения; 2) широкиесоциальные, связанные со всей системой жизненных отношений школьников. Чтокасается состояния мотивационной сферы младшего школьника, то она характеризуетсятакими свойствами, как мера осознанности мотивов, которые побуждают ребенкаучиться; понимание их значимости, мера действенности мотива. Содержание этиххарактеристик и дает представление о мере сформированности того или иного видамотивации (20,83).
Интерес – это особое отношение к чему-либо, потребность в определенныхэмоциональных переживаниях, получаемых в результате каких-то действий, откаких-то людей или предметов (29,97).
Среди средств активизации учения школьников диктанты выдвигают такие, как«учебное содержание, методы и приемы «обучения, формы организации учения»(31,74).
Содержание учебного материала содействует обогащению и расширению знанийребенка, приобретению опыта, развитию его кругозора. Однако не все в содержанииучения привлекает младших школьников. Поэтому перед учителем стоит задача –заинтересовать детей. Одним из средств повышения познавательной активностидетей является показ значимости и ценности содержания учебного материала, чтонеобходимо соблюдать на всех этапах урока, особенно при постановке перед детьмипознавательных задач, создание стимулов обучения. Так, например, при изучениитемы «Термометр» важно провести игру: «Какой термометр нужен?», включив в нееследующие жизненные ситуации:
1. малыша нужно купать. Как узнать температуруводы в ванночке?
2. Маша заболела. Пришел врач. Чем онизмерит температуру?
3. Снег растаял. Как узнать, можно лиуже сажать семена в почву?
4. Ярко светит солнце зимой. Но нужноли одевать шубу, Ваня не знает. Что ему нужно сделать?
Возрастными особенностями младших школьников диктуется такое требование,как привлечение занимательности. На уроках используются ребусы, дидактическиеигры, викторины, загадки и другой материал, который может увлечь детей. Однимиз приемов, активизирующих познавательную деятельность детей на урокахприродоведения, являются викторины — ответы на вопросы, связанные с темой урокаи поставленные в занимательной форме. Викторина возбуждает интерес, развиваетсообразительность, повышает внимание учащихся, усиливает эмоциональную сторонуучебного материала, оживляя урок.
Викторину можно использовать на различных этапах урока, в том числе и впроцессе изучения нового материала. Вопросы викторины должны вызвать интерес кизучаемой теме, готовить учащихся к ее восприятию и осмыслению. На урокахзакрепления изученного вопросы викторины направлены на выяснение уровня знанийучащимися фактического материала и на установление практической значимости этихзнаний.
Для активизации мыслительной деятельности младших школьников выслушиваютсяответы на вопрос викторины не одного, а нескольких детей путем постановкивопроса: «Почему ты так думаешь?», побуждающий к рассуждению к правильномуответу. Хороший эффект дает применение викторин на уроках обобщающегоповторения и закрепления изученного материала, ответы на вопросы которыхзаставляют обращаться к дополнительной литературе. Это значительно углубляетзнания учащихся, помогает осмысливать и выделять главное, существенное визученных свойствах и явлениях. Каждая викторина увеличивает у детей объемзнаний по природоведению, расширяя их представление о родном крае (3,69).
Установление межпредметных и внутрипредметных связей обогащает содержаниематериала, активизирует процесс учения. Реализуется это требование посредствомтаких приемов, как напоминание, указание, сравнение, решение познавательнойзадачи с привлечением знаний из другой учебной дисциплины.
Наряду с содержание учебного материала большую роль играют методы, припомощи которых организуется обучение, и младшие школьники включаются в процесспознания. К основным ученые относят методы проблемного обучения. Среди нихвыделяют:
1. Проблемное изложение знаний.Учитель показывает решения проблемы, «рассуждает вслух».
2. Эвристическая беседа. Учительставит проблему, излагает учебный материал, но с помощью отдельных вопросов.
3. Исследовательский метод обучения.Его применение возможно при условии, если дети в состоянии осуществить всеэтапы поисковой деятельности (17,132).
Постановка познавательных задач перед детьми всегда создает проблемнуюситуацию, в процессе которой у них могут возникать определенные затруднения.
Существенную роль в активизации познавательной деятельности школьников,как метод обучения, играет самостоятельная работа. Она в учебном процессеразвивает познавательные способности учащихся, повышает культуру умственноготруда и делает приобретаемые знания осмысленными и глубокими (30,79).
Основным методом развития ценностных отношений к природе являетсяизучение объектов и явлений окружающей действительности на основе систематическихнаблюдений. Они способствуют развитию эмоционально-чувственной сферы учащихся;самостоятельности мышления; таких логических операций, как умение собирать инакапливать факты, вырабатывать навыки анализа и синтеза, сравнения и аналогии.В процессе наблюдений формируется очень важное качество личности-наблюдательность, т.е. умение подмечать в предметах и явлениях существенное,часто малозаметное, не выделяющееся из окружающего (26,18).
В курсе природоведения большое внимание уделяется выявлению свойствпредметов природы, установлению причин явлений, связей и отношений междупредметами и явлениями. С этой целью программой предусматривается широкоеиспользование опытов. В педагогической литературе опыт рассматривается как одиниз приемов обучения, состоящий в практическом или теоретическом преобразованииусловий, в которых протекает явление, с целью установления или иллюстрацииопределенного теоретического положения» (2,57).
По сравнению с простым наблюдением опыт является более сложной формойизучения природы, т.к. он предполагает:
1. Активное воздействие на изучаемоеявление или предмет;
2. Умение соотнести наблюдаемые вопыте явления и процессы с тем, что происходит в природе, и сделать выводы;
3. Специально подготовленные условияпроведения.
При постановке и использовании результатов опыта учащиеся получают новыезнания и приобретают умения; убеждаются в реальности природоведческих явлений иматериальной обусловленности их, проверяют на практике верность теоретическихзнаний; учатся анализировать; сравнивать наблюдаемое; делать выводы из опыта.Кроме того, опыт приучает учащихся к точности, аккуратности, развивает ихмышление, т.е. требует поиска путей познания живой природы (2,59).
Практические работы представляют собой такой вид деятельности, где моторныедвижения сочетаются с умственной деятельностью (27,50). Цель практических работможет быть разной: одни из них формируют и совершенствуют природоведческиезнания, другие – практические умения и навыки и способствуют более глубокому ипрочному усвоению изучаемого материала. Эффективность практических работ будетвыше, если они проводятся систематически, с начала изучения курсаприродоведения, с постепенным усложнением заданного материала,самостоятельности учащихся при их выполнении (2,66). Практические работы могутиспользоваться на уроках: при объяснении нового материала, закреплениипройденного. Их применение обеспечивает активную деятельность школьников, т.к.помогает глубже осмыслить материал, усвоить его, способствует развитию мышленияи воображения, ибо в основе такой работы лежит не стереотипное повторение, апостановка и решение новой практической задачи, требующей применения знаний,умений и навыков (2,67).
Привлечение произведений художественной литературы к изучениюприродоведения обогащает учебный процесс. Умело включенные в урок отрывки израссказов, сказок, былин оживляют рассказ учителя, пробуждает и поддерживаетинтерес учащихся.
Каждый из методов повышения активизации познания выполняет определеннуюфункцию в зависимости от формы организации обучения. В школе сложилось большоеразнообразие форм обучения. Это: урок, экскурсия, дополнительные занятия,кружки, домашняя учебная работа. Но надо иметь ввиду, что обучение будетуспешным, если учитель сумеет соблюдать единство образовательной и воспитательнойзадач, пробуждать интерес к учению, развивать и поощрять самостоятельностьдетей, сможет организовать коллективную, групповую, индивидуальную работу сними.
Большое место на уроках природоведения в начальных классах занимает такаяформа организации учебной работы, как экскурсия. На экскурсии основнымиметодами активизации познания детьми природы являются наблюдение,самостоятельная работа, беседа. Именно экскурсия дает наибольшую возможностьобогатить ум ребенка живыми конкретными представлениями. Кроме того, работанепосредственно в природе воспитывает у учащихся внимательное, вдумчивоеотношение к ним и самой природе, чувство любви к родному краю, умение видетькрасивое в окружающем мире (26,16).
Однако не всегда можно провести наблюдения предметов и явлений природы вестественном состоянии. В этом случае необходимые представления и понятия могутбыть сформированы с помощью наглядных средств обучения.
Учебные наглядные пособия можно разделить на натуральные иизобразительные.
К натуральным наглядным пособиям относятся объекты живой и неживойприроды: образцы почвы, полезных ископаемых, растения и животные. Изнатуральных наглядных пособий в школе чаще всего используются гербарии,природный раздаточный материал, коллекции, чучела, препараты (27,39).
Самую большую группу составляют изобразительные наглядные пособия:плоскостные (картины, рисунки, таблицы и т. д.) и объемные (муляжи, макеты,модели). Изобразительные наглядные пособия делятся на образные и условные.
К образным наглядным пособиям относятся и так называемые экранныепособия: диафильмы, диапозитивы, кинофильмы, учебные телепередачи.
Дидакты называют и некоторые другие условия активизации познавательнойдеятельности школьников на уроке: соответствующий микроклимат в классе.формирование стимулов к учению, вооружение учащихся рациональным способами иприемами познавательной деятельностью и т. п.
Доказано, что положительные мотивы учения предопределяют его успех.Поэтому побуждение и мотивация рассматриваются учеными и практиками как специальнаяпедагогическая задача. Учителю необходимо учитывать влияние как внешних средствпобуждения младших школьников к учению (игра, наглядные пособия,занимательность, требования, поощрения и т.п.), так и роль внутренних стимулов(логика учебного процесса, умелая постановка познавательных задач, рациональныеспособы их решения и т.п.)
В основе положительного мотива лежит познавательная потребность, интерес.Условиями их формирования некоторые ученые (Т.И. Шашова, Г.И. Щукина) называют:
- организацию обучения, при которойученик действует активно, вовлекается в процесс самостоятельного поиска новыхзнаний;
- организация учебного процесса наоптимальном уровне развития учащихся;
- повышение интереса к учению засчет его разнообразия;
- связь нового материала с ранееизученным;
- понимание детьми нужности,важности, целесообразности изучения данного предмета;
- яркость, эмоциональность учебногоматериала;
- создание учителем эмоциональнойатмосферы обучения, благоприятного общения в учебном процессе;
- постоянную проверку и оценкуработы учащихся.
Многие ученые (Д.Н. Богоявленский, Н.А. Менчинская, Л.В. Занков, В.А.Кондаков) подчеркивают, что, если уровень владения учащимися способами познаниянизок, они не могут справиться с учебными задачами, и в результате интерес кучению подает, познавательная активность не развивается. Поэтому младшихшкольников надо не только включать в поиск решения проблемных ситуаций, но иобучать их рациональным способом решения различных задач и методом умственнойработы (сравнение, анализ, индукция, дедукция, сопоставление, синтез и т.д.)
Таким образом, для активизации учебно-познавательной деятельности младшихшкольников на уроках природоведения используют учебное содержание,занимательный материал, проблемное обучение, самостоятельную работу,наблюдения, опыты, практическую работу, наглядные средства обучения, экскурсию,создание положительной мотивации.
Глава II.Анализ работы учителя по активизации познавательной деятельности младшихшкольников на уроках природоведения 2.1 Активизация учебно-познавательной деятельности на урокахприродоведения
Творчески осмысливая каждый урок познания мира, большинство учителей нетолько развивают репродуктивную деятельность учащихся, а побуждают их кактивному познанию окружающей действительности, учат самостоятельному добываниюзнаний. Такие уроки развивают у детей интерес к изучению природы, активизируютих мыслительную деятельность, формируют природоведческие представления ипонятия. Эти задачи решаются на различных типах уроков: комбинированных,предметных, обобщающих, а так же во время экскурсий.
Эффективность каждого урока зависит от умелого использования учителемтаких методов обучения, как рассказ – описание, рассказ-изложение, эвристическаябеседа, самостоятельная работа учащихся, наблюдение; демонстрация опытов,натуральных объектов природы, гербариев и т. д. (30,60).
Изучение опыта творчески работающих учителей позволило установить, чтопривлечение художественной литературы к изучению познания мира дает хорошийпедагогический эффект. Но эти произведения могут быть ценнымучебно-дидактическим средством, если обладают художественной ценностью,изложение в них органически связано с темой урока, доступно учащимся начальныхклассов, если они имеют познавательное значение, что расширяет кругозор детей.
Методика использования литературных источников может быть разнообразной.Если отрывок содержит описание природного явления, то его целесообразноиспользовать для иллюстрации изучаемого материала. А можно, зачитав фрагмент,предложить учащимся ряд заданий к прочитанному. Например, задать вопросы: какоеявление мы узнали в этом отрывке? По каким признакам вы об этом судите? Илипредложить учащимся сравнить наблюдения писателя с их наблюдениями и ответитьна вопрос: Какие особенности природы нашли отражение в данном произведении?
Учитель сш № 333 г. Москвы Л.И. Лабзина при рассматривании темы «Растениявесной» использует рассказ М.И. Пришвина «Березовый сок» (приложение 1). Послечтения отрывка учащихся можно спросить: «По каким признакам определяется началосокодвижения в березе?» и т. д.
Большой интерес на уроках познания мира вызывает прослушивание и разбор«подслушанных в природе разговоров» между растениями, насекомыми, птицами,зверьми. Этот материал не только помогает в интересной форме знакомить учащихсяс учебным материалом, но и воспитывает любовь ко всему живому, вызывает желаниепомогать растениям, животным, сохранять их. Миронова, учитель сш № 2 г.Запорожца использует такой материал на разных этапах урока. На уроке «Звериосенью» разбирается учащимися, какие изменения произошли в неживой природе сприходом осени, устанавливают основной фактор, который повлиял на эти изменения– температура. Изменения в неживой природе приводят к изменениям в жизниживотных. Послушав рассказы из сборника «Вести из леса» Н. Сладкова (приложение2), дети узнают, что у зверей на зиму меняется окраска шерсти, мех становитсягустым, откладывается жир. Все это поможет им перенести зиму (15,43).
В развитии познавательной активности младших школьников особое местозанимает дидактическая игра – творческая, целенаправленная деятельность, впроцессе которой дети в занимательной форме глубже и легче познают явленияокружающей действительности (3,33). Учитель сш № 116 г. Свердловска З.С.Мосслакова использует на уроках природоведения систему дидактических игр, срединих: «В магазине Природа», целью которой является – формирование уменияразличать комнатные растения. Задача: сгруппировать растения по определенномупризнаку:
1) по месту произрастания;
2) по отношению к интенсивностисвета;
3) по форме листьев (приложение 3).
Внимание – основное условие успешности обучения, считал К.Д. Ушинский.Активизация познавательной деятельности, активизация внимания – эти задачиставит перед собой Т.Л. Гаспирович, учитель сш № 15 г. Норильска. Онаиспользует различные виды заданий, активизирующих мыслительную деятельностьучащихся, развивающих внимание, память, речь на этапе проверки домашнегозадания. Проверку домашнего задания можно организовать считает Т.Л. Гаспирович,используя анкету. Эта работа позволит за несколько минут выяснить уровеньусвоения материала учащихся всего класса. Основные требования к вопросаманкеты: краткость формулировки, конкретность, доступность для понимания. Вприложении № 4 приведен пример составления анкеты для проверки домашнегозадания по теме «Растения поля». Она не рассчитана на простое перечислениефактов, а требует работы мысли, сообразительности, хотя весь материал взят изучебника.
Работа, которая требует анализа фактов, привлечения собственного опыта изнаний, всегда интереса ученику. Одним из такого вида знаний можно назватьприродоведческий диктант. Учитель кратко описывает животное или растение.Ученик должен узнать, о ком идет речь, и записать ответ в тетради (приложение5).
Использование занимательного материала на уроках природоведения помогаетактивизировать учебный процесс, развивает познавательную активность,наблюдательность детей, внимание, память, поддерживает интерес к изучаемому.Занимательный материал развивает творческое воображение, образное мышление,снимает утомление у детей (16,18).
Работа с загадками способствует всему курсу обучения в начальной школе.Образность, простота – вот что привлекает детей в загадке. Загадки можноиспользовать для составления кроссвордов. Работа, с которым будет для ребятминутой приятного отдыха, разрядкой перед более трудной, работой, заданием илиже предисловием к изучению нового материала (5,52).
Важно отличить, что педагогически оправданным является использованиетаких кроссвордов, которые составлены на базе основного программного материалас зашифрованными природоведческими понятиями и терминами.
Процесс усвоения природоведческих знаний младших школьников предполагаетвзаимосвязь восприятия, осмысления, запоминания и усвоения изученного. Особаяроль при этом принадлежит применению знаний, как в знакомой ситуации, так и вновой отличающейся от привычной.
Н.И. Грюцева, методист Смоленска педагогического института, рекомендуетиспользовать разработанную на основе программного природоведческого материаласистему познавательной задачи, которая доступна младшим школьникам испособствует целенаправленному формированию у них умения применять знания вновой учебной ситуации. Примеры таких заданий для учеников 3 класса (I-IV) даныв приложении №8. Познавательные задания способствуют развитию гибкостимышления, помогает детям учиться, думать, накапливать опыт творческойдеятельности.
В.В. Титова, методист Калужского педагогического института, рекомендуетучителям на уроках познания мира проводить опрос различными способами, сочетатьопросы по карточкам, фронтальный и индивидуальный. Все это позволяет учителюповысить интерес учащихся к уроку, проверять знание программного материала убольшой группы детей, индивидуального подхода к каждому ученику в классе.Карточки могут быть очень разными по содержанию, объему, оформлению. Крометого, они рассчитаны на сильных, средних и слабых учеников по уровню усвоенияими этого предмета, что позволяет использовать «зону ближайшего развитиякаждого ученика», а соответственно, поверить в свои возможности всем учащимсякласса. (Приложение 9), (6,31).
Опыты и практические работы дают возможность реализовать один изважнейших принципов обучения – принцип наглядности. При изучении курса познаниямира в младших классах это имеет конкретно-образный характер. Во-вторых,процесс познания природы начинается с восприятия единичных чувственно — воспринимаемых предметов и явлений. В-третьих, дает возможность учить детейцеленаправленно наблюдать многообразие предметов и явлений природы и всловесной форме описывать результаты наблюдений. На основе этого у учащихсяформируются представления об явлениях природы, после чего можно формироватьпонятия. Исходя из этого В.В. Титова утверждает, что наглядность способствуетразвитию мышления учащихся от конкретно-образного к абстрактному, лучшемуусвоению теоретических знаний, пониманию связи научных знаний с жизнью,повышает интерес учащихся к знаниям и делает процесс их усвоения более легким,способствует их прочности. Для проведения любой практической работы В.В. Титоварекомендует составлять план (приложение 10), (22,42).
Природоведческий материал лает широкие возможности для использования егопри составлении задач. И это не только интересный цифровой материал. Ребеноксам видит, какое значение для человека имеет животное или растение, что оченьважно именно сейчас, когда люди так активно вмешиваются в жизнь природы,разрушают естественные экологические связи в животном мире, когда всем грозитэкологическая катастрофа. Учитель сам или вместе с учениками может составитьтакую задачу. Чувство удивления, которое возникает при решении ее у ребят –начало к работе мысли, что очень важно, если мы хотим учить ребенка мыслить,анализировать факторы (приложение 11).
Таким образом, опыт убеждает, что применение методов и приемов,активизирующие учебно-познавательную деятельность учащихся, таких как:
- содержание учебного материалаустановление межпредметных и внутрипредметных связей;
- привлечение занимательности,дидактических игр, викторин, ребусов, кроссвордов, ребусов-картинок, загадок,художественных текстов;
- проблемного обучения;
- самостоятельной работы;
- наглядных средств обучения.
Все это способствует повышению качественного уровня знаний учащихся о природе,формирования умения применять эти знания в различных ситуациях; развитиюпознавательных процессов мышления, памяти, речи, восприятия; воспитаниюинтереса к природе, бережного отношения к растениям и животным. 2.2. Выявление эффективности работы учителя по активизацииучебно-познавательной деятельности младших школьников на уроках природоведения
В период прохождения государственной педагогической практики с 15.11. по25.12.1999 г. г. Караганды в сш №66 на базе 4 «В» класса был проведенэксперимент по активизации учебно-познавательной деятельности младшихшкольников на уроках познания мира.
Формирующая часть эксперимента протекала по таким разделам программы, как«Зимние изменения в природе» во время работы в 4 «В» классе, «Природа и мы»,«Сбережем воздух и воду, полезные ископаемые и почву!»
При ознакомлении с темами раздела «Зимние изменения в природе»применялись следующие виды работы:
- чтение художественных текстовпознавательного характера по теме «Птицы зимой»;
- ребусы по теме «Дикие животные»;
- загадки по темам «Птицы зимой» и«Охрана и укрепелние здоровья зимой».
- дидактическая игра «Кто здесьлишний?»
При закреплении знаний использовались:
- кроссворды по темам: «Растениязимой», «Дикие животные зимой».
- дидактические игры «Леснойтелефон», «Кто здесь лишний?»
- проблемные вопросы по темам:«Растения зимой» и «Птицы зимой» и проблемное задание по темам «Птицы зимой»,«Дикие животные зимой»;
- связь материала с окружающейдействительностью, опора на наблюдения и личный опыт детей;
- работа по индивидуальным карточкампо всем темам раздела.
При обобщении знаний применялись:
- кроссворд;
- загадка;
- чтение художественногопознавательного текста;
- дидактическая игра «По страницамжурнала Зимушка-Зима»;
- составление схемы, позволяющейуяснить причинно-следственные связи зимних изменений в природе;
- работа с иллюстрациями.
На уроках ознакомления с темами раздела «Сбережем воздух и воду, полезныеископаемые и почву!» были использованы следующие виды работы:
- опыты по темам «Тела, вещества,частицы», «Воздух и его охрана», «Вода и ее свойства», «Превращение воды».
- дидактические игры «Тело иливещества», «Какой термометр нужен?»
- работа с моделью термометра;
- таблицы и схемы по темам «Вода иее свойства», «Превращение воды».
- игровой сюжет «Сказка опревращении капельки»;
- познавательный материал по темам:«Вода и ее свойства», «Превращение воды»;
- при закреплении знанийприменялись: кроссворды по темам «Вода и ее свойства»;
- перфокарты по темам «Температура итермометр», «Воздух и его охрана», «Превращение воды»;
- работа с моделью термометра»
- индивидуальная работа по теме:«Тела, вещества, частицы».
При обобщении знаний по разделу «Природа и мы» использовались:
- кроссворд;
- игровой сюжет.
На уроке «Птицы зимой» нами использовались прослушивание и разбор«подслушанных в природе разговоров»  между птицами. Рассказы Н. Сладковапомогали в интересной форме познакомить учащихся с учебным материалом(приложение 12).
Такие формы занимательного материала, как ребусы и загадки легкоувязываются с темой конкретного урока и преследуют задачи расширения кругозора,активизации мыслительной деятельности учащихся, повышение работоспособности. Науроке ознакомления с жизнью диких животных зимой применялись ребусы. Детиразгадывали ребус и узнавали, о каком животном будет идти речь. (Приложение13). Загадки использовались на уроках «Птицы зимой», «Охрана и укреплениездоровья», (Приложение 14), они вошли также и во многие кроссворды.
Оживить опрос и активизировать в процессе его работу учащихся могутзанимательные формы проверки усвоения фактического материала. В их числекроссворды. В игре каждый хочет быть победителем. Однако выигрывают теучащиеся, которые быстрее могут воспроизвести изучаемый материал (приложение15).
Возможность свободного выбора при ответе предлагает дидактическая игра«Лесной телефон». Ребенок набирает номер лесного домика и рассказывает о егохозяине, о том, как он зимует, чем питается в это время года. А кто это будет,барсук или белка, дело личных симпатий рассказчика. Такая форма воспроизведенияучебного материала не снижает интерес к предмету, т.к. подводится к простомурассказу текста учебника (Приложение 16).
Задачам активизации учебно-познавательной деятельности учащихся служили ипроблемные вопросы и задания, направленные на формирование у учащихся уменияприменять знания о природе в новой ситуации (Приложение 17).
При повторении материала часто использовалась самостоятельная работаучащихся. Большую роль сыграли на этом этапе работы перфокарты, карточки дляиндивидуальной самостоятельной работы. Такие карточки рассчитаны на разныйуровень знаний учащихся (Приложение 18).
Для формирования правильных представлений о предметах и явлениях,недоступных для непосредственного восприятия, используют картинки, таблицы,карты, картины, экранные пособия. Наглядные пособия помогают систематизации иобобщению знаний, активизации мыслительной деятельности учащихся. На практикенами использовались различные виды изобразительной наглядности: образныекартины, открытки, таблицы с изображениями растений и животных, модели; иусловной – схемы, таблицы, карты.
В формировании у учащихся представлений и понятий о природе в комплексеособое место занимает обобщающий урок. Такой урок мы проводили в конце изученияраздела «Зимние изменения в природе». Для установления причинно-следственныхсвязей, происходящих в природе изменений, мы начали работу с обобщениярезультатов личных наблюдений учащихся, зафиксированных в классном календареприроды и труда. По данным этого календаря учащиеся определяютпродолжительность дня, температурный режим воздуха, состояние неба, осадки. Наосновании этих данных дети делают краткую характеристику времени года и т. д.На этом уроке мы применяли самые различные средства активизации учебно-познавательнойдеятельности учащихся: чтение художественного познавательного текста «Для чегонужен снег?» Н. Дмитриева, загадки, кроссворд, дидактическую игру «По страницамжурнала Зимушка – Зима» и т.д. Фрагмент этого урока описан в приложении 19.
На государственной педагогической практике II курса в 4 «В»классе сш №66 г. Караганды мы работали с учебником природоведения А.А.Плешакова. Основная задача учебника – все элементы природы взаимосвязаны,природа и человек – одно целое. Учебник оригинален, интересен своимсодержанием, языком и методическим аппаратом, которые находятся в органическомединстве направлены на развитие экологического мышления, привитие практическихнавыков охраны природы, индивидуального обучения. Очень много заданий, которыеориентируют ребят на развитие наблюдательности. Учебник предусматриваетпроведение большого числа опытов и практических работ, как на уроке в классе,так и при выполнении домашнего задания.
В приложении № 20 приведены фрагменты уроков по темам «Природе нужна твояпомощь», «Тела, вещества, частицы», «Температура и термометр», «Превращениевоы», на которых в системе использовались такие средства активизацииучебно-познавательной деятельности школьников, как:
- содержание учебного материала;
- использование занимательного материала;
- дидактические игры;
- проблемные вопросы и задания;
- опыты и практические задания;
- наглядные пособия;
- самостоятельная работа учащихся.
Критерии оценки знаний учащихся на уроках познания мира:
- высокий – если ребенок можетвоспроизвести знания на 5 день после изучения темы;
- средний – если учениквоспроизводит их на 2 день;
- низкий – если воспроизводит на 1день, после ознакомления с темой.
Мобильность – описывает результат дальнейшего преобразования знаний впроцессе их применения в различных учебных ситуациях. Высокий уровеньмобильности характерен для учащихся, выполняющих сложные задания по изученнойтеме. Средний уровень – у тех, кто справляется с заданиями средней сложности.Низкий – у ребят, решающих простые задания (23,75).
Осмысленность – описывает результат понимания полного обобщенного исистематизированного  знания.
Уровень сформированности умений определяется по таким показателям, какточность, скорость, самостоятельность.
Точность – способность выполнять определенный вид заданий без ошибок.Выделяют 3 уровня точности:
- высокий – отсутствие ошибок;
- средний – наличие 1-2незначительных ошибок;
- низкий – наличие 3 и более ошибок.
Скорость – описывает выполнение действия за минимальный промежутоквремени. Отдельно фиксируется время первого и последнего выполнивших задание.Этот временной промежуток делится на 3 части. Дети, выполнившие задание заминимальный срок, обладают высоким уровнем скорости; за максимальный промежутоквремени – низким уровнем. У остальных средний уровень скорости.
Самостоятельность – способность, не  опираясь на постороннюю помощь,выполнять действия. Выделяют 3 уровня сформированности этого показателя:
- высокий – выполнение заданий безпомощи учителя;
- средний – необходимость внебольшой подсказке;
- низкий – выполнение задания спомощью учителя.
На начальном и заключительном этапах практики были проведены контрольныесрезы знаний по познанию мира за данный период.
Если ученик дал правильные ответы во всех вариантах опроса, это высокийуровень прочности. Наличие 30 % ошибок в последнем срезе и безошибочноевыполнение первого – это средний уровень. Низкий уровень – 50 % ошибок.
Срез, проведенный после изучения тем: «Растения зимой» и «Птицы зимой»,состоял из 3-х заданий разной сложности. С его помощью выявили уровеньсформированности мобильности знаний и точности, скорости, самостоятельностиумений.
Если выполнены все задания – высокий уровень мобильности. Средний – есливыполнены 1 и 2 задания без ошибок или все задания без ошибок или все задания сналичием 1 или 2 ошибок. Низкий уровень – 1 задание без ошибок или все заданияс наличием 2-3 серьезных ошибок. Точность выполнения определялась с помощьюпервого задания. Высокий уровень – отсутствие ошибок; средний – наличие  одной серьезной или 1-2 незначительных ошибок; низкий – 2-3 серьезных, основанные нанезнании программного материала, ошибки.
На основе проведенных срезов, характеризующих уровни показателей заданныхкритериев, можно определить общий итоговый уровень сформированности знаний иумений по определенным темам природоведения. Это же, в свою очередь, необходимодля подтверждения сформированности познавательной активности учащихся класса.
Зная уровни притязаний учащихся можно определить методику для выявленияпознавательной активности.
Определить их можно следующим образом:
На столе раскладываются в порядке возрастания 14 пронумерованныхконвертов, в них карточки с одинаковыми по сложности заданиями.
Ученику дается установка, что сложность задания вырастает от 1 до 14,т.е. самое легкое – первое задание, самое сложное  — в конверте под номеров 14.По этому выбору судят об уровне его притязаний о познавательной активности.
Вцелом по классу уровень знаний по познанию мира повысился: на высокомуровне с 35 % до 46,5%; на среднем понизился с 55% до 50%; на низком – с 11,5%до 3,5%.
Сформированность умений на высоком повысилась с 21,5 % до 43,5% насреднем понизилась с 61,5% до 50 %; на низком с 16,5% до 6,5%.
Начальный срез, проведенный по выявлению уровня сформированностипознавательной активности, дал следующие результаты:
- высокий уровень – 3 человека –15%;
- средний уровень – 12 человек –60%;
- низкий уровень – 5 человек – 25%.
Конечный срез выявил уровень познавательной активности: высокий 6 человек(30%), средний – 12 человек (60%), низкий уровень понизился с 10,4% до 6,4%.
Начальный срез, проведенный по выявлению уровня сформированности,познавательной активности дал следующие результаты:
- высокий уровень – 7 человек –28 %;
- средний уровень – 16 человек 64 %;
- низкий уровень – 2 человека – 8 %.
Конечный срез выявил уровень познавательной активности высокий у 15человек класса (60%), т.е. помимо 7 прежних у 8 детей он поднялся со среднегона высокий.
Таким образом, уровень познавательной активности вцелом по классуувеличился на 30%.
Заключение
Активизация знаний учащихся одно из основных направленийсовершенствования учебно-воспитательного процесса в школе. Сознательное ипрочное усвоение знаний учащимися проходит в процессе их активной умственнойдеятельности. Поэтому работу следует организовывать так, чтобы учебный материална каждом уроке становился предметом активных действий учащихся.
Проведенное исследование позволяет сделать следующие выводы:
Активизация познавательной активности является целенаправленным процессом,в ходе которого формируются такие качества личности, как любознательность,самостоятельность, активность в познании окружающей действительности,творческий подход к любой деятельности.
Для активизации познавательной деятельности на уроках познания мираиспользуется большой арсенал средств: показ значимости и ценности учебногосодержания, занимательный материал, опору на личный опыт и наблюдения людей,детей, проблемное обучение, самостоятельную работу, наглядные средстваобучения, опыты и практические работы, экскурсии, создание положительныхмотиваций учения.
При разработке методических материалов необходимо опираться насуществующие современные методические пособия, литературу познавательногохарактера, сборники занимательного материала.
При активизации познавательной деятельности необходимо учитыватьследующие методические условия:
- возрастные и индивидуальныеособенности младшего школьника;
- организацию учебного процесса наоптимальном уровне развития учащихся;
- систематическое, продуманноеиспользование средств активизации;
- применение средств активизации вкомплексе, чередуя различные средства, не повторяя одни и те же из урока вурок.
Только в этом случае будет развиваться подлинный познавательный интерес кучебной деятельности. Рекомендуем начинающим учителям:
- проявлять творчество в подготовкек уроку, дифференцировано подходить к уроку, к каждому этапу и соотносить егосо знаниями и способностями школьников, развивая стремление познать болеесложное;
- вводить в урок разнообразныепроблемные ситуации – именно они развивают аналитическое мышление и активностьв приобретении знаний;
- варьировать формы самостоятельнойработы, следить за правильностью их выполнения, постепенно наращивать объем исложность материала для этой деятельности на уроке;
- поощрять самостоятельность детей вовладении знаниями – широко использовать наблюдения, опыты, практическиеработы;
- применять разнообразнуюнаглядность, строго соблюдая методы введения в урок таблиц и раздаточногоматериала;
- учитывая возрастные особенностимладших школьников, применять занимательный материал: загадки, кроссворды,викторины, ребусы; вводить в урок дидактическую игру, имея ввиду, что ихсодержание должно носить познавательный характер.
Списоклитературы
1. Артемова Л.В. Окружающий мир вдидактических играх школьников – М.: П., 1992г. –96 с.
2. Аквилева Г.Н., Кляпинина З.А.Наблюдения и опыты на уроках природоведения. – М. П. 88г. 95с.
3. Активизация познавательнойдеятельности мл. школьников (Под ред. М.П, Осиповой, Н.И. Качановской – МН.:Нарасвета, 88 г., 111 с.
4. Гальперин П.Я. Теория поэтапногоформирования умственных действий// Хрестоматия по психологии (Под ред. А.В.Петровского – М.: 87г. 446с.
5. Гаспирович Т.А, Дидактическийматериал по природоведению // Начальная школа – 91 г. №5 с.28-32.
6. Грюцева Н.И. Познавательныезадания на уроках природоведения // Начальная школа – 91 г. №5 с.51-54.
7. Давыдов В.В, Проблемы развивающегообучения М.: Пед – а, 86 г., 239с.
8. Замелина Л. Следующий урок будетпревосходным // Начальная школа – 89 г. №2 с. 29-30.
9. Ильина Т.А. Педагогика М.: П., 84г. с.574.
10. Краткий пед. словарьпропагандиста. — М.: Изд-во полит. лит-ры, 8 г. 367 с.
11. Маркова А.К. Формированиемотивации учения. М.: П.-83 г. 95 с.
12. Маслакова З.С. Дидактические игры,проводимые на уроках природоведения // Начальная школа 89 г., №1 с.50-51
13. Попова Н.Н. Идет эксперимент//Начальная школа – 90 г. №4 с. 15-21.
14. Психологический словарь –М.:Педагогика, 83 г. – 447 с.
15. Сапронова О.Д. Использованиезанимательного материала на уроках природоведения // Начальная школа 92 г.№7-8, с.43-45.
16. Сироткина Е.Я. Использованиезанимательного материала на уроках природоведения // Начальная школа 90 г. №6,с.18-19.
17. Скаткин Л.Н. Совершенствование процессаобучения – М.: Педагогика 71 г., с.132.
18. Средства обучения и методика ихиспользования в начальной школе./ Под ред. Г.Ф. Суворовой – М.: П. 90г. с.160.
19. Талызина Н.Ф. Формированиепознавательной деятельности. – М.: П. 88г. –174 с.
Приложение №1
М.М. Пришвин «Березовый сок»
Вот теперь больше не нужно резать березку, чтобы узнать, началось лидвижение сока. Лягушки прыгают – значит, и сок есть в березе. Тонет нога вземле, как в снегу, — есть сок в березе. Зяблики поют, жаворонки – есть сок вберезе.

Приложение №2
 
Н.Сладков «Вести из леса», «Кабанчик и лисенок».
- Ай, ай, ты же совсем голый,Кабанчик? Щетинка жесткая, да еще редкая. Как же ты зимовать будешь?
- Худой до чего ты, Лисенок! –Хребет один, кожа да кости. Как же ты зимовать будешь?
- У меня шерстка густая, шубкатеплая не замерзну.
- А у меня хуже, думаешь? Уменя подкожей жир. Жир лучше всякой шубы греет!

Приложение №3
 
«В магазине природы». Игра.
Перед открытие магазина директор просит продавцов распределиьт растенияпо отделам. Каждый продавец выбирает несколько растений по одному признаку.
Отделы:
а) теневыносливые: аспидитра, бегония, килвия, традесканция, сенполия;
б) тенелюбивые: аспарагус, алоэ, хлорофитум, плющ;
в) светолюбивых: кактус, колокольчик, монстера.

Приложение №4
Тема: «Растения поля».
1. Пшеница, просо, ячмень, овес, — эти культуры называем …
2. Главная зерновая культура(подчеркни) – рожь, пшеница, овес, ячмень.
3. Овсюг, пырей, вьюнок – это …
4. Почему на поле живет мало зверей.(выбери главное) Мало пищи. Открытая местность. Много врагов.
5. 1-я группа: сова, канюк.
2-я группа: суслик, хомяк, полевка.
По какому признаку сделано деление на группы?
Приложение №5
Тема: «Животные леса»
- Это крупная лесная кошка. Мех унее густой, мягкий и пушистый. На кончиках ушей черные кисточки (Рысь).
- Это животное полуводное. прекрасноплавает. Сооружает из веток и земли хатки. (Бобр).
- Это самый крупный представительсемейства оленьих. Может легко преодолевать сугробы, болота. Хорошо плавает.(Лось).

Приложение №165
Тема: «Состав и свойства почвы».
1. Верхний слой земли, на которомрастут растения.
2. Одна из составных частей почвы.
3. Вещества, повышающие плодородиепочвы.
4. Основное свойство почвы.
о
ч
в
а
 
 
 
 
 
е
с
о
к
 
 
 
 
 
е
р
е
г
н
о
й
 
 
л
о
д
о
р
о
д
и
е
П

Приложение №7
Тема: «В тундре».
Что лишнее? Объясни почему.
Карликовая береза, тополь, полярная ива, морошка, мох ягель.
Тема: «Животные и растения леса».
Чье это меню? Расскажи об этом животном.
Трава, муравьи, личинки, ягоды, желуди, орехи, кабан, лось, рыба, мед.

Приложение №8
Введение в курс познания мира.
Докажите, что комар относится к живой природе.
Трудом человека создаются самолеты, и выращивается пшеница. Почему жесамолет называется изделием, а пшеница – частью природы?
Части растений (Загадка)
Раскололся тесный домик
На две половинки,
И посыпались в ладони
Бусинки – дробинки.
(Горох, фасоль, редис, репа)
О каких частях растений говорится в загадке? Какие загадки о различныхчастях растений вы знаете?

Приложение №9
Тема: «Лиственные и хвойные растения зимой»
1. Отделите ветки лиственных деревьевот хвойных.
2. Сравните ветки лиственных ихвойных деревьев.
3. Рассмотрите строение почки.
4. Сравните ель и сосну.

Приложение №10
Ласка убивает за год до 2000 мышей и полевок. Сколько мышей уничтожит замесяц?
Посчитай, сколько зерна сохранит этот зверек, если известно, что однамышь уничтожает за год до 12 кг обычного зерна.

Приложение №11
«Клёст и Чиж» Н.Сладков.
— Ты, клёст, чего визжишь? Обидели тебя, что ли?
— Да нет, чижик, — это я радуюсь.
— Нашел время радоваться…
— Как раз самое время! У меня в гнезде птенчики вывелись.
— В такой- то мороз? Да они живыми не останутся.
— Еще как будут жить –поживать.
— Я им еловых веточек и елочек натаскала, а мать – клестика греет ихвроде печки. И тепло им, и сытно, и от моей песенки весело.
Вопросы после чтения:
1. Чему радовался клёст?
2. Почему у клестов птенцы выводятсязимой?
3. Чем питаются клесты?
Приложение №12
/>/>Ребусы по теме: «Дикие животные»./>
4  


Приложение №13
Загадки по теме: «Птицы зимой».
1. Чернокрылый, красногрудый,
И зимой найдет приют:
Не боится он простуды –
С первым снегом тут как тут.
(Снегирь)
2. Днем – молчит,
Ночью – кричит
(Сова)
3. Маленький мальчишка
В сером армячишке
По дворам шныряет
Крохи подбирает.
(Воробей)
4. Не дровосек, не плотник,.
А первый в лесу работник.
(Дятел)

Приложение №14
Тема: «Растения зимой»
1 е
 
 
 

 
 
 
 


и

т
в
е
н
н
ы
е
ь
 
н
 
о
 
 
 
 
ш
 
 
е
 
я
 
 
 
 
у
 
 
г
 
 
 
6п
 
 
й
 
 
 
 
 
 
л
 
 
к
 
 
 
 
 
7п
о
ч
к
и
 
 
 
 
 
 
д
 
 
 
 
 
 
 
 
 
ы
 
 
 
По вертикали:
1. Хвойное дерево.
2. Название листьев
3. Что покрывает почку снаружи?
4. Что остается зимой на некоторыхлиственных деревьях?
По горизонтали:
4 Какие деревья сбрасывают на зиму листву?
5. Что служит «одеялом» для клюквы,земляники, озимой пшеницы?
6. Что остается на месте опавшихлистьев?

Приложение №15
Проблемные вопросы и задания по темам «Растения зимой».
1. Если взять снег в руки – ощутишьхолод? Почему же под снегом растения не замерзают?
2. Почему так говорят: «Много снега –много хлеба»?
«Птицы зимой»
1. Почему кормушку для птиц надокаждый год устраивать в одном и том же месте?
2. Какие это птицы?
Это птицы с красной грудкой появляются у нас с первым снегом. Питаютсясеменами рябины, клена, трав. С наступлением весны они улетают от нас в болеесеверные места.
Приложение №16
№1 1) Как надо одеваться, когда идешь кататься на лыжах, коньках, когдаидешь гулять?
2) Почему одежда лыжников и рыбаков разная?
№2 Вставь пропущенные слова:
Белка делает на зиму _______________
Она запасает ______________, ________________.
Сова запасов не делает. Она ___________, ловит ___________.
Слова для справок: хищница, грибы, мышей, запасы, орехи.

/>№3 Времена года./>
Изменение окраски шерсти, весь день в поисках корма, некоторые в спячке.  

№1 – для ученика с низкимуровнем знаний,
№2 – для среднегоученика,
№3 – для сильногоученика.
Приложение №18Вопросы 1 2 3 4 5 У И.Ф. уч-ка
1. Как часто уч-к занимается работой природоведч. характера? (до 1 ч)
2. Что предпочитает, когда задан вопрос на сообразительность?
3. Много ли читает дополнит. лит. – ру по познанию мира?
4. Насколько эмоционально относится к интересному занятию, связанному с умств. работой по познанию мира?
5. Часто ли задает вопросы о природе и человеке? 3 3 3 5 3 3,4 Айдана А. 3 3 3 3 1 2,6 Андрей А. 3 3 3 5 3 3,4 Муса А. 1 3 1 3 3 2,2 Айгерим А 3 5 3 5 5 4,2 Айдос А. 3 5 3 5 5 4,2 Зарина Б. 3 5 3 1 3 3 Вова Г. 5 3 3 3 5 3,8 Саша Г. 3 3 5 1 3 3 Алибек З. 5 5 5 3 5 4,6 Асель К. 3 3 3 5 5 3,8 Диас К. 3 3 3 5 3 3,4 Владик К. 3 5 3 3 3 3,4 Гена К. 1 1 1 3 3 1,8 Эльмира К. 3 1 3 3 3 2,6 Люда К. 5 5 5 3 3 4,2 Асель К. 3 5 3 5 5 4,2 Айбек К. 5 5 5 3 3 4,2 Юля М. 3 3 3 1 3 2,6 Даша М. 3 3 3 1 5 3 Толя М.
Возможные ответы:
1. а) часто,
б) иногда,
в) очень редко.
2. а) получится, носамому найти ответ от др.
3. а) много, постоянно,
б) неровно,
в) мало или совсем нечитает.
4. а) очень эмоционален,
б) когда как
в) эмоции ярко невыражены.
5. а) часто,
б) иногда,
в) редко.
Балл: а) 5                      б)3                                         в) 1
Условные обозначения:
/>в – высокий уровень,
с – средний уровень
н – низкий уровеньНачальный срез                                       КонечныйсрезЗнания
осмысленность
в – 9 чел. – 45%                    11чел. – 55 %
с – 9 чел. –45 %                     9чел. – 45 %
н – 2 чел. – 10 %                   0чел. – 0%
прочность
в – 8 чел. – 40 %                   12чел. – 60%
с – 10 чел. –50 %                            7чел. – 35 %
н – 2 чел. – 10 %                   1чел. – 5%
мобильность
в – 3 чел. – 40 %                   5чел. – 25%
с – 14 чел. –70 %                            14чел. – 70 %
н – 3 чел. – 10 %                   1чел. – 5%
Умения
точность
в – 5 чел. – 25 %                   8чел. – 40%
с – 11 чел. –55 %                            10чел. – 50 %
н – 4 чел. – 20 %                   2чел. – 10%
скорость
в – 5 чел. – 15 %                   6чел. – 30%
с – 13 чел. –65 %                            12чел. – 60 %
н – 4 чел. – 20 %                   2чел. – 10%
самостоятельность
в – 5 чел. – 25 %                   12чел. – 60%
с – 13 чел. –65 %                            8чел. – 40 %
н – 4 чел. – 20 %                   0чел. – 0%
Познавательная активность
в – 3 чел. – 45 %                   6чел. – 30%
с – 12 чел. –60 %                            12чел. – 60 %
н – 5 чел. – 25 %                   2чел. – 10%


Не сдавайте скачаную работу преподавателю!
Данный реферат Вы можете использовать для подготовки курсовых проектов.

Поделись с друзьями, за репост + 100 мильонов к студенческой карме :

Пишем реферат самостоятельно:
! Как писать рефераты
Практические рекомендации по написанию студенческих рефератов.
! План реферата Краткий список разделов, отражающий структура и порядок работы над будующим рефератом.
! Введение реферата Вводная часть работы, в которой отражается цель и обозначается список задач.
! Заключение реферата В заключении подводятся итоги, описывается была ли достигнута поставленная цель, каковы результаты.
! Оформление рефератов Методические рекомендации по грамотному оформлению работы по ГОСТ.

Читайте также:
Виды рефератов Какими бывают рефераты по своему назначению и структуре.