Контрольнаяработа
по предмету:«Теория обучения»
на тему: «Методыобучения и их выбор»
2010
Содержание
Введение
1. Понятие о методах обучения
2. Классификация методов обучения
3. Методы устного изложения знаний учителем и активизацииучебно-познавательной деятельности учащихся
4. Методы закрепления изучаемого материала
5. Методы самостоятельной работы учащихся по осмыслению иусвоению нового материала
6. Методы учебной работы по выработке умений и навыковприменения знаний на практике
7. Методы проверки и оценки знаний, умений и навыков учащихся
8. Выбор методов обучения
Заключение
Список использованных источников
Введение
Методам обучения, откоторых зависит немалый успех работы учителя и школы в целом, посвящен не одиндесяток фундаментальных исследований, как в теории педагогики, так и в частныхметодиках преподавания отдельных учебных предметов.
В настоящее время впедагогической литературе выделено довольно большое число методов обучения ивоспитания (более 50 по подсчетам В.И. Андреева) [1]. Кроме традиционных М.И.Махмутов дает по бинарной классификации 5 методов преподавания и 5 методовучения. Выделяется целая группа методов организации дидактических, деловых идругих игр. Интенсивно разрабатываются эвристические методы (мозгового штурма,эмпатии, инверсии, эвристических вопросов и др.).
Но, несмотря на это,проблема методов обучения, как в теории обучения, так и в реальнойпедагогической практике, остается весьма актуальной и время от временипорождает на страницах педагогической печати острые дискуссии.
Категория методовобучения выводит на ответ на традиционный дидактический вопрос – как учить. Безметодов невозможно достичь поставленной цели, реализовать намеченноесодержание, наполнить обучение познавательной деятельностью. Метод – сердцевинаучебного процесса, связующее звено между запроектированной целью и конечнымрезультатом. Его роль в системе «цели – содержание – методы – формы – средстваобучения» является определяющей [4].
1. Понятиео методах обучения
Слово «метод» в переводес греческого означает «исследование, способ, путь к достижению цели».Этимология этого слова сказывается и на его трактовке как научной категории.«Метод – в самом общем значении – способ достижения цели, определенным образомупорядоченная деятельность», – сказано в философскомсловаре. Очевидно, что и в процессе обучения методвыступает как упорядоченный способ взаимосвязанной деятельности учителя иучащихся по достижению определенных учебно-воспитательных целей. С этой точкизрения каждый метод обучения органически включает в себя обучающую работуучителя (изложение, объяснение нового материала) и организацию активнойучебно-познавательной деятельности учащихся. То есть, учитель, с одной стороны,сам объясняет материал, а с другой – стремится стимулироватьучебно-познавательную деятельность учащихся (побуждает их к размышлению,самостоятельному формулированию выводов и т.д.). Иногда же,как будет показано ниже, сам учитель не объясняет новый материал, а лишьопределяет его тему, проводит вступительную беседу, инструктирует учащихся кпредстоящей учебной деятельности (обучающая работа), а затем предлагает имсамим осмыслить и усвоить материал поучебнику. Как видим, и здесь сочетается обучающая работа учителя и организуемаяим активная учебно-познавательная деятельность учащихся.
Все это позволяет сделатьвывод: под методами обучения следует понимать способы обучающей работы учителяи организации учебно-познавательной деятельности учащихся по решению различныхдидактических задач, направленных на овладение изучаемым материалом.
Широко распространенным вдидактике является также термин «приемы обучения». Прием обучения – этосоставная часть или отдельная сторона метода обучения. Несколько забегаявперед, скажем, например, что в методе упражнения, который применяется длявыработки у учащихся практических умений и навыков, выделяются следующиеприемы: показ учителя, как нужно применять изучаемый материал на практике,воспроизведение учащимися показанных учителем действий и последующая тренировкапо совершенствованию отрабатываемых умений и навыков. В дальнейшем будетпоказано, что и другие методы обучения складываются из целого рядаспецифических приемов.
2.Классификация методов обучения
Не менее сложным ивызывающим дискуссии является вопрос о классификации методов обучения. Дидактическиеисследования показывают, что номенклатура (наименование) и классификацияметодов обучения характеризуются большим разнообразием в зависимости от того,какой подход избирается при их разработке. Рассмотрим важнейшие из них.
Некоторые дидакты (Е.И.Перовский, Е.Я. Голант, Д.О. Лордкипанидзе и др.) считали, что приклассификации методов обучения необходимо учитывать те источники, из которыхчерпают знания учащиеся. На этой основе они выделяли три группы методов:
а) словесные;
б) наглядные;
в) практические.
И действительно, слово,наглядные пособия и практические работы широко используются в учебном процессе.
И.Я.Лернер и М.Н. Скаткин разрабатывали методы обучения, исходя изхарактера учебно-познавательной деятельности учащихся по овладению изучаемымматериалом. С этой точки зрения они выделяли следующие методы:
а)объяснительно-иллюстративный или информационно-рецептивный: рассказ,лекция, объяснение, работа с учебником, демонстрация картин, кино и диафильмови т.д.;
б) репродуктивный:воспроизведение действий по применению знаний на практике, деятельность поалгоритму, программирование;
в) проблемное изложениеизучаемого материала;
г) частично-поисковый,или эвристический метод;
д) исследовательскийметод, когда учащимся дается познавательная задача, которую они решаютсамостоятельно, подбирая для этого необходимые методы и пользуясь помощьюучителя.
Ю.К.Бабанский всемногообразие методов обучения подразделил на три основные группы:
а) методы организации иосуществления учебно-познавательной деятельности;
б) методы стимулированияи мотивации учебно-познавательной деятельности;
в) методы контроля исамоконтроля за эффективностью учебно-познавательной деятельности.
Каждая из этихклассификаций имеет определенное основание и позволяет с различных стороносмысливать сущность методов обучения. Однако в дидактическом отношениинаиболее практичной представляется все же классификация М.А. Данилова и Б.П.Есипова. Они исходили из того, что если методы обучения выступают как способыорганизации упорядоченной учебной деятельности учащихся по достижениюдидактических целей и решению познавательных задач, то, следовательно, их можноподразделить на следующие группы:
а) методы приобретенияновых знаний,
б) методы формированияумений и навыков по применению знаний на практике,
в) методы проверки иоценки знаний, умений и навыков.
Указанная классификацияхорошо согласуется с основными задачами обучения и помогает лучшему пониманиюих функционального назначения. Если в указанную классификацию внести некоторыеуточнения, то все разнообразие методов обучения можно разделить на пятьследующих групп:
а) методы устногоизложения знаний учителем и активизации познавательной деятельности учащихся:рассказ, объяснение, лекция, беседа; метод иллюстрации и демонстрации приустном изложении изучаемого материала:
б) методы закрепленияизучаемого материала: беседа, работа с учебником:
в) методы самостоятельнойработы учащихся по осмыслению и усвоению нового материала: работа с учебником,лабораторные работы;
г) методы учебной работыпо применению знаний на практике и выработке умений и навыков: упражнения,лабораторные занятия;
д) методы проверки иоценки знаний, умений и навыков учащихся: повседневное наблюдение за работойучащихся, устный опрос (индивидуальный, фронтальный, уплотненный), выставлениепоурочного балла, контрольные работы, проверка домашних работ,программированный контроль.
Кроме того, выделяютинновационные методы [5]:
а) игровые методыобучения (инсценирование, генерации идей и др.);
б) методы тренинга;
в) методыпрограммированного обучения;
г) методыкомпьютеризированного обучения;
д) методы гипнопедии(обучение в гипнотическом сне);
е) ситуационный метод;
ж) методы обучающегоконтроля и т. д.
Как видим, в настоящеевремя не существует единого взгляда на проблему классификации методов обучения,и любая из рассмотренных нами классификаций имеет как преимущества, так инедостатки, которые необходимо учитывать на стадии выбора в процессе реализацииконкретных моделей подготовки и переподготовки специалистов.
3. Методыустного изложения знаний учителем и активизации учебно-познавательнойдеятельности учащихся
К этим методам относятся:рассказ, объяснение, лекция, беседа; метод иллюстрации и демонстрации приустном изложении изучаемого материала. Первые четыре из этих методов называюттакже вербальными (от лат, verbalis – устный, словесный). Какова же сущность иприемы применения каждого из методов устного изложения знаний учителем?
Рассказ – образное, красочное, яркоемонологическое изложение учебного материала учителем, применяемое дляпоследовательного, систематизированного, доходчивого и эмоциональногопреподнесения знаний [2].
Объяснение – это четкое, краткое, логическое ипоследовательное изложение сложного учебного материала учителем,сопровождающееся активным участием учеников в наблюдениях, демонстрациях,иллюстрациях. Объяснение сопровождается инструктированием учителем кправильному выполнению операций, действий, заданий: как учить. Как сделать, какорганизовать рабочее место [2].
Лекция. Рассказ и объяснение применяются приизучении сравнительно небольшого по объему учебного материала. При работе сучащимися старшего возраста, учителям приходится по отдельным темам устноизлагать значительный объем новых знаний, затрачивая на это 20–30 минут урока,а иногда и весь урок. Изложение подобного материала осуществляется с помощьюлекции. В этом смысле под лекцией следует понимать такой метод обучения, когдаучитель в течение сравнительно продолжительного времени устно излагает значительныйпо объему учебный материал, используя при этом приемы активизациипознавательной деятельности учащихся. Лектором четко формулируется тема лекции,излагается план разделов. Главное в лекционной теме – выделение учебных задач,которые необходимо осознанно освоить.
Беседа. Рассказ, объяснение и лекцияотносятся к числу монологических, или информационно-сообщающих методовобучения. Беседа же является диалогическим методом изложения учебногоматериала (от греч. dialogos – разговор между двумя или несколькими лицами),что уже само по себе говорит о существенной специфике этого метода. Сущностьбеседы заключается в том, что учитель путем умело поставленных вопросовпобуждает учащихся рассуждать, анализировать изучаемые факты и явления вопределенной логической последовательности и самостоятельно подходить ксоответствующим теоретическим выводам и обобщениям.
Беседа – этовопросно-ответный диалог учителя и учащихся как активный побуждающий методобучения. Беседа активизирует мышление учащихся, позволяет осваивать,закреплять и оперативно управлять учителю процессом познавания.
Работа над новымматериалом при устном изложении, как правило, должна заканчиваться краткимобобщением, формулированием теоретических выводов и закономерностей. Этиобобщения не всегда обязательно делать самому учителю. Нередко он побуждаетсамих учащихся формулировать основные выводы, вытекающие из изучаемогоматериала, особенно если этот материал излагается методом беседы. Все это такжеактивизирует мыслительную деятельность учащихся.
Методы устного изложениянового материала учителем, как правило, сочетаются с применением средствнаглядности. Вот почему в дидактике большую роль играет метод иллюстрации идемонстрации учебных пособий, который иногда называют иллюстративно-демонстрационнымметодом (от лат. illustratio – изображение, наглядное пояснение иdemonstratio – показывание). Сущность этого метода состоит в том, что впроцессе учебной работы учитель использует иллюстрации, т.е. наглядноепояснение, или же демонстрирует то или иное учебное пособие, которые могут, содной стороны, облегчать восприятие и осмысление изучаемого материала, а сдругой – выступать в качестве источника новых знаний.
Демонстрация – наглядно-чувственное ознакомлениеучащихся с явлениями, процессами, объектами в их натуральном виде. Демонстрациянатуральных объектов начинается с ознакомления с внешним видом, а затем спереходом к внутреннему устройству изучаемых предметов, анализом и ходомнаблюдения с элементами самостоятельного изучения качеств, свойств, получениемитоговых результатов [2].
Иллюстрация – показ и воспроизведение предметов,явлений, процессов в их символическом изображении: в целом, сущности, связикомпонентов; моделей: динамических, статических, цветных и черно-белых.
4. Методызакрепления изучаемого материала
Устное изложение знанийучителем связано с первичным восприятием и осмыслением их учащимися. Но, какотмечал дидакт М.А. Данилов, «знания, являющиеся результатом первого этапаобучения, не являются еще орудием активного, самостоятельного мышления идеятельности учащихся». Исходя из приведенной выше закономерности, в дидактикебольшое значение придается последующей учебной работе по усвоению (закреплению,запоминанию и более глубокому осмыслению) изложенного материала.
Метод беседы. Этот метод чаще всего применяетсятогда, когда изложенный учителем материал является сравнительно несложным и дляего усвоения достаточно использовать приемы воспроизведения (повторения). Сутьметода беседы в данном случае заключается в том, что учитель с помощью умелопоставленных вопросов побуждает учащихся к активному воспроизведениюизложенного материала с целью его более глубокого осмысления и усвоения(запоминания).
Беседа как метод усвоениятолько что воспринятого материала используется по всем предметам школьногообучения.
Работа с учебником. В курсе каждого учебного предметаесть темы достаточно сложные, вызывающие затруднения при усвоении учащимися. Втаких случаях учителю не всегда целесообразно сразу же после изложения новогоматериала проводить беседу по его усвоению (запоминанию). Лучше всего датьвозможность учащимся поработать самостоятельно с учебником, а затем ужепроводить беседу.
Нужно правильноорганизовать работу с учебником, чтобы учащиеся не просто читали его, апродолжали более глубоко осмысливать и усваивать изучаемый материал. Важнейшимиприемами при использовании этого метода являются следующие:
а) четкая постановка цели работы сучебником;
б) указание вопросов, которые должныбыть усвоены учащимися;
в) определение порядка самостоятельнойработы и приемов самоконтроля;
г) наблюдение заходом самостоятельной работы и оказание помощи отдельным учащимся;
д) беседа по закреплению новогоматериала.
5. Методысамостоятельной работы учащихся по осмыслению и усвоению нового материала
Наряду с устным изложениемизучаемого материала учителем значительное место в процессе обучения занимаютметоды самостоятельной работы учащихся по восприятию и осмыслению новых знаний.Это очень важные методы. К.Д. Ушинский, например, считал, что толькосамостоятельная работа создает условия для глубокого овладения знаниями иразвития мышления учащихся.
В чем же заключаетсясущность самостоятельной учебной работы? Раскрывая этот вопрос, Б.П. Есиповотмечал, что «самостоятельная работа учащихся, включаемая в процесс обучения, –это такая работа, которая выполняется без непосредственного участия учителя, нопо его заданию в специально предоставленное, для этого время; при этом учащиесясознательно стремятся достигнуть поставленной в задании цели, проявляя своиусилия и выражая в той или иной форме результаты своих умственных и физических(или тех и других вместе) действий». Рассмотрим сущность этих методов.
Работа с учебником по осмыслению и усвоению новыхзнаний. Сущность этого метода заключается в том, что овладение новыми знаниямиосуществляется самостоятельно каждым учеником путем вдумчивого изученияматериала по учебнику и осмысления содержащихся в нем фактов, примеров ивытекающих из них теоретических обобщений (правил, выводов, законов и т.д.). Приэтом одновременно с усвоением знаний учащиеся приобретают умение работать скнигой.
Лабораторные работы (занятия) по овладению новымматериалом. В системе работы по восприятию и усвоению нового материалаучащимися широкое применение находит метод лабораторных работ. Свое название онполучил от лат. laborare, что значит работать.
Лабораторная работа – этотакой метод обучения, при котором учащиеся под руководством учителя и позаранее намеченному плану проделывают опыты или выполняют определенныепрактические задания и в процессе их воспринимают и осмысливают новый учебныйматериал.
Проведение лабораторныхработ с целью осмысления нового учебного материала включает в себя следующиеметодические приемы:
1) постановку темы занятий и определениезадач лабораторной работы,
2) определение порядка лабораторнойработы или отдельных ее этапов,
3) непосредственное выполнениелабораторной работы учащимися и контроль учителя за ходом занятий и соблюдениемтехники безопасности,
4) подведение итогов лабораторной работыи формулирование основных выводов.
Изложенное показывает,что лабораторные работы как метод обучения во многом носят исследовательскийхарактер, и в этом смысле высоко оцениваются в дидактике. Они пробуждают уучащихся глубокий интерес к окружающей природе, стремление осмыслить, изучитьокружающие явления, применять добытые знания к решению и практических, итеоретических проблем.
6. Методыучебной работы по выработке умений и навыков применения знаний на практике
В процессе обучениябольшое значение имеет выработка у учащихся умений и навыков примененияполученных знаний на практике.
Метод упражнений. Умения и навыки формируются спомощью метода упражнений. Сущность этого метода состоит в том, что учащиесяпроизводят многократные действия, т.е. тренируются (упражняются) в примененииусвоенного материала на практике и таким путем углубляют свои знания,вырабатывают соответствующие умения и навыки, а также развивают свое мышление итворческие способности. Из этого определения следует, что упражнения,во-первых, должны носить сознательный характер и проводиться только тогда,когда учащиеся хорошо осмыслят и усвоят изучаемый материал, во-вторых, они должны способствовать дальнейшему углублениюзнаний и, в-третьих, содействовать развитию творческих способностей школьников.
На организациютренировочной деятельности оказывает влияние также характер тех умений инавыков, которые нужно вырабатывать у учащихся. В этом смысле можно выделить:а) устные упражнения; б) письменные упражнения; в)выполнение практических заданий по предметам, связанных с проведением измерительныхработ, с выработкой умений обращенияс механизмами, инструментами и т.д.
Лабораторные занятия. Организация лабораторных работ учащихсяпо применению знаний на практике включает в себя следующие приемы: а)постановка цели лабораторных (практических) занятий, б) определение порядкаработы и руководство ходом ее выполнения, в) подведение итогов работы. Припроведении лабораторных (практических) занятий учащиеся могут пользоватьсяучебниками и другими учебными пособиями, а также консультироваться с учителем.
7. Методыпроверки и оценки знаний, умений и навыков учащихся
Проверка и оценка знаний,умений и навыков учащихся является важным структурным компонентом процессаобучения и в соответствии с принципами систематичности, последовательности ипрочности обучения должна осуществляться в течение всего периода обучения. Этимобусловливаются различные виды проверки и оценки знаний. Основными из нихявляются следующие:
а) текущая проверка иоценка знаний, проводимая в ходе повседневных учебных занятий;
б) четвертная проверка иоценка знаний, которая проводится в конце каждой учебной четверти;
в) годовая оценка знаний,т.е. оценка успеваемости учащихся за год;
г) выпускные и переводныеэкзамены.
При проверке и оценкекачества успеваемости необходимо выявлять, как решаются основные задачиобучения, т.е. в какой мере учащиеся овладевают знаниями, умениями и навыками,мировоззренческими и нравственно-эстетическими идеями, а также способамитворческой деятельности. Существенное значение имеет также то, как относитсятот или иной учащийся к обучению, работает ли он с необходимым напряжениемпостоянно или же рывками и т.д. Все это обусловливает необходимость применениявсей совокупности методов проверки и оценки знаний, которые названы выше.Какова же сущность и дидактические основы использования каждого из этихметодов?
Повседневноенаблюдение за учебной работой учащихся. Этот метод позволяет учителю составить представление о том,как ведут себя учащиеся на занятиях, как они воспринимают и осмысливаютизучаемый материал, какая у них память, в какой мере они проявляютсообразительность и самостоятельность при выработке практических умений инавыков, каковы их учебные склонности, интересы и способности.
Устный опрос – индивидуальный, фронтальный,уплотненный. Этот метод является наиболее распространенным при проверке иоценке знаний. Сущность этого метода заключается в том, что учитель ставитучащимся вопросы по содержанию изученного материала и побуждает их к ответам,выявляя таким образом качество и полноту его усвоения. Поскольку устный опросявляется вопросно-ответным способом проверки знаний учащихся, его еще иногданазывают беседой.
Будучи эффективным исамым распространенным методом проверки и оценки знаний учащихся, устный опросимеет, однако, и свои недочеты. С его помощью на уроке можно проверить знанияне более 3-4 учащихся. Поэтому на практике применяются различные модификацииэтого метода и, в частности, фронтальный и уплотненный опрос, а также«поурочный балл».
Сущность фронтальногоопроса состоит втом, что учитель расчленяет изучаемый материал на сравнительно мелкие части стем, чтобы таким путем проверить знания большего числа учащихся. Прифронтальном, его также называют беглым, опросе не всегда легко выставлятьучащимся оценки, так как ответ на 1–2 мелких вопроса не дает возможностиопределить ни объема, ни глубины усвоения пройденного материала.
Сущность уплотненногоопроса заключается втом, что учитель вызывает одного ученика для устного ответа, а четырем-пятиучащимся предлагает дать письменные ответы на вопросы, подготовленные заранеена отдельных листках (карточках). Уплотненным этот опрос называется потому, чтоучитель вместо выслушивания устных ответов просматривает (проверяет) письменныеответы учащихся и выставляет за них оценки, несколько «уплотняя», т.е. экономявремя на проверку знаний, умений и навыков.
Практика уплотненногоопроса привела к возникновению методики письменной проверки знаний. Суть ее втом, что учитель раздает учащимся заранее подготовленные на отдельных листкахбумаги вопросы или задачи и примеры, на которые они в течение 10-12 мин даютписьменные ответы. Письменный опрос позволяет на одном уроке оценивать знаниявсех учащихся. Это важная положительная сторона данного метода.
Контрольные работы. Это весьма эффективный методпроверки и оценки знаний, умений и навыков учащихся, а также их творческихспособностей. Сущность этого метода состоит в том, что после прохожденияотдельных тем или разделов учебной программы учитель проводит в письменной илипрактической форме проверку и оценку знаний, умений и навыков учащихся. Припроведении контрольных работ необходимо соблюдать ряд дидактических требований.
Первое: контрольные работы целесообразнопроводить тогда, когда учитель убедился, что пройденный материал хорошоосмыслен и усвоен учащимися. Если же последние не совсем хорошо усвоилиизучаемую тему или раздел программы, то контрольную работу проводить неследует, а нужно продолжать дальнейшую учебную работу по их болееосновательному усвоению.
Второе: необходимо за одну-две неделипредупредить учащихся о предстоящей контрольной работе и провести в связи сэтим соответствующую подготовку. Одновременно с этим нужно давать учащимсязадания, требующие проявления творческого мышления и сообразительности с тем,чтобы они учились искать правильные решения нестандартных задач и упражнений.Нередко полезно также проводить так называемые предупредительные проверочныеработы, позволяющие определять степень подготовленности учащихся к предстоящейконтрольной работе.
Третье: очень важно, чтобы содержаниеконтрольной работы охватывало основные положения изученного материала ивключало в себя такие вопросы, решение которых требовало бы от учащихсяпроявления сообразительности и творчества.
Четвертое:при проведенииконтрольных работ необходимо обеспечивать самостоятельное выполнение учащимисядаваемых заданий, не допускать подсказок и списывания. В этом смысле хорошимиприемами являются подбор для учащихся различных вариантов одного и того жезадания, размещение учащихся за отдельными столами и т.д.
Пятое: контрольные работы, как правило, должны проводиться в первойполовине недели и желательно на втором и третьем уроке. Перенесение контрольныхработ на конец недели или на последние уроки нецелесообразно, так как в этовремя учащиеся испытывают повышенное утомление, что, несомненно, можетотрицательно сказаться на выполнении контрольной работы. По этой же причиненедопустимо проведение нескольких контрольных работ в один день.
Шестое:учитель обязан внимательно проверять и объективнооценивать контрольные работы, а также проводить анализ качества их выполнения,классифицировать допущенные учениками ошибки и осуществлять последующую работупо устранению пробелов в их знаниях.
Проверка домашнихработ учащихся. Дляпроверки и оценки успеваемости учащихся большое значение имеет проверкавыполнения ими домашних заданий. Она позволяет учителю изучать отношение учащихсяк учебной работе, качество усвоения изучаемого материала, наличие пробелов взнаниях, а также степень самостоятельности при выполнении домашних заданий.
Программированныйконтроль. В системепроверки знаний учащихся применяется программированный контроль, который ещеназывают альтернативным методом (от фр. alternative – одна из двухвозможностей), или методом выбора. Сущность этого метода состоит в том, чтоучащемуся предлагаются вопросы, на каждый из которых дается три-четыре ответа,но только один из них является правильным. Задача ученика – выбрать правильныйответ.
Отсюда следует вывод: всистеме учебной работы должны находить свое применение все рассмотренные вышеметоды проверки и оценки знаний с тем, чтобы обеспечить необходимуюсистематичность и глубину контроля качества успеваемости обучающихся.
8. Выборметодов обучения
Выбор методов обучения неможет быть произвольным. Выбирая тот или иной метод обучения, учителюнеобходимо каждый раз учитывать многие зависимости. Прежде всего, определяютсяглавная цель и конкретные задачи, которые будут решаться на уроке. Они «задают»группу методов, в общих чертах пригодных для достижения намеченных задач. Далееследует целенаправленный выбор оптимальных путей, позволяющих наилучшим образомосуществить познавательный процесс [4].
Выбор метода обучениязависит от:
1. Общих целей образования, воспитания иразвития и ведущих установок современной дидактики.
2. Особенностей содержания и методовданной науки и изучаемого предмета, темы.
3. Особенностей методики преподаванияконкретной учебной дисциплины и определяемой ею спецификой требований к отборуобщедидактических методов.
4. Цели, задачи, содержания материалаконкретного уровня.
5. Времени, отведенного на изучение тогоили иного материала.
6. Возрастных особенностей учащихся,уровня реальных познавательных возможностей.
7. Уровня подготовленности учащихся(образованности, воспитанности, развития).
8. Материальной оснащенности учебногозаведения, наличия оборудования, наглядных пособий, технических средств.
9. Возможностей и особенностей учителя,уровня теоретической и практической подготовленности, методического мастерства,его личных качеств.
В дидактике установленаследующая закономерность: чем в большем числе аспектов был обоснован учителемвыбор методов обучения, тем более высокие и прочные учебно-воспитательныерезультаты будут достигнуты в процессе обучения, причем за меньшее время [2].
Рассмотрим примерныйалгоритм выбора метода обучения.
Так, в зависимости отдидактической цели, когда на передний план выдвигается задача приобретенияучащимися новых знаний, учитель решает вопрос, будет ли он в данном случае самизлагать эти знания; организует ли он их приобретение учащимися путеморганизации самостоятельной работы и т.п.
В первом случае можетпонадобиться подготовка учащихся к слушанию изложения учителя, и тогда он даетучащимся задание или на проведение определенных предварительных наблюдений илина предварительное чтение нужного материала. В ходе самого изложения учительможет воспользоваться либо информационным изложением-сообщением, либопроблемным изложением (рассуждающее, диалогическое). При этом, излагая новыйматериал, учитель систематически обращается и к тому материалу, которыйучащиеся получили в своей предварительной самостоятельной работе. Изложениеучителя сопровождается демонстрацией натуральных объектов, их изображений,опытами, экспериментами и т.п. Учащиеся при этом делают те или иные записи,графики, схемы и др. Совокупность этих промежуточных решений и составляет одноцелостное решение о выборе определенного сочетания методов обучения [2].
Заключение
Метод обучения – сложное,многомерное, многокачественное образование. Если бы нам удалось построить егопространственную модель, то мы бы увидели причудливый кристалл, сверкающиймножеством граней и постоянно меняющий свою окраску. В методе обучения находятотражение объективные закономерности, цели, содержание, принципы, формыобучения. Диалектика связи метода с другими категориями дидактикивзаимообратная: будучи производным от целей, содержания, форм обучения, методыв то же время оказывают обратное и очень сильное влияние на становление иразвитие этих категорий [3].
Субъективная часть методаобучения представлена личностью педагога. Ведь проблема выбора метода иуспешность его применения зависит прежде всего от мастерства учителя. На егоплечи ложится груз ответственности за правильный, соответствующий многимпараметрам, закономерностям и условиям выбор метода обучения. И от правильностиэтого выбора во многом зависит успешность учебного процесса.
Списокиспользованных источников
1. Андреев В.И.Педагогика: Учебный курс для творческого саморазвития.- 3-е изд. – Казань: Центринновационных технологий, 2003. – 608 с.
2. Вишневский В.А.Теория обучения: Учебное пособие для студентов педагогических вузов. –Чебоксары: Чув. госпедуниверситет им. И.Я. Яковлева, 2005. – 139 с.
3. Педагогика: Учеб.пособие для студ. Пед. вузов и пед. колледжей / Под. ред. П.И. Пидкасистого. –М.: Российское педагогическое агентство, 1996. – 604 с.
4. Подласый И.П.Педагогика: Учеб. для студ. высших пед. учеб. заведений. – М.: Просвещение:Гуманит. изд. центр ВЛАДОС, 1996. – 632 с.
5. Психология ипедагогика. Учебное пособие / Под ред. А.А. Бодалева, В.И. Жукова, Л.Г.Лаптева, В.А. Сластенина. – М.: Изд-во Института Психотерапии, 2002. – 585 с.