Реферат по предмету "Педагогика"


Методы и приемы обучения чтению детей младшего школьного возраста

Оглавление
Введение
I.       Психолого-педагогическое обоснованиепроблемы обучения чтению младших школьников
1.1    Особенности обучения в начальныхклассах
1.2    Психологический подход кпониманию сущности чтения
1.3    Психофизиологическаяхарактеристика процесса чтения
II.      Теоретические основы обучениячтению детей младшего школьного возраста
2.1 Сопоставительно-критический анализметодов обучения грамоте в истории педагогики
2.2 Звуковой аналитико-синтетический методобучения грамоте
2.3    Обзор методов и принциповобучения чтению
Заключение
Список используемой литературы
Приложения

Введение
 
Для того чтобы ребенокмог успешно учиться в школе в первую очередь ему необходимо овладеть основнымиучебными навыками: чтением, письмом и счетом. Можно сказать, что именно ониявляются основой всего образования.
Чтение является средствомприобретения новых знаний, необходимых для дальнейшего обучения. Учащийся,который не научился читать или плохо умеет это делать, не может успешно приобретатьзнания. Ведь процесс школьного обучения всегда предполагает самостоятельную работудетей, прежде всего работу над книгой. Недостаточное овладение учащимися техникойчтения, а главное умением понять прочитанное, будет сопровождаться серьезными трудностямив учебной работе, которые могут привести к неуспеваемости.
Проблема обучения чтению- одна из важнейших проблем педагогического процесса и она всегда привлекала ксебе внимание психологов и педагогов. Вопросами неуспеваемости младших школьникови проблемой развития читательской деятельности учащихся занимались многие отечественныеавторы: П.П. Блонский, Д.Б. Эльконин, Н.А. Менчинская, Л. С. Славина, С.М. Тромбах,Т.Г. Егоров, Г.Н. Кудина, Г.А. Цукерман. Эти проблемы также рассматривалисьмногими зарубежными исследователями М. Коулом, Дж. Мортоном и др.
Несмотря на то, что проводимыев начальной школе диагностические срезы подразумевают оценку сформированности навыкачтения не только посредством скоростного критерия (количество слов в минуту),но и оценку понимания прочитанного, для многих учителей первый критерий являетсяосновным. Как отмечает психолог Л.В. Шибаева, техника чтения, о которой педагогзаботится в начальной школе, считается сложившейся, а чтение как полноценная деятельность,имеющая статус культурной ценности, не складывается. Между тем современная мироваяпрактика ориентирована на критерий понимания текста. Так, регулярно проводимые вомногих странах проверки сформированности навыка чтения базируются на критерии грамотностичтения, который формулируется как « способность человека к осмыслению письменныхтекстов и рефлексии на них, к использованию их содержания для достижения собственныхцелей, развития знаний и возможностей, для активного участия в жизни общества».
Проведенное в 2000 годупо этой системе международное исследование образовательных достижений учащихся(PISA) зафиксировало очень печальный результат: по уровню грамотности чтения российскиешкольники заняли 27 место. В частности, читать на «высшем уровне» — т.е. «пониматьсложные тексты, оценивать представленную информацию, формулировать гипотезы и выводы»,смогли только 3% обследованных российских школьников. Учащихся, показавших уровеньниже первого (включает в себя базовые умения: нахождение в тексте простой информации,заданной в явном виде, интерпретация текста с целью определения основной темы),в России оказалось 9%, в среднем же по странам — 6%.
Это обстоятельство заставляетвновь вернуться к разработке критериев оценки сформированности навыка чтения.
В качестве «рабочего»мы предлагаем использовать критерий «качество чтения». Под качеством чтения мыпонимаем умение осмысленно читать.
Из вышесказанного быласформулирована проблема дальнейшего исследования: какие приемы и методыобучения будут способствовать повышению качества чтения детей младшегошкольного возраста.
Объектомизучения является процесс обучения чтению младших школьников.
Предмет:особенности обучения чтению младших школьников.
Цельработы: осуществление целенаправленной работы по обучению чтению детей младшегошкольного возраста с применением разнообразных приемов и методов.
Для достиженияпоставленной цели исследования были сформулированы следующие задачи:
1) Изучитьпсихолого-педагогическую литературу по проблеме обучения чтению детей младшегошкольного возраста;
2) Определитьроль чтения в развитии детей младших классов;
3) Изучитьвлияние различных приемов и методов на качество обучения чтению младшихшкольников
4) Выявитьуровень
Гипотеза:мы предположили, что качество чтения детей младшего школьного возраста будетзависеть от применения учителем в работе по обучению чтению разнообразныхприемов и методов.
Методы исследования. Всоответствии с поставленными задачами применяются следующие методыисследования:
· изучениеи анализ психолого-педагогической литературы по проблеме исследования;
· индивидуальныебеседы с детьми;
· психолого-педагогическийэксперимент (констатирующий);
· качественныйи количественный анализ полученных результатов.
Данная работа неявляется глубоким научным исследованием, но, тем не менее, претендует бытьнебольшим пособие по обучению детей младшего школьного возраста чтению.


Не сдавайте скачаную работу преподавателю!
Данный реферат Вы можете использовать для подготовки курсовых проектов.

Поделись с друзьями, за репост + 100 мильонов к студенческой карме :

Пишем реферат самостоятельно:
! Как писать рефераты
Практические рекомендации по написанию студенческих рефератов.
! План реферата Краткий список разделов, отражающий структура и порядок работы над будующим рефератом.
! Введение реферата Вводная часть работы, в которой отражается цель и обозначается список задач.
! Заключение реферата В заключении подводятся итоги, описывается была ли достигнута поставленная цель, каковы результаты.
! Оформление рефератов Методические рекомендации по грамотному оформлению работы по ГОСТ.

Читайте также:
Виды рефератов Какими бывают рефераты по своему назначению и структуре.