Реферат по предмету "Остальные рефераты"


Особенности развития ТНК на современном этапе

Введение.
По мере ослаблениямежстрановых барьеров на пути движения товаров, услуг и факторов производства ираспространения частнопредпринимательских принципов организации хозяйственнойдеятельности в мировом пространстве все более важным фактором развитияпромышленных фирм становились внешнеэкономические операции — экспорт и импорттоваров и услуг, зарубежное инвестирование, различные формы сотрудничества с компаниямииностранных государств. О повышении роли внешнеэкономических факторов вразвитии мирового рыночного хозяйства свидетельствуют темпы развития мировойторговли и экспорт капитала в форме прямых частных инвестиций.
В настоящее время главнымфактором мировой экономики стало непосредственное международное производствохозяйственных объединений, базирующееся на международном движениипредпринимательского капитала. Капиталу свойственна высокая степеньмеждународной мобильности, его движение происходит в процессе перемещенияфинансовых потоков между кредиторами и заемщиками различных стран, между собственникамии их фирмами, которыми они владеют за рубежом.
         Эффект международногоперемещения капитала принципиально не отличается от последствий внешнейторговли или миграции рабочей силы. Международные потоки капитала устремляютсятуда, где реализация инвестиционных проектов обеспечивает большую отдачу.
        Актуальность выбранной темыобусловлена постоянно возрастающей ролью транснациональных корпораций впроцессе международного движения капитала.
Цельданной работы состоит в изучении ТНК как субъекта мирового экономическогопроцесса и определении их роли в движении международного капитала.
Объектом исследования курсовой работы являются ТНК, а предметом – место и роль ТНК в движениимеждународного капитала.
Предмет и цель курсовойобусловили следующие задачи исследования:
рассмотрение основных моментовдеятельности ТНК; анализ механизма влияния ТНК на экономические процессы вразвивающихся и промышленно  развитых странах; рассмотрениемеждународно-правовых механизмов урегулирования деятельности ТНК; определениероли ТНК в международном движении капитала.  
Для достижения цели исследованияиспользованы следующие методы:
-    метод статистического отбора;
-    метод экономического анализа.
Глава1.
Крупнейшиетранснациональные корпорации в мировом хозяйстве.
Международные корпорациипоследней четверти XX века являютсяважнейшим элементом развития мировой экономики и международных экономическихотношений. Их бурное развитие в последние десятилетия отражает обострениемеждународной конкуренции, углубление международного разделения труда.Международные корпорации предстают как непосредственные участники всего спектрамирохозяйственных связей, как «локомотивы» мировой экономики. Международныекорпорации, с одной стороны, являются продуктом быстро развивающихсямеждународных экономических отношений, а с другой стороны, сами представляютмощный механизм воздействия на них. Активно воздействуя на международныеэкономические отношения, международные (транснациональные) корпорации (ТНК)формируют новые отношения, видоизменяют сложившиеся их формы.
Существует несколькоопределений транснациональных корпораций. ТНК — это предприятия(финансово-промышленные объединения), которым принадлежат или которыеконтролируют комплексы производства или обслуживания, находящиеся за пределамитой страны, в которой эти корпорации базируются, имеющие обширную сеть филиалови отделений в разных странах и занимающие ведущее положение в производстве иреализации того или иного товара. Но в СССР, например, давали другоеопределение ТНК. ТНК – международные монополии, национальные тресты и концерныкапиталистических стран с зарубежными активами.
Отличительным чертаммеждународных корпораций относят фирмы, годовой оборот которых превышает 100млн. долл., имеющие филиалы более чем в шести странах. Также о международномстатусе фирмы свидетельствует такой показатель, как размер процента ее продаж,ее товаров, реализуемых за пределами страны происхождения компании.Международную корпорацию можно узнать и по структуре ее активов. В некоторыхзарубежных исследованиях к международным корпорациям относят компании, имеющие25% активов за рубежом. Выделим положительные и отрицательные черты в деятельностиТНК.
Позитивныечерты деятельности ТНК: 1) Повышение налоговых поступлений в результате деятельности ТНК; 2)Организация филиалов, дочерних компаний там, где они «больше всего нужны».Растёт занятость населения, рынок наполняется продукцией, необходимойпотребителю, и т.д.               
Отрицательныечерты деятельности ТНК: 1) ТНК, имея сильное влияние на экономику страны, может в ряде случаевпротиводействовать ей, отстаивая свои интересы; 2) Часто ТНК стараются «обойти»закон (укрытие доходов, перекачивание капитала из одной страны в другую); 3)Установление монопольных цен, позволяющих извлекать сверхприбыли; 4)Диктат условий,которые ущемляют интересы страны.
Роль ТНКмирохозяйственных связях. Для ведущих промышленно развитых стран именнозарубежная деятельность их ТНК определяет характер их внешнеэкономическихсвязей. Так, до 40% стоимости имущества 100 крупнейших ТНК (включая финансовые)находится за пределами их страны базирования. Если сопоставить объемзарубежного (международного) производства ТНК с объемом экспорта, очищенного отвнутрифирменной торговли, то в конце 80-х гг. это соотношение для США, Японии иФРГ составляло соответственно: 4,1:1; 2,6:1; 1,5:3.
В 90-е гг. в среднем 45%общего объема продаж ТНК приходится на экспорт. ТНК охватывают 90% мировойторговли пшеницей, кофе, кукурузой, лесоматериалами, табаком, джутом и железнойрудой, 85% — медью и бокситами, 80% — чаем и оловом, 75% — натуральным каучукоми нефтью.
Велика в экспорте этихстран роль поставок и услуг от отечественных компаний своим зарубежнымфилиалам. Во второй половине 80-х гг. на подобную внутрифирменную торговлюприходилось 14 до 20% экспорта США; 23 – 29% — Японии и 24 – 28% — ФРГ. Напротяжении двух последних десятилетий ежегодно примерно половина американскогоэкспорта приходится на американские и иностранные ТНК, в Великобритании этадоля достигает 80%, в Сингапуре – 90%.
Приоритетность сферприложения капитала меняется под воздействием научно-технического прогресса. Впоследние десятилетия усилилась активность транснациональных корпораций в сфереуслуг, на их долю в
конце 80-х годовприходилось свыше 40% прямых капиталовложений. Сфера обрабатывающейпромышленности отошла на второй план. Основная часть промышленных активовсосредоточена в четырех отраслях: нефтяной, автомобильной, химической ифармацевтической. Деловая активность корпораций в первичном секторе (т.е. вдобывающей промышленности) резко сократилась.
Отличительныехарактеристики крупнейших ТНК (Таблица1)Компания Отрасль Доля иностранных активов в общих активах (%) Годовые продажи за рубежом в общем объеме продаж (%) Число занятых за рубежом в общей численности персонала (%)
Royal Dutch/Shell
Ford                      
General Electric
Volkswagen
IBM
Toyota
Nestle
Энергетика
Автомобилестроение
Автомобилестроение
Автомобилестроение
Производство ЭВМ
Автомобилестроение
Пищевая промышленность
67,8
29
24,9
84,8
51,9
30,5
86,9
73,3
30,.6
29,2
60,8
62,7
45,1
98,2
77,9
29,8
33,9
44,4
50,1
23
97
Наиболее интернационализированнойкомпанией среди крупнейших транснациональных корпораций является швейцарская «Nestle». Объем ее зарубежных продажсоставляет 98% их общего размера, у «Philips» этот показатель составляет 88%, у «British petroleum» — 75%. Продажи филиалов и дочернихкомпаний превышают объем мирового экспорта. В результате их  международныхопераций треть мировой торговли осуществляется в рамках транснациональныхкомплексов.
Экспорт капиталаосуществляется не только ведущими в промышленном отношении странами. Онвывозится также из продвинувшихся в промышленном отношении стран Азии иЛатинской Америки (Тайвань, Южная Корея, Сингапур, Бразилия). Крупнейшиекомпании этих стран экспортируют капитал с целью расширения сфер своей деятельности,использования трудовых ресурсов или научно-технических достижений принимающихстран для извлечения более высоких прибылей.
            К настоящему времени ужев основном сложилась такая система мироустройства, при которой ТНК контролируютдо половины мирового промышленного производства, 63% внешней торговли, а такжепримерно 4/5 патентов и лицензий на новую технику, технологии и «ноу-хау». Подконтролем ТНК находится 90% мирового рынка пшеницы, кофе, кукурузы, лесоматериалов,табака, джута и железной руды, 85 – рынка меди и бокситов, 80 – чая и олова,75% — бананов, натурального каучука и сырой нефти. Половина экспортных операцийСША осуществляется американскими и иностранными ТНК. В Великобритании их долядостигает 80, а в Сингапуре 90%. Большая часть платежей, связанных странсфертом новых технологий, осуществляется внутри ТНК: в США их долясоставляет 80%, в Великобритании – 90.Ядро мирохозяйственной системы составляютоколо 500 ТНК, обладающих практически неограниченной экономической властью. Приэтом в развитых странах в каждой отрасли доминирующее положение занимают всегодва-три супергиганта, конкурирующие между собой на рынках всех стран. Пооценкам журнала «Экономист», 5 крупнейших ТНК контролируют более половинымирового производства товаров длительного пользования, а также самолетов,электронного оборудования, автомобилей и другой продукции. Особенно значительнастепень концентрации в отраслях, связанных с информационными технологиями.Например, 2-3 компании контролируют практически всю международную сетьтелекоммуникаций. Экономическая мощь крупных транснациональных корпорацийсравнима с ВВП средних государств, и они диктуют свою волю многим странам. Наразвивающемся рынке гражданского самолетостроения, объем которого в началеследующего тысячелетия вырастет до 1 трл. долл. и 16 тыс. новых самолетов вгод, господствовали в основном три компании: «Эйрбас индастри», «Боинг» и«Макдоннел Дуглас». Они контролировали соответственно 30-35%, 60-70 и 3% рынка.Происшедшее в августе 1997г. слияние «Боинг» и «Макдоннел Дуглас», стоившее 15млрд. долл., усилило позиции американского капитала и оставило на рынке лишьдве основные компании. К числу крупнейших по величине зарубежных активовотносятся следующие ТНК: «Ройал-Датч-шелл»(Великобритания – Голландия, основнаясфера деятельности — нефтепереработка); «Эксон» (США, нефтепереработка); «IBM»(США, компьютерная техника); «Дженерал моторз» (США, автомобилестроение);«Хитачи» (Япония, электроника). Среди 20 ведущих нефинансовых ТНК по этому показателюпреобладают 6 американских корпораций, 3 представляют Японию, 3 — Германию, 3 — Великобританию(из них 2 совместно с Голландией), 3 — Голландию(2-совместно с Великобританией),2-Францию, 2-Швейцарию. Однако по объему продаж лидирующие позиции в мировойэкономике до начала кризиса 1997 года сохраняли японские ТНК: «Иточи», «Мицуи»,«Мицубиси», «Сумимото», «Марубени». За ними следовали американские ТНК:«Дженерал моторз», «Форд», «Эксон». Из 500 самых мощных международных компаний85 контролируют 70% всех заграничных инвестиций. Эти 500 гигантов реализуют 80%всей произведенной электроники и химии, 95 % фармацевтики, 76% продукции машиностроения.
Крупнейшие компании мира. (Таблица 2)                                  
Позиция в рейтинге Global 500 за 1997 г.
(1996 г.) Корпорация Страна Рыночная капитализация (млн. $)
1   (1)
2   (2)
3   (11)
4   (5)
…91   (421)
…224
225
General Electric
Royal Dutch/Shell
Microsoft Corp.
Exxon Corp.
РАО «Газпром»
ЛУКОЙЛ
РАО ЕЭС
США
Нидерланды/Великобритания
США
США
Россия
Россия
Россия
222 748,3
191 002,3
159 659,6
157 970,4
31 947,.1
16 437,5
16 375,7
Причинойзарубежного инвестирования часто становится интерес к природным ресурсамразличных стран с целью обеспечить гарантированное снабжение своих предприятийсырьем. Так, на базе зарубежных инвестиций США получают все импортируемыестраной фосфаты, медь, олово, 75% марганцевой и железной руды; Япония – 40%бокситов, 50% никеля, 60% медной руды. При этом поставки с зарубежныхпредприятий ТНК осуществляются по трансфертным ценам, уровень которых нижемировых.
Приосвоении зарубежных источников сырья на основе прямых инвестиций учитываютсяразличия в экологических нормах и стандартах между странами. Развитые государствастремятся перемещать в развивающиеся такие производственные мощности, которые взначительной степени ведут к загрязнению окружающей среды. Эта тенденциянаиболее отчетливо стала проявляться в последние два десятилетия.
Капиталовложенияв иностранную экономику – активное средство стимулирования спроса наотечественную продукцию. Это достигается за счет того, что, во-первых, за рубежомсоздаются новые рынки; во-вторых, часть экспорта ТНК постоянно идет в адрес ихзарубежных филиалов, и эта гарантированная доля составляет свыше 1/3 экспортаКанады, Германии, Франции, Швеции, до 1/2 экспорта США.
Наконец,инвестиции, будучи размещенными внутри хозяйственной территории иностранныхгосударств, позволяют фирме обойти тарифные и нетарифные барьеры.
Транснациональныекорпорации осуществляют свои капиталовложения преимущественно в долгосрочныхцелях. Хотя они нередко быстро перебрасывают огромные финансовые ресурсы изодного региона земного шара в другой, что может дестабилизировать финансовыерынки в отдельных регионах, нельзя забывать, что ТНК – это прямые инвестиции,вкладываемые в многолетние проекты. Поэтому деятельность ТНК может быть оцененакак преимущественно способствующая стабилизации мировых рынков капитала. Ведьэто крупные компании, которым нужна стабильная хозяйственная среда, в том числефинансовая.Глава 2.
Диверсификация деятельности ТНК: основные причины.
Развитоерыночное хозяйство прошло через множество этапов, каждый из которыххарактеризовался разнообразным сочетанием специализации и диверсификации какасимметричными формами организации производства. Наиболее ощутимое развитие диверсификацияполучила в большинстве стран в середине 50-х годов, когда впервые дало о себезнать (с разной остротой в отдельных странах) относительное исчерпание внутреннихисточников роста эффективности производства.
Пионерноеисследование диверсификации и интеграции американских компаний в 1962 г.,осуществил М.Горт, японских предприятий - в 1979 г. Е.Есинара.
Вопросыстратегии диверсификации в эпоху массового потребления были главным предметомобсуждения, что связано, с одной стороны, с заметным снижением темпов роста посравнению с предшествующим этапом, а с другой - стремлением фирм устоять вусловиях неравномерного экономического и политического развития.
Существенныеизменения экономических, социальных и научно-технических условий деятельностипромышленных фирм коренным образом изменили требования к управлению, чтобыприспособиться к внешней ситуации. Острейшая борьба на мировых рынках,замедление экономического роста и технического прогресса потребовали преобразованияпроизводства, для которого стало недостаточным приобретение передовой техники итехнологии, результатов научных исследований. Этим во многом объясняется тотфакт, что диверсификация стала наиболее распространенной формой концентрации капитала.
Способствовалоразработке стратегии диверсификации падение нормы прибыли на капитал, вложенныйв традиционное производство.
Причиныпереориентации предприятий на стратегические вопросы, по мнению Р.Кунца, неподдаются однозначному определению. Такого же мнения придерживаются и другиеисследователи. Авторы выдвигают ряд наиболее распространенных обоснований,определяющих ассортимент и номенклатуру выпускаемой продукции, необходимостьрасширения сфер приложения капитала. Утверждения справедливы не потому, чтосвидетельствуют о недостаточной теоретической и практической проработкевопроса, а потому, что, во-первых, цели диверсификации производства напрямуюзависят от финансового состояния и возможностей предприятия (схема 1) и,во-вторых, привлекательность отраслей для фирм различна в краткосрочном и долгосрочномпериодах. Так, финансовые возможности убыточных, средних и преуспевающихпредприятий диктуют различные стратегии от «просто выжить» дообразования стратегических альянсов. Выделение средств на социальные цели иблаготворительную деятельность свидетельствует о том, что экономическиеинтересы субъектов деятельности в основном удовлетворены и приоритеты смещаютсяв сторону формирования доброго имени и марки фирмы.
Диверсификацияпрежде чем приобрела современные черты, в рамках глобальной стратегии фирмпрошла сложный путь развития, меняясь под влиянием внешних обстоятельств, так ивнутрифирменных критериев. В таблице показана эволюция соответствующихидей - от манипулирования набором товаров к манипулированию набором стран.Историю такой эволюции условно можно разделить на четыре этапа, и на каждом изних происходило становление таких основных элементов, как: товарный набор;отраслевой набор; набор отраслей и сфер деятельности; набор стран.
Каждыйпоследующий этап был шагом в достижении целей производства и отличалсяизменением приоритетов в развитии предпринимательской деятельности.
Анализрезультатов англоязычных исследований позволяет нам выделить мотивы и цели,которые наиболее часто служат стимулами для расширения масштабов предпринимательскойдеятельности.
Напредприятиях отечественной промышленности и в отраслях экономики в настоящеевремя сформировались различные предпосылки диверсификации производства. Поэтомув России мы будем наблюдать не эволюционный характер развития явления, чтоимело место в мировой практике, а наоборот, диверсификация будет осуществлятьсяодновременно на различных этапах.Инвестиционная привлекательность отраслей и сфердеятельности. Поиск направлений диверсификации производства для предприятийотечественной экономики является актуальным в связи со следующими обстоятельствами.Во-первых, «советская экономика боролась за одно из первых мест в мире поуровню специализации производства» и создала огромные монопродуктовыесубъекты деятельности. Необходимость приспособления к новым экономическимусловиям объективно заставляет искать наиболее выгодные сферы приложениясозданного производственного потенциала. Во-вторых, диверсификация производстваявляется инструментом межотраслевого перелива капитала и методом оптимизацииструктурных преобразований в экономике. (Табл. 3)
В целяхсокращения издержек на поиск сфер приложения капитала и разработку перспективныхстратегий диверсификации необходимо ответить на вопрос: почему равновеликиеинвестиции, вложенные в различные отрасли и сферы деятельности, присваиваютразличные массы прибыли? Самое простое объяснение разницы потенциальной эффективностиотраслей состоит в том, что исторически в различные отрасли экономики вложенонеодинаковое количество и качество совокупного общественного труда. Накопленныйкапитал - основной, финансовый, интеллектуальный - в отраслях с высокимпроизводственным потенциалом позволил удовлетворить потребительский спрос исвел норму прибыли к среднеотраслевой.
Яркимпримером, подтверждающим это объяснение, может быть автомобилестроение.
Мировой рынокавтомобилей в настоящее время представлен ограниченным числом фирм и фактическисформировался. Для данной отрасли характерна высочайшая структурная конкуренцияв основном цен и качества выпускаемых автомобилей. Вопрос лидерства в отраслимог бы быть предметом долгой дискуссии, однако определенно можно выделить вчисле лидеров японских производителей, автомобили которых отличаются высокимкачеством и невысокой ценой. Важной характеристикой автомобилестроения являетсяотносительно низкая норма прибыли. Таким образом, высокая степень конкуренции,существование барьеров и самое главное - невысокая норма прибыли делаютэту отрасль малопривлекательной для потенциальных инвесторов.
/>
В связи сэтим возникает проблема определения совокупности признаков, отличающих отраслидруг от друга и влияющих на эффективность диверсификационных программ.Выделяются пять основных факторов, воздействующих на потенциал эффективностиотрасли: конкуренция между фирмами, выпускающими одинаковую продукцию; возможностьпоявления новых конкурентов; производство товаров-заменителей; позиции поставщиковсырья и материалов и положение покупателей на рынке.
В связи с этим возникаетпроблема определения совокупности признаков, отличающих отрасли друг от друга ивлияющих на эффективность диверсификационных программ. Выделяются пять основныхфакторов, воздействующих на потенциал эффективности отрасли: конкуренция междуфирмами, выпускающими одинаковую продукцию; возможность появления новыхконкурентов; производство товаров-заменителей; позиции поставщиков сырья иматериалов и положение покупателей на рынке.
Не отрицаяважности перечисленных факторов, характеризующих привлекательностьдиверсификации производства, укажем те, которыми руководствуется предприятиепри выборе того или иного вида деятельности: экономическая эффективность,уровень предпринимательского риска, продолжительность оборота капитала, уровеньликвидности.
С точки зрения эволюции предприятиясовокупность и величина признаков отличия остаются неизменными в определенныйпериод времени. По мере удовлетворения потребностей, насыщения спроса,изменения вкусов и предпочтений потребителей меняются приоритеты в обществе.Ситуация заставляет предприятия адекватно приспосабливаться к изменившейсяситуации и искать новые товары, технологии, перспективы существования. Циклы диверсификации,следующие за циклическими колебаниями экономической конъюнктуры, вдолговременном периоде порождают два разнонаправленных процесса.
Посредствомпостоянного перелива и распределения между различными сферами в зависимости отпонижения и повышения нормы прибыли капитал обусловливает такое соотношениемежду спросом и предложением, что всегда существует стремление развиватьотрасли с высокой рентабельностью и тормозить с низкой. В ходе этогодостигается не просто равновесие между спросом на товары и предложением, аболее существенное равновесие между производственным потенциалом каждой отраслии потребностями в продукции этой отрасли. Отсюда можно сделать вывод, важныйкак для определения направлений реструктуризации экономики, так и дляраспределения ресурсов: уровень потребностей обратно пропорционален уровнюпроизводственного потенциала отрасли, удовлетворяющей эту потребность.
Следуетотметить еще один аспект проблемы поиска потенциально привлекательных сфердеятельности. Анализ публикаций позволил выделить два противоположныхнаправления такого поиска. Первое направление характеризуется последовательнымпроведением линии на диверсификацию на базе основного вида деятельности, т.е.той отрасли специализации, которая первоначально была положена в основусоздания предприятия. Иногда ее называют ключевой сферой либо основным профилемфирмы. Более того, предлагаются различные показатели и методы измерения связей.
Второмунаправлению свойственно, наоборот, другое утверждение - стратегия диверсификациинеобязательно связана с главным производством. Между двумя крайними позициями,по нашему убеждению, нет противоречия. Существо различных подходов состоит втом, что стратегические направления диверсификационной политики также зависятот финансового состояния и тенденции эволюции предприятия. Анализ наших эмпирическихисследований, направленных на проверку этой гипотезы, дал положительные результаты.
 
Таблица 4
Традиционное производство
Новое производство (диверсификация)
Падение нормы
прибыли
Извлечение капитала
Высокая норма
прибыли
Вложение капитала Снижение объема традиционного производства Увеличение объема производства новой продукции Отрицательный эффект масштаба производства Положительный эффект масштаба производства Уменьшение предложения Увеличение предложения
Повышение цены
товара Снижение цены товара Увеличение прибыли Снижение прибыли Ликвидация убытков Ликвидация прибыли
 
Связь междуфинансовым положением предприятия и диверсификацией производства являетсядостаточно простой, поскольку первое определяет направления и эффективностьвторого. Так, направления диверсификации, характерные для начальных этаповразвития, опирались на объективную основу - альтернативное использованиеотходов, производственных мощностей, торгово-коммерческой сети и были тесносвязаны с финансовыми возможностями традиционного производства.
Отличиеследующих этапов диверсификации состояло в уменьшении роли основногопроизводства, не ограничивалось экспансией в свои или сопряженные отрасли и сопровождалосьполным отрывом финансовых интересов от интересов производства. По мереразвития, как фирм, так и собственно диверсификации цели извлечения прибыли достигалисьпутем расширения возможностей миграции капиталов за пределы отрасли, региона,национальные экономики. Поэтому два направления в развитии предпринимательскойдеятельности нетрудно объяснить эволюцией процесса от связанной диверсификациик автономной.
Рассматриваемыевопросы не претендуют на бесспорность. Мы ставим своей целью обратить внимание,во-первых, на их актуальность. Необходимо перейти от изучения зарубежного опытаи проверки академических гипотез к разработке и экспериментальной проверкерусскоязычных программ диверсификации отечественных предприятий. Субъекты рыночныхотношений, на наш взгляд, пока не владеют методами управления набором видовдеятельности, и диверсификационный портфель формируется методом проб и ошибок.Во-вторых, стратегия диверсификации является важным средством реструктуризацииэкономики и повышения ее конкурентоспособности. Поиск направлений структурной перестройкигораздо выгоднее осуществлять путем оценки инвестиций в отрасли экономики исферы предпринимательской деятельности, которые обладают потенциалом высокоэффективнойдиверсификации производства.
Глава 3.
ТНК и мелкий бизнес в индустриальноразвитых странах.
Для того чтобыохарактеризовать связь крупных ТНК и мелкого биз­неса, дадим определениятаковых. Транснациональные корпорации – это акционерные компании, которые,сосредоточив в своих руках капиталы собственников из многих стран, соз­дают сих помощью в десятках государств отделения и дочерние предприятия, осуществляякоординацию их деятельности. Материнская компания центра­лизованно контролируетвсе отделения, разрабатывая общую стратегию в распределении ресурсов междуними, делит рынки сбыта, т. е. родительская компания и ее отделения – единый экономическийорганизм.
Что касается малогобизнеса, то в западных странах не разработан единый критерий, согласно которомуте или иные предприятия относятся к категории малых предприятий. Существуютинтеллектуальные определения. Одно из них довольно распространенноеопределение, данное в докладе комитета британского парламента по исследованиюмалых фирм (так называемый комитет Болтона) в 1971 году: «… малой являетсяфирма, которая, во-первых, имеет относительно небольшую долю рынка своейпродукции, во-вторых, управляется собственниками, в-третьих, независимая всмысле, что не является частью более крупного предприятия и собственники — менеджеры свободны от контроля извне при принятии принципиальных решений. Употребляется также функциональная классификация. По определению международного бюро труда, кмалым и средним предприятиям относятся фирмы в обрабатывающей промышленности ив сфере услуг, семейные предприятия, фирмы, использующие надомников,кооперативные, индивидуальные предприятия.
Малый бизнес в рыночнойэкономике — ведущий сектор, определяющий темпы экономического роста, структуруи качество валового национального продукта. Но дело не только в количественныхпоказателях — этот фактор по самой своей сути является типично рыночным исоставляет основу современной рыночной инфраструктуры. Основные преимущества,характерные черты, присущие малому бизнесу:
а) возможность болеегибких и оперативных решений. По сравнению с крупными корпорациями в маломбизнесе упрощена структур принятия управленческих решений, это дает возможностьбыстро и гибко реагировать на конъюнктурные изменения, в том числе путемманевра капитала при переключении с одного вида деятельности на  другой.
б) ориентацияпроизводителей преимущественно на региональный рынок. Малый бизнес идеальноприспособлен для изучения пожеланий, предпочтений, обычаев, привычек и другиххарактеристик местного рынка.
в) поддержание занятостии создание новых рабочих мест. Эта проблема чрезвычайно актуальна для нашейстраны; процесс приватизации уберет балласт с предприятий и мелкий бизнес могбы сыграть роль амортизатора, вобрав в себя свободную рабочую силу.
г)  выполнениевспомогательных функций по отношению к крупным производителям. Крупные фирмыдецентрализуют производственный процесс, передавая его фазы малым предприятиямна основе субкооператоров.
д) небольшойпервоначальный объем инвестиций. У малых предприятий меньшие срокистроительства; небольшие размеры, им быстрее и дешевле перевооружаться, внедрятьновую технологию и автоматизацию производства, достигать оптимального сочетаниямашинного и ручного труда.
е) экономическаяэффективность производства в малых предприятиях.
ж) инновационный характермалых предприятий. Многие экономисты отстаивают идею об исключительной ролималого бизнеса в развертывании НТР.
Наиболее значительнуюактивность в области нововведений проявляют венчурные фирмы. Они успешноконкурируют с крупными, добиваясь более быстрых темпов внедрения достиженийнаучно-технического прогресса. Мелкие исследовательские фирмы активно проводятисследования и разработки, проявляют больше желания взять на себя риск, гораздоэффективнее используют исследовательские фонды и оборудование, квалифицированныекадры, тем самым вносят весомый вклад в инновационный процесс, технологическоеобновление производства. Мелкие инновационные фирмы с их мобильностью вусловиях конкуренции новых товаров, когда рыночным фактором становятся темпыобновления ассортимента выпускаемой продукции, нашли свое место в системехозяйства. Они занимаются начальными стадиями нововведений, оставляя крупнымфирмам капиталоемкие стадии промышленного развертывания новых производств.Достижения научно-технического прогресса позволяют им быстро подключиться кнаукоемким отраслям, не располагая при этом большим капиталом.
Но одной из главныхфункций мелкого бизнеса по отношению к крупному является — выполнениевспомогательных функций по отношению к крупным производителям. Крупные фирмыдецентрализуют производственный процесс, передавая его фазы малымпредприятиям-субкооператорам. Кроме того, некоторые функции крупных предприятийобладают спецификой, затрудняющей их выполнение силами тех же или иных крупныхфирм (например, эпизодическая рассылка рекламно-информационных материалов отпроизводителя потенциальным или действующим его клиентам). Эта область деятельноститакже принадлежит малым предприятиям.
Существуют также икачественные характеристики мелкого и крупного бизнеса (табл. 7).
Крупные ТНК могут иметь иимеют огромное влияние на мелкий бизнес в индустриально развитых странах.Вместе с тем сегодня было бы неверным представлять дело так, что по­вышениероли  ТНК привело к полному вытеснению мелких и средних ком­паний измеждународной торговли. Мелкий и средний бизнес продолжает играть в нейзачастую довольно значительную роль. Однако деятельность такого бизнеса всечаще оказывается под влиянием ТНК. Это проявляется:
·    Во-первых, в том,что многие небольшие специализированные компании выступают подрядчиками ТНК иих экспортные по­ставки представляют собой детали и узлы для конечных продук­тов,собираемых на предприятиях ТНК;
·    Во-вторых, всечаще мелкие и средние компании прибегают к ус­лугам торгового аппарата ТНК дляреализации своей продукции на внешних рынках и служб технического сервиса ТНКдля обслуживания своей техники и т. д.;
·    В-третьих, дажеесли мелкие и средние фирмы выступают вполне независимо на мировом рынке, ониучитывают профиль деятельности ТНК и могут рассчитывать на успех только в техсекторах мирового рынка, на которых не представлены товары ТНК. Другимисловами, они заполняют те «ниши», которые по тем или иным причинам неинтересуют ТНК.
Крупные компании используютмобильность малых предприятий и их способность оперативно адаптироваться кпроисходящим на рынке измене­ниям. При этом они взаимодействуют сТНК наконтрактной основе (снабжение,финансирование, проведение НИОКР).
Многие слияния происходят между фирмами итранснаци­ональными корпорациями, предоставляющими последним кон­сультационные,транспортные услуги, связь. Такие слияния спо­собствуютформированию глобальных сетей в разных сферах экономики. Трансграничныеслияния и поглощения происходят преимущественно междуфирмами, базирующимися в развитых странах.
Мировая практика убеждает: прорыв к рынку может быть осуществлен преждевсего, через активное развитие малого бизнеса. Он является сегодня становымхребтом экономики развитых стран. Это подтверждается количественнымсоотношением предприятий «малой экономики» к общему числу фирм, действующих нарынке той или иной страны. Предприниматели все чаще осознают необходимостьиспользовать не только преимущества специализации, особую атмосферу творчестваи заинтересованности, традиционно царящую в малых фирмах, но и возможности,которые открываются при производственной кооперации: экономия на масштабах,совместные научно-исследовательские разработки, разделение риска.
 Большойплюс малых предприятий состоит в том, что многие из них оказались болееприспособленными, чем крупные компании, к условиям развития в кризисные периодыдля экономик Запада. Крупные фирмы не столь чувствительно и быстро реагируют накакие-либо колебания или изменения в экономике. Не случайно в политикеправительств Германии, США и многих других развитых капиталистических странпомощь мелкому бизнесу занимает особое место. Мелкие предприятия сталисвоеобразным индикатором общего состояния дел в экономике. Небольшиепредприятия наиболее чутко реагируют на изменение хозяйственной конъюнктуры,падение или повышение нормы прибыли в отраслях экономики.
Итак, как показываетанализ форм, профиля и организационных структур малого предпринимательства,значительная их часть органически связана с работой крупных производственныхструктур. Малые предприятия либо взаимодействуют с ними в режиме устойчивогокооперирования, либо формируют инфраструктуру функционирования всех видовпредприятий, находящихся на одной территории. В этих условиях выбор направленийразвития и обоснования профиля малых предприятий в большей мере зависит от сложившейсяобщей организационно-производственной структуры и в первую очередь от крупныхпредприятий. Такая взаимосвязь крупного и мелкого бизнеса требует созданияпрогрессивных организационных структур.
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
Глава 4.
Помимо прямых зарубежныхинвестиций важным фактором расширения ТНК стали слияния с фирмами-партнерами вединое предприятие и поглощение конкурентов. Европейские инвестиции  в СШАпроисходили главным образом именно в такой форме. Стратегическиеальянсы— разного рода гибкие межфирменные союзы,создаваемые для совместного решения ориентированных на глобальный рынок кон­курентныхзадач в той или иной области, но позволя­ющие продолжать соперничество в другихсферах.
Стратегические семьиявляются обобщающей формой предпринимательства фирм, которые не кон­курируютдруг с другом, имеют взаимодополняющую стратегию, зависят друг от друга впроцессе достиже­ния успеха на рынке.
Вкачестве примеров стратегических семей можно привести отношения «заказчик-поставщик»и связи между производящими компаниями и обслуживающи­ми их банками.
В качестве конкретныхцелей создания стратегичес­ких альянсов можно выделить следующие сгруппиро­ванныепо нескольким основным позициям:
1)технологические альянсы, предполагающие меж­дународное сотрудничество фирм всфере НИОКР, — 37,7% межфирменных коалиций;
2)соглашения о совместном производстве (23,3%). Многие из производственныхальянсов ориенти­руются на достижение экономии на масштабах производства. Приэтом в одних случаях фирмы могут стремиться к объединению усилий тех или иныхзвеньев производственной цепочки при со­хранении полной независимости во всехосталь­ных операциях, а в других — создавать совмес­тные предприятия;
3)соглашения в области сбыта (7,9%). Главное це­левое назначение сбытовыхальянсов состоит не в устранении или ограничении взаимной конку­ренции участников,а во взаимном предоставле­нии доступа к сбытовым сетям друг друга на стратегическихрынках.
Особенно активноосуществляют подобную деятельность мелкие и средние по международным масштабампредприятия, которые тоже стали активно выходить на международную арену. В СШАзарубежные компании потратили 10,6 млрд. $ на поглощение 233 корпораций и 2,4млрд. $ на создание 329 новых филиалов.
В 80-е годы прокатиласьсамая крупная волна слияний, за один год (1986) на слияния в ПРС было затрачено250 млрд. $,а за 10 лет – 12 млрд.$.
Очень крупные размеры иширокий масштаб деятельности ТНК заставляют большинство экономистов относить ихк разряду монополий. Однако, такое безоговорочное заключение не являетсяправильным, так как сами по себе крупные размеры ещё не делают фирмумонополией. Существуют некоторые виды естественных монополий, которые неприносят вреда обществу.
Встратегических системах кооперируется боль­шое число предприятий (производящиекомпании, тор­говые фирмы, банки) на базе долгосрочной совместной работы, создаютсяобщие условия кооперации и регу­лирования и через одну компанию.
Международныеслияния и приобретения как форма международного предпринимательства име­ет всовременных условиях возрастающее значение.
ТНК являются особойформой предприятий, представляющих собой пример диалектического единствамонополизма и его отрицания. Чтобы понять это придется вернуться к первым шагамТНК. Первоначально большинство из них, еще сохранившие старые названия, не былидиверсифицированными концернами, в которые они превратились после Второймировой войны. Чаще всего это были действительно монополии, обычно тресты,связанные с какой-то одной отраслью производства (для начала века наличие монополийво всех отраслях было типично).
Будучи самимонополистами, они на товарном рынке сталкивались с монополиями, поставляющимиим сырье или детали для производства товара, такие как сталь, стекло,каучук, бензин или другие компоненты, необходимые дляпроизводства, например автомобиля. Естественно, что на рынок это всепоставлялось по монопольно высокой цене. Поскольку, как правило, в каждой отрасли,приносящей высокий доход, появляются конкуренты, в борьбе с ними приходилосьискать способы снизить цены на товар. Отказ от уплаты монопольно высоких цен наполуфабрикаты и сырьё – реальный путь экономии средств.
Исходя из этого «Ford» строит собственные предприятия,производящие сталь, а «General Motors» начинаетна своих заводах производить стекла и другие комплектующие. Но большую прибыльможет дать только предприятие, имеющие оптимальные размеры, поэтому филиалыкомпании «Ford» начинают снабжать сталью не толькосвое производство, но и чужие заводы, подрывая монополию, сложившуюся на рынке.То же самое происходит и со стекольным производством «General Motors».
Но если на автомобильномрынке «Ford» и «General Motors» монополисты, то в стекольной и сталелитейнойпромышленности им приходится бороться с очень сильными конкурентами, используяв качестве оружия повышенное качество и относительную дешевизну своих изделий.Таким образом, оставаясь в одной отрасли монополией или олигополией, в другихотраслях (а в производстве того же автомобиля участвуют даже не десятки а сотниотраслей) крупные фирмы взламывали сложившуюся монополистическую структуру.
Производство автомобилейбыло рассмотрено в качестве простейшего примера. На самом же деле крупные фирмыпотеснили монополистов-поставщиков по всему фронту, отстаивая и производствокаучука и бензина и всех других изделий, необходимых для выпуска конечногопродукта. То же самое происходило во всех остальных отраслях. Возникалидиверсифицированные концерны, сосредоточившие в своих руках сбыт собственныхизделий, создавшие собственные банки, которые оказывают им мощнейшую поддержкув периоды кризисов. Так, кроме промышленного концерна «General Motors» есть еще и банковский, имеющий филиалы во многихстранах (5 крупных банков и различные фонды).
Слияния 1998 годаустановили новые рекорды. Ряд слияний в нефтяных компаниях, таких как Total с Petrofina на сумму 39 млрд. долл., British Petroleum с Amoco на сумму 50 млрд. долл., а теперь еще и Еххоn с Mobil на сумму 80 млрд. долл., существенно увели­чили долюинвестиций путем слияния в общем объе­ме инвестиций этого года. Слияния в сферефинансов также поразили своими масштабами — 72 млрд. долл. стоило одно толькослияние Citibank и Travelers Group.
Подрыв монополизма происходили при создании компаниями зарубежных предприятий. Будучи монополистом всобственном государстве крупная фирма, построившая филиал за рубежом, вскореубеждалась, что ее примеру последовали корпорации других ПРС. Возможно, каждаяиз них была монополистом в своем государстве, но на иностранном рынке борьбауже шла за «каждую пядь» его, за каждого покупателя. Приходится совершенствоватьпродукцию, проводить научные исследования, снижать издержки производства, цены,повышать качество изделий, т. е. делать все то, что никак не увязывается спонятием монополии. Современные ТНК и монополии их когда-то породившие, имеютне большое сходство, чем то, которое сохранилось между обезьяной и человеком.
Конечно, некоторые чертымонополий сохранились, но большей частью – это естественная монополия,связанная с производством совершенно нового изделия, или новой модели старого,новой формой организации труда, маркетинга, менеджмента. В конечном итоге вредаот этого победителю нет, для того, чтобы следовать моде или быть на уровнепоследних научно-технических достижений ему приходится раскошеливаться.
Не исключается икратковременное «монополистическое поведение», если фирма первой, до появленияостальных конкурентов, проникла на новый рынок.
Слияния,объединения, поглощения, разного рода совместноепредпринимательство характерны и для производственных международных корпораций.
Глобальныетранснациональные корпорации все более ре­льефно обнаруживают тенденцию кобразованию крупных групп, объединяющих промышленные, торговые и финансовые компании.
Причинамиэтих действий, которые осуществляются как до­бровольно, так и силовым путем,является обострение конку­рентной борьбы намировых рынках, стремление укрепить пози­ции компании путемдиверсификации производства. К примеру, компания БАСФ (ФРГ) и «Дюпон» (США)создали совместное предприятие попроизводству нейлона. Совместное предприятие
будет выпускать нейлоновое сырье в объемах, составляющих 8%
мирового производства.      
В свою очередь, серьезные финансовыепроблемы, неэффек­тивное управление ТНК может стать причиной слияния с пре­успевающим партнером.
Так, пятая по мощи автомобильная корпорацияЯпонии «Мазда» с 1996 года стала фактически филиалом американского «Форда».Контрольный пакет акций «Мазды» был приобретен ее давним (с 1979г.) американским партнером. Характерно, что за сделкой по увеличениюакционерного пакета «Форда» стоял японский банк «Сумитомо», который не только поддерживает«Мазду», но и имеет колоссальное влияние на«Форд».
Важная целевая установкакомпании по слиянию и приобретению — ориентация на сбыт. Покупка ком­панииможет пониматься как стратегия выхода на рынок. В противоположность созданиюновой дочерней фирмы на зарубежных рынках преимущества покуп­ки определеннойкомпании состоят в том, что суще­ствующие структуры, сети, оборудование в сфересбы­та, производства, поставок могут быть заимствованы.
Обзордвижущих сил слияния компаний и приоб­ретений в 90-е годы приведен в табл. 4.
Частокомпании объединяются в международные картели сцелью проведения единой торговой политики, путем деления рынка сбыта- и установления согласованных цен насвою про­дукцию.
Международныепереплетения ТНК представля­ют собой совместное владение несколькими корпора­циямиценными бумагами друг друга. Наибольшее количество международных переплетенийприходится на автомобилестроение.
В целом же ТНК вынужденыпостоянно обновлять производство, изобретать новые изделия, осуществлятьпродажу патентов и лицензий, совершенствовать формы обслуживания клиентов,резко снижать цены на устаревшую продукцию. Все это не имеет никакого отношенияк монополизму. Заключение.
Благодарясвоей организационной структуре ТНК удалось прочно укрепиться в системемирового хозяйства. ТНК, обладая огромными капиталами, проникли не только вэкономическую жизнь стран – партнёров, что влечёт возникновение частичной (а иногдаи полной) экономической зависимости этих стран от определённой группы корпораций,но и в политическую жизнь, поддерживая те или иные партии и движения.
Врезультате исследования были выполнены следующие задачи:
1.  рассмотреныосновные направления деятельности ТНК;
2.  проанализированмеханизм влияния ТНК на экономические процессы в развивающихся и промышленноразвитых странах;
3.  рассмотренымеждународно-правовые механизмы урегулирования деятельности ТНК;
4.  определена рольТНК в международном движении капитала.
Активноевмешательство в общественную жизнь со стороны ТНК ведёт к тому, что в еёдеятельности обозначились как позитивные, так и негативные аспекты.
Внастоящее время ежегодные иностранные инвестиции ТНК значительно превышаютобъёмы межгосударственного кредитования. Благодаря своим капиталовложениям ТНКсегодня есть в каждой отрасли мирового хозяйства.
         Транснациональные корпорациидоказали свою жизнеспособность несмотря на расхождения в национальныхзаконодательствах, различные уровни развития экономики и политическихориентиров. Разноскоростное развитие государств не является непреодолимымпрепятствием для их тесного взаимодействия. Объективный характер интеграцииопределяется общностью исторических, географических, экономических и другихфакторов.
Мировой опыт подтверждаетжизненность и эффективность объединения банковского и промышленного капитала врамках транснациональных корпораций, который позволяет ускорить оборачиваемостьфинансовых ресурсов, сократить издержки за счет развития внутритранснациональных корпораций систем взаимозачетов и платежей, увеличить долиресурсов в денежной форме и мобильность перераспределения, возможность проведениякрупных сделок, многовалютных операций. Возникновение транснациональныхкорпораций явилось не только закономерным шагом в развитии системы организационно-правовыхформ общественного производства, но и необходимым этапом реорганизациипромышленной структуры.
Несмотря на все это,существуют мнения, ставящие под сомнение целесообразность созданиятранснациональных корпораций. Однако, «практика — критерий истины», и напрактике транснациональные корпорации несомненно доказали свое право на существование.         Приложение.         
Эволюция диверсификации производства
Эпохи исторического развития
Экономические предпосылки
С редства достижения целей производства
Преобладающая форма организации производства
Последствия Эпоха массового производства (до конца 20-х годов) Концентрация производства и централизация капитала в пределах отрасли Создание товара для рынка. Снижение издержек производства Специализация производства («чистые отрасли») Создание товарных рынков Эпоха массового сбыта (до середины 50-х годов)
Концентрация капитала в пределах отраслей.
Товарная конкуренция





Перенакопление капитала в пределах отраслей. Структурная конкуренция
Манипулирование набором товаров, используемых в определенной области

Манипулирование набором отраслей (производство технологически взаимосвязанной продукции)
Перелив капиталов в другие отрасли и сферы деятельности.
Манипулирование набором отраслей и сфер деятельности
Горизонтальная дифференциация. Продуктовая (товарная) диверсификация.

Вертикальная интеграция. Отраслевая диверсификация (набор отраслей)

Многоотраслевая диверсификация (набор отраслей и сфер деятельности)
Преодоление границ товарных рынков



Отраслевые рынки



Преодоление границ отраслевых рынков. Национальные рынки Постиндустриальное общество
Перенакопление капитала в отдельных странах


Критическая масса объемов производства в мировом масштабе

Конкуренция между фирмами, деятельность которых оптимизирована в мировом масштабе
Экспорт капитала в другие страны. Регулирование мирохозяйственных связей

Оптимизация прибыльности в пределах деятельности

Стратегия глобальной оптимизации деятельности
Географическая диверсификация (набор стран).
Международная интеграция

Интернационализация производства


Глобальная диверсификация
Преодоление границ национальных рынков.
Региональные рынки.
Эффект мультипликации на мировом уровне



Преодоление границ региональных рынков
Эпоха информационных и компьютерных технологий (с конца
90-х годов) Мировая конкуренция Глобальная оптимизация мирохозяйственных связей Мировая экономика Мировой рынок
Таблица 3
Международная деловая среда слияний и приобретенийкомпаний в 90-е годы.
Таблица 6. Движущие силы слияний и приобретений Результаты международных слияний и приобретений компаний Возрастающая конкуренция, глобализация и государственная политика Достижение межнациональной и географической рыночной диверсификации и увеличение доли на рынке: фирмы предпочитают участвовать в слияниях компаний и приобретениях. В 80-х годах правительства поощряли волну слияний и приобретений компаний. Более высокая эффективность перед лицом возрастающей конкуренции и глобализации Фирмы создают совместные международные производственные сети, направленные на улучшение работы фирмы в целом. Слияния компаний и приобретения позволяют быстро создавать такие сети. Доступ к технологиям и сокращение затрат на исследования и разработку Чтобы получить доступ к новой технологии разделяют риски и затраты, связанные с разработкой технологии, что сокращает время, необходимое для разработки изделия. ТНК могут приобретать фирмы, занятые в исследованиях и разработках, или объединяться с такими фирмами, чтобы получить доступ к технологиям. Ответ на единую рыночную программу Европейского Союза Единая рыночная программа создала одинаковые возможности, как для фирм ЕС, так и для фирм третьих стран в процессе слияний и приобретений, направленных на рационализацию производства, распространение товаров и услуг в пределах ЕС и увеличение их доли на рынке. Новые инвестиционные возможности Для того, чтобы воспользоваться преимуществом благоприятных инвестиционных возможностей, созданных экономическим ростом, нужно внедряться на новые рынки или виды деятельности.
Качественные характеристики размера фирмы Малый бизнес Малый-средний бизнес Средний-крупный бизнес Крупный бизнес Цели Определяются рынком, интуитивно, с импровизациями Корректируются рынком и стратегией, интуитивно Корректируются рынком и стратегией, изобретательно Доминирование на рынке, систематически и стратегически Менеджмент Личный, авторитарный, прямой Личный, консультации с ключевыми партнерами, специалистами Личный, небольшая команда специалистов, использование внешних экспертов Командный, большая команда специалистов, функциональная оргструктура, консультационная структура Продукт Нет планирования, Нет маркетинговых исследований Краткосрочное планирование без маркетинговых исследований Краткосрочное и нерегулярное долгосрочное планирование, несистематические маркетинговые исследования Долгосрочное планирование, регулярные маркетинговые исследования Персонал Личные отношения «босс-сотрудник» по принципу «большая семья», высокая степень мотивации и вовлеченности, нет профсоюзов, нет Совета трудового коллектива (СТК) Личные отношения «Наниматель-коллектив сотрудников», некоторая степень вовлеченности, небольшое влияние профсоюзов, нет СТК Отношения сотрудничества, организационная «среда», некоторая степень мотивации, усиление влияния профсоюзов, СТК Строгая иерархия отношений, сотрудничество в коллективах, отсутствие вовлечен-ности (только у топ-менеджеров), трудно повысить мотивацию, сильные профсоюзы, СТК Финансы Семья, банк Семья, банк Семья, банк, акции Банк, акции
Таблица 7.        СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ.
1. Буглай В.Б., Ливенцев Н.Н. Международные экономическиеотношения. М.: Высшая школа, 1996 г.
2. Булатов А.С. Вывоз капитала: своя компания за рубежом. М.:Век, 1996 г.
3. Е.В.Ленский, В.А.Цветков.Транснациональные финансово-промышленные    группы и межгосударственнаяэкономическая интеграция: реальность и перспективы. М.: АФПИ еженедельника«Экономика и жизнь», 1998.
4. Ломакин В.К. Мировая экономика.М.: Изд. объединение «ЮНИТИ», 1998.
5. Мовсеян А., Огнивцев С. Транснациональный капитал инациональные
государства, МИРОВАЯ ЭКОНОМИКА ИМЕЖДУНАРОДНЫЕ ОТНОШЕНИЯ, 1999, №6.
6. Пебро М. Международные экономические, валютные ифинансовые отношения. М.: Прогресс, Универс, 1994 г.
7. Покровская В.В. Международные коммерческие операции иих регламентация. М.: ИНФРА-М, 1996 г.
8. Овчинников Г.П. Международнаяэкономика: учебное пособие. Санкт-Петербург: Издательство «Полиус», 1998 г.
9. Халевинская Е., Крозе И. Мировая экономика. М.: Юрист,1999 г.
10. Метелкина Н. К. Мировое хозяйство и его регулирование. –М.: Издательство «Станкин», 1994. – 250 с., илл.


Не сдавайте скачаную работу преподавателю!
Данный реферат Вы можете использовать для подготовки курсовых проектов.

Поделись с друзьями, за репост + 100 мильонов к студенческой карме :

Пишем реферат самостоятельно:
! Как писать рефераты
Практические рекомендации по написанию студенческих рефератов.
! План реферата Краткий список разделов, отражающий структура и порядок работы над будующим рефератом.
! Введение реферата Вводная часть работы, в которой отражается цель и обозначается список задач.
! Заключение реферата В заключении подводятся итоги, описывается была ли достигнута поставленная цель, каковы результаты.
! Оформление рефератов Методические рекомендации по грамотному оформлению работы по ГОСТ.

Читайте также:
Виды рефератов Какими бывают рефераты по своему назначению и структуре.