МосковскийФинансово-Экономический Институт при Правительстве РФ (МФЭИ)
КафедраМировой Экономики
Курсовая работа поМЭО на тему: Международная экономическая Интеграция на примере НАФТА
Научныйруководитель:
Кандидатгеографических наук, доцент Лобжанидзе А.А.
Работу выполнил:
СтудентII-го курса, гр. Ф-22 Федулеев И.М.
Москва, 2002 г.
Содержание курсовой работы
ВВЕДЕНИЕ
2. ТЕОРЕТИКО-МЕТОДОЛОГИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ИНТЕГРАЦИОННЫХПРОЦЕССОВ В СОВРЕМЕННОМ МИРОВОМ ХОЗЯЙСТВЕ
— Объективные предпосылки и сущность международнойэкономической интеграцииПредпосылки и цели региональной интеграции Показатели интенсивности интеграционных связей в региональных торгово-экономических группировках. Вызовы глобализации и «новый регионализм». Мегарегиональная интеграция
6. Экономическая интеграция на американском континенте
— Североамериканское соглашение о свободной торговле (НАФТА)
— Предпосылки и особенности североамериканскойинтеграции
Списокиспользуемой литературы.
Приложение:
Таблицы
[1] – Наиболее значимыеинтеграционные экономические организации в основных регионах мирового хозяйства
[2] – Доля региональныхгруппировок в мировом валовом внутреннем продукте, мировом экспорте иинвестициях (%)
[3] – Различные формыторгово-экономических союзов (схема)
[4] – Основные показателиэкономического развития стран-участниц НАФТА в 1992г. при подписании договора
1. Введение. МЭО в современных условиях: некоторыехарактеристика и показатели
Для сегодняшних международныхэкономических отношений присущи новые количественные и качественныехарактеристики. Основные формы мирохозяйственных связей, международнаяторговля, движение капиталов, миграция населения и трудовых ресурсов, транснациональнаядеятельность, акции международных организаций, наконец, интеграционныепроцессы в мире — достигли невиданных ранее масштабов. Изменились их место ироль в развитии современного общества. Остановимся лишь на основных разделахсовременных МЭО.
Во-первых,определяющее значение в ущерб мировой торговле приобрело международное движениекапиталов. Только в последние годы его объем увеличился на 30—40%, достигнувпо вывозу в 1995 г. 315, а в 1996 г. почти 400 млрд долл. Накопленная сумма экспортакапитала за последнее десятилетие приблизилась по величине к размерам годовогомирового вывоза товаров и услуг, составив около 5 млрд долл. Результаты такихвнешних инвестиций для экономик большинства стран более чем существенны:
изменяются структуры национальных хозяйств, растет ихэкономический и технический уровень, стимулируется внешнеторговый обмен и др.
Во-вторых, международная внешняя торговля становитсяреальным и все более ощутимым фактором воспроизведенного процесса,удовлетворения потребностей населения и всякой хозяйственной деятельности. В1996 г. международная торговля товарами и услугами превысила рубеж 10,6 трлндолл. (1995 г. более 10 трлн долл.), а темпы ее ежегодного прироста 6—8%,значительно опережая рост производства (2—2,5%). Внешнеторговый обмен товарамии услугами составляет в настоящее время свыше 1/3 по отношению к суммарномуВВП стран мира — более 27 трлн долл. (!). Таким образом, каждый шестой товарили услуга попадают к потребителю через мировую торговлю. Без внешней торговлитеперь невозможно удовлетворить разнообразные повседневные потребностинаселения не только малых стран, что очевидно, но также средних и больших (какСША, Китай, Индия, Россия и т.п.), где доля импортных потребительских товаров всреднем достигает 12—20% от всех приобретаемых населением. Имеются такжедругие новые черты современной международной торговли: обмен услугамиувеличивается, и их доля составляет в настоящее время почти треть мировогоэкспорта (около 1,5 трлн долл.). При этом основная часть приходится на новыевицы — инжиниринг, консалтинг, лизинг, информационные и др. В товарнойструктуре международного обмена резко возросла доля готовой продукции — около2/3, в том числе поставки кооперационного характера (узлы, детали, агрегаты — болееполовины. Это отражает возрастающее значение международной производственной инаучно-технической специализации. Не случайна поэтому и принципиально инаяроль в МЭО внутрифирменного сотрудничества в рамках ТНК, на которые приходитсяподавляющая часть международного кооперационного обмена, создающегоустойчивые предпосылки неуклонного расширения международного рынка. Вместе стем это реальный фактор развития интеграционного типа мирохозяйственныхотношений. Все это предопределяет и сдвиги в географической, страновойструктуре международной торговли: центр тяжести в ней перемещается на взаимныеотношения между экономически развитыми странами и группами стран (60—70%мирового товарооборота). Тем самым подготавливаются благоприятствующиеусловия для международной экономической интеграции участников с более или менееблизкими уровнями развития в определенных регионах мира.
Приметой времени становится резкое увеличение динамичности имасштабов миграции населения, трудовых ресурсов, ведущей к международномуперемещению такого важного фактора производства, как труд. В этот процессвовлечены десятки миллионов людей. Диверсифицировались регионы приложенияресурсов иммигрантов, их качественный, квалифицированный состав. В своюочередь интеграционный вариант развития облегчает передвижение рабочей силы,снимая официальные границы и отменяя многие формальности. И в этой части МЭИсоздает известные преимущества.
Количественные и качественные характеристики современныхМЭО показывают усиление взаимосвязи и взаимозависимости национальных экономик,повышение значения внешнеэкономического роста, предопределяя преимуществамеждународного интеграционного развития.
2. ТЕОРЕТИКО-МЕТОДОЛОГИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ИНТЕГРАЦИОННЫХПРОЦЕССОВ В СОВРЕМЕННОМ МИРОВОМ ХОЗЯЙСТВЕ
2.1 Объективные предпосылки и сущность международнойэкономической интеграции
Понятие и характерные черты международной экономическойинтеграции
Развитие интеграционных процессов является важнейшей характеристикойсовременного мирового хозяйства. Процессы международной экономическойинтеграции заметно активизировались во второй половинеXX в. в различныхрегионах земного шара. На пороге XXI в. возник так называемый «новыйрегионализм».
Резкое усиление межфирменной и межгосударственной конкурентнойборьбы, новые сферы конкуренции и более жесткое соперничество на традиционныхрынках становятся не под силу отдельному государству или корпорации. Этообусловливает необходимость кооперации как материально-финансовых, так ипроизводственных усилий территориально сопряженных стран, позволяя укрепитьсвои позиции в глобализирующейся экономике, использовать потенциал крупногоэкономического пространства, наконец, выступать единой силой против общихконкурентов на мировом рынке. В результате имеет место не просто определеннаяувязка национально-государственных интересов, но и их возвышение до уровня региональныхинтересов.
Таким образом, процессы глобализации в мировом хозяйствесопровождаются регионализацией — хозяйственным сближением стран на региональнойоснове, принимающим форму экономической интеграции (economic integration).
Термин «экономическая интеграция» возник в 30-е годы XX в. в1 работах немецких и шведских экономистов1, однако и сегодня имеется• несколько десятков его определений.
_______________
' Особенно известной стала «теория больших пространств»(«Grossraiinitheorie»), которая была выдвинута в 30-е годы XX в. виднымгерманским историком и правоведом К. Шмидтом. Он указал на ослабление ролитрадиционных национальных государств в связи с процессом экономическогоразвития в XX столетии и выступил с идеей создания больших геопространств вкачестве новых, более совершенных и полномасштабных субъектов международныхотношений и международного права.
_______________
В переводе с латыни интеграция (integratio)означает сращивание, объединение частей в единое целое. Следовательно, подмеждународной ' экономической интеграцией понимается высокая' степеньинтернационализации производства на Основе развития глубоких устойчивыхвзаимосвязей и разделения труда между национальными хозяйствами, ведущая кпостепенному сращиванию воспроизводственных
структур.
Процесс интеграции обычно начинается с либерализациивзаимной торговли, устранения ограничений в движении товаров, затем услуг,капиталов и постепенно при соответствующих условиях и заинтересованностистран-партнеров ведет к единому экономическому, правовому, информационномупространству в рамках региона. Формируется новое качество международныхэкономических отношений. При этом интеграция — процесс не стихийный. Онпредполагает соответствующую политику стран и заключение между ними соглашенийо создании региональной интеграционной группы (РИГ) того или иного типа.Создается и соответствующая правовая база хозяйственного взаимодействия.Проводится сознательное целенаправленное регулирование взаимныхторгово-экономических связей.
Понятие «региональный»» данном случае означает непросто географические границы той или иной организации. Имеется в виду историческисложившаяся региональная общность, предполагающая сходствоэкономико-географических и хозяйственно-культурных комплексов, демографическихструктур, этнической истории и пр. Эта общность создает объективные возможностидля формирования адекватных времени крупных политико-экономических образований,которые, используя многообразные преимущества «экономики масштаба», по мнениюряда аналитиков, уже в ближайшем будущем окажутся более эффективными иреальными субъектами МЭО, чем национальные государства, способными обеспечитьформирование нового полицентрического и более стабильного, чем ныне,миропорядка.
Развивающийся сначала в считанном количестве регионов мираинтеграционный процесс в последние годы охватил почти все континенты, приведяк образованию многочисленных региональных и субрегиональных торгово-экономическихгрупп. По данным ВТО, сегодня насчитывается 134 реально действующихрегиональных торгово-экономических соглашения. Причем 90 из них были образованыпосле 1995 г.'. Таким образом, в современной международной экономике наблюдаетсясвоеобразный «интеграционный бум». В таблице 1 представлены сведения обобразовании интеграционных экономических организаций в основных регионахмирового хозяйства. [1] (см. приложение)
Региональные объединения различаются по глубине и характерувыбранной интеграционной стратегии и институциональному устройству, по сферами масштабам их деятельности, по количеству государств-членов.
Интеграция характеризуется некоторыми сущностными характеристиками,которые в совокупности отличают ее от других форм экономическоговзаимодействия стран:
_______________
WTO/Regionalism-fakts and figures. Geneva2000
• устранением ограничений в движении товаров, а также услуг,капиталов, людских ресурсов между странами — участницами соглашения;
• согласованием экономической политики стран-участниц;
• взаимопроникновением и переплетением национальных производственныхпроцессов, формированием в рамках региона технологического единствапроизводственного процесса;
• широким развитием международной специализации и кооперациив производстве, науке и технике на основе наиболее прогрессивных и глубокихформ, совместным финансированием развития экономики и ее инновационногомеханизма;
• связанными с этим структурными изменениями в экономикестран-участниц;
• сближением национальных законодательств, норм истандартов;
• целенаправленным регулированием интеграционного процесса,развитием органов управления хозяйственным взаимодействием (возможны какмежгосударственные, так и надгосударственные механизмы управления: как в случаес ЕС);
• региональностью пространственных масштабов интеграции.
Объективное содержание интеграции составляет в конечномитоге переплетение взаимопроникновение и сращивание воспроизводственныхпроцессов, протекающих в виде «частичных интеграции». Интеграционныйпроцесс охватывает отдельные звенья целостной системы:
1) Рыночное обращение (благодаря либерализации торговли иросту потоков факторов производства), включая обращение товаров, услуг,денежной массы, ценных бумаг и т. д. — это так называемая «поверхностная» (или«мягкая») интеграция (shallow integration); 2) собственно производство (глубокаяинтеграция — deep integration); 3) сферу принятия решении (на уровне фирм,предпринимательских союзов, национальных правительств, международныхмежправительственных и национальных организаций).
Интеграция — сложный, противоречивый процесс.Противоречивость интеграции в значительной степени базируется на различияхинтересов сторон, на неодинаковой способности отдельных звеньеввоспроизводственных структур к участию в самом процессе легко она протекает всферах рыночного (особенно товарного) обращения, менее поддается интегрированиюнепосредственно производственная сфера, наиболее сложна валютная интеграция.
Глубокие интеграционные процессы имеют место лишь в ЗападнойЕвропе и Северной Америке. Нарастает их глубина в Азиатско-тихоокеанскомрегионе. В большинстве регионов Латинской Америки, Южной Азии, Африки, наСреднем Востоке региональное сотрудничество пока еще не дает существенногоэффекта. Во многом формальны еще интеграционные процессы и в СНГ. Однакосегодня уже надо учитывать, что страны, не использующие огромный потенциалинтеграции в своей экономической стратегии, не способны выстоять в современнойглобальной конкуренции, противостоять вызовам глобализации.
Крупнейшими интеграционными центрами в современных МЭОявляется «триада» наиболее значимых объединений:
1. Европейский союз, в состав которого входят 15 государств— Германия, Франция, Италия, Люксембург, Нидерланды, Бельгия, Великобритания,Дания, Ирландия, Греция, Испания, Португалия, Финляндия, Австрия, Швеция. Врамках ЕС достигнута наивысшая на сегодняшний день степень хозяйственноговзаимодействия.
2. Североамериканское соглашение о свободной торговле(НАФТА), образованное США, Канадой и Мексикой.
3. Форум Азиатско-тихоокеанского экономического сотрудничества(АТЭС) в составе 21 экономического объединения, в его рамках можно выделитьнесколько субрегиональных организаций (в частности, АСЕАН), многочисленныхперспективных проектов.
Интеграционная «триада» — это мощные полюсы современных МЭО(см. табл. 2)-приложения. [2]
2.2. Предпосылки и цели региональной интеграции
Развитие интеграции предполагает наличие определенных предпосылок.-
Во-первых, интегрирующиеся страныдолжны обладать примерно одинаковым уровнем экономического развития и зрелостирыночной экономики. Их хозяйственные механизмы должны быть совместимыми. Какправило, интеграция является наиболее прочной и эффективной, еслиинтегрируются развитые страны.
Во-вторых, наличие общей границы иисторически сложившихся экономических отношений. Обычно объединяются страны,находящиеся на одном континенте в непосредственной географической близости,которым легче решать транспортные, языковые и другие проблемы.
В-третьих, наличие взаимодополняющихструктур экономики интегрирующихся стран (их отсутствие— одна из причин низкойэффективности интеграции в Африке, в арабском мире).
В-четвертых, общность хозяйственных ииных проблем, которые реально стоят перед странами того иди иного региона.
В-пятых, политическая воля государств,наличие стран — лидеров интеграции.
В-шестых, так называемый«демонстрационный «эффект». Под влиянием успехов тех или иных интеграционныхобъединений, как правило, и у других государств появляется желание вступить в этуорганизацию. Так, демонстрационный эффект ЕС стимулировал 10 стран ЦВЕ кподаче заявок на вступление в Евросоюз.
В-седьмых, «эффект домино». Посколькуинтеграция ведет к переориентации экономических связей стран-членов навнутрирегиональное сотрудничество, остальные страны, оставшиеся за пределамиобъединения, испытывают некоторые трудности, а подчас и сокращение торговли состранами, входящими в группировку. В результате они также вынуждены вступить винтеграционное объединение. Например, так возникла «Группа трех» в ЛатинскойАмерике после того, как Мексика стала членом НАФТА (с ней подписали соглашенияо свободной торговле Венесуэла и Боливия).
Региональная интеграция имеет вполне конкретные цели.
• Повысить национальную конкурентоспособность, совместнопротивостоять вызовам глобализации.
• Использовать преимущества «экономики масштаба», позволяющиерасширить размеры рынка, снизить трансакционные издержки, создать новуюкомбинацию факторов производства, стимулировать приток прямых иностранных инвестиций.Такие цели преследовали МЕРКОСУР, Андское сообщество, АСЕАН.
• Содействовать модернизации и структурным реформам вэкономике.
• Подключить страны, создающие рыночную экономику илиосуществляющие глубокие экономические реформы, к региональным торговымсоглашениям стран с более высоким уровнем развития; рассматривать этот процесскак важнейший канал передачи хозяйственного опыта. Более развитые страны,подключая своих соседей к процессам интеграции, тоже заинтересованы вускорении реформ, создании там полноценных емких рынков.
• Получить для национальных производителей более широкийдоступ к финансовым, трудовым, материальным ресурсам, к новейшим технологиям,работать на более емкий рынок.
• Укрепить добрососедские отношения между странами по всемнаправлениям. Происходит исчезновение условий для конфронтации. Созданиеблагоприятной внешнеполитической среды — цель, особенно характерная для странБлижнего Востока, Африки.
• Усилить позиции участвующих стран на мировом рынке.Решаются определенные задачи торговой политики. Интеграция позволяет выступатьсовместно в международных организациях, укрепить переговорные позицииучаствующих стран в рамках многосторонних переговоров вВТО.
3.Показатели интенсивности интеграционных связейв региональных торгово-экономических группировках
Интенсивность развития интеграции в различных РИГ можнопроследить по совокупности нескольких показателей.
Довольно распространенный показатель — доля в процентах отсуммарного валового национального продукта, приходящаяся на внутрирегиональныйтоварооборот, экспорт, импорт. При этом важна и динамика этого показателя,позволяющая установить, усиливается интеграционная составляющая в экономическомразвитии или нет.
4.Вызовы глобализации и «новый регионализм».Мегарегиональная интеграция
Процессы глобального развития, охватившие большинстворегионов и секторов мирового хозяйства, принципиально изменяют со отношениемежду внешними и внутренними факторами развития национальных хозяйств в пользупервых. Ни одна страна не в состоянии рационально сформировать и осуществитьэкономическую политику не учитывая требований глобализирующегося мировогохозяйства норм поведения основных участников мирохозяйственной деятельности.При этом следует учитывать, что качество развития, его темпы, от распеваяструктура во многом задаются мировой экономикой, новым] условиями, которыепредопределяет глобализация. Активное использование преимуществ хозяйственнойглобализации, открытость экономики наряду с многочисленными позитивнымипоследствиями, шансами (которые хорошо известны) сопряжены и с серьезнымирискам для безопасности страны: например, односторонней зависимостью омеждународного финансового рынка, быстрыми и крупномасштабны ми «миграциями»портфельных инвестиций и пр.
Региональные экономическиекомплексы нужно рассматривать в качестве важнейших компонентов глобализацииразвития, а не его сегментации. Регионализация создает дополнительныевозможности, стимулы, механизмы для либерализации торговли, движениякапиталов, всех факторов производства в международной экономике, она — один изответов на вызовы глобализации'
Формирующийся новый мировой порядок во многом вырастаетснизу, постепенно кристаллизуясь вокруг наиболее сильных государств: СоединенныхШтатов Америки, объединяющейся и расширяющейся Европы, несколько особнякомстоящей Японии. На базе геоэкономических интересов этих и других центровконкуренции вырастает «мегарегиональная интеграция», принимающая различныеформы — от зоны свободной торговли до идущих к конфедерации объединений (ЕС).
Особый интерес к стратегическому регионализму проявляютСоединённые Штаты Америки.
1.Начиная с 1995 г. подписана серия крупных документов междуСША и ЕС в направлении создания нового трансатлантического 'рынка (New'Transatlantic Marketplace) и идут дебаты, в том числе на официальномуровне, по поводу дальнейшего расширения этого союза, превращения его вТрансатлантическую зону свободной торговли (TAFTA).Высказываются идеи включения в TAFTA всех стран ОЭСР; атакже объединения TAFTA с АТЭС (Форумом Азиатско-Тихоокеанскогосотрудничества).
2. Параллельно предпринимаются попытки объединения двухАмерик (СёвернЬй и Южной) и создания в Западном полушарии Все-американскои зонысвободной торговли (FTTA). Его участниками будут НАФТАи страны Латинской Америки. На этот суперрегион будет приходиться 1Т-Т&% мирового ВВП,
3. Европейский Союз за счет намеченного в ближайшее десятилетиерасширения может резко нарастить свой ресурсный потенциал, образовав рынок,охватывающий не 15, как сегодня," а«28 государств, „чьясовокупная доля в мировом ВВП может составить ,22-23%.
4. Форум Азиатско-тихоокеанского сотрудничества уже включаетв себя “21 экономику, в том числе США, Японию, Канаду, Австралию,растущий Китай, Россию, новые индустриальные страны. Стратегия этого блокапока не совсем ясна, хотя провозглашена программа, как уже отмечалось выше,создания в регионе зоны свободной торговли и свободного движения инвестиций до2020 года.
Новая политико-экономическая конфигурация мирового хозяйствавсе больше привлекает внимание исследователей. Некоторые аналитики полагают,что таким образом закладываются основы нового политического устройства мира. Поих мнениК», суперрегионы движутся в направлении интегрий — наднациональныхщотитических объединений со своей валютой, моделями экономическогорегулирования, правовыми институтами, структурами управления, системамибезопасности. Поэтому в перспективе можно говорить не о государственных, а оквазигосударственных образованиях. Каковы ^Удут их конкретные формы — союзы,конфедерации, — не столь ваадно.
Взаимодействие России с многополюсным, миром должно ужесегодня быть в центре внимания политиков и управленцев. Здесь необходима, нанаш взгляд, многовекторная интеграция.
• лидерство в СНГ на евразийском пространстве;
• активное сближение с ЕС, очевидно, в какой-либо «мягкой»форме присоединения;
• наконец, активное участие в азиатско-тихоокеанскойинтеграции (АТЭС), членом которого Россия является.
Несомненно одно:
1. Глобализация мировой экономики и регионализм представляютсобой серьезные вызовы для России. Более того, без правильного отношения кэкономической глобализации и регионализму, без учета этих тенденций приразработке мер по возрождению России, без разумной и эффективной политикиадаптации России к экономической глобализации и регионализму России не тольконе занять достойного места в глобализирующейся мировой экономике, но и нерешить проблем внутриэкономического развития.
2. Регионализм (в том числе «новый регионализм»мегаинтегра-ционных объединений) — это один из компонентов новой парадигмы МЭО.
Экономическая интеграция на американском континенте
5.1. Североамериканское соглашение о свободной торговле(НАФТА)
5.2. Предпосылки иособенности североамериканской интеграции
5.3.Некоторые итоги либерализации торговли иинвестиций для стран – участниц североамериканской интеграции
С 1 января 1994 г. на территории США, Канады и Мексики вступилов действие Соглашение о создании Североамериканской зоны свободной торговли(НАФТА). Как показывает исторический опыт, торгово-экономические отношения»между тремя странами были и остаются сновным фактором развитиясевероамериканского хозяйственного комплекса.
Первой официальной акцией, направленной на активизацию интеграционныхпроцессов в Северной Америке, стала реализация «плана Эббота», целью которогобыло стимулирование инвестиций США в ведущие отрасли канадской экономики. Этотплан был принят в 1947 г. Позже в 1959 г. США и Канада заключили соглашение осовместном военном производстве, которое способствовало внедрению американскихстандартов в канадское производство военной техники.
Началом следующего этапа развития двусторонних отношениймежду США и Канадой послужило заключение в 1965 г. соглашения о либерализацииторговли продукцией автомобилестроения, которое, в свою очередь, стимулировалоинтеграцию и многих других отраслей.
Линия на организацию торгово-политического объединения США сКанадой и Мексикой активно начала проводиться Вашингтоном с конца 70-х гг.Первоначально речь шла лишь об оформлении энергетического союза трех стран.Американский Конгресс принял директиву в адрес президента США в законе 1979 г.о торговых соглашениях изучить перспективы создания Североамериканской зонысвободной торговли (секция 1104). В 80-е годы президенты Р. Рейган и Дж. Бушне раз заявляли о своей поддержке долгосрочной цели обеспечения свободнойторговли в Северной Америке.
В сентябре 1988 г. после нелегких трехлетних переговоровбыло подписано американско-канадское соглашение о свободной торговле (CUSFTA), согласно которому в течение 10 лет между США и Канадойдолжна была сформироваться зона свободной торговли.
Изменение политической и экономической ситуации в мире вконце 80-х годов, активизация интеграционных процессов в Европе иАзиатско-тихоокеанском регионе, растущая конкуренция со стороны Японии,социально-политические реформы в странах Латинской Америки снова подняли вопрособ экономической взаимозависимости США, Канады и Мексики, о необходимости«возврата» американского бизнеса в Западное полушарие и в конечном итоге осоздании Североамериканской зоны свободной торговли, которая, по словам бывшегопрезидента США Б. Клинтона, «станет основой для продвижения к объединению всейЛатинской Америки — с населением 700 млн человек — в торговую единицу, котораяпринесет процветание всем народам, проживающим на американском континенте».Необходимо отметить, что при подготовке договора Мексика, Канада и СШАрассматривали значение, потенциал НАФТА с различных позиций.
Для США североамериканское соглашение призванообеспечить приращение не только экономической, но и геополитической мощиСоединенных Штатов. Оно — составная часть стратегической политики США,направленной на достижение широкомасштабных целей:
свободное движение американских товаров и услуг, свободныйдоступ для американских инвестиций, защита прав интеллектуальной собственности,рост конкурентоспособности, использование новых региональных сравнительныхпреимуществ за счет объединения высоких технологий и инвестиций США с дешевойрабочей силой Мексики и дешевыми изобильными природными ресурсами обеихстран-соседей. Бывший помощник по экономическим вопросам государственногосекретаря США Роберт Золик так охарактеризовал важность североамериканскойинтеграции: «НАФТА — хорошая стратегическая возможность обеспечить, усилить иразвивать континентальную базу в экономическом и политическом отношении, с темчтобы укреплять экономическую мощь, лидерство и всемирное влияние Америки.НАФТА будет ключевым компонентом в разработке и заключении глобальных,региональных и двусторонних соглашений, служащих американским интересам». Ужетогда в 1992г. речь шла об «одном континенте и одной экономике».
Для Мексики НАФТА была необходима для успешного выполненияэкономических реформ, модернизации экономики. В прошлом Мексика была страной,зависимой от экспорта нефти, сегодня она является чистым экспортеромпромышленных товаров, что обеспечивает устойчивый экономический рост. В ходепереговоров Мексика добивалась обеспечения надежного доступа на крупнейший вмире рынок (с перспективой вытеснения оттуда «азиатских тигров»), увеличенияпотока инвестиций, включая возврат мексиканских капиталовложений, а такжеснижения уровня защиты рынка США. Участие Канады в переговорах предоставлялодля Мексики возможность открытия нового экспортного рынка и источника ПЗИ.
Кроме того, создание ЗСТ может обеспечить более надежныйинвестиционный климат в Мексике, а значит, привлечет капиталы и из третьихстран.
Заинтересованность Канады в заключении НАФТА связанас возможностью не только сохранения преимуществ CUSFTA,но и модификации некоторых ее положений, а также обеспечения надежного доступасвоих товаров на мексиканский рынок, а в будущем на быстрорастущие рынкилатиноамериканских стран.
На новом «витке цивилизационной эволюции», на этапе заключенияНАФТА США, Канада и Мексика признали необходимость укрепления взаимной дружбы исотрудничества; содействия гармоничному развитию мировой торговли; созданиярасширенного и надежного рынка для своих товаров, услуг и капиталов; устраненияпрепятствий в торговле; установления четких и взаимовыгодных правил веденияторговли с тем, чтобы обеспечить стабильное развитие экономики, способствоватьинновационным процессам, повысить уровень жизни населения.
НАФТА — первое соглашение, подписанное между развивающейсястраной и двумя высокоразвитыми странами. По своему экономическому потенциалуСША занимают первое место в мире, на них приходится около 85 % ВВП ипромышленного производства трех стран НАФТА. Канада занимает 6-7 место в мире,в то время как Мексика не входит и во вторую десятку развитых стран мира (см.табл. 16).
В то же время асимметричность взаимозависимости, обусловленнаяслабым интеграционным взаимодействием Канады и Мексики и доминирующим положениемСША, сделали НАФТА непохожей на другие интеграционные группировки.
5.2.Основные положения трехстороннего договора(НАФТА)
Цели НАФТА определены в ст. 102 Договора:
• «снятие барьеров в торговле и содействие свободному движениютоваров и услуг между странами;
• установление справедливых условий конкуренции в рамкахЗСТ;
• значительное увеличение возможностей для инвестирования встранах — членах соглашения;
• обеспечение необходимой и эффективной системы защиты прав/интеллектуальной собственности в каждой из стран;
• эффективное выполнение и применение данного соглашения дляурегулирования споров;
• установление рамок для будущего регионального многостороннегосотрудничества с целью расширения и усиления преимуществ данногосоглашения».
НАФТА предусматривает программу по устранению тарифныхбарьеров, которая включает в себя четыре этапа. На первом этапе часть тарифныхограничений будет устранена немедленно с подписанием Соглашения; на втором — втечение 5 лет; на третьем — в течение 10 лет и на последнем долгосрочном этапе— в течение 15 лет.
На первом этапе США должны немедленно устранить 84 %тарифов на мексиканский экспорт, за исключением «нефтяного экспорта» и на 79 %канадского экспорта. В свою очередь, Мексика должна я ликвидировать 43 %тарифных ограничений на американские товары и 41 % — на канадские товары, изкоторых 80 % представляют основной капитал (машины и оборудование, электронныедетали, транспортные средства) и химические товары.
На втором этапе США и Канада ликвидируют тарифы почтипо 1200 видам товаров (включая продукцию автомобильной и текстильнойпромышленности), которые в 1991 г. составляли 80% мексиканского «нефтяногоэкспорта». Мексика, в свою очередь, должна устранить тарифные ограничения почтипо 2500 видам товаров, доля которых в экспорте США И Канады составляетсоответственно 18 и 19 %. j
На третьем этапе США и Канада планировали снятиетарифных| ограничений на 12 и 7 % мексиканского «нефтяного экспорта», одновременноМексика должна снять тарифы на 48 % американского и канадскогоэкспорта.
В течение долгосрочного периода каждая из трех странустранит | оставшийся 1 % тарифных ограничений на импорт особых «чувствительных»товаров (зерно, порошковое молоко, фасоль для Мексики; молочные продукты иптицу— для Канады; фрукты и овощи — для США).
С точки зрения мексиканского правительства, устранение тарифныхограничений во взаимной торговле по данной схеме будет способствовать созданиюустойчивого предпринимательского климата для мексиканских производителей ипринятию рациональных инвестиционных решений. Кроме того, у Мексики появитсявозможность модернизации экономики и ее адаптации к новым условиямхозяйствования.
Необходимо учитывать также необходимость устранения нетарифныхограничений, затрудняющих свободное движение товаров между странами.Согласно НАФТА «если иное не предусмотрено соглашением, ни одна страна неможет применять ограничения на импорт любых товаров из другой страны или наэкспорт любого товара в другую страну, за исключением случаев, предусмотренныхстатьей XI ГАТТ». Достижением НАФТА является устранение дискриминации в отношениимексиканских товаров при их импорте на рынок США и Канады. В свою очередь,отмена импортных лицензий в Мексике способствует увеличению объемов и повышениюэффективности американского и канадского экспорта.
В рамках НАФТА установлены общие правила определениястраны происхождения товара, согласно которым товар будет считатьсяпроизведенным в данном регионе, если он подвергся существенной переработкеразличными методами в одной из трех стран (в зависимости от метода долясевероамериканского компонента в стоимости товара должна составлять не менее50-60 %). Особые правила определения страны происхождения товара предусмотреноприменять к продукции особых отраслей промышленности: производство компьютеров,автомобилей и украшений.
Одной из особенностей ЗСТ является то, что, несмотря наосновную цель ее создания — полную либерализацию торговли между странами, онадопускает некоторые исключения. В ходе переговоров стороны настаивали наисключении из НАФТА ряда отраслей:
культуры — со стороны Канады, морских перевозок — со стороныСША, нефтяной промышленности — со стороны Мексики. Для Мексики нефтяная отрасльявляется стратегической. Государство имеет исключительное право на инвестиции вданную отрасль и имеет значительное присутствие в ней в лице государственнойкомпании REMEX. США стремились добиться разрешения навложение капиталов по крайней мере в отельные сектора мексиканской нефтянойпромышленности. Руководителям мексиканского государства все-таки удалосьнастоять на сохранении основной части ограничений на капиталовложения внефтяную промышленность.
В качестве так называемых соглашений в рамках НАФТАрассматривались вопросы торговли услугами, движения инвестиций, праваинтеллектуальной собственности.
Движение инвестиций. На протяжении многих летдискуссии по sвопросаминвестирования являлись источником разногласий между США, Канадой и Мексикой.Что касается США и Мексики, споры в | связи с национализацией промышленности иэкспроприацией иностранных инвестиций оставили своеобразное наследие в виденедоверия. Однако в результате урегулирования проблемы • задолженности и существованияпотребности в новых фондах ограничения на иностранные инвестиции в Мексикестали рассматриваться как препятствия для необходимого для экономикииностранного капитала.
Согласно НАФТА для инвесторов североамериканского региона вкаждой из трех стран устанавливается недискриминационный режим в том, чтокасается создания предприятий, приобретения компаний, расширения и управления.
Одним из достижений НАФТА является снятие целого рядаограничений и требований для иностранных инвесторов (которые имели место вМексике): обязательный экспорт определенного количества товаров и услуг,обязательное использование отечественных товаров и услуг, обязательная передачатехнологий. Согласно НАФТА инвесторы из США, Канады и Мексики получаютследующие права с целью более свободного ведения дел: право на репатриациюприбылей и капитала, право на получение справедливой компенсации в случаеэкспроприации, право на урегулирование споров между инвесторами иправительствами в арбитраже. Однако Мексика сохранит запрет на иностранныеинвестиции в таких секторах, как энергетическая отрасль, железные дороги и др.
Включение в НАФТА раздела, посвященного торговлеуслугами, имеет огромное значение для стран-участниц, особенно для Мексики,так как начиная с 80-х годов услуги составляют более половины ВВП страны, ауровень занятости в данной сфере составляет соответственно 60 %'. НАФТАохватывает все виды услуг, включая финансовые, исключением являются услугиавиационных и морских перевозок, бухгалтерского учета, архитектуры, наземныхтранспортных перевозок, консалтинга, инжиниринга, публикаций, коммерческогообразования, рекламы, радиовещания, строительства, туризма, здравоохранения,юридических услуг. НАФТА не ослабляет требования по лицензированию исертификации, но в соответствии с принципом недискриминации лицензированиетаких видов услуг, как юридические услуги, медицинские и бухгалтерский учет,должно соответствовать объективным критериям и создавать условия дляконкуренции, однако
' Trasy Desmond«The NAFTA and Mexican Economy» Lake Forest College, 1996, page 1of3. ^_^_
не по национальному признаку. Правда, мексиканские иканадские специалисты не могут работать в США, если они не прошли те жепроцедуры лицензирования и сертификации, что и американские специалисты.Например, мексиканский архитектор может приехать в США согласно положению овременном пребывании специалистов, но он не сможет осуществлять трудовуюдеятельность, пока не пройдет сертификацию в США.
В целях успешного выполнения соглашения была созданаинституциональная структура НАФТА, которая включает в себя комиссию посвободной торговле, секретариат, а также комитеты: по торговле товарами,торговле сельскохозяйственной продукцией, по санитарному и фитосанитарномуконтролю, по стандартам, малому бизнесу, финансовым услугам; торговле иконкуренции, рабочие группы:
по правилам определения страны происхождения товара, посубсидированию сельского хозяйства; двусторонние рабочие группы Мексика — США,Канада — Мексика и т.д.
Центральным институтом НАФТА является Комиссия по свободнойторговле на уровне министров торговли, которая «следит за выполнениемсоглашения и оказывает содействие разрешению споров, возникающих при егоинтерпретации». Она также контролирует деятельность 30 комитетов и рабочих групп.Заседания Комиссии проводятся ежегодно.
Министры стран- участниц договорились о том, что содействиеработе комиссии будет оказывать координирующий секретариат НАФТА (КСН).
По мере расширения объемов торговли увеличивается количествоспоров и разногласий. НАФТА предусматривает меры по снижению вероятностивозникновения торговых споров между странами. Установленный в рамках НАФТА порядокразрешения споров состоит из трех этапов:
• проводятся переговоры между сторонами с целью удовлетворительногоразрешения споров;
• если в течение первого раунда переговоров не удаетсяприйти к соглашению, то дело переходит на рассмотрение Комиссии;
• если Комиссия не сможет разрешить спор, то он переходит нарассмотрение специальной группы специалистов, которая состоит из пяти членов игарантирует справедливое урегулирование споров.
Следует подчеркнуть, что в отличие от Европейского союза вНАФТА отсутствуют какие-либо наднациональные структуры и четкие формырегулирования интеграционного взаимодействия.
В рамках НАФТА Канада, США и Мексика сохраняют свое внешнеторговоезаконодательство, и создание таможенного союза не предусмотрено, хотя, как мывидим, содержание договора существенно превосходит цели формирования зонысвободной торговли товарами.
5.1.3.Некоторые итоги либерализации торговли иинвестиций для стран – участниц североамериканской интеграции
Вокруг североамериканской интеграции идет много дискуссий испоров. Темой дискуссий является вопрос об ожидаемом экономическом эффекте, иособенно о том, как преимущества объединения будут распределяться между США,Канадой и Мексикой. Этой проблеме посвящены многие экономические исследования,которые основываются на математических моделях, с помощью которых определяетсявлияние НАФТА на производство, торговлю и занятость в отдельных секторахэкономики каждой из трех стран после отмены тарифных и нетарифных ограничений.
Согласно многим исследованиям, в результате либерализацииторговли США, Канада и Мексика смогут повысить благосостояние за счет выгодногоразмещения ресурсов, снижения цен, снижения издержек по сделкам, улучшенияусловий окружающей среды, повышения активности капиталовложений и техническогопрогресса. В качестве статических эффектов первых трех лет функционированияНАФТА выделили общее повышение экономического благосостояния в каждой из стран:в США — 3,6 млрд $, в Мексике — 2,4 млрд $, в Канаде — 1,6 млрд $'.
Важнейшее значение для всех стран имеет проведенное сокращениетаможенных тарифов (см. табл. 17).
В результате устранения части тарифов в 1998 г. по сравнениюс 1992 г. (лад подписания Договора) увеличение торговых потоков между США,Канадой и Мексикой составило 190 %. В 1998 г. мексиканский экспорт в США ;
увеличился в 2,3 раза по сравнению с 1992 г., американскийэкспорт в Мексику за аналогичный период увеличился в 2 раза. Этосвидетельствует о положительной роли НАФТА в увеличении объемов торговлипрактически во всех секторах экономики двух стран. Кроме того, в 1998 г.американский экспорт в Канаду вырос в 1,6 раза, канадский экспорт в США увеличилсяна 80 %; канадский экспорт в Мексику увеличился на 32,9 %, в то время как мексиканскийэкспорт в Канаду увеличился в 2,3 раза' по сравнению с 1992 г. Наиболее быстрыетемпы роста наблюдались в экспорте машин, оборудования и автомобильныхзапчастей из Мексики. Таблица 18
Вступление Мексики в североамериканский интеграционный блокобеспечило ей стабильный рост экспорта на рынки США. Положительное сальдоторгового баланса Мексики с США превысило в 1998г. 14 млрд долл. США, тогда какостальные страны ЛКА зарегистрировали совокупный дефицит более 11 млрддолларов. Доля промышленных изделий в мексиканском экспорте превысила 90%. В1999 г. благодаря поставкам на американский рынок мексиканский экспортувеличился на 16,4 % и достиг 136,7 млрд долл. США'.
Другим положительным эффектом реализации НАФТА являетсявысокий темп роста инвестиций, что хорошо видно из сведений таблицы 186,основанных на официальных данных государственных органов статистики Канады(объемы инвестиций даны в канадских долларах).
Вместе с тем имеются и противоречивые, неоднозначныепоследствия в деятельности НАФТА.
В апреле 1999 г. Комиссия договора о зоне свободной торговлив Северной Америке опубликовала данные о том, что США за 5 лет существованияНАФТА за счет роста экспорта в страны-партнеры получили 12,8 млн новых рабочихмест, в то время как Мексика — 2,2 млн, а Канада —1,3 млн'. Многие аналитикисчитают, что в США и Канаде | исчезают высокооплачиваемые рабочие места по мереувеличения объемов импорта из менее развитых индустриальных стран, одной изкоторых является Мексика.
У Мексики также есть причины для беспокойства: американские и канадские ТНК, проникая в страну, «сметают» отечественные малые и средниепромышленные предприятия. Таким образом в рамках НАФТА было уничтожено 28000мексиканских малых предприятий, которые не выдержали конкуренции со стороныкрупных зарубежных компаний. В Мексике на грани разорения находятся 200 тыс.крестьянских хозяйств.
Вскоре после вступления Мексики в НАФТА в стране разразилсятяжелейший валютный кризис. В декабре 1994 г. обвал фондового рынка, падениекурса мексиканского песо сопровождались «эффектом текилы}} — бегством краткосрочных капиталов из этой страны, а также сдругих «нарождающихся рынков», стали первым серьезным вызовом длясевероамериканского интеграционного процесса. Более того, | ряд специалистовнебезосновательно отмечали, что хотя между вступлением Мексики в полосусоциально-политических и экономических потрясений и началом функционированияНАФТА и нет прямой связи, тем не менее курс на форсированную подготовкуэкономики страны к интеграции с США и Канадой, проводимый правительством К.Салинаса в 1988-1993 гг., привел к столь острым формам проявления глубинныхпротиворечий мексиканского общества.
Соединенные Штаты вынуждены были реагировать на ситуациюмгновенно. В условиях, когда ни Федеральная резервная система, ни тем болееКонгресс США не были в состоянии предпринять действенных мер по спасениюамериканских держателей мексиканских ценных бумаг, Вашингтон использовал весьсвой вес в МВФ, чтобы тот предоставил чрезвычайный заем Мексике, причем в трираза больший, чем это обычно практиковалось фондом. В целом из различныхисточников Соединенные Штаты смогли мобилизовать 51 млрд долл. США длястабилизации финансово-экономического положения своего южного соседа.
'La Jornada. Mexico, 25.IV.1999.
Если не принимать во внимание тяжелейшие социальные последствиякризиса, в результате которого уровень жизни упал ниже показателя 1980 г., тов плане экономического роста и динамики внешней торговли Мексика в 1995 г.восстановилась относительно быстро. Достаточно сказать, что если во времякризиса 1982-1983 гг. экспорт США в эту страну упал на 50 %, то в 1995 г. —всего лишь на 2 %. НАФТА действительно оказалась тем «зонтиком», на которыйрассчитывали правящие круги Мексики, приступая к переговорам по созданию североамериканскойзоны свободной торговли.
НАФТА не только смогла выстоять в период мексиканского кризиса,но и в дальнейшем показала свою жизнеспособность. По оценкам большинстваспециалистов, североамериканский интеграционный процесс к концу 90-х годовобрел необратимый характер. Об этом свидетельствовали не только такие показатели,как динамика внешней торговли и движение капиталов и услуг'. И в США, и вКанаде, и в Мексике ни одна из политических партий, крупныхпредпринимательских организаций уже не выступала против НАФТА.
Даже принимая во внимание ряд противоречивых последствийНАФТА для стран-участниц, общий ее потенциал и значение трудно переоценить.
Следует учесть, что в США НАФТА рассматривается как структура,выходящая по своему значению за рамки свободной торговли между тремястранами-участницами, она является краеугольным камнем для более широкойинтеграции стран Западного полушария. В политическом плане предполагаетсясоздание «сообщества демократий Западного полушария». В торгово-экономическомплане в Вашингтоне рассчитывают на то, что НАФТА станет ядром интеграционногообъединения, охватывающего весь американский континент. В тексте договора(НАФТА) предусмотрены перспективы и некоторые механизмы расширениясевероамериканской зоны свободной торговли.
Североамериканскаяассоциация свободной торговли (НАФТА)
Другим практическим примероммеждународной интеграции является Североамериканская ассоциация свободнойторговли (НАФТА). Было подписано Соглашение между США, Канадой и Мексикой оСевероамериканской ассоциации свободной торговли, вступившее в силу 1 января1994 г. Если проанализировать суть основных положений Соглашения и сравнить сосновополагающими посылками документов Евросоюза, то очевидно главное:демонтируются не только таможенные барьеры, НАФТА открывает путь к созданиюединого континентального рынка для свободного передвижения товаров, услуг,капитала и рабочей силы. По подсчетам специалистов не исключено, что уже через15 лет произойдет слияние трех национальных рынков и сформируется зонасвободной торговли с населением более 375 млн человек. Следует вместе с темиметь в виду, что в рамках НАФТА пока не созданы специальные органы,регулирующие сотрудничества, аналогичные существующим в ЕС (Комиссия, Суд,Парламент и т. д.). Не исключено, что в процессе сотрудничества появятся иные,чем в ЕС, механизмы, что, впрочем, будет продиктовано необходимостью.
Создание НАФТА было в большей мереинициировано решениями политиков, хотя значение экономических императивов приэтом нисколько не приуменьшается. В начале 90-х годов с окончанием«холодной войны» радикальным образом изменилась военно-политическаяи экономическая ситуация в мире: исчезли ОВД, СЭВ, резко ослабливоенно-стратегические и экономические позиции России и других республик бывшегоСССР. В новых условиях все чаще проявляются попытки и намерения ЗападнойЕвропы, Японии, стран АТР выйти из-под американского зонтика, канализироватьсредства на укрепление экономической мощи. Материалы последних летсвидетельствуют о сравнимости суммарных экономических и научно-техническихпотенциалов стран ряда регионов с аналогичными показателями США. Какотмечалось выше, ЕС после сравнительно долгого периода становления интеграциив начале 90-х годов приступил к политике «резкого форсажа»,направленной на углубление и расширение интеграции. В то же время отмечаетсястремительный рост экономической мощи Японии и ряда стран Юго-Восточной Азии.Активизировалась деятельность организации Азиатско-тихоокеанского экономическогосотрудничества, просматривается курс Японии на создание своего рода азиатскогообщего рынка, идут переговоры о создании Восточно-азиатского экономическогосообщества и т.д. Такая эволюция событий в мировой экономической жизни немогла не насторожить США, не заставить его предпринять действенные меры с тем,чтобы предупредить возможные негативные последствия.
Ведущую роль в развитии интеграции насевероамериканском пространстве, безусловно, принадлежит США, которые напротяжении многих лет через свои компании активно внедрялись в экономикусоседей. В период подавляющего преимущества американской экономики наконтиненте, беспрекословного лидерства на мировых рынках США не слишкомнуждались в развитии интеграционных процессов на своем континенте. Сменаобстановки в мире объективно поставила перед ними такую задачу,
Помимо аргументов политического характера,каждая страна—участница Соглашения имеет свои экономически обоснованныепричины участия в НАФТА. Так, по мнению американских экспертов, увеличениеэкспорта приведет к росту числа рабочих мест (кстати, эти расчеты ужеоправдались, несмотря на сравнительно короткий промежуток времени). Большиенадежды связываются с процессом перенесения на мексиканскую территориютрудоемких, материалоемких И других дорогостоящих производств, что должносущественно повлиять на снижение издержек и тем самым повыситьконкурентоспособность американских товаров. Американские политологи-экономистысчитают НАФТА своеобразным трамплином для более глубокого проникновения вэкономику латиноамериканских стран на качественно новых условиях, например,партнера, а не эксплуататора.
Экономика Канады тесно связана сэкономикой США. Доля США во внешнеторговом обороте Канады составляет около 70%и, наоборот, доля Канады —20%. Это очень высокий показатель, если учесть, что всамой интегрированной группировке, в ЕС, доля Германии во внешнеторговомобороте Франции составляет менее 20%, а доля Франции — чуть выше 10%. Вместе стем лишь в конце 80-х годов канадцы пришли к выводу о наступлении сравнительноблагоприятных условий для углубления интеграционных процессов с США, имея ввиду тот факт, что эффективность канадских фирм стала приближаться каналогичному показателю для американских. Возможная экономическая выгода послеликвидации таможенных барьеров была предварительно, скрупулезно подсчитана, вчастности, для обрабатывающей и добывающей промышленности. ПравительствоКанады считает, что участие в НАФТА позволит более тесно приобщиться к выпускунаукоемкой продукции, повысить прибыль, так как оплата труда в Канаде выше,чем у партнеров по группировке. Следует отметить, что в Канаде насчитываетсямного противников углубления интеграции с США, с НАФТА, так как американскиефирмы в Канаде слишком агрессивны, и существуют определенные опасенияотносительно потери национального контроля над некоторыми отраслями. Опасенияканадцев понятны еще и потому, что пока не созданы сильные юридическиеинституты, призванные сопровождать экономические процессы.
Большиенадежны связывает с НАФТА Мексика. Она рассчитывает резко ускорить темпы своегоразвития, провести реформы и уже через 10—15 лет приблизиться по уровнюсвоего развития к промышленно развитым странам. Были предприняты решительныемеры по либерализации движения капитала, начался его приток, вырос объеминостранных инвестиций. В то же самое время существуют опасения, чтомексиканским компаниям будет весьма сложно сдерживать напор северных соседей,особенно в сельском хозяйстве, где могут возникнуть серьезные проблемы.
В настоящеевремя пока трудно оценить эффективность деятельности НАФТА, поскольку прошлоне столь много времени, однако уже в настоящее время просматривается стремлениеряда южноамериканских стран присоединиться к этой экономической группировке.Вероятно, в ближайшей перспективе можно будет ожидать расширения НАФТА, однаконеобходимо создать определенные организационные структуры и отработать механизмсотрудничества.ПРИЛОЖЕНИЕЛитература
1. Интеграция в Западном полушарии /Отв. ред. А.Н. Глинкин.М.: ИЛА РАН. 2000.
»/2. Глинкин А.Н. НАФТА после мексиканского кризиса.//Латинская Америка. М., 1997. № 2.
3. Перова М. Международная форма регулирования иностранныхинвестиций. (Опыт Североамериканской зоны свободной торговли). //Хозяйственное право. М., 1999. № 8.
4. Североамериканская зона свободной торговли (НАФТА): проблемыи перспективы. Научные конференции. // США: экономика, политика, идеология. М., 1995. № 4 и 5.
5. NAFTA: Law andBusiness Review of the Americas. Vol.1, № 1. Klumer Law International. N.Y.Winter, 1995.
6. Международные экономические отношения – ИНТЕГРАЦИЯ(учебное пособие) авторы Ю.А. Щербанин, К.Л. Рожков, В.Е. Рыбалкин, ГеоргФишер. Изд. Москва “Банки и биржи” Издательское объединение “ЮНИТИ” 1997г.
7. Московский Государственный Институт МеждународныхОтношений (Университет) МИД РФ, В.Н. Харламова – Международная ЭкономическаяИнтеграция (учебное пособие), изд. />
Приложение к курсовой работе
Таблица №1 Наиболее значимые интеграционныеэкономические организации в основных регионах мирового хозяйства№п/п Наименование организации Число членов Год создания
1
2
3
4
5
Европейский союз (первоначально Европейское экономическое сообщество)
Европейская ассоциация свободной торговли (ЕАСТ)
Зона свободной торговли в Центральной Европе (ЦЕФТА) Содружество Независимых Государств (СНГ)
Черноморское экономическое сотрудничество (ЧЭС)
15
4
7
12
11
1957/1992
1960
1992
1991
1992 6 Североамериканское соглашение о свободной торговле (НАФТА) 3 1994
7
8
9
Форум Азиатско-тихоокеанского экономического сотрудничества (АТЭС) Ассоциация государств Юго-Восточной Азии (АСЕАН)
Ассоциация регионального сотрудничества Южной Азии (СААРК)
21
9
7
1989
1967
1985
10
11
12
Латиноамериканская ассоциация интеграции (ЛАИ, ранее Латиноамериканская ассоциация свободной торговли — ЛАСТ)
Андская группа, или Андский пакт Карибское Сообщество и Карибский общий рынок
11
5
14
1980/1960
1969
1973 13 Общий рынок стран Южного конуса (МЕРКОСУР) 4 1991
[1]№п/п Наименование организации Число членов Год создания 14 Экономическое сообщество 16 1976 государств Западной Африки (ЭКОВАС) 15 Общий рынок Восточной и 20 1994 Южной Африки (КОМЕСА) 16 Южноафриканское сообщество 11 1992 развития (САДК) 17 Таможенный и экономический 6 1966 союз Центральной Африки (ЮДЕАК) 18 Совет арабского экономического 12 1964 единства (САЭЕ) 19 Совет сотрудничества арабских 6 1981 государств Персидского залива (ССАГПЗ)
[2] Доля региональных группировок в мировом валовомвнутреннем продукте, мировом экспорте и инвестициях (%)
/>
------------------------------
Источник: материалы “круглых столов” Санкт-ПетербургскогоЭкономического Форума 1999 г. //Экономист 1999. № 11. С.З.
[3] Различные формы торгово-экономических союзов(схема)
Снятие торгю барьеров во взаимной торговле Зона свободной
/>торговли
Установление единой системы внешнеторговых барьеров +
/>Таможенныйсоюз
+
Свобода передвижения капитала, рабочей силы и согласование экономической политики Общий рынок
/>
+
Согласование экономической политики стран-участниц Экономический
союз
/>
+
Проведение общей экономической и валютно-финансовой политики Полный экономический
/>союз
[4] Таблица
Основные показателиэкономического развития стран -участниц НАФТА в 1992г. при подписании договораСтрана Население млн чел.
ВВП
млрд долл. США
ВНПна
душу населения
Экспорт
млрд долл. США
Импорт
млрд долл. США Канада Мексика США 27,4 89,5 255,0 493,6 329,0 5920,2 20710 3470 23240 150,5 42,8 640,5 153,7 52,7 670,1
------------------------------------
Источник:Klein L.R„ Salvatore D. //Welfare effects of NAFTA. //Journal of policymodeling // New York, 1995. //Vol. 17 № 2. :