1. Разработка теории коллектива в трудах отечественныхпедагогов
С первых лет создания советской школы одной изцентральных ее задач было создание самодеятельного сплоченного коллективашкольников. В «Основных принципах единой трудовой школы» подчеркивалось, что «ввоспитании самой прекрасной задачей является создание школьного коллектива,спаянного радостным и прочным товариществом...». Необходимость развитияколлективизма у учащихся в условиях целенаправленной учебно-воспитательнойработы широко пропагандировали А.В.Луначарский, Н.К.Крупская, А.С.Макаренко,С.Т.Шацкий и другие видные педагоги и общественные деятели.
Основной целью воспитания, считал А.В.Луначарский, должнобыть всестороннее развитие такой личности, которая умеет жить в гармонии сдругими, которая умеет содружествовать, которая связана с другими сочувствием имыслью социально. «Мы хотим, — писал он, — воспитать человека, который был быколлективистом нашего времени, жил бы общественной жизнью гораздо больше, чемличными интересами». В то же время он отмечал, что только на основе коллективамогут быть развиты наиболее полно особенности человеческой личности. Воспитываяиндивидуальность на базе коллективизма, необходимо обеспечить единство личной иобщественной направленности, считал А. В. Луначарский.[1]
Н.К.Крупская дала всестороннее обоснование преимуществколлективного воспитания детей и подростков. В своих многочисленных статьях ивыступлениях она раскрыла теоретические основы и показала конкретные путиформирования детского коллектива. Н. К. Крупская рассматривала коллектив каксреду развития ребенка и придавала большое значение организационному единствудетей в условиях коллективной деятельности. Тщательную теоретическую проработкув ее трудах получили многие проблемы, имеющие большое практическое значение. Кним прежде всего относятся такие, как активная позиция ребенка в установленииколлективистских отношений; связь детского коллектива с широкой социальнойсредой; самоуправление в детском коллективе и методические основы в егоорганизации и др. Теория коллективного воспитания получила практическоевоплощение в опыте первых школ-коммун. Одной из таких школ в составе. Первойопытной станции по народному образованию руководил С. Т. Шацкий. Он на практикедоказал возможность организации школьного коллектива и подтвердил действенностьпервичного школьного коллектива как эффективной формы организациивоспитанников, открывающей широкие перспективы для всестороннего развития личностикаждого ребенка. Опыт первых школ-коммун оказал большое влияние на становлениеколлективистической системы воспитания в масштабах всей страны. В современнойпедагогической литературе он рассматривается как эксперимент, намногоопередивший в то время практику воспитания.
Особо весомый вклад в разработку теории и практикиколлектива внес А.С.Макаренко. Он доказал, что «никакой метод не может бытьвыведен из представления о паре: учитель + ученик, а может быть выведен изобщего представления об организаций школы и коллектива».[2] Он первым глубокообосновал стройную концепцию воспитательного коллектива, пронизаннуюгуманистическими идеями. Педагогические принципы, положенные им в основуорганизации детского коллектива, обеспечивали четкую систему обязанностей иправ, определяющих социальную позицию каждого члена коллектива. Системаперспективных линий, принцип параллельного действия, отношения ответственнойзависимости, принцип гласности и другие были направлены на то, чтобы вызватьлучшее в человеке, обеспечить ему радостное самочувствие, защищенность,уверенность в своих силах, сформировать постоянную потребность движения вперед.
Последовательное развитие идеи А. С. Макаренко получили впедагогических трудах и опыте В.А.Сухомлинского. Усматривая задачу школы вобеспечении творческого саморазвития личности школьника в коллективе, онпредпринял и реализовал удачную попытку построения целостного педагогическогопроцесса. В основу своей воспитательной системы творческого развития личностиВ.А.Сухомлинский положил идею направленного развития у ребенка субъектнойпозиции.
Многолетняя педагогическая деятельность В.А.Сухомлинскогов качестве директора школы и учителя позволила ему сформулировать совокупностьпринципов, которые должны быть положены в основу формирования школьногоколлектива: организационное единство школьного коллектива; руководящая рольшкольного коллектива; руководящая роль педагога; богатство отношений междуучениками и педагогами, между учениками, между педагогами; ярко выраженнаягражданственность духовной жизни воспитанников и воспитателей;самодеятельность, творчество, инициатива; постоянное умножение духовныхбогатств; гармония высоких, благородных интересов, потребностей и желаний;создание и заботливое сохранение традиций, передача их от поколения к поколениюкак духовного достояния; интеллектуальное, эстетическое богатствовзаимоотношений между школьным коллективом и другими коллективами нашегообщества; эмоциональное богатство коллективной жизни; дисциплина иответственность личности за свой труд и поведение.[3]
С начала 20-х до 60-х гг. XX в. проблема коллективасчиталась традиционно педагогической, хотя отдельные аспекты коллективной жизниизучались и в рамках других наук. С начала 60-х гг. интерес к коллективу в силуизменившихся социально-политических условий проявился со стороны всехобщественных наук. Философия исследует коллектив как социальную общность людейв его отношении к личности, закономерности и тенденции соотношения личного иобщественного интереса и их учет в управлении развитием общества. Социальнаяпсихология интересуется закономерностями коллективообразования,взаимоотношениями коллектива и личности на психологическом уровне, структурой истановлением системы деловых и личных, интерперсональных связей и отношений.Социологи изучают коллектив как социальную систему в целом и как систему болеенизкого порядка по отношению к системе более высокого уровня, т.е. к обществу.Юриспруденция и ее отрасль — криминалистика рассматривают коллектив как одну изразновидностей социальных групп с позиции среды, формирующей мотивы и условияотступления от норм общественной жизни. Педагогику, как и раньше, интересуютвопросы создания коллектива и использования его возможностей для гармоничногоразвития личности, т. е. как инструмента для целенаправленного влияния наличность не непосредственно, а опосредованно через коллектив.
В последние десятилетия педагогические исследования былинаправлены на выявление наиболее эффективных форм организации, методовсплочения и формирования воспитательных коллективов (Т. Е. Конникова,Л.И.Новикова, М.Д.Виноградова, А.В.Мудрик, О.С.Богданова, И.Б.Первин и др.), наразработку принципов и методов стимулирования коллективной деятельности(Л.Ю.Гордин, М.П.Шульц и др.), развитие воспитательных функций коллектива исамоуправления в нем (В.М.Коротов и др.), разработку педагогическойинструментовки деятельности коллектива (Э.С.Кузнецова, Н.Е.Щуркова и др.).Современная концепция воспитательного коллектива (Т. А. Куракин, Л. И.Новикова, А. В. Мудрик) рассматривает его как своеобразную модель общества,отражающую не столько форму его организации, сколько те отношения, которые емуприсущи, ту атмосферу, которая ему свойственна, ту систему человеческихценностей, которая в нем принята. При этом детский коллектив рассматриваетсякак модель, в которой отражаются отношения сегодняшнего дня общества итенденции его развития. Для общества детский коллектив, будучи его ячейкой,является средством достижения стоящих перед ним воспитательных задач, а дляребенка он выступает прежде всего своеобразной средой его обитания и освоенияопыта, накопленного предшествующими поколениями.
В настоящее время исследуются такие вопросы теорииколлектива, как массовое, групповое и индивидуальное в коллективе, проблемаколлективного целеполагания; формирование социальной направленности личности иразвитие творческой индивидуальности членов коллектива; идентификация иобособление в коллективе в их единстве; единство педагогического руководства,самоуправления и саморегуляции; тенденции развития коллектива как субъектавоспитания и др. В основе сплочения детского коллектива может лежать не толькотруд, но и общение, познание, игра и другие виды деятельности, организациикоторых необходимо уделять специальное внимание.[2]
2. Роль учебно-воспитательного коллектива в развитииличности
Одним из основных принципов реализации теории коллективав педагогике является принцип формирования личности в коллективе. Данныйпринцип был разработан основоположниками советской педагогики Н.К. Крупской иА.В. Луначарским. Он провозглашает основной целью коллектива «всестороннееразвитие такой личности, которая умеет жить в гармонии с другими, которая умеетсодружествовать, которая связана с другими сочувствием и мыслью социально». [5]
Согласно данной теории, роль коллектива в развитииличности проявляется в следующих моментах:
Коллектив является основной базой накопления детьмипозитивного социального опыта, поскольку только в школьном коллективе егоосвоение специально планируется и направляется.
Коллектив обеспечивает воспитаннику возможностисамовыражения и самоутверждения как личности. Только в нем формируютсясамооценка, уровень притязаний и самоуважение.
В коллективе формируются общественно значимые умения инавыки, нравственные ориентации, гражданская позиция воспитанника.
Трудовая деятельность в условиях коллектива стимулируетпроявление ответственности за результаты труда.
Коллективная деятельность открывает возможности дляреализации и развития физического и творческого потенциала воспитанников, ихэмоционального развития.
Коллектив играет очень важную роль в жизни каждоговоспитанника. В нем также удовлетворяются естественные потребности человека вобщении, в принадлежности к группе себе подобных; в коллективе человек можетобрести поддержку и защиту, а также признание своих достижений и успехов.
Коллектив способен изменять человека. Поскольку емуприходится учиться и жить в окружении других людей, он вынужден приспосабливатьк ним свои желания, стремления, интересы. В коллективе человек имеетвозможность по-новому взглянуть на себя со стороны, оценить себя и свою роль вобществе.
Коллектив в значительной мере стимулирует творческуюактивность большинства своих членов, пробуждает в них стремление ксовершенствованию, к первенству.
Человек живет и развивается в системе отношений сокружающим миром. Эта система многогранна. Важнейшими ее сторонами являютсядве: отношение людей к природе и отношение их друг к другу. Через отношение кприроде развертывается все богатство предметной деятельности человека, черезотношение друг к другу — богатство связей общения, определяющее общественную,коллективную силу человека.
К. Маркс в статье «Наемный труд и капитал» писал, чтолюди «не могут производить, не соединяясь известным образом для совместнойдеятельности и для взаимного обмена своей деятельностью. Чтобы производить,люди вступают в определенные связи и отношения, и только в рамках этихобщественных связей и отношений существует их отношение к природе, имеет местопроизводство». К. Маркс видел в коллективе оптимальные условия для развитияличности, ее дарований. «Только в коллективе,— считал он,— индивид получаетсредства, дающие ему возможность всестороннего развития своих задатков, и,следовательно, только в коллективе возможна личная свобода».
Развивая идеи К. Маркса, В. И. Ленин разработал рядтеоретически важных положений, касающихся руководства советскими коллективами,изучения и учета психологии коллектива, в особенности общественного мнения инастроения масс и личности. [6]
В соответствии с психологической концепциейперсонализации, каждому человеку присущи потребность и способность бытьличностью. Потребность означает, что человеку необходимо быть в максимальнойстепени представленным значимыми для него качествами в жизнедеятельности другихлюдей, осуществлять своей деятельностью преобразования их смысловой сферы.Способность подразумевает совокупность индивидуальных особенностей и средств,обеспечивающих удовлетворения потребности быть личностью
Становление личности невозможно вне коллектива, посколькуее стержневым образованием является самооценка, основанная в значительнойстепени на оценках, которые дают человеку другие люди. Поэтому, исходя извышеизложенных фактов, влияние коллектива на личность не вызывает сомнений.
Таким образом, согласно теории отечественных педагогов,полноценное формирование личности может происходить только в коллективе.Поэтому он является основой для воспитания и обучения. [7]
Коллектив изменяет человека, ибо ему приходится учитьсяжить и работать в окружении других людей, приспосабливать к ним свои желания,стремления, интересы. В коллективе человек имеет возможность по-новомувзглянуть на себя со стороны, оценить себя и свою роль в обществе. Коллектив взначительной мере стимулирует творческую активность большинства своих членов,пробуждает в них стремление к совершенствованию, к первенству.
В зависимости от характера самого коллектива его влияниена личность бывает как позитивным, так и негативным. Так, сплоченный, но ненастроенный на конструктивное поведение коллектив, может разлагающе на неевлиять, вынуждать к антисоциальному поведению. В свою очередь человек такжепытается воздействовать на коллектив, делать его более «удобным» для себя.
Результативность такого воздействия зависит от силы обеихсторон. Сильная личность может подчинить себе коллектив, в том числе и врезультате конфликта с ним; слабая, наоборот, сама ему подчиняется ирастворяется в нем, а последний берет взамен на себя заботу о ее благополучии.
Идеальная с управленческой точки зрения ситуациярасполагается где-то посередине и характеризуется доверительными партнерскимиотношениями между трудовым коллективом и его участниками, не отказывающимися отсобственных позиций, но уважительно относящимися к общим целям и нуждам. [9]
3. Сущность, организационные основы функционирования иэтапы развития учебно-воспитательного коллектива
3.1 Существенные признаки коллектива и его функции
В современной психолого-педагогической литературеупотребляется два значения понятия «коллектив». Первое: под коллективомпонимается любая организация, группа людей (на заводе, в цехе, бригаде, ПТУ,школе, студенческой группе и т. д.); второе: под коллективом понимается высокийуровень развития группы. В этом случае речь идет о ее качественныххарактеристиках: целеустремленности, сплоченности, духовном единстве и т. д.
В условиях школы организация учащихся в коллективосуществляется целенаправленно и последовательно, сообразно задачам воспитания.В этом смысле коллектив является объектом воспитательного воздействия иуправления со стороны педагогов. Изучение воспитательных возможностейученического коллектива, личности каждого воспитанника, их взаимодействия,основанного на постоянном духовном обогащении друг друга и коллектива в целом,—все это позволяет воспитателю рассматривать коллектив как явлениепедагогическое.
Вместе с тем следует учитывать, что в ученической средевозникают различные объединения (по увлеченности, совместной деятельности,взаимным симпатиям, по интересам, соседству и другим признакам). В процессеобщения развиваются межличностные отношения. Коллектив обретает своювнутреннюю, субъективную сторону жизнедеятельности и функционирует как явлениесоциальное.
Ученический коллектив является своеобразной формойобщности подростков, юношей и девушек. От других объединений он отличаетсяцелым рядом признаков. Прежде всего, это объединение школьников, устремленных кединым общественно значимым целям, реализуемым в учебном процессе. Отношениешкольников к учебной деятельности может складываться по-разному, в зависимостиот успеха, способностей к тому или иному виду учебного труда, сложившегосяопыта учебной деятельности, а также и от некоторых объективных условий:педагогического мастерства учителя, характера взаимоотношений с ним.
Первый признак — совместная устремленность к социально значимымцелям деятельности (основной для учащихся) — предполагает высокий уровеньсознательности членов коллектива.
Вторым признаком коллектива является совместнаядеятельность его членов, направленная на достижение поставленных целей.Характер деятельности, ее содержание, формы сотрудничества, результаты такжеобусловлены особенностями ученической позиции школьника. В отличие от трудовыхколлективов, где результаты коллективной деятельности оцениваются по уровнюпроизводительности труда и степени сознательности рабочего, проявляемой вчувстве коллективной ответственности, чести заводской марки,дисциплинированности и т. д., деятельность школьников в коллективе оцениваетсяпо индивидуальным достижениям в учебном процессе и интенсивности обменанакапливаемыми знаниями в различных формах внеучебного сотрудничества. Учебнаядеятельность — основная для школьников.
Третий признак коллектива — наличие в нем отношенийответственной зависимости — в коллективах школы имеет своеобразие,заключающееся в том, что ответственная зависимость школьников в коллективеустанавливается при постоянном направляющем воздействии учителя.
Исследователи коллектива (Л. И. Новикова, А. Т. Куракин идр.) показали, что ученический коллектив как социальную общность характеризуетне только единство цели и деятельности, но и единство связанных с нимипереживаний и оценочных суждений детей.
Использование идей А. С. Макаренко в опыте многих школстраныпозволило расширить признаки, характеризующие ученический коллектив.
Процесс функционирования ученического коллективаосуществляется неравномерно: для него характерны чередования подъема иотносительной стабильности, постоянное усложнение перспективы превращения частиих в традиции коллектива.
Современный школьный коллектив представляет собой органическоеединство двух коллективов — педагогов и учащихся. Их функционирование —взаимообусловленный процесс: ученический коллектив не может успешно развиватьсябез целенаправленного воздействия педагогов, педагогический коллектив, как икаждое производственное объединение, достигает цели по результату, в данномслучае — сплочению учащихся. Педагогический коллектив имеет свои признаки,позволяющие рассматривать его как самостоятельное образование. Он стабилен посоставу, действует в системе единых установок, обусловленных профессиональнойнаправленностью деятельности. В нем нет той разветвленности связей, котораясуществует в ученическом коллективе. [7]
Важно иметь в виду, что признаки, характерные дляразвитого коллектива, возникают не сразу и не автоматически. Только высокоразвитый коллектив успешно выполняет свои социальные функции, а именно:является естественной формой социальной жизнедеятельности членов общества и вто же время главным воспитателем личности. Выделяют три воспитательные функцииколлектива:
организационную — детский коллектив становится субъектомуправления своей общественно полезной деятельностью;
воспитательную — детский коллектив становится носителем ипропагандистом определенных идейно-нравственных убеждений;
стимулирования — коллектив способствует формированиюнравственноценных стимулов всех общественно полезных дел, регулирует поведениесвоих членов, их взаимоотношения.
У каждого коллектива существует склонность к идеализациипрошлого, представлению своей истории в наиболее выгодном свете, поддержаниютрадиций. Это формирует комплекс представлений о собственном превосходстве дажев какой-то узкой области, придает ему дополнительную силу, устойчивость,сплоченность, препятствует дезорганизации. [4]
3.2 Структура и основные типы учебно-воспитательныхколлективов
Для практической работы в школе большое значение имеетвопрос о структуре коллектива и его органов. Опыт показывает, что общешкольныйколлектив должен иметь не более 400 — 500 учащихся. Кроме того, он не оказываетнепосредственного влияния на каждую личность в отдельности. Это осуществляетсятолько через первичный коллектив, т.е. такой, в котором воспитанники находятсяв постоянном деловом и межличностном взаимодействии. [4]
При организации коллективной жизнедеятельности школьниковнеобходимо стремиться к сочетанию различных форм первичных коллективов, одни изкоторых могут быть постоянными, а другие временными. По характеру деятельностивсе многообразие первичных коллективов можно разделить на три группы:
-организованные на основе разнообразной, в том числеучебной, деятельности (классы, отряды и т.п.);
-организованные на основе какого-то одного видадеятельности (кружки, секции, клубы и т.п.);
-организованные на основе игровой и других видовдеятельности по месту жительства.
По возрастному составу первичные коллективы могут бытьодновозрастными и разновозрастными. Принципиально важно, чтобы сочетаниепервичных коллективов было таким, чтобы позволяло наилучшим образом решать нетолько практические, но и на этой основе воспитательные задачи, стоящие передпедагогической системой.
Успешное функционирование детского коллектива требуетналичия в нем органов, координирующих и направляющих деятельность на достижениеобщих целей. Главным органом коллектива является собрание воспитанников. Длярешения оперативных задач, как правило, формируется актив и избираетсястароста. Во многих случаях для организации и осуществления какого-либомероприятия создаются временные коллективные органы (советы, штабы). В нихвходят избираемые или уполномоченные учащиеся, которым первичный коллективпоручает планирование, распределение поручений, проверку исполнения и другиеуправляющие функции. Сплачивающим ядром коллектива, его организующим центром А.С. Макаренко считал актив. Он является тем здоровым и необходимым ввоспитательном детском учреждении резервом, который обеспечиваетпреемственность поколений в коллективе, сохраняет стиль, тон и традицииколлектива. В актив входят воспитанники, выполняющие те или иные порученияколлектива и состоящие в его органах. В число активистов подбираются наиболеедеятельные и пользующиеся уважением своих товарищей школьники. Естественно, чтопедагог не может стоять в стороне, поэтому изучение деловых и личных качестввоспитанников и их положения в коллективе является одним из существенныхусловий правильного подбора активистов и предотвращения появления во главеколлектива лидеров с отрицательной общественной направленностью.
Изучение опыта показывает, что воспитательная работа сактивом может складываться из следующих видов педагогической работы:
-разъяснения прав, обязанностей и задач коллективапосредством инструктирования;
-оказания повседневной практической помощи в разработкестратегий коллективной деятельности;
-организации обмена опытом работы («летучки»,совещания);
-контроля за исполнением поручений и привлечения вниманияактива к качеству выполненной работы. [11]
По составу коллективы бывают:
— гомогенными (однородными) ;
— гетерогенными (разнородными).
Эти различия могут касаться пола, возраста, профессии,уровня образования и пр. Гетерогенные коллективы более эффективны при решениисложных творческих проблем, а также при интенсивной работе; в то же времягомогенные лучше решают простые задачи.
Чем больше сходство между членами коллектива, темзначительнее влияние, которое они оказывают друг на друга, быстреевырабатывается чувство общности. Однако здесь острее внутренняя конкуренция,выше конфликтность, особенно в чисто женских коллективах (поэтому желательно,чтобы соотношение представителей разного пола было примерно одинаковым). Вцелом эффективный коллектив должен состоять все же из непохожих личностей.
По статусу коллективы можно разделить на:
— официальные ;
-неофициальные.
Первые, например, персонал организации или подразделения,оформлены юридически и действуют в рамках правового пространства. Вторыебазируются на нигде не зафиксированном, а то и необъявленном желании людейсотрудничать друг с другом и реальной практике такого сотрудничества.
По характеру внутренних связей различаются:
-формальные коллективы;
-неформальные коллективы.
В формальных связи предписываются заранее, в неформальных— складываются спонтанно, сами собой. Границы формального и неформальногоколлектива чаще всего не совпадают, так как некоторые сотрудники в последниймогут не приниматься, или по собственной инициативе придерживатьсянейтралитета. Сила неформального коллектива состоит в том, что его невозможноюридически и организационно уловить и привязать к нормам и правилам.
Исходя из сроков существования коллективы подразделяютсяна:
-временные( предназначенные для решения разовой задачи);
-постоянные.
Важным признаком, в соответствии с которым могутклассифицироваться коллективы является степень свободы, предоставляемая ихучастникам. Последняя при этом рассматривается в двух отношениях: во-первых,как свобода вхождения в коллектив, которая варьируется в довольно значительномдиапазоне — от безусловной обязательности для призывников служить в армии дополной добровольности при вступлении в клуб собаководов.
Во-вторых, можно говорить о свободе активного участия вдеятельности коллектива; в одном случае оно требуется постоянно; в других —может быть эпизодическим или даже формальным. Это позволяет людям одновременнобыть членами нескольких коллективов и проявлять активность прежде всего там,где это нужнее всего в данный момент.
В соответствии с их функциями выделяют коллективы:
-ориентированные на достижение определенной цели(персонал организации);
-на реализацию совместного интереса и общение.
В свою очередь функциональная классификация можетдополняться и детализироваться классификацией по видам деятельности.
Реализация тех или иных функций предполагает определеннуюстепень внутриколлективного разделения труда, которое на деле может быть самымразнообразным. В одних коллективах оно существует только как количественное,создающее возможность полной взаимозаменяемости работников. В других имеетместо специфика отдельных видов труда в пределах одного и того же качества, чтовзаимозаменяемость уже ограничивает.
В-третьих — имеет место глубокое качественное разделениетруда, делающее ее в принципе невозможной, так что нормальное функционированиеколлектива в случаях болезни или ухода одного из его членов может бытьзатруднено.
По размерам коллективы подразделяются на:
— малые ;
— большие.
причем в данном случае речь идет не столько о количествеучастников, сколько о возможности или невозможности непосредственноподдерживать постоянные связи между ними. В больших коллективах это практическиневозможно, и люди мало знают друг о друге, а в малых, где число участников непревышает 20, вполне реально, даже без объединяющего лидера. Это придает такимколлективам дополнительную гибкость, в целом более высокую результативностьработы, а люди получают удовлетворение от нее.
В большом коллективе каждый выполняет широкий кругобязанностей, легче удовлетворить свою потребность в аудитории, получитьнеобходимый совет. Большие группы экономичнее, особенно при выполнении простыхповторяющихся операций, легче могут найти выход из тупика, и в них прощерешается проблема преемственности. Но в них больше отдаленность исполнителя отруководства и коллег и ниже мотивация.
Малые коллективы, члены которых поддерживают между собойне просто непосредственные, но еще и эмоционально окрашенные дружескиеконтакты, получили название первичных. Обычно они включают в себя от двух допяти человек, объединенных личными интересами, общностью целей и нормповедения, неформальным контролем. В такой первичной группе людей нельзязаменять без ее разрушения.
Каждый коллектив вырабатывает систему социальногоконтроля — совокупность способов воздействия на своих членов через убеждения,предписания, запрещения, признание заслуг и пр., с помощью чего их поведениеприводится в соответствие со сложившимися ценностями и стандартами деятельности.
Система социального контроля опирается,
во-первых, на привычки, то есть укоренившиеся способыповедения в определенных ситуациях;
во-вторых на обычаи — установившиеся виды поведения,которые коллектив с моральной точки зрения высоко оценивает и принуждает своихчленов их признавать и придерживаться;
в-третьих, на санкции, представляющие собой ту или инуюреакцию группы на поведение индивида в социально-значимых ситуациях;
в-четвертых, на формальные и неформальные способы надзораза поведением и поступками людей.
Люди подчиняются социальному контролю группы принеобходимости принятия решения в условиях цейтнота, высокой сплоченности,изолированности от внешней среды, наличии готового варианта решения,устраивающего всех, оценке внутреннего согласия как важнейшей самостоятельнойценности. [9].
3.3 Этапы и уровни развития коллектива
Коллектив как специально организованное объединениеучащихся формируется не сразу. Ни одно объединение людей изначально непроявляет существенных признаков, которые характеризуют коллектив. Процессформирования коллектива длительный и проходит через ряд этапов.
Этапы развития коллектива, где требование выступаетосновным параметром, определяющим его становление, впервые были обоснованы А.С.Макаренко. Необходимым путем в развитии воспитательного коллектива он считалзакономерный переход от категорического требования педагога до свободноготребования каждой личности к себе на фоне требований коллектива.
На первом этапе в качестве средства, сплачивающего детейв коллектив, должно выступать единоличное требование педагога к учащимся.Следует отметить, что большинство воспитанников, особенно младших возрастныхгрупп, практически сразу и безоговорочно принимают эти требования.Показателями, по которым можно судить о том, что диффузная группа переросла вколлектив, являются мажорные стиль и тон, качественный уровень всех видовпредметной деятельности и выделение реально действующего актива. О наличиипоследнего, в свою очередь, можно судить по проявлениям инициативы со стороныучащихся и общей стабильности группы.
На втором этапе развития коллектива основным проводникомтребований к личности должен быть актив. Педагогу в связи с этим необходимоотказаться от злоупотребления прямыми требованиями, направленныминепосредственно к каждому воспитаннику. Здесь вступает в силу методпараллельного действия, поскольку педагог имеет возможность опереться в своихтребованиях на группу учащихся, которые его поддерживают. Однако сам активдолжен получить реальные полномочия, и только с выполнением этого условияпедагог вправе предъявить требования к активу, а через него и к отдельнымвоспитанникам. Таким образом, категорическое требование на этом этапе должностать требованием коллектива. Если этого нет, то нет и коллектива в истинномсмысле.
Третий этап органично вырастает из второго, сливается сним. «Когда требует коллектив, когда коллектив сближается в известном тонеи стиле, работа воспитателя становится математически точной, организованнойработой», — писал А. С. Макаренко. Положение, «когда требует коллектив»,говорит о сложившейся в нем системе самоуправления. Это не только наличиеорганов коллектива, но и, главное, наделение их реальными полномочиями,переданными педагогом. Только с полномочиями появляются обязанности, а с ними инеобходимость в самоуправлении.
В настоящее время сложился другой подход (Л.И.Новикова,А. Т.Куракин и др.) к определению стадии развития коллектива, в рамках которогопризнается, что не только требования, но и другие средства могут сплачиватьдетей.
В последние десятилетия наметилась отчетливая тенденцияназывать коллективом группу людей высокого уровня развития, отличающуюсясплоченностью, интегративной деятельностью, коллективистическойнаправленностью. Самое существенное качество группы — уровень еесоциально-психологической зрелости. Именно высокий уровень такой зрелостипревращает группу в качественно новое социальное образование, новый социальныйорганизм — в группу-коллектив.
Нижним уровнем формирования коллектива являетсягруппа-конгломерат, т.е. группа ранее непосредственно незнакомых детей,оказавшихся (или собранных) на одном пространстве и в одно время. Новзаимоотношения и взаимодействия поверхностны и ситуативны (например, группаребят, только что приехавших в летний оздоровительный лагерь из разных мест исобранных вместе). Если группа получает свое название, то происходит ееноминализация (номинальная группа). В этом случае ей приписываются определенныеизвне цели, виды деятельности, условия взаимодействия с другими группами и т.д.При этом номинальная группа может остаться группой-конгломератом, еслиобъединенные в нее личности не примут этих целей и условий, если не произойдетдаже формального межличностного объединения, но такие случаи редки в школьнойпрактике.
Если же начальное объединение произошло, дети принялистатут «первичного коллектива», цели каждой личности в группепроектируются заданием, группа поднимается на одну ступеньку — она становитсягруппой-ассоциацией. На этом уровне начинается единая жизнедеятельность группы,появляются первые ростки ее коллективообразования, закладываются первыекирпичики формирования ее структуры как коллектива. Совместнаяжизнедеятельность в рамках официальной первичной группы дает ей возможностьперейти к более высоким уровням организации, а главное, изменяет межличностныеотношения и ведет при благоприятных условиях на следующую ступень — кгруппе-кооперации.
Группа-кооперация отличается реальной и успешнодействующей организационной структурой, высоким уровнем групповойподготовленности и сотрудничества. Ее межличностные отношения и еевнутригрупповое общение носят сугубо деловой характер, подчиненный достижениювысокого результата в выполнении конкретной задачи в том или ином видедеятельности. Направленность и психологическая совместимость здесь вторичны изависят от единства целей и взаимодействия. Это создает условия для переходагруппы-кооперации на следующую ступень — автономизацию.
Группа-автономия характеризуется высоким внутреннимединством. Именно на этом уровне члены группы идентифицируют себя с ней(«Моя группа»). В ней происходят процессы обособления, эталонизации(монореферентности), внутренней слитности и спаянности, которые являютсявнутригрупповой основой для перехода к высшему уровню.
Однако группа-автономия может уйти в сторону отколлектива к корпорации. Это возможно в том случае, если произойдетгиперавтономизация, если обособление приведет к замкнутости, группа изолируетсебя от других групп данной общности, замкнет свои цели внутри себя, если онаначнет противопоставлять себя другим группам и осуществлять свои цели любойценой, в том числе и за счет других групп. В этом случае появляетсякорпоративная направленность как «групповой эгоизм» и групповойиндивидуализм, а сама группа превращается в группу-корпорацию — лжеколлектив.
Напротив, если группа выходит на межгрупповоевзаимообщение и взаимодействие, становится органичной частью более широкойобщности, а через нее и общества в целом, то в такой группе наблюдаетсяколлективистическая направленность и она становится группой-коллективом.
Исследования показали, что названные уровни являются нетолько диагностическими срезами, но и этапами в процессе коллективообразования.Так, в летних оздоровительных детских лагерях можно увидеть, как большинствоотрядов проходят путь от групп-конгломератов и номинальных групп черезассоциации (первые 4—5 дней 24-дневной смены) к кооперациям (примерно ксередине смены), а затем к автономизации и временным коллективам (последняятреть смены).
Учебно-воспитательный коллектив — важнейший факторцеленаправленной социализации, воспитания личности. Его влияние на личность вомногом зависит от того, в какой мере цели и задачи коллектива осознаны егочленами и воспринимаются ими как свои личные. Органическое единство личного исоциального рождается в коллективной общественно полезной деятельности ипроявляется в коллективизме.
Коллективизм — это чувство солидарности с группой,осознание себя ее частью, готовность к действиям в пользу группы и общества.Воспитание коллективизма в школьном коллективе достигается различными путями исредствами: организацией сотрудничества и взаимопомощи в учебе, труде,общественной работе; совместным участием школьников в культурно-массовых испортивных мероприятиях; постановкой перед учащимися перспектив (целейдеятельности) и совместным участием в их осуществлении; активизацией работыдетских и юношеских общественных организаций.
Таким образом, учебно-воспитательный коллектив — этоорганизованная группа, в которой ее члены объединены общими ценностями и целямидеятельности, значимыми для всех детей, и в которой межличностные отношенияопосредствуются социально и личностно значимым содержанием совместнойдеятельности. [12]
Литература
1. Воспитание детей в школе. Новые подходы и новые технологии /Под ред. Н.Е. Щурковой.2000г [Электронный ресурс]
2. Гиппенрейтер Ю.Б. Общаться с ребенком, КАК Москва, 1997 г-с.261[Электронный ресурс]
3. Ильин Е.Н. Путь к ученику/Е.Н. Ильин. –М.,1988г. [Электронный ресурс]
4. В. А. Сластёнин, И. Ф. Исаев, А. И. Мищенко и др. Педагогика. Учебноепособие для студентов педагогических учебных заведений. — М.: «Школа-Пресс»,1997. [Электронный ресурс]
5. Луначарский А.В. «О воспитании и образовании». – М.: Педагогика, 1976. –640 с. [Электронный ресурс]
6. «Педагогика». Под редакцией Ю. К.Бабанского.«Просвещение», Москва, 1983 г. [Электронный ресурс]
7. Немов Р.С., Кирпичник А.Г. «Путь к коллективу: Книга для учителей опсихологии ученического коллектива». – М.: Педагогика, 1988. -144 с.[Электронный ресурс]
8. Ерина Е.Л. Учебно-методический комплекс дисциплины «Управление персоналомв социальных учреждениях» .2008 [Электронный ресурс]
9. Энциклопедия менеджмента. 2008-2010г [Электронный ресурс]
10. Макаренко А.С. «Коллектив и воспитание личности». – М.: Педагогика,1972. – 334 с. [Электронный ресурс]
11. Управление персоналом. Словарь-справочник2001-2010. [Электронный ресурс]
12. Сластёнин В.А. и др. Педагогика. Учебное пособие для студентов высшихпедагогических учебных заведений / В.А. Сластёнин, И.Ф. Исаев, Е.Н. Шиянов; Подред. В.А. Сластёнина. – М.: Издательский центр «Академия», 2002.[Электронныйресурс]