ПЛАНРАБОТЫ:
Введение
Глава.1. Сказка как жанр устного народноготворчества
1.1 Особенности сказки
1.2 Классификация сказок и их специфика
Глава 2. Методические подходы к работе надсказкой
2.1 Значимость сказки. Познавательное значениесказки
2.2 Приемы работы над сказкой на разных этапахосознавания младших школьников
2.2.1 Первичное восприятие сказки
2.2.2 Подготовка к первичному восприятию
2.2.3 Проверка первичного восприятия сказки
2.2.4 Анализ содержания сказки
Заключение
Список использованной литературы
Введение
Темойкурсовой работы выступает: Методика работы над русскими народными сказками
Актуальность.Вопрос о значении восприятия и переживания сказки для психического развитияребенка, становления его как личности, раскрытия творческого потенциалаостается одним из актуальных и обсуждаемых в психолого-педагогическойлитературе. Связано это с открытием новых возможностей работы со сказкой,которая открывается для детей и исследователей не только как культурологическийфеномен, но и как феномен психологический, как форма духовного опытачеловечества.
Этиположения отразились в современном методологическом направлении работы сосказкой, получившем название сказкотерапия. В современной педагогике ипсихологии сказка все чаще рассматривается как многообразный по своимпроявлениям источник личностного развития. Мы, наконец, перестаем гнаться забуйным микки-маусами, электронными Фирби и обращаемся к более«человекоподобным» и по-настоящему сказочным «Ежику втумане», «Королю-Льву» и др. Сказка возвращается в культуру иэто, на мой взгляд не дань моде, а знак того, что сказочная форма продолжаетсвое развитие, в ней много неоткрытого и невостребованного.
Особоевнимание следует обратить на то, что сказка тесно связана с игрой. Сказочныеобразы способствуют активизации функции воображения (воссоздающего итворческого). Воображение тесно связано с эмоциями и всеми психическими функциями:восприятием, вниманием, памятью, речью, мышлением, оказывая тем самым влияниемна становление личности в целом.
Воображение — есть фантазия, открывает новый необычный взгляд на мир, обогащает жизненныйопыт, питает творчество. Необходимо развивать воображение и творчество младшегокольника: играть со сказкой, рисовать ее, инсценировать, сочинять.
Основнойцелью курсовой работы является изучение методики работы над русскими народнымисказками. Для достижения поставленной цели необходимо: обобщить опытиспользования сказки в воспитательно-образовательной работе с детьми 7-9 лет,обеспечивающий детское развитие в целом и творческих способностей в частности,изучить развитие творческого вербального воображения и эмоционально-волевойсферы младшего школьника через восприятие сказки и технологию творческой работысо словом и сказкой.
Исходя извышеизложенного, в ходе выполнения курсовой работы необходимо решить следующиеосновные задачи:
— провести анализнаучно-методической литературы в отношении роли сказки в системе воспитания иобразования;
— выяснить наиболее эффективные методы и приемыработы над сказкой, способствующие развитию у детей интереса к чтению итворческих способностей, проявляющихся в умении и желании сочинять сказки;
— определить психолого-педагогические и методические особенности изучения сказоквсех типов;
— изучить методы и приемы творческого развития школьников при работе со сказкой;
— детально изучить процесс восприятия школьником сказки;
— дать анализ рассмотренных аспектов методики работы с русскими народнымисказками.
Практическаязначимость состоит в том, что курсовая работа имеет практико-ориентированнуюнаправленность, содержит систему практических занятий со школьниками поразвитию восприятия сказки и эмоциональной сферы младшего школьника.
Научнаязначимость: в работе представлено обоснование возможности развития восприятия иэмоциональной сферы школьника через приемы работы со сказкой, психологические ипедагогические ресурсы сказки для развития творческого потенциала ребенка.
Глава.1Сказка как жанр устного народного творчества
1.1Особенности сказки
Веселые игрустные, страшные и смешные, они знакомы нам с детства. С ними связаны нашипервые представления о мире, добре и зле, о справедливости.
Сказки любяти дети и взрослые. Они вдохновляют писателей и поэтов, композиторов ихудожников. По сказкам ставятся спектакли и кинофильмы, создаются оперы ибалеты. Сказки пришли к нам из глубокой древности. Рассказывали их нищиестранники, портные, отставные солдаты.
Сказка — одиниз основных видов устного народного творчества. Художественное повествованиефантастического, приключенческого или бытового характера[1].
Сказка — произведение, в котором главной чертой является «установка на раскрытиежизненной правды с помощью возвышающего или снижающего реальностьусловно-поэтического вымысла».[2]
Сказка — абстрагированнаяформа местного предания, представленная в более сжатой и кристаллизованнойформе: Изначальной формой фольклорных сказок являются местные предания,парапсихологические истории и рассказы о чудесах, которые возникают в видеобычных галлюцинаций вследствие вторжения архетипических содержаний изколлективного бессознательного.
Авторы почтивсех трактовок определяют сказку как вид устного повествования с фантастическимвымыслом. Связь с мифом и легендами, на которую указывает М.-Л. Фон Франц,выводит сказку за пределы простого фантастического рассказа. Сказка — не толькопоэтический вымысел или игра фантазии; через содержание, язык, сюжеты и образыв ней отражаются культурные ценности ее создателя.
В русскихсказках часто встречаются повторяющиеся определения: добрый конь; серый волк;красная девица; добрый молодец, а также сочетания слов: пир на весь мир; идтикуда глаза глядят; буйну голову повесил; ни в сказке сказать, ни пером описать;скоро сказка сказывается, да не скоро дело делается; долго ли, коротко ли…
Часто в русскихсказках определение ставится после определяемого слова, что создает особуюнапевность: сыновья мои милые; солнце красное; красавица писаная…
Характерныдля русских сказок краткие и усеченные формы прилагательных: красно солнце;буйну голову повесил;- и глаголов: хвать вместо схватил, подь вместо пойди.
Языку сказоксвойственно употребление имен существительных и имен прилагательных сразличными суффиксами, которые придают им уменьшительно – ласкательноезначение: мал-еньк –ий, брат-ец, петуш-ок, солн-ышк-о…Все это делает изложениеплавным, напевным, эмоциональным. Этой же цели служат и различныеусилительно-выделительные частицы: то, вот, что за, ка…( Вот чудо-то! Пойду-кая направо. Что за чудо!)[3]
Издавнасказки были близки и понятны простому народу. Фантастика переплеталась в них среальностью. Живя в нужде, люди мечтали о коврах-самолетах, о дворцах, оскатерти-самобранке. И всегда в русских сказках торжествовала справедливость, адобро побеждало зло. Не случайно А. С. Пушкин писал: «Что за прелесть этисказки! Каждая есть поэма!»
Композициясказки:
1. Зачин. (“Внекотором царстве, в некотором государстве жили-были…”).
2. Основнаячасть.
3. Концовка.(“Стали они жить – поживать и добра наживать” или “Устроили они пир на весьмир…”).
Любая сказкиориентирована на социально-педагогический эффект: она обучает, побуждает кдеятельности и даже лечит. Иначе говоря, потенциал сказки гораздо богаче ееидейно-художественной значимости.
Ссоциально-педагогической точки зрения важны социализирующая, креативная,голографическая, валеолого-терапевтическая, культурно-этническая,вербально-образная функции сказки.
Необходимоиспользовать перечисленные функции в практике обыденно-бытового,педагогического, художественного и других видов использования сказки.
Социализирующаяфункция, т.е. при общении новых поколений к общечеловеческому и этническомуопыту, аккумулированному в интернациональном мире сказок.
Креативнаяфункция, т.е. способность выявлять, формировать, развивать и реализоватьтворческий потенциал личности, его образное и абстрактное мышление.
Голографическаяфункция проявляется в трех основных формах:
— способностьсказки в малом являть большое;
— способностьпредставлять мирозданье в трехмерном пространственном и временном измерениях(небо — земля — подземный мир; прошлое — настоящее — будущее);
— способностьсказки актуализировать все органы чувств человека, быть основой для созданиявсех видов, жанров, типов эстетического творчества.
Развивающее — терапевтическая функция, т.е. воспитание здорового образа жизни, охраначеловека от пагубных увлечений, пристрастий.
Культурно-этническаяфункция, т.е. приобщение к историческому опыту разных народов, этническойкультуре: быт, язык, традиции, атрибутика.
Лексико-образнаяфункция, т.е. формирование языковой культуры личности, владение многозначностьюи художественно-образным богатством речи[4].
Отдругих прозаических жанров сказка отличается более развитой эстетическойстороной. Эстетическое начало проявляется в идеализации положительных героев, ив ярком изображении «сказочного мира», и романтической окраскесобытий.
Сказкина Руси известны с древних времен. В древней письменности есть сюжеты, мотивы иобразы, напоминающие сказочные. Рассказывание сказок – старый русский обычай.Еще в давние времена исполнение сказок было доступно каждому: и мужчинам, иженщинам, и детям, и взрослым. Были такие люди, которые берегли и развивалисвое сказочное наследие. Они всегда пользовались уважением в народе.
Впервой половине XVII века были записаны 10 сказок для английскогопутешественника Коллинга.
В XVIII векепоявилось несколько сборников сказок, в которые включены произведения схарактерными композиционными и стилистическими сказочными особенностями:«Сказка о цыгане»; «Сказка о воре Тимашке».
Важноезначение получил общерусский сборник А.Н. Афанасьева «Народные русскиесказки» (1855 — 1965): в него входят сказки, бытовавшие во многих краяхРоссии. Большая их часть записана для Афанасьева его ближайшимикорреспондентами, из которых необходимо отметить В.И. Даля. В конце XIX – в начале XX вековпоявляется целый ряд сборников сказок. Они дали представление о распространениипроизведений этого жанра, о его состоянии, выдвинули новые принципы собирания ииздания. Первым таким сборником была книга Д.Н. Садовникова «Сказки ипредания Самарского края» (1884 г.). В ней были помещены 124 произведения,причем 72 записаны только от одного сказочника А. Новопольцева. Вслед за этимпоявляются богатые собрания сказок: «Севеные сказки»,«Великорусские сказки Пермской губернии» (1914 г.). Текстысопровождаются пояснениями и указателями. В русских сказках богатство никогда неимело собственной ценности, и богатый никогда не был добрым, честным ипорядочным человеком. Богатство имело значение как средство достижения другихцелей и теряло это значение, когда важнейшие жизненные ценности былидостигнуты. В связи с этим, богатство в русских сказках никогда незарабатывалось трудом: оно случайно приходило (с помощью сказочных помощников –Сивки-Бурки, Конька-Горбунка…) и часто случайно уходило.
Образырусской сказки прозрачны и противоречивы. Всякие попытки использовать образсказочного героя как образа человека приводят исследователей к мысли осуществовании в народной сказке противоречия – победы героя-дурачка,«низкого героя». Это противоречие преодолевается, если рассматриватьпростоту «дурачка», как символ всего того, что чуждо христианскойморали и осуждение ею: жадность, хитрость, корысть. Простота героя помогает емуповерить в чудо, отдаться его магии, ведь только при этом условии властьчудесного возможна[5].
Ещеодна важная особенность народной духовной жизни находит свое отражение внародных сказках – соборность. Труд выступает не как повинность, а какпраздник. Соборность – единство дела, мысли, чувства – противостоит в русскихсказках эгоизму, жадности, всему тому, что делает жизнь серой, скучной,прозаической. Все русские сказки, олицетворяющие радость труда, кончаются однойи той же присказкой: «Тут на радостях все они вместе в пляс-то ипустились…». В сказке отражаются и другие нравственные ценности народа:доброта, как жалость к слабому, которая торжествует над эгоизмом и проявляетсяв способности отдать другому последнее и отдать за другого жизнь; страдание какмотив добродетельных поступков и подвигов; победа силы духовной над силойфизической. Воплощение этих ценностей делает смысл сказки глубочайшим впротивовес наивности ее назначения. Утверждение победы добра над злом, порядканад хаосом определяет смысл жизненного цикла сущего живого. Жизненный смыслтрудно выразить в словах, его можно ощущать в себе или нет, и тогда он оченьпрост.
Такимобразом, мудрость и ценность сказки в том, что она отражает, открывает ипозволяет пережить смысл важнейших общечеловеческих ценностей и жизненногосмысла в целом. С точки зрения житейского смысла сказка наивна, с точки зренияжизненного смысла – глубока и неисчерпаема.
Настоящееисследование акцентирует внимание на психологический механизмсмыслопожертвования в процессе восприятия и переживания сказки ребенком. Поэтому поводу не существует единства мнений специалистов. В.А. Бахтина утверждает,что ребенка может занимать только внешнее повествование, связанное с героем –радость, переживание, страх. Но сама такая возможность сопереживания пристолкновении с условным миром сказки имеет место потому, что сказка переноситсамые невероятные события так, как будто они постоянно имеют место вдействительности. И ребенок охотно верит сказке, доверчиво следует за ней. Нопри таком сопереживании неизбежно и более углубленное постижение сказки,извлечение из нее своей детской мудрости, что способствует четкомуэмоциональному различию доброго и злого начал[6].
Механизмсмыслопознания в процессе восприятия и переживания сказки ребенком исследуютсяА.В. Запорожцем. Он писал о существовании особого вида эмоционального познания,при котором человек отражает действительность в форме эмоциональных образов. Удетей порождение образов этого эмоционального познания часто происходит впроцессе восприятия художественного произведения. Под влияния слушания уребенка возникает сочувствие к герою и складывается эмоциональный образвоспринимаемых событий и взаимоотношений. В определенных условиях у детейэмоциональные образы начинают предвосхищать то, что должно случиться с героем.
Эмоцияобраза отражает внутренние изменения, происходящие в глубине сущностныххарактеристик человека. В детском сознании внешняя картина ситуации, отраженнаяв сказке совмещается с картиной тех волнений, которые вызывает у ребенка этаситуация. Сопереживание герою сказки сначала складывается как внешняяразвернутая действительность соучастия в непосредственно воспринимаемых ипереживаемых событиях. Лишь потом она переходит во внутренний план – планэмоционального воображения. В формировании предчувствия результатов действиядругого лица и эмоционального предвосхищения последствий собственных действийбольшое значение имеют образы словесного описания и наглядного изображениясобытий, как бы моделирующих их смысл для самого ребенка и близких ему людей.Эти выразительные средства имеют социальное происхождение[7].
Такимобразом, сказка для ребенка является не просто фантазией, но особойреальностью, помогающей установить для себя мир человеческих чувств, отношений,важнейших нравственных категорий, в дальнейшем – мир жизненных смыслов. Сказкавыводит ребенка за рамки обыденной жизни и помогает преодолеть расстояние междужитейскими и жизненными смыслами.
Процесссамостоятельного осмысления сказки ребенком оставляет его на уровне житейскогосмысла и не рассказывает подлинной их нравственной сущности. Очевидно, что этуработу ребенок не может совершить без помощи взрослых. Интеллектуализацияэмоций происходит в процессе познавательной эффективной деятельности потолкованию жизненных смыслов, отраженных в сказке. Этот процесс не открываетсяребенком, а формируется по пути социального наследования.
1.2Классификация сказки и их специфика
Важнейшиеидеи, основная проблематика, сюжетные стержни и – главное – расстановка сил,осуществляющих добро и зло, по сути, едины в сказках разных народов. В этомсмысле любая сказка не знает границ, она для всего человечества[8].
Фольклористикапосвятила сказке множество исследований, но определение ее как одного из жанровустного народного творчества до сих пор остается открытой проблемой.Неоднородность сказок, обширный тематический диапазон, многообразие мотивов иперсонажей, в них заключенных, несчетное количество способов разрешенияконфликтов действительно делают задачу жанрового определения сказки весьмасложной.
Ивсе-таки расхождение во взглядах на сказку сопряжено с тем, что расценивается вней как основное: установка на вымысел или стремление отразить действительностьпосредством вымысла. Приведу два определения, принадлежащие специалистам.
Однисчитают, что сказки – это эпические, преимущественно художественныепрозаические произведения волшебного, авантюрного характера с установкой навымысел.
Этотосновной принцип художественного метода сказки не лишает ее, однако, связи сдействительностью, определяющей идейное содержание, тематику, язык, характерсюжетов, деталей повествования.
Помнению других, не установка на вымысел является главной чертой сказки, аустановка на раскрытие жизненной правды с помощью возвышающего или снижающегореальность условно-поэтического вымысла.
Однако,как это часто бывает в науке, отсутствие классического определения совершенноне отражается на самом явлении и весьма мало влияет на жизнь в общественномсознании. Немецкий фольклорист К.Ю. Обенауэр, например, косвенно утверждалпринципиальную неразрешимость проблемы определения сказки и не усматривая вэтом трагедии, заметил: «Дети знают, что такое сказки».
Сутьи жизнеспособность сказки, тайна ее волшебного бытия в постоянном сочетаниидвух элементов смысла: фантазии и правды.
Наэтой основе возникает классификация видов сказок, хотя и не вполнеединообразная. Т.Д. Зинкевич — Евстигнеева предложила типологию сказок, котораявключает в себя:
— художественные (народные и авторские) сказки;
— психотерапевтичекие сказки;
— дидактическиесказки;
— медитативные сказки.
Наибольшееже распространение получила классификация сказок при проблемно-тематическомподходе, который выделяет:
— сказки, посвященные животным;
— волшебные сказки (сказки о необычных и сверхъестественных событиях,приключенческие сказки);
— социально-бытовые;
— сказки смешанного типа[9].
Резкоочерченных границ группы сказок не имеют, но несмотря на зыбкостьразграничения, такая классификация позволяет начать с ребенком предметныйразговор о сказках в рамках условной «системы» – что, безусловно,облегчает работу родителей, воспитателя или учителя.
Осказках, входящих в круг чтения младших школьников можно сказать следующее.
Сказкио животных. Народная поэзия обнимала целый мир, ее объектом стал не толькочеловек, но также и все живое на планете. Изображая животных, сказка придает имчеловеческие черты, но в то же время фиксирует и характеризует повадки,«образ жизни» и т.д. Отсюда живой, напряженный текст сказок.
Человекиздавна чувствовал родство с природой, он действительно был ее частицей, борясьс нею, искал у нее защиты, сочувствуя и понимая. Очевиден и позднеепривнесенный басенный, притчевый смысл многих сказок о животных.
Волшебныесказки. Сказки волшебного типа включают в себя волшебные, приключенческие,героические. В основе таких сказок лежит чудесный мир. Чудесный мир – этопредметный, фантастический, неограниченный мир. Благодаря неограниченнойфантастике и чудесному принципу организации материала в сказках с чудесныммиром возможного «превращения», поражающие своей скоростью (детирастут не по дням, а по часам, с каждым днем все сильнее или краше становятся).Не только скорость процесса ирреальна, но и сам его характер (из сказки«Снегурочка». «Глядь, у Снегурочки губы порозовели, глазаоткрылись. Потом стряхнула с себя снег и вышла из сугроба живая девочка».«Обращение» в сказках чудесного типа, как правило, происходят спомощью волшебных существ или предметов. Так, в сказке А.С. Пушкина, князь Гвидонобращается за помощью к своей помощнице и она обращает его то в комара, то вмуху, то в шмеля.
Восновном волшебные сказки древнее других, они несут следы первичного знакомствачеловека с миром, окружающим его.
Бытовыесказки. Характерной приметой бытовых сказок становится воспроизведение в нихобыденной жизни. Конфликт бытовой сказки часто состоит в том, что порядочность,честность, благородство под маской простоватости и наивности противостоит темкачествам личности, которые всегда вызывали у народа резкое неприятие (жадность,злоба, зависть).
Какправило, в бытовых сказках больше иронии и самоиронии, поскольку Доброторжествует, но акцентированы случайность или единичность его победы.
Характернапестрота «бытовых» сказок: социально-бытовые, сатирико-бытовые, новеллистическиеи другие. В отличии от волшебных сказок, бытовая сказка содержит более значимыйэлемент социальной и нравственной критики, она определеннее в своихобщественных предпочтениях. Похвала и осуждение в бытовых сказках звучатсильнее.
Сказкисмешанного типа. В последнее время в методической литературе стали появлятьсясведения о новом типе сказок – о сказках смешанного типа. Конечно, сказки этоготипа существуют давно, но им не придавали большого значения, так как забыли,насколько они могут помочь в достижении воспитательных, образовательных иразвивающих целей. Вообще, сказки смешанного типа – это сказки переходноготипа.
Вних совмещаются признаки присущие как сказкам с чудесным миром, бытовымсказкам. Проявляются также элементы чудесного в виде волшебных предметов,вокруг которых группируется основное действие.
Сказкав разных формах и масштабах стремится к воплощению идеала человеческогосуществования.
Верасказки в самоценность благородных человеческих качеств, бескомпромиссноепредпочтение Добра основаны так же и на призыве к мудрости, активности, кподлинной человечности. Сказки нашей голубой планеты расширяют кругозор,пробуждают интерес к жизни и творчеству других народов, воспитывают чувстводоверия ко всем обитателям нашей Земли, занятым честным трудом[10].
Глава2. Методические подходы к работе над сказкой
2.1Значимость сказки. Познавательное значение сказки
Традиционноеобразование противопоставляет сказку императивному знанию, как легковесное — тяжеловесному, как естественное -противоестественному, как доступное и нужноездесь и сейчас — труднодоступному и непонятно зачем нужному. Но сказка дляребенка — это не просто сказка, не только литературное произведение, не простоигра, это — жизнь, это — приемлемое и созвучное возможностям ребенка средствоматериализации волнующих его отношений и обстоятельств, конституция нравов исвод законов бытия, правил общежития и норм деликатности, категорий добра изла, многополярности и относительности социальных оценок.
Сказка — этоудивительное по силе психологического воздействия средство работы с внутренниммиром ребенка, мощный инструмент развития.
Сказка вопределенной степени удовлетворяет три естественные психологические потребностиребенка:
Потребность вавтономности (независимости). В каждой сказке герой действует самостоятельно,полагаясь на свои силы.
Потребность вкомпетентности (силе, всемогуществе). Герой оказывается способным преодолетьсамые невероятные препятствия, оказывается победителем, достигает успеха.
Потребность вактивности. Герой всегда находится в действии[11].
Русскиенародные сказки, вводя детей в круг необыкновенных событий, превращений, происходящихс их героями, выражают глубокие моральные идеи. Они учат доброму отношению клюдям, показывают высокие чувства и стремления. К.И.Чуковский писал, что цельсказочника, и в первую очередь народного – «воспитать в ребенке человечность –эту дивную способность человека волноваться чужим несчастьям, радоватьсярадостям другого, переживать чужую судьбу, как свою».
В действиях ипоступках сказочных героев противопоставляется трудолюбие – ленивости, добро –злу, храбрость – трусости. Симпатии детей всегда привлекают те, комусвойственны: отзывчивость, любовь к труду, смелость. Дети радуются, когдаторжествует добро, облегченно вздыхают, когда герои преодолевают трудности инаступает счастливая развязка.
Е.А. Флерина,крупнейший педагог в области эстетического воспитания, видела преимуществорассказывания перед чтением в том, что рассказчик передает содержание так,будто бы он был очевидцем происходящих событий. Она считала, что рассказываниемдостигается особая непосредственность восприятия.
Искусством рассказываниясказки должен владеть каждый воспитатель, т.к. очень важно передать своеобразиежанра сказки.
Сказкидинамичны и в то же время напевны. Быстрота развертывания событий в нихвеликолепно сочетается с повторностью. Язык сказок отличается большой живописностью:в нем много метких сравнений, эпитетов, образных выражений, диалогов, песенок,ритмичных повторов, которые помогают ребенку запомнить сказку.
Познавательноезначение сказки проявляется прежде всего в том, что она отражает особенностиявлений реальной жизни и дает обширные знания об истории общественныхотношений, труде и быте, а также представление о мировоззрении и психологиинарода, о природе страны, сюжеты и образы заключают в себе широкую типизацию,содержат обобщения явлений, жизни и характеров людей[12].
Сказка учитсмелости, доброте и другим хорошим человеческим качествам, но делает это безскучных наставлений, просто показывает, что может произойти, если человекпоступает не по совести.
Сказкаразвивает эстетическое чувство. Для нее характерно раскрытие прекрасного вприроде и человеке, единство эстетического и морального начал, соединениереального и вымысла, яркая изобразительность и выразительность.
Образовательнаяпрограмма интегрирует знания о народах мира, особенностях их коммуникаций,способствует формированию положительных установок по отношению к ним,осмыслению содержания сказок народов мира средствами театрализованной игры,изобразительного искусства и литературного творчества.
Детизнакомятся с общим и особенным в разных культурах, выделяют ведущие признакиэтноса: название, язык, этническая территория, антропологический тип(внешность), выделяют общечеловеческие ценности, а также рассматривают примерывзаимовлияния культур.
Полученныезнания, умения и навыки ребёнок закрепляет через различные виды деятельности:изобразительную, литературное творчество, театрализованную игру. Некоторыезанятия строятся в форме ситуационного моделирования. Дети погружаются вучебный материал, представляют себя участниками событий. Значительное вниманиеуделяется взаимоотношениям человека и природы. Древние традиции в материальнойи духовной культуре народов рассматриваются как приспособление людей кприродно-климатическим условиям их родного края[13].
2.2Приемы работы над сказкой на разных этапах осознавания младших школьников
2.2.1Первичное восприятие сказки
Восприятиесказки — сложный процесс активного воссоздания образно-предметного инравственно-смыслового содержания сказки, как особой литературно-художественнойформы, способ освоения ребенком социальной действительности. Восприятие сказки,как и игра, составляет один из наиболее значимых видов деятельности ребенка,определяя развитие, как интеллектуальных и познавательных процессов (речи,мышления, воображения), так и эмоционально-личностное, нравственное иэстетическое развитие ребенка[14].
Вклассической психологии В. с. выступает как уход ребенка от враждебностиокружающего мира, социального давления, ограничений и запретов в мир фантазии,свободы и вымысла (К. Бюлер, В. Штерн), способов символического удовлетворенияподавленных сексуальных тенденций (психоанализ), воображаемой реализациинереализуемых тенденций. В современной психологии В. с. рассматривается такжекак один из способов мифологического освоения мира, построенияценностно-смыслового поля, поиска путей разрешения конфликтов (Б. Беттельхайм).Сказка, как художественно-литературная форма имеет особую композицию иструктуру (В.Я. Пропп), организующие процесс восприятия ребенком сюжета инравственно-смыслового содержания сказки. Такие особенности сказки, как вымысели фантастичность, создают семантическое поле сказки, обеспечивая дифференциациюребенком знаков и значений, их отрыв от предметов, формируя внутренний плансознания ребенка.
Восприятие в младшемшкольном возрасте носит синкретический характер и осуществляется с опорой наигру, иллюстрацию, действие. Психологическим механизмом при этом выступаетактивное содействие (сначала в форме реального, а затем мысленного действия) исопереживание герою сказки[15] Однойиз линий развития восприятия является переход от непосредственного«наивного» соучастия ребенка в событиях сказки к эстетическомувосприятию, в основе которого лежит последовательная децентрация ребенка,переход к более адекватному и полному восприятию фабулы и содержания сказки.Сказка, как и любое произведение искусства, обеспечивает переживание (катарсис)событий и поступков, выходящих за пределы непосредственного опыта ребенка,создавая условия для присвоения ценностно-смыслового и нравственногокультурного опыта (А.В. Запорожец, А.Н. Леонтьев, Б.М. Теплов).
Развитие воображенияребенка начинается с восприятия и осознания сюжетной линии и эмоциональногоконтекста сказки, обсуждения нравственного урока, извлеченного из событийногосодержания сказки. В этом плане у ребенка в процессе речевой деятельностипроявляется воссоздающее воображение.
Следующимэтапом является присоединение упражнений по развитию вербального воображения,словесных форм, поэтому основная работа направлена на активную работу сословом, с расширением речевого словаря ребенка. В плане активной работы сословом подходят упражнения: «рифмоплеты», «составление слов», «круги на воде»,укрась слово» и т.п.
Постепеннообучающий процесс усложняется приемами работы с речевыми конструкциями,объединением в одно предложение набора из несвязанных между собой по смыслуслов, конструированием фраз.
Обогащениеречевого словаря упражнениями на развитие вербального воображенияподготавливает переход к работе над собственным сочинением сказки.
Первоначальноиллюстрация, рисунок ребенка к сказке, служит опорой, через которую он передаетсобственное творческое завершение сказки, изначально заданной педагогом.
На следующемэтапе, такой опорой служат разнообразные предметы из «волшебного сундучка»,которые включаются в контекст сказочной ситуации при коллективном сочинениисказки. На этом этапе педагог предлагает лишь начало сказки, помогая завершитьее при затруднении детей. В усложненной форме педагог предлагает тему, котороюраскрывают дети при коллективном сочинении сказки или в индивидуальной работе,совмещая с процессом создания иллюстрации к собственной сказке.
Такимобразом, работа со сказкой сказки предполагает восприятие сказки, проживание ипереработку ее нравственного урока, включение творческого воображения ребенкапо разрешению проблемной ситуации сказки и раскрытию предложенной педагогомтемы в сказочной форме.
Восприятиесказки и предпочтение определенных героев и сказочных сюжетов связано с возрастнымиособенностями младшего школьника. Ребенок младшего школьного возраста идентифицируетсебя с человеческими персонажами: Принцами, Царевнами, Солдатами и пр.Интересны для ребенка становятся волшебные сказки с богатым сюжетнымсодержанием. Чем старше становится ребенок, тем с большим удовольствием ончитает истории и сказки о людях, потому что в этих историях содержится рассказо том, как человек познает мир[16].
Основнойпринцип подбора сказок – это направленность проблемной ситуации, характернойдля данного возраста, нравственный урок, который дает сказка, доступный дляосмысления детям младшего школьного возраста. Например, направленность сказки«Вороненок» — неуверенность, боязнь самостоятельности, тревожность ибоязливость. Проблема, выраженная в метафоре, в образе доступна ребенку, онможет обсудить ее и понять причины, переработать через собственныйэмоциональный опыт.
Структурасказкотерапевтического занятия содержит обязательный ритуал «входа в сказку» скуклой-проводником Василисой Премудрой (настрой), основную часть, гдеиспользуются приемы работы со сказкой, приемы и упражнения для развитиявербального воображения ребенка, и ритуал «выхода из сказки». Таким образом,создается особая атмосфера «сказочного мира», настрой на работу с метафорой.
Восприятие«сказочного урока» сказки состоит из следующих этапов:
-расширение –обогащение опыта ребенка через восприятие и проживание новой сказки, сказочнойситуации;
— закрепление– осознание нравственного урока и проблемной темы сказки;
— интеграция– соединение проблемной темы сказки с личным эмоциональным опытом ребенка,через направленную беседу и проговаривание;
— резюмирование – подводим итог проведенной работе[17].
2.2.2Подготовка к первичному восприятию
Работа с народными и авторскими сказками может проводиться сиспользованием разнообразных стратегий и организационных форм. Кроме занятий,это могут быть разнообразные игры и упражнения, рисование, лепка,конструирование, творческие задания.
Продемонстрируем особенности работы со сказкой на примере урока попервичному восприятию «Путешествие в сказку».
Во-первых, перед началомзанятия с помощью музыки создается эмоциональный фон; выбирается место занятия;выносится необычный предмет.
Цель — создать комфорт и заинтересованность.
Во-вторых, эмоционально рассказывается сказка и рассказсопровождается вопросами, детям даются задания («Найдите и назовитесказку», «Где живет сказка?» и др.), мы вовлекаем ребенка вдействие, в игру.
Цель — вызвать интерес к проблеме, эмоционально вовлечь вситуацию, использовать свой личный опыт.
В-третьих, дети вспомнили знакомую сказку («Горшок каши»Братьев Гримм), ее героев, их проблемы, и у них возникла потребность играть сней (игра с крупой «Золушка», образная игра «Варим кашу»),создавать с помощью подручных средств задуманный образ и выражать еговербальными и невербальными средствами.
Цель — развивать творческую активность, умение взаимодействовать сокружающими.
В-четвертых, дети переходят к свободной игровой или продуктивнойдеятельности.
Цель — использовать полученные знания в различных видахдеятельности.
Далее перейдем к рассмотрению отдельных методов и приемов работысо сказкой.
Моделирование сказок
Использование моделей для составления сказки позволяет детям лучшеусвоить последовательность действий персонажей сказки и ход сказочных событий;развивает абстрактно-логическое мышление, умение оперировать символами изнаками; обогащает словарь, активизирует речь; воздействует на все органычувств.
В своей работе я предлагаю использовать в качестве заместителейразнообразные геометрические фигуры.
Замена осуществляется на основе цвета и соотношения величингероев.
Например, в сказке «Три медведя» это трикоричневых круга разного диаметра, а в сказке «Теремок — полоски разнойвысоты и цвета (соответствует цвету персонажа: лягушка — зеленый; лиса — оранжевый и т.д.). пиктографические изображения
Ребенок (сначала вместе со взрослым) выделяет количество картинок,которые будут являться „планом“ сказки и с помощью пиктограммыизображает их.
Например, в приложении приводятся конспекты занятий посказкам „Репка“, „Теремок“, „Гуси-лебеди“,»Заюшкина избушка".
Выразительные движения
Главной задачей при использовании в работе со сказкойвыразительных движений является развитие творческих способностей детей.Усвоение того или иного выразительного движения, жеста происходит в специально подобранныхупражнениях, также в свободных играх. Вспомогательными средствами освоениявыразительных движений выступают слово и музыка.
Например, при передаче психоэмоционального состояния«Грусть» звучит пьеса «Болезнь куклы» из «Детскогоальбома» П.И. Чайковского.
Например, изображая разгорающийся «Огонь» под«Танец с саблями» А. Хачатуряна, дети передают этот образ резкимидвижениями, мимикой.
Проблемныеситуации
(от греческого problema — задача, задание и латинского situation — положение) — это ситуации, для овладения которыми индивид или коллектив должнынайти использовать новые для себя средства и способы деятельности; учат мыслитьи творчески усваивать знания. Выход из проблемной ситуации — это открытиенового, еще неизвестного знания. Проблемные ситуации активизируютпознавательную, речевую, творческую деятельность детей и строятся по материаламразвития действия, на событийной стороне произведения. Создание проблемнойситуации требует постановки проблемноговопроса:
— Почемумаленькая Герда оказалась могущественней Снежной Королевы? (Г.-Х. Андерсен«Снежная Королева?).
— Почему сШапокляк никто не хотел дружить? (Э. Успенский „Крокодил Гена“).
— Почемупоссорились лиса и заяц? (»Лиса и заяц". Русская народная сказка).
Творческиезадания — могут быть индивидуальными и коллективными. Результатом выполнениетворческих заданий является появление продукта, отличающегося новизной,оригинальностью, уникальностью (нового образа, рисунка, сказки)
Приведу примеры выполнения детьми творческих заданий посказке «Репка».
· Рассказать знакомую сказку по кругу.
· Разыграть сказку. Дети распределяют роли.
· Рассказать о пользе репы и о том, какие блюда из нее можноприготовить.
· Придумывание своей сказки «Морковка» (поаналогии).
· Оформление книги «Полезные сказки» (обложка,иллюстрации).
· Изготовление костюмов-нагрудников «Овощи» (ткань,бумага).
· Разыгрывание придуманных сказок.
Могут быть и другие творческие задания
Сказки, но по-новому
Дети наделяют знакомых героев сказок противоположными для нихкачествами
Колобок /> добрый/> волк
Лиса /> хитрая /> колобок
Сказки о бытовых предметах
Началом сказки является рассказ о любом бытовом предмете.
Реальное начало /> сказочное продолжение
Узнай сказку по песенке героев
· Несадись на пенек, не ешь пирожок («Маша и медведь»)
· Скрипи,нога, скрипи, липовая! («Медведь — липовая нога»)
· Козлятушки,ребятушки!
Отворитеся, отопритеся! («Волк и семеро козлят»)
Продолжи сказку
Вместо известной концовки сказки надо придумать свою. Дети учатсяфантазировать, размышлять.
От точек — к сказке
Точка — шифр, знак. Соединяя точки, ребенок получает рисунок героясказки или предмета из сказки, вспоминает эту сказку, рассказывает ее.
Нарисуй сказку
Дети рисуют иллюстрации к знакомым или своим сказкам, используянетрадиционные способы (монотопия, пальцевая живопись, рисование акварельюпо-мокрому).
Игровые задания
При выполнении игровых заданий опираемся на изобразительные умениядетей
Какой-либо сказочный персонаж загадывает детям загадку, аразгадку дети рисуют.
Умение согласовывать свои действия с действиями другого.
«Варим кашу». Дети с воспитателем договариваются,кто кем будет (молоко, сахар, соль, крупа). На слова:
Раз, два, три,
Горшочек, вари!
«продукты» по порядку входят в круг — «горшочек».
Каша варится (дети по очереди привстают, говорят:«пых»). Огонь прибавляют (начинаю говорить «пых» вубыстренном темпе, почти подпрыгивая).
Кашу помешивают (все идут по кругу)
Каша готова! Ей нужно потомиться (все присаживаются).
Раз, два, три,
Горшочек, не вари!
Предлагаем дидактические игры:
«Составить портрет героя сказки» (Художественное,эмоциональное развитие)
«Треугольник и квадрат» (математическоеразвитие)
«Хорошо плохо»(оценка поступков героев,выкладывание фишек 2-х цветов: С. Михалков «Три поросенка»).
«Добрые — злые» (развитие эмоций, изобразительныхнавыков) — См. эти игры в приложении (Т.Т.)
Методические рекомендации по проведению игр, игровых итворческих заданий. Искренняязаинтересованность взрослого в росте творческого потенциала детей, улыбка ипохвала. Но не перехваливание! Привлекайте к оценке самого ребенка:
· Чтотебе сегодня удалось? Что не совсем получилось?
· Необходимостьчередовать разные типы заданий, не играть в одну игру много раз подряд.
· Взрослый- рядом, но не надо выполнять задание за ребенка.
· Начинатьс заведомо легких заданий, учитывать темперамент каждого ребенка, продуматьварианты одного и того же упражнения.
· Непредлагать сразу много игр, заданий. На одном занятии брать несколько игр,различных по своему характеру.
· Учитываяобразный характер мышления младшего школьника, проводить оживление разныхигровых ситуаций.
· Создатьсвободную, непринужденную обстановку, сосредоточить внимание на самой игре, ане на дисциплине.
· Закреплятьумения, приобретенные в играх (давать на дом варианты игр).
2.2.3Проверка первичного восприятия сказки
Как никакиедругие, русские сказки дают богатый материал для развития творческихспособностей, познавательной активности, для самораскрытия личности. Сказкивызывают особый интерес у детей. В равной степени привлекательны для них иразвитие действия, сопряженное с борьбой светлых и темных сил, и чудесныйвымысел, и идеализированные герои, и счастливый конец.
К сожалению,очень часто этот творческий потенциал, заложенный в русских народных сказках,не раскрывается на уроках, поскольку изучение сказок в большинстве случаевсводится лишь к выяснению характеров действующих лиц и определению сюжетнойлинии сказки; в результате разрушается целостность ее художественного мира и ееособое обаяние пропадает.
Важнопоказать детям, из чего состоит сказка, как она “складывается”, датьпредставление о героях, о системе событий и роли в них персонажей сказки, обогатстве изобразительных средств и образности народной речи, что будетспособствовать развитию фантазии и творчества учащихся. За захватывающимфантастическим сюжетом, за разнообразием персонажей нужно помочь ребенкуувидеть главное, что есть в народной сказке, – гибкость и тонкость смысла,яркость и чистоту красок, поэзию народного слова. Эта проблема находит своерешение только в комплексном подходе к изучению русской народной сказки вшколе.
Предлагаемаясистема вопросов и заданий, ориентированных на проверку первичного восприятиясказки, анализ системы образов и сюжетно-композиционных особенностейфольклорной сказки в согласии с их жанровой природой, способствует болееглубокому пониманию и восприятию детьми ее нравственно-эстетическогосодержания.
Идеякомплексного подхода к первичному восприятию волшебной сказки, принципцелостного ее анализа пока еще не стали общепринятыми в методике. Вмногочисленных публикациях мы находим отдельные интересные наблюдения,касающиеся образов героев, сюжета, языка волшебной сказки, указания наэффективность применения тех или иных приемов ее изучения. Однако эти замечанияостаются разрозненными и, не будучи сведены в систему, не могут обеспечитьпродуктивное движение детей под руководством учителя к постижению глубокометафорического смысла читаемого текста. Примерно результаты проверки первичноговосприятия сказки у младших школьников можно осуществлять, по приведенной нижеметодике оценивая восприятие детьми определенных моментов на стадии ихознакомления или игры со сказкой.
Таблица 1.
Проверкапервичного восприятия сказки по определенным критериямДети Оцениваемые аспекты восприятия
Общ.
балл Восприятие системы образов сказки Восприятие сюжетной организации сказки Восприятие композиционных особенностей сказки Восприятие Языковых формул сказки 1. Абрамов Коля 2 2 2 2 2 2 2 2 2 2 2 2 24 2. Белых Настя 3 2 3 3 3 3 3 3 3 2 3 3 34 3. Есина Настя 1 1 1 2 2 1 2 1 1 1 2 1 16 4. Кривоносова Лена 2 2 3 3 2 2 2 2 2 2 1 2 25 5. Купавцев Саша 3 3 3 3 3 3 3 3 3 3 3 3 36 6. Мазин Витя 2 3 2 3 2 3 2 2 3 3 3 2 30 7. Редникин Коля 2 1 1 1 1 1 2 1 1 1 1 1 14 8. Соловьева Маша 2 3 3 3 2 3 2 3 3 3 2 2 31 9. Урюпин Максим 2 2 2 2 2 2 1 2 2 2 2 2 23 10. Филин Сережа 2 2 2 2 3 2 2 2 2 2 2 2 25
Низкийуровень первичного восприятия = 1 баллу = 12-19 баллам
Среднийуровень первичного восприятия = 2 баллам = 20-27 баллам
Высокийуровень первичного восприятия = 3 баллам = 28-36 баллам
2.2.4Анализ содержания сказки
Алгоритманализа содержания сказки можно представить следующим образом:
1. Темасказки (например, про любовь, про животных, и др.). Отмечается оригинальностьили заимствованность сюжета, влияние внешней среды на творчество.
2. Анализгероев и образов. Выделяются главные и вспомогательные. Герои классифицируютсяна добрых и злых, на тех, кто герою помогают и которые мешают, а также по выполняемымфункциям. Выделяются и особо внимательно рассматриваются те герои, которыевыделены самим автором сказки посредством эмоциональной окраски, преувеличенияи т.д. также необходимо обратить внимание на «выпадение образов», наискажения.
Одной из главных задач на этом этапе является определение героя, с которымидентифицирует себя автор. Это выявляется по личностным реакциям в ходенаблюдения за клиентом, а также уточняется наводящими вопросами. Надо отметить,что положительный герой и тот, с которым идентифицирует себя человек, не всегдасовпадают.
3. Анализзатруднений, возникающих в ходе рассказа, в которые попадают главные герои. Ихможно разделить на внешние и внутренние. Первые предполагают невозможностьдостичь цели, то есть различные преграды (огромные реки, дремучие леса,чудовища в пещерах и т.д.). Вторые представляют собой недостатки средств, тоесть изъяны, и это чаще всего характеристики ресурсной базы человека (трусость,жадность, злость, физическая слабость героев и т.д.).
4. Способысовладания с затруднениями. Анализ способов отражает типичный репертуар героев.Это могут быть: убийство, обман. Психологическое манипулирование и другие.
5. Набориндивидуальных этических стандартов, предписывающих, когда надо сердиться,когда обижаться, чувствовать вину, радоваться или ощущать правоту.
При анализеотмечается не только основной текст сказки. Но и все побочные высказывания,комментарии, отпускаемые по ходу рассказа шуточки, смех, долгие паузы, сбои. Втом числе ошибки, оговорки, невнятное бормотание.
Заключение
В младшем школьномвозрасте развивается восприятие сказки. Чтобы обрести смысл жизни, ребенокдолжен выйти за узкие границы сосредоточенности на самом себе и поверить в то,что он сделает значительный вклад в окружающий мир, если не сейчас, то, покрайней мере, в будущем. Всему этому как раз и способствует сказка. Она простаи в то же время загадочна. Сказка умеет завладеть вниманием ребенка, возбудитьего любознательность, обогатить жизнь, стимулировать его воображение, развиватьинтеллект, помочь понять самого себя, свои желания и эмоции, обрести чувствоудовлетворенности тем, что он делает.
В мир сказокребенка вводят взрослые. Они могут способствовать тому, чтобы сказкадействительно становилась волшебницей, которая может преобразить ребенка и егожизнь. Известным отечественным детским психологом Л.Ф. Обуховойпроанализировано развитие восприятия сказки в младшем школьном возрасте какособая деятельность ребенка. Она отмечает, что восприятие ребенка отличается отвосприятия взрослого человека тем, что это развернутая деятельность, котораянуждается во внешних опорах. А.В. Запорожцем, Д.М. Дубовис-Ароновской и другимиучеными выделено специфическое действие для этой деятельности. Это — содействие,когда ребенок становится на позицию героя произведения, пытается преодолетьстоящие на его пути препятствия.
Необходимо подчеркнуть,что классическая сказка максимально соответствует действенному характерувосприятия ребенком художественного произведения, так как в ней намечаетсятрасса тех действий, которые должен осуществить ребенок, и ребенок идет по этойтрассе. Сказки, где этой трассы нет, ребенок перестает понимать. Например,некоторые сказки Х.-К. Андерсена, где есть лирические отступления. Т. А. Репинаподробно проследила путь развития содействия: у маленьких детей пониманиеимеется тогда, когда они могут опираться на изображение, а не только насловесное описание. Поэтому первые детские книжки должны быть с картинками,которые являются опорой при прослеживании действия. Позднее такое прослеживаниестановится менее необходимым. Теперь основные действия должны быть отражены всловесной форме, но в том виде и в той последовательности, в которой ониреально происходят.
В целомфеноменологически (по результатам отчетов психологов; других специалистов;замечаний родителей; отзывам администрации) использование сказки дает весьмавысокие результаты в плане детского развития (познавательного, эмоционального,личностного, творческого). Анализируя продукты детского творчества, возможноустановить рост креативности. Логопед в речевых картах отмечает, что улучшиласьречь детей. В группе появляются новые лидеры.
Списокиспользованной литературы:
1. Акишина А.А. Жесты и мимика в русской речи.Лингвострановедческий словарь. — М., 1991
2. Аллан Дж. Ландшафт детской души. СПб: Минск,1997
3. Андрианов М.А. Философия для детей в сказках ирассказах Пособие по воспитанию детей в семье и в школе. М.: Совр. слово. 2003.280 с.
4. Богат В., Нюкалов В. Развивать творческоемышление (ТРИЗ в детском саду) Дошкольное воспитание.- 1994.-N1.-С. 17-19
5. Богат В. Сказочные задачи на занятиях по ТРИЗДошкольное воспитание.-1995- N10.-С. 30-32.
6. Выготский Л.С. Воображение и творчество вдетском возрасте.-СПб, 1997
7. Выготский Л.С. Психология искусства.- Мн.:современное слово, 1998.
8. Запорожец А.В. Избр. психологические труды вдвух томах. М.: 1986.
9. Зинкевич-Евстигнеева Т.Д. Практикум посказкотерапии.- СПб, 2000.
10. Зинкевич-Евстигнеева Т.Д., Грабенко Т.М.Практикум по креативной терапии.- СПб.: Речь, ТЦ Сфера, 2001.
11. Кудрявцев В. Воображение ребенка: природа иразвитие: Ст 1/В.Т.
12. Кудрявцев Психологический журнал.-2001.-Т.22.-N5.-С.57-68.
13. Кудрявцев В., Синельников В. Ребенок — дошкольник: новый подход к диагностике творческих способностей Дошкольноевоспитание.- 1995.- N9.- С. 52-59.
14. Литература и фантазия / Сост. Л. Стрельцова.-М. 1992
15. Нартова-Бачавер С.К. Народная сказка как средствостихийной психотерапии Хрестоматия. Сказки народов мира. — М., 1996.-С. 3-14
16. Пропп В.Я. Мифология сказки. Историческиекорни волшебной сказки. (Собрание трудов В.Я. Проппа).- М., 2000.
17. Пропп В.Я. Русская сказка. ( Собрание трудовВ.Я. Проппа).- М., 2000.
18. Прохорова П.Л. Развиваем творческуюактивность школьников. — Владимир, 1995.
19. Соколов Д.Ю. Сказки и сказкотерапия.- М.,2000.
20. Фесюкова Л.Б. Воспитание сказкой. — Харьков,1996.
21. Франц фон М.-Л. Психология сказки. Толкованиеволшебных сказок.- СПб, 1998.
22. Яковлева Е. и др. Программа развитиятворческого потенциала в старшем дошкольном возрасте школьный психолог.- 2001.-NN42,43,44,45,47,48; 2002-NN 1,3.
23. Яничев П.И. Психологические функции волшебнойсказки журнал практического психолога.-1999, N10-11. С.27-37.