Тема: Характеристика общественных отношений, регулируемых административным правом Содержание: Введение…3 Глава 1. Понятие и виды общественных объединений, регулируемых административным правом…4 - 1. Понятие общественных объединений……….4 - 2. Виды общественных объединений………… 6 - 7 Глава 2. Административно-правовой статус общественных объединений… 7 -
11 Глава 3. Правовое положение религиозных объединений….11 - 13 Заключение….14 Список использованной литературы…15 Введение Разделение властей предполагает не только функционально-компетенционную определенность каждой ветви единой государственной вла-сти, но и оснащение их определенным механизмом, с помощью которого они воплощаются в конкретной практической деятельности.
Государственная власть должна действовать, проявлять себя соответствующим образом в разнообразных общественных организациях. Это означает, что необходим механизм ее реализации, придающий ее ветвям динамический характер. Государственная власть не реализуется сама по себе. Она всегда воплощается в конкретных действиях различного рода, выражающих ее содержание и направленность и совершаемых ее субъектами, т. е. соответствующими государственными органами.
Данное условие пол-ностью применимо и к исполнительной власти, точнее – к деятельности исполнительных органов государственной власти, повседневно и многообразно ее реализующих. Однако, нельзя преобладание того или иного элемента метода правового регулирования общественных отношений возводить в ранг основополагающего критерия, приемлемого для видовой классификации всех возможных правовых отношений. Нельзя также не учитывать, что право – особый регулятор общественных отношений.
В своем социальном и юридическом содержании оно достаточно четко выражает властное начало. Действительно, ведь и гражданско-правовые отношения возникают не сами по себе, а потому, что они узаконены, т. е. их возможность предопределена нормами права. Определяющая черта административно-правовых отношений состоит в том, что они складываются в сфере государственного управления. В своей работе я хочу рассмотреть понятие и виды общественных объединений, основы их административно-
правового статуса, в том числе профсоюзов, а также основы правового положения религиозных объединений, в том числе и представительств зарубежных, расположенных на территории РФ. При написании данной работы я использовал Конституцию РФ, нормативные акты и учебную литературу, список которой дан в конце повествования. Глава 1. Понятие и виды общественных объединений, регулируемых административным правом 1.1.
Понятие общественных объединений Право граждан Российской Федерации на объединение, включая право создавать профессиональ¬ные союзы для защиты своих интересов, закреплено в ст. 30 Конституции Российской федерации, устанавливающей также, что свобода деятельности объединений гарантируется. Аналогичные нормы включены в конституции и уставы подавляю¬щего большинства субъектов Российской Федерации, а также поло¬жения о защите прав и свобод человека и гражданина, к которым,
естественно принадлежит и право граждан на объединение. Систему законодательства об общественных объединениях образу¬ют Закон Российской Федерации «Об общественных объединениях», законы об отдельных видах общественных объединений. Например, уже действуют За-коны Российской Федерации от 8 декабря 1995 года «О профессиональных союзах, их правах и гарантиях деятельности» , от 17 августа 1995 года «О бла-готворительной деятельности и
благо¬творительных организациях» , от 26 мая 1995 года «О государственной поддержке молодежных и детских общественных объединений» ; от 8 декабря 1995 года «О некоммерческих организациях» , в котором, в частности, регламентируются отношения таких организаций с орга¬нами государственной власти; от 24 мая 1996 года «О товариществах собственников жилья» и др. Деятельность отдельных общественных объединений регла¬ментируется законами, действующими в определенных сферах. Например, в
Законе Российской Федерации от 2 декабря 1995 года «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации» одна глава посвящена общественным объединениям инвалидов. Закон об общественных объединениях включает в эту систему без достаточных оснований Гражданский кодекс РФ, поскольку кодекс есть акт особого рода. Он содержит немало принципиальных положений относительно общественных объединений как субъектов гражданского
права, но в общем это не собственно закон о таких объединениях. Надо также иметь в виду, что пока не изданы специальные законы о большинстве отдельных видов общественных объединений. Их дея¬тельность до принятия таких законов регулируется уже упомянутым Законом об общест-венных объединениях. Действие этого Закона распространяется на все общественные объединения, создаваемые по инициативе граждан, за исключением
религиозных организаций, а также коммерческих организаций и созда¬ваемых ими некоммерческих союзов (ассоциаций). В сферу его действия попадают также некоторые структуры иностранных неком¬мерческих неправительственных объединений, созданных на территории Российской Федерации. В Законе общественное объединение определяется как доброволь¬ное, самоуправляемое, некоммерческое формирование, созданное по инициативе граждан, объединившихся на основе общности интересов для реализации общих целей,
указанных в уставе общественного объединения . Право граждан на создание общественных объединений реализует¬ся как непосредственно путем объединения физических лиц, так и через юридические лица — общественные объединения. Такие же лица явля¬ются учредителями и членами общественного объединения. Все общественные объединения имеют характерные для них черты: а) образуются физическими и юридическими лицами на доброволь¬ной основе; б) в силу своей природы не обладают государственно-властными полномочиями
и не признаны субъектами правотворчества. Ис¬точником их полномочий юридического характера могут быть только нормативно-правовые акты; в) действуют от своего имени; г) не являются коммерческими организациями, преследующими в качестве цели своей деятельности извлечение прибыли. 1.2. Виды общественных объединений Общественные объединения могут быть разделены на виды по раз-личным критериям. В зависимости от организационно-правовых форм различаются: общественная организация — основанное
на членстве обществен¬ное объединение, созданное на основе совместной деятельности для защиты общих интересов и достижения уставных целей объединившихся граждан. Членами такой организации могут быть, как правило, физические лица и юридические лица; общественное движение — состоящее из участников и не имеющее членства массовое общественное объединение, преследующее социаль¬ные, политические и иные общественно-полезные цели; общественный фонд — один из видов некоммерческих
фондов. Он представляет собой не имеющее членства общественное объединение, цель которого заключается в формировании имущества на основе до¬бровольных взносов, иных не запрещенных законом поступлений и использовании данного имущества на общественно-полезные цели; общественное учреждение — не имеющее членства общественное объединение, ставящее своей целью оказание конкретного вида услуг, отвечающих интересам участников и соответствующих уставным це¬лям такого объединения; орган общественной самодеятельности
— не имеющее членства общественное объединение, целью которого является совместное решение различных социальных проблем, возникающих у граждан по месту жительства, работы или учебы. Его решение направлено на удов¬летворение неограничен-ного круга лиц, чьи интересы связаны с достижением уставных целей и реализацией программы органа обще¬ственной самодеятельности по месту жительства; союзы (ассоциации) могут создаваться вышеназванными общест¬венными объединениями на основе учредительных договоров
и (или уставов), образуя новые общественные объединения. В зависимости от формального способа их легализации обществен¬ные объединения подразделяются на объединения, получившие государственную регистрацию, и организации, действующие без такой регистрации. Зарегистрированное общественное объединение приобре¬тает статус юридического лица, а его орган — правомочия по осущест¬влению прав и обязанностей в соответствии с уставом.
Незарегистрированное общественное объединение не приобретает прав юридического лица. Но оно является в частности субъектом администра-тивного права. В зависимости от территориальной сферы деятельности обществен¬ные объединения бывают общероссийские, межрегиональные, региональные и местные. Общероссийские — действующие на территории более половины субъектов Российской федерации и имеют там свои структуры; межрегиональные — действующие на территории
менее половины субъектов Российской Федерации, имея там свои структуры; региональные — действующие в пределах территории одного субъ¬екта Российской Федерации; местные — действующие в пределах территории органа местного са-моуправления. Разумеется, что в данном случае имеются в виду территориальные границы деятельности общественного объединения в соответствии с его ус-тавными целями. В зависимости от принципа организации общественные объединения делятся на основанные на членстве и
не имеющие членст¬ва. Члены объеди-нений имеют права и несут обязанности в соответствии с уставом объединения. Участники общественного объединения, не имеющего членства, принимают участие в его деятельности без обязательного оформления условий своего участия. Глава 2. Административно-правовой ста-тус общественных объединений Административная правосубъектность общественных объединений включает комплекс принадлежащих им прав
и обязанностей, реализу¬емых во взаимоотношениях с субъектами исполнительной власти и гражданами. Государство, закрепляя административную правосубъек¬тность общественных объединений, тем самым определяет виды административных правоотношений, в которых они могут выступать в качестве субъектов. Наиболее важные вопросы, связанные с общественными объединениями, как уже отмечалось, решены в Законе о них. Он опре¬деляет содержание права граждан на объединение, основные государст¬венные гарантии
этого права, статус общественных объединений, поря¬док их создания, деятельности, реорганизации и ликвидации. Исходным в определении статуса общественных объединений является запрет на создание объединений, преследующих незаконные цели, и осуществление деятельности, посягающей на здоровье и нрав¬ственность на-селения, права и законные интересы граждан. Законом определены важнейшие требования к содержанию устава общественного объединения, в силу чего он является важным докумен¬том, регламентирующим организацию и деятельность
объединения, а также поря-док его реорганизации и ликвидации. Государство не руководит деятельностью общественных объединений. Действует принцип взаимного невмешательства: не допу¬скается вмешательство органов государственной власти и их должност¬ных лиц в деятельность общественных объединений, а последних — в деятельность указанных органов и их должностных лиц. Государство проникает во внутреннюю жизнь общественных объединений в той
мере, в какой определяет требования к содержанию устава, то есть к тому, что в нем должно быть отражено: кто может быть их членами и участниками, объекты их собственности, взаимоотно¬шения с бюджетом, источники их средств и т. п. Их деятельность как юридических лиц регламентируется гражданским законодательством. На работников аппаратов общественных объединений, работающих по найму, распространяется законо-дательство Российской Федерации о труде и социальном страховании.
Во всех случаях, когда отношения между общественными объединениями и государством регулируются правом, они не носят характера подчинения или субординации, форма взаимодействия меж¬ду ними — согласование либо участие в обсуждении и решении вопро¬сов. Вместе с тем законом закреплены определенные полномочия по конкретным вопросам взаимодействия государства и общественных объединений. Общественные объединения вправе участвовать в выработке реше-ний органов государственной власти и органов
местного самоуправления; проводить собрания, митинги, демонстрации, шествия и пикетирование; пред-ставлять и защищать свои права, своих членов и участников, а также других граждан в органах государственной власти, органах местного самоуправления и общественных объединениях; вносить предложения в органы государственной власти и др . Важной гарантией прав общественных объеди-нений является норма закона согласно которой они вправе осуществлять в полном объеме полномочия, предусмотренные законами об общественных объединениях.
Общественные объединения не могут самостоятельно заниматься правотворчеством, но в установленных законом случаях и формах участвуют в этом процессе. При этом влияние их может быть весьма существенным. Например, органы государственной власти обязаны привлекать полномочных представителей общественных объединений инвалидов для подготовки и принятия решений, затрагивающих интересы инвалидов. Решения, принятые с нарушением этой нормы, могут быть признаны недействительными в су-дебном порядке.
Помимо установления общих правовых основ статуса общественных объединений государство влияет на них и иными способами. Органы юстиции осуществляют государственную регистрации общественных объединений. Правда, общественное объединение вправе не регистрироваться, но в таком случае оно не приобретает прав юридического лица. Орган, регистрирующий общественные объединения, контролирует соответствие их деятельности уставным целям. Он может запрашивать у руководящих органов общественных объединений их распорядительные
документы; направлять своих представителей для участия в проводимых общественными объединениями мероприятиях; в установленных случаях может вынести руководящим органам объединений письменное предупреждение с указанием конкретных оснований вынесения предупреждения. Финансовые органы контролируют источники доходов общественных объединений, размеры получаемых ими средств и уплату налогов. Надзор и контроль за выполнением общественными объединения-ми существующих норм и стандартов могут
осуществлять органы надзора за соблюдением законодательства об охране окружающей среды, противопожарных, санитарно-эпидемиологических правил и иные органы государственного надзора. Важнейшей обязанностью общественных объединений является соблюдение законодательства Российской Федерации. Их деятельность может быть приостановлена в случае нарушение Конституции Российской Федерации, конституций, уставов субъектов
Российской Федерации, законодательства Российской Федерации по решению суда. Порядок приостановления устанавливается федеральными законами. Общественное объединение может быть ликвидировано по решению суда при совершении действий, направленных на насильственное изменение основ конституционного строя и нарушение целостности Российской Федерации, подрыв безопасности государства, создание вооруженных формирований, разжигание
социальной, расовой, национальной или религиозной розни; виновном в нарушении своими действиями прав и свобод граждан; неоднократных или грубых нарушений закона или иных правовых ак-тов либо при систематическом осуществлении общественным объединением деятельности, противоре¬чащей его уставным целям. Статус профсоюзных организаций определяется Законом Российской Федерации от 8 декабря 1995 года «О профессиональных союзах, их правах и гарантиях деятельности».
Профсоюзы — добровольное общественное объединение граждан, связанных общими производственными, профессиональными интересами по роду их деятельности, создаваемое в целях представительства и защиты их социально-трудовых прав и интересов. Они независимы в своей деятель-ности от органов исполнительной власти, органов местного самоуправления, работодателей, их объединений, политических партий и других общественных объединений, им не подотчетны и не подконтрольны. Профсоюзы имеют целью защиту трудовых и социальных прав своих
членов. Они независимы в своей деятельности от органов исполнительной власти и хозяйственных органов, общественных объединений. Профсоюзы защищают право своих членов на труд, ведут переговоры и заключают с администрацией коллективные договоры, контролируют их выполнение. Они контролируют соблюдение законодательства о труде и его охране, имеют право на организацию и проведение забастовок в соответствии с законодательством. Профсоюзы располагают значительными юридическими возможностями
активно влиять на правотворчество по вопросам защиты социальных прав и интересов работников. Так, предложения общероссийских профсоюзов и их объединений должны учитываться федеральными органами государственной власти при рассмотрении проек¬тов законодательных актов, затрагивающих социально-т
! |
Как писать рефераты Практические рекомендации по написанию студенческих рефератов. |
! | План реферата Краткий список разделов, отражающий структура и порядок работы над будующим рефератом. |
! | Введение реферата Вводная часть работы, в которой отражается цель и обозначается список задач. |
! | Заключение реферата В заключении подводятся итоги, описывается была ли достигнута поставленная цель, каковы результаты. |
! | Оформление рефератов Методические рекомендации по грамотному оформлению работы по ГОСТ. |
→ | Виды рефератов Какими бывают рефераты по своему назначению и структуре. |