«Явзвесил звук, измерил и расчислил,
Взагадку слова хитростью проник.
Иумное злодейство я замыслил —
Предатьжелезу свой живой язык...»
(А.Журавлёв)
Свойствозвуков вызывать цветовые образы было замечено давно. Много писалось о цветовомслухе А. Скрябина, который музыкальные звуки видел в цвете. Целое направление вискусстве — цветомузыка — основано на этом свойстве звуков музыки.
Естьсвидетельство о том, что звуки речи, особенно гласные, тоже могутвосприниматься в цвете. А. Рембо написал даже сонет «Гласные», вкотором так раскрасил звуки:
А- черный; белый — Е; И -красный; У — зелёный;
О- синий: тайну их скажу я в свой черед...
Нофранцузский языковед К. Нироп приписывал гласным совсем другие цвета: он считалИ — синим, У — ярко желтым, А — красным. Немецкий лингвист А, Шлегель писал,что для него И — небесно-голубой, А — красный, О — пурпурный. А вот русскийпоэт А. Белый утверждал, что ему А представляется белым, Е — желто-зелёным, И — синим, У — чёрным, О — ярко-оранжевым. Если продолжать называть индивидуальныесуждения о цвете гласных, то каждый звук окажется раскрашенным во все цветарадуги.
Таксуществуют ли в таком случае вообще какие-либо определённые звукоцветовыесоответствия? Не фантазии ли это? Или, может быть, случайно возникающиенеустойчивые ассоциации между звуком и цветом? А возможно, что звуковые связи — следствие исключительно тонко устроенных механизмов восприятия отдельных людей?
Наэти вопросы давались разные ответы, но чаще всего сходились на том, что связь«звук речи — цвет» — редкий сугубо индивидуальный феномен.
Современнаянаука признает явление существующим лишь тогда, когда оно либо непосредственнонаблюдается, либо воспроизводимо проявляет себя в экспериментах, либо строговычисляется. Причем в любом случае последнее слово остается за практикой:нужно, чтобы явление наблюдаемо функционировало или обнаруживались бы следы егодействия.
Нотам, где речь идет о психике человека, все выглядит иначе. В эту область наука,как в зону «пикника на обочине», проникает пока ещё редко и с трудом,а проникнув, натыкается на непонятные «полные пустышки», которыевскрыть своими инструментами не может. Психические явления чаще всегонепосредственно не наблюдаются, в экспериментах то проявляются, то нет,вычислению поддаются плохо, а следы их функционирования неопределенны, зыбки,нерегулярны. Особенно в области подсознания. Вот, скажем, интуиция. Каждыйможет припомнить случаи, когда, как нам кажется, правильное решение илипоступок были подсказаны нам интуицией. Более того, как выяснилось в процессеработ над искусственным интеллектом, человек в сложных ситуациях принимаетрешение не путем перебора всех возможных вариантов, а эвристически,подсознательно, интуитивно находит нужный путь. Но с другой стороны, интуицияведь и подводит нередко. Как же понять, когда интуиция нашептывает намправильное решение, а когда каверзно подталкивает нас в тупик?
Воттак и со звукоцветовыми соответствиями. Если они существуют, то кто прав — А.Рембо или А. Белый? Чья интуиция вернее?
Идеяэкспериментов проста: регистрируются реакции многих испытуемых на определённыйстимул, а затем следует статистическая обработка полученного материала, чтобывыявить основные тенденции в реакциях. Техника регистрации разнообразна:испытуемым либо предъявляются звуки речи — требуется подобрать к ним цвета,либо предъявляются различные цветовые карточки — требуется написать на нихзвуки, либо даётся задание выстроить звуки по цвету, скажем, от «самогокрасного» и до «наименее красного», «самого синего» идо «наименее синего» и т.п.
Многиетакие эксперименты с тысячами информантов показало, что в подавляющембольшинстве испытуемые окрашивают по крайней мере гласные вполне определённо.Особенно единодушны мнения относительно трёх гласных — А, Е, И. Звук и букву(звукобукву) А вполне согласованно называют красной, Е — чётко зелёная, а И — определённо синяя. Звукобукву О все считают светлой и яркой, но хотябольшинство испытуемых называют её жёлтой, всё же довольно часто встречаютсяответы: «белая». Получается, что она солнечная.
Заметьте,что лингвисты считают гласные А, О, Е, И основными, опорными для речевогоаппарата человека и главными во всех языках. А физики главными считаютсоответствующие этим гласным цвета, потому что их комбинации дают все другиецвета и оттенки. Чем и пользуется цветная фотография, цветное телевидение. Неудивительно ли, что и в языке соответствия именно главным цветам оказалисьнаиболее четкими?
Видимо,здесь проявляется «коллективная интуиция» людей: цветовое устройствомира отразилось в цветовом устройстве языка. Названия главных цветоввстречаются в речи наиболее часто, и звуки О, А, Е, И наиболее частотны изгласных. А между названиями основных цветов и этими гласными, в свою очередь,прослеживается связь: название определённого цвета содержит соответственно«окрашенный» звук, причем он занимает в слове самую важную — ударнуюпозицию: красный, синий.
Остальныегласные имеют оттеночную окраску, как и цвета, с которыми они связываются, ктому же связь эта прослеживается менее четко — здесь больше разброс мненийиспытуемых. Так, У — ассоциируется с тёмными оттенками синего цвета:тёмно-синим, тёмно-голубым, тёмным сине-зелёным, тёмно-лиловым. Звукобуква Ютоже связывается с оттенками синего цвета, но со светлыми: голубым,светло-сиреневым.
Интересноведёт себя звукобуква Ё. По написанию она сходна с Е, а по звучанию с О. И вцветовом отношении она вполне определённо располагается между жёлтой О и зелёнойЕЖ примерно половина испытуемых называет её желтой, а половина — зелёной. Такчто Ё — светлая жёлто-зелёная.
Авот Я окраской почти не отличается от А, разве что воспринимается как болеесветлая и яркая.
Чтокасается Ы, то здесь следует говорить не о цвете, а скорее о световойхарактеристике. Если О — звукобуква света, то Ы — звукобуква мрака, тьмы. Онасамая тёмная из всех гласных, и ей испытуемые единодушно дают самые тёмныехарактеристики — темно-коричневая, чёрная.
Любопытно,что на восприятие, строго говоря, согласного звука Й явно повлияла графическаяформа буквы Й, передающей этот звук. Сходство Й с И привело и к сходнымцветовым оценкам — Й воспринимается как синяя звукобуква, хотя и с меньшейопределенностью, чем И.
БуквуЭ пришлось исключить из анализа. Хотя она передаёт почти тот же звук, который вбольшинстве случаев передаётся буквой Е, зелёной звукобуква Э по ответамиспытуемых не получается: буквенная форма другая. И вообще никакой определённыйцвет с Э не связывается. А поскольку и встречается Э в текстах крайне редко(гораздо реже всех других гласных), то при дальнейшем анализе текстов её решенобыло не учитывать.
Конечно,не у всех звукоцветовые соответствия одинаково прочно закреплены в подсознании.Есть испытуемые, которые во всех экспериментах показывают чёткие иединообразные результаты, совпадающие с «коллективным мнением» всехопрошенных, а есть и такие, чьи ответы в разных экспериментах разноречивы,неустойчивы, и по их ответам никакой определённой окраски звуков не прослеживается.Ну и что ж, ведь дальтоники не видят цвет предметов, но это не значит, чтоокраски предметов не существует. Важно, что большинство испытуемых в целомсогласованно и достаточно единообразно устанавливают вполне определённые связимежду звуком и цветом, хотя почти никто этого не осознаёт.
Результатыэксперимента по звукоцветовым соответствиямЗвукобуквы Цвета А густо-красный Я ярко-красный О светло-жёлтый или белый Е зелёный Ё жёлто-зелёный И синий Й синеватый У тёмно-синий, тёмный сине-зелёный, тёмно-лиловый Ю голубоватый Ы мрачный тёмно-коричневый или чёрный
Еслисоответствия звуков речи определённым цветам существуют, пусть даже вподсознании, то они должны где-то проявляться, звукоцвет должен как-тофункционировать в речи. И пожалуй, прежде всего нужно искать проявлениязвукоцветовых ореолов в поэзии: там, где звуковая сторона особенно важна.Эффект звукоцвета может сыграть свою роль в том случае, когда в стихотворениисоздается определённая цветовая картина, и рисунок гласных стиха должен быподдержать, «подсветить» эту картину звуками соответствующего цвета.
Еслиэто так, то естественно ожидать, что при описании, например, красных предметови явлений в тексте будет подчёркнута роль красных А и Я; они будут встречатьсячаще, чем обычно, особенно в наиболее важных, наиболее заметных позициях(скажем, в ударных). Описание чего-либо синего будет сопровождаться нагнетаниемсиних И, У, Ю; зелёного — нагнетанием Е, Ё и т.д.
Стоилоначать проверку этой гипотезы, как в сухих статистических подсчётах стала наглазах проявляется живая игра звукоцветовых ореолов поэтического языка,поражающая своей неожиданностью, своим разнообразием и точным соответствиемпонятийному смыслу и общему экспрессивно-образному строю произведений. Судитесами.
УА. Блока есть стихотворение, которое он написал под впечатлением от картины В.Васнецова «Гамаюн, птица вещая». Стихотворение о грозных пророчествахпередаёт трагический колорит картины — мрачно-багровый цвет казней, пожаров,крови.
Нагладях бесконечных вод,
Закатомв пурпур облечённых...
......
Вещаетиго злых татар,
Вещаетказней ряд кровавых
Итрус, и голод, и пожар,
Злодеевсилу, гибель правых...
........
Ивещей правдою звучат
Уста,запекшиеся кровью!..
Еслиисходная гипотеза верна, то в звукобуквенной ткани стихотворения должнывстречаться чаще, чем положено по норме, красные А, Я и тёмные, мрачные У, Ы.Не так ли?
Посколькуи сама проблема звукоцвета, и анализ стихотворений с этой точки зрения уж оченьнеобычны, то одного утверждения, что это действительно так, будет наверняканедостаточно. Обычная реакция любого, кто впервые слышит о звукоцвете в поэзии:«Этого не может быть!» А на машинные расчеты чаще всего смотрят стайной уверенностью в подвохе. Поэтому опишем хотя бы кратко методикукомпьютерного анализа этого и других стихотворений, о которых здесь будет идтиречь.
Втексте стихотворения (включая заголовок) подсчитывается количество каждой из 10звукобукв, перечисленных в таблице. Чтобы учесть особую роль ударных гласных,они при счёте удваиваются. Так как Ё, Я, Ю, Й связываются лишь с оттенкамиосновных цветов и ещё потому, что встречаются они сравнительно редко,самостоятельного значения в звукоцветовой картине стиха они не имеют. Поэтомуприплюсовываются к основным гласным. Поскольку звукобуква Ё оказаласьдвухцветной, то её количество разделяется поровну между О и Е. Синева Йвыражена слабо, поэтому количество Й сокращается наполовину и только затемприплюсовывается к И. Подсчитывается также количество всех букв с удвоениемударных (величина N).
Затемопределяются доля (частотность) каждой гласной в тексте стихотворения />и единицы размаха колебаний для данного текста:
/>
Полученныечастности сопоставляются с нормальными (среднестатистическими для языка), ивычисляются нормированные разности этих частотностей, чтобы установить,случайно или нет наблюдаемые в стихотворении частотности отличаются отнормальных и как именно отличаются:
/>
Звукоцветв стихотворении «Гамаюн, птица вещая»Звукобуквы n
/>
/>
/> Z Цвет О+0.5Ё 28 0.089 0.126 0.019 -1.95 А+Я 50 0.159 0.116 0.018 2.39 красный Е+0.5Ё 31 0.098 0.102 0.017 -0.24 И+0.5Й 20.5 0.065 0.077 0.015 -0.80 У+Ю 16 0.051 0.040 0.011 1.00 тёмный сине-зелёный Ы 11 0.035 0.024 0.009 1.22 чёрный, коричневый Всего звукобукв в стихотворении 315
/>
Каквидим, звуков А и Я в обычной речи должно было бы встретиться 116 на тысячу, ав стихотворении их гораздо больше /> . При /> такое отклонение частности (0.159 — 0.116 =0.044) превышает случайное в 2.39 раза, то есть едва ли может быть случайным.Значит, поэт интуитивно нагнетал красные А и Я, чаще обеспечивая им ударныепозиции (вещает казней ряд кровавых). Вторым по превышению нормы идет Ы,придавая красному тону мрачное, трагическое звучание. Наконец, У (также спревышением частотности над нормой) добавляет звукоцветовой картине тёмныесине-зелёные и лиловые оттенки. Частотность всех остальных гласных ниже нормы.
Еслитеперь изобразить в цвете игру доминирующих в стихотворении гласных, тополучится картина в красно-багровой и чёрно-синей гамме, кое-где с тёмнойпрозеленью. А это и есть цветовая гамма картины В. Васнецова. Остаётся толькопоражаться, насколько точно талант поэта подсказал ему выбор и пропорциидоминантных звуков.
Такимспособом на компьютере «прочитано» много стихотворений. Для некоторыхиз них в общей табличке приведены итоговые величины (Z), чтобы можно былоубедиться, что обнаруженные звукоцветовые соответствия — не парадоксстатистики, не случайное совпадение цифр. Значимые превышения частотностейотмечены полужирным шрифтом. В последнем, восьмом столбце дана цветоваярасшифровка результатов.
Звукоцветв поэзииСтихотворения Звукобуквы и величины Цвет О+0.5Ё А+Я Е+0.5Ё И+0.5Й У+Ю Ы Александр Блок «Гамаюн, птица вещая» -1.95 2.39 -0.24 -0.80 1.00 1.22 тёмно-красный, тёмный сине-зелёный Сергей Есенин «Отговорила роща золотая...» 1.00 -0.33 0.82 0.20 -1.00 -0.17 желтый, зелёный «Выткался не озере алый свет зари...» -0.75 1.56 -0.40 -2.00 2.70 0.35 красный, тёмный сине-зелёный «Воздух прозрачный и синий» -2.57 0.69 -0.23 1.18 0.00 0.00 синий «Зелёная причёска, девическая грудь...» -0.56 -2.00 1.36 -0.92 1.22 -0.29 зелёный, тёмный сине-зелёный Арсений Тарковский «Перед листопадом» 3.47 1.93 -1.43 -0.83 -3.33 0.14 жёлтый, красный I строфа 2.80 1.21 -1.25 -1.29 -2.22 -0.50 жёлтый II строфа 1.65 -1.20 -1.43 1.88 -0.28 2.71 тёмно-синий III строфа 0.45 2.27 0.43 -1.84 -1.72 -0.43 красный «Синицы» -0.68 0.17 0.29 1.33 -0.55 0.11 синий «Сирени вы, сирени» 0.29 -1.94 0.40 0.08 0.40 -0.12 сине-зелёный «Дождь» 0.27 -1.80 0.36 0.50 1.78 1.57 тёмный сине-зелёный «Петровские казни» -0.21 0.50 -1.47 0.13 0.45 2.33 чёрный, багровый «Пускай простит меня Винсент Ван Гог» 1.93 0.14 -1.92 -0.82 1.25 0.00 жёлтый, тёмно-синий А. Вознесенский «Васильки Шагала» -1.50 -1.13 1.38 4.14 -0.60 0.25 синий, зеленоватый «Пожар в архитектурном» 0.17 2.08 -4.36 1.80 -0.29 0.33 красный, синий «Сирень „Москва — Варшава“ -3.09 -0.08 2.50 -0.75 2.70 -2.60 сине-зелёный »Очищение" 3.14 -0.71 -0.85 -2.73 4.36 -1.83 тёмно-синий, бело-жёлтый
Хорошовидно, как точно использует изобразительные возможности звукоцветовх ореолов С.Есенин. При сравнении уже первых строчек его стихотворений с цветамидоминирующих гласных сразу обнаруживается явное соответствие словесных извукоцветовых картин. «Отговорила роща золотая...» — доминирующийцвет жёлтый, слегка зеленоватый. «Выткался на озере алый светзари...» — звуки создают густо-красную и тёмно-синюю гамму. «Воздухпрозрачный и синий...» — звукоцвет синий, чуть розоватый. «Зелёнаяпричёска, девическая грудь...» — зелёная и тёмно-зелёная с синевой гаммазвукоцветовых соответствий. Как говорится, комментарии излишни. Да, поэты моглибы сказать о себе словами А. Вознесенского: «Мы видим звук». Они егодействительно видят внутренним взором таланта, чувствуют его радужный ореол изажигают эту радугу в своих стихах.
Нуа компьютер проявляет скрытые в тексте цветные картины, показывая тем самым,что способен уловить и эту удивительную особенность поэтической речи.
Покниге А. Журавлёва «Диалог с компьютером». «Молодаягвардия», 1987 год.