Реферат по предмету "Педагогика"


Воспитательное значение игры

Воспитательноезначение игры

Содержание
Введение
1. Многостороннее влияние спортивных игрна развитие двигательных функций и совершенствования систем организма
2. Влияние уровня двигательных навыков восновных видах движений на уровне техники спортивных игр
3. Двигательная характеристика и методикаобучения дошкольников спортивным играм
4. Мой опыт обучения старшихдошкольников спортивной игре (определиться с выбором игры самостоятельно)
Заключение
Список литературы

Введение
Спортивнаяигра — специфический вид двигательной деятельности. Она является сознательнойдеятельностью, направленной на достижение поставленной цели. Спортивные игрызанимают ведущее место как в физическом воспитании здорового человека, так и впроцессе физической реабилитации больных и инвалидов, позволяя на высоком эмоциональномуровне эффективно решать лечебные и воспитательные задачи.
Спортивная играотносится к тем проявлениям игровой деятельности, в которых ярко выражена рольдвижений. Для спортивной игры характерны творческие активные двигательныедействия, мотивированные ее сюжетом (темой, идеей). Эти действия частичноограничиваются правилами (общепринятыми, установленными руководителем илииграющими). Они направляются на преодоление различных трудностей по пути кдостижению поставленной цели (выиграть, овладеть определенными приемами).
Преимущество спортивныхигр в дошкольном возрасте перед строго дозированными упражнениями в том, чтоигра всегда связана с инициативой, фантазией, творчеством, протекаетэмоционально, стимулирует двигательную активность. В игре используютсяестественные движения большей частью в развлекательной ненавязчивой форме.
Важнейший результатигры — это радость и эмоциональный подъем. Именно благодаря этомузамечательному свойству игры, особенно с элементами соревнования, больше, чемдругие формы физического воспитания, адекватны потребностям организма вдвижении. Для целенаправленной тренировки некоторых мышечных групп наряду сподвижными играми могут использоваться упражнения игрового характера, которыене имеют законченного сюжета, развития событий (например, эстафеты).

1. Многостороннеевлияние спортивных игр на развитие двигательных функций и совершенствованиясистем организма
Воспитательноезначение игры, ее всестороннее влияние на развитие ребенка трудно переоценить.Игра органически присуща детскому возрасту и при умелом руководстве со сторонывзрослых способна творить чудеса. Ленивого она может сделать трудолюбивым,незнайку — знающим, неумелого — умельцем. Словно волшебная палочка, игра можетизменить отношение детей к тому, что кажется им порой слишком обычным, скучным,надоевшим.
Игра поможетвоспитателю сплотить детский коллектив, включить в активную деятельность детейзамкнутых и застенчивых. В играх воспитывается сознательная дисциплина, детиприучаются к соблюдению правил справедливости, умению контролировать своипоступки, правильно и объективно оценивать поступки других.
Спортивныеигры воспитывают национальную культуру. Свойственная подвижным играммногообразная двигательная деятельность, несущая в себе зародыши спортивногосостязания, оказывается чрезвычайно полезной и даже необходимой для правильногоразвития моторно-психологической сферы и воспитания личностных качеств. Поэтомуспортивные игры — это не только средство полноценного развития растущегоорганизма, но и широко раскрытые ворота в мир физической культуры и спорта.
Диапазон ихприменения поистине безграничен. С первых лет жизни и на протяжении всегодетства и юности игре отдается явное предпочтение перед всеми другимисредствами физического воспитания. И это понятно, поскольку истинную ценностьигровой двигательной деятельности просто трудно полностью представить иправильно оценить.
Важнейшаяособенность спортивных игр состоит в том, что они представляют универсальныйвид физических упражнений. Занятия играми оказывают влияние одновременно надвигательную и психическую сферу занимающихся. Выбор поведения в постоянноменяющихся условиях игры предопределяет широкое включение механизмов сознания впроцессы контроля и регуляции. В результате увеличивается сила и подвижностьнервных процессов, совершенствуются функции регуляции деятельности всех системорганизма корой головного мозга и центральной нервной системой.
В тоже времяигровая деятельность отличается сложностью и многообразием движений. В них, какправило, могут быть вовлечены все мышечные группы, что способствуетгармоническому развитию опорно -двигательного аппарата.
Изменчивостьигровых условий требует постоянного приспособления используемых движений кновым ситуациям. Поэтому двигательные навыки формируются гибкими, пластичными.Совершенствуется ловкость, развивается способность создавать новые движения изранее усвоенных.
Значение игрвозрастает благодаря возможности широкого их их пользования в природныхусловиях. Игры на лыжах, в лесу, в воде, на коньках и т. д. — это отличноесредство закаливания и укрепления здоровья. Полноценное использованиеестественных факторов природы особенно важно в период роста и развития молодогоорганизма.
Образовательноезначение игр многообразно. Систематическое их применение совершенствуетдвигательные возможности и обеспечивают полноценное освоение «школыдвижений», куда прежде всего входят бег, прыжки, метания. При желании этоткруг может быть значительно расширен и включать весь комплекс жизненно важныхнавыков. Под влиянием игровых условий эти навыки превращаются в умениязначительно расширяющие возможность их применения в самых различных условиях исочетаниях.
Подвоздействием присущего игре соревнования значительно активнее развиваются всефизические качества, и прежде всем быстрота, ловкость, сила и выносливость. Всеэто способствуем формированию двигательной сферы детского организма.
Одновременносовершенствуются восприятие и реагирование — качества очень важные вповседневной жизни. Вместе с ними развиваются способности к анализу и принятиюрешений, что положительно отражается на формировании оперативного мышления иумственных процессов вообще. Таким образом, под влиянием игровых условийприобретается способность к правильному действию.
Спортивныеигры как средство физического воспитания отличаются рядом особенностей.Наиболее характерные из них — активность и самостоятельность играющих,соревновательный характер и коллективность действий в непрерывно меняющихсяусловиях.
2. Влияниеуровня двигательных навыков в основных видах движений на уровне техникиспортивных игр
спортивныйигра реабилитация дошкольник
Обучение ребенкадвижениям осуществляются в соответствии с закономерностями формированиядвигательных умений и навыков. Они условно представляют собой последовательныйпереход от знаний и представлений о действии к умению выполнять его, а затем отумения к навыку.
Нервная система играетважнейшую роль в формировании двигательных навыков. Исследования, выполненныепод руководством П.К. Анохина, показали, что некоторые действия ребенка жесткозапрограммированы и запускаются как автоматическая последовательность; другие —вариабельные и видоизменяются в процессе реализации. В любом действии можновыделить три функциональных компонента: ориентировочный, собственноисполнительный и контрольный. Они тесно между собой связаны и представленыодновременно в процессе выполнения действия. Объединяет их «функциональнаясистема поведенческого акта».
Эффективность обучениядвигательным действиям зависит от того, насколько соблюдается в нем объективнаяпоследовательность действия и соответствующих компонентов функциональнойсистемы в целом. При формировании двигательного действия возникает первоначальноедвигательноеумение. Оно представляет собой действие, недоведенное до значительной степени автоматизации.
Двигательные умения идвигательный навык являются последовательными ситуациями на пути формированиядвигательного действия. В результате неоднократного повторения двигательноеумение автоматизируется и превращается в двигательный навык.
Двигательный навык—однаиз форм двигательных действий ребенка. На основе знаний и опыта он приобретаетумение выполнять то или иное двигательное действие, научается практическимспособам и приемам его применения. При неоднократных повторениях умение переходитв навык. Двигательный навык представляет собой такие формы двигательныхдействий ребенка, которые характеризуются явлениями автоматизации иприобретаются в результате обучения или жизненной практики. Таким образом,двигательный навык — автоматизированная форма приобретенного двигательногодействия. Автоматизированное действие — «осознанно по слову» (А.И.Пуни), т.е. ребенок должен объяснить последовательность выполняемогоупражнения. Эту способность он приобретает при правильном методическом обучениив старшем дошкольном возрасте. Навык возникает на основе умения и вместе с темсам является основой для возникновения новых умений.
Значительный вклад впонимание формирования двигательных навыков в процессе обучения внеслитеоретические исследования Н.А. Бернштейна. Он доказал: под воздействиемдвигательных действий организм делается сильнее, выносливее, ловчее, искуснее.Это свойство организма назвали упражняемостью. Повторения двигательныхупражнений нужны для того, чтобы раз за разом, каждый раз все удачнее, решатьпоставленную двигательную задачу и тем самым доискиваться наилучших способов еерешения. Повторные решения этой задачи нужны еще и потому, что в естественныхусловиях внешние обстоятельства не бывают в точности одинаковыми, так же как исам ход решения двигательной задачи не повторяется дважды подряд одинаково.Всякое повторение движения, по мнению Н.А. Бернштейна, «есть повторениебез повторения». Ребенку необходимо набраться опыта по разнообразновидоизмененной двигательной задаче, поставленной перед ним, и ее внешнемуокружению, и, прежде всего, по всему разнообразию тех впечатлений, с помощьюкоторых совершаются сенсорные коррекции данного движения. Это необходимо длятого, чтобы приспособиться даже к незначительному и неожиданному изменению обстановкиили самой двигательной задачи. В становлении двигательного навыка важнейшуюроль играет нервная система. Для выработки двигательного навыка мозг нуждаетсяв довольно долгом упражнении.
Из-за огромного избыткастепеней свободы движений ребенка никакие двигательные импульсы к мышцам, какбы точны они ни были, не могут сами по себе обеспечить правильного движениясогласно его желанию. Изменение условий выполнения движения возможно только привключении механизма сенсорной коррекции. Чтобы испытать все ощущения, которыелягут в основу изучаемого движения, и подготовить основу для сенсорнойкоррекции, необходимо неоднократное повторение двигательного действия.
Построение навыка — этосмысловое цепное действие, в котором нельзя пропускать ни одного звена.Формирование двигательного навыка находится под контролем нервной системы ипредставлены в ней многоуровневой системой управления двигательным действием.Любой двигательный акт может быть построен только благодаря строгой иерархииуровней мозга. Всего насчитывается пять уровней: «А», «В», «С»,«Д», «Е». Каждый из уровней имеет собственную обслуживающуюбригаду органов чувств (эфферентов).
Уровень первый — «А»:«Вы в тонусе». Уровень «А» — самый первый исамый нижний. Деятельность каждого уровня связана с определенными отделаминервной системы. Для уровня «А» — это часть спинного мозга, самыенижние отделы мозжечка и все располагающиеся там нервные центры — ядра. Уровень«А» регулирует мышечный тонус(готовность мышц и нервов,снабжающих их, принять и эффективно исполнить команду-импульс из центра), чтоважно для формирования поддержания тела. На этом уровне осуществляютсянепроизвольные действия дрожательных движений — дрожь от холода или приповышении температуры; нервная дрожь от волнения или вздрагивание от внезапногорезкого звука, луча света и т.д.
Уровень «А»руководит построением и некоторых произвольных действий:вибрационно-ритмические действия (например, обмахивание веером); принятие иудержание определенной позы, в том числе осанки ребенка. При красивой осанке —голова приподнята, корпус выпрямлен, движения свободны. Регулировкапластического мышечного тонуса, осуществляемая уровнем «А», во многомзависит от шейно-тонического рефлекса (положения головы и шеи).
Уровень второй — «В»:движения — штамп. Это уровень содружественных движений истандартных штампов. Он очень важен, так как руководит «локомоторным»механизмом, оснащенным четырьмя конечностями-движителями. Анатомически уровень «В»обеспечивается самыми крупными подкорковыми ядрами. Этот уровень перерабатываети посылает в мозг информацию о величине суставных углов, о скорости перемещенияв суставах, о силе и направлении давления на мышцы и глубокие ткани конечностейи туловища.
Уровень «В»обеспечивает точность воспроизведения движения. Ритмичное, качательноедвижение, например движение руки при ходьбе, точно повторяет предыдущее, врезультате как бы штампуются одинаковые действия. Поэтому уровень «В»называется уровнем штампов, настолько точны повторяемые на этом уровнедвижения.
Уровень «В»определяет три важнейших качества, необходимых для построения движений:
1. вовлечениев работу десятков мышц, осуществляющих движение;
2. способностьстройно и слаженно вести движение во времени;
3. вытекающееиз предыдущего — способность к чеканной повторяемости движений не только повремени, но и по рисунку действия.
Поскольку уровень «В»не связан с вестибулярной системой (с органами равновесия, мозжечком) и имеетслабые связи со зрением и обонянием, он с готовностью берет на себя всювнутреннюю, «черновую» проработку сложного движения, осуществляемую вглубинах человеческого организма. Он как бы ведет внутреннюю координационнуюподготовку ходьбы, бега, оформляя все действия этого множества содружественныхдвижений: готовит рисунок ходьбы, основу движения рук и ног, без которойпередвижение по любой плоскости — гладкой или неровной — будет невозможным. Ноделается это в отвлеченном виде, вне конкретной обстановки, хотя наша ходьба исовершается куда-то, по какой-то поверхности, мимо каких-то препятствий, по неровностям,ступенькам, поворотам и т.д. И тем не менее эти обстоятельства недоступныуровню «В». Их учитывает при ходьбе и преодолевает следующий уровень— уровень «С».
Уровень третий — «С»:человек и пространство. Этот уровень Н.А. Бернштейн называл уровнемпространственного поля и считал одним из самых ответственных в построениидвижений. В отличие от предыдущих уровней уровень «С» имеет рядважнейших отличительных черт.
Во-первых, он связан свнешним миром. Теснейшие взаимоотношения с ним — важнейшее качество уровня «С».
Во-вторых, на уровень «С»уже работают и телерецепторы, и в Первую очередь зрение, которое безграничнорасширяет и увеличивает объем и качество поступающей в организм информации.
Третьей особенностьюпространственного поля является его несдвигаемость. Благодаря качественнопереработанной информации, в которой отражается прошлый опыт (а малыш егоприобретает уже в колыбели), ребенок воспринимает неподвижность окружающегомира. Движения, совершаемые под руководством уровня «С», не содержатэлементов повторяемости или чередования.
Еще одним важнейшимсвойством пространственного поля является его метричность и геометричность.Тщательная оценка расстояний, размеров и форм предметов определяет важнейшеекачество таких действий ребенка, как меткость, точность, без чего неточные егодействия не достигли бы цели. Благодаря этим качествам уровень «С»руководит особо важными движениями человеческого тела. Эти движения всегда «ведутоткуда-то, куда-то и зачем-то». Они «несут, давят, тянут, берут, рвут,перебрасывают.
Они имеют начало иконец, приступ и достижение, замах и бросок», т.е. движения этого уровняимеют переместительный характер и обязательно приспосабливаются к пространству,в котором они протекают. Это качество — одно из важнейших для движений этогоуровня, который поэтому и называется «пространственным».
Уровень четвертый —«Д»: регулирует действия, которые присущи исключительно человеку. Этидействия обеспечиваются областью больших полушарий головного мозга.
Сложность уровня «Д»настолько велика, а знания о нем настолько малы, что до настоящего временивыяснить все функции этого уровня не представляется возможным. В выполнениидвижений уровня «Д» главное — смысловая сторона действия с предметом.
Наконец преобладаниеуровня «Д» проявляется при движении рук во время массажа исамомассажа. Таким образом, нет таких осмысленных действий, которыми бы неруководил уровень «Д».
Уровень пятый —«Е», находящийся еще выше предыдущего, создает мотив длядвигательного акта и осуществляет его основную смысловую коррекцию. Онокончательно приводит результат движения в соответствие с намерением, с тойсамой моделью, которую ребенок создал мысленно перед началом своего действия.Этот уровень помимо речи и письма руководит богатейшим арсеналом хореографических,импровизационных и других смысловых действий, изучение и описание которых ещедо конца не раскрыто, но представляет собой увлекательнейшую областьисследования. Понимание многоуровневой системы регуляции движений позволяет нетолько формировать, но и корректировать двигательные навыки, выявлять нарушенияи заболевания мозга, что ведет к решению важнейшей задачи оздоровления ребенка.
Однако управлениедвижениями редко представлено каким-то одним уровнем. Чаще всего в двигательномдействии участвуют 3—4 уровня. На формирование гибкого навыка значительноевлияние оказывают естественные условия его выполнения детьми в повседневнойдеятельности, в организованных формах двигательной активности. При этом условиявыполнения движения никогда не бывают одинаковыми, так же как и сам процессрешения двигательных задач. Различно и функциональное, нервно-психическоесостояние ребенка в каждый момент выполнения движения.
Формированиедвигательного навыка представляет собой процесс создания динамическогостереотипа при взаимодействии первой и второй сигнальных систем с преобладающимзначением второй сигнальной нервной системы.
Образованиедвигательных навыков у ребенка имеет огромное значение. Они предоставляют емувозможность выполнения движений с наименьшей затратой энергии и с наибольшимэффектом, обеспечивают рациональное использование его двигательныхспособностей.
3. Двигательнаяхарактеристика и методика обучения дошкольников спортивным играм
Методика проведенияспортивной игры включает неограниченные возможности комплексного использованияразнообразных приемов, направленных на формирование личности ребенка, умелоепедагогическое руководство ею. Особое значение имеет профессиональнаяподготовка воспитателя, педагогическая наблюдательность и предвидение.Стимулируя у ребенка интерес к игре, увлекая его игровой деятельностью, педагогзамечает и выделяет существенные факторы в развитии и поведении детей. Методикапроведения спортивной игры детей дошкольного возраста направлена на воспитаниеэмоционального, сознательно действующего в меру своих возможностей ребенка ивладеющего разнообразными двигательными навыками. Под доброжелательным,внимательным руководством воспитателя формируется творчески мыслящий ребенок,умеющий ориентироваться в окружающей среде, активно преодолевать встречающиесятрудности, проявлять доброжелательное отношение к товарищам, выдержку,самообладание.
Подбор и планированиеспортивных игр зависят от условий работы каждой возрастной группы: общегоуровня физического и умственного развития детей, их двигательных умений,состояния здоровья каждого ребенка, его индивидуальных типологическихособенностей, времени года, особенностей режима, места проведения, интересовдетей. При подборе сюжетных игр принимаются во внимание сформированность уребенка представлений об обыгрываемом сюжете. Для лучшего понимания игровогосюжета педагог проводит предварительную работу с ребенком: читаетхудожественные произведения, организует наблюдения за природой, повадкамиживотных, деятельностью людей различных профессий (пожарными, водителями,спортсменами и т.д.), просматривает видео-, кино- и диафильмы, проводит беседы.
Значительное вниманиепедагог уделяет подготовке атрибутов игры. Педагог изготавливает их вместе сдетьми или в их присутствии (в зависимости от возраста).
Важно правильноорганизовать игру в зависимости от содержания, очередности выполнения заданий.Она может быть проведена одновременно со всеми детьми или с небольшой группой.Педагог варьирует способы организации игр в зависимости от их структуры ихарактера движений. Он продумывает способы сбора детей на игру и внесениеигровых атрибутов. Ознакомление детей с новой игрой проводится четко,лаконично, образно, эмоционально в течение 1,5—2 мин. Объяснение сюжетнойподвижной игры, как уже отмечалось, дается после предварительной работы сребенком по формированию представлений об игровых образах. Тематика сюжетныхспортивных игр разнообразна: это могут быть эпизоды из жизни людей, явленийприроды, подражание повадкам животных. В ходе объяснения игры перед детьми ставитсяигровая цель, способствующая активизации мысли, осознанию игровых правил,формированию и совершенствованию двигательных навыков. При объяснении игрыиспользуется краткий образный сюжетный рассказ. Он изменяется в целях лучшегоперевоплощения ребенка в игровой образ, развития выразительности, красоты,грациозности движений; фантазии и воображения малыша.
Объясняя несюжетнуюигру, педагог раскрывает последовательность игровых действий, игровые правила исигнал. Он указывает местоположения играющих и игровые атрибуты, используяпространственную терминологию (в младших группах с ориентиром на предмет, встарших — без них). При объяснении игры воспитатель не должен отвлекаться назамечания детям. С помощью вопросов он проверяет, как дети поняли игру. Еслиправила игры им понятны, то она проходит весело и увлекательно.
Объясняя игры сэлементами соревнования, педагог уточняет правила, игровые приемы, условиясоревнования. Он выражает уверенность в том, что все дети постараются хорошосправиться с выполнением игровых заданий, которые предполагают не толькоскоростное, но и качественное его выполнение («Кто быстрее добежит дофлажка», «Чья команда не уронит мяча»). Правильное выполнениедвижений доставляет детям удовольствие, чувство уверенности и стремление ксовершенствованию.
Объединяя играющих в группы,команды, педагог учитывает физическое развитие и индивидуальные особенностидетей. В команды воспитатель подбирает детей равных по силам; для активизациинеуверенных, застенчивых детей соединяют со смелыми и активными.
Интерес детей к играм сэлементами соревнования повышается, если на них надевается форма, выбираютсякапитаны команд, судья и его помощник. За правильное и быстрое выполнениезаданий команды получают очки. Результат подсчета определяет оценку качествавыполнения заданий и коллективных действий каждой команды. Проведение игр сэлементами соревнований требует большого педагогического такта, объективности исправедливости оценки деятельности команд и их членов, способствующихдружелюбию и товариществу во взаимоотношениях детей.
В ходе игры педагогобращает внимание на выполнение ребенком правил. Он тщательно анализируетпричины их нарушения. Ребенок может нарушить правила игры в следующих случаях:если не понял достаточно точно объяснение педагога; очень хотел выиграть; былнедостаточно внимателен и т.д.
Педагог должен следитьза движениями, взаимоотношениями, нагрузкой, эмоциональным состоянием ребенка вигре.
Значительное вниманиеон уделяет вариантам спортивных игр, которые позволяют не только повыситьинтерес ребенка к игре, но и усложнить умственные и физические задачи,совершенствовать движения, повышать психофизические качества ребенка.
Он может изменитьрасположение детей и физкультурных пособий в игре; выбрать нескольких водящих;включить правила, требующие от ребенка выдержки, самообладания и т.д. Постепеннок составлению вариантов подключаются и дети, что способствует развитию у нихтворчества.
Руководя игрой, педагогвоспитывает нравственность ребенка; формирует у него правильную самооценку,взаимоотношения детей друг с другом, дружбу и взаимовыручку, учит ребенкапреодолевать трудности. Преодоление трудностей П.Ф. Каптерев называлнравственным закаливанием, связывая его с формированием высокого духовногопотенциала. Правильное педагогическое руководство игрой помогает ребенку понятьсебя, своих товарищей, обеспечивает развитие и реализацию его творческих сил,оказывает психокоррекционное, психотерапевтическое воздействие.
Заканчивается спортивнаяигра ходьбой, постепенно снижающей физическую нагрузку и приводящей пульсребенка в норму. Оценивая игру, педагог отмечает положительные качества детей,называя тех, кто удачно выполнил свои роли, проявил смелость, выдержку,взаимопомощь, творчество, а затем анализирует причины нарушения правил. Приумелом руководстве воспитателя спортивной игрой успешно формируется творческаяактивность детей: они придумывают варианты игры, новые сюжеты, более сложныеигровые задания. Каждый играющий должен знать свою задачу и в соответствии сней исполнять.
Таким образом, спортивнаяигра является естественной формой социального самовыражения личности итворческого освоения мира. У детей всех возрастов огромная потребность в игре,и очень важно использовать спортивную игру не только для совершенствованиядвигательных навыков, но и для воспитания всех сторон личности ребенка. Продуманнаяметодика проведения спортивных игр способствует раскрытию индивидуальныхспособностей ребенка, помогает воспитать его здоровым, бодрым, жизнерадостным,активным, умеющим самостоятельно и творчески решать самые разнообразные задачи.
4. Мой опыт обучения старшихдошкольников спортивной игре (определиться с выбором игры самостоятельно)
В спортивных играхдетей старшего дошкольного возраста используются более сложные движения. Переддетьми ставится задача мгновенно реагировать на изменение игровой ситуации,проявлять смелость, сообразительность, выдержку, смекалку, сноровку.
Движения детей старшейгруппы отличаются большей координацией, точностью, поэтому наряду с сюжетными инесюжетными играми широко используются игры с элементами соревнования, которыевначале целесообразно вводить между несколькими детьми, равными по физическимсилам и развитию двигательных навыков. Так, в игре «Кто скорее добежит дофлажка?» задание выполняют 2—3 ребенка. По мере овладения детьми навыков иориентировки в пространстве вводятся соревнования по звеньям. Лучшим считаетсязвено, участники которого справятся с заданием быстро и правильно.
В подготовительной кшколе группе большинство детей хорошо владеют основными движениями. Воспитательобращает внимание на качество движений, следит за тем, что бы они были легкими,красивыми, уверенными. Дети должны быстро ориентироваться в пространстве,проявлять выдержку, смелость, находчивость„творчески решать двигательные задачи.В играх необходимо ставить перед детьми задачи для самостоятельного решения.
Так, в игре «Цветныефигурки» дети делятся на звенья и в каждом выбирается звеньевой. Посигналу воспитателя дети с флажками в руках разбегаются по залу. По команде «Вкруг!» они находят своего звеньевого и образуют круг. Затем заданиеусложняется: дети также разбегаются врассыпную по залу и по команде «Вкруг!» строятся вокруг звеньевого, а пока воспитатель считает до 5,выкладывают какую-нибудь фигуру из флажков.
Такое усложнениезадания требует от детей умения быстро переключаться от одной деятельности кдругой — в данном случае от активного бега к выполнению коллективноготворческого задания. Осуществляя поиск решения тех или иных двигательных задачв спортивных играх, дети сами добывают знания. А знания, добытые собственнымиусилиями, усваиваются сознательно и прочнее запечатлеваются в памяти. Решениеразнообразных задач рождает у детей веру в свои силы, вызывает радость отсамостоятельных маленьких открытий.
При умелом руководствевоспитателя спортивной игрой успешно формируется творческая активность детей:они придумывают варианты игры, новые сюжеты, более сложные игровые задания. Каждыйиграющий должен знать свою задачу и в соответствии с ней исполнять воображаемуюроль в предполагаемой ситуации.
Вхождение в рольформирует у детей способность представить себя на месте другого, мысленноперевоплотиться в него, позволяет ему испытать чувства, которые в обыденныхжизненных ситуациях могут быть недоступны. Так, в игре «Пожарные на учении»дети представляют себя смелыми, ловкими, отважными людьми, не боящимисятрудностей, готовыми пожертвовать собой ради спасения других.
Поскольку игра включаетактивные движения, а движение предполагает практическое освоение реальногомира, игра обеспечивает непрерывное исследование, постоянный приток новыхсведений. Таким образом, спортивная игра является естественной формойсоциального самовыражения личности и творческого освоения мира.
В ряде игр от детейтребуется умение придумать варианты движений, различные комбинации их. Это игрытипа «Сделай фигуру», «День и ночь», «Обезьяна иохотники» и др. Первоначально ведущую роль в составлении вариантовдвижений играет педагог. Постепенно он подключает к этому самих детей.Вхождению в роль, образной передаче характера движений способствуетпридумывание детьми упражнений на заданную тему. Например, придуматьупражнение, имитирующее движения животных, птиц, зверей (цапля, лисичка,лягушка), или придумать и назвать упражнение, а затем его выполнить («Рыбка»,«Снегоочиститель» и др.).
Важную роль в развитиетворческой деятельности детей играет привлечение их к составлению вариантовигр, усложнению правил. Вначале ведущая роль в варьировании игр принадлежитвоспитателю, но постепенно детям предоставляется все больше и большесамостоятельности. Так, проводя с детьми игру «Два мороза»,воспитатель предлагает вначале такой вариант: кого «морозы осилят»,тот остается на месте, а дети, перебегая на противоположную сторону, не должнызадевать «замороженных»; затем воспитатель усложняет задание: убегаяот «морозов», дети должны дотронуться до «замороженных»товарищей и «отогреть» их. После этого воспитатель предлагает самимдетям придумать варианты игр. Из предложенных вариантов выбираются наиболееинтересные. Например, дети решили, что «морозам» будет труднее «заморозить»спортсменов, поэтому во время перебежек дети имитируют движения лыжников,конькобежцев.
Используя методтворческих заданий, воспитатель постепенно подводит детей к придумыванию игр исамостоятельной их организации. Например, Дима Е., шести лет, побывав летомвместе с родителями в альпинистском лагере, придя в детский сад, предложилновую игру, которую назвал «Альпинисты». Интересно, что начал онобъяснение игры с сюжетного рассказа: «На огромной территории нашей Родиныесть глубокие реки и озера, безводные пустыни, широкие равнины и высокие горы.Горы упираются своими вершинами в небо. У подножья гор летом стелется трава. Ана вершинах в это время белеют снеговые шапки, которые не тают даже в сильнуюжару, потому что наверху очень холодно. Чтобы подняться к „вершине“,надо пройти по узким горным тропинкам (скамейки), пролезть в пещеру(поставленные в ряд дуги), перепрыгнуть через трещины в скале (перепрыгнутьчерез веревку) и, наконец, забраться на вершину (залезть на гимнастическуюлестницу). Победит та группа, которая первой покорит вершину».
Таким образом,показателем творчества детей в игре является не только быстрота реакции, умениевойти в роль, передавая свое понимание образа, самостоятельность в решениедвигательных задач в связи с изменением игровой ситуации, но и способность ксозданию комбинаций движений, вариантов игр, усложнению правил. Высшимпроявлением творчества у детей является придумывание ими подвижных игр и умениесамостоятельно их организовывать.
В подготовительной кшколе группе наряду с сюжетными и несюжетными играми проводятся игры-эстафеты,спортивные игры, игры с элементами соревнования. Дети подготовительной группыдолжны знать все способы выбора ведущих, широко пользоваться считалками.

Заключение
Итак, методикаобучения спортивным играм определяется целями и задачами, которые решают с ихпомощью. Всестороннее воспитание и гармоническое развитие занимающихся можетбыть достигнуто только в процессе многолетнего, систематического и правильноорганизованного обучения подвижным играм.
Ведущая рольв этом принадлежит преподавателю. Организуя обучение, преподаватель долженстремиться:
— воспитыватьу занимающихся высокие морально-волевые качества;
— укреплятьих здоровье и способствовать правильному физическому развитию;
— содействоватьформированию жизненно важных двигательных качеств, навыков и умений.
Важноеусловие успешной игровой деятельности — ясность понимания содержания и правилигры, здесь, прежде всего, важны четкость и наглядность, объяснения.
Краткое,образное объяснение сюжета игры при необходимости дополняют показом отдельныхприемов и правил, объяснив главное, преподаватель начинает игру. Первая попыткапозволяет ему проверить, как поняли дети игру.
Еслинеобходимо, то ее вскоре останавливают для дополнительных разъяснений. В другихслучаях остановка делается лишь для введения мелких правил и разъяснений ошибокиграющих.
Если первыедва этапа могут следовать непосредственно друг за другом, то последний можетбыть отнесен на конец игры или следующие ее повторения.
Объяснениеполезно проводить на исходном месте, расстанавливая играющих и распределяяроли.
Обучать детейцелесообразно с самых простых некомандных игр имитационного характера,постепенно усложняя их и по сюжету, и по содержанию двигательной деятельности.
На следующихзанятиях дети изучают игры с элементами коллективной деятельности — переходные.
Завершающийэтап — командные игры, когда от сравнительно простых игр с поочередным участиемпереходят к играм с активным противодействиям и командным соревнованиям.

Списоклитературы
1. Адашкявичене Э.Й Спортивные игры иупражнения в детском саду. — М.; Просвещение, 1992.
2. Дмитриенко Т.И. Спортивные упражненияи игры для детей дошкольного возраста. — Киев, 1983.
3. Кенеман А.В.; Хухлаева Д.В. «Теорияи методика физического воспитания детей дошкольного возраста». М.:Просвещение, 2007
4. Осокина Т.И. «Физическаякультура в детском саду». М.: Просвещение, 2008.
5. Осокина Т.И.; Тимофеева Е.А.; ФурминаЛ.С. «Игры и развлечения детей на воздухе». М.: Просвещение, 2006.
6. Пензулаева Л.И. «Физкультурныезанятия с детьми 5-6 лет». М.: Просвещение, 2004.
7. «Физическая подготовка детей 5-6лет к занятием в школе». Под ред. Кенемана А. В. – М.: Просвещение, 2000.
8. Усаков В.И. Особенности методикипервоначального разучивания дошкольниками спортивных игр. — Красноярск. 1996.
9. Фомина А.И. Физкультурные занятия испортивные игры в детском саду. — М: Просвещение, 1984.


Не сдавайте скачаную работу преподавателю!
Данный реферат Вы можете использовать для подготовки курсовых проектов.

Поделись с друзьями, за репост + 100 мильонов к студенческой карме :

Пишем реферат самостоятельно:
! Как писать рефераты
Практические рекомендации по написанию студенческих рефератов.
! План реферата Краткий список разделов, отражающий структура и порядок работы над будующим рефератом.
! Введение реферата Вводная часть работы, в которой отражается цель и обозначается список задач.
! Заключение реферата В заключении подводятся итоги, описывается была ли достигнута поставленная цель, каковы результаты.
! Оформление рефератов Методические рекомендации по грамотному оформлению работы по ГОСТ.

Читайте также:
Виды рефератов Какими бывают рефераты по своему назначению и структуре.