Реферат по предмету "Право"


формы территориально-политического устройства

Содержание Введение 1. Понятие территориально-политического устройства государства и классификация его форм 2. Унитарное государство и его разновидности 3. Автономия и ее виды 4. Федерация Заключение Введение Целью написания моей контрольной работы была попытка охарактеризовать понятие территориально-политического устройства государств, дать характеристику видов форм, выделить особенности каждого из видов устройства.

Конечно, каждое государство индивидуально, но проблематика вопросов возникающих при рассмотрении данной проблемы позволяет уверенно утверждать, что некоторые признаки характеризующие те или иные государства повторяются, что позволяет их сгруппировать и выделить в систему. Форма территориально-политического устройства государства имеет важное значение при рассмотрении курса «Конституционное право зарубежных государств», позволяет более детально и четко охарактеризовать территориальное

устройство государства. Форма государственного устройства оказывает большое влияние на все институты конституционного права и находится в теснейшей взаимосвязи и взаимообусловленности с такими понятиями как политический режим и форма правления. Понятие территориально-политического устройства государства и классификация его форм Форма государственного устройства - это внутреннее строение государства, его деление на составные части - административно-территориальные единицы, автономные политические образования

или суверенные государства. Она отражает также характер соотношения государства в целом и отдельных его частей. Существуют две основных разновидности форм государственного устройства. Наиболее простая из них - унитарное государство. Это - единое государственное образование. Государство при этом делится лишь на административно-территориальные части. Для унитарного государства характерно существование общих для всей страны высших органов государственной

власти и управления, единой судебной системы и конституции. Унитарными государствами являются Англия, Франция, Италия, Венгрия, Монголия и др. Более сложной формой государственного устройства является федерация. Федеративное государство состоит из ряда других государств или государственных образований - членов федерации (штатов, кантонов, союзных или автономных республик и др.).

Каждое из них имеет своё административно-территориальное деление. Наряду с существованием и деятельностью общих для всей федерации высших органов государственной власти и управления, на территории каждого из них действуют также свои собственные высшие и местные органы государственной власти и управления. Аналогично обстоит дело с конституцией и другими федеральными законами, с судебными, прокурорскими и иными органами. Одной из важнейших, хотя и менее распространённых по сравнению

с другими формами государственного устройства, является конфедерация. Она представляет собой объединение или союз государств, при котором государства, образующие конфедерацию, полностью сохраняют свою самостоятельность, имеют свои собственные органы власти, управления и правосудия. Для координации совместных действий государства-члены конфедерации создают объединенные органы. Последние функционируют лишь в строго определённых сферах и преследуют строго определённые - экономические,

политические, военные или иные цели. Конфедерация нередко рассматривается как промежуточное звено на пути движения государств к образованию федерации. В настоящее время конфедерацией в формально-юридическом плане считается Швейцария. Хотя фактически она является федерацией. Признаки конфедерации имеются и в Европейском Союзе. Унитарное государство и его разновидности Унитарное государство (франц. unitarism от лат.unitas - единство)

- одна из двух форм территориальной организации государства. Государства считается унитарным (слитным, простым), если большинство частей этого государства не имеют статуса государственного образования. В составе унитарного государства могут находиться отдельные автономные национально-государственного образования, в т.ч. имеющие многие атрибуты собственной государственности (например, наличие в составе унитарной Украины Республики

Крым). Как правило, в унитарном государстве есть только одна конституция, одно гражданство, одна система высших органов государственной власти. Составные части унитарного государства чаще всего имеют статус единиц административно-территориального деления: они управляются на основе законов, принимаемых центральными органами, их территория может быть изменена простым общегосударственным законом без согласия местных органов и местного населения. Для стран с унитарной формой государственного устройства характерно наличие

следующих основных признаков: 1. Единая конституция, нормы которой применяются на всей территории страны без каких-либо изъятий или ограничений; 2. Единая система высших органов государственной власти; 3. Единая система права; 4. Единая судебная система; 5. Территория унитарного государства подразделяются на административно-территориальное единицы, которые не могут обладать какой-либо политической самостоятельностью.

Придя на смену феодальной раздробленности и партикуляризму, унитаризм исторически был прогрессивным явлением, он вызывался потребностями единого рынка, удобствами осуществления государственной администрации и не ставился с национально-этнической или расовой структурой населения. Подавляющее большинство унитарных государств – мононациональные государства. Существуют две разновидности унитарных государств: децентрализованные и централизованные.

К числу первых относятся такие государства, в которых региональные органы формируются независимо от центральных органов, поэтому юридически отношения между ними строятся на началах децентрализации (Великобритания, Новая Зеландия, Япония, Испания, Италия). Ко второму типу относятся унитарные государства, в которых подчинение региональных органов центру осуществляется при посредстве должностных лиц, назначаемых из центра (Нидерланды, Казахстан, Узбекистан). Автономия и ее виды

Автономия (греч. autonomia - самоуправление, буквально самозаконие от autos - сам и nomos - закон) - в общем значении право самостоятельно решать вопросы, отнесенные к ведению кого-либо. В конституционном праве понятие автономии используется в нескольких аспектах: а) для обозначения так называемой государственной, или (что то же самое) областной автономии - т.е. форм национально-государственного устройства, при которых территория, имеющая определенный компактный национальный состав населения, его

хозяйственные и бытовые особенности, провозглашается автономным государством (автономная республика) или автономным национально-государственным образованием (автономная область, автономный округ, автономная провинция и др.); такую автономию называют также национально-территориальной, таким образом, понятия "государственная" автономия, "областная" автономия и "национально-территориальная" автономия имеют равное значение; б) применительно к возможностям групп граждан, принадлежащих к определенной

национальности право самоорганизовываться и совместно действовать для осуществления своих национальных, духовных, культурных, образовательных и иных интересов (национально-культурная автономия); в) чтобы оттенить, что тот или иной участник конституционно-правовых отношений обладает самостоятельностью в осуществлении своей компетенции. В этом плане нередко можно встретить в специальной литературе и газетных текстах выражения типа "должностное лицо получило большую автономию в осуществлении своих полномочий"

, "область полностью автономна в своих делах" и т.д. Следует заметить, что в данном аспекте термин "автономия" применяется скорее не в строго конституционно-правовом, а в общем смысле, и лишь подчеркивает самостоятельность соответственно государства, государственного образования, административно-территориальной единицы, местного самоуправления и его органов, общественного объединения, должностного лица и т.д.

В конституционном праве применительно к государственной, или областной, национально-территориальной автономии распространены понятия "политическая" и "административная" автономия. Если автономная единица образуется в форме автономной республики, т.е. государства, эту форму автономии принято называть политической автономией, подчеркивая тем самым более высокий ее ранг и права, характерные для государства. Если автономная единица образуется в форме автономной области, автономного округа,

это не государство, а так называемое государственное образование. Его статус ниже, чем статус автономной республики, и ближе к статусу административно-территориальной единицы. Поэтому данная автономия в литературе нередко называется административной автономией. Хотя нельзя не отметить того, что у нее есть ряд особенностей и специфических черт по сравнению с административно-территориальной единицей (представительство в центральных органах государства, специальные формы защиты

прав и интересов, в том числе при утверждении бюджета и принятии своих нормативных правовых актов). Федерация Федерация (от позднелат. Federatio - союз, объединение) - форма политико-территориального и/или национально-государственного устройства, представляющая собой сложное (союзное) государство, состоящее из государственных образований, обладающих юридически определенной политической самостоятельностью. В мире насчитывается 23 федерации, каждой из которых свойственна своя модель территориальной, национально-

территориальной организации, отражающая соотношение целого (федерации) с ее частями - субъектами (штатами, республиками, кантонами, землями, провинциями, областями и др. единицами). В отличие от конфедерации - договорного союза независимых государств, которая, по сути, представляет международно-правовое объединение, федерация представляет собой государственно-правовое объединение, единое суверенное государство с развитыми самоорганизацией и самостоятельностью его составных частей,

множеством элементов, форм и механизмов саморегулирования (законодательством, системой властных структур и др.). В сравнении с унитарной формой государственного устройства, федерация в определенных исторических условиях рассматривается как: 1) более демократический тип организации и ведения дел, организационно-территориального построения государства и управления им, 2) способ учета и сочетания интересов целого (федерации) и ее частей (субъектов - государствоподобных

территориальных, либо национально-территориальных образований), 3) форма выявления и удовлетворения многообразных интересов, стремлений, потребностей самовыражения, идентификации народов, 4) средство отражения национального бытия, сознания, традиций народов (гражданских, национально-этнических, конфессиональных и др.). Основное назначение федерации состоит в осуществлении и обеспечении сотрудничества субъектов как единого целого, согласования общегосударственных и региональных,

национальных и иных интересов населения. Федерации свойственны такие признаки, как наличие единой территории, состоящей из совокупности территорий ее субъектов, на которые распространяется суверенитет федерации; наличие гарантий статуса и границ субъектов федерации; конституционное либо конституционно-договорное разграничение предметов ведения и полномочий между федерацией и ее субъектами, их органами государственной власти; в ряде случаев наличие единого гражданства; учреждение и конституирование общего для всей федерации

механизма государственной власти (парламента, правительства, судов); наличие федеральной правовой системы, обеспечивающей единое правовое пространство, верховенство конституции и приоритет законов федерации, образование единого экономического и оборонного пространства, создание единой денежной, финансовой, кредитной систем, единых вооруженных сил, установление государственного языка (языков), государственных символов федерации. На уровне территориальных частей государства также создаются основные элементы их

государственности - законодательная, исполнительная власть, в ряде случаев собственная судебная власть, правовая система и др. Большинство федераций - крупные и средние государства, среди которых США, ФРГ, Россия, Канада, Австралия, Австрия, Швейцария, Индия, Пакистан, Аргентина, Бразилия, Венесуэла, Мексика, Эфиопия, Нигерия и др. По способу возникновения различаются договорные (на основе союза) и конституционные

(основанные на автономии) федерации (ФРГ, Индия, РСФСР (1918 г.). В зависимости от значения национального фактора в организации федерации их классифицируют на территориально-национальные (Индия, Канада, Россия и др.) и чисто территориальные (ФРГ, Бразилия, Мексика и др.). По структуре и в зависимости от степени равноправия составных частей федерации между собой и в отношениях с федерацией различают симметричные - с однопорядковыми субъектами (Австрия,

ФРГ, ОАЕ и др.; юридически таковыми были СССР, СФРЮ, ЧСФР) и асимметричные - с разностатусными и различными видами субъектов (Россия, Швейцария). По степени сочетания централизации и децентрализации, учету спецификации различных составных частей федерации их принято делить на интегративные (централизованные, например, Индия) и деволюционные (относительно централизованные -

США, ФРГ, Швейцария и др.). По форме правления подавляющее большинство федерации являются республиками. Федерациями-монархиями являются Австралия, Канада (номинальным главой государства является английская королева), Бельгия, ОАЕ, Малайзия, (из 13 штатов субъектов являются султанами-монархиями, а 4 штата возглавляются губернаторами, назначаемыми Верховным главой Малайзии, избираемым Советом правителей султанов сроком на 5 лет).

Статус федеративных государств, их субъектов и составных частей (федеральных территорий, округов, ассоциированных государств) определяется конституцией федерации. Суверенитетом обладает само федеративное государство, субъекты иногда декларируют свой суверенитет, хотя им не обладают . Конституционно-правовой статус федерации и ее субъектов, характер федеративных отношений во многом предопределяется способами распределения власти - предметов ведения и полномочий - по вертикали.

Именно в этом и состоит, главным образом, основное отличие федеративного устройства от унитарного. В науке и конституционной практике существуют несколько способов разграничения предметов ведения и полномочий федерации и ее субъектов. Суть первого состоит в установлении конституцией исключительных полномочий и предметов ведения федерации, а все остальные из них относит к ведению ее субъектов (США, Австрия, Швейцария); второй способ состоит в установлении предметов ведения и полномочий и федерации,

и субъектов (Канада, Аргентина, Мексика и др.), а не перечисленные в конституциях относятся к ведению или федерации, или субъектов; при третьем способе перечисляются три сферы полномочий: федерации, ее субъектов и совместного ведения (ФРГ, Индия); наконец, четвертый способ состоит в установлении перечня предметов ведения и полномочий федерации и сферы совместного ведения федерации и ее субъектов (Россия, Пакистан, Нигерия). Приведенные выше способы разграничения полномочий и предметов ведения имеют свои

особенности, касающиеся степени детализации (например, в Конституции Индии названы 97 вопросов, отнесенных к ведению федерации и 47 - к сфере совместного ведения. Конституция РФ соответственно 18 и 14 пунктов, вбирающих в себя широкий круг предметов ведения и полномочий), исчерпывающего характера самих перечней, оговорок и условия осуществления полномочий, методов регулирования и т.п. Число субъектов федераций различно и варьируется от 2 в

Танзании до 89 в Российской Федерации (в США их 50, ФРГ - 16, Мексике - 31, Пакистане и Микронезии - 4, Эфиопии - 9 и т.д.). Они называются по-разному - штатами, землями, провинциями, кантонами, эмиратами, республиками, областями, краями, городами и т.д. По своему правовому положению субъектам ряда федераций присущи признаки государственности: они имеют свою конституцию (штаты

США, Мексики, республики в Российской Федерации), которую они принимают сами и которая не нуждается в утверждении центральных органов; создают свои парламенты, издают местные законы, формируют свои правительства, возглавляемые губернаторами, президентами, премьер-министрами, главными министрами и другими лицами; могут иметь собственную судебную систему, вплоть до верховных судов, действующих параллельно с федеральными судами; в некоторых федерациях все ее субъекты или часть из них могут иметь свое гражданство (США);

во многих федерациях субъекты вправе иметь свои символы (герб, флаг, столицу), вступать в экономические и культурные отношения с зарубежными государствами, создавать в этих целях свои представительства - имеет своих представителей во второй плате федерального парламента, которая считается органом выражения интересов субъектов федерации (2 сенатора от каждого штата в США, по 3 - в Бразилии, от 3 до 6 в ФРГ, от 1 до 34 в

Индии, и т.д.). Исторические судьбы федерации (старейшими из них являются Швейцария, созданная в 1291 году и США - 1777 год), их эволюция, возрастание после второй мировой войны втрое числа федеративных государств - с одной стороны, ликвидация созданных после обретения ими независимости таких федераций как Индонезия, Ливия, Уганда, распад и реорганизация "социалистических" федераций (СССР - в 1991 году, СФРЮ - 1992 год, ЧСФР - 1993 год) - с другой, свидетельствуют не столько о бесперспективности

и ущербности этой формы государственного устройства, сколько об ошибочных в ряде случаев подходах и принципах их построения, переоценке тех или иных характерных черт и начал (например, национального принципа их построения, права на выход из федерации - сецессии и др.). В 90-е годы ХХ столетия идея федеративного строительства вновь стала активно востребоваться, о чем свидетельствует провозглашение федерациями Бельгии (1993 год),

Эфиопии (1994 год), преобразования югославской республики путем создания Союзной Республики Югославия и сербско - мусульмано - хорватской федерации в другой части бывшей Югославии - Боснии и Герцеговине. Активные процессы происходят вокруг возможного образования федерации в Грузии, других частях мира. И это закономерно вытекает как из перспективности федерализма, так и из объективной универсальной тенденции мирового общественного развития к интеграции для решения возникающих

перед человечеством проблем планетарного масштаба. Исторический опыт, накопленный федерациями, в определенной мере используется такими международными образованиями как Европейский Союз, Содружество Независимых Государств. Механизмы регулирования экономики в федерациях имеют достаточно централизованные формы. Во многих сферах экономической жизни центральные органы утверж¬дают за собой исключительные права,

оттесняя субъекты федерации на второй план. В ведении последних остаются регулирование мелкого бизнеса, сельского хозяйства, разра¬ботка природных ресурсов для внутреннего рынка и т.п. Есть, правда, определенные вариации в разграничении пред¬метов ведения, но в целом они малосущественны. В регулировании экономических отношений феде¬ральные органы опираются в основном на формы и мето¬ды финансовой политики (налоги, дотации и т.п.), не пренебрегая — при необходимости — и средствами ди¬рективного

руководства (регулирование цен, введение за¬претов и т.п.). В организации органов власти субъекты федераций, как правило, следуют образцам построения федеральных ор¬ганов даже в тех государствах, в которых конституции практи¬чески не предъявляют в этом вопросе каких-либо требований к входящим в их состав государственным образованиям (США и Австралия). Впрочем, в большей части конституций (Мекси¬ка,

Аргентина, Бразилия, Канада) дается подробное описание структуры и организации органов власти субъектов федера¬ций. В Швейцарии конституции кантонов санкционируются федеральной властью. В Индии право принятия собственной конституции предоставлено только одному штату — штату Джамму и Кашмир. В развитии процессов политической интеграции особая роль принадлежит праву федеральных органов действовать непосредственно на территории субъек¬тов федераций и механизмам финансовой политики.

Финансовая централизация проведена практически во всех федерациях. Заключение Форма территориального - политического устройства по определению профессора А.А. Мишина представляет собой национально-территориальную организацию государства, а также взаимоотношения центральных и региональных органов. Форма государственного устройства в определенной стране зависит то целого ряда социальных, исторических, национальных, географических условий.

Именно эти условия определяют специфику конкретной формы государственного устройства, которая никогда не может быть результатом случайного стечения обстоятельств, всегда детерминирована. Данная тема в течении развития всей отрасли права не утрачивает своей актуальности. Развитие института территориально-политического устройства дает большие возможности для развития правовых наук в целом, и конституционного права в частности.

Список использованной литературы 1. Баглай М.В Лейбо Ю.И Энтин Л. М. Конституционное право зарубежных стран. М.: Норма, 2000. 2.Сравнительное конституционное право. /Под ред. В. Е.Чиркина. М.: Манускрипт, 1996. 3. Мишин А.А. Конституционное (государственное) право зарубежных стран.

М.: «Белые альвы», 1999.



Не сдавайте скачаную работу преподавателю!
Данный реферат Вы можете использовать для подготовки курсовых проектов.

Поделись с друзьями, за репост + 100 мильонов к студенческой карме :

Пишем реферат самостоятельно:
! Как писать рефераты
Практические рекомендации по написанию студенческих рефератов.
! План реферата Краткий список разделов, отражающий структура и порядок работы над будующим рефератом.
! Введение реферата Вводная часть работы, в которой отражается цель и обозначается список задач.
! Заключение реферата В заключении подводятся итоги, описывается была ли достигнута поставленная цель, каковы результаты.
! Оформление рефератов Методические рекомендации по грамотному оформлению работы по ГОСТ.

Читайте также:
Виды рефератов Какими бывают рефераты по своему назначению и структуре.