Содержание
Введение.
Глава 1. Игра и музыкальнаядеятельность младших школьников.
1.1 Психолого-педагогическиеаспекты детской игровой деятельности.
1.2 Музыкально-игроваядеятельность младших школьников
Глава 2. Педагогическиеусловия музыкально-игровой деятельности младших школьников.
2.1 Общая характеристикапрограммы «Музыка» Т.В. Надолинской.
2.2 Методика проведениямузыкально-дидактической игры и драматизации на уроке музыки.
Заключение
Список литературы
Приложение
Введение
В начальной школезакладываются основы духовной культуры, музыкальной образованности, формирующиемузыкально — эстетические идеалы, вкусы и потребности младших школьников.Большое значение приобретают занятия предметами эстетического цикла, средикоторых музыка занимает особое положение. Именно на уроках музыки каждыйребенок приобщается к сокровищам классической и народной музыки, у негоформируется эмоционально-личностное отношение к произведениям искусства.
Одним изактуальных направлений поиска в сфере образования является использованиеигровой деятельности в педагогическом процессе.
В последнее времяигровая деятельность завоевала огромную популярность в системе образования, анаиболее синтетической формой художественной деятельности являетсяигра-драматизация. Именно в игре-драматизации активно развиваются не толькомузыкальные, но и актерские, режиссерские, литературные способности.
Многие педагогиуспешно использовали игру в практической деятельности, находя в ней мощныйпотенциал для решения различных проблем. В дошкольных учреждениях, в начальнойшколе и в практике внешкольных заведений, а также при проведении внеклассныхмероприятий игра приобрела особое значение и стала одним из основных методоввоспитания, обучения, а значит, и развития личности ребенка.
Идеи использованияигр в воспитании детей, восходящие к эпохе античности, прослеживаются на рубежеXIX-XX вв в работах Н.Н.Бахтина, С. Холла, Н. Тичера, Х. Финлей-Джонсон и нашли дальнейшее развитие втрудах Л.С. Выготского, Н.А. Ветлугиной, Н.А. Терентьевой и др.
Появление в XIX-XX вв научной теории игрыпозволило выйти на новый уровень ее педагогического осмысления. Были обозначенынаиболее эффективные сферы применения игры, осуществлена классификация игр,разработана технология подготовки и проведения игр, а также механизм внедренияих в процесс обучения. В результате появились различные игровые сценарии итехники, а также ориентированные на игровую деятельность образовательныепрограммы. Традиционно игра организуется по сценарию литературного илимузыкального произведения. При этом Л.С. Выготский считает, что в игре сценарийне всегда является жестким каноном и может быть лишь канвой, в пределах которойразворачивается импровизация. «… Важно не то, что создадут дети, важно, то,что они создают, творят, упражняются в творческом воображении и его воплощение».[1]
В дидактическомсмысле игровая деятельность актуальна как метод стимулированияучебно-познавательной деятельности школьника. Организация процесса слушаниямузыки как учебно-игровой деятельности способствует развитию творческихспособностей, развивает воображение и наглядно-образное мышление, расширяеткруг эмоциональных представлений учащихся, и, в конечном счете, позволяетдобиться большой остроты и точности восприятия музыки. Таким образом,использование игровой деятельности на уроке музыки включает два направлениядействия:
внедрение впроцесс обучения игр, игровых методов и приемов;
развитие способности учащихсявступать в игровой контакт с музыкой в процессе музыкального восприятия.
Цель исследования:обосновать необходимость организации игры, как формы музыкально-творческой деятельностимладших школьников и как средства развития их музыкальных представлений.
Объект исследования:процесс музыкального воспитания детей младшего школьного возраста.
Предмет исследования:процесс организации музыкально — творческой деятельности младших школьниковчерез игру.
Задачи исследования:
Изучить психолого-педагогическую иметодическую литературу по проблеме игры в контексте музыкально — творческойдеятельности младших школьников;
Рассмотреть психологию детскойигровой деятельности;
Рассмотреть программу «Музыка» Т.В.Надолинской, как один из вариантов реализации условий музыкально-игровойдеятельности младших школьников.
Определить оптимальные методы иприемы проведения музыкально-дидактических игр и драматизации на уроке музыки.
Гипотеза: предполагается, чтопри условии организации музыкально — игровой деятельности на уроках музыки,музыкальное развитие детей будет осуществляться более качественно и оптимально (всоответствии с принципом природосообразности).
Глава 1. Игра и музыкальная деятельность младшихшкольников
1.1 Психолого-педагогические аспекты детской игровойдеятельности
Игра — ведущая деятельностьребенка. Ее огромное значение в жизни детей побуждали многих ученых искатьобъяснения природы и происхождения этой удивительной детской деятельности.
Существует много теорий детскойигры. Теория исследует вопрос происхождения игры, то есть, почему и откудавозникла эта деятельность.
К. Гросс считал, что игра являетсябессознательной подготовкой молодого организма к жизни. Бессознательноготовиться, например, к выполнению роли матери маленькая девочка, когда онаукладывает и баюкает куклу. Словно источником игры являются инстинкты, т.е.биологические механизмы.
Шиллер и Спенсер объясняли игрыпростой тратой избыточной энергии» накапливаемой ребенком. Она не расходуетсяна труд и поэтому выражается в игровых действиях.
К. Бюллер утверждал, что весь смыслигры заключается в том удовольствии, которое игра доставляет ребятам. Но тапричина, которая вызывает у детей чувство радости от игры, оставаласьнераскрытой.
3. Фрейд считал, что ребенокпобуждается к игре чувством собственной неполноценности. Смысл его теориизаключается в том, что дети не имея возможности в действительности бытьдоктором, шофером, продавцом, и.т.д. замещают эту реальную роль игрой. В этойвымышленной жизни ребенок как бы «изживает» присущие ему влечения и желания.
Все эти теории можно обобщить пододним названием — это биологизаторские теории, в основе их лежат инстинктивныепотребности ребенка: его влечения и желания. Желания эти возникаютсамопроизвольно. Они просто вызревают по мере развития ребенка и проявляются вего играх независимо от того, как и где этот ребенок живет, и, как и кем воспитывается.
Принципиально иначе принимается иобъясняется природа детской игры русскими учеными.
Игра — форма активного отраженияребенком, окружающей его жизни людей. Начальные формы игры возникают на основеподражания и манипуляций с различными предметами. В игре ребенок отражает жизньвзрослых. И чем больше возможностей для активного действия, тем интереснееигра. Поэтому врачом быть интереснее, чем больным, артистом лучше, чемзрителем.
В исследованиях русских ученых,посвященных детской игре, определяются ряд направлений, но все они объединеныпониманием того, что игра — это жизнь ребенка, его радость, необходимая для егодеятельности.
Играя, дети не стремятся к точномуи бездумному копированию действительности, а вносят в свои игры многособственных выдумок, фантазий, комбинирования. Свобода выдумок, безграничныевозможности комбинирования, подчиняющиеся интересам, желаниям и воли ребенка,является как раз тем источником радости, который игра приносит детям. В играхотражена реальная жизни людей с их мечтами, планами, чудесными изобретениями. Вигре ребенку все доступно, он все может. В игре в удивительных сочетанияхсплетается реальность и вымысел, стремление к точному воспроизведениюдействительности с самыми вольными нарушениями этой реальности.
В начальной школе, игра —оперирование знаниями, средство их уточнения и обогащения, путь упражнений, азначит и развития познавательных способностей и сил ребенка.
Игра — коллективная деятельность. Вигре все участники находятся в отношениях сотрудничества. Все ее участникиобъединены единым замыслом. Каждый из играющих вносит свою долю фантазии, опытаактивности в развитие принятого коллективного замысла.
Игра, как и всякая другаячеловеческая деятельность, имеет общественных характер, поэтому она меняется сизменением исторических условий жизни людей.
Среди исследователей различныхаспектов игровой деятельности можно назвать Д.В. Менджерицкую, Н.А. Метлова,А.Б. Кенеман, Л.Н. Комиссарову, Л.С. Выготского, А.Н. Леонтьева, Д.Б. Эльконина.
Проблема использования игровойдеятельности в музыкально — педагогическом процессе разработана пока чтонедостаточно. Разрозненные педагогические исследования и методическиеразработки не дают целостного видения проблемы использования игры в музыкальнойпедагогике (в частности, для развития музыкального восприятия школьников). Чащевсего исследования акцентируют внимание на каких-либо определенных ее аспектах.Некоторые способы использования игры на уроках музыки, отдельные игры, игровыеформы и методики предлагают Ю.Б. Алиев, О.А. Апраксина, Н.Л. Гродзенская, М.Г.Гольбандова, Т.В. Надолинская, В.Й. Петрушин, В.Г. Ражников. Проблемуиспользования игры на уроках музыки затрагивают Л.Ф. Кельманович и О.В.Борисенкова.
1.2 Музыкально-игровая деятельность младших школьников
В отечественной педагогикепоследнего десятилетия интенсивно разрабатывается методология игровой имитации- новые модели процессов учебно-воспитательной деятельности, необходимые дляформирования смысловых, эмоциональных, когнитивных аспектов личности школьника,но целостной теории до сих пор не существует.
Воспитательное воздействие игровойдеятельности детей дошкольного возраста общепризнано. Д.Б. Эльконин считал, чтов результате освоения игровой деятельности у ребенка к концу дошкольногодетства формирует стремление к общественно оцениваемой деятельности, котороеявляется основной предпосылкой деятельности учебной. Поэтому игроваядеятельность должна органически войти в преподавание предмета «Музыка».
Игровая деятельность, представленав форме музыкально- дидактических игр и драматизации, имеет ряд преимуществ посравнению с другими видами познавательной деятельности. Во-первых, игра малоутомляет младших школьников; во-вторых, активизирует их эмоции и интеллект,развивает многосторонние художественные способности; в-третьих, помогаетмоделировать музыкально- образовательный процесс в игровой форме.
Игра-драматизация являетсяразновидностью художественной игры с присущими ей специфическими особенностями.
Во-первых, игра-драматизацияявляется формой усвоения социального опыта людей, причем не толькотеоретико-познавательного, но и опыта общения, художественных ценностей изначений.
Во-вторых, в игре актуализируетсяиндивидуальный опыт школьника в сфере музыкальной деятельности.
В-третьих, необходимо отметить процессуальностьигры, которая рождается в данный момент и является следствием взаимодействияпервых двух сторон — социального опыта, как результативной стороны деятельностии индивидуального опыта как ее побудительного начала.
На уроке музыки игра-драматизацияорганизуется на сюжете литературного или музыкально-сценического произведения,специфическими особенностями которой является то, что в ее процессе всепрочитанное, увиденное или услышанное воспроизводится в «лицах», при помощиразличных выразительных средств музыкальной и речевой интонации, пантомимики,жеста, позы, мизансцены.
С целью обеспечения учителя музыкиориентирами при выборе произведения для драматизации необходимо определить. Чтоявляется ее сюжетом и содержанием?
Сюжет драматизации — это та областьмузыкального искусства, которую школьники стремятся изобразить в игре.
Содержание драматизации являетсято, что именно школьники выделяют в отображаемой жизни как самое главное дляних, самое существенное и что они пытаются в первую очередь изобразить в игрена данный сюжет.
Анализ выразительных средствдраматизации помогает выявить механизм организации и управления игровойдеятельностью школьников на уроке. Рассматривая драматизацию как единицуоперационно-деятельностного компонента обучения музыке, можно выделить комплексвзаимообусловленных операций:
Восприятие — слушание музыкальногоматериала, который предстоит драматизировать.
2. Анализ содержания имузыкально-речевых элементов произведения в целях проведения драматизации:
а) воссоздание обстановкидействия (частичный пересказ сюжета после слушания музыкального произведения);
б) перечисление действующих лицдля определения количества ролей и их исполнителей;
в) словесное описание внешностиперсонажей для оказания помощи «гримерам» и «костюмерам»;
г) музыкальная характеристикакаждого персонажа и особенностей его музыкальной речи;
д) разработка мизансцены с цельюинсценировки выбранного музыкального произведения.
3. Определение исполнительныхзадач, обусловленных идеей реализации авторского замысла композитора идраматурга.
4. Художественная интерпретацияпроизведения и выбор средств выразительности музыкального и вербального языкадля осуществления намеченных задач.
5. Инсценировкамузыкально-сценического произведения.
6. Анализ качества исполнения сточки зрения воплощения художественной идеи произведения (степень воплощенияотдельных персонажей — идентификация сценического образа, развертываниесценического действия).
7. Подведение итогов проделаннойработы и оценки результатов проведенной игры-драматизации.
Итак, драматизация — это игроваяполихудожественная деятельность младших школьников, совокупность составляющихее действий.
При подготовке и проведениипридерживаться трех этапов:
Установочно-подготовительный этап:знакомство учащихся с названием и условиями проведения игры, игровыми идидактическими задачами, правилами» действиями, результатом, выбор участниковигры, распределение ролей.
Функциональный этап: включениеучащихся в художественно-творческую и музыкальную деятельность» проведения игрыпо заданным правилам и действия, работа над драматическим развитием игры.
Оценочный (результирующий) этап:оценка выполнения игровых и дидактических задач, правил, действий, сценичностьвоплощения музыкально-игровых образов.
Итак, в отечественной педагогикеинтенсивно разрабатывается методология игровой имитации — новые моделипроцессов учебно-воспитательной деятельности, необходимые для формированиясмысловых, эмоциональных, когнитивных аспектов личности школьника, но целостнойтеории до сих пор не существует. В результате освоения игровой деятельности уребенка к концу дошкольного детства формируется стремление кобщественно-оцениваемой деятельности, которое является основной предпосылкойдеятельности учебной. В игре актуализируется индивидуальный опыт школьника всфере музыкальной деятельности.
Главная цель предлагаемых игр идраматизаций — развитие музыкально-языкового мышления младших школьников,усвоение ключевых и частных знаний о музыке в музыкально-творческойдеятельности и проникновение в сущность музыкального искусства.
Глава 2. Педагогические условия музыкально-игровой деятельностимладших школьников
2.1 Общая характеристика программы «Музыка» Т.В.Надолинской
В современных условияхсоциально-культурного развития общества главной задачей школы становитсявоспитание растущего человека, способного к творческому саморазвитию,саморегуляции, самореализации. В концепции художественного образовании,разработанной в Российской Академии образования указывается, что в процессегуманизации общественной школы дисциплины художественного цикла должныпереместиться в центр изучения. Поэтому импровизация, игра, драматизация идругие разнообразные формы творчества и общение с искусством становятсядоминирующими в педагогическом воспитательно-образовательном процессе.
Программа по музыке Т.В.Надолинской отвечает целям разностороннего развития личности учащегося,обеспечивает усиление эмоционально-нравственного, воспитательного воздействиямузыки.
Цель программы — «… ввестиучащихся в мир большого музыкального искусства, научить их любить музыку вовсем богатстве ее форм и жанров, иначе говоря, воспитывать в учащихсямузыкальную культуру как часть всей их духовной культуры». Цель программыдостигается решением трех ведущих взаимосвязанных задач и реализуется на основеразвития музыкального восприятия:
Первая педагогическая задача — формирование эмоционального отношения к музыке на основе ее восприятия. Ушкольников необходимо развивать эмоциональную отзывчивость на музыку.
Вторая педагогическая задача — формирование осознанного отношения к музыке. Школьнику важно приобрестиосознанного восприятия произведений; уметь применять музыкальные знания, нетолько чувствовать, но и понимать характер музыкальных образов, логику ихразвития.
Третья педагогическая задача — формированиедеятельно- практического отношения к музыке в процессе ее исполнения, преждевсего хорового пения, как наиболее доступной формы музицирования.
Данная программа разработана наоснове общедидактических принципов научности, систематичности и доступности,связи обучения с жизнью, наглядности и др., а также художественной дидактике.
Важнейшим принципом программыявляется тематическое построение, отражающая основные закономерности и функциимузыкального искусства.
Каждая четверть учебного года имеетсвою тему, которая раскрывается от урока к уроку, формирую музыкально-языковоемышление младших школьников. Поэтому автор считает необходимым более точно иконкретно определять тему каждого урока, которая поможет отразить различныеграни музыки как единого целого. Между четырьмя четвертями и между всеми годамиобучения осуществляется логика развития, связанная с постижением музыки какискусства интонируемого смысла. (Б.В. Асафьев).
Тематическое построение программыпозволяет применять многообразные методы обучения и воспитания. Методы и приемымузыкального обучения тщательно отобраны и проверены практикой. Каждый методнаправлен на то, чтобы заинтересовать, увлечь музыкой учащихся, помочь усвоитьим содержание музыкально-дидактического материала.
Важнейшими методами изучения иосвоения представленной программы являются:
метод « забегание вперед ивозвращения» к пройденному материалу (Д.Б. Кабалевский);
метод обобщения (Э.Б. Абдулин)
метод импровизации (Н.А.Терентьева)
метод драматизации (Т.В.Надолинская)
Все методы и приемы музыкальногообучения находятся в тесной взаимосвязи. Взаимодействие разнообразных методов иформ работы помогает учителю реализовать цель — формировать музыкальнуюкультуру школьников.
Методическая ценность даннойпрограммы заключается в том, что игровое моделирование становится важнымфактором музыкально-творческого саморазвития младших школьников. Это создаетпедагогические условия для использования на уроке музыки игр, драматизаций, атак же способствует проведению уроков в театрализованной форме.
Д.Б. Кабалевский неоднократноподчеркивал, что программа по музыке принципиально вариативна, необходимотворческое отношение учителя к работе, поэтому в содержании обучения былобновлен музыкально-дидактический материал.
Каждое непрограммное произведение,включенное в урок, рассматривалось с точки зрения художественной ценности иувлекательности для школьников.
В программе большое вниманиеуделено музыкально-творческому развитию школьников. Общепризнано, чтотворческое музицирование становиться ведущей тенденцией музыкальной педагогики20-21 века. Поэтому в каждый урок или домашнее задание включаются творческиезадания по разным видам музыкальной деятельности, которые помогают формироватьмузыкально-языковое мышление школьников, осознавать связь музыки с жизнью иобогащают их музыкальный и слуховой опыт.
Э.Б. Абдулин считает, чтомузыкально-творческая деятельность «должна пронизывать весь процесс усвоениязнаний, формирования умений и навыков и поэтому не выделяется каксамостоятельный элемент содержания обучения».
В школьной программе по музыкедается система эстетически направленных, обобщенных (а не элементарных,конкретных) знаний о закономерностях и функциях музыкального искусства. Онислужат ориентирами в процессе восприятия конкретных музыкальных произведений.
Ключевые и частные знания находятсяв диалектической взаимосвязи (Э.Б. Абдулин). Частные музыкальные знания напротяжении многих лет в музыкальной педагогике были предметом постоянноговнимания, однако в программе «Музыка» частные знания, умения, навыкипрактически не представлены. К частным знаниям мы относим знания об отдельныхэлементах музыкальной речи (звуковысотность, лад, ритм, темп, динамика, тембр ит.д.), биографические сведения о композиторах, исполнителях, истории создания произведений…В соответствии с соподчиненной ролью частных знаний по отношению к ключевымбыла определена последовательность их включения в содержание обучения.
Ориентируя учащихся на освоениечастных музыкальных знаний» мы формируем их умение распознавать средствамузыкальной выразительности с помощью дидактических средств (иллюстраций, схем,таблиц и т.д.). По мнению Б.М. Теплова полноценное музыкальное сопереживаниезависит от умения различать основные параметры музыкальной ткани.Следовательно, чем лучше учащиеся научатся распознавать элементы музыкальногоязыка, тем выше их уровень музыкально восприятия и музыкальности в целом.
Данная программа является одним изоптимальных путей для развития музыкально игровой деятельности младшихшкольников.
По программе обучаются учащиесятрехлетней начальной школы. Содержание учебного материала разработано длядвухчасовых занятий в неделю. Учебный материал распределен поурочно, каждыйурок обозначен цифрой. Система формирования музыкальных знаний, навыковвосприятия музыки, воспитание вокально-хоровых навыков, в основном сохраняется.Однако учителю музыки предоставляется свобода в выборе и определении содержаниякаждого урока, которая подчиняется теме или художественно-педагогической идееурока музыки.
2.2 Методика проведения музыкально-дидактическойигры и драматизации на уроке музыки
1 КЛАСС.
Музыкальнаякисть.
Цель игры— развитие музыкально-слуховых представлений музыканта, играющего наинструменте (средний регистр) и музыкальной формы школьников.
Дидактический материал:кисти для рисования или ручка с пером.
Музыкальный репертуар:Песня венецианского гондольера Ф. Мендельсона.
Методика и техника игры.В музыкально-дидактической игре с приемами драматизации все учащиеся выступаютв роли «художников». Учитель играет «Песню венецианского гондольера»Ф.Мендельсона, а «художники» рисуют картину в воображаемом пространстве спомощью «музыкальной кисти». Задача учащихся — вовремя поставить запятую вконце музыкальной фразы или точку, когда заканчивается предложение или период,а также в «картине» передать характер, настроение музыки.
Игра в учителя.
Цель игры— закрепление знаний музыкальной грамоты.
Дидактический материал:карточки с музыкальными терминами.
Методика и техника игры.Традиционная игра в «учителя» проводится для того, чтобы проверить степеньусвоения музыкальных знаний, полученных в течение 1 четверти. Ученик, которыйвыступает в роли «учителя», называет слово (в рабочей тетради 1 класса есть«книга» с музыкальными терминами с. 14), а его «ученики» объясняют, что оноозначает.
Методическое лото.
Цель игры- развитие мелодичности слуха первоклассников, и закрепление знаний нотнойграмоты.
Дидактический материал:карточки мелодического лото.
Методика и техника игры.Учащиеся готовят карточки мелодического лото на твердой бумаге, а затемвыкладывают мелодию из 4-5 звуков. Сначала мелодия составляются изгоризонтального ряда из 2-4 карточек. Мелодии должны получаться с плавным илипостепенным движением. Затем задание можно усложнить и складывать мелодии излюбых карточек.
Задача каждого ученика — не тольковыложить мелодию из разных карточек, но и исполнить ее с названием нот «поруке» или сыграть на «клавиатуре» фортепьяно.
Играем в оркестр.
Цель игры— развитие тембрового слуха учащихся, закрепление знаний об оркестре и егоразновидностях, музыкальных инструментах и приемах игры на них.
Дидактический репертуар:«Вальс цветов» П.И. Чайковский (из балета «Щелкунчик»), «Камаринская»М.И.Глинки, 40-я симфония В.А.Моцарт (1 часть).
Методика и техника игры.При прохождении темы «Оркестр и его виды» учащиеся изучают составысимфонического, камерного, духового и народного оркестра. Игра-драматизациядаст возможность им войти в роль музыкантов-исполнителей каждого вида оркестра.
Знакомя школьников с различнымивидами оркестра, учитель вводит ряд новых понятий: партитура, оркестроваяпартия. Концертмейстер, камертон, маэстро (так в знак уважения называютзаслуженных композиторов, дирижеров).
Например, учитель рассказываетучащимся о симфоническом оркестре и его группах, показывает иллюстрации сизображение инструментов и объясняет приемы игры.
После этого класс «превращается» воркестр. Учитель рассаживает класс в том порядке, в котором располагаютсямузыканты симфонического оркестра. Первые парты — первые скрипки и виолончели,вторые парты — вторые скрипки и альты, один ученик «играет» на арфе, дальшесидят контрабасы, литавры и т.д. Задача каждого ученика — слушать тембровоезвучание своего инструмента, вовремя вступить и имитировать игру на своеминструменте.
Учитель выступает в роли «дирижерасимфонического оркестра» и показывает вступление каждой оркестровой партии. Подмузыку выбранного музыкального произведения учащиеся «играют» на инструментахсимфонического оркестра.
Для игры-драматизации важна самостоятельностьв определении своего вступления каждым учеником и его умение координироватьсвои действия под музыку.
2 КЛАСС
Фотограф.
Цель игры- развитие музыкальной памяти и внимания первоклассников.
Дидактический материал:карточки с ритмом.
Методика и техника игры.Для проведения игры педагог выбирает одного ученика — «фотографа».«Фотовспышка» — «фотограф» показывает и быстро убирает карточку с ритмом.Учащиеся должна запомнить ритм и прохлопать его. Получилась или нет«фотография» — решает «фотограф».
Разведчики.
Цель игры- закрепление знаний нотной грамоты, развитие ладового чувства и музыкальнойпамяти школьников.
Дидактический материал:карточки с «музыкальным кодом».
Методика и техника игры.Учитель раздает карточки с «музыкальным кодом», в котором цифры обозначаютопределенную ступень лада.
Музыкально-дидактическая игра сэлементами драматизации проводится на скорость. Каждый ученик выступает в роли«дешифровальщика», т.е. должен уметь раскодировать мелодию: мысленно услышатьмелодию по ступеням, узнать песню и спеть ее вслух. Ученик, который первымправильно спел закодированную мелодию становится «разведчиком». Передстановится новая задача — запомнить «пароль», не записывая его (дается новаямелодия из 2-4тактов). Послать в «разведку» — это значит запомнить новый«пароль» и уметь его спеть.
Для домашнего задания можнопредложить учащимся сочинить свой «пароль» и включить его при повторномпроведении игры.
3 КЛАСС
Звездное небо.
Цель игры— развитие навыков инструментальной импровизации и ассоциативности музыкальногомышления школьников.
Дидактический материал:инструменты шумового оркестра» бумага, тушь, краски.
Музыкальный репертуар:С.В. Рахманинов. Второй концерт для фортепьяно с оркестром (вступление).
Методика и техника игры.Для проведения музыкально- дидактической игры педагог выбирает 5-7 учащихся ираздает им музыкальные инструменты (бубен, пандейру металлофон, треугольник,колокольчики, маракасы). Школьникам предлагается выполнить следующее задание: спомощью полученных инструментов изобразить «звучащее звездное небо».
Далее на фоне звучания музыкиконцерта Рахманинова ребята «зажигают» большие и малые звезды («мерцающий свет»изображается на треугольниках, «падающие звезды» — глиссандо на металлофоне).
Игра носит импровизационныйхарактер, и педагог может предложить исполнить вступление концерта нафортепьяно в четыре руки с учащимися.
После игры школьники рисуют«звездное небо» на тонированной или черной бумаге тушью или краской.
Музыкальное путешествие по Европе.
Цель игры- обобщение знаний о народной и композиторской музыке Европы, развитиеисполнительских умений и навыков.
Дидактический материал:нотные плакаты, портреты композиторов, географическая карга, ритмическиекарточки, атрибуты «машиниста» и «путешественников».
Музыкальный репертуар:произведения по программе 3 четверти третьего класса.
Методика и техника игры.Для участия в игре-драматизации педагог выбирает «машиниста»,«путешественников», «певцов», «оркестрантов» и «композиторов». Урок строится всвоеобразной форме рондо, где музыкальной темой становится «Попутная песня»М.Глинки, куплет которой звучит перед каждой станцией. В процессе игры учительвыполняет различные функции («отправляет» в дорогу «путешественников», ставитмузыкальный рефрен и называет станции, объясняет задания, музицирует иоценивает работу класса).
Урок-путешествие начинается созвучанием «Попутной песни» М. Глинки: «машинист» дает гудок (на свистульке) и«поезд» отправляется в «путь». «Путешественники» имитируют движение поезда согнутымив локтях руками (сидя за партой, стоя или двигаясь по классу).
Первая станция,на которой остановился «музыкальный поезд» — станция «мелодичная». На этойстанции «путешественники» узнают по нотной записи мелодии, написанные на нотномплакате или доске, исполняют их «по руку» с названием нот или словами. (Кпримеру, исполняются белорусская народная песня «Бульба», «Наша песенка» Е. Басовского»чешская народная песня-танец «Полька», греческая детская песня «Родина»,итальянская народная песня «Макароны»).
Если «путешественники» несправляются с заданием, то они остаются на этой станции. «В путь» отправляютсяте ученики, которые знают слова песен и правильно поют мелодию.
«Музыкальный поезд» останавливаетсяна второйстанции — «ритмическая». Здесь «путешественники» по ритму угадываютте произведения, которые исполняют им «оркестранты». (В ансамбле с учителем пооркестровой партитуре исполняется «Молдовеняска» и «Болеро»).
Третья станция- станция «Музыкальных загадок», на которой «путешественники» решают загадки.
Четвертая станция- «Композиторская». На этой станции «путешественники» встречаются с«композиторами», которые сочиняли музыкальную сказку.
«Музыкальное путешествие»продолжается и «поезд» прибывает на пятую станцию — «Слушательскую». Здесь«путешественники» по фрагментам определяют произведения и называюткомпозиторов. (Произведения М. Мусоргского, Ф. Листа, Э. Грига, В. Моцарта, И.Штрауса, И.С. Баха, Л. Бетховена).
Шестая станция- «Исполнительская». На этой станции заканчивается «путешествие». Все участникиигры — «машинисты», «путешественники», «певцы», «оркестранты», «композиторы» — завершают свое «музыкальное путешествие» исполнением песни Б. Савельева«Большой хоровод».
Заключение
Из всего вышесказанного можносделать следующие выводы:
Педагогическая наука, откликаясь наперемены в социальной жизни, выдвинула новую парадигму образования — личностно-ориентированный подход в воспитании и обучении детей. В отечественнойпедагогике продолжают нарастать тенденции вариативности не только в содержанииобучения и воспитания детей, но и в области методов и форм организациимузыкальной деятельности. Ученые и педагоги разрабатывают новые методы и приемымузыкально-эстетической работы с детьми, вплоть до создания нетрадиционныхмузыкальных технологий. Прогрессивные музыкальные технологии способствуюттворческому развитию детей, их инициативы и самостоятельности.
В отечественной педагогикеинтенсивно разрабатывается методология игровой имитации — новые моделипроцессов учебно-воспитательной деятельности, необходимые для формированиясмысловых, эмоциональных аспектов личности школьника, но целостной теории досих пор не существует. В результате освоения игровой деятельности у ребенка кконцу дошкольного детства формируется стремление к общественно оцениваемойдеятельности, которая является основной предпосылкой деятельности учебной.Главная цель предлагаемых игр и драматизации — развитие музыкально-языковогомышления младших школьников, усвоение ключевых и частных знаний о музыке вмузыкально-творческой деятельности и проникновение в сущность музыкальноискусства.
Программа по музыке Т.В.Надолинской отвечает целям разностороннего развития личности учащегося,обеспечивает усиление эмоционально-нравственного, воспитательного воздействиямузыки. Методическая ценность данной программы заключается в том, что игровоемоделирование становится важным фактором музыкально-творческого саморазвитиямладших школьников. Это создает педагогические условия для использования науроке музыки игр, драматизаций, а так же способствует проведению уроков втеатрализованной форме.
Положительным в создании новыхпрограмм для образовательных школ можно считать то, что их авторы все чащестараются включить в содержание музыкального образования материал игровогоплана, при этом основной упор делается на развитие музыкальных знаний,конкретных умений и навыков учащихся.
Список литературы
1. АсафьевБ. В. Музыкальная форма как процесс. М. 1971.
2. АсафьевБ. В. Избранные статьи о музыкальном просвещении и образовании. М. 1973.
3. Барашникова3.А., Романова JI.JI.ПедагогикаМ. 1995.
4. ВыготскийЛ. С. Психология искусства. М. 1968.
5. ВенгерЛ.А., Мухина B.C.Психология.М.1988.
6. ЛюблянскаяА.А., Детская психология. М.1988.
7. НадолинскаяТ.В. Методические рекомендации к учебному комплекту «Музыка» (1-3 класс). — «Айкен», 1998.
8. НепомнящаяН.И. Психическое развитие и обучение (возрастная педагогическая психология) М.1979.
9. ТепловБ.М. Психология музыкальных способностей. М.1995.
10. РадыноваО.П. Музыкальное развитие детей. М. 1997.
11. ПерфильеваИ. А. Через игру на уроке музыки — к познанию эстетической сущности человека(педагогика искусства в творческих поисках). — Москва-Самара. 1996.
12. ШколярР.В. Противоречие и тенденции современного урока музыки (педагогика искусства втворческих поисках). М.-Самара 1996.
13. ЭльконинД. Б. Психология игры. М., 1978.
14. Эстетическоевоспитание в семье / Под ред. В.А. Разумного. М., 1973.
15. НадолинскаяТ.В. Игры-драматизации на уроках музыки в начальной школе. М. 2003.