ОГЛАВЛЕНИЕ
ВВЕДЕНИЕ
ГЛАВА I. ВОСПИТАНИЕ РЕБЕНКАВ БАШКИРСКОЙ СЕМЬЕ
1.1 Башкирская семья впрошлом
1.2 Башкирская народнаяпедагогика семьи
ГЛАВА II. НАРОДНАЯ ПЕДАГОГИКАВ СЕМЕЙНОМ ВОСПИТАНИИ
2.1 Семья как нравственнаядоминанта народной педагогики
2.2 Средства, методы,приемы народной педагогики в семейном воспитании
2.3 Значение «материнскойшколы» и «школы сверстников» в жизни человека
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ
ВВЕДЕНИЕ
«Семья– опора нации, источник духовных и
физическихсил, нравственный фундамент
человеческойличности»
Л.Н.Толстой
Естьдесятки, сотни профессий, специальностей, работ: один строит железную дорогу, другойвозводит жилище, третий выращивает хлеб, четвертый лечит людей, пятый шьет одежду.Но есть самая универсальная — самая сложная и самая благородная работа, единая длявсех и в то же время своеобразная и неповторимая в каждой семье, — это творениечеловека.
Отличительнойчертой этой работы является то, что человек находит в ней ни с чем не сравнимоесчастье. Продолжая род человеческий, отец, мать повторяют в своем ребенке самихсебя, и от того, насколько сознательным является это повторение, зависит моральнаяответственность за человека, за его будущее. Каждое мгновение той работы, котораяназывается воспитанием, — это творение будущего и взгляд в будущее.
Особуюзаботу, на сегодняшний день, вызывают проблемы семьи, детства и материнства. Нидля кого не секрет, что воспитание детей самая сложная наука. Тем более, воспитаниесобственного ребенка.
В Законереспублики Башкортостан «Об образовании» особо подчеркивается, что родителиявляются первыми педагогами, и именно они изначально закладывают основы физическогои интеллектуального развития личности ребенка. Именно в семье прививается любовьи уважение к собственной культуре, родному языку, неравнодушное отношение кнациональным корням. Семья изначально культивирует в человеке такие гуманные качествакак сострадание и милосердие, доброта, отзывчивость и порядочность.
Лечитьсовременную семью возможно только решительным поворотом к лучшим традициям народнойпедагогики.
В настоящеевремя, подрастающее поколение оказалось в экстремальных культурно-экологическихусловиях. Дети, подростки, молодежь большую часть времени проводят вне семьи, внеродного дома. Связь с родителями, семьей, родом, народной культурой трансформируется,что наносит непоправимый урон не только нравственному, патриотическому иинтернациональному становлению подрастающего поколения, но и, прежде всего, их здоровью.Семья, которая всегда была главным звеном в передаче традиционной культуры народа,утрачивает свою ведущую роль в силу чрезмерной занятости родителей в индустриальномпроизводстве.
Исследованияпоказывают, что около 60% родителей слабо знают основы семейной педагогики, 25%знакомы с некоторыми методами и принципами воспитания, и только 15% родителей имеютясное представление о своих обязанностях, умеют использовать различные формы иметоды в воспитательном воздействии на детей.
Игнорированиенародных основ воспитания, многовековой мудрости, накопленной многими поколениямилюдей, уже дало свои отрицательные плоды: выросли целые поколения нашихсоотечественников, которые равнодушны к истории родного края, родному языку, судьбамнарода. Это произошло потому, что нами была забыта истина, о которой так хорошосказал великий русский педагог К.Д. Ушинский: «Воспитание, созданное самим народоми основанное на народных началах, имеет ту воспитательную силу, которой нет всамых лучших системах, основанных на абстрактных идеях или заимствованных у другогонарода». Ушинский К.Д. указывал, что воспитательные идеи каждого народанастолько проникнуты национальным духом, что их невозможно перенести на чужую почву.Каждый народ имеет свои исторические условия развития, которые выражены в характерахотдельных народов.
Оставшисьбез вековых воспитательных традиций, то есть без народной педагогики, семья сталав массовом порядке порождать «духовных сирот». В устных опросах во время лекциидо 47% родителей заявляют, что они не уверены, будут ли их дети поддержкой иопорой, когда они станут немощными, старыми. Оставшись без влияния народной педагогики,родители умеют дарить любовь своему дитяти, умеют оберегать и растить, но не умеютребенку дарить свою душу, поэтому изучение темы: «Особенности воспитания в башкирскихсемьях» в настоящее время является очень актуальной.
Объектисследования: воспитание в башкирской семье.
Предметисследования: особенности воспитания детей в башкирских семьях.
Цельисследования: изучать средства, методы, приемы воспитания в башкирской народнойпедагогике – педагогике семьи.
Задачиисследования:
1. Изучение и анализпсихолого-педагогической, исторической литературы по воспитанию детей в семье.
2. Проанализировать состояниесемейного воспитания в настоящее время.
3. Изучить средства,методы и приемы семейного воспитания в башкирской народной педагогике.
Гипотеза:можно организовать эффективный процесс семейного воспитания, если подробно проанализироватьисторическую и психологическую литературу и выявить методы, средства, приемы семейноговоспитания в настоящее время.
Этапыисследования:
I этап.Определение и выявление темы;
IIэтап. Изучение и анализ психолого-педагогической, исторической литературы;
IIIэтап. Обращение и систематизация теоретического материала;
IVэтап. Оформление курсовой работы.
Теоретическаязначимость: в результате охарактеризована сущность семейного воспитания, раскрытысредства, методы, приемы воспитания в башкирских семьях.
Структураисследования: работа состоит из введения, двух глав, заключения.
ГЛАВАI. ВОСПИТАНИЕ РЕБЕНКА В БАШКИРСКОЙ СЕМЬЕ
1.1 Башкирская семья впрошлом
Семья,по признанию ученых, одна из величайших ценностей, созданных человечеством за всюисторию своего существования. Ни одна нация, ни одна культурная общность не обошласьбез семьи. В ее позитивном развитии, сохранении, упрочении заинтересованообщество, государство, в прочной надежной семье нуждается каждый человекнезависимо от возраста.
Семья– это малая социально-психологическая группа, члены которой связаны брачными илиродственными отношениями, общностью быта и взаимной моральной ответственностьюи социальная необходимость которой обусловлена потребностью общества в физическоми духовном воспроизводстве населения. Она является первым и ведущим субъектом воспитаниядете. В конвенции о правах ребенка (1989) декларируется, что «ребенку дляполного и гармоничного развития его личности необходимо расти в семейном окружении,в атмосфере счастья, любви и понимания».
Семейноевоспитание – целенаправленное взаимодействие старших членов семьи с младшими, основанноена любви и уважении личного достоинства и чести детей, предполагающее их психолого-педагогическуюподдержку, защиту и формирование личности детей с учетом их возможностей и в соответствиис ценностями семьи и общества.
Еслиговорить о семейном воспитании, то стихийно на ребенка действуют обстоятельстважизни семью и ближайшее ее окружение. К таким обстоятельствам относятся материальныеи моральные условия, психологическая атмосфера. Решающее значение имеют семейноеотношения. Так, при отношениях доверия, заботливости, сотрудничества и взаимопомощиформируются важнейшие нравственные качества личности ребенка. Отсюда следует, чтов процессе воспитания родителям предстоит регулировать не только собственные взаимоотношенияи отношения к детям, но и в целом образ жизни, образ собственных мыслей ипереживаний, с тем чтобы обеспечить формирование полноценной и счастливойличности.
В современнойсемье все большее значение приобретает этикопсихологический аспект отношений, повышаютсятребования супругов, детей к друг другу, меняется сам критерий семейногосчастья и благополучия. Семья — сугубо интимная группа, следовательно, эмоциональноевлечение привязанность ее членов к друг другу – ее обязательные характеристики.Любовью в семье связаны все ее члены. Ученые единодушны в определении родительскойлюбви: — она источник и гарантия эмоционального благополучия человека, поддержаниятелесного и душевного здоровья. Оптимальным условием для развития детейявляется любящая семья. Любящая семья – это семья, достигшая гармоничного взаимопониманияс детьми, где общение с детьми большая радость, где доминирует положительный, благожелательныйэмоциональный тон.
Искренняязаинтересованность родителей во всем, что происходит в жизни ребенка, интерес кего детским, пусть самым пустяковым проблемам — в этом выражение любви родителейк ребенку. На основе любви можно воспитать нравственное поведение: только любовьспособна научить любви.
Семья– первичная социальная ячейка общества, члены которой взаимосвязаны браком или кровнымродством; как таковая она обладает, с одной стороны, известной самостоятельностью,с другой — функционирует в тесной связи с обществом, с развитием последнего пополняетсяновым смыслом и содержанием. По характеристике Ф.Энгельса, семья и есть один изопределяющих факторов общественного развития. По социальной и исторической сущностисвоей брак и семья взаимообусловлены господствующими экономическими отношениями,и те и другие испытывают на себе влияние общественной надстройки, прежде всегои главным образом политики, права и нравственности, Брак представляет собою нечтоиное, как юридическую основу семью.
Каки у всех народов, у башкир семья играла исключительно важную роль в общественнойжизни. В рассматриваемую нами феодальную эпоху крестьянская семья потому представляетнемалый научный интерес, что она была основой производящей единицей в развивающемсяобществе.
Башкиры,как и другие соседние мусульманские народы, строили семейную жизнь на основеКорана и шариата. Поэтому выяснение особенностей их семьи приобретает особоезначение. У башкир форма семьи зависела главным образом от типа хозяйства — земледельческогои скотоводческого. Не что иное, как выяснение соотношения земледельцев и скотоводовсреди башкир дает возможность объективно осветить проблему семьи и брака. Всем народам– и кочевым и земледельческим — известны были обе формы семьи: большая и малая.Большая давно уступила малой главенствующее положение. На основе малой возникланеразделенная семья. Внимание исследователей привлекает вопрос о генетическойсвязи между существовавшими формами семьи — преобладающей малой и неразделенной.Последняя выступала в разных типах: отцовском (родители – женатые, дети-внуки),братском (женатые братья – дети- племянники) и в виде дяди – племянник. ВΧVIII – первой половине XIX в. у башкир небыло большой патриархальнойсемьи еще в далеком прошлом заняла малая индивидуальная.
Малуюсемью, состоящую из родителей и их несовершинолетних детей, на аульном и волостномсходах представляем ее глава — отец семейства, который считался волостным человеком,или вотчинником (асаба). И он пользовался определенными правами, обязанности у негобыли довольно большие. С неразделенной семьей дело обстояло иначе. Она включалав себя несколько малых семей, но составляла один двор, а потому в общественной жизниаула или волости представлял ее только один человек — глава сложной семьи, старшийиз мужчин. Он и был волостным человеком. Как вотчинник он мог участвовать в продажеи аренде волостной земли.
В литературепочти не найти конкретно-исторических сведений о наличии башкир семей из несколькихпоколений. Тем интереснее будет ознакомление с типами неразделенных семей.
Отцовскаясемья – это семья, когда женатые сыновья живут вместе с родителями. Совместножили женатые братья, а так же женатый сын одного из них (братская семья). Есть случаи,когда семьи двоюродных братьев составляли одну братскую семью.
Иногдасемьи родителей и женатых сыновей, а так же племянников главы семьи представлялиперед обществом один двор, т.е. неразделенную семью (дядя – женатые сыновья — племянники)Из приведенных материалов вытекают следующие выводы.
Дляфеодализма не характерна большая патриархальная семья, тесно связанная с коллективнойсобственностью на средства производства. В период распада родового строя она уступаетсвое место малой индивидуальной семье, вызванной к жизни господством частной собственности.На основе малой семьи регенерируется неразделенная семья в зависимости отдействия определенных социально-экономических и военно-политических фактов. Неразделеннаясемья, более известная у полукочевых башкир, чем у оседлой их части, вынужденабыла перейти во всех хозяйственных районах на второстепенную позицию.
Вразвитии семейно-брачных отношений большую роль играла экзогамия (от гр. экзо –вне, снаружи и гамос – брак, т.е. запрет брачных отношений между членамиродственного коллектива). У одних народов экзогамия со временем исчезает, у другихона сохраняется в пережиточной форме. К последним относятся и башкиры.
Браку башкир регулировался экзогамными ограничениями, т.е. жену брали из другогорода. И родовая экзогамия все еще встречалась в XVIII – XIX вв. Доподлинноизвестно, что чиновники кантонного и волостного управлений стремились брать жениз другой волости и кантона. В целом у башкир сохраняется поколенная формаэкзогамии. Это полностью отражено в поговорке: « Тыу4андан тыуыр ей2нс2р, ей2нс2р62нтыуыр б1л2с2р, б1л2с2р62н тыуыр тыуасар, тыуасар6ан тауыр тыуят, тыуяттан тыуыретеят». (От кровной родственницы родится внучка, от внучки родится правнучка, отправнучки родится праправнучка, от праправнучки родится прапраправнучка от нее родится,т.е. чужая). Брак до седьмого колена запрещался. Недаром одна из поговорокгласит: «Ете ата4а етк2с 7ы6 бауыры алышына». (Дойдя до 7 колена [отца],девушка становится чужой), т.е. с ней можно заключить брачный союз. По мере развитияобщества брак заключался с родственниками 5-6 поколений.
Эндогамия(от гр. эндо – внутри, гамос – брак) – обычай, приписывающий заключать браки в пределахплемени и т.д. В первобытном обществе род был экзогамен, а племя эндогамно.
Мусульманскоеправо – шариат – запрещает брак мусульманки с иноверцем (например, справославным), но законы Российского государства его разрешают при условии переходаее в христианство. Переходившие в христианство люди оставляли свой аул. Переходже в ислам одного из супругов по законам империи карался каторжной работой. Поэтомубраки заключались главным образом между единоверцами. Не одобрялись инационально смешанные браки. Браки у мусульман заключались преимущественно внутриэтноса.
Чтоже касается башкир, то они почти всегда придерживались норм эндогамии. Браки заключалисьвнутри башкирского этноса. Основная масса людей жила в условиях моногамной(единобрачной) семьи, но были и полигамные ( многобрачный) семьи. По Корану,многоженство – явление приемлемое. Поэтому башкиры имели право заключать бракис четырьмя женщинами одновременно. Но следует оговорить, что многобрачные семьи- это удел в основном феодального сословия. Еще одна форма брака колыбельное сватовство,называвшееся у башкир «бишек туйы» (колыбельная свадьба). В этом случае просватывалимальчика и девочку, чьи родители были близко знакомы или происходили из одной итой же социальной среды. Колыбельную свадьбу справляли порой еще до рождения детей.Две семьи договаривались о том, что в случае рождения у них мальчика и девочкиони должны вступить в брак по достижении определенного возраста. Цель колыбельногосговора — обеспечить уплату Колыма путем растягивания ее на длительный срок. Этобыло выгодно бедным семьям. Но к колыбельному сватовству нередко прибегали ибогатые. Есть основание колыбельное сватовство считать широко распространенным обычаем.
1.2 Башкирская народнаяпедагогика — педагогика семьи
Народнаяпедагогика, в первую очередь, педагогика семьи, социокультурной среды, гдепоявляется на свет новый человек, где он делает первые шаги, откуда широкими шагамивыходит в мир. Семья – не только среда, в которой закладывается фундамент новойличности, но и нечто большее она доминанта нравственного мира человека. Семья выполнитсвою миссию, если в ней сложатся духовные отношения между ее членами, если вней родители имеют неоспоримый авторитет, если в ней дети будут расти духовныминаследниками своих родителей.
Народнаяпедагогика — педагогика общины, все взрослые люди общины были по отношению к детямвоспитателями, в прежние времена общины (деревни, улицы в крупных поселках, кварталы-дворыв городах) были педагогизированной средой. В этой среде существовалипедагогические отношения, отношения любви, заботы и уважения старших, заботы омладших. Община, как и семья, видела в младших свое будущее, свою смену, свою судьбу.Здесь, как и в семье, действовала парадигма народной педагогики: прежде было ихорошее, и плохое, грядущее должно быть лучше.
Средства,методы народной педагогики при умелом использовании являются каналами духовнойсвязи родителей и детей, старшего и младшего поколений. К сожалению, в нашевремя много детей растут «духовными сиротами» при живых родителях, « не знают»своих родителей, живя вместе с ними. Последствия таких функциональных отношениймежду родителями и детьми — самые непредсказуемые, самые неблагоприятные. Понашему мнению, преодолеть взаимное отчуждение детей и родителей можно толькосохранением народной педагогики в семье.
Г.Н.Волков справедливо называет народную педагогику идеологией трудящихся масс. Какидеология она имеет свою систему ценностей, свои цели воспитания. Цели воспитания,по утверждению Н.Д.Никандрова, вторичны по отношению к ценностям или даже третичны,ценности фиксируют то, что сложилось в жизни, в менталитете народа и провозглашенокак норма.
Нижеприводится набор народно-педагогических ценностей в определенной последовательностиот наиболее значимых к менее значимым. Составлена на основе изучения башкирскойнародной педагогики:
1. Сам(а), свое имя,честь и достоинство. Свой пол.
2. родители (дети),братья, сестры, семья. Родственники, предки (потомки), свой род.
3. Свобода человека.
4. Родина, роднаяземля и воды, родная природа.
5. Свой народ, его обычаии традиции, культура, язык, история.
6. Собственнаяжизнь, здоровье.
7. Уважение кстаршим, забота о младших.
8. Соседи, друзья,товарищи, сотрудники.
9. Собственность.
10. Уважение к чужому народу (его языку,обычаям, традициям, культуре, истории)
11. Справедливость.
12. Закон.
Знаниеи соблюдение нравственных ценностей народной педагогики является основой цельности,развития и общественного функционирования личности.
Бесспорно,каждый народ имеет свою оригинальную педагогическую культуру, основанную на егособственной культуре, психологии, философии и трудовых традициях. В тоже времяв педагогических культурах можно заметить много общих черт. Это объясняетсяобщностью судеб народов. Как писал видный русский этнограф Л.Я. Штенберг, все первобытныеплемена прошли через изобретение орудий руда, огня, жилища, одежды, социальной организации,терминов родства.
Есливспомнить о великих переселениях народов в древности, то можно понять, что нетолько общие корни связывают народы. Южный Урал родина башкир, в какой тостепени является родиной венгров, финнов, славян, через Южный Урал проходилииранские племена, тюркско-монгольские. Каждый кочующий конгломерат смешивался сместным и уходя оставлял часть себя.
Традиционномувоспитанию в педагогике башкирского народа были свойственны целенаправленность,организация и стимулирование активной деятельности детей. Оно неудовлетворялось подготовкой молодого поколения к жизни и труду лишь под воздействиемсреды и стихийных влияний. Традиционное воспитание предполагало созданиеусловий, помогающих детям овладевать выработанными до них знаниями о природе исоциальной действительности, практическими изменениями и навыками, необходимымичеловеку в его жизни. В связи с этим в сфере традиционного воспитания детивключались в разнообразные виды труда, игры, массовые праздники, чтобы оничерез свою деятельность, собственные творческие усилия могли овладеватьзнаниями практическими умениями, способами творческой деятельности и навыками общения.Примеры из башкирской народной педагогики широко использованы в книге В.В. Катаринского«Букварь для башкир» (Оренбург, 1893). Автор впервые использовал в учебникебашкирский фольклор не только как иллюстрированный материал при первоначальном обучениидетей родному языку, но и в целях воспитания у башкирских детей «правил хорошеготона». В букваре содержится материал для всестороннего воспитания детей донноговозраста. «Не делай людям зла и самому вреда не будет», «Доброе имя лучше всякогобогатства», «Ищущая пчела мед находит» — вот некоторые из пословиц, включенныхв букварь В.В. Катаринского.
Втечении веков педагогические воззрения башкир определялись исходя из положения,что для человека нет ничего важнее на свете чем Родина. Понятие Родины же длябашкир, как и для других народов, прежде всего ассоциировалась с родной землей.Земля поила и кормила их, а после смерти они желали быть похороненными на роднойземле. Такие пословицы, как «Своя земля – золотая колыбель», «Лучше быть в роднойстране стелькой, чем султаном в чужой стране», и десятки других аналогичногосмысла свидетельствуют о нравственных качествах народа, связанных с родиной и землейпредков. В народных песнях и кубаирах, эпосах и легендах в первую очередь воспевалисьгерои, сложившие голову за родную землю.
Внастоящее время среди башкирского народа четыре основные группы населения, каждаяиз которых является носителем той или иной педагогической культуры:
1. патриархальная,основанная на канонах ислама, культура людей преимущественно старшего поколения;
2. педагогические воззрениябашкир, забывших свой язык, культуру национальные традиции и по существу ставшихчужими для своего народа;
3. своеобразнаякультура маргиналов, которые занимают промежуточное положение между своимнародом и каким-либо другим народом;
4. нравственная ипедагогическая культура башкир, ратующих за возрождение национальногосамосознания, за сохранение родного языка, воспитательных традиций и обычаевпредков в контексте общечеловеческих ценностей.
Внастоящее время проблемами этнопедагогики башкирского народа занимаются ученыеТ.К.Исхаков, А.М.Сафин, З.Д.Киекбаева, Ю.З.Кутлугильдина, В.И.Баймурзина,Х.Х.Баймурзин, У.Ш.Атангулов и др. В их трудах выявлены прогрессивные традициинародной педагогики, разработаны пути их использования в эстетическом инравственном воспитании детей.
ГЛАВАII. НАРОДНАЯ ПЕДАГОГИКА В СЕМЕЙНОМ ВОСПИТАНИИ
2.1Семья как нравственная доминанта народной педагогики
Насовременном этапе развития общества народная педагогика должна находить свое проявление,прежде всего в семейном воспитании, так как семья является воспитательной колыбельючеловека. Нравственной этнопедагогики всех народов является идея семьи. Свои надеждына лучшее будущее народ связывал с благополучием семьи и стремление к благополучнойжизни осуществлял через семью. Здесь следует подчеркнуть двойственную рольсемьи в человеческом обществе с одной стороны, это модель общества, с другойинтимная сфера, где полностью раскрывается духовный и физический потенциал человека.
Жизньчеловека зарождается в семье, он растет для создания новой семьи, живет ради благополучиясемьи и народная педагогика со дня рождения начинает готовить человека к семейнойжизни. Тема семьи есть в колыбельных песнях, в общении родителей с малышом, в считалках,скороговорках, сказках, легендах и мифах, которые малыш слышит с раннего возрастаи т.д. В народной педагогике нет отвлеченной идеальной всесторонне гармоническиразвитой личности. В песнях, сказках и легендах мы найдем идеального сына, отца,мать, хозяйку, воина, труженика и др. социальные роли человека; неписанныеправила, пословицы и поговорки дополняют их характеристики. Семья в первуюочередь заботится о формировании семейных ролей, каждая семейная роль требует физическогоразвития и нравственного совершенствования, трудолюбия и высоких эстетических вкусов,ума, самостоятельности и ответственности, культуры общения труда и поведения. Малышеще и головку не держит, а родители радуются: помощник отца (помощница матери)растет. Эта тема — лейтмотив в общении с ребенком, с первых дней и до тоговозраста, когда он начнет самостоятельно выполнять различные виды труда вместоотца или матери. Эта тема, как, впрочем, и любой другой аспект народной педагогики,не однозначна: она готовит ребенка к труду, к жизни труженика; «привязывает» к семье,закладывая в его формирующееся сознание код: «жить в родной семье, помогать своимродителям – цель жизни». Чуть позже начнутся беседы: «Вот вырастешь, женишься (выйдешьзамуж), будут у тебя дети, требуй с них, как мы с тебя. … Вот будут у тебя дети,поймешь, как близок каждый ребенок, как больно, когда дети к тебе так относятся»и т.д.
Своимпримером, беседами, рассказами родители формируют в душе ребенка идеал семьи и членасемьи (отца, матери, сына, дочери, бабушки, дедушки, внука, внучки, брата, сестры).Постулаты — назидания — народно-педагогическая технология формирования семьянина.Ими воспитывают детей от трех примерно до девяти лет. Постулаты – назиданиясостоят из двух ядер, между которыми существует формально причинно-следственная связь, а по существу никакой связи нет.
«Немой пол поперек досок, а то муж будет кривым». Первое ядро является требованием,указанием, пожеланием взрослых к детям и имеет культурное, гигиеническое, трудовое,нравственно-поведенческое содержание, это формальная причина – условие всего изречения.Второе ядро имеет семейно-воспитательное содержание и выступает в качествеследствия угрозы, если не будет выполнено «условие» первого ядра.
Следуетподчеркнуть психологичность постулатов – назиданий. В сознание (подсознание) ребенказакладывается понимание судьбоносности каждого дела, каждого действия, формируетсячувство ответственности за собственные поступки. Эффект достигается тем, что занезначительной неопрятностью, неаккуратностью, оплошностью, бескультурьем можетпоследовать неизмеримо большее наказание. Постулаты – назидания — инструмент духовногообщения между взрослыми и детьми.
Народно– педагогической формой индивидуального воспитания является имя ребенка.Раскрывая ребенку идеалы, какие они вложили в данное ему имя, родители формируютв сознании ребенка идеал того, кто он есть теперь (сына, внука, брата, ученикаи т.д.) и кем он должен быть в будущем (мужчины, солдата, владельца дома,инженера и т.д.)
Сынавоспитывают как будущего сына, поэтому он должен быть сильным, крепким, трудолюбивым,умным, умелым, деловым, уважительным, волевым, мудрым и т.д. Дочь воспитываюткак будущую мать, поэтому она должна быть любящей, старательной, заботливой, небоящейся мелочной работы, бережливой, послушной, умной и т.д.
Муж– добытчик и защита семьи, жена – хранительница очага, множительница добра, воспитательницадетей.
Отношенияк семье, способность выполнять свою роль в семье выступают в народной педагогикекак высшие критерии. Они закладываются в раннем детстве. Во времена детских игрв адрес мальчика, вызывающего досаду своей неумелостью, неловкостью дети бросаюттакое обвинение: «От тебя ни родится ни дочь ни сын, если и родится, то не выживет».[2, с. 55]
Вовсе времена семья была ценностью. Возьмем для примера младенца, делающего первыешаги и лепечущего первые слова, и старца древнего, т.е. начало человеческого бытияи его финальный этап. С чем связано их счастье? Младенец счастлив и растет здоровым,если здоровы его родители и живут они в ладу. Старец счастлив, если испытывает поддержкуи заботу детей и внуков и если в нужный момент близкие люди подадут воду. Он счастливот сознания, что жизнь прожита не зря, если сумел вырастить такое замечательноепотомство.
Истинноенародное, здоровое видение жизни, взлелеянное тысячелетиями прогресса человечества,утверждает мужскую роль для мужчины и женскую для женщины, и естественный брак женщиныи мужчины.
Ставясвоей доминантою семью, народная педагогика имела совершенные формы, методы и средствавоспитания в семье, но семья готовила ребенка не только к жизни в семье, но идля жизни в обществе, для деятельности в общественном производстве, вобщественных делах. [3, с.263]
Такимобразом, в народной педагогике семья является высшей ценностью; способность создатьи содержать семью, с достоинством исполнять свои социальные семейные роли в народнойпедагогике являются высшими критериями в оценке человека.
2.2Средства, методы, приемы народной педагогики в семейном воспитании
Говоряо средствах народной педагогики, в первую очередь следует сказать о родном языке,где родное слово стоит на недосягаемой высоте. Г. Н. Волков называет родной языкфактором воспитания.
Роднойязык — язык окружения. Дитя уже в утробном возрасте «слышит» этот язык, егоподсознание «заряжается» этой речью, в младенческом возрасте слышит эту речь, ирядом с ним нужно разговаривать на родном языке.
Роднойязык – язык сказок, пословиц и поговорок, загадок, постулатов-назиданий, язык мудростиродного народа, язык народных идеалов. Родной язык – язык эмоций народа, язык народныхпесен, народной поэзии, метафор, метонимий, аллегорий, язык народной иронии и сатиры.Родной язык – язык общения с дедушками и бабушками, язык приобретения уроков народногоопыта, зрелой мысли, заветов прошлого к будущему.
Трагедиясовременных башкирских детей в том, что они с младенческого возраста слышат русскуюречь, учатся разговаривать на русском языке, потому что их родители не владеютбашкирским языком, ибо когда-то они учились в школе на русском языке и чтобы ууспевать по всем предметам, серьезно изучали русский язык и забыли родной. Практическиэти родители не знают на русского ни башкирского языков. В наше время знаниерусского языка не диво, потому что русский язык окружает нас везде и всюду — этои радио, и телевидение, и специальная литература, и новые вещи, и общение в общественныхместах, поскольку иноязычного окружения больше, и все они говорят на русском языке.Гораздо сложнее знать родной язык, общаться на нем, читать газеты, наслаждатьсяхудожественной литературой, зато родной язык раскрывает такие просторы и глубинычеловеческого общения, человеческих отношений, возможности воспитания ребенка, чторади этого стоит изучить родной язык. Как бы далеко мы не отошли от родногоязыка, увлекшись русским языком, все равно наши корни в родном языке, стоит толькозаняться родным языком, он быстро раскроет свои тайны, а тайны для русского языкадля нерусского человека всегда будут находиться за семью замками.
Наколыбельные песни нужно обратить особое внимание, поскольку они постепенно забываются,между тем исполнение колыбельных песен младенцу — это начало его духовного воспитания.
Ш.А.Мирзоев в своей книге «Народная педагогика, словесные средства воспитания»пишет: Колыбельная песня служила призывом к нравственному совершенству. Порой достаточнобыло сказать: «Наверное мать не пела над твоей колыбелью», — и человек мог серьезноосмыслить свои поступки».
Яркосказал о колыбельных песнях великий дагестанский поэт Р.Гамзатов: «Песня материглавная песня в мире, начало всех человеческих песен. Если бы не было ее, колыбельной,не было бы на свете и других песен. И, может быть, меньше в мире стало бы радости,меньше счастья, меньше поэзии».
Ужес колыбели народ воспитывал детей раздельно, девочкам пели одни колыбельные песни,а мальчикам – другие. Ранняя половая идентификация, раздельное воспитание характерныдля народной педагогики и являются одним из средств формирования нравственной чистоплотности.Детям, лежащим в колыбели, слова песни еще не понятны, но нежность, вложенная вмелодию и слова пробуждают их душу и сердце, как бы готовит почву, создает благоприятныеусловия для последующих воспитательных воздействий.
Имяребенка – самый удобный канал трансляции ему духовных ценностей. Народная педагогикапридает имени человека очень большое значение. Так, по верованиям башкир, у человекачетыре души, потеря которых решает судьбу человека, — это й2н, 7от, тын, исем, т.е.собственно душа, потеря которой означает прощание с жизнью; душа сердца, потерякоторой грозит тяжелыми последствиями, но ее можно вернуть; душа дыхания, потерякоторой тоже может закончиться прощанием с жизнью, но ее тоже можно вернуть; и,наконец, душа имени, ее потеря может привести человека к разногласию с самим собой.Имя ребенка обсуждается родителями и родственниками еще до его появления насвет. Родители мечтают видеть своего ребенка красивым, сильным, здоровым, трудолюбивым,умным, высоконравственным, вежливым, наделенным благородными качествами и подбираютимя, которое достойно отражало бы эти свойства. Поэтому имя ребенка являетсякодом родительских пожеланий, мечтаний, представлений о благородном человеке. Внародной педагогике ребенку нужно раскодировать его имя. В беседах с ним родителидолжны говорить, что, называя его таким именем, они хотели видеть его вот какими вот каким. Но до этого, конечно же, в ребенке нужно сформировать любовь к егоимени.
Рефлексия.Нравственное осмысление прожитого дня, каяние в грехах, удовлетворенностьхорошими, добрыми делами, планирование дел на будущее — это известный в народнойпедагогике метод воспитания подрастающего поколения и самого себя. Из народной педагогикиэтот метод перешел в религиозные учения. «Коран» призывает мусульман ежедневномолиться Аллаху, просит у него прощения за содеянные грехи и надеяться, чтоАллах простит. Родителям нужно находить время и каждый вечер беседовать с ребенкомс самого раннего возраста о прошедшем дне, с кем играл, что видел, здоровалсяли со взрослыми, не обидел ли кого и т.д. Если начать эти беседы с раннего возраста,они войдут в привычку, а в раннем школьном и подростковом возрасте будут обязыватьребенка контролировать себя. Вечерние беседы с родителями будут вносить в душу ребенканравственное очищение, потому что ребенок вместе с родителями будет давать нравственнуюоценку содеянным делам.
Примерродителей имеет огромное значение в становлении личности ребенка. Родители должныпоказывать добрый пример не только в труде, но и отношениях между собой, в отношениик соседям, к товарищам по работе, в одежде, в еде, в поведении, в желаниях. Еслиродители в добрых отношениях с соседями, то и дети растут порядочными, вежливымик чужим людям. Если родители хорошо отзываются о своих товарищах по работе, рассказываютоб их достижениях, об их положительных качествах, естественно у детей возникаетинтерес к трудовому коллективу, к труду родителей, желание идти по их стопам.
Еслиродители с восхищением слушают музыку, ценят хорошие телепередачи, вывозят детейна природу, восхищаются окружающими горами, лесами, бывают с детьми на берегахрек и озер, любят красивый ландшафт, у детей появляется эстетический вкус, любовьк прекрасному.
Большаядуховная, нравственная сила заложена в пословицах и поговорках. Сила пословиц ипоговорок заключена в концентрации разума, трудового и социального опыта многихчеловеческих поколений и в их художественных достоинствах — кратности, емкости,образности, энергичности. У каждого народа сотни и сотни пословиц и поговорок оруде, отношении к нему, трудолюбии и лени, старательных и нерадивых, ремесле имастерстве, соратниках по труду и орудиях труда.
«Эшею7ты8 726ере ю7» — («К бездельнику уважения нет»); «Эш 30йг2нде халы7 30й2» — «Любящий труд народом любим». – утверждают башкирские пословицы.
Сказкии другие эпические сюжетные произведения устного народного творчества, которые детислышат с самых ранних лет из уст родителей, являются прекрасным материалом для строительстванравственного мира, умно помогают ребенку вырастить в душе иерархическуюлестницу ценностей. Общественная жизнь для ребенка начинается через сказки. Родителичерез сказки начинают приучать к жизни в обществе.
Народсчитает, что для физического развития нужны постоянные физические тренировки.Физические упражнения и подвижные игры, генетически возникнув из трудовыхпроцессов на ранних ступенях общественного развития, на рассматриваемом этапе жизнинарода стали применяться им в качестве подготовительных упражнений для физическогоразвития народа. Говоря о народных физических упражнениях, мы, прежде всего,имеем в виду различные варианты упражнений на коне, бег взапуски, метание ипереноска различных предметов, лазание по шесту, борьба, соколиная охота и т.д.Существование древнего обычая кочевания в летние месяцы по обширным просторам ЮжногоУрала заставляло детей рано приучаться ездить верхом. Искусство джигитовки считалосьсамым сложным и трудным, и приобреталось оно постоянной систематической тренировкойс малых лет. Следует заметить, что поныне эти традиционные виды физических упражненийна коне не утратили свои позиции.
Изшироко распространенных средств физического воспитания необходимо указать на башкирскуюборьбу (к0р2ш), которая составляла неотъемлемый компонент каждого праздника, свадьбыи других увеселительных мероприятий. Башкирская борьба развивает силы, выносливость,быстроту реакции, ловкость, способствует воспитанию инициативы, уверенности, мужества.
Всемьях с народно-педагогическими традициями высок и устойчив авторитетродителей. С первых дней своей жизни ребенок слышит колыбельные песни, где воспеваетсясемья и труд, слышит обращение к себе как к помощнику отца или помощнице матери.Подрастая, дети слышат сказки из уст своих родителей о сказочных богатырях, которыемогучи, справедливы, в семьях, где родители разучивают со своими детьми стишки,потешки, загадывают загадки, вырастают умные ребята. У ребенка расширяется кругозор,вместе с тем он восхищается широтой кругозора и глубиной ума своих родителей.
2.3.Значение «материнской школы» и «школы сверстников» в жизни человека
Первыешесть лет роста и развития человека великий Я.А. Коменский мудро назвал периодом«материнской школы». Действительно, в этот период ребенок тесно связан с матерьюи многое в развитии ребенка зависит от мудрости матери. С момента появления насвет ребенок биологически зависит от матери, со временем биологическая зависимостьпереходит в эмоциональную привязанность. Отношение матери и отца к ребенку, их взаимныеотношения, их любовь и требовательность, их умение обучать и приучать ребенка ит.д. играют решающую роль в закладывании основ будущей личности.
Наиболееразвитые дети бывают не у тех матерей, которые с детьми проводят больше времени,и не у тех, кто постоянно о чем – то рассказывает, что-то разъясняет ребенку, ау тех матерей, кто в игры детей не вмешивается, но способствует тому, чтобы ребеноксам открывал мир. Такие мамы всегда бывают рядом, всегда под рукой, всегда готовыкомментировать детские «открытия», расширять их, побуждать к новым, связывать толькочто сделанные «открытия» с уже имеющимися знаниями, приводить их в систему, котораяв сознании ребенка станет фундаментом дальнейшего обучения.
Жизненнаяуверенность — предпосылка всего дальнейшего социального развития ребенка:
- осознание самобытностисобственной персоны;
- общественные роликаждого члена семьи (освоение семейных ролей);
- врастание в социальноеокружение с 2 – 3 лет, освоение социальных ролей, освоение правил и требований,самоограничение.
Известно,насколько велика роль самоконтроля в жизни человека, к тому же самоконтроль враннем возрасте — это первый шаг к позже развивающемуся волевому усилию.
От1 года до 1,5 лет — время приучения к горшку. В результате длительной кропотливойработы ребенок начинает осознавать наполненность мочевого пузыря и потребность вего освобождении и может дать знак если ребенок это делает, его надо хвалить заэто.
С 1,5– 2 лет у ребенка формируют трудолюбие через самообслуживающий труд, постоянныетрудовые поручения, привлечение к совместному труду с родителями.
2– 3 года считается сенситивным периодом к овладению языками, говорят, что в этотпериод ребенок может легко овладеть до десяти языков. С 2 – 3 лет ребенок переживает«кризис трехлетних», или, как говорят, переживает «период упрямства». В этотпериод перед родителями стоят две задачи:
- Не сломатьребенка, не сделать его хилым безвольным, понукаемым на всю жизнь;
- Не сделать ребенкатираном. Если неудачно реагировать на приступы упрямства, можно получить привычку,средство давления.
С3 – 6 лет – время расцвета фантазии. Ведущая деятельность этой поры – игра, детиразыгрывают сложные сюжетные игры, здесь можно наблюдать игру их фантазии. В играхв маму – папу, в магазин и др. они поражают своей наблюдательностью.
Примернос 3 лет ребенок начинает играть не только рядом или в обществе детей, но ивместе с ними. Заботливые матери включают своих детей в общество сверстников. Терминвнесен в научный оборот Г.Н. Волковым. Под «школой сверстников» подразумеваетсядворовая или уличная разновозрастная компания, в которую непременно попадает ребенок,если выходит на улицу поиграть. В эту компанию входят дети двора в городе,улицы или части улицы в деревне в возрасте примерно от 6 – 14 лет. В этой компаниисвои правила и обычаи, своя иерархия, свой язык. Известно, как сжимается сердцеродителей, когда их сын выходит во двор и становится «своим» в дворовой компании.Все дети проходят «школу сверстников», но, как ни странно, абсолютное большинствоих не становится ни сквернословами, ни проститутками, ни ворами, так как в большинствесемей царит нравственная атмосфера. Общаясь с семьей и со «школой», ребенок проходитнравственную закалку, может стать борцом за нравственную чистоту своей компании.
Есличадолюбивые родители все-таки уберегут ребенка от «школы сверстников», то такойребенок окажется беззащитным при столкновениях с грубыми жизненными обстоятельствами,не способными адаптироваться к общественным отношениям.
Такимобразом, если «материнская школа» имеет огромную роль в становлении ребенка какчеловека, то «школа сверстников» играет важную роль в социальном становленииличности.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Семьязанимает особое место в народной педагогике, поскольку она рассматривалась в традиционнойкультуре как естественное природное окружение, определяющее порядок домашнего воспитания,его содержание. Его цель – подготовить ребенка к этой жизни, чтобы она была ему«не в тягость, а в радость». В семейной педагогике каждого народа отражаютсяего идеалы, представления о цели и средствах воспитания, реализация которых способствуетформированию у детей лучших черт национального характера, готовит к самостоятельнойдостойной жизни. Ребенок с первых дней своей жизни слышит, что он будет помощникомотца в труде (помощником матери по дому), слышит о видах труда о профессиях, о характеретруда того или иного профессионала, о человеческих качествах, необходимых длязанятия трудом, о рабочих инструментах и т.д. В колыбельных песнях, распеваемыхматерью засыпающему ребенку; в стихах – частушках, которыми мать будит иподнимает дитя с постели; в скороговорках, которыми учит чисто произноситьотдельные звуки, лейтмотивом идут темы семьи. Ежедневно вхождение родителей вмир ребенка — важнейшее педагогическое условие установления духовных отношениймежду родителями и ребенком, без которых невозможно их воспитательное воздействие.
Общейстержневой проблемой башкирской народной педагогики является не только воспитаниеребенка, подрастающего поколения, а воспитание вообще человека. В воспитательномотношении ребенок и взрослый четко не разграничиваются, ибо народ полагает, чточеловек развивается, совершенствуется на протяжении всей своей жизни. Но приэтом подчеркивается, что привитие и формирование желательных нравственных качествпроисходит в детском возрасте. Народная мудрость гласит: «Чего не было в 16, тогоне жди в 60 лет» (Ун алтыла булма3а, алтмышта ла к0тм2Ё.
Преимуществонародно-педагогических традиций заключается в том, что они позволяют родителямготовить ребенка к выполнению разнообразных социальных ролей, формировать необходимыечеловеческие качества, даже не зная о существовании структуры личности. Это формированиеначинается с подбора имени будущего ребенка, с первой материнской улыбки, колыбельныхпесен, совместных игр с ребенком, с рассказывания сказок и загадывания загадок,с разучивания скороговорок и считалок, песен. Становление личности продолжаетсяв беседах и обучении отдельным трудовым приемам, обращению со старшими, приучениесамостоятельности, в знакомстве с родственниками, в совместном труде с ребенком,в ранней профориентации. Дальше умственные способности, трудовые умения, физическаяловкость и выносливость, эстетические взгляды и нравственный устой формирующейсяличности проходят суровое жизненное испытание в «школе сверстников» и в столкновениис жизнью. Маленькая личность в ежевечерней рефлексии «залечивает душевные раны»,отшлифовывает свои взгляды и установки в семье, у святых для нее людей — у отцаи матери, у дедушки и бабушки, проходит у них нравственную закалку, чему способствуетатмосфера духовного общения между старшими и младшими, которая обычно устанавливаетсяв семьях с народно-педагогическими традициями.
Средства,методы, приемы народной педагогики при умелом использовании являются каналами духовнойсвязи родителей и детей, старшего и младшего поколений, поэтому важно сохранениенародной педагогики в семье.
СПИСОКЛИТЕРАТУРЫ
1. Асфандияров А.З.Башкирская семья в прошлом. (XVIII – первая половина XIX в.) – Уфа: Китап,1997.- 104 с.
2. Атангулов У.Ш.Этнопедагогика: Курс лекций. — Сибай: Изд –е Сибайского института БГУ, 2004. –158 с.
3. Ахияров К.Ш.Народная педагогика и современная школа. – Уфа: Баш ГПУ, 2000. – 328 с.
4. Бочарова Н.И.,Тихонова О.Г. Организация досуга детей в семье: Учебное пособие для студентоввысш. пед. учеб. заведений. – М.: Изд. центр «Академия», 2001. – 208 с.
5. Волков Г.Н. Этнопедагогика:Учеб. для студ. сред и высш. пед. учеб. заведений. – М.: Изд. центр «Академия»,1999. – 168 с.
6. Гребенников И.В., Ковинько Л.В. Семейное воспитание: Краткий словарь. _ М.: Политиздат, 1990. –319 с.
7. Коджаспирова Г.М.Педагогика: Учебник – М.: Гардарики, 2004. – 528 с.
8. Куликова Т.А. Семейнаяпедагогика и домашнее воспитание: учебник для студ. сред. и пед. учебн. заведений.– 2-е изд., испр. И доп. – М.: Издательский центр «Акакдемия», — 2000. – 232 с.
9. Латышина Д.И.Традиции воспитания детей у рксского народа.- М.: Школьная пресса, 2004. – 128с.
10. Макаренко А.С. О воспитании. – М.:Политиздат, 1988. – 256 с.
11. Сухомлинский В.А. О воспитании. Изд.2-е., Политиздат, 1975. – 272 с.