--PAGE_BREAK--1.3 Педагогические требования к организации физкультурных праздников
Физкультурные праздники в детском саду организуются в соответствии с программными указаниями. Количество их в течение года в старшей группе — два раза в год, периодичность проведения, продолжительность (в пределах 60 мин) дифференцируются в зависимости от возраста детей, условий проведения, задач и содержания праздника.
«Программой воспитания и обучения в детском саду» физкультурные мероприятия и праздники предусмотрены для детей средней, старшей и подготовительной к школе групп. Дети этого возраста уже достаточно самостоятельны, им доступны коллективные взаимодействия в играх и других видах деятельности, интересно и понятно участие в соревнованиях, аттракционах, драматизациях, они инициативны при выполнении порученных им ролей, способны мобилизовать усилия для достижения лучших результатов правильно воспринять оценку своих действий, поведения.
Желательно в начале года четко спланировать физкультурные праздники, наметить и тематику. Это позволит предусмотреть наиболее целесообразное их сочетание с праздниками общественно-политической направленности, посвященными дням общенародных торжеств. Более всего приемлемы для детей старшего дошкольного возраста физкультурные праздники, которые организуются для воспитанников одного дошкольного учреждения. Вместе с тем иногда допустимо объединение 2—3 групп старших дошкольников из 2—3 близлежащих детских садов одного ведомства.
При любой форме организации физкультурного праздника дошкольников он должен быть настоящим праздником для детей. Недопустимо перерастание детского праздника в развлекательное зрелище для взрослых. Особенно это касается физкультурных праздников с соревновательной направленностью, организуемых по инициативе спортивных организаций. Недопустим отбор участников праздника из детей, отличившихся на поэтапных соревнованиях. Такой подход не соответствует особенностям психического и физического развития ребенка-дошкольника. Отбор детей, показывающих только лучшие результаты, не способствует решению важнейших воспитательных и оздоровительных задач, поставленных перед дошкольным учреждением, не нацеливает на обеспечение подлинно массового вовлечения детей в занятия физической культурой. Тренировочные же занятия с «избранными» отвлекают внимание воспитателей от систематической работы со всеми ребятами. Как правило, на соревнованиях с последовательным выбыванием от этапа к этапу более слабых участников, возникает обстановка чрезмерного детского возбуждения, ажиотаж окружающих. Это неблагоприятно для развития и воспитания дошкольников: у более подготовленных детей это может привести к зарождении эгоистических черт характера — зазнайству, недоброжелательному отношению к партнерам, неуважению к более слабым, у последних — вызвать неуверенность в своих силах, снизить интерес к занятиям, пробудить отрицательные эмоции, доставить много огорчений.
Активная двигательная деятельность всех детей на физкультурном празднике — важный фактор его воспитательно-образовательной эффективности. Организаторам праздника необходимо позаботиться о том, чтобы никто из детей не находился в рядах постоянных зрителей, болельщиков. Желательно, чтобы дети все вместе и поочередно командами участвовали в разных номерах программы, помогали ведущим и судьям. Детям свойственно эмоционально-действенное восприятие происходящих на празднике соревнований, эстафет, аттракционов. Часто они слишком бурно реагируют на победу и неудачу своих товарищей, очень громко кричат, визжат, топают ногами. Хотя и понятно желание детей поддержать соревнующихся, важно все же уметь сдерживаться, выражать свои чувства более умеренно. Взрослые не должны забывать об этом, стремиться к поддержанию на празднике разумной организованности и дисциплинированного поведения детей. В то же время следует чутко относиться к проявлениям детей, не заглушать их радость частыми и неоправданными замечаниями.
Наибольшую пользу для оздоровления и закаливания детей приносят физкультурные праздники, организованные на открытом воздухе. Во время праздника необходимо обеспечивать достаточно высокую двигательную активность при условии рациональной одежды детей. При проведении физкультурных праздников в помещении следует руководствоваться настоящими правилами, не допускать сокращения времени пребывания детей на воздухе. Рекомендуется широко использовать близлежащие спортивные сооружения — стадионы, манежи, спортзалы, бассейны, катки и прочее.
От конкретного места проведения праздника во многом зависит его тематика, структура, специфика подготовительной работы и оформления. К организации физкультурного праздника могут привлекаться работники общественных организаций, спортивных сооружений, шефы. При составлении программы праздника, определении тематики, отборе содержания и его оформления целесообразно учитывать специфику климатогеографических, экономических, социальных условий.
Составление программы.Подготовка к физкультурному мероприятию начинается с составления программы. Это поможет четко спланировать работу и своевременно приступить к ее организации — определить название или образный девиз праздника, предусмотреть распределение обязанностей между его организаторами, составить план работы каждого из них на длительный срок и т. д. Желательно как можно подробнее отразить всю предварительную работу, которая должна быть проделана воспитателями вместе с детьми, родителями, шефами, так как успех праздника во многом зависит от того, насколько подробно и четко она спланирована.
В программе целесообразно выделить несколько разделов, где следует отразить цель и задачи мероприятия (и на этой основе проводить всю подготовительную работу); дату и время его проведения, предполагаемую длительность; место проведения физкультурного праздника и отдельных номеров программы — парада участников, массовых выступлений, соревнований по разным видам игр и упражнений, конкурсов; определить ответственных за подготовку и проведение праздника (среди них должны быть заведующий дошкольным учреждением или старший воспитатель, воспитатели, члены родительского комитета, могут быть представители школы, микрорайона, ведомственных и общественных организаций); указать количество участников, возрастные группы детей — из дошкольного учреждения, школы, класса, которые примут в нем участие; указать, кто из воспитателей, родителей, шефов будет привлечен к работе, а также приглашен на мероприятие в качестве гостей, выступит с показательным номером или примет участие в судействе; обусловить порядок подведений итогов конкурсов и соревнований (индивидуальных и коллективных), поощрения участников.
Например, при составлении программы физкультурного праздника, который предполагается провести под девизом «Мы — будущие спортсмены» (праздник посвящается Дню физкультурника), целесообразно обозначить следующее:
I. Цель физкультурного праздника: пропаганда массовости физической культуры и спорта.
II. Задачи:
1) развитие у детей интереса к занятиям физической культурой, содействие творческому проявлению физических и волевых усилий в условиях соревнования;
2) воспитание чувства гордости за спортивные достижения;
3) популяризация значимости физической культуры среди родителей и общественности.
III. Место и время проведения праздника (физкультурная площадка дошкольного учреждения, стадион школы, спорткомплекса; 9.30).
IV. Руководство подготовкой праздника. Состав комиссии: коллектив дошкольного учреждения, в том числе врач или медицинская сестра, представители отдела образования, шефствующих предприятий, родительского комитета, спортивного общества (указывается фамилия, имя, отчество, занимаемая должность каждого члена комиссии).
V. Участники праздника:
Состав: дети, инструктор по физкультуре, воспитатели, родители, учащиеся спортшколы, мастера спорта, приглашенные на праздник.
VI. Поощрение участников праздника (награждения). Осуществляется по принципу «главное не победа, а участие». Памятные значки, сувениры вручаются всем детям.
VII.Предварительная работа:
1. Распределение обязанностей: подготовка атрибутов для игр и упражнений; изготовление эмблем для команд, памятных значков для награждения; отработка сценария праздника, его музыкальное оформление; разучивание с детьми гимнастических упражнений для выступлений на физкультурных занятиях, отбор и повторение песен, танцев; обеспечение травмобезопасности места проведения праздника.
2. Подготовительная работа инструктор по физкультуре, воспитателя с детьми: регулярное освоение гимнастических упражнений во время физкультурных занятий и утренней гимнастики; ежедневное участие детей в подвижных и спортивных играх, спортивных упражнениях, предусмотренных программой; оформление мест проведения праздника; ознакомление детей с выдающимися спортсменами и достижениями (проведение бесед, рассматривание картин, книг, показа диафильмов); проведение занятий по изобразительному искусству на тему «Спорт в нашей жизни»; оформление альбомов, стендов, отражающих выступления детей на празднике.
3. Организация совместной работы инструктор по физкультуре, воспитателя с родителями: распределение обязанностей между родителями; создание команды из числа родителей, участвующих в празднике; проведение консультаций; подготовка места для организации соревнований и аттракционов, спортивной одежды и костюмов для выступлений, праздничного сюрприза и плакатов; участие в художественном оформлении, утверждении сценария и реализации программы праздника; фотографирование детей.
4. Поручения шефам: работы, связанные с ремонтом физкультурного оборудования, настила баскетбольной площадки, проверкой исправности трансляционной сети; осуществление постоянной связи с руководством стадиона (если праздник проводится на стадионе) по вопросам организации праздника.
5. Подготовка спортивного сооружения (стадиона): создание условий для выступлений детей, организации игр, соревнований, аттракционов, работы судейской бригады; обеспечение травмобезопасности оборудования; проверка санитарного состояния трибун, раздевалок; оформление выставки, раскрывающей достижения спортсменов.
Приведенная схема физкультурного праздника является примерной. Ее следует конкретизировать для каждого праздника с учетом задач и условий, в которых намечено его проведение.
Заинтересованному участию родителей, шефов, общественности в подготовке праздника служит вся система работы дошкольного учреждения (родительские собрания, беседы и консультации о физическом воспитании детей, встречи с шефами, проведение открытых занятий по физической культуре с последующим их обсуждением, демонстрация выставок детских работ и т. п.).
Содружество дошкольного учреждения с социумом — школой, предприятием, спортивной секцией и др. — позволяет придать детскому празднику необходимую торжественность, служит повышению авторитета дошкольного учреждения среди населения.
Разработка сценария. Одним из важных разделов работы при подготовке к физкультурному мероприятию является разработка сценария, которая поручается комиссии (группе) из числа сотрудников дошкольного учреждения (инструктор по физкультуре, старший воспитатель, воспитатели детских групп, выступающих на празднике, музыкальный руководитель). В том случае, когда на празднике объединяются дети из нескольких дошкольных учреждений, в работе комиссии принимают участие воспитатели и музыкальные руководители этих детских садов. В ходе подготовки группа сотрудников, ответственная за разработку сценария, обращается к помощи опытных и творческих воспитателей, родителей, привлекает их к составлению приветствий, перекличек, конкурсов, сочинению стихотворений, консультируется с ними по другим номерам программы.
При составлении плана-сценария праздника необходимо
• обеспечить постепенное возрастание физической и психической нагрузки;
• предусмотреть чередование игр и соревнований с высокой физической нагрузкой и эмоциональным накалом и заданий, направленных на снятие напряжения;
• чередовать массовые и индивидуальные игры и задания (если это возможно);
• предусмотреть участие и оценку деятельности каждого ребенка с учетом его индивидуальных особенностей и возможностей;
• сочетать знакомые детям и вызывающие у них положительное эмоциональное состояние игры, задания с включением новых атрибутов, музыки, персонажей.
Сценарий физкультурного мероприятия строится на основе программно-методических требований, предъявляемых к физическому, гигиеническому, эстетическому, нравственному воспитанию детей дошкольного возраста.
При разработке сценария следует учитывать основную его идею, девиз, под которым он проходит.
Так, например, для праздников, проходящих под девизами «Солнце, воздух и вода — наши лучшие друзья!», «В здоровье — сила!», «Мы растем здоровыми, крепкими, веселыми!», главными задачами является пропаганда значимости физической культуры, гигиенических факторов, естественных сил природы как важнейших средств укрепления здоровья, закаливания, совершенствования функций организма, воспитание у детей интереса к занятиям физическими упражнениями и играми,
В программе таких праздников должны занять большое место игры, эстафеты, коллективные выступления детей, в которых они демонстрируют, какими стали крепкими, сильными, быстрыми; в литературно-художественном материале — стихотворениях, песнях, обращениях команды к команде и т. п. раскрывается значение утренней гимнастики, веселых игр на воздухе, в воде для здоровья детей. Уместно использование стихотворений, игровых образов, сюжетных ситуаций, позволяющих в шутливой форме показать, к чему приводит отрицательное отношение к гигиене, пренебрежение физкультурными занятиями, боязнь свежего воздуха и т. п.
Содержание физкультурного праздника во многом зависит от сезона года и конкретных условий, в которых проводится. Так, на празднике в зимнее время возможно использование физических упражнений и игр, характерных для зимних условий, — катание на санках, игры и соревнования на лыжах и коньках, элементы игры в хоккей, игры-эстафеты на льду, на снегу и т. п. Широкий простор для подбора разнообразных упражнений и игр открывается при проведении физкультурных праздников в летнее время на открытом воздухе. В этих условиях возможно включение в содержание праздника массовых выступлений детей, требующих большого свободного пространства, игр-эстафет с бегом, прыжками с места и разбега, метанием в цель и на дальность, упражнениями в равновесии в разных условиях, а также заданий, выполняемых на велосипедах, самокатах, элементов спортивных игр (баскетбол, бадминтон, футбол), веселых аттракционов (бег со связанными ногами в парах, перетягивание каната и др.).
Своеобразно содержание физкультурного праздника на воде — в бассейне. В ходе его дети показывают свои умения в выполнении подготовительных к плаванию упражнений (скольжение, всплывание, погружение в воду с головой, прыжки в воду и др.), плавании с поддерживающими предметами и без них. При этом широко включаются разнообразные игры, аттракционы в воде и у воды. При составлении сценария физкультурного праздника, независимо от того, где и в каких условиях он проводится, следует стремиться к тому, чтобы его содержание было разнообразным, интересным, создавало возможность активного участия всех групп детей, доставляло радость и удовольствие не только детям — участникам праздника, но и зрителям, детям и взрослым, приглашенным на праздник гостям.
При разработке сценария физкультурного мероприятия необходимо придерживаться определенного порядка расположения материала. Этому поможет приведенная ниже примерная схема построения:
1. Открытие праздника, парад участников.
2. Показательные выступления групп, команд, сводные гимнастические упражнения.
3. Массовая часть праздника с участием всех детей и присутствующих гостей в играх-аттракционах.
4.Окончание праздника, подведение итогов, награждения, закрытие праздника.
Представленный комиссией сценарий обсуждается на производственном совещании сотрудников дошкольного учреждения. В ходе обсуждения вносятся дополнения, поправки, даются рекомендации по уточнению содержания и оформлению. С содержанием сценария знакомят родителей, шефов, которые непосредственно будут заняты в каких-либо номерах праздничной программы, а также людей, занятых подготовкой мест проведения игр, эстафет, оформлением помещения, участка детского сада, стадиона, бассейна и других сооружений, приготовлением костюмов, пособий, украшений.
Окончательное утверждение сценария проходит на педагогическом совете коллектива дошкольного учреждения примерно за три недели до проведения праздника, когда будут определены количество участников, основные номера, подготовленность детей. Здесь же утверждается ведущий праздника.
Подготовка детей.Вся подготовительная работа с детьми в группах должна вестись постепенно. Воспитатель или инструктор по физкультуре систематически проводит с детьми все предусмотренные программой формы работы и виды занятий по физической культуре. Определенные виды физических упражнений и игр, включенные в содержание праздника, усваиваются детьми постепенно на физкультурных занятиях, повторяются на утренней гимнастике, прогулке путем организации подвижных и спортивных игр. Все это делается с целью физического развития детей, совершенствования их двигательных навыков, воспитания физических качеств. Не следует разучивать с детьми; конкретные игры, упражнения, эстафеты, которые войдут в программу праздника. Отдельные их элементы, в виде заданий, целесообразно выполнять на учебных занятиях, прогулке, но с другими пособиями и в иных условиях. Так, в процессе индивидуальной работы, проводимой инструктором по физкультуре или воспитателем, дети упражняются в различных действиях с мячом — отбивании, ведении, передаче мяча, одно из этих действий будет включено в эстафету во время праздника. Упражнения в равновесии целесообразно выполнять в разных условиях: на земле, бревне, кубе, узкой рейке. В эстафете дети легко справятся с заданием пробежать по мостику, доске.
Подготовку к физкультурному празднику следует вести так, чтобы не было необходимости в неоднократных массовых репетициях.
Следует особенно внимательно отнестись к отбору музыкальных произведений. Для открытия праздника подбирается выразительная торжественная музыка, для парада — бодрый марш. Музыкальное сопровождение разных выступлений должно соответствовать их характеру: выполнение общеразвивающих упражнений сопровождается ритмичной, плавной музыкой, игры-аттракционы — веселой, бодрой. Музыкальному руководителю поручается подобрать песни, танцы, музыкальные произведения, разучить их, при необходимости сделать запись отдельных музыкальных фрагментов, обеспечить своевременную трансляцию их по ходу праздника.
Оформление праздника.Группа, ответственная за художественное оформление мест проведения праздника (физкультурного зала, физкультурной площадки, бассейна, территории детского сада), должна стремиться к тому, чтобы вся окружающая обстановка вызывала у детей приподнятое настроение и радостное ожидание праздника.
В помещении детского сада и на участке летом развешиваются гирлянды, шары, разноцветные флажки, картинки, плакаты со спортивной тематикой. Территория участка заранее приводится в порядок — поливаются зеленые насаждения, подметаются, посыпаются песком дорожки, на площадке красиво располагаются пособия и игрушки.
В зимнее время участок украшается снежными фигурами хорошо знакомых детям животных, персонажей сказок (зайца, лисицы, медведя и др.), расчищаются от снега дорожки, заливаются каток, дорожки для скольжения, приводятся в порядок снежные постройки (горки, валы и лабиринты), прокладывается лыжня. Места выступлений детей зимой украшаются цветными флажками, льдинками, серпантином, мишурой.
В обязанности ответственных за художественное оформление входит подготовка объявлений для родителей, праздничных плакатов, транспарантов, пригласительных билетов для шефов, гостей праздника.
Готовясь к физкультурному мероприятию, одной из задач которого является выявление динамики развития двигательных умений и физических качеств детей за год, желательно подготовить стенд (в старших возрастных группах) с описанием сведений о навыках и умениях, видах испытаний на начальной ступени, что может служить определенным перспективным ориентиром в работе со старшими детьми, а также нацелить внимание взрослых на заблаговременную и систематическую подготовку к освоению программы в части физической подготовки детей.
В праздничном оформлении помещения, территории детского сада вместе с воспитателями и родителями активное участие принимают дети. На занятиях по изобразительному искусству (рисование, аппликация) старшие дошкольники могут выполнить разные поделки (фонарики, разноцветные флажки, разукрасить эмблемы, значки) для украшения физкультурной площадки и гимнастического зала. Дети оказывают помощь воспитателю в подготовке пособий и физкультурного инвентаря, уборке участка, изготовлении костюмов для отдельных персонажей, сооружении построек из снега.
Судейство.Особое внимание уделяется подготовке судей (жюри). В состав судейской коллегии входят заведующий, старший воспитатель, воспитатели групп, принимающих участие в празднике, родители, проявляющие интерес к физкультуре и спорту. На совете судейской коллегии (совещании) следует обсудить требования к выполнению различных номеров праздника, определить критерии оценки с учетом возрастных особенностей участников. Как показывает практика работы, наиболее правильной является оценка достижений детей не по балльной системе, а по качеству выполнения разнообразных двигательных действий, включенных в программу мероприятия, а также проявлению физических качеств — быстроты, ловкости, хорошей координации движений и ориентировки в пространстве. Члены судейской коллегии должны быть внимательными, доброжелательными, объективными. При подведении итогов, анализе достигнутых результатов в командных соревнованиях, играх-эстафетах необходимо учитывать индивидуальные данные и возможности каждого, отмечать старательность, честное выполнение правил детьми. Важно заботиться о поддержании дружеских отношений в коллективе, предупреждать случаи неуважения, недоброжелательного отношения к товарищу, зазнайство.
1.4. Методические требования к проведению физкультурных праздников
Методика организации любого праздника — достаточно сложный процесс, включающий этапы подготовки, проведения и подведения итогов.
Подготовка к празднику — это составление сценария, распределение ролей и обязанностей между участниками, подбор музыкального сопровождения, оформление площадки или зала, подготовка спортивной формы, эмблем, приглашений и т.п. Возглавлять подготовительную работу может инструктор по физической культуре или воспитатель. Весьма ощутимую помощь способны оказать старшие братья и сестры, родители. Организаторы праздника определяют его вид в зависимости от сезона, возраста участвующих, наличия инвентаря, интересов детей.
Длительность праздника определяется возрастом участвующих: 45-50 минут для детей 4-5 лет; 60-90 минут для детей 6-7 лет. Если в празднике участвуют дети разного возраста и взрослые, то длительность участия детей определяется их психическими и физическими возможностями. Однако в любом случае праздник не должен длиться более 2 часов, иначе наступает утомление, снижающее интерес к происходящему.
продолжение
--PAGE_BREAK--Начало праздника. В день проведения праздника все должно быть готово к его проведению. Красочное, соответствующее тематике оформление мест для проведения выступлений, игр, соревнований должно вызывать у детей радостное ожидание праздника. В этом активное участие принимает весь коллектив дошкольного учреждения.
В назначенный для проведения праздника день с утра уже должна быть создана атмосфера ожидания всеобщего веселья. Каждый ребенок (или группа детей) вместе с инструктором по физкультуре, воспитателем или его помощником отвечает за конкретную часть подготовительной работы: кто-то разносит пригласительные билеты, кто-то расставляет скамейки, развешивает праздничные гирлянды, шары, устанавливает табло… Профессионализм организаторов заключается и в том, чтобы вовлечь в процесс подготовки праздника всех, не пресекать инициативу детей, а предоставить им возможность ощутить себя полноправными хозяевами мероприятия.
Праздник надо начать точно в назначенное время. Важно создать хорошую, спокойную обстановку, не допускать нарушения режима жизни детей. С этой целью физкультурные праздники чаще всего проводятся во второй половине дня (в отрезок времени от 15.30 до 16.10). Особенно это важно для их организации в зимнее время (с учетом длительности светового дня).
Внимательное отношение к каждому ребенку со стороны сотрудников детского сада, поддержание радостного настроения, оказание необходимой помощи в переодевании праздничных костюмов — все это помогает детям чувствовать себя уверенно и спокойно.
Ход праздника. Структура праздника разнообразна и зависит от его вида. Условно ее можно разделить на три части.
Первая — вводная — часть может быть организована в форме парада участников с подъемом флага, зажиганием олимпийского факела. Хорошей традицией может стать массовая пробежка по территории детского сада всех участников и болельщиков, включая взрослых; неожиданное появление сказочных героев или зазывал, которые приглашают всех принять участие в массовых играх, аттракционах и потехах. Зимой праздник можно начать с движения длинного санного поезда или тройки лошадей. Иным может быть начало праздников-игр в спасателей, путешественников, космонавтов: сигнал тревоги, который призывает всех сильных и смелых принять участие в спасении пострадавших от наводнения (от пожара, землетрясения и пр.) зверей. Вариантов много...
Например, открытие праздника начинается обычно с торжественной части — выхода участников в зал или на физкультурную площадку, после чего следуют построение, сдача рапорта, приветствие заведующего детским садом или представителя ведомства. В зависимости от темы, девиза праздника приветствовать детей могут представители других организаций (предприятий) — спортсмены, строители, работники транспорта, рабочие завода, фабрики и т. п.
В начале праздника проводится перекличка, исполняется общая песня, в которой ярко выражена идейная направленность. Открытие завершается подъемом флага и парадом участников.
После торжественной части следует основная — показательные выступления, состоящие из разных композиций общеразвивающих упражнений, которые выполняются детьми в разных построениях — колоннах, двух кругах (один внутри другого), квадратах, колонне или шеренге по диагонали, с различными предметами: разноцветными флажками, цветами, мячами, обручами.
Выполнение общеразвивающих упражнений группой детей сменяется малогрупповыми или индивидуальными выступлениями, в которых дети показывают свои умения в разных видах физических упражнений (прыжках со скакалкой, упражнениях с длинными лентами, разноцветными мячами, булавами и другими предметами). Физкультурные номера чередуются с исполнением песен, танцевальных номеров, чтением стихотворений.
С показательными номерами могут выступить и приглашенные на праздник гости: гимнасты, фигуристы, бывшие воспитанники детского сада, учащиеся спортивных школ, взрослые — сотрудники дошкольного учреждения, родители, шефы. Большое оживление в содержание праздника вносят игры с элементами соревнования, эстафеты, разные виды спортивных упражнений и спортивных игр.
Наряду с играми малогрупповыми на празднике организуются и массовые игры, хорошо знакомые всем детям. В них принимают участие целые группы детей, а также гости, родители. Особенно интересны для детей игры-аттракционы, в которых задания выполняются в необычных условиях (бег в мешках, удары по мячу с завязанными глазами, переноска шариков в ложке, ловля детей с закрытыми глазами и др.).
Основная часть праздника, направленная на решение его главной задачи, наполняется соответствующим двигательным содержанием: играми, соревнованиями, аттракционами. Важно предусмотреть участие в них каждого ребенка. Если сценарий рассчитан на поочередное участие членов разных команд в играх, необходимо продумать, как обеспечить участие всех. Обычно на вопросы-призывы типа «Кто у нас самый смелый?» или «Кто хочет поиграть в эту игру?» откликаются одни и те же дети, а застенчивые и нерешительные остаются не у дел. В этом случае можно сделать так каждый ребенок, входя в зал, получает билет (билеты могут быть разного цвета, формы и т.п.); в ходе праздника ведущий приглашает к участию в какой-либо игре только тех, у кого билет в форме красного кружка, а к участию в соревновании «Прыгуны» тех детей, у которых билет в форме зайца. Раздавать билеты должен взрослый, хорошо знающий особенности каждого ребенка, чтобы тот не почувствовал себя лишним. Так, если мальчику достался билет с изображением скакалки, а он не умеет и не любит это упражнение, то он будет чувствовать себя ущемленным в паре с девочкой или просто откажется от участия. Поэтому заранее нужно решить, кому какой билет вручить, чтобы избежать отрицательных эмоций.
На празднике обычно предусматривают выступления детей, читающих стихи, исполняющих песни, фокусы. Естественно, здесь без подготовки не обойтись. Однако следует отказаться от репетиций, муштры и натаскивающих тренировок! Помните, что праздник организуется для детей, а не зрителей и гостей. Поэтому на нем уместны экспромт, живое, непринужденное общение, а не проработанный и заученный по сценарию диалог с заранее выученными ответами детей. Абсолютно неприемлемы репетиции сюрпризных моментов в присутствии участников праздника. Отсутствие таинства, чуда, рассчитанных на удивление, озарение, восторг, делает праздник скучным мероприятием с заранее известным концом.
Поддержанию интереса, созданию хорошего праздничного настроения способствует включение в содержание праздника «сюрпризного» момента — неожиданное появление Зимы, Деда Мороза, Снегурочки, веселых скоморохов, Нептуна, Бабы Яги, Красной Шапочки, доктора Айболита и других сказочных героев. Их общение с детьми и гостями праздника, участие в играх, танцах, награждении победителей эстафет и соревнований оживляет праздник, привлекает внимание к происходящему, доставляет детям много веселья и радости, надолго остается в памяти. В заключение подводятся итоги праздника, проводится награждение, общий хоровод, танцы, парад участников.
В конце уместно провести общую игру средней подвижности (лучше в круге) типа «Мышеловка», «Карусели», организовать массовый танец.
Ход праздника необходимо поручить ведущему, обладающему личностными и профессиональными качествами педагога-организатора. Опыт подсказывает: на 80% успех праздника зависит от подготовки и способностей ведущего. Он должен быть артистичен, уметь управлять коллективом детей, знать и учитывать их особенности, менять при необходимости сценарий по ходу проведения мероприятия и регулировать физическую, психическую и эмоциональную нагрузку. Желательно, чтобы ведущий был спортивным и мог сам в случае необходимости выполнить то или иное упражнение.
Если праздник носит массовый характер, то у ведущего должно быть несколько помощников из числа воспитателей или ребят-школьников, которые помогут расставлять и убирать инвентарь, обеспечивать музыкальное сопровождение, вручать подарки.
Облегчить задачу хода праздника можно, включив в сценарий двух ведущих, которые способны «подстраховать» друг друга, если возникнет непредвиденная ситуация.
Подведение итогов, награждение.Важнейший итог праздника — радость от участия, победы, общения, совместной деятельности.
На празднике с ярко выраженной соревновательной направленностью важно своевременно оценивать выступление отдельных участников или команд. Для этого заранее выбирается жюри из трех-пяти человек и на видном месте размещается табло. Оно может быть традиционным или необычным (например, баскетбольные корзины, в которые забрасывают мячи — один за каждую победу команды). В конце заработанные командой очки или мячи подсчитываются. Другим вариантом подведения итогов может быть выстраивание башни из строительного материала: чья башня выше, тот и победил и т.п.
Подводить итоги необходимо и по ходу, и в конце праздника. После каждой игры-эстафеты, соревнования ведущий может сам подвести итог и оценить физические и морально-волевые качества команд в целом и отдельных игроков. Предоставить слово жюри разумнее после двух-трех конкурсов, чтобы не превращать праздник в сплошные выступления взрослых.
Хорошее впечатление от мероприятия создается при его правильном организационном завершении, подведении итогов, награждении участников. Следует заранее продумать формы поощрения детей за хорошее выполнение упражнений, первенство в эстафетах, находчивость и ловкость, проявленные в аттракционах и играх-забавах. Важно, чтобы на празднике не было побежденных, чтобы каждый ребенок почувствовал себя счастливым от участия в нем. Хорошо, если победителей награждают, принимая во внимание такие девизы, как «Выигрывают все – не проигрывает никто», «Главное не победа, а участие», «Побеждает дружба».
Награды, знаки внимания могут быть разными: памятные медали, вымпелы, значки, дипломы, эмблемы. Их применяют дифференцированно. Так, победители в каждом отдельном виде соревнований награждаются медалями сразу после их проведения, остальные дети (участники) в конце всех видов соревнований получают памятные медали (сувениры). Наиболее целесообразны в воспитательном отношении коллективные награды (всей команде, группе). Они помогают сплочению детей, воспитанию у них чувства дружбы. Команда-победитель может быть поощрена тем, что первой проходит круг почета, ей доверяется спуск флага соревнований. На следующем физкультурном празднике (при его открытии) команда поднимает флаг.
На празднике, где участвуют семейные команды, оценивается каждое соревнование, награждения могут быть произведены за победу, как в индивидуальных соревнованиях, так и за победу команды. Формы поощрений предусматриваются следующие: результаты детей в индивидуальных упражнениях (движениях) отражаются на экране соревнований, команды-победители награждаются дипломами, команды-участники праздника получают памятные вымпелы. Награждения победителей и участников могут быть самыми неожиданными. Так, в честь победителей исполняется песня или танец, дети-участники получают сладкие призы (им могут быть вручены и разнообразные медали собственного изготовления). Дети младшего дошкольного возраста преподносят победителям цветы. Необходимо также отметить не только детей, но и взрослых, принимавших активное участие в подготовке и проведении мероприятия.
Для массовых праздников можно сделать простые, но симпатичные сувениры (воздушный шарик, яблоко, шоколадная медалька и т.п.). Самое главное, каждый ребенок должен быть награжден независимо от места, которое он занял.
Впечатлениями о мероприятии дети делятся в беседах со взрослыми, в самостоятельной деятельности повторяют отдельные упражнения, игры-эстафеты. Понравившиеся эпизоды праздника отражают в рисунках, лепке и аппликации. Взрослым следует внимательно относиться к эмоциональным переживаниям детей, связанным с праздником, поддерживать заинтересованное отношение к физической культуре и спорту, всемерно способствовать приобщению детей к полезному активному отдыху.
Награждение должно проходить торжественно и весело. Вымпелы, эмблемы, сувениры можно разместить на самом почетном месте в группе (спортивный уголок, информационный стенд для родителей). Если же это индивидуальные призы и дети хотят забрать их домой, посоветуйте родителям найти в детской комнате место (полка, шкаф), где призы будут видны всем. Такой «победный» уголок является предметом гордости ребенка. Здесь же можно расположить фотографии, рисунки на тему «Наш праздник». Это позволит сформировать у детей стойкий интерес к занятиям физкультурой, к своим достижениям в спорте, что является одним из важнейших условий формирования мотивации здорового образа жизни.
II
. Содержание опытно-практической части.
2.1 Составление проектов физкультурных праздников для детей старшего дошкольного возраста
Проект
«Приобщение дошкольников к истокам национальной культуры
через физкультурные праздники»
Актуальность темы проекта
Необходимость приобщения молодого поколения к национальной культуре трактуется народной мудростью: наше сегодня, как никогда наше прошлое, также творит традиции будущего. Наши дети должны хорошо знать не только историю Российского государства, но и традиции национальной культуры, осознавать, понимать и активно участвовать в возрождении национальной культуры; самореализовать себя как личность любящую свою Родину, свой народ и все что связано с народной культурой: русские народные танцы, устный народный фольклор, народные игры, в которые дети очень любят играть.
Все это помогло разработать методический проект, основанный на приобщение детей к национальной культуре через физкультурные по тематике и содержанию праздники: календарные, фольклорные, обрядовые, дни именин и т.д. Эти праздники проводятся в соответствии с христианским календарем (Рождество, Масленица, Сороки, Троица и др.). Они составляются на доступном детям материале с использованием народных игр, забав, хороводных плясок, песен, атрибутов национальной одежды, инвентаря. В праздниках активными участниками могут стать не только дети, но и их родители, учащиеся школы, воспитанники других детских садов.
Использование фольклора на физкультурных праздниках позволит не только повысить эффективность физкультурно-оздоровительного процесса, но и окажет положительное влияние на состояние здоровья, динамику физической подготовленности дошкольников, а также сформирует у них интерес к систематическим занятиям физической культуры.
Основные цели и задачи проекта:
1. Создать систему работы, по приобщению детей к истокам русской народной культуры посредством физкультурных праздников.
2. Знакомство детей с календарными, народными праздниками, обычаями и традициями, народными играми.
3. Привлечь родителей (социум) в воспитательно-образовательный процесс через участие в физкультурных праздниках.
4. Создать условия для самостоятельного отражения полученных знаний, умений детьми.
5. Воспитывать интерес и любовь к русской национальной культуре, народному творчеству, обычаям, традициям, обрядам, народному календарю, к народным играм и т. д.
6. Использовать все виды фольклора, как богатейшего источника познавательного и нравственного развития детей.
Примерный перспективный план физкультурных праздников
для детей старшего дошкольного возраста
месяц
Старшая группа
Сентябрь
Развлечение по народным играмПоволжья
«Я, ты, он, она – вместе дружная игра»
Октябрь
Праздник«Богатырские игрища»
( с детьми ДОУ № 48)
Ноябрь
Развлечение «Кузьминки по лету поминки»
Декабрь
Развлечение«Посиделки на Покров»
Январь
Праздник «Мы встречаем Рождество»
Февраль
«Праздник русского валенка»
(с родителями)
Март
Праздник«Масленица дорогая»
Апрель
Развлечение «Смех да веселье»
Май
Прогулка-поход с родителями
«Лета, лета, вылазь из-под клета»
Июнь
Праздник «Троица – девичий праздник»
Июль
Национальный татарский праздник«Сабантуй»
(с детьми татарской школы № 22)
Август
Развлечение «Как у наших у ворот – Спас!»
Примечание: конспекты праздников см. в приложении.
Ожидаемые результаты работы:
· Использование детьми в двигательной активности потешек, считалок, загадок.
· Умение играть в русские народные подвижные игры.
· Знание сказок и сказочных героев, умение применять их в различных формах физического воспитания.
· Осмысленное и активное участие детей в русских народных праздниках и развлечениях (знают название праздника, играют в национальные игры, игры-забавы).
· Использование атрибуты русской народной игры в самостоятельной деятельности.
· Бережное отношение к предметам быта, произведениям народного творчества.
Заключение
Таким образом, методически правильно организованная работа по подготовке и проведению физкультурных праздников призвана удовлетворить естественную потребность детей в движении и способствовать своевременному овладению ими двигательными навыками и умениями, формировать положительную самооценку к себе и деятельности товарищей.
Такая работа с детьми дошкольного возраста ценна и тем, что создает условия для эмоционально – психологического благополучия, так как оказывает большое влияние на развитие ума, воспитание характера, воли, нравственности, создает определенный духовный настрой, пробуждает интерес к самовыражению, способствует не только лучшему усвоению знаний и закреплению навыков, но и благотворно влияет на детскую психику.
Физкультурные праздники являются действенной формой организации досуга детей, эффективным средством пропаганды физической культуры и спорта. Эти мероприятия требуют тщательной подготовки со стороны педагогического коллектива и родительской общественности, шефов, самих ребят. Праздники должны стать традиционными.
При проведении физкультурных праздников дети получают возможность проявлять большую активность, самостоятельность и инициативу в действиях. Это открывает еще один немаловажный аспект: отпадает необходимость давать детям временные и пространственные ориентиры.
Практика работы убеждает, что для результативной деятельности с детьми необходима хорошо продуманная система подготовки инструктора по физкультуре и воспитателей, тесный контакт с педагогическим и медицинским персоналом и семьёй.
Педагогам дошкольных учреждений необходимо совершенствовать методы педагогической пропаганды, вовлекать родителей в активный воспитательно – образовательный процесс, чтобы полученные ими знания воплощались в конкретной работе по физическому воспитанию детей.
Родители должны проявлять большую заинтересованность в том, чтобы в режиме дошкольного учреждения предусматривался активный отдых детей. Семья во многом определяет отношение детей к физической культуре, их интерес к спорту, активность и инициативу. Этому способствует эмоционально близкое общение детей и родителей в различных ситуациях и естественно возникающая их совместная деятельность.
Список используемых источников
1. Аксенова З.Ф. Спортивные праздники в детском саду.- М.: АРКТИ, 2000. 90 с
2. Бочарова Н. Физкультурно-спортивные праздники в детском саду: новые подходы, методические рекомендации // Дошкольное воспитание. 2004. № 1. С. 46-51.
3. Копухова Н.Н., Рыжкова Л.А., Самодурова М.М. Воспитатель по физической культуре в дошкольных учреждениях. М.: Издательский центр «Академия», 2002. С. 198 – 199
4. Лысова В.Я., Яковлева Т.С. Спортивные праздники и развлечения. – М.: АРКТИ, 2000. С. 3 -4
5. Рунова М.А. Двигательная активность ребёнка в детском саду. – М.: Издательский центр «Академия», 2000. 12 с
6. Осокина Т.И., Тимофеева Е.А. Организация и проведение физкультурных праздников в детском дошкольном учреждении. – М.: Издательский центр «Академия», 1987. 197 с
7. Шебеко В.Н., Овсянкин В.А., Карманова Л.В. Физкульт- ура! – Мн.: «Просвещение», 1997. 125 с
8. Шумилова В.А. Спортивно – развлекательные праздники в детском саду. – Мозырь, ООО ИД «Белый ветер», 2002. 70 с
продолжение
--PAGE_BREAK--