--PAGE_BREAK--1.2 Основные функции и задачи умственного воспитания
Основная функция умственного воспитания детей первых лет жизни — формирование познавательной деятельности, т.е. такой деятельности, в ходе которой ребенок учится познавать окружающий мир. Маленький ребенок познает окружающий мир в игре, в труде, на прогулках, занятиях, в общении со взрослыми и сверстниками. Познавательная деятельность осуществляется в формах восприятия и мышления. При помощи восприятия ребенок познает внешние свойства предметов в их совокупности (цвет, форму, величину и др.). Отражение этих свойств в мозге создает образ предмета. Благодаря мышлению ребенок постигает внутренние, скрытые свойства, связи между предметами и явлениями (причинно-следственные, временные, количественные и другие связи). Результаты мышления отражаются с помощью слова. Между восприятием и мышлением существует тесная связь. Восприятие формируется в первые месяцы жизни ребенка, а начало развития мышления Л.С. Выготский относит к возрасту около 2 лет[6]. В основе развития мышления лежит восприятие, которое предоставляет для углубленного познания чувственный (сенсорный) опыт. На протяжении дошкольного возраста восприятие готовит мышление, дает ему «пищу» для анализа, сравнения, обобщения, выводов. Мышление, в свою очередь, положительно влияет на развитие и совершенствование восприятия, усиливая его целенаправленность, продуктивность[7].
Для полноценного умственного развития ребенка первых лет жизни необходимо заботиться о развитии его восприятия и мышления. В связи с этим важнейшими задачами умственного воспитания детей дошкольного возраста являются:
— сенсорное воспитание (развитие);
— развитие мыслительной деятельности (овладение мыслительными операциями, познавательными процессами и способностями);
— становление речи.
Умственное воспитание детей этого возраста направлено на формирование познавательных мотивов, поэтому одна из его задач:
— воспитание любознательности, познавательных интересов.
Результатом познавательной деятельности независимо от того, в какой форме познания она осуществилась (с помощью мышления или восприятия), являются знания. Рассматривает ли ребенок божью коровку, которая села к нему на ладошку, слушает ли рассказ мамы о ней или рисует ее «портрет» — у него возникает представление о предмете познания (божьей коровке). Это представление складывается в виде образа, но может получить выражение в речи, жестах, мимике, модели (рисунок).
Поэтому задачей умственного воспитания является:
— формирование системы элементарных знаний о предметах и явлениях окружающей жизни как условие умственного роста.
2. Развитие мыслительной деятельности ребенка
Особая роль в сенсорном воспитании (целенаправленные педагогические воздействия, обеспечивающие формирование чувственного познания и совершенствование ощущений и восприятия) детей принадлежит природе. Познание природного окружения вначале осуществляется чувственным путем, при помощи зрения, слуха, осязания, обоняния. Так, в лесу, парке малыши учатся различать окраску осенней листвы: у березы она лимонного цвета, у дуба — коричневого, у ивы — зеленовато-желтого, у осины — красного или лилового. Картина осеннего леса, парка воспринимается ярче, если воспитатель предлагает послушать голоса птиц, шум ветра, шорохи опадающих листьев; учит определять запахи грибов, прелой зелени. Чем больше органов чувств «задействовано» в познании, тем больше признаков и свойств выделяет ребенок в исследуемом объекте, явлении, а следовательно, тем богаче становятся его представления. На основе таких представлений возникают мыслительные процессы, воображение, формируются эстетические чувства.
Этот аспект умственного воспитания рассматривается как развитие у ребенка мыслительных операций, познавательных процессов и способностей. Положительный результат во многом зависит от того, насколько взрослые сумели пробудить у ребенка интерес к умственным занятиям, воспитать привычку к мыслительной деятельности. В свое время К.Д.Ушинский писал, что «умственный труд едва ли не самый тяжелый для человека», поэтому приучать ребенка к умственному труду следует «понемногу, осторожно».[8]
Мышление возникает на основе практической деятельности из чувственного познания, раздвигая горизонты последнего. В отношении маленького ребенка важен процесс действий с познаваемыми предметами. На основе практических действий малыш учится сопоставлять объекты, анализировать, сравнивать, группировать. Начинает функционировать первая форма мышления — наглядно-действенное. Постепенно у ребенка развивается способность мыслить не только на основе непосредственного восприятия предметов, но и на основе образов. Формируется наглядно-образное мышление. Во второй половине дошкольного возраста начинает развиваться словесно-логическое мышление. Наиболее отчетливо эта форма мышления проявляется при установлении связей, существующих между предметами и явлениями. Раньше всего ребенок усваивает функциональные связи: название, назначение предмета. Более сложными для детей оказываются связи, которые как бы не лежат на поверхности предметов, хотя и доступны чувственной практике, опыту: пространственные, временные, причинно-следственные.
Внутри всех форм мышления осуществляется развитие основных мыслительных операций.Учить детей мыслить — задача, которую должны решать взрослые. Даже маленьким детям нецелесообразно давать знания в «готовом виде», когда основная нагрузка ложится на память. Следует учить ребенка анализировать, сравнивать, сопоставлять, обобщать; подводить его к классификации; побуждать к высказыванию собственных предположений. Перед детьми необходимо ставить задачи, стимулирующие их познавательную активность, требующие размышления, сравнения.
В дошкольном возрасте развиваются и такие важные познавательные процессы, как память и воображение.
Благодаря памяти ребенок запоминает, сохраняет, воспроизводит то, что раньше воспринимал, делал, чувствовал. Мышление невозможно без накопления нужных сведений, фактов. Однако, признавая исключительную роль памяти в развитии познавательной деятельности, не следует все же ее переоценивать. В эту ошибку нередко впадают педагоги и родители, считая основным показателем умственного развития ребенка объем его знаний, накопленную им информацию. Придерживаясь данной точки зрения, они направляют все свои воспитательные воздействия на то, чтобы добиться запоминания и воспроизведения информации об окружающем мире.
Вместе с тем с первых лет жизни надо учить ребенка запоминать имена героев книг, мультфильмов, авторов художественных произведений, с которыми его знакомят, композиторов, художников, в том числе и иллюстраторов детских книг. Необходимо развивать память ребенка с помощью специальных игр, упражнений, заучивания стихотворений и т. п.
Суммируя сказанное выше, можно заключить, что память является кладовой знаний, основой, без которой нельзя обойтись, но ограничиваться ею в развитии познавательной деятельности детей нельзя.
Большое место среди познавательных процессов человека вообще, а ребенка дошкольного возраста в особенности занимает воображение. Воображение заключается в создании новых образов на основе тех, которые были восприняты ранее, а также вновь полученных знаний. Воображение вплетается во все сложные мыслительные операции, является основой творческой деятельности ребенка. Задача взрослых — всячески развивать у детей способности к воображению.
Первоначально у ребенка появляется воссоздающее воображение, на основе которого с накоплением жизненного опыта и развитием мышления формируется творческое воображение. Воссоздающее воображение у ребенка надо развивать, предлагая ему мысленно представить себе то, о чем ему рассказывают, читают, или же в какой последовательности он будет выполнять задание.
Особенно важно развивать творческое воображение, а для этого побуждать ребенка к поиску решения задачи, подталкивать к маленьким открытиям, просто учить фантазировать. Например, летом на прогулке педагог предлагает детям рассказать, каким был куст сирени весной, а затем мысленно вообразить, как он будет выглядеть осенью, зимой.
Для полноценного умственного развития важны не только своевременное формирование познавательных процессов, но и их произвольность: умение сосредоточивать внимание на объекте познания, не отвлекаться, вовремя припоминать, не пасовать перед трудностями, не падать духом, если сразу не удается правильно решить практическую или умственную задачу.
продолжение
--PAGE_BREAK--3. Влияние музыки на развитие мыслительной деятельности 3.1 Понятие эстетического воспитания
Эстетическое воспитание — целенаправленный процесс формирования творческой личности, способной воспринимать, чувствовать, оценивать прекрасное, создавать художественные ценности. Дети в дошкольном и даже раннем возрасте способны реагировать на красивое в окружающей их обстановке, музыку, поэзию, предметы изобразительного искусства, природу, сами стремятся рисовать, лепить, петь, танцевать, сочинять стихи. Эти наблюдения за детьми дают основания считать, что эстетическое воспитание возможно и необходимо уже применительно к детям дошкольного возраста.
Эстетическое воспитание — важнейшая сторона воспитания ребенка. Оно способствует обогащению чувственного опыта, эмоциональной сферы личности, влияет на познание нравственной стороны действительности (известно, что для дошкольника понятия «красивый» и «добрый» почти идентичны), повышает и познавательную активность, даже влияет на физическое развитие. Результатом эстетического воспитания является эстетическое развитие[9].
Составляющей этого процесса является художественное образование- процесс усвоения искусствоведческих знаний, умений, навыков, развитие способности к художественному творчеству.Задачи эстетического воспитания дошкольников, исходя из его цели, можно представить двумя группами.
Первая группа задач направлена на формирование эстетического отношения детей к окружающему. Предусматривается развивать умения видеть и чувствовать красоту в природе, поступках, искусстве, понимать прекрасное; воспитывать художественный вкус, потребность в познании прекрасного.
Вторая группа задач направлена на формирование художественных умений в области разных искусств: обучение детей рисованию, лепке, конструированию; пению, движениям под музыку; развитие словесного творчества[10].
Условием и средством эстетического воспитания является искусство: изобразительное, музыка, литература, архитектура, театр. Раннее приобщение детей к настоящему высокому искусству способствует зарождению в детской душе поистине эстетического восприятия действительности. Почему-то бытует мнение, что маленькому ребенку недоступно понимание произведений великих художников, что для детей должно быть особое, упрощенное «искусство». А вот 4-летняя девочка идет по залам Третьяковской галереи и вдруг сама, без единого намека со стороны взрослых останавливается у картины «Княжна Тараканова». Она поражена изображенным, задает массу вопросов, возвращается к картине снова и снова. Что это? Ведь К.Д. Флавицкий писал свое произведение не для детей. И ни в одной методической книге не найдете рекомендаций к ее рассматриванию с детьми. А впечатлительный ребенок заметил страх и муку в лице княжны и боится вместе с нею воды и крыс. Очень сильное впечатление. Сила искусства пробудила в девочке лучшие человеческие чувства — сострадание, сочувствие.
3.2 Музыкальное воспитание и развитие мыслительной деятельности дошкольников
Мир музыки особенно привлекателен для ребенка. Еще в утробе матери будущий человек начинает реагировать на музыкальные звуки, и существует предположение, что именно в этот период можно влиять на формирование музыкальности. И уж, вне всякого сомнения, первый вид искусства, который воспринимает ребенок и на который он реагирует, — это музыка. Через мелодию колыбельной песни, звуки речи, ее тембр малыш начинает не только различать, дифференцировать окружающий его мир, но и чувствовать его. Он еще долго не сможет осознавать это воздействие музыки, но реагировать будет адекватно: загрустит, даже заплачет, услышав грустную мелодию; засмеется, начнет двигаться под веселую, ритмичную. Влияние музыки на эмоциональную сферу личности бесспорно, хотя механизм этого влияния пока не раскрыт до конца. Несомненно одно — знакомить детей необходимо с лучшими образцами народной и классической музыки[11].
Слушание музыки — одно из основных средств эстетического воспитания. Оно должно занимать большое место в работе с детьми дошкольного возраста. С помощью слушания музыки воспитатель поднимает у ребенка интерес к музыке, развивает любовь к ней, повышает его восприимчивость. Дети приучаются сосредотачивать свое внимание, слушать и понимать музыку. Умело подбирая музыкальные произведения для детей, можно создать у них соответствующее настроение, внести успокоение[12].
Великий педагог В. Г. Белинский писал, что «влияние музыки на детей благодатно и чем ранее начнут они испытывать его на себе, тем лучше для них. Они не переведут на свой детский язык ее не выговариваемых глаголов, но запечатлеют их в сердце, не перетолкуют их по-своему, не будут о ней резонерствовать, но она наполнит гармонией их новые души...».
К сожалению, в детских садах часто недооценивают этот вид музыкальной работы, может быть, потому, что слушание музыки не дает быстрых результатов, как пение или движения под музыку.
Музыка — сложное искусство. Наиболее легко воспринимается детьми 3-4 лет песня, исполненная воспитателем без инструментального сопровождения. Инструментальное сопровождение вначале мешает малышам разобраться в тексте. В первое время детей интересует то, о чем рассказывается в песне, а музыка играет как бы подсобную роль. Постепенно вводится слушание песни с сопровождением фортепиано или какого-нибудь другого инструмента. Малыши слушают музыку главным образом в связи с музыкальной игрой, пляской. Так, прежде чем дать детям музыкальную игру «Воробышки и автомобиль», воспитатель предлагает послушать музыку о том, как летают воробьи, как двигаются автомобили. Ознакомившись предварительно с музыкой, детям легче передать ее впоследствии в своих движениях. Но можно в младшем возрасте давать слушание несложной инструментальной музыки как программной, т.е. написанной на определенный сюжет, так и вне связи ее с движением[13].
С возрастом при правильной постановке музыкального воспитания возможности детей возрастают. Детям средней и старшей групп даются отрывки более сложные по содержанию, по характеру, по гармонии и более длинные. Например, из программной музыки можно дать «Болезнь куклы» (музыка П. Чайковского), «Веселый крестьянин» (музыка Р. Шумана), «Птички» (музыка Э. Грига); из непрограммной музыки — «Мелодию» А. Рубинштейна; из танцевальной музыки — вальсы, экосезы Ф. Шуберта, Л. Бетховена, польки М. Глинки, С. Рахманинова.
При проведении слушания музыки существенными моментами являются правильный выбор музыкального произведения, создание интереса к нему, исполнение музыкального материала и усвоение его детьми. Выбор музыкального материала определяется теми задачами, которые ставит перед собой воспитатель.
Можно, например, предложить послушать музыку, чтобы вызвать у ребенка определенные чувства и переживания, чтобы углубить, усилить, закрепить полученные детьми впечатления, создать спокойное настроение.
Музыка и песня должны быть высокохудожественны, потому что только на художественном материале развивается вкус детей. Дети могут слушать произведения как классиков, так и современных композиторов. Иногда музыкальные работники играют детям свою собственную импровизацию, весьма невысокого качества. Эта музыка не способствует развитию художественного вкуса и не должна иметь места в работе с детьми.
Необходимо, чтобы музыкальные произведения были доступны восприятию данной группы детей; сложная музыка вызывает излишнее утомление и бесполезное напряжение внимания. При выборе произведения надо учитывать возраст детей, их интересы.
Не следует давать материал, который требует слишком быстрого темпа или очень сильного звучания: дети дошкольного возраста, особенно младшего, не успевают следить за сменяющимися звуками, а слишком громкое звучание сливается для них в сплошной шум.
Выбирая песню для слушания, нужно учитывать вокальные данные воспитателя, который будет исполнять песню; при выборе фортепианной музыки — умения музыкального работника.
В отдельных случаях, преимущественно в младшей группе, может быть использован иллюстративный материал: книжки, картинки, игрушки. Некоторые воспитатели и музыкальные работники злоупотребляют показом иллюстративного материала и таким образом ослабляют непосредственное воздействие музыки. Постоянно давая ребенку готовый образ, воспитатели мешают развитию его творческого воображения.
От качества исполнения зависит заинтересованность детей и усвоение материала. Чем лучше и выразительнее будет спета песня или исполнена пьеса, тем больше она понравится детям и тем лучше дети усвоят ее. При исполнении песни воспитателю нужно внимательно отнестись к своей дикции: ни одно слово не должно пропасть для ребенка. Часто воспитатель не решается исполнить детям песню, ссылаясь на то, что у него нет голоса. Эти ссылки неосновательны, так как при исполнении песни для детей дошкольного возраста основное не сила голоса, а качество исполнения.
Для того чтобы музыка произвела впечатление на ребенка, нужно не только умело выбрать материал, правильно его исполнить, но и подготовить ребенка к восприятию музыки,направить его внимание во время слушания.
Прежде чем исполнять произведение, воспитатель знакомит детей с тем, что они услышат. Это знакомство происходит по-разному, в зависимости от материала. Можно сказать лишь название вещи, например: «Я сыграю вам музыку «Бабочки»». В некоторых случаях перед исполнением музыкальной пьесы воспитатель проводит короткую беседу на тему, которую дети услышат в музыке. Так, перед исполнением музыкального отрывка «Пляска птиц» из оперы «Снегурочка» Н. Римского-Корсакова воспитатель спрашивает детей, какие птицы прилетают весной из теплых стран, напоминает, что они вьют гнезда и выводят птенцов, затем предлагает послушать, как прилет птиц и пение переданы в музыке.
Перед исполнением знакомой музыки или песни следует иногда предложить детям угадать, что будет исполнено. Усвоение текста некоторых песен трудно для детей; в таких случаях воспитатель предварительно рассказывает содержание песни или полностью читает текст, особенно если песня дается в патефонной записи. Часто слушание музыки дается в связи с рассказом. Вот пример такого занятия, проведенного в средней группе Красовской (Ярославль).
В старших группах некоторых детских садов при проведении слушания музыки играются произведения одного композитора, детям показывают его портрет, кратко рассказывают некоторые интересные факты из его жизни, преимущественно из детства. Так были проведены концерты, посвященные столетию со дня рождения Чайковского, концерт, посвященный Бетховену, Римскому-Корсакову. Очень нравится детям концерт-загадка, например:
«Угадай, на каком инструменте играют». Для такого концерта подбирается соответствующая музыка: так, при использовании патефона ставят такие пластинки, как народная мелодия «Во саду ли в огороде» (секстет домр), «Марш», музыка Р. Глиера (квартет баянистов), полька «Бродячие музыканты» (ансамбль ксилофонистов).
Прослушав произведение, дети обычно делятся впечатлениями с товарищами, воспитателем, музыкальным работником. Но случается, что они так поглощены услышанным, что по окончании музыки наступает тишина — дети молчат. Слова в этот момент могут нарушить впечатление, полученное от музыки, и воспитателю не следует непременно добиваться того, чтобы дети высказывались. Однако молчание детей может происходить и по другой причине: именно оттого, что музыка оказалась трудна для детского восприятия.
Иногда высказывания детей бывают далеки от настоящего содержания музыки; в таком случае воспитатель или музыкальный работник обращает внимание детей на содержание и характер музыки. Уточнив детские впечатления, следует еще раз проиграть музыкальные произведения. Иногда музыка вызывает у ребенка потребность в движениях: например, слушая веселую музыку, дети хлопают в ладоши, прыгают. Если эти движения не мешают ребенку воспринимать музыку, а наоборот, как бы дополняют и углубляют ее восприятие, воспитатель допускает их[14].
Обычно следует проводить слушание музыки без последующего разбора, так чтобы дети воспринимали ее непосредственно. Но иногда можно разобрать с ними музыку после того, как они ее прослушают. Разбор состоит в том, что дети определяют характер музыкального произведения, его частей, отдельных средств музыкальной выразительности (сила звука, высота).
Учитывая положительное влияние слушания музыки на детей, следует возможно больше расширить рамки этой работы даже в детских садах, где нет музыкального работника или воспитателя, играющего на каком-нибудь инструменте. В таких случаях можно приглашать баяниста, пользоваться компьютером, DVD-проигрывателем, музыкальным центром, магнитофоном, детскими радиопередачами.
Некоторые воспитатели пренебрежительно относятся к компьютеру, плохо умеют работать с аудио-дисками. Компьютер портативен, воспитатель может им пользоваться в любое время; с помощью интернета дети имеют возможность познакомиться с музыкой в различном исполнении, слушать сольное, хоровое пение, различные музыкальные инструменты (баян, скрипку, виолончель, рояль), духовой и симфонический оркестры, оркестр народных инструментов. Здесь существует еще одна особенность, что можно не только прослушать музыку, но и дать детям возможность познакомиться с видеоклипами, посмотреть манеру исполнения песен, познакомиться с музыкальными исполнителями воочию.
При проведении слушания музыки с помощью компьютера или DVD-проигрывателя воспитатель усаживает детей полукругом, а стол с компьютером ставит против них, чтобывсе видели монитор и видеоизображение.
В жизни детей большое значение имеют радиопередачи. По радио дети слышат артистов, мастеров слова, певцов, музыкантов. Радио способствует обогащению речи детей, развитию музыкального слуха, вкуса, творческого воображения.
При организации просмотра детских музыкальных передач надо, прежде всего, обеспечить хорошую слышимость и видимость. Перед началом просмотра дети размещаются полукругом перед телевизором или компьютером, чтобы лучше видеть и слышать. Это помогает сосредоточить внимание. Воспитатель объявляет детям, о чем будет передача. Он должен знать детские музыкальные программы, только тогда можно выбрать программу, подходящую для данной группы детей.
Некоторые воспитатели требуют от детей полной тишины во время передачи. Если они негромко выражают свои впечатления и делятся с товарищами, их не следует останавливать.
Слушание музыки проводится на музыкальных занятиях, а также во время свободных занятий, творческих игр, если это уместно по ходу игры. Нередко малыши несут воспитателю книжки, картинки и просят: «Спой про лошадку, спой про куклу, про птичку». Воспитатель может это удачно использовать. Вот примеры из жизни старшей группы.
Придя в детский сад после выходного дня, дети собрались возле воспитательницы и стали один за другим рассказывать о том, что они видели, что делали дома. Одна девочка сказала, что была с мамой в клубе и видела там, как плясали под мелодию «Полянка». «Покажи, как они плясали», — предложила воспитательница и поставила диск с этой мелодией в исполнении баянистов. Сначала все послушали музыку, затем девочка исполнила пляску, вскоре к ней присоединились и другие дети.
А вот пример из практики воспитательницы Ю. Невелынтейн (Санкт-Петербург).
Во время завтрака на веранде из лесу донеслось кукование кукушки. Воспитательница прислушалась и запела знакомую детям песню «Там вдали за рекой». Ранней весной, когда земля была еще покрыта снегом, воспитательница принесла в группу первые подснежники. Она вынула один цветок, держа его за стебелек, и, покачивая, показала детям. «Как колокольчик», — замечает Витя. «А вы послушайте, как он звенит и что говорит», — произносит воспитательница и поет притихшим детям последнюю фразу из песни Гречанинова «Подснежник»; «Я вижу,погода тепла и ясна, скажите, ведь, правда, что это весна!».
Элементы слушания музыки встречаются во всей музыкальной работе: и в пении, и в движении под музыку. Перед тем, как начать разучивание песни, воспитатель предлагает детям послушать ее.
В средней и старшей группах, когда дети приобрели уже некоторый навык слушать музыку и могут более длительно сосредоточивать внимание, можно устраивать слушание музыки в виде концерта. В таком концерте исполняется несколько музыкальных произведений, из которых одно — два инструментальные, остальные вокальные. Обычно дается одна новая вещь, которая повторяется как на данном занятии, так и на последующих занятиях. Знакомые произведения можно исполнять по выбору и желанию детей. Систематически и правильно проводимое слушание музыки в детском саду поможет детям лучше воспринимать и понимать музыку.
продолжение
--PAGE_BREAK--