/>
Курсовая работа
«Нравственноевоспитание дошкольников в системе всестороннего развития личности»
Оглавление
Введение
1. Нравственное воспитание дошкольников в системевсестороннего развития личности
1.1 Механизм и задачи нравственного воспитания дошкольников
1.2 Содержание нравственноговоспитания
2. Средства и методы нравственного воспитания дошкольников
2.1 Средства нравственного воспитания дошкольников
2.2 Методы нравственного воспитания дошкольников
Глава 3. Экспериментальная часть
3.1 Методы исследования
3.2 Результаты исследования и их анализ
Заключение
Список использованной литературы
Введение
Актуальность данногоисследованияопределяется тем, что условия развития ребенка-дошкольника существенноотличаются от условий предыдущего возрастного этапа. Значительно увеличиваютсятребования, предъявляемые к его поведению взрослыми. Центральным требованиемстановится соблюдение обязательных для всех правил поведения в обществе, нормобщественной морали. Растущие возможности познания окружающего мира выводятинтересы ребенка за узкий круг близких ему людей, делают доступными дляпервоначального освоения те формы взаимоотношений, которые существуют междувзрослыми в серьезных видах деятельности (учении, труде). Ребенок включается всовместную деятельность со сверстниками, учится согласовывать с ними своидействия, считаться с интересами и мнением товарищей. На протяжении всегодошкольного детства происходит изменение и усложнение деятельности ребенка,предъявляющие высокие требования не только к восприятию, мышлению, памяти идругим психическим процессам, но и к умению организовать свое поведение.
Предпосылки развитияличности, сложившиеся в раннем детстве, создают основу для новых путейвоздействия на ребенка со стороны окружающих. Развиваясь, ребенок усваиваетновые психологические черты и формы поведения, благодаря которым он становитсямаленьким членом человеческого общества.
В дошкольном возрастеприобретается тот сравнительно устойчивый внутренний мир, который даетоснования впервые назвать ребенка личностью, хотя, конечно, личностью, еще невполне сложившейся, способной к дальнейшему развитию и совершенствованию.
Все это постепенно, шагза шагом формирует личность ребенка, причем каждый новый сдвиг в формированииличности изменяет влияние условий, увеличивает возможности дальнейшеговоспитания. Условия развития личности так тесно переплетаются с самимразвитием, что разделить их практически невозможно.
Развитие личности ребенкавключает две стороны. Одна из них состоит в том, что ребенок постепенно начинаетпонимать окружающий мир и осознает свое место в нем, что порождает новые типымотивов поведения, под влиянием которых ребенок совершает те или иные поступки.Другая сторона — это развитие чувств и воли. Они обеспечивают действенностьэтих мотивов, устойчивость поведения, его известную независимость от изменениявнешних обстоятельств.
Объектом данного исследования являютсядошкольники, предметом данного исследования является нравственноевоспитание дошкольников.
Целью нашей работы является рассмотрениенравственного воспитания дошкольников в системе всестороннего развития личности.
Гипотеза: Мы предполагаем, что работа сдошкольниками в определенном направлении может воспитать у них нравственныеценности, которыми они будут руководствоваться в своей дальнейшей жизни.
В связи с поставленнойцелью и выдвинутой гипотезой нами были сформулированы следующие задачиданного исследования:
1. Рассмотреть нравственное воспитаниедошкольников в системе всестороннего развития личности.
2. Изучить механизмы и содержаниенравственного воспитания дошкольников.
3. Изучить экспериментально отношениедошкольников к нравственным нормам.
Методы исследования:
— изучение и анализлитературы;
— анализ проведеннойработы и результатов исследования;
— наблюдение за общениемдошкольников в разных видах деятельности (в учебной деятельности и свободнойдеятельности).
В своей работе мыопирались на труды таких исследователей как Л.С. Выготский, А.В. Запорожец,А.Н. Леонтьев, Ж. Пиаже, П.Я. Гальперин, Л.А. Венгер, А. Валлон, Д.Б. Эльконин,А.П. Усов, Н.Н. Поддьяков, В.А. Аверин, В.И. Гарбузов и другие.
1. Нравственное воспитание дошкольников в системевсестороннего развития личности
Нравственноевоспитание — это:
— одна из формвоспроизводства, наследования нравственности;
— целенаправленныйпроцесс приобщения детей к моральным ценностям человечества и конкретногообщества;
— формирование моральныхкачеств, черт характера, навыков и привычек поведения.
Основой нравственноговоспитания является мораль.
Подморальюпонимают исторически сложившиеся нормы и правила поведения человека,определяющие его отношение к обществу, труду, людям.
Нравственность - это внутренняя мораль, мораль непоказная, не для других — для себя.
С течением времениребенок постепенно овладевает принятыми в обществе нормами и правиламиповедения и взаимоотношений, присваивает, то есть делает своими, принадлежащимисебе, способы и формы взаимодействия, выражения отношения к людям, природе,лично к себе[1].
Нравственноевоспитание — основной стержень общей системы всестороннего развития личности. Нравственное воспитание тесносвязано с физическим, эстетическим, трудовым и умственным воспитанием.
Нравственное воспитаниедошкольников осуществляется в самых различных сферах их жизни и деятельности.Ребенок испытывает нравственное влияние в семье, в кругу сверстников, на улице.Часто это влияние не бывает адекватным требованиям морали.
Систематическое, целенаправленноеформирование высоконравственной личности происходит в организованном детскомколлективе. В дошкольных учреждениях осуществляется специальная воспитательнаяработа, направленная на всестороннее развитие личности. Подготавливаяподрастающее поколение к жизни, труду, воспитатели учат ребят быть скромными,честными, принципиальными, учат любить Родину, уметь трудиться, сочетать в себечуткость и заботливое отношение к людям.
Все эти и другиеморальные качества характеризуют нравственно воспитанного человека, безформирования которого невозможно представить всесторонне развитую личность.
Как известно, дошкольныйвозраст отличается повышенной восприимчивостью к социальным воздействиям[2].Ребенок, придя в этот мир, впитывает в себя все человеческое: способы общения,поведения, отношения, используя для этого собственные наблюдения, эмпирическиевыводы и умозаключения, подражание взрослым. И двигаясь путем проб и ошибок, онможет в конце концов овладеть элементарными нормами жизни и поведения вчеловеческом обществе.
Цели нравственноговоспитания дошкольников можно сформулировать следующим образом — формирование определенногонабора нравственных качеств, а именно:
— гуманности;
— трудолюбия;
— патриотизма;
— гражданственности;
— коллективизма.
Идеальная цельнравственного воспитания — воспитание счастливого человека.
1.1 Механизм и задачи нравственного воспитания дошкольников
Прочность, устойчивостьнравственных качеств зависят от того, как они сформировались, какой механизмбыл положен в основу педагогического воздействия.
Механизм нравственногостановления личности:
(Знания и представления)+ (Мотивы) + (Чувства и отношения) + (Навыки и привычки) + (Поступки иповедение) = Нравственное качество.
Для формирования любогонравственного качества важно, чтобы оно проходило осознанно. Поэтому нужны знания,на основе которых у ребенка будут складываться представленияо сущностинравственного качества, о его необходимости и о преимуществах овладения им. Уребенка должно появиться желание овладеть нравственным качеством, то естьважно, чтобы возникли мотивы для приобретения соответствующего нравственногокачества.
Появление мотива влечетза собой отношение к качеству, которое, в свою очередь, формирует социальныечувства. Чувства придают процессу формирования личностно значимую окраску ипотому влияют на прочность складывающегося качества.
Но знания и чувствапорождают потребность в их практической реализации — в поступках, поведении.Поступки и поведение берут на себя функцию обратной связи, позволяющейпроверить и подтвердить прочность формируемого качества.
Данный механизм имеетобъективный характер. Он проявляется всегда, при формировании любого(нравственного или безнравственного) качества личности.
Главнаяособенностьмеханизма нравственного воспитания заключается в отсутствии принципавзаимозаменяемости. Это значит, что каждый компонент механизма важен и неможет быть ни исключен, ни заменен другим[3].
При этом действиемеханизма носит гибкий характер: последовательность компонентов можетменяться в зависимости от особенности качества (его сложности и т. п.) и отвозраста объекта воспитания.
Надо начинать не ссообщения знаний, а с формирования эмоциональной базы, практики поведения. Этопослужит благоприятной основой для последующего усвоения знаний.
Задачи нравственноговоспитания делятся на две группы:
1) в первую группу входятзадачи механизма нравственного воспитания;
2) вторая группа задачнравственного воспитания отражает потребности общества в людях, обладающихконкретными, сегодня востребуемыми качествами.
Задачи механизманравственного воспитания:
— формированиепредставления о сущности нравственного качества, о его необходимости ипреимуществах овладения им;
— воспитание нравственныхчувств, привычек, норм;
— овладение практикойповедения.
Каждый компонент имеетсвои особенности формирования, но необходимо помнить, что это единый механизм ипотому при формировании одного компонента обязательно предполагается влияние надругие компоненты. Данная группа задач носит постоянный, неизменный характер.
Задачи формированияморальных ценностей:
— воспитание гуманных чувств иотношений;
— формирование основпатриотизма и межнациональной терпимости;
— воспитание трудолюбия,желания и умения трудиться;
— воспитаниеколлективизма.
Воспитание носитисторический характер и его содержание меняется в зависимости от рядаобстоятельств и условий: запросов общества, экономических факторов, уровняразвития науки, возможностей возраста воспитуемых. Следовательно, на каждомэтапе своего развития общество решает разные задачи воспитания подрастающегопоколения, то есть у него разные нравственные идеалы человека.
На содержание этой группызадач нравственного воспитания оказывают влияние и исторический этап, иособенности объекта воспитания, и конкретные условия жизни. Задачи формированияморальных ценностей имеют подвижный характер.
Перестройка мотивационнойсферы связана с усвоением ребенкомморально-этических норм.Начинается оно с формирования диффузных оценок, на основании которыхдети разделяют все поступки на «хорошие» или «плохие». Первоначально непосредственноеэмоциональное отношение к человеку нераздельно слито в сознании ребенка снравственной оценкой его поведения, поэтому младшие дошкольники не умеютаргументировать свою плохую или хорошую оценку поступка литературного героя, другогочеловека. Старшие дошкольники связывают свою аргументацию с общественнымзначением поступка.
Возможность перехода отнемотивированной оценки к мотивированной связана с развитием у детейвнутреннего мысленного сопереживания с действиями другого. Возникновение вдошкольном возрасте внутреннего действия в воображаемых условияхпозволяет ребенку активно пережить событие и поступки, в которых он сам неучаствовал, и через это осмыслить мотивы поступков и дифференцировать своеэмоциональное отношение и моральную оценку.
В дошкольном возрасте подвлиянием оценок взрослых у детей обнаруживаются и зачатки чувства долга.Первичное чувство удовлетворения от похвалы взрослого обогащается новымсодержанием. Вместе с этим начинают формироваться первые моральные потребности.Удовлетворяя притязания на признание со стороны взрослых и других детей,желая заслужить общественное одобрение, ребенок старается вести себясоответственно социальным нормам и требованиям. Сначала ребенок делает это поднепосредственным контролем взрослого, потом весь процесс интериоризируется,и ребенок действует под воздействием собственного приказа.
В ситуациях, гдеэкспериментально создано несовпадение моральных норм и импульсивных желанийребенка, обнаруживается 3 типа поведения и соответственно 3 способа разрешениятаких ситуаций[4]:
1-й тип —«дисциплинированный»(выполнить правило, чего бы это ни стоило) встречается с 3 — 4 лет. Напротяжении всего дошкольного возраста идет изменение мотивации нравственногоповедения: сначала ребенок старается избегать наказания или порицания, нопостепенно происходит осознание необходимости выполнения правил поведения.
2-й тип —«недисциплинированный неправдивый тип поведения» (нарушить правило,удовлетворив свое желание, но утаить нарушение от взрослого) характеризуетсяпреобладанием импульсивного поведения при знании моральной нормы и последствийее нарушения. Этот тип поведения порождает ложь.
3-й тип —«недисциплинированный правдивый тип» (нарушить правило, следуя своим желаниям, и не скрыватьэтого): младшие дошкольники проявляют его в силу недостаточности произвольногоконтроля, поэтому они и не переживают «свой позор»; а старшие дети бываютсмущены и стыдятся совершенного даже наедине с собой.
В дошкольном возрастеформируется и чувство ответственности за совершаемые поступки, поэтому вэтом возрасте впервые появляются «ябеды».
В экспериментах Е.В.Субботского детям предлагалось в отсутствие психолога за награду переложитьшарики из банки в тарелку с помощью неудобной лопатки, загнутой под прямымуглом. Обнаружилось, что младшие дошкольники в большинстве случаев действовалипо 3-му типу, старшие — по 1-му, а вот 5-летки чаще других врали. Из них вследующей серии эксперимента были отобраны «контролеры», которые в отсутствиеэкспериментатора должны были смотреть, как справляются с заданием другие дети.Оказалось, что даже дружеские чувства и обещания поделиться наградой не всегдазаставляют ребенка лгать. В большинстве случаев ребенок стоит «за правду» и счувством ответственности выполняет свои функции «контролера»[5].
В рамках потребности впризнании, формировании эмпатии, ориентации ребенка на групповую оценку формируютсяосновы альтруизма — стремления ребенка к бескорыстным добрым поступкам.
Большинство дошкольниковот 4 до 7 лет уже знают, что бескорыстно жертвовать своим достоянием радиобщего блага — хорошо, а быть эгоистом — плохо. В экспериментах Е.В. Субботскоговыявилось, что есть разница между детским альтруизмом на словах и на деле.Сначала детям рассказывали историю о некоем Вове, которому поручили за награду(марку) вырезать флажок для праздника. С наградой можно было поступить так:либо взять себе, либо оставить на «выставку». Вова взял марку себе. Детейспрашивали, а как бы они поступили в аналогичном случае. Многие дети осудилиВову и сказали, что они-то обязательно оставили бы марку на выставку.
В реальном жеэксперименте большинство детей брали награду себе: одни — открыто, другиепрятали в карманы, варежки, башмаки. И только некоторые старшие дошкольникиоставили марку в коробке, уходя с видимым чувством гордости, радости.
Но в то же время в техслучаях, когда ребенок виноват перед другими или видит страдания другого, он впорыве сострадания может отдать ему лучшую игрушку, помочь, сделать что-то задругого.
И чем старше дошкольник,тем сильнее в нем стремление сделать добро «просто так».1.2 Содержаниенравственного воспитания
Содержание нравственноговоспитания дошкольников включает следующие смысловые блоки:
— воспитание гуманностикак качества личности;
— воспитаниеколлективизма;
— формирование началгражданственности и патриотизма;
— формирование отношенияк труду и трудолюбия.
Воспитание гуманности представляет собой формированиетакого нравственного качества, которое подразумевает сочувствие, сопереживание,отзывчивость, эмпатию.
Стержнем и показателемнравственной воспитанности человека является характер его отношения к людям,природе, к самому себе. Исследования показывают, что подобное отношение можетскладываться у детей уже в дошкольном возрасте. В основе этого процесса лежитумение понимать другого, переносить переживания другого на себя.
Формирование гуманногоотношения к людям и природе начинается с раннего детства. При систематическойработе, направленной на воспитание гуманного отношения дошкольников кокружающим людям и природе, у детей формируется гуманизм как нравственноекачество. Иначе говоря, гуманизм входит в структуру личности как качественнаяее характеристика.
Следует подчеркнуть, чтовоспитание гуманных чувств и отношений — процесс сложный и противоречивый.Умения сочувствовать, сопереживать, сорадоваться, не завидовать, делать доброискренне и охотно — в дошкольном возрасте лишь закладываются.
Воспитаниеколлективизма какнравственного качества дошкольника основано на формировании положительных,доброжелательных, коллективных взаимоотношений.
Главная и единственнаяфункция детского коллектива — воспитывающая: дети включаются в деятельность,которая по своим целям, содержанию и формам организации направлена наформирование личности каждого из них.
Для воспитанияколлективных взаимоотношений появление такого феномена, как дружба, имеетсмыслообразуюшее значение. Дружба как наиболее близкая связь между детьмиускоряет процесс действенного осознания социальных взаимоотношений. Взаимопомощьи отзывчивость являются значимыми характеристиками коллективныхвзаимоотношений.
В группах детейдошкольного возраста существует коллективное мнение. Оно не только проявляетсяв виде одинаковых представлений о нормах взаимоотношений, но и может активноиспользоваться как личностно значимый фактор воздействия на каждого членаколлектива и как основа коллективных взаимоотношений.
Детские взаимоотношениярегулируются нравственными правилами и нормами. Знание правил поведения ивзаимоотношений облегчает ребенку процесс вхождения в мир себе подобных, в мирлюдей.
Воспитание началпатриотизма и гражданственности- одна из важнейших составляющих нравственного воспитаниядошкольников.
Чувство любви к Родинесродни чувству любви к родному дому. Роднит эти чувства единая основа — привязанность и чувство защищенности. Значит, если мы будем воспитывать у детейчувство привязанности, как таковое, и чувство привязанности к родному дому, топри соответствующей педагогической работе со временем оно дополнится чувствомлюбви и привязанности к своей стране.
Чувство патриотизмамногогранно по своей структуре и содержанию. В него входят ответственность,желание и умение трудиться на благо Отечества, беречь и умножать богатстваРодины, гамма эстетических чувств и др.
2.Средства и методы нравственного воспитания дошкольников2.1 Средстванравственного воспитания дошкольников
Нравственное воспитаниеопределяется с помощью определенных средств, среди которых необходимо указать:художественные средства; природу; собственную деятельность детей; общение;окружающую обстановку.
1. Группахудожественных средств: художественная литература, изобразительное искусство, музыка, кино и др.Эта группа средств очень важна в решении задач нравственного воспитания,поскольку способствует эмоциональной окраске познаваемых моральных явлений. Художественныесредства наиболее эффективны при формировании у детей моральных представлений ивоспитании чувств.
2. Средствомнравственного воспитания дошкольников являетсяприрода.Онаспособна вызывать у детей гуманные чувства, желание заботиться о тех, ктослабее, кто нуждается в помощи, защищать их, способствует формированию уребенка уверенности в себе. Воздействие природы на нравственную сферу личностидетей многогранно и при соответствующей педагогической организации становитсязначимым средством воспитания чувств и поведения ребенка.
3 Средством нравственноговоспитания дошкольников являетсясобственная деятельность детей:игра, труд, учение, художественная деятельность. Каждый вид деятельности имеетсвою специфику, выполняя функцию средства воспитания. Но данное средство — деятельностькак таковая — необходимо, прежде всего, при воспитании практики нравственногоповедения.
Особое место в этойгруппе средств отводится общению. Оно, как средство нравственноговоспитания, лучше всего выполняет задачи корректировки представлений о морали ивоспитании чувств и отношений[6].
4 Средством нравственноговоспитания может быть вся таатмосфера, в которой живет ребенок,атмосфера может быть пропитана доброжелательностью, любовью, гуманностью или,напротив, жестокостью, безнравственностью.
Окружающая ребенкаобстановка становится средством воспитания чувств, представлений, поведения, тоесть она активизирует весь механизм нравственною воспитания и влияет наформирование определенных нравственных качеств.
Выбор средств воспитания зависит от ведущей задачи, возраставоспитанников, уровня их общего и интеллектуального развития, этапа развитиянравственных качеств (только начинаем формировать нравственное качество, илизакрепляем, или уже перевоспитываем).
2.2 Методынравственного воспитания дошкольников
Методы воспитания — это пути, способы достижениязаданной цели воспитания.
В педагогике существуетнесколько подходов к классификации методов воспитания (Ю.К. Бабанский, Б.Т.Лихачев, И.П. Подласый — в общей и школьной педагогике; В.Г. Нечаева, В.И.Логинова — в дошкольной педагогике)[7].
Для классификации методовисследователи определяют какое-то одно основание, например, активизациюмеханизма нравственного воспитания.
Предлагаемаяклассификация объединяет все методы в три группы:
— методы формированиянравственного поведения: упражнения, поручение, требование, воспитывающиеситуации;
— методы формирования нравственногосознания: объяснение, увещевание, внушение, просьба, этическая беседа, пример;
— методы стимулирования:поощрение, соревнование, одобрение, награждение, субъективно-прагматический.
Принципы отбора методов нравственного воспитания:
— соответствие методацели и задачам воспитания;
- гуманный характер метода;
- реальность метода;
— подготовленностьусловий и средств для использования метода;
- избирательность отбора метода;
— тактичность примененияметода;
— планирование возможногорезультата воздействия метода;
— терпение и терпимостьпедагога при использовании метода;
— преобладающаяпрактическая направленность метода в нравственном воспитании дошкольников.
Методы нравственноговоспитания дошкольников применяются не изолированно, ав комплексе, вовзаимосвязи. Основаниями для подбора методов, которые можно и целесообразноиспользовать в комплексе, служат ведущая воспитательная задача и возраст детей.(Например: объяснение + упражнения + поощрение и т. п.).
Глава3. Экспериментальная часть3.1 Методыисследования
В проведении экспериментанами были использованы две методики. Приведем их описания.
1. Методика «Закончиисторию»
Методика предназначенадля изучения осознания детьми нравственнных норм. Исследование проводятиндивидуально.
Инструкция. Я буду тебе рассказывать истории, аты их закончи.
Примеры ситуаций
История I. Дети строили город. Оля стояла исмотрела, как играют другие. К ребятам подошла воспитательница и сказала: «Мысейчас будем ужинать. Пора складывать кубики в коробки. Попросите Олю помочьвам». Тогда Оля ответила...
Что ответила Оля? Почему?Как она поступила? Почему?
История 2. Кате на день рождения мама подарилакрасивую куклу. Катя стала с ней играть. Тут подошла к ней ее младшая сестраВера и сказала: «Я тоже хочу поиграть с этой куклой». Тогда Катя ответила…
Что ответила Катя?Почему? Как поступила Катя? Почему?
История 3. Люба и Саша рисовали. Люба рисовалакрасным карандашом, а Саша зеленым. Вдруг Любин карандаш сломался. «Саша, —сказала Люба, — можно мне дорисовать картинку твоим карандашом?» Саша ответил…
Что ответил Саша? Почему?Как поступил Саша? Почему?
История 4. Петя и Вова играли вместе и сломалидорогую красивую игрушку. Пришел папа и спросил: «Кто сломал игрушку?» ТогдаПетя ответил…
Что ответил Петя? Почему?Как поступил Петя? Почему?
Все ответы ребенка, повозможности дословно, фиксируются в протоколе.
Обработка результатов
0 баллов — ребенок не можетоценить поступки детей.
1 балл — ребенокоценивает поведение детей как положительное или отрицательное (правильное илинеправильное, хорошее или плохое), но оценку не мотивирует и нравственную нормуне формулирует.
2 балла — ребенокназывает нравственную норму, правильно оценивает поведение детей, но немотивирует свою оценку.
3 балла — ребенокназывает нравственную норму, правильно оценивает поведение детей и мотивируетсвою оценку.
Методика «Сюжетныекартинки»
Методика «Сюжетныекартинки» предназначена для изучения эмоционального отношения к нравственнымнормам.
Ребенку предъявляюткартинки с изображением положительных и отрицательных поступков сверстников (См.Приложение).
Инструкция. Разложи картинки так, чтобы с однойстороны лежали те, на которых нарисованы хорошие поступки, а с другой — плохие.Раскладывай и объясняй, куда ты положишь каждую картинку и почему.
Исследование проводитсяиндивидуально. В протоколе фиксируются эмоциональные реакции ребенка, а также егообъяснения. Ребенок должен дать моральную оценку изображенным на картинкепоступкам, что позволит выявить отношение детей к нравственным нормам. Особоевнимание уделяется оценке адекватности эмоциональных реакций ребенка наморальные нормы: положительная эмоциональная реакция (улыбка, одобрение и т.п.) на нравственный поступок и отрицательная эмоциональная реакция (осуждение,негодование и т. п.) — на безнравственный.
Обработка результатов
0 баллов — ребенокнеправильно раскладывает картинки (в одной стопке оказываются картинки сизображением как положительных, так и отрицательных поступков), эмоциональныереакции неадекватны или отсутствуют.
1 балл — ребенокправильно раскладывает картинки, но не может обосновать свои действия;эмоциональные реакции неадекватны.
2 балла — правильнораскладывая картинки, ребенок обосновывает свои действия; эмоциональные реакцииадекватны, но выражены слабо.
3 балла — ребенокобосновывает свой выбор (возможно, называет моральную норму); эмоциональныереакции адекватны, ярки, проявляются к мимике, активной жестикуляции и т. д./>3.2 Результаты исследования и их анализ
Нами была проведенадиагностика нравственной сферы у 15 дошкольников детского сада № 17 г.Колпашево. Результаты диагностики представлены в таблицах 1, 2.
Таблица 1
Оценка осознаниядетьми нравственных норм
№ п/п
Испытуемый
Называет нравственную норму
Оценка поведения детей
Мотивировка оценки
Количество баллов 1 Олег Н. + + + 3 2 Рома Л. + + - 2 3 Витя Г. + + + 3 4 Аня Е. - + - 1 5 Вера Щ. + + + 3 6 Максим Т. + + + 3 7 Оля Т. + + - 2 8 Сережа К. - - - 9 Леня М. + + - 2 10 Илья К. + + + 3 11 Антон В. + + + 3 12 Ксюша А. + + - 2 13 Наташа Ц. + + - 2 14 Эля П. + + + 3 15 Игорь П. + + + 3
/>
Из диаграммы мы видим,что почти половина испытуемых (53 %) показала высокое осознание нравственныхнорм, большая часть испытуемых (33 %) показала среднее осознание нравственныхнорм и лишь маленький процент испытуемых (7 %) показали низкий и очень низкийуровень осознания нравственных норм. Таким образом, мы можем сказать, что впроверенной нами группе у детей хороший уровень осознания нравственных норм.
Таблица 2
Оценка эмоциональногоотношения к нравственным нормам у дошкольников
№ п/п
Испытуемый
Раскладывание картинок
Обоснование своих действий
Эмоциональные реакции
Количество баллов 1 Олег Н. + + +/- 2 2 Рома Л. + + + 3 3 Витя Г. + + + 3 4 Аня Е. + + +/- 2 5 Вера Щ. + + +/- 2 6 Максим Т. + + + 3 7 Оля Т. + + + 3 8 Сережа К. + - - 1 9 Леня М. + + - 2 10 Илья К. + + +/- 2 11 Антон В. + + + 3 12 Ксюша А. + - - 1 13 Наташа Ц. + + + 3 14 Эля П. + + + 3 15 Игорь П. - - -
/>
Из диаграммы видно, чтобольшинство протестированных детей (47 %) имеют высокое эмоциональное отношениек нравственным нормам, средняя часть детей (33 %) имеют среднее эмоциональноеотношение к нравственным нормам. Низкое эмоциональное отношение к нравственнымнормам показало всего лишь 13 % детей и очень низкое – 7 % испытуемых детей.
Таким образом, мы видим,что у испытуемых детей хорошие показатели эмоционального отношения кнравственным нормам.
Проводя наблюдения заобщением дошкольников в учебной и свободной деятельности, мы пришли к выводу,что проведение специальной работы с детьми по нравственному воспитаниюспособствует повышению общего нравственного воспитания у детей.
В дальнейшем мы планируемпровести тест «Социометрия» для выявления взаимоотношения в группе.
Заключение
Таким образом, рассмотреввопрос нравственного воспитания дошкольников, мы можем сделать следующиевыводы.
Личностно ориентированноевоспитание основывается на известных принципах гуманистической педагогики:
— самоценность личности;
— уважение личностиребенка;
— природосообразностьвоспитания;
— добро и ласка какосновное средство воспитания.
Иными словами, личностноориентированное воспитание — это организация воспитательного процесса наоснове:
— глубокого уваженияличности ребенка;
— учета особенностей егоиндивидуального развития;
— отношения к нему каксознательному, полноправному и ответственному участнику воспитательногопроцесса.
Для выяснения влияниянравственного воспитания на ребенка нами была проведена диагностика нравственнойсферы детей детского сада № 17 г. Колпашево после определенных занятий с нимипо развитию нравственности.
В результате мы увидели,что после проведенных занятий по нравственному воспитанию почти половинаиспытуемых показала высокое осознание нравственных норм и лишь маленькийпроцент испытуемых (7 %) показали низкий и очень низкий уровень осознаниянравственных норм. Хотя до проведения специальных занятий по нравственномувоспитанию детей у них эти показатели были совсем другими: около 30 % детейпоказывало низкий и очень низкий уровень осознания нравственных норм.
Также нами былообследована оценка эмоционального отношения к нравственным нормам удошкольников. В результате диагностики мы увидели, что после занятий понравственному воспитанию большинство протестированных детей (47 %) имеютвысокое эмоциональное отношение к нравственным нормам, средняя часть детей (33%) имеют среднее эмоциональное отношение к нравственным нормам. Низкоеэмоциональное отношение к нравственным нормам показало всего лишь 13 % детей иочень низкое – 7 % испытуемых детей.
Таким образом, мы видим,что у испытуемых детей после специальных занятий по нравственному воспитанию хорошиепоказатели эмоционального отношения к нравственным нормам. Хотя до специальныхзанятий по нравственному развитию у данной группы детей показатели были намногониже, чем после занятий. Так, около 30 % детей имело низкое и очень низкоеэмоциональное отношение к нравственным нормам.
Таким образом, мы видим,что в каждом детском саду должны проводиться специальные занятия илимероприятия направленные на развитие нравственных норм у детей. Заложенные вдетстве эти нормы сохраняются у них на всю оставшуюся жизнь. Воспитаниенравственной личности необходимо начинать не со школьной скамьи, когда у детеймногие понятия и нормы являются уже сформированными и с трудом поддаютсяизменению, а с детского сада, когда детская психика наиболее восприимчива к развитиюразного рода.
Списокиспользованной литературы
1. Аверин В.А.Психология детей и подростков. – СПб., 1994.
2. Агапова И.,Давыдова М. Патриотическое воспитание в школе. – М., 2002.
3. Божович Л.И. Личность и ее формирование в детскомвозрасте. — М., 1968.
4. Валлон А. Психическое развитие ребенка. — М.,1968.
5. Венгер Л.А. Восприятие и обучение. (Дошкольныйвозраст). — М., 1969.
6. Внешняя среда ипсихическое развитие ребенка / Под ред. Р.В. Тонковой-Ямпольской, Е.Шмидт-Кольмер, Э. Хабинаковой. – М., 1984.
7. Возрастная и педагогическая психология / Подред. А.В. Петровского. — М., 1973.
8. Выготский Л.С. Избранные психологическиеисследования. — М., 1956.
9. Выготский Л.С. Развитие высших психических функций.- М., 1960.
10. Гаврилова Т.П. Овоспитание нравственных чувств. – М., 1984.
11. Гальперин П.Я. Развитие исследований поформированию умственных действий // Психологическая наука в СССР. Т. 1. — М.,1959.
12. Гарбузов В.И. Отмладенчества до отрочества. – Л., 1991.
13. Деятельность и взаимоотношениядошкольников / Под ред. Т.А. Репиной. – М., 1987.
14. Дидактические игры и упражнения по сенсорномувоспитанию дошкольников / Под ред. Л.А. Венгера. — М., 1973.
15. Дольто Ф. Настороне ребенка. – СПб., 1997.
16. Запорожец А.В. Развитие произвольных движений. — М.,1960.
17. Зеньковский В.В.Психология детства. – Екатеринбург, 1995.
18. Изучение развитияи поведения детей / Под ред. Л.П. Липпситт, Ч.К. Спайкер. – М., 1966.
19. Котырло В.К. Развитие волевого поведения удошкольников. – Киев, 1971.
20. Леонтьев А.Н. Проблемы развития психики. — М.,1972.
21. Пиаже Ж. Психология интеллекта // Жан Пиаже.Избранные психологические труды. — М., 1979.
22. Поддьяков Н.Н. и др. Умственное воспитаниедошкольника. — М., 1972.
23. Общая психология/ Под ред. А. В.Петровского. — М., 1980.
24. Развитие общения у дошкольников / Под ред.А.В. Запорожца и М.И. Лисиной. — М., 1974.
25. Развитие познавательных и волевых процессов удошкольников / Под ред А.В. Запорожца и Я.3. Неверович. — М., 1965.
26. Сенсорное воспитание в детском саду / Под ред.Н.П. Сакулиной и Н.Н. Поддьякова. — М., 1989.
27. Тренинг развитияличности дошкольника: занятия, игры, упражнения. — СПб., 2001.
28. Усова А.П. Обучение в детском саду / Под ред.А.В. Запорожца. — М., 1990.
29. Эльконин Д.Б. Детская психология. (Развитиеребенка от рождения до семи лет). — М., 1980.