СОДЕРЖАНИЕ
стр.
Введение.…………………………………………………………………………………..2
1.1 Теоретические основыпроблемы заикания. ………………………………………...3
2.1 Недостатки и достоинстватрадиционных способов исправления заикания. ..…....7
2.2 Методика игровойдеятельности в устранении заикания. ..………………………...9
3. Конспект примерного занятия по данной методике. ……………………………….17
Заключение.……………………………………………………………………………....21
Приложения.……………………………………………………………………………...22
Список использованнойлитературы. …………………………………………...............26
Введение
В раннем детском возрасте, когда развитиеречи еще не завершено, любая вредность может послужить толчком длявозникновения речевых расстройств и, в частности, заикания.
Заикание – нарушение речи, которое нетолько широко распространено среди детей и взрослых, но оно отличаетсямногообразными причинами возникновения, сложным симптомокомплексом и в рядеслучаев невысокой эффективностью лечения.
Необходимо отметить, что современныйвзгляд на заикание, как в педагогике, так и в медицине, не ограничиваетсярассмотрением его как изолированного речевого расстройства. Многогранностьсущности заикания признают все авторы, ибо доказано, что заикание отражается намногих сторонах личности заикающегося.
Признавая необходимость комплексного воздействияна заикающегося ребенка необходимо подчеркнуть важность дифференцированногопохода в развитии, перевоспитании личности и речи заикающегося. Наиболееперспективным в этом отношении является использование ведущей деятельностидетей дошкольного возраста – игровой. Именно в игре наиболее активно происходитразвитие ребенка – его речи, мышления, произвольной памяти, самостоятельности,активности, моторики, формируется умение управлять своим поведением. В игредети осваивают социальный опыт человеческих отношений, она позволяет имсоздавать самостоятельные взаимодействующие коллективы.
Любая игра есть деятельность, при такомее понимании открываются широкие возможности применения игры в коррекционныхцелях при устранении заикания. Эта деятельность включает в себя разнообразныеигры и множество действий, операций, отвечающих условиям достижения игровойцели.
На основе именно такого подхода к ееиспользованию строится методика игровой деятельности, внутри и в связи с которой происходиткоррекция личностных отклонений заикающихся детей и воспитание их речи.
Данная курсовая работа раскрывает один изаспектов педагогического воздействия на детей в комплексном методе устранения заикания, разработанныйГалиной Анатольевной Волковой — методикаигровой деятельности.
Основной задачей работы является освещение применения методики игровойдеятельности в комплексном методе преодоления заикания.
В работе использованы литературныеисточники, материалы, любезно предоставленные для работы логопедом ГОУ«Начальная школа – детский сад» войсковой части № 03080 Министерства ОбороныРоссийской Федерации города Приозёрска Сауле Жалымбаевной Бабековой, результатысобственных наблюдений проведенных в данном учреждении.
1.1 Теоретическиеосновы проблемы заикания.
Исторический аспект.
Заикание – нарушение темпо-ритмическойорганизации речи, обусловленное судорожным состоянием мышц речевого аппарата.Синонимы: balbuties, disphemie, spasmophemie, lalonewros.
Проблему заикания можно считать одной изсамых древних в истории развития учения о расстройствах речи. Различноепонимание его сущности обусловлено уровнем развития науки и позиций, с которыхавторы подходили и подходят к изучению этого речевого расстройства.
Труды по вопросам заикания встречаются уже в далеком прошлом. В древниевремена в заикании преимущественно усматривалась болезнь (Гиппократ,Аристотель).
На рубеже 17 — 18 вв. заикание пыталисьобъяснить как следствие несовершенства периферического аппарата речи(Санторини, Вутцер, Эрве-де-Шегуан). Другие исследователи (Арнот, Шультесс,Беккерель, Итар, Ли, Диффенбах) связывали возникновение заикания с нарушениямив функционировании речевых органов. Часть исследователей связывала заикание снарушениями в протекании психических процессов (Блюме, Меркель).
В начале 19 столетия ряд французских исследователей, рассматривая заикание,объясняли его различными отклонениями в деятельности периферического и центрального отделов речевого аппарата (врачи Вуазен, Дело, Коломба де л’Изер).
В России большинство исследователейрассматривали заикание как функциональное расстройство в сфере речи, судорожныйневроз (И. А. Сикорский, И. К. Хмелевский, Э. Андерс и другие). Или определялиего как страдание чисто психическое, выражающееся судорожными движениями ваппарате речи (Хр. Лагузен, Г.Д. Неткачев), как психоз (Гр. Каменка).
К началу 20 столетия все многообразиепонимания механизмов заикания можно свести к трем теоретическим направлениям:
1. Заикание как спастический невроз координации, происходящий отраздражительной слабости речевых центров. Это было четко сформулировано втрудах Г. Гутцмана, А. Кауссмауля, а затем в работах И. А. Сикорского.Сторонники этой теории вначале подчеркивали врожденную раздражительную слабостьаппарата, управляющего слоговой координацией. В дальнейшем они объяснялизаикание в свете невротизма; заикание – это судорогоподобные спазмы.
2. Заикание как ассоциативное нарушение психологического характера. Этонаправление выдвинуто Т. Непфнером и Э. Фрешельсом. Сторонниками были А.Либман, Г. Д. Неткачев, Ю. А. Флоренская. Психологический подход к пониманиюмеханизмов заикания получил свое дальнейшее развитие.
3. Заикание как подсознательное проявление, развивающееся на почвепсихических травм, различных конфликтов с окружающей средой. Сторонниками этойтеории были А. Адлер, Шнейдер.
К 30-м годам и в последующие 50-60-е годы20 века механизм заикания стали рассматривать, опираясь на учение И. П. Павловао высшей нервной деятельности человека и, в частности, о механизме невроза. Приэтом одни исследователи
рассматривали заикание каксимптом невроза (Ю. А. Флоренская, Ю. А. Поворинский и другие), другие — какособую его форму (В. А. Гиляровский, М. Е. Хватцев, И. П. Тяпугин, М. С.Лебединский, С. С. Ляпидевский, А. И. Поварнин, Н. И. Жинкин, В. С. Кочергина идругие). Но в обоих случаях эти многообразные и сложные механизмы развитиязаикания идентичны механизмам развития неврозов вообще. Заикание, как прочиеневрозы, возникает вследствие различных причин, вызывающих перенапряжениепроцессов возбуждения и торможения и образование патологического условногорефлекса.
Заикание это не симптом и не синдром, азаболевание центральной нервной системы в целом (В. С. Кочергина).
Этиология заикания.
Заикание – это следствие многих причин.Многие исследователи отмечают, что заикание у детей в большинстве случаеввозникает в возрасте от 2 до 5 лет и совпадает с периодом активного развитияфразовой речи. Этот период характеризуется недостаточной устойчивостью изначительной ранимостью фило- и онтогенетически наиболее поздно развивающейсяречевой функции. Возникший недостаток речи при неблагоприятном течении фиксируется по механизму условнорефлекторной связи. Усиливаясь с годами, он особенно начинает проявляться вэмоционально значимых ситуациях в ответ на отрицательные, вошедшие впатологическую рефлекторную цепочку, условные сигналы.
Очевидно, что указанныйпатофизиологический механизм, объясняя многое в возникновении и развитиилогоневроза, все же лежит в основе не всех случаев заикания. O. Bloodsteinотмечает, что до сих пор единой научно обоснованной теории, с позиций которойможно было бы обобщить и систематизировать экспериментальные данные и различныегипотезы, высказанные многими авторами по поводу этиологии этого нарушенияречи.
В основном, придерживаясь традиционныхпредставлений о предрасполагающих и производящих причинах заикания (И. А. Сикорский, Н. П. Тяпугин и другие)этиологию возникновения заикания можно представить в следующих пунктах:
1)общая предрасположенность кзаиканию, обусловленная развитием ребенка:
· возрастные особенности деятельности мозга;
· ускоренное развитие речи;
· социальных условий в развитии речи.
2)индивидуальнаяпредрасположенность ребенка к заиканию:
· конституциональной предрасположенности;
· поражения головного мозга в раннем детском возрасте;
· аномальные черты характера;
· наследственные факторы;
· функциональные асимметрии мозга;
· соматическая ослабленность и инфекционные заболевания.
3) социальные факторы, способствующие возникновению заикания:
· влияние окружающей среды на ребенка;
· влияние хронических конфликтных переживаний;
· неправильного воспитания.
Пути к преодолению заикания.
Становлению современного комплексногоподхода к преодалению заикания предшествовал поиск различных приемов и средствпреодоления дефекта. Многочисленность и недостаточная эффективность методикпреодоления заикания объясняются сложностью его структурных проявлений инедостаточным уровнем знаний о его природе.
При изучении существовавших ранееприемов, средств и методов преодоления заикания целесообразно рассматривать ихв зависимости от характера рекомендуемых средств воздействия на заикающегося –медицинского или педагогического. В первом случае – это лечебные меры(терапевтические, хирургические, ортопедические, психотерапевтические), вовтором – меры педагогические (дидактические) и в третьем – различные сочетаниялечебного и педагогического воздействия на заикающихся.
Терапевтические средства для преодоления заикания применялись вразной степени и формах во все времена, начиная с древнейших (Гиппократ,Аристотель, Цельс, Гален, Авиценна, Меркуриалес, Кленке, Лихтенгери другие).Терапевтические средства не являлись исчерпывающими в лечении заикания, а лишьв той или иной степени дополняли его.
Хирургический методлечения заикания применялся с 1 века нашей эры досередины 19 века, пока не утвердилось мнение о его бесполезности иопасности использования (Антилл, Бонне,Лиффенбах, Дионис, Пети, Фабриций, Эгинский и другие). Он появился в результатепонимания заикания как следствие патологического строения органов артикуляцииили недостаточной иннервации мышц языка.
Психотерапевтические воздействия.С появлением взглядов на заикание как на невротическое расстройство некоторые авторы стали придавать первостепенное значение в его преодолении (Бертран, Либман, Лагузен, Меркель, Неткачев,Фрешельс, Шультес и другие). Сторонникипсихологического направления видели в заикании, прежде всего психическое страдание, поэтому при выборе средств воздействия на заикающегося учитывали влияние этихсредств на его психику.
Дидактические приемы.Последователи дидактическихприемов воспитания правильной речи у заикающихся рекомендовали системыразнообразных и постепенно усложняемых речевых упражнений, охватывающих какотдельные элементы речи, так и речь в целом (Андрес, Гимиллер, Гутцман,Денгардт, Итар, Коэн, Куассмауль, Ли).
Система лечебно–педагогических мер. Первыми попытками определить системулечебно – педагогического воздействия на заикающихся можно считать рекомендацииИ. А. Сикорского (1889) и его ученика И. К. Хмелевского (1897). И. А. Сикорскийв лечение заикания включал: а) гимнастику речи (система упражнений для дыхания,голоса, артикуляции, различных форм речи); б) психотерапевтическое лечение(создание соответствующих условий, окружающих больного, последовательноеусложнение речевых занятий, воздействие на настроение больного и пр.); в)фармацевтическое и динамическое лечение (медикаменты, физиотерапия,двигательные упражнения).
Опираясь на исследования отечественныхфизиологов – И. М. Сеченова, И. П. Павлова и их последователей, ученые испециалисты – практики преодолели
тенденциозностьразработанных ранее приемов устранения заикания, отобрали из них
все лучшее, рациональное иопределили современный комплексный подход к преодолению заикания. В. А.Гиляровский, Ю. А. Флоренская, Ф. А. Рау, Н. П. Тяпугин, М. Е. Хватцев, Н. А.Власова, М. И. Пайкин, В. С. Кочергина, М. С. Лебединский, С. С. Ляпидевский,В. И. Селиверстов и другие своими исследованиями и практической деятельностьюспособствовали развитию комплексного медико-педагогического подхода кпреодолению заикания.
Медикаментозное лечение заикающихсяставят целью нормализацию деятельности центральной и вегетативной нервнойсистемы, речедвигательного аппарата; устранение судорог, снятие психогенныхнаслоений, оздоровление организма в целом.
По наблюдениям В.С. Кочергиной, рольмедикаментозного лечения с возрастом заикающихся увеличивается. Это объясняетсяусложнением клиники заикания вследствие присоединения дополнительныхфункциональных наслоений, связанных с пубертатными сдвигами и повышением ролислова как фактора социального общения.
Психотерапия в комплексе лечения заикания занимаетсущественное место. Основная задача психотерапии – оздоровление психикизаикающегося – осуществляется через: 1) воспитание полноценной личности, 2)воспитание здоровой установки на свой недостаток и социальную среду, 3)воздействие на микросоциальную среду. Оздоравливающее воздействие назаикающегося оказывает косвенная и прямая психотерапия. Под косвенной психотерапией понимается обстановкаокружающая природа, коллектив, отношение обслуживающего персонала, режим, игр имногое другое. Прямая психотерапия – лечебное воздействие словом в видеразьяснения, убеждения, внушения и обучения. В современной психотерапииразличают два основных вида воздействия словом: 1) рациональную (по Дюбуа), илиразъяснительную (по В. М. Бехтереву), психотерапию; 2) суггестивную терапию, вкоторой выделяются внушение в бодрствоющем состоянии, во сне (гипноз) исамовнушение (аутогенная тренировка).
Для маленьких детей рациональнаяпсихотерапия выражается в использовании разнообразных игровых приемов,красочного дидактического материала, труда, музыки, ритмики и пр. эти формыпсихотерапии тесно смыкаются с психопрофилактикой и психогигиеной.
В связи с незрелостью психики инедостаточной концентрацией внимания у детей дошкольного возраста гипнотерапияи аутогенная тренировка с ними не применяются.
Многие логопеды, работая с заикающимисядетьми, используют игры и упражнения, которые помогают расслабить мышцы рук,предплечья, шеи, ног, лица.
2.1 Недостатки и достоинстватрадиционных способов исправления заикания.
К настоящему времени не существуетединого устойчивого определения ни самого термина «заикание», ни форм или классификаций его проявления.Заикание рассматривается как сложное комплексное заболевание, требующееразностороннего подхода в лечении. Однако такой разносторонности не наблюдаетсяв применяемых методах лечения.
Исторически сложилось так, чтопервоначально появилась дидактическая система (дидактика – часть педагогики,изучающая основы методов обучения). Это, по существу, гимнастика речи, комплексупражнений по артикуляции, дыханию, тренировке отдельных звуков, слов, фраз ит. п. Указанный подход к исправлению речи предполагал сделать это путемнаучения, построения речи заново, как без учета психологических особенностейкаждого отдельного заикающегося, так ибез восприятия самого заикания как болезни. Дидактические системы и вытекающиеиз них методы пытаются не лечить больного, а учить его говорить«правильно», т. е. в конечном счетенаучить не болеть. С таких позиций исправлением заикания должны заниматьсяисключительно педагоги, что и делалось во многих странах. В нашей странелечением заикания занимаются логопеды, обучающиеся на дефектологическихфакультетах педагогических институтов.
Вторая система, появившаяся несколькопозднее, как альтернатива малоэффективным педагогическим попыткам исправления заикания, может называтьсяпсихотерапевтической. В основе ее лежал метод прямого психического воздействияна больного, принятый для лечения целого ряда других психонервных заболеваний,в том числе неврозов.
Результаты обследованных логопедическихгрупп детских садов обычного типа, лечение заикания в которых проходит постандартной дидактической методике в течение одного года, показали, что полноеизлечение не было достигнуто ни в одном случае, значительное улучшениенаблюдалось в 20% случаев,незначительное – в 50%, без изменений – 30%. Количество рецидивов в сроки отодного месяца до года – до 50%.
Из приведенных выше данных видно, чтоэффективность излечения заикания. Особенно среди детей, к которым неприменяются психотерапевтические методы, остается низкой. Поэтому необходимо провести тщательный анализнедостатков и достоинств всех широко распространенных способов лечения, чтобы,объединив достоинства, попытаться создать новый метод, лишенный недостатковпрежних.
Что является главным недостаткомдидактических методик? Подход к заикающемуся ребенку как к ученику, а не как кбольному. С самого раннего возраста у таких детей налицо все невротические компоненты исходногопоражения: повышенная раздражительность, неуемная двигательная активность,расторможенность, не умение следить за своими действиями. Об этом хорошо знаеткаждый логопед и воспитатель логопедической группы. И на таком фоне имприходится учить детей не говорить быстро, тянуть звуки, произносить ихправильно и т. п., да еще в группах по 13 – 16 человек.
Что является положительной сторонойдидактических методов? Это использование ритмики для налаживания правильногофункционирования мышечного речевого аппарата. Давно известно, что, что в самыхтяжелых случаях заикание облегчается пением или слоговой речью. Ритмическойработе придают большое значение и современные логопеды.
Почему же логопедия уделяет такоевнимание ритму и слогу? Потому что на базе слога с помощью ритма формируетсяречь ребенка. Таким образом, можно предположить, что из дидактики необходимовзять ритм и слог как основу для восстановления нарушенного речевого комплекса.
Что является главной положительнойстороной психотерапевтических методик? По-видимому, терапевтическая помощьзаикающемуся человеку как обычному больному: укрепление его соматическогостатуса, исправление в возможной степени (коррекция) неправильнофункционирующих систем мозга с помощьюнепосредственно психотерапии и психофармакологии, помощь в преодолении страхаречи и многое другое.
Конечно, применение психотерапии неисключает работу больного над собой. В психотерапевтических методиках работеличности над собой придается большее значение, чем в логопедии.
А как быть с детьми, от которых требоватьпсихического самосовершенствования практически невозможно, не говоря уже о том,что многие и само применение психотерапевтических методик к детям ставят подвопрос? Существующие методы пока не дают ответа на все эти вопросы. Правда и впоследнее время стали появляться другие способы, основанные главным образом наприменении технических средств.
2.2 Методика игровой деятельности.
Признавая необходимость комплексноговоздействия на заикающегося ребенка, необходимо подчеркнуть важностьдифференцированного подхода в развитии, перевоспитании личности и речи заикающегося.Наиболее эффективным в этом отношении является использование ведущей деятельности детей дошкольного возраста – игровой.
Методика игровой деятельностииспользуется в зависимости от возраста детей, особенностей их поведения,степени проявления заикания, этапов коррекционной работы.
Данная методика направлена, в первуюочередь, на воспитание у дошкольников с заиканием правильных форм общественногоповедения и таких сторон личности, как подражательность, общительность,активность, необходимых для социальной реабилитации заикающихся. Методикаспособствует созданию единого подхода к детям, тесной связи междулогопедической и воспитательной работой, что обеспечивает условия длязакрепления инициативного поведения и правильной речи вне специальных занятий.В системе различных игр дети усваивают правила поведения в игровых и мнимых, ноотражающих реальные. Жизненные явления и отношения людей в ситуациях. Усвоенныеформы взаимоотношений способствуют перестройке поведения и речи заикающихсядетей и устранению дефекта.
Система преодоления заикания включает всебя пять этапов:
первый этап — пропедевтический;
второй этап – сопряженнаяречь;
третий этап – отраженнаяречь;
четвёртый этап –вопросно-ответная речь;
пятый этап – закреплениенавыков самостоятельной связной речи, активного поведения и свободного общениядетей.
Охарактеризуем каждый из них. Содержание занятий на разных этапахлогопедической работы.
Перед занятиями логопед проводит обследование:оно длится в течение месяца. Логопед вместе с воспитателем осуществляютцеленаправленное наблюдение за детьми в группе и на занятиях, выявляютструктуру речевого нарушения, поведение, личностные характеристики детей.
Основная задача этого периода – созданиедружного детского коллектива в логопедической группе. Формирование детскогоколлектива начинается с объяснения детям правил и требований поведения вречевой группе, обучения спокойным совместным играм, создания атмосферыдоброжелательности и внимания к каждому ребенку.
Заикающихся детей необходимо учитьвнимательно слушать взрослых и выполнять их требования.
В процессе создания коллектива такжевыявляет особенности поведения детей, их характера, тактично корригируяотклонения во время проведениясоответствующих игр, бесед, выполнения режимных моментов. Опыт работыпоказывает, что если не
создать спокойной обстановкив группе, не научить детей вместе играть. Правильно
общаться друг с другом. Непроводить коррекцию личностных и поведенческих отклонений. То переходнепосредственно к речевой работе будет невозможен.
Логопед и воспитатель, каждый на своемзанятии. Решают следующие коррекционные задачи: воспитание усидчивости,внимания, подражательности; обучение выполнению правил игр; воспитание плавности,длительности выдоха, мягкой голосоподачи, ощущение расслабления мышцконечностей, шеи, туловища, лица; обучение элементам логопедической ритмики;коррекция нарушений звукопроизношения, развитие лексико-грамматической стороныречи, фонематических процессов.
На занятиях используются дидактическиеигры, игры с пением, элементы игр-драматизиций, подвижных игр с правилами.Решая коррекционные задачи, логопед также выявляет особенности поведения детей,степень нарушения моторики, звукопроизношения и т. п.
Заканчивая этап обследования, логопедоформляет соответствующую документацию: тетрадь № 1 – речевая карта на каждогоребенка; тетрадь № 2 – для связи работы логопеда и воспитателей; тетрадь № 3 — рабочая тетрадь логопеда для ежедневных иеженедельных планов занятий; тетрадь № 4 – записи домашних заданий для каждогоребенка; тетрадь № 5 – дневник на каждого ребенка, где логопед отмечаетповедение детей в различных игровых и неигровых ситуациях; составляет планработы на год. Совместно с воспитателем оформляет родительский уголок, готовити проводит педагогический совет и родительские собрания.
На этапе обследования осуществляетсякомплексный подход к заикающемуся ребёнку, а именно: его обследует логопед;психолого-педагогические наблюдения ведут воспитатели, психолог и методистдетского учреждения; тщательно обследует заикающегося психоневролог, педиатротоларинголог, окулист и другие врачи.
После обследования проводитсяорганизационная родительское собрание, на котором даётся логопедическая ипсихолого-педогогическая характеристика детей, объясняются необходимостькомплексного лечебно-оздоровительного и педагогического воздействия на них,объясняется содержание и поэтапность методики игровой деятельности иподготовительные мероприятия для проведения режимов молчания и шёпотной речи вдетском саду и домашних условиях.
Определяются следующие задачи этапаограничения речи (режим молчания и шёпотная речь): воспитание у детей общейпроизвольной моторики и мышц лица путём использования расслабляющих упражнений,артикуляционной гимнастики, логопедической ритмики; отработка речевого дыхания– продолжительность, плавности выдоха; воспитание слухового внимания и слуховойпамяти, зрительного внимания и зрительнойпамяти, произвольного поведения путём развития личностных качеств: выдержки,сосредоточенности, внимания, подражательности – через обучение играм, правиламигр, элементам творческой игры; работа над фразой (обучение паузации);активизация и пополнение словаря по темам.
Первый этап.
Режим молчанияпроводится в течение 4 — 6дней. Логопед (а в группе – воспитатель)доступно объясняет детям необходимость молчания, находит условные безречевыесигналы, по которым дети выполняют требования взрослых, обеспечивает
достаточное количество разнообразныхбезречевых игр, продумывает проведениепрогулок с детьми в период молчания.
Занятия носят обучающий характер: логопедили воспитатель рассматривает с детьми картины, рассказывает сказки,прослушивает музыкальные детские произведения, т.е. учит детейслушать или выполнять указания логопеда, нопри этом молчать. Логопед, а в речевом саду – воспитатели и весь обслуживающийперсонал во время режима молчания говорят шёпотом.
Сложнее соблюдать режим молчания во времяигр, на прогулках и дома. Здесь необходимо придумать занятия для каждогоребёнка. Можно проводить дидактические игры без речи, игры с мозаикой,строительные игры.
В этот период логопед начинает коррекциюзвукопроизношения путем воспитания у детей звуковой культуры речи: развиваетслуховое внимание и слуховую память, зрительное внимание и зрительную память,пространственные ориентировки, воспитывает подражательность, тормозныеустановки, общую и речевую моторику.
Переход к шепотной речи (10 дней)происходит постепенно. Дети, окружающие взрослые в детском саду и дома говорятшепотом. Этот период ответственный и трудный в организационном отношении. Еслилогопед или воспитатель не владеет детским коллективом, не приучил детейслушать себя и выполнять требования, то проведение этого этапа не возможно.
Во время общения с детьми логопедиспользует различные музыкальные сигналы. Подача звуковых сигналов должна бытьнегромкой, например, под тихие удары бубна дети строятся, под звуки флейты –смотрят на логопеда и так далее. У детей воспитывается зрительная ориентировка,внимание, выдержка, усидчивость, своевременная реакция на сигнал, спокойноепроизвольное поведение. Досуг дети проводят в играх, но творческие игрыограничиваются, так как свободное общение в творческих играх может привести кгромкой речи. Игры проводятся, планируются и регламентируются только логопедом.
Шепотная речь (10 дней). Во времявоспитания шепотной речи продолжается закрепление полученных навыковправильного речевого дыхания и расслабления. Используется шепотное произношениесчиталок, потешек, звукоподражаний с глухими согласными. Проводятся игры нарасслабление. После отдыха дети переходят только к спокойным играм с разборнымиигрушками, мозаикой, строительным материалом, конструированию. Продолжается поразвитию и упорядочению общей и речевой моторики в подвижных играх с правиламии с сюжетом. Индивидуальные логопедические занятия направлены на дальнейшеесовершенствование навыков звуковой культуры речи на материале игр без голоса.
Второй этап.
Сопряженная речь (4 -5 недель). Присопряженном произношении дети усваивают просодические компоненты речи: темп,ритм, мелодику интонацию, выразительность, паузацию, логическое ударение,учатся сливать слоги, слова друг с другом так, чтобы фраза произносилась какодно слово, плавно, с выразительным интонированием.
В задачи этого этапа входят: воспитаниесопряженного произношения, речевого дыхания удлинение выдоха, мягкойголосоподачи, слитности гласных звуков в звукоподражаниях и словах, просодическойстороны речи, подражательности, активности, элементов творчества через обучениеправилам игр. Коррекция нарушений
моторики, нарушенийзвукопроизношения. Активизация и пополнение словаря по темам.
Для логопеда и воспитателя в этот периодважна правильная организация занятий и обучение родителей общению с детьми.
Занятия носят обучающий характер.Вводятся занятия – пятиминутки, которые проводятся фронтально со своей группой,либо с подгруппой детей перед завтраком (на развитие дыхания и голоса), вовремя занятий, двигательные или расслабляющие упражнения в игровой форме передили после полдника; игры на звукоподражания. Задания меняются со сменойречевого режима.
Указанная работа над речью проводится вовремя игровой деятельности детей, организуемой логопедом, воспитателями иродителями.
Третий этап.
Отраженная речь (4 -5 недель).
На этом этапе воспитательпроводит занятия не так, как в обычном массовом детском саду. Материалпрограммы усваивается детьми в процессе сопряжено-отраженной речи. Воспитательиспользует элементы вопросно-ответной речи с последующим односложным ответом,который повторяется детьми отраженно или сопряжено. На досуге используются всевиды игр, но творческие по-прежнему носят обучающий характер. Задачами этапаявляются: воспитание отраженной речи, работа над фразой и просодическимикомпонентами речи (дыханием, голосом, слитностью, темпом и ритмом речи),развитие моторики (умение расслаблять мышцы), продолжение обучению играм иправилам игр (обучение общению с партнером, умению следить за игрой других),воспитание произвольного поведения (выполнять требования требова