Содержание
Введение
Глава I. Теоретическоеисследование проблемы воспитания нравственно-патриотических чувств у детейдошкольного возраста через ознакомление с историей и культурой родного города
1.1 Исследование теории вопроса воспитаниянравственно-патриотических чувств у детей
1.2 Особенности взаимодействия педагогов с родителями детей вДОУ
1.3 Нравственно-патриотическое воспитание детей дошкольноговозраста через ознакомление с историей и культурой родного города привзаимодействии с родителями
Глава II. Воспитание нравственно-патриотических чувств удетей дошкольного возраста в ДОУ через ознакомление с историей и культуройродного города при взаимодействии с родителями
2.1 Методология и принципы построения работы
2.2 Воспитание нравственно-патриотических чувств у детейдошкольного возраста через ознакомление с историей и культурой родного городапри взаимодействии с родителями
Заключение
Список литературы
нравственноепатриотическое дошкольник моральный
Введение
В последние годы в системедошкольного образования произошли определенные перемены: обновляется содержаниеобразования и воспитания детей, появилось множество инновационных программ, итем очевиднее стал вакуум, возникший в результате того, что из поля зрения какбы сам собой выпал раздел «нравственное воспитание». Между тем актуальность проблем,связанных с нравственным воспитанием на современном этапе общества, приобретаетчрезвычайную значимость.
Важной частью нравственноговоспитания является приобщение ребенка к культуре своего народа, посколькураскрытие личности в ребенке полностью возможно только через включение его вкультуру собственного народа. Приобщение детей к отеческому наследиювоспитывает уважение, гордость за землю, на которой живешь. Для маленькогоребенка Родина начинается с родного дома, улицы, на которой живет он и его семья,в семье начинает «расти» будущий гражданин своей страны. Взаимодействие сродителями по данному вопросу способствует развитию эмоционального, бережногоотношения к традициям и культуре своего народа, а также сохранению вертикальныхсемейных связей [4].
Таким образом, нравственно-патриотическоевоспитание детей – одна из основных задач дошкольного образовательногоучреждения, важным условием которой является тесная взаимосвязь с родителями,семьей, как ячейкой общества и хранительницей национальных традиций.
Именно поэтому, цель нашегоисследования – определить особенности взаимодействия с родителями повоспитанию нравственно-патриотических чувств у детей дошкольного возраста черезознакомление с историей и культурой родного города.
Объектом исследования является воспитаниенравственно-патриотических чувств у детей дошкольного возраста.
Предмет исследования – особенности взаимодействия сродителями в процессе воспитания нравственно-патриотических чувств у детейчерез ознакомление с историей и культурой родного города.
В ходе исследования были поставлены задачи:
1. Изучитьтеоретические аспекты воспитания нравственно-патриотических чувств у детейдошкольного возраста через ознакомление с историей и культурой родного города.
2. Рассмотреть формывзаимодействия ДОУ с родителями, в том числе в процессе воспитаниянравственно-патриотических чувств у детей.
3. Разработатьпедагогический проект системы работы по воспитанию нравственно-патриотическихчувств у детей дошкольного возраста через ознакомление с историей и культуройродного города при взаимодействии с родителями.
Глава I. Теоретическое исследование проблемывоспитания нравственно-патриотических чувств у детей дошкольного возраста черезознакомление с историей и культурой родного города
1.1 Исследование теории вопросавоспитания нравственно-патриотических чувств у детей
В словаре слово «воспитание»определяется как «деятельность по передаче новым поколениямобщественно-исторического опыта; планомерное и целенаправленное воздействие насознание и поведение человека с целью формирования определенных установок,понятий, принципов, ценностных ориентации, обеспечивающих условия для егоразвития, подготовки к общественной жизни и труду» [15]. Таким образом,воспитание, само по себе подразумевает приобщение ребенка к общечеловеческимценностям, познавая которые ребенок формирует опыт нравственных отношений иобщения, которые характеризуются способностью к содействию и сотрудничеству вдеятельности, умением понять и принять позицию другого, потребностью гармонизироватьдеятельность и взаимоотношения с миром, привязанностью к культуре, к роднымместам – нравственное воспитание.
От эпохи к эпохе менялись воззрения,взгляды, идеи на проблемы нравственного воспитания, начиная с античности.
Нравственное воспитание детей, поАристотелю, основывается на упражнении в нравственных поступках – частомповторении желательных действий, в которых не должно быть крайностей, анаоборот, они должны быть продуманными и умеренными.
Наставления Я.А. Коменского в областинравственного воспитания имели религиозную основу. Он советовал воспитывать вдетях с раннего возраста стремление к деятельности, правдивость, мужество,опрятность, вежливость, почитание старших [17].
Формированию нравственных ценностей удетей придавал огромное значение в своей педагогике К.Д. Ушинский. Нравственноевоспитание, по его мнению, должно быть неразрывно связано с умственным итрудовым воспитанием детей [10].
Долгие годы педагогический процессбольше было направлен на социум (интересы общества, государства), превалированиеобщественного интереса над личным.
Советская дошкольная педагогикарекомендовала формировать у детей основы коллективизма, патриотизма,интернационализма. В наше время, ведущие исследователи проблем нравственноговоспитания конституирующими основами нравственного воспитания считают:формирование эмоционально-положительного отношения к людям разныхнациональностей, воспитание у детей любви к Родине, гуманных чувств и отношенийк людям, природе, окружающему миру, восприятие нравственно-волевых качеств,формирование основ культуры общения с близкими людьми, значимыми взрослыми,сверстниками, к самому себе, воспитание культуры поведения [6].
Вплотную занимались и занимаютсяпроблемами нравственности наши современники – педагоги, психологи, философы. Осмысливаяпроблемы нравственного воспитания детей дошкольного возраста современныеисследователи значительное место отводят разным аспектам нравственноговоспитания: формирование культуры поведения – С.В. Петерина; формированиегуманных отношений – Виноградова А.М., Воробева М.В., Буре Р.С., и др.;формирование любви к Родине – Козлова С.А., Беляева Л.И., Виноградова Н.Ф.,Жуковская Р.И., Суслова Э.К.; воспитание нравственно-волевых качеств –Суровцева А.Р., Демурова Е.Ю., Буре Р.С., Стародубова Н.А и др [17].
Проблеме формированияэмоционально-положительного отношения к людям разных национальностей,воспитанию у детей этими межнационального общения посвятили свои исследованияЕ.И Радина, Р.И. Жуковкая, М.И. Богомолова, Э.К. Суслова, В.Д. Бондарь, А.П.Усоваи др.
Единого подхода к определению«нравственное воспитание» не существует.
Нравственное воспитание –целенаправленное систематическое воздействие на сознание, чувства и поведениелюдей, формирующее у них моральные качества, убежденность в значимости нравственныхнорм (Р.С. Буре) [3].
Нравственное воспитание – целенаправленныйпроцесс приобщения детей к ценностям конкретного общества (С.А. Козлова) [7].
О важности приобщения ребенка ккультуре своего народа написано много, поскольку обращение к отеческомунаследию воспитывает уважение, гордость за землю, на которой живешь. Поэтомудетям необходимо знать и изучать культуру своих предков. Именно акцент назнание истории народа, его культуры поможет в дальнейшем с уважением иинтересом относиться к культурным традициям других народов.
Таким образом,нравственно-патриотическое воспитание детей является одной из основных задачдошкольного образовательного учреждения. Для формирования чувства патриотизмаочень важно давать детям начальные знания о Родине, базисные представления онашей стране, народе, обычаях, истории, культуре [13].
Следует подчеркнуть, что в настоящеевремя выходит достаточно много методической литературы по данному вопросу.Зачастую в ней освещаются лишь отдельные стороны нравственно-патриотическоговоспитания детей в конкретных видах деятельности и нет стройной системы,отражающей всю полноту данного вопроса. Видимо, это закономерно, посколькучувство патриотизма многогранно по содержанию. Это и любовь к родным местам, игордость за свой народ, и ощущение своей неразрывности с окружающим миром, ижелание сохранять и приумножить богатство своей страны.
Задачами нравственно-патриотическоговоспитания дошкольников являются:
— воспитание у ребенка любви ипривязанности к своей семье, дому, детскому саду, улице, городу;
— формирование бережного отношения кприроде и всему живому;
— воспитание уважения к труду;
— развитие интереса к русскимтрадициям и промыслам;
— формирование элементарных знаний оправах человека;
— расширение представлений о городахРоссии;
— знакомство детей с символамигосударства (герб, флаг, гимн);
— развитие чувства ответственности игордости за достижения страны;
— формирование толерантности, чувствауважения к другим народам, их традициям.
Данные задачи решаются во всех видахдетской деятельности: на занятиях, в играх, в труде, в быту — так каквоспитывают в ребенке не только патриотические чувства, но и формируют еговзаимоотношения со взрослыми и сверстниками.Методы Создание у детей практического общественного поведения Формирование у дошкольников нравственно-патриотических представлений, суждений, оценок
Метод приучения;
Упражнений;
Пример взрослых;
Показ действия;
Организация деятельности;
Труд; Игра.
Беседы;
Художественная литература;
Рассказывание, рассмотрение картин;
Диафильмы, радио, телепередачи.
/>/>
Метод убеждения;
Положительный пример взрослого;
Организация педагогических ситуаций, способствующих преобразованию положительного опыта поведения;
Оценка взрослых, их похвала. /> /> /> />
Нравственно-патриотическое воспитаниеребенка — сложный педагогический процесс. В основе его лежит развитиенравственных чувств.
Чувство Родины… Оно начинается уребенка с отношения к семье, к самым близким людям — к матери, отцу, бабушке,дедушке. Это корни, связывающие его с родным домом и ближайшим окружением.
Чувство Родины начинается свосхищения тем, что видит перед собой малыш, чему он изумляется и что вызываетотклик в его душе… И хотя многие впечатления еще не осознаны им глубоко, но,пропущенные через детское восприятие, они играют огромную роль в становленииличности патриота [7].
У каждого народа свои сказки, и всеони передают от поколения к поколению основные нравственные ценности: добро,дружбу, взаимопомощь, трудолюбие. «Это — первые и блестящие попытки русскойнародной педагогики, — писал К.Д. Ушинский, — и я не думаю, чтобы кто-нибудьбыл в состоянии состязаться в этом случае с педагогическим гением народа». Неслучайно К.Д. Ушинский подчеркивал, что «… воспитание, если оно не хочет бытьбессильным, должно быть народным». Он ввел в русскую педагогическую литературутермин «народная педагогика», видя в фольклорных произведениях национальнуюсамобытность народа, богатый материал для воспитания любви к Родине [13].
Таким образом, произведение устногонародного творчества не только формируют любовь к традициям своего народа, но испособствуют развитию личности в духе патриотизма.
Немалое значение для воспитания удетей интереса и любви к родному краю имеет ближайшее окружение. Постепенноребенок знакомится с детским садом, своей улицей, городом, а затем и состраной, ее столицей и символами.
Система и последовательность работыпо нравственно-патриотическому воспитанию детей может быть представленаследующим образом:
/>
Безусловно, настоящая схема не можетпередать всю полноту работы по данному вопросу. Все эти задачи присутствуют какбы внутри работы по нравственно-патриотическому воспитанию [13].
Задача педагога — отобрать из массывпечатлений, получаемых ребенком, наиболее доступные ему: природа и мирживотных дома (детского сада, родного края); труд людей, традиции, общественныесобытия и т.д. Причем эпизоды, к которым привлекается внимание детей, должныбыть яркими, образными, конкретными, вызывающими интерес. Поэтому, начинаяработу по воспитанию любви к родному краю, педагог обязан сам его хорошо знать.Он должен продумать, что целесообразнее показать и рассказать детям, особовыделив наиболее характерное для данной местности или данного края.
1.2 Особенности взаимодействияпедагогов с родителями детей в ДОУ
Издавна ведется спор, что важнее встановлении личности: семья или общественное воспитание (детский сад, школа,другие образовательные учреждения). Одни великие педагоги склонялись в пользусемьи, другие отдавали пальму первенства общественным учреждениям.
Так, Я.А. Коменский назвалматеринской школой ту последовательность и сумму знаний, которые получаетребенок из рук и уст матери. Уроки матери — без перемен в расписании, безвыходных и каникул. Чем много образнее и осмысленнее становится жизнь ребенка,тем шире круг материнских забот. Я.А. Коменскому вторит другой педагог-гуманистИ.Г. Песталоцци: семья — подлинный орган воспитания, она учит делом, а живоеслово только дополняет и, падая на распаханную жизнью почву, оно производитсовершенно иное впечатление [1].
В основе новой концепциивзаимодействия семьи и дошкольного учреждения лежит идея о том, что завоспитание детей несут ответственность родители, а все другие социальныеинституты призваны помочь, поддержать, направить, дополнить их воспитательнуюдеятельность. Уходит в прошлое официально осуществляемая в нашей странеполитика превращения воспитания из семейного в общественное.
Признание приоритета семейноговоспитания требует новых отношений семьи и дошкольного учреждения. Новизна этихотношений определяется понятиями «сотрудничество» и «взаимодействие» [16].
Сотрудничество — это общение «наравных», где никому не принадлежит привилегия указывать, контролировать,оценивать.
Взаимодействие представляет собойспособ организации совместной деятельности, которая осуществляется на основаниисоциальной перцепции и с помощью общения. В «Словаре русского языка» С. Ожеговазначение слова «взаимодействие» объясняется так:
1) взаимная связь двух явлений;
2) взаимная поддержка.
Главный момент в контексте «семья — дошкольное учреждение» − личное взаимодействие педагога и родителей поповоду трудностей и радостей, успехов и неудач, сомнений и размышлений впроцессе воспитания конкретного ребенка в данной семье. Неоценима помощь другдругу в понимании ребенка, в решении его индивидуальных проблем, в оптимизацииего развития [9].
Взаимодействие педагогов и родителейдетей дошкольного возраста осуществляется в основном через:
¨ приобщениеродителей к педагогическому процессу;
¨ расширении сферыучастия родителей в организации жизни образовательного учреждения;
¨ пребываниеродителей на занятиях в удобное для них время;
¨ создание условийдля творческой самореализации педагогов, родителей, детей;
¨ информационно-педагогическиематериалы, выставки детских работ, которые позволяют родителям ближепознакомиться родителям со спецификой учреждения, знакомят его с воспитывающейи развивающей средой;
¨ разнообразныепрограммы совместной деятельности детей и родителей;
¨ объединениеусилий педагога и родителя в совместной деятельности по воспитанию и развитиюребенка: эти взаимоотношения следует рассматривать как искусство диалогавзрослых с конкретным ребенком на основе знания психических особенностей еговозраста, учитывая интересы, способности и предшествующий опыт ребенка;
¨ проявлениепонимания, терпимости и такта в воспитании и обучении ребенка, стремлениеучитывать его интересы, не игнорируя чувства и эмоции;
¨ уважительныевзаимоотношения семьи и образовательного учреждения [14].
Далеко не все семьи в полной меререализуют весь комплекс возможностей воздействия на ребенка. Причины разные:одни семьи не хотят воспитывать ребенка, другие — не умеют это делать, третьи — не понимают, зачем это нужно. Во всех случаях необходима квалифицированнаяпомощь дошкольного учреждения [11].
В настоящее время актуальнымизадачами продолжают оставаться индивидуальная работа с семьей, дифференцированныйподход к семьям разного типа, забота о том, чтобы не упустить из поля зрения ивлияния специалистов не только трудные, но и не совсем благополучные в каких-токонкретных, но важных вопросах семьи.Формы работы с семьей Особенности, рекомендации Посещение семьи ребенка Много дает для ее изучения, установления контакта с ребенком, его родителями, выяснения условий воспитания, если не превращается в формальное мероприятие. Педагогу необходимо заранее согласовать с родителями удобное для них время посещения, а также определить цель своего визита. Прийти к ребенку домой — это прийти в гости. Значит, надо быть в хорошем настроении, приветливым, доброжелательным. Следует забыть о жалобах, замечаниях, не допускать критики в адрес родителей, их семейного хозяйства, уклада жизни, советы (единичные!) давать тактично, ненавязчиво. Поведение и настроение ребенка (радостный, раскованный, притихший, смущенный, приветливый) также помогут понять психологический климат семьи [11]. День открытых дверей
Дает возможность познакомить родителей с дошкольным учреждением, его традициями, правилами, особенностями воспитательно-образовательной работы, заинтересовать ею и привлечь к участию. Проводится как экскурсия по дошкольному учреждению с посещением группы, где воспитываются дети пришедших родителей. Можно показать фрагмент работы дошкольного учреждения (коллективный труд детей, сборы на прогулку и др.).
После экскурсии и просмотра заведующая иди методист беседуют с родителями, выясняют их впечатления, отвечают на возникшие вопросы. Беседы (индивидуальные, групповые) Необходимо четко определить цель: что необходимо выяснить, чем можем помочь. Содержание беседы лаконичное, значимое для родителей, преподносится таким образом, чтобы побудить собеседников к высказыванию. Педагог должен уметь не только говорить, но и слушать родителей, выражать свою заинтересованность, доброжелательность. Консультации Обычно составляется система консультаций, которые проводятся индивидуально или для подгруппы родителей. На групповые консультации можно приглашать родителей разных групп, имеющих одинаковые проблемы или, наоборот, успехи в воспитании (капризные дети; дети с ярко выраженными способностями к рисованию, музыке). Целями консультации являются усвоение родителями определенных знаний, умений; помощь им в разрешении проблемных вопросов. Формы проведения консультаций различны (квалифицированное сообщение специалиста с последующим обсуждением; обсуждение статьи, заранее прочитанной всеми приглашенными на консультацию; практическое занятие, например, на тему «Как учить с детьми стихотворение»). Семинары-практикумы Родители, особенно молодые, нуждаются в приобретении практических навыков воспитания детей. Их целесообразно приглашать на семинары-практикумы. Эта форма работы дает возможность рассказать о способах и приемах обучения и показать их: как читать книгу, рассматривать иллюстрации, беседовать о прочитанном, как готовить руку ребенка к письму, как упражнять артикуляционный аппарат и др. Родительские собрания
Родительские собрания проводятся групповые и общие (для родителей всего учреждения). Общие собрания организуются 2-3 раза в год. На них обсуждают задачи на новый учебный год, результаты образовательной работы, вопросы физического воспитания и проблемы летнего оздоровительного периода и др. На общее собрание можно пригласить врача, юриста, детского писателя. Предусматриваются выступления родителей.
Групповые собрания проводятся раз в 2-3 месяца. На обсуждение выносят 2-3 вопроса (один вопрос готовит воспитатель, по другим можно предложить выступить родителям или кому-то из специалистов). Ежегодно одно собрание целесообразно посвящать обсуждению семейного опыта воспитания детей. Выбирается тема, злободневная для данной группы, например, «Почему наши дети не любят трудиться?», «Как воспитать у детей интерес к книге», «Телевизор — друг или враг в воспитании детей?». Совместная экскурсия Проведение совместных с родителями экскурсий могут планироваться как на будние дни, так и на выходные. На экскурсиях, организованных детским садом не обязательно присутствие родителей всех детей, достаточно того, чтобы все события экскурсии были отражены в фото и/или видео репортаже, которые потом можно размножить для всех семей. Родительские конференции Основная цель конференции — обмен опытом семейного воспитания. Родители заранее готовят сообщение, педагог при необходимости оказывает помощь в выборе темы, оформлении выступления. На конференции может выступить специалист. Его выступление дается «для затравки», чтобы вызвать обсуждение, а если получится, то и дискуссию. Конференция может проходить в рамках одного дошкольного учреждения, но практикуются и конференции городского, районного масштабов. Важно определить актуальную тему конференции («Забота о здоровье детей», «Приобщение детей к национальной культуре», «Роль семьи в воспитании ребенка»). К конференции готовятся выставка детских работ, педагогической литературы, материалов, отражающих работу дошкольных учреждений, и т.п. Завершить конференцию можно совместным концертом детей, сотрудников дошкольного учреждения, членов семей. Нетрадиционные формы работы с семьей [16] Семейные клубы
В отличие от родительских собраний, в основе которых назидательно-поучительная форма общения, клуб строит отношения с семьей на принципах добровольности, личной заинтересованности. В таком клубе людей объединяет общая проблема и совместные поиски оптимальных форм помощи ребенку. Тематика встреч формулируется и запрашивается родителями. Семейные клубы — динамичные структуры. Они могут сливаться в один большой клуб или дробиться на более мелкие, — все зависит от тематики встречи и замысла устроителей.
Значительным подспорьем в работе клубов является библиотека специальной литературы по проблемам воспитания, обучения и развития детей. Педагоги следят за своевременным обменом, подбором необходимых книг, составляют аннотации новинок. «Родительская почта» и «Телефон доверия»
Любой член семьи имеет возможность в короткой записке высказать сомнения по поводу методов воспитания своего ребенка, обратиться за помощью к конкретному специалисту и т.п.
Телефон доверия помогает родителям анонимно выяснить какие-либо значимые для них проблемы, предупредить педагогов о замеченных необычных проявлениях детей.
Сотрудничество психолога,воспитателей и семьи помогает не только выявить проблему, ставшую причинойсложных взаимоотношений родителей с ребенком, но и показать возможности еерешения. При этом необходимо стремиться к установлению равноправных отношениймежду педагогом-психологом, воспитателем и родителями. Они характеризуются тем,что у родителей формируется установка на контакт, возникают доверительныеотношения к специалистам, которые, однако, не означают полного согласия,оставляя право на собственную точку зрения. Взаимоотношения протекают в духеравноправия партнеров. Родители не пассивно выслушивают рекомендацииспециалистов, а сами участвуют в составлении плана работы с ребенком дома [12].
Нетрадиционное взаимодействие семьи идошкольного образовательного учреждения на развитие личности детей дошкольноговозраста можно проследить в осуществлении педагогического принципа — единствовоспитательных воздействий. Взаимодействие семьи и дошкольного образовательногоучреждения на развитие личности детей дошкольного возраста осуществляется такжев принципе единства координации усилий ДОУ, семьи и общественности или, вдругом варианте, принципе совместной деятельности воспитателей, общественныхорганизаций и семьи по воспитанию подрастающих поколений, который требует,чтобы все лица, организации, общественные институты, причастные к воспитанию,действовали сообща, предъявляли воспитанникам согласованные требования, шлирука об руку, помогая друг другу, дополняя и усиливая педагогическоевоздействие [14]. Если такое единство и координация усилий не достигаются, тоучастники воспитательного процесса уподобляются крыловским персонажам — Раку,Лебедю и Щуке, которые, как известно, тянули воз в разные стороны. Есливоспитательные усилия не складываются, а противодействуют, то на успехрассчитывать трудно.
Воспитанник при этом испытывает огромныепсихические перегрузки, так как не знает, кому верить, за кем идти, не можетопределить и выбрать среди авторитетных для него влияний правильные. Освободитьего от этой перегрузки, сложить действие всех сил, увеличивая тем самым влияниена личность, и требует принцип единства воспитательных воздействий.
1.3 Нравственно-патриотическоевоспитание детей дошкольного возраста через ознакомление с историей и культуройродного города при взаимодействии с родителями
Знакомство дошкольников с роднымгородом является непростой задачей, потому что маленькому ребенку труднопредставить устройство большого города, историю его возникновения,достопримечательности. Работа ведется последовательно, от более близкого,знакомого (семья, детский сад, микрорайон), к более сложному — город, страна[13].
Основой формирования у детейсоциального опыта, воспитания привязанности к близким людям является работа поознакомлению с традициями семей воспитанников. В процессе работы у ребенкапостепенно складывается образ собственного дома с его укладом, традициями,стилем взаимоотношений. Это чувство «родительского дома» ложится в основу любвик Родине.
В современные программы и пособия поознакомлению детей дошкольного возраста с окружающим миром, понравственно-патриотическому воспитанию включены разделы, посвященные знакомствустарших дошкольников со своей родословной. Назовем лишь наиболее известные изних: программа ознакомления с социальным миром «Я — человек» С.А. Козловой,программа приобщения к традиционной отечественной культуре «Наследие» М.Ю.Новицкой, Е.В. Соловьевой, педагогическая технология «Открой себя» Е.В.Рылеевой [8]. Подавляющее большинство педагогов, работающих с детьми старшегодошкольного возраста, также считают этот вид деятельности важным средствомнравственно-патриотического воспитания. Дети старшей или подготовительной группдома вместе с родителями рисуют схему своей родословной чаще всего в видедерева и представляют ее во время совместных досугов, родительских собраний,проводимых в детском саду, приуроченных, например, к Международному дню семьи.
По данной теме также возможноиспользование других форм организации совместной работы педагогов и родителей:выставки оформленных родителями фотоальбомов и фотогазет о любимых занятиях иувлечениях всей семьи, ее традициях; совместные праздники, семейные встречи вмузее «Русская изба» и т.д.
Знакомство с двором, улицей, накоторой живут дети, микрорайоном кладут начало формированию у детейпредставлений о родном городе, его устройстве, истории, достопримечательностях.Ярким событием станут совместные с родителями походы, во время которых дети нетолько имеют возможность познакомиться местностью, в которой расположенмикрорайон, но и вместе с родителями любоваться самыми красивыми местами своеймалой Родины. При отборе материала необходимо учитывать, чем именно неповторимыданный край, область или даже небольшая деревня. Отбор соответствующегоматериала позволят формировать у дошкольников представление о том, чем славенродной край: историей, традициями, достопримечательностями, памятниками,лучшими людьми [13].
Объем предлагаемой детям информации вкаждом возрасте неодинаков. Четырехлетний ребенок должен знать название своейулицы и той, на которой находится детский сад. Внимание детей постарше нужнопривлечь к объектам, которые расположены на ближайших улицах: школа, кинотеатр,почта, аптека и т.д., рассказать об их назначении, подчеркнуть, что все этосоздано для удобства людей.
Целевые экскурсии в магазин, школу,библиотеку, на почту, стадион помогают детям познакомиться с функциями иустройством различных учреждений микрорайона, формируют у дошкольниковпредставления о разнообразных потребностях людей и о том, кто и как заботится ожителях поселка [10].
При ознакомлении с историей малойродиной, прежде всего, должна быть организована поисковая деятельность: детимогут расспросить своих родителей, дедушек и бабушек об истории названиямикрорайона, улицы, на которой они живут. Взрослые делятся с ребятами знаниямиоб известных людях микрорайона, на специальных занятиях дети могут обменятьсяполученной информацией, предлагать свои версии об истории некоторых названий.Рассматривание документов и фотографий, представленных в музее детского сада,способствует уточнению и дополнению знаний детей. В результате данной работывырастает познавательный интерес к истории микрорайона, уважение к знаменитымземлякам [6].
Формы взаимодействия с родителями наданном этапе: совместное с родителями создание фотоальбомов, газет или статей систорией дома, в котором живет ребенок и его близкие, макета улицы,составленный из макетов домов детей, совместные прогулки по улицам, споследующим составлением фотогазеты-отчета о прогулке, тематическиеродительские собрания и т.д.
Большим интересом детьми совместно сродителями может быть составлена схема микрорайона, на которой каждый ребенокпри помощи взрослых рисует дорогу из дома в детский сад, на схеме обозначаютсяназвания улиц, места перехода через дорогу, достопримечательности. При этомдети запоминают адрес детского сада, свой домашний адрес, уточняют правилабезопасного поведения на улице [8].
Диапазон объектов, с которымизнакомят старших дошкольников. расширяется — это район и город в целом, егодостопримечательности, исторические места и памятники. Детям объясняют, в честького они воздвигнуты. Старший дошкольник должен знать название своего города,своей улицы, прилегающих к ней улиц, а также в честь кого они названы. Емуобъясняют, что у каждого человека есть родной дом и город, где он родился иживет. Для этого необходимы экскурсии по городу, на природу, наблюдения затрудом взрослых, где каждый ребенок начинает осознавать, что труд объединяетлюдей, требует от них слаженности, взаимопомощи, знания своего дела. И здесьбольшое значение приобретает знакомство детей с народными промыслами края,народными умельцами. Особенно ценным является участие родителей и другихблизких родственниках в этих экскурсиях, это придает знаниям о родном городеактуальность и непосредственность [10].
Кроме этого, на данном этапенравственно-патриотического воспитания возможно проведение семейных викторин иконкурсов на знание истории родного города, его достопримечательностей,памятников, а также происхождения названий улиц и площадей.
В нравственно-патриотическомвоспитании огромное значение имеет пример взрослых, в особенности же близкихлюдей. На конкретных фактах из жизни старших членов семьи (дедушек и бабушек,участников Великой Отечественной войны, их фронтовых и трудовых подвигов)необходимо привить детям такие важные понятия, как «долг перед Родиной», «любовьк Отечеству», «ненависть к врагу», «трудовой подвиг» и т.д. Важно подвестиребенка к пониманию, что мы победили потому, что любим свою Отчизну, Родиначтит своих героев, отдавших жизнь за счастье людей. Их имена увековечены вназваниях городов, улиц, площадей, в их честь воздвигнуты памятники [13].
Продолжением данной работы являетсязнакомство детей с другими городами России, со столицей нашей Родины, с гимном,флагом и гербом государства.
Глава II. Воспитаниенравственно-патриотических чувств у детей дошкольного возраста в ДОУ черезознакомление с историей и культурой родного города при взаимодействии сродителями
2.1 Методология и принципы построения работы
Методология ознакомления дошкольниковс родным краем базируется на конкретных научных подходах.
1. Системный подход– важнейшее условие разработки и реализации содержания и технологии –представлен на разных уровнях:
− Окружающий мир –как система взаимодействия человека с миром природы, с социальным миром ипредметным миром;
− Усвоение существенныхвзаимосвязей между явлениями окружающего мира, наглядно представленных в видеособенностей природного и культурного ландшафта (системообразующий фактор –деятельность человека);
− Усвоение детьмисистемных знаний о природе, социальных явлениях, служащих предпосылкой дляформирования понятий.
2. Диалектическийподход – обеспечивает формирование у детей начальных форм диалектическогорассмотрения и анализа окружающих явлений в их движении, изменении и развитии,в их взаимосвязях и взаимопереходах (Н.Н. Поддьяков, Н.Е. Веракса). Удошкольников развивается общее понимание того, что любой предмет, любое явлениеимеет свое прошлое, настоящее и будущее. Это особенно важно, когда даютсязнания исторического характера, отражающие взаимосвязь культур в разныеисторические эпохи.
3. Культурологическийподход – подчеркивается ценность уникальности пути развития каждого региона(своего родного края) на основе не противопоставления естественных (природных)факторов и искусственных (культуры), а поиска их взаимосвязи, взаимовлияния. Всвязи с этим были определены функции образовательного учреждения: с однойстороны, своеобразного «педагогического фильтра», способствующего отбору,коррекции передаваемой информации, с другой – хранителя культуры, способноготранслитировать «правильные» культурные образцы подрастающему поколению. Этонашло отражение как в создании предметно-развивающей среды, так и в содержанииработы с детьми.
В соответствии с этими подходамисодержание знаний о родном крае условно также было разделено на три основныхблока: мир природы, деятельность человека и культурный облик родного края(города), олицетворяющий предметный мир в более широком масштабе [10].
Овладевая таким подходом к познаниюокружающего мира, дети пытаются найти причину того или иного явления (в томчисле и исторического), установить взаимосвязь прошлого, настоящего и будущего.В соответствии с этим был определен один из основных критериев отбора знанийисторического характера для дошкольников, образно названный «принцип айсберга».Степень глубины таких знаний обусловлена соответствующей нагляднойпредставленностью достопримечательностей определяет необходимость историческогоэкскурса в прошлое. Исходя из этого мы посчитали важным познакомить детей систорией возникновения Калининского района., биографиями замечательных людей,прославивших наш район, в честь которых были воздвигнуты памятники (………).
В основу разработки содержания итехнологии ознакомления детей с родным краем были положены конкретные принципы.
1. Энциклопедичность– обеспечивает отбор содержания знаний из разных областей действительности(природа, социальный мир, культура и т.д.).
2. Уникальностьместа – как выразитель краеведческого подхода в социокультурном аспекте.Территория региона рассматривается как универсальная ценность для людей,которые считают ее своей родиной. Изучение природной, культурной,социально-экономической уникальности края, связи с предшествующими поколениями(народные традиции, творчество) является важным условием формирования культурыличности. Этот принцип предполагает изучение специфики природного и культурногонаследия, духовных ценностей, историко-культурных, этнокультурных особенностейразвития региона. Значение принципа уникальности места определяется егоогромным влиянием на формирование патриотизма как важнейшего качества личностибудущего гражданина.
3. Интеграция знаний(Н.Ф.Виноградова) – установление соотношений между информациейестественно-научного характера и сведениями о человеческой деятельности.Реализация этого принципа обеспечивает отбор содержания знаний для пониманиядетьми целостной картины мира [4]. Единство содержания и методов.
4. Динамикапреемственности связей – на каждой возрастной ступени она означает отборнаиболее актуальных знаний и их постепенное усложнение, при этом учитываетсяспецифика изменения социального опыта детей разного дошкольного возраста.
5. Комплексность –содержание концентрируется в темах-комплексах «Природа», «Труд людей»,«Достопримечательности района, города», «История Санкт-Петербурга» и т.д.
2.2 Воспитаниенравственно-патриотических чувств у детей дошкольного возраста черезознакомление с историей и культурой родного города при взаимодействии сродителями
Перспективный план воспитаниянравственно-патриотических чувств у детей дошкольного возраста черезознакомление с историей и культурой родного города при взаимодействии сродителямиЦель Форма взаимодействия Сентябрь, «Моя семья» Средняя группа
1.Знакомить дошкольников с терминами и отношениями родства.
2. Воспитывать у ребенка любви и привязанности к своей семье. Совместное составление и презентация на групповом собрании фотоальбома, газеты «Моя семья» с представленной родословной, привычками и семейными традициями Старшие группы
1. Знакомить детей с понятием «родословная», учить детей принципам составления восходящей родословной («от себя».
2.Воспитывать интерес к своим корням, родословной. Совместное с родителями составление восходящей родословной, презентация ее на групповом собрании Октябрь, «Мой город» Средняя группа
1.Продолжать знакомство детей с родным городом, закрепить знание домашнего адреса и адреса детского сада.
2.Воспитывать интерес к родному району. Совместное с родителями создание макета своего дома, составление объемной модели микрорайона, где расположен детский сад. Старшие группы
1.Продолжать знакомить с районом, где находится детский сад, его особенности и достопримечательности.
2. Познакомить с историей возникновения Калининского района.
3.Воспитывать уважение к труду взрослых по благоустройству района.
Работа с картой города, выделение на карте родного района, сада, домов воспитанников и их маршрутов до садика, выделение (моделями) места работы родителей, достопримечательностей города, района, знакомых или значимых для детей группы.
Совместный выход на работу по благоустройству родного района, сада, двора. Ноябрь, «Природные и культурные объекты города» Средняя группа
1.Познакомить детей с особенностями расположения города, расширить представление о значении рек и мостов в жизни города.
2.Прививать интерес к профессиям, связанным с водным транспортом.
Продолжать работу с макетом: обозначить реки, мосты.
Экскурсия с родителями по реке на экскурсионном водном транспорте.
Подготовить фоторепортаж с отчетом об экскурсии для показа на родительском собрании группы. Старшие группы
1. Познакомить с памятником, площадью, историей возникновения и названия площади.
2. Познакомить с биографией знаменитости района.
3. Уточнить знания о том, как в городе увековечена память о тех, кто его прославил.
Продолжать работу с картой: обозначать (моделями) памятники, площадь с историей которых познакомились.
Экскурсии к памятнику.
Подготовить презентацию с отчетом об экскурсии с материалами об истории возникновения памятника, площади для показа на родительском собрании группы. Декабрь, «Транспорт, промышленность нашего города» Средняя группа
1. Углубить представления детей о транспорте города, научить классифицировать транспорт по назначению, среде передвижения (наземный, водный, воздушный).
2. Познакомить детей с транспортом на маршруте от дома к детскому саду. С помощью родителей сделать интерактивную презентацию «Маршрут от дома к детскому саду». Старшие группы
1. Познакомить с промышленностью города (тяжелой, пищевой).
2. Научить дифференцировать продукцию предприятия (тяжелой, легкой, пищевой промышленности).
3.Развивать интерес к труду взрослых, связанному с промышленным производством.
Продолжать работу с картой: при помощи моделей обозначить предприятия тяжелой и пищевой, легкой промышленности, расположенные в районе, либо на которых работают родители.
Репортаж (фото, видео) с работы родителей, работающих на этих предприятиях. Январь, «Архитектура нашего города» Средняя группа
1. Научить дифференцировать здания по назначению (детские сады, школы, магазины, больницы, театры и т.д.).
2. Познакомить с разными формами архитектурных сооружений (многоэтажные дома, особняки, коттеджи, кинотеатры, Дворцы культуры и спорта и т.д.).
3. Научить взаимосвязи между назначением здания и его архитектурой. Подготовить репортаж с воскресной прогулки с видами разных домов, особняков, кинотеатров и т.д. родного района. Старшие группы
1.Закрепить представления детей об архитектуре современных зданий.
2.Познакомить с главным памятником архитектуры района.
3.Воспитывать интерес и уважение к труду людей строительных профессий. Групповая экскурсия с родителями к памятнику, фоторепортаж с экскурсии. Февраль, «Воинская слава России» Средняя группа
1. Познакомить детей с памятником защитникам Отечества района.
2. Сформировать представление об армии (о родах войск, о службе в мирное время).
3. Познакомить с российским флагом.
4.Воспитывать уважение к защитникам Отечества и гордость за страну.
Праздничный концерт для защитников Отечества, подготовить газету с именными поздравлениями.
Открытые занятия с родителями, проходившими и служащими в настоящее время в Вооруженных Силах РФ.
Экскурсия с возложением венка, цветов, к памятнику погибшим защитникам Отечества. Старшие группы
1.Закрепить представления детей об особенностях службы солдат в мирное время.
2.Познакомить с памятниками защитникам Отечества.
3.Познакомить с историей российского флага.
4. Воспитывать уважение к воинам, защищавшим нашу страну, гордость за исторические подвиги соотечественников.
Праздничный концерт для защитников Отечества, подготовить газету с именными поздравлениями.
Открытые занятия с родителями, проходившими и служащими в настоящее время в Вооруженных Силах РФ.
Экскурсия с возложением венка, цветов, к памятнику погибшим защитникам Отечества. Март, «Народные промыслы» Средняя группа
1. Продолжать знакомство детей с народными промыслами России.
2. Научить различать их и сравнивать.
3. Воспитывать интерес к народным промыслам родного края. Ярмарка-выставка совместных изделий (родители и дети) по мотивам народных промыслов. Старшие группы
1. Закрепить знания детей о народных промыслах.
2.Познакомить с историей возникновения народных промыслов, воспитывать к ним интерес. Апрель, «Природа родного края» Средняя группа
1. Продолжать знакомство детей с природой ближайшего окружения.
2. Научить различать реки и озера в разные времена года; знакомить с правилами поведения на воде.
3.Научить понимать и ценить красоту природы родного края. С помощью родителей подготовить и провести беседу-презентацию по обучению детей правилам поведения на воде. Старшие группы
1.Продолжать знакомство детей с местом отдыха – парковой зоной, с особенностями ландшафта.
2.Расширить и уточнить представления детей о водных просторах города, о водном транспорте, научить сравнивать реки, озера, моря.
3.Воспитывать чувство уважения к труду людей, которые заботятся о красоте мест отдыха в городе.
4.Дать представление о неповторимой красоте просторов родного города.
Экскурсия по лесопарковым и водным зонам района, города, фоторепортаж с экскурсии.
Оформление газеты «Природа родного края» с материалами по истории лесопарковых и водных зон, особенностями флоры и фауны, фотографиями с экскурсии. Май, «Достопримечательности нашего города» Средняя группа
1. Продолжать знакомство детей с достопримечательностями города, района.
2. Познакомить с гербом города Санкт-Петербурга.
3. Развивать чувство любви к родному городу. Экскурсия по достопримечательностям района, фоторепортаж с экскурсии Старшие группы
1.Познакомить детей с памятниками героям Великой Отечественной войны в Калининском районе.
2.Познакомить с историей государственного герба России.
3.Дать знания о том, как люди чтят память о героях, защищавших Родину в годы Великой Отечественной войны.
Экскурсия к памятнику героям Великой Отечественной войны в Калининском районе.
Семейная викторина « Памятники нашего города».
Сбор и анализ информации об оценкеэффективности процесса патриотического воспитания проводится в начале работы, всередине года и по окончании учебного года. Естественно, что для сопоставимостидиагностических показателей их набор должен оставаться в течение экспериментанеизменным. Методика обработки и интерпретации результатов на протяжении всегопериода исследовательской работы тоже не должна меняться.
В экспериментальной программепатриотического воспитания детей дошкольного возраста Пименовой Л.В. даныпоказатели развития, позволяющие определить его общий уровень в процессесоответствующей педагогической диагностики. С этой целью используются беседы,решение проблемных ситуаций, дидактические игры, анализ продуктов детскойдеятельности. Результатом работы можно считать возросший уровень знаний детей освоем городе, его структуре, достопримечательностях, интерес к истории икультуре, чувство причастности к жизни своего микрорайона, своей малой родины.
Заключение
В соответствии с задачамиисследования были изучены теоретические аспекты воспитаниянравственно-патриотических чувств у детей дошкольного возраста черезознакомление с историей и культурой родного города.
Было выяснено, что единого подхода копределению «нравственное воспитание» не существует, но большинство современныхпедагогов тактируют это понятие как систематическое воздействие, процесс,направленный на приобщение детей к ценностям конкретного общества, формированиеу них моральных качеств, убежденности в значимости нравственных норм.Нравственно-патриотическое воспитание детей, по общему мнению, является однойиз основных задач дошкольного образовательного учреждения и включает в себявоспитание у ребенка любви и привязанности к своей семье, дому, детскому саду,улице, городу, формирование бережного отношения к природе, уважения к труду,расширение представлений о стране, развитие чувств ответственности и гордостиза достижения страны, чувство уважения к другим народам.
Работа по тому направлению ведетсяпоследовательно, от более близкого, знакомого (семья, детский сад, микрорайон),к более сложному – город, страна.
Именно потому, что семья ребенкаявляется ключевым звеном направления нравственно-патриотического воспитаниядетей, а также в свете новой концепции взаимодействия семьи и дошкольногоучреждения, в основе которой лежит идея о том, что за воспитание детей несутответственность родители, а все другие социальные институты призваны помочь,поддержать и дополнить их воспитательную работу, воспитание у детейпатриотических чувств необходимо осуществлять в тесной связи с родителями,семьей.
Формирование патриотических чувствпроходит эффективнее, если детский сад устанавливает тесную связь с семьёй.Необходимость подключения семьи к процессу ознакомления дошкольников ссоциальным окружением объясняется особыми педагогическими возможностями,которыми обладает семья и которые не может заменить дошкольное учреждение:любовь и привязанность к детям, эмоционально-нравственная насыщенность отношений,их общественная, а не эгоистическая направленность и др. Всё это создаётблагоприятные условия для воспитания высших нравственных чувств. Детский сад всвоей работе с семьёй должен опираться на родителей не только как на помощниковдетского учреждения, а как на равноправных участников формирования детскойличности.
Взаимодействие семьи и дошкольногообразовательного учреждения необходимо осуществлять на основе принципа единствакоординации усилий ДОУ, семьи и общественности, принципе совместной деятельностивоспитателей и семьи, действовали сообща, предъявляя воспитанникамсогласованные требования, шли рука об руку, помогая друг другу, дополняя иусиливая педагогическое воздействие.
В нравственно-патриотическомвоспитании особенное значение имеет пример взрослых, близких людей. Наконкретных примерах, фактах из жизни членов семьи необходимо проводить работупо ознакомлению с родным краем, начиная с того, что принято назвать «малойРодиной» и постепенно переходя к таким категориям как Отечество, «долг перед Родиной»и т.д.
Задача ДОУ – приобщить родителей кпедагогическому процессу, расширить сферу участия родителей в организации жизнидошкольника в ДОУ, создавая условия для творческой самореализации не толькопедагогов, детей, но и родителей.
Предложенная программа взаимодействияработы специалистов ДОУ и родителей, направлена на воспитаниенравственно-патриотических чувств у детей дошкольного возраста черезознакомление с историей и культурой родного города.
Основные принципы построенияпрограммы:
Энциклопедичность;
Уникальность места;
Интеграции знаний;
Единства содержания и методов;
Динамика преемственности связей;
Комплексности.
Содержание программы концентрируетсяв темах-комплексах «Природа», «Труд людей», «Достопримечательности района,города», «История Санкт-Петербурга» и т.д., содержит разнообразие формвзаимодействия с родителями (от прямого непосредственного, до косвенногоучастия родителей).
Список литературы
Белоногова Г., Хитрова Л. Педагогические знания — родителям// Дошкольное воспитание. 2003. N 1. С. 82 — 92
Бордовская., Н.В. Реан А.А.Педагогика. Учебник для вузов СПб:Издательство “ Питер",2000
Буре Р.С., Островская Л.Ф. Воспитатель − дети., М.,1985
Воспитание нравственных чувств у старших дошкольников/Подред. А.М. Виноградовой., М., 1991
Доронова Т. Н. Взаимодействие дошкольного учреждения сродителями // Дошкольное воспитание. 2004. N 1. — С. 60 — 68.
Жариков А.Д. Растите детей патриотами. М., 1980
Жуковская Р.И., Виноградова Н.Ф., Козлова С.А. Родной край,М., 1990
Знакомим детей с малой Родиной. Полякова Т. В.ap2004.alledu.ru/document/380/839
Козлова А. В., Дешеулина Р. П. Работа ДОУ с семьей. — М.:Сфера, 2004 — 112 с.
Комратова Н.Г., Грибова Л.Ф., Патриотическое воспитание детей4-6 лет: Методическое пособие, М., 2007
Куликова Т. А. Семейная педагогика и домашнее воспитание:Учебник для студ. Сред. И высш. Пед. Учеб. Заведений. — М.: Издательский центр, 1999. — 232 с.
Методика контактного взаимодействия воспитателя с родителями.Лаврентьева М. В. www.portal-slovo.ru
Нравственно-патриотическое воспитание дошкольников:Методические рекомендации. Маханева М. Д. www.portal-slovo.ru
Павлова Л. О взаимодействии семейного и общественноговоспитания детей // Дошкольное воспитание. 2002. N 8. — С. 8 — 13.
Словарь практического психолога / Сост. С.Ю. Головин.»:Харвест; Минск; 1998
Струмилин С. Г. Нетрадиционные формы работы с родителями ДОУ// Новый мир. 1960. N 7. — С. 208.
Цеева Л.Х., Петрова Н.В. Дошкольная педагогика: Учебноепособие. г.Майкоп, 2004