Министерство образованияроссийской федерации
ГОУ СПО Камчатскийпедагогический колледж
Квалификационная работапо педагогике
Воспитание младшихшкольников в процессе занятий ритмикой и хореографией с учетом гендерныхособенностей
Студентки 4курса школьного отделения
поспециальности 0312 «преподавание в
начальных классахс дополнительной
подготовкой вобласти ритмики и хореографии»
Научный руководитель: ВолковаЕ. С
Петропавловск-Камчатский
2006 год
СОДЕРЖАНИЕ
ВВЕДЕНИЕ
ГЛАВА 1 Проблемы соотношения женского и мужскогоначала в современной науке
1.1 Совместное обучение в современной школе
1.2 Влияние гендерных стереотипов на воспитание
1.3 Проблемы усвоения мужской половой роли
1.4 Проблемы усвоения женской половой роли
1.5 Учет гендерных особенностей в воспитательнойработе
ГЛАВА 2 Воспитание младших школьников в процессезанятий ритмикой и хореографией с учетом гендерных особенностей
2.1 Воспитательные функции хореографического искусства
2.2 Содержательная основа профессиональнойдеятельности учителя начальных классов на занятиях ритмикой и хореографией
ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКАЯ ЧАСТЬ
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
ПРИЛОЖЕНИЯ
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ
ВВЕДЕНИЕ
Воспитание как процесс приобщения человека к историческому опыту всодержательной и целеполагающей основе всегда определяется ведущимипотребностями общества. Изменение базовых социальных ориентиров неизбежноприводит к пересмотру и переоценке задач, направлений, форм организациивоспитательной работы. Каждый исторический этап вносит свои коррективы впонимание отдельных звеньев педагогической системы на всех уровнях системыобразования в целом. В современных условиях общественного развития особо остро встаютпроблемы социализации человека, приобщения его к общечеловеческим ценностям,значимым во времена и закрепленным в культурно-историческом опыте поколений.
В ракурсе этих проблем важным направлением работы, задающим ориентирына дальнейшее изучение новых аспектов вхождения ребенка в мир человеческихотношений, является проблемы усвоения социальных ролей.
В современном обществе не редкость увидеть девушку, которую трудноотличить от юноши или же молодого человека, поведением, жестами и даже внешнимвидом похожего на представительницу прекрасного пола. Нарушение половых ролейведет к изменению в структуре общества, что неизбежно грозит гибелицивилизации.
Вопросы половой идентификации и дифференциации, привлекающие впоследнее время все больший круг психологов, находят отражение в педагогическихисследованиях, обогащая арсенал направлений и содержание современнойотечественной педагогики. Проблема воспитания ребенка с учетом половыхразличий, позволяющая по-иному увидеть специфику педагогической работы c детьмипо значимости и актуальности на сегодняшний день не имеет аналогов.
Мне как учителю начальных классов с дополнительной подготовкой вобласти ритмики и хореографии предоставляется прекрасная возможностьосуществлять работу по половому воспитанию, обучая основам танца, поскольку парныйтанец способствует усвоению половых ролей.
Объектом нашего исследованияявляется – воспитание младших школьников.
Предмет – воспитание мальчиков идевочек в процессе занятий ритмикой и хореографией в соответствии с выполнениемполовых ролей.
Выдвинута гипотеза – если учитель начальных классов назанятиях ритмики и хореографии строит учебно-воспитательный процесс с учетомгендерных особенностей детей, то происходит усвоение мальчиками и девочкамиполовых ролей.
Цель исследования – подборпсихолого-педагогической литературы по гендерному воспитанию а также рассмотрениесодержания,(и) организации занятий ритмикой и хореографией с детьми младшегошкольного возраста для усвоения социальных ролей мужчины и женщины.
Задачи исследования:
— изучение и подбор психолого-педагогической литературы по гендерномувоспитанию.
— подбор видов деятельности на занятиях ритмики и хореографии.
— экспериментальное исследование по усвоению половых ролей впроцессе занятий ритмикой и хореографией.
ГЛАВА 1. ПРОБЛЕМЫСООТНОШЕНИЯ МУЖСКОГО И ЖЕНСКОГО НАЧАЛА В СОВРЕМЕННОЙ НАУКЕ
1.1 СОВМЕСТНОЕ ОБУЧЕНИЕ ВСОВРЕМЕННОЙ ШКОЛЕ
Многое вшкольном образовании индифферентно по отношению к половой принадлежностиучеников. Четыре элемента педагогической системы (по Беспалько) – цели,содержание, методология и формы обучения в программах, в методических пособиях,- традиционно «бесполые». При одной и той же школьной методике обучения, приодном и том же учителе мальчики и девочки приходят к одним и тем же знаниям иумениям разными путями, используя разные стратегии мышления. Например, умальчиков медленней созревает левое полушарие, а у девочек правое. Поэтомудевочки до десяти лет лучше запоминают цифры и решают логические задачи,превосходят в ряде речевых способностей. Но у мальчиков уже в шесть лет естьпространственно-временные ориентации, когда у девочек их нет и в тринадцать.Формы занятий, содержание учебного предмета тоже безразлично одинаковые.Оценивание на уроках также должно быть гендерным – с учетом того, что можетюноша и чего не может по природным своим данным. Немало важен в «гендерном»преподавании литературы (чтении) выбор учебника, так как восприятие,конструирование текста у мальчиков и девочек различно (см приложение). Дляэтого учителю необходимо дать экспертную оценку дидактическому пособию,сопоставив «требования» к гендерному преподаванию и принципы написанияучебника. Но в настоящее время в школах это не практикуется и даже приобъяснении нового материала учителя ориентируются в основном на девочек, таккак они смотрят учителю в глаза, согласно кивая головой на вопрос: «Всёпонятно?» В то время как мальчики, слушая, исследуют ближнюю территорию.Получается так, что их и не спрашивают, поняли они или нет учебный материал. Имтолько делают дисциплинарные замечания. Мир мальчиков вращается вокруг действияи его результата, вот поэтому, наверное, им больше всего нравятся урокитрудового обучения и физической культуры.
Девочкидостаточно быстро усваивают информацию, мало ее используют, стараются быстровыдать ее обратно. Совместная работа мальчиков и девочек дает возможностьинтенсивно развиваться тем и другим, но в том случае, если работа носит нетолько информационный, но и исследовательский характер.
Мальчики идевочки по-разному ведут себя в группе. Девочки стремятся к сотрудничеству, уних отсутствует соревновательный дух. Мальчики стремятся установить правила,иерархию в группе, яростно спорят по этому поводу. Если возникает конфликт, томальчики умеют найти выход из ситуации, девочки сразу же обижаются и не желаютвыполнять работу. Для мальчиков важно, чтобы учитель проговорил условия иправила деятельности в группе, без этого им непонятна работа. Для девочек важнопросто получить задание и вызвать хорошее отношение к себе у преподавателя.
Мальчики идевочки по-разному строят взаимоотношения. Девочки, начиная говорить, сошлютсяна предыдущего оратора, соглашаясь с его мнением, либо выразят свое несогласиес ним. Мальчики сразу же переходят к делу, перебивая друг друга. Девочкиумолкают, давая возможность высказаться всем. (7 стр180)
Следуетупомянуть о комфортности мальчиков в период окончания младшей школы.
В младшейшколе мальчики словно попадают в ситуацию феминного давления. Их учат иопекают, ими командуют женщины. Если во втором классе многие мальчики учатсяхорошо, то к четвертому классу они «скатываются». Мальчишекполучающих тройку за тройкой осуждают сразу три феминны: строгая учительница,хихикающая одноклассница и усталая, раздраженная мама. Последствия этогоследующие: разрушается идеал успешной учебы, усиливается конфликтмальчики-девочки, развивается конфликт между мальчиком и учителем или дажешколой, в итоге интеллект мальчиков заглушается не своиственной имдеятельностью.
Поэтомумальчикам до 12 лет лучше обучаться отдельно от девочек, получая примернополовину образования от педагогов мужчин.
Позднее вподростковый период и к началу юношеского, когда у мальчиков появляется интересне только к противоположному полу, но и к социальным ценностям и«взрослым» отношениям раздельное обучение может принести вред. Неимея нормального выхода подростковая сексуальность ведет к аномалиям полового игендерного развития, появляется извращенные агрессивные отношения.
Отсовместного обучения теряют и девочки. Они привыкают выезжать за счетвыполнения правил, придуманных другими. Так у девочек меньше развивается креативностьи интеллект.
По мнениюученых, психологов и педагогов, которые настаивают на раздельном обученииразнополых детей, решение данной проблемы в идеале выглядит так. В периоддошкольного детства и начало школьного (до девяти лет) обучать вместе. Послеокончания начальной школы, и в подростковый период (10-14 лет) – раздельно, азатем вновь смешано. Но «раздельность» не должна быть абсолютной. Лучше когдаколлективы остаются совместными, но при изучении основных предметов мальчики идевочки расходятся на две группы. Технически это сделать не просто.
Прираздельном обучении повышается качество образования, но совместное обучениедает возможность научиться общаться с противоположным полом.
И самоеразумное в настоящее время – задуматься о методиках преподавания разнополымдетям одновременно. Это позволит не только обучатся более эффективно, но илегче адоптироваться в окружающем мире. Впоследствии это поможет им такжесообща решать семейные задачи, в которых мужское и женское начало создадутсреду для воспитания творческих личностей.
1.2 ВЛИЯНИЕ ГЕНДЕРНЫХСТЕРИОТИПОВ НА ВОСПИТАНИЕ
В настоящеевремя, в условиях ярко выраженных изменений в полоролевой стратификациироссийского общества, фактор пола стал важнейшей составляющей многих социальныхи педагогических исследований. Женщина и мужчина – два основных человеческихтипа, и взаимодействие между ними необходимо рассматривать как базовую модельвсех человеческих соотношений.
Анализируягендерные исследования в отечественной педагогике, мы отмечаем одностороннийподход в полоролевом воспитании детей, который проявляется в сексуальном,физиологическом аспекте. В ″Российской педагогической энциклопедии″отсутствует понятие ″гендер″, а половое воспитание трактуется как ″комплексвоспитательных и просветительных воздействий на ребенка, направленных наприобщение его к принятой в обществе системе половых ролей.″
Однако, всебольшее число педагогов понимают, что без конкретизации специфики проявленияполовых особенностей в различных сферах личностной и профессиональнойсамореализации нельзя конструировать оптимальные модели педагогическогогендерного взаимодействия.
Длясовременного общества характерна поливариативность стереотипов отношении мужчини женщин, их половых ролей. Следовательно, всем исследователям, неравнодушным кпроблемам детей, необходимо конкретнее определить цели и задачи половоговоспитания, основанного на идеале гармонии между людьми.
До середины XIX в. в культуре и вмассовом сознании преобладал патриархальный (или маскулинный) стереотип отношениимежду полами, согласно которому активность полностью принадлежала мужчине, аженщина рассматривалась как пассивное, зависимое, низшее существо. Он былпринят и разделялся как мужчинами, так и женщинами.
На рубеже XIX – XX вв. возникает в явнойформе новый стереотип отношений – феминный, который предполагает реализацию вженском поведении момента активности и самостоятельности. Он утверждаеткультурное равенство полов, несмотря на естественный половой дифоризм. В лучшемсвоем проявлении феминный стереотип приводит к формированию гармоничныхпартнерских отношений. Его основные принципы – толерантность, взаимопомощь,взаимозависимость, уважение ценности личностного, индивидуального начала ″двусубъектность″в отношениях
Наряду с этимв условиях современного ″культурного промежутка″ формируетсяотрицательный стереотип отношений мужчины и женщины – эклектический. Онхарактеризуется смешением в сознании человека старого, маскулинного, и нового,феминного, попытками их механически совместить. Эклектический стереотип частовозникает в результате столкновения традиционного патриархального воспитанияженщины с реалиями индустриального и постиндустриального общества, где онавынуждена быть самостоятельной во всех сферах (14 стр30)
Воспитать вмаленькой девочке женщину со всеми ее слабостями и достоинствами, а в мальчикенастоящего мужчину одна из задач педагога. Половое воспитание необходимая частьвоспитания детей и подростков. На уроке учитель ставит перед собой три задачи:образовательную, развивающую и воспитательную. Учитель воспитывает человека,гражданина, делая акцент на личностных сторонах воспитания. Но ведь каждомуребенку предстоит стать мужчиной или женщиной, и без соответствующеговоздействия окружающего социума он не может правильно формироваться и вести себякак полноценный представитель своего пола.
Мужчину вмальчике и женщину в девочке следует воспитывать с раннего детства. В противномслучае при формировании их личности почти неизбежны отклонения, что создаст дляних серьезные препятствия в жизни.
Психосексуальноеразвитие – долгий и непростой путь. Дети должны осознать себя представителямитого или другого пола, вести себя в соответствии с ними. А это возможно лишьпри правильном усвоении половых ролей: мужских или женских. Существующие вобществе половые стереотипы оказывают большое влияние на процесс социализациидетей. Исходя из своих представлений о качествах, характерных для мужчин иженщин, родители и другие воспитатели, зачастую сами того не осознавая,поощряют детей проявлять полоспецифические черты. Несомненным является товлияние, которое оказывают на ребенка люди, служащие ему модельюполоспецифического поведения и источником информации о половой роли. (20)
1.3 ПРОБЛЕМЫ УСВОЕНИЯМУЖСКОЙ РОЛИ
младший школьник ритмикахореография гендерный
Процессусвоения половых ролей для мальчиков и девочек проходит не одинаково. Мальчикнаходится в менее благоприятной ситуации, чем девочка. Так, мать традиционнопроводит с маленьким ребенком гораздо больше времени. Отца же ребенок видитнамного реже, не в таких значимых ситуациях, поэтому обычно в глазах младенцаон является менее привлекательным объектом. В связи с этим как для девочки, таки для мальчика практически в любой культуре первичной оказывается идентификацияс матерью, т. е. феминная. Более того, сами базовые ориентации ребенка поотношению к миру по своей природе феминны, ибо включают в себя такиетрадиционно женские особенности, как зависимость, подчиненное положение,пассивность и т. п. (5)
А ведьраньше, в Древней Спарте считали, что воспитание мальчиков не женское занятие ипотому рано отделяли сыновей от матерей, передавая их на попечениевоспитателей-мужчин. Так считали и в старой России. В дворянских семьях ссамого рождения за младенцем мальчиком ухаживала не только нянька, но икрепостной «дядька», а к шести — семилетним мальчикам приглашали не толькогувернанток, но и гувернеров.
Воспитаниемальчиков исстари считается обязанностью отца и других взрослых мужчин семьи.«Наблюдатели единодушно подтверждают вывод об исключительной роли отца и вообщестаршего в семье мужчины в воспитании сыновей» — писал исследователь русскогокрестьянского быта историк Н. А. Миненко. Лишь в самом крайнем случае, когдамужчин рядом не было, роль воспитателя давалась женщине.
Однако с ХХвека все изменилось, и воспитание детей, чем дальше, тем больше становилосьсугубо женским занятием.
В такойситуации основная нагрузка падает на семью, но ведь и в семье далеко не у всехдетей есть перед глазами пример мужчины. Число матерей одиночек растет. Безпреувеличения можно сказать, что миллионы современных мальчиков лишенысерьезного мужского влияния в важнейшим период своего развития, когда у нихзакладываются стереотипы полоролевого поведения. И в результате они усваиваютженские установки, женские взгляды на жизнь.
Матери,которые сами же культивируют в сыновьях такие (аккуратность, усидчивость,прилежание) представления о жизни, потом жалуются на безынициативность,неумение дать отпор обидчику, нежелание преодолевать трудности. Хотя откуда тутвзяться желанию преодолевать трудности? Что ежечасно, если не ежеминутно слышатсыновья во многих семьях? «Туда не ходи – опасно, то не делай – поранишься, неподнимай тяжести – надорвешься, не трогай …, не лазь…, не смей…» О какойинициативе можно говорить при таком воспитании.
Конечно,страх матерей понятен. Сын у них единственный и мамы боятся, чтобы с малышом неслучилось ничего плохого. Поэтому, рассуждают они, лучше перестраховаться. Ноподобный подход гуманен лишь на первый взгляд. Потому что на самом деле за этимтаятся эгоистические соображения. Греша гиперопекой, они воспитывают ребенкатолько для себя, воспитывают таким, какой им удобен и не задумываются серьезноо последствиях, хотя задуматься стоит. Ведь даже с эгоистической точки зренияэто не дальновидно. Заглушая в ребенке мужественность женщины, искажают мужскуюприроду, а столь грубое насилие не может пройти безнаказанно. И рикошетом этообязательно ударит по родным.
ДвенадцатилетнийПаша выглядел на девять. Отвечая даже на самые простые вопросы, он сжимался вкомочек, теребил край своего свитера и говорил, не поднимая глаз, и постоянноежился, как будто одежда натирала ему кожу. Его мучили страхи, он не засыпал втемноте, боялся оставаться один дома. В школе было тоже все не слава Богу.Выходя к доске, Паша лепетал что-то невразумительное, хотя знал материал назубок. А перед контрольной работой у него начиналась такая трясучка, что онполночи не мог заснуть и каждые две минуты бегал в туалет. В начальной школеПашу часто били, пользуясь тем, что он не мог дать сдачи. Теперь поколачиваютменьше, потому что девчонки стали заступаться за него.(4)
Такимобразом, в плане становления половой идентичности мальчику предстоит решитьболее трудную задачу: изменить первоначальную женскую идентификацию на мужскуюпо образцу значимых взрослых мужчин и культурных стандартов маскулиности.Однако решение этой задачи осложняется тем, что практически все, с кем близкосталкивается ребенок, особенно в современном обществе (воспитатели детскогосада, врачи, учителя), женщины. Неудивительно, что в итоге мальчики гораздоменьше знают о поведении, соответствующем мужской половой роли, чем женской.
В тоже времяраспространенность традиционных представлений об иерархическом соотношенииполовых ролей приводит к тому, что по сравнению с девочками мальчики испытываютболее сильное давление со стороны социума в направлении формированияполо-специфичного поведения.
В сочетании снедостатком ролевых моделей такое давление приводит к тому, что мальчиквынужден строить свою половую идентичность преимущественно на негативномосновании: не быть похожим на девочек, не участвовать в женских видахдеятельности и т. д. При этом в нашей стране ребенок имеет относительно маловозможностей для собственно маскулинных проявлений (например, агрессии,самостоятельности, двигательной активности и т. п.) так как взрослые относятсядостаточно амбивалентно, как к источнику беспокойства.
Поэтомустимуляция со стороны взрослых также является преимущественно негативной: непоощрение «мужских» проявлений, а наказание за «немужские». В качестве примераможно привести типичное родительское высказывание «как не стыдно плакать, ты жемальчик», причем мужские способ реакции на обиду или не предлагаются, илиобесцениваются («нельзя драться»).
Такимобразом, от ребенка требуется делать что-то, что не является для негодостаточно ясным, и основано на причинах, которые он не понимает, с помощьюугроз и гнева тех, кто ему близок. Такое положение вещей ведет к нарастаниютревог, что часто проявляется в чрезмерных усилиях быть маскулинным ипаническом страхе делать что-то женское. В результате мужская идентичностьформируется, прежде всего, как результат отождествления себя с некоторойстатусной позицией, или социальным мифом «каким должен быть мужчина».Неудивительно, что созданная на таком основании идентичность являетсядиффузной, легко уязвимой и одновременно очень ригидной.
Особенноусиливаются социальное давления на мальчика с переходом на общественную системувоспитания – дошкольное учреждение или школу, так как, с одной стороны, учителяи воспитатели отличаются значимо более высоким традиционализмом, а с другой –сами родители, готовя ребенка к встрече с новой для него ситуацией социальнойоценки, повышают жесткость своих нормативных стандартов.
Все этоприводит к тому, что настает момент в социализации мальчика, когда емунеобходимо «открестится» от женского мира, его ценностей и создать свой,мужской. Переход к этому этапу обычно начинается в 8 – 12 лет, когда возникаютпервые детские компании, формируются близкие межличностные отношения сосверстниками, на которые мальчик отныне может опираться как на источник мужскихролевых моделей и сферу реализации маскулинных качеств. Этот процесс,получивший название мужского протеста, характеризуется ярким негативизмом поотношению к девочкам и формированием особого «мужского», подчеркнуто грубого,резкого стиля общения. Однако характерный для нашей страны дефицит возможностейдля формирования и проявления маскулиности позволяет предположить, что этотпроцесс протекает сложно и драматично и завершается значительно позже. Так,изменения быта, происшедшие за последние десятилетия, привели к тому, что«мужских дел» почти не осталось, и у мальчика нет возможности проявить себянастоящим мужчиной в семье, где, прежде всего, и происходит усвоение ребенкомполовой роли.
Особенностьситуации состоит в том, что мальчику не менее трудно проявить себя и запределами семьи. Интенсивный запрет на негативные проявления маскулиности(курение, пьянство, драки) сочетается в нашем обществе с отрицательным отношениемк активности, конкурентности и к различным формам проявления агрессии. При этомсоциальных каналов для проявления агрессии в допустимых формах (спорт, игры) унас явно недостаточно. Немногим лучше обстоит дело и с другими«социализированными» видами маскулинной активности детей и подростков(техническое конструирование, хобби, самостоятельное участие в профессиональнойдеятельности и т. п.) которые могли бы стать мощным источником формированияпозитивной мужской идентичности.
Особеннопечальным феноменом в плане формирования моделей маскулиности является школа.
Постоянные инастойчивые требования: «будь мужчиной», «ты ведешь себя не по-мужски», «ты жемальчик», сочетаются с отсутствием возможностей сформировать и проявлятьмужской тип поведения в какой-либо из сфер жизни. Можно предположить, чтоподобная ситуация приводит прежде всего к пассивности, отказу от деятельности,которую предлагается выполнять в феминной форме и наравне с девочками. Лучшебыть пассивным, чем «не мужчиной», ведь при этом остается приписать себе целыйнабор качеств, считая, что они могли б проявиться в иной, более подходящейситуации.
Существует идругой путь поиска возможностей для проявления маскулиности – на этот раз не вмечтах, а на внесоциальной основе. Прежде всего, бросается в глаза, чтобольшинство членов неформальных объединений – мальчики. Маскулинностьподчеркивается как во внешнем виде (кожа, металл), так и в основных ценностях(культ риска, силы) и способе проведения свободного времени (драки, силовыеупражнения, гонка на мотоциклах и т. д.). Таким образом, отклоняющеесяповедение выступает как дополнительный канал усвоения мужской половой роли,поскольку возможности, предоставляемые в этом плане социумом, невелики.(5)
Сложенпроцесс усвоения половой роли и у девочек, хотя в меньшей степени.
1.4 ПРОБЛЕМЫ УСВОЕНИЯЖЕНСКОЙ ПОЛОВОЙ РОЛИ
Новорожденнойдевочке «везет», конечно же, больше. Она с самого начала имеет соответствующуюее полу ролевую модель, поэтому ей в дальнейшем не придется отказываться отсвоей первичной идентификации с матерью. Врачи, воспитатели детского сада,учителя только помогут ей сформировать адекватный образ себя как женщины.Отсутствие в культуре жесткого стереотипа «настоящей женщины», разнообразиепредставлений о подлинно женских качествах также облегчают формированиеполоролевой идентичности, давая девочке широкие возможности соответствоватьстереотипу, оставаясь самой собой.
Одной изважнейших задач формирования детской личности является разрушение первичнойсимбиотической диады «мать – дитя», в которой ребенок не воспринимает себя ифактически не существует как отдельный субъект. Особенно актуальным проведениеграниц между собой и матерью является именно для девочки, так как в силуспецифики собственного опыта (быть женщиной, дочерью и т. д.) мать склонна вбольшей степени воспринимать, как свое продолжение дочь, а не сына.
Очень скоровыяснятся, что кроме всегда находящейся рядом мамы есть еще один человек –отец, важность и значительность которого всячески подчеркивается окружающими.Причем чаще всего именно этот «важный» человек уделяет девочке сравнительномало внимания. Желание привлечь его может быть сопряжено с рядом негативныхпереживаний; во-первых, ощущение собственной вторичности по сравнению спритягательным миром мужчин; во-вторых, необходимость как-то проявить себя,продемонстрировать, чтобы добиться внимания.(5)
Ноисследования Э. Хетеринстонга показали, что девушки-подростки, лишившиеся отцав детские годы, проявляют недостаточную уверенность в отношениях смальчиками-сверстниками, а впоследствии – с мужчинами. Как правило, ониотносительно поздно заводят знакомство с юношами. Многие из них проявляютсексуальную заторможенность.
Причем ученыйвидит 2 типа девушек. Дочери разведенных родителей перенимают критическоеотношение матери к отцу. Неудовлетворенность и тревожность матери возбуждают вних желание броситься на поиски «друга», искать безопасность рядом с мужчинойили, по крайней мере, удалиться от грустного домашнего очага, чтобы испытатьдругую жизнь (развлечение в компаниях с молодыми людьми, ранние половыеконтакты, ранние замужество, материнство).
Что касаетсядочерей рано овдовевших матерей, то в их памяти остается идеализированный образотца, с которым немногие мужчины могут соперничать. К тому же этот образподкрепляется ностальгическими воспоминаниями матери. Дом, в котором росладевочка при отце, представляется им неким потерянным раем, и это становитьсятормозом на пути к возможным новым знакомствам, которые могли бы нарушитьспокойствие их нынешней жизни.
Нередконаблюдается желание девочек быть «мальчиками» и наоборот. Причины могут бытьсамые разные (например, замеченные детьми социальные, политические,экономические приоритеты того или иного пола, то или иное отношение кмикросреде к девочкам и мальчикам, видимая увлекательность жизни «другоголагеря»). Вот картинка из жизни.
Утром вдетском саду мама шлепает своего сынишку и причитает: «Я тебе сколько разговорила, что ты мальчик! мальчик! мальчик! А не девчонка!» А он: «Хочу бытьдевочкой!» Оказалось, что воспитательница сказала: «Завтра праздник. Всемальчики приходят в белых рубашках и темных шортах, а девочки – в нарядныхплатьицах и с красивыми бантами». Вот и захотелось мальчику быть красивым инарядным.
Каждомупедагогу, работающему с подростками, известен образ девочки-сорвонца, котораяиграм в куклы предпочитает мальчишеские, одевается исключительно в брюки иковбойки, движения её резки и угловаты. Она любит занятия спортом и походы,вхожа в мальчишеские компании, с презрением относится ко всему женственному. Трудноей потом дается вхождение в образ девушки…(10)
Наиболееважной характеристикой образа женщины, предлагаемого в средствах массовойинформации и в обществе является его незаметность: женщины гораздо меньшепредставлены в главных ролях, названиях, картинках, их деятельность менееинтересна и социально не вознаграждается, чаще всего сводится к помощигерою-мужчине. Исходя из данных, неудивительно, что уже начиная с возраста 5-6 лети далее число девочек, говорящих, что они хотели бы стать мальчиками, и играющихв мальчишечьи игры, значительно превосходит число мальчиков, высказывающихкросс-сексуальные предпочтения.
В советскихпроизведениях для детей наряду с подобным образом женщины существует и другой,примером которого может служить «мама –повар» или «мама-милиционер» изстихотворения С. Михалкова: перечислив разные профессии, автор считает нужнымподчеркнуть: «мамы разные нужны», явно предполагая, что, если детей не научить,они будут ориентироваться в «оценке» мам на их профессиональный статус.
Таким образом,ребенок с детства усваивает необходимость совмещать женскую роль спрофессиональной (причем вопрос об их иерархии остается открытым). В то жевремя мужская и профессиональные роли представлены как тождественные, так какникакие иные мужские проявления практически нигде не описываются.
В итогеженская роль выглядит не только второстепенной, но и более тяжелой с двойнойнагрузкой.(5)
1.5 УЧЕТ ГЕНДЕРНЫХОСОБЕННОСТЕЙ В ВОСПИТАТЕЛЬНОЙ РАБОТЕ
Воспитание,развитие мальчиков и девочек настолько различно, что можно сказать, что онирастут в параллельных мирах. К сожалению каждый из нас живет в одном мире и намне дано попасть в мир другого пола, пожить его проблемами, переживаниями,проникнуть в мир мыслей, понятий, отношений и негласных правил. И поэтом мы наминогда кажется, что второго мира нет, нет другого образца поведения, кроменашего собственного. Но если нам не дано пожить в другом мире, то попробоватьпонять его мы обязаны, если хотим помочь маленькому человеку раскрыть своиуникальные возможности, данные ему своим полом, если хотим воспитать мужчину иженщину, а не бесполых существ.
Итак, ониразные. А основные различия, можно обобщить в такие группы:
1)биологические – анатомо-физиологические и психофизиологические особенностистроения и функционирования организма;
2)социальные: подготовка к жизненным позициям мужчины и женщины, мужа-жены,отца-матери в обществе;
3)исторически сложившиеся традиции, обычаи, нравы, влияющие на сегодняшнюю судьбудевочки-девушки-женщны, мальчика-юноши-мужчины;
4) психолого-педагогические:отношения к девочке и мальчику в окружающей микросреде и – вся системавоспитания дома и в детских учебно-воспитательных учреждениях. (11)
Как же этиособенности преломляются в повседневной деятельности школьного педагога — учителя начальных классов.
Отметим здесьдва аспекта: аспект общей организации совместной воспитывающей деятельности иаспект специальной заботы педагога о правильном взаимоотношении полов.
Первыйаспект предполагаетдостижение общей цели воспитания – создание условий для самоактуализации вразнообразных видах деятельности: интеллектуальной, ценостно-ориентировочной,трудовой, общественной, художественной, физкультурно-спортивной, в свободномобщении. Жизнь классного (школьного) коллектива должна быть насыщенной и разнообразной:тематические классные часы, интеллектуальные игры и недели школьной науки,походы и экскурсии, вечера встречи и «Огоньки», трудовые десанты и акциимилосердия, спортивные состязания и эстафеты, посещение театров и музеев,выставки собственных работ и творческие вечера, лагеря труда и отдыха, прогулкина природу и чаепития «под зелёной лампой»…Да много ёще чего естьувлекательного для школьников-малышей, подростков, старшеклассников.
Вот примеры.Московский учитель Л.А. Нотов последовательно демонстрирует свою подлиннуюпозицию мужчины: всегда берет на себя и на мальчиков (юношей) физически итехнически трудную работу, при входе в класс галантно пропустит девочку вперед,никогда не говорит с девочкой сидя, подаст отвечающей девочке мел, легко скажеткомплимент, поспешит поднять упавшую вещь.
Шестиклассницыс возмущение прибежали к учителю-мужчине жаловаться на «плохое поведение»мальчишек: «Александр Сергеевич! А наши мальчишки не джентльмены, они….»(дальше следовал большой перечень «прегрешений»). А он с невозмутимымспокойствием ответил: «Джентльмены бывают там, где есть дамы! Может не толькомальчики, но и вы в чем-то не на высоте а?» Девочки вмиг посерьезнев,задумались.
Особоговнимания и такта требуют девочки и мальчики, перенесшие травмы детства»: ссорыв семье, распад семьи, уход одного из родителей, жизнь в неблагополучной семье,с родителями алкоголиками и наркоманами, половая распущенность родителей,различного рода посягательства на половую неприкосновенность детей ит.д. Этидети нуждаются в специальной педагогической поддержке – в решение проблем,связанных с душевным здоровьем, с психологической реабилитацией, социальнойадаптацией в мире взрослых и детей.
Второйаспектдеятельности школьного педагога в решение задач полоролевого воспитания – этоформирование адекватного отношения девочек и мальчиков к противоположному полу.В основе его – макаренковское «воспитание того интимного уважения к вопросампола, которое называется целомудрием»
Попробуемздесь сформулировать некоторые методические правила:
● Ознакомление педагога спсихофизиологическими основами взаимоотношения полов; профессионально итактичное использование знаний с учетом возраста и уровня индивидуальногоразвития ребенка.
●Умение педагога разбираться в философско-этических и эстетических проблемах,связанных с вопросами пола: любви, счастья, ревности, долга, брака, семьи….Чистота и открытость нравственно-этической позиции педагога в вопросах пола.
●Умелая подборка художественных произведений на данную тему (литературы, живописи,музыке), умение с их помощью решать педагогические задачи.
Истинныемужественность и женственность воспитываются. Более того, их формирование непобочная, а важнейшая задача воспитания. Ее решение – необходимое условиесчастья детей в будущем. Педагогическая грамотность родителей проявляется втом, насколько им удается воплотить в дочери идеал женственности, а в сынемужественности. Порой они делают это неосознанно или в силу традиций. Примерродителей, их поведение, внешние и внутренние качества, нравственныевзаимоотношения между членами семьи являются самым действенным средствомполоролевого воспитания. (14)
К сожалению,сейчас, в ХХIвеке, в борьбе за «равноправие» женщины перешли на чужое поле, а своипозиции сдали. Они утратили женскую мягкость и наивную теплоту души, котораятак трогает сильных мужчин. И что же они получили в замен? Современный стильмолодой женщины: напористость, агрессивность, дерзость. Девушки-подросткизанимаются каратэ, ушу, курят, пьют, матерятся, вступают в банды. Бытьженственными для многих стало быть не престижным, это воспринимается какпроявление слабости. В почете подруги Хи-Мэна способные кулаком уложитьпротивника. (20)
Длясоциализации мальчиков и девочек необходимо использовать различные видыискусства.
ГЛАВА 2. ВОСПИТАНИЕМЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ НА ЗАНЯТИЯХ РИТМИКОЙ И ХОРЕОГРАФИЕЙ С УЧЕТОМ ГЕНДЕРНЫХОСОБЕННОСТЕЙ
2.1 ВОСПИТАТЕЛЬНЫЕФУНКЦИИ ХОРЕОГРАФИЧЕСКОГО ИСКУССТВА
Средимножества форм художественного воспитания подрастающего поколения хореографиязанимает особое место. Занятия танцем не только учат понимать и создаватьпрекрасное, они развивают образное мышление и фантазию, дают гармоничноепластическое развитие.
Танецявляется богатейшим источником эстетических впечатлений ребенка, формирует егохудожественное «Я», прививает основы этикета и грамотной манеры поведения вобществе.
Главная задачамассового хореографического воспитания школьников в системе дополнительногообразования – не наработкатехнических возможностей детей, некопирование профессионального обучения, а воспитание тех лучших человеческихкачеств, которые в дальнейшем помогут ребенку вписаться в социальную жизнь,гармонично строить свои личные и самые интимные отношения, выработать иммунитетпротив примитивного, пошлого, вульгарного.
Обучение танцу,особенно на начальных стадиях, связанно с большими физическими нагрузками, снеобходимостью бороться с усталостью физической и нервной, поэтому желательнораздельное обучение мальчиков и девочек, то есть мужской и женский классы, гдесуществуют различия в методах обучения. Делаются акценты на развитие тех илииных групп мышц, увеличиваются или уменьшаются физические нагрузки (взависимости от класса и возраста).
В преодолениитрудностей у детей вырабатывается настойчивость, выдержка, самообладание, радостьдостижения результата, радость самого процесса преодоления трудностей. Все этикачества, несомненно, будут перенесены учащимися в реальную жизнь, помогут им врешении других задач.
Воспитываясьв танцевальном коллективе, ребенок как ни где в другом месте прочувствует своелибо женское, либо мужское начало. С первых занятий по постановке корпуса детизнакомятся со строением своего тела, где кроме головы, рук и ног существуютженские и мужские различия. Педагог объясняет, что правильная осанка это и женскаякрасота, и мужская статность; занятия танцем приучают к выносливости, чтоважно для мальчиков; изящности и выразительности, необходимых для девочек.
Существуетряд специфических (мужских и женских) различий в основных положениях, технике иманере исполнения движений:
Положениерук:
· удевочек — «на талии»,
· умальчиков – «на поясе».
Специальныедвижения:
· мальчики– глубокие приседания, присядки, хлопушки, силовые трюки, большие прыжки,широко раскрытые руки, поддержки.
· девочки– всевозможные вращения, дробные выстукивания, мягкие позировки, плавные ходы.
Манераисполнения:
· удевочек – мягкая, плавная, кокетливая, нежная, кроткая,
· умальчиков – мужественная, широкая, четкая, сдержанная.
Ребенок 6-10лет, сталкиваясь в жизни, в литературе со многими морально-нравственнымикачествами человека — с добром и злом, — приходит в коллектив уже достаточноэмоционально и психологически подготовленным как к физической работе, так и кнравственному восприятию. Художественное творчество заставляет ребенка порицатьзло, эгоизм, жестокость, зависть, невежество, лень. Правильно подобранныйтанцевальный репертуар воспитывает такие качества как: доброта, любовь кприроде, родной отчизне, дружба и бережное отношение друг к другу.
Одной изважнейших задач учителя является художественно-эстетическое воспитание егоучеников. Универсальным средством эстетического воспитания является хореография,поскольку ее специфика определяется разносторонним воздействием на человека.Решая те же задачи эстетического и духовного развития те же, что и музыка,танец дает возможность физического развития, а так же способствует успешномуусвоению половых ролей. Тренировка тончайших двигательных навыков, котораяпроводится в процессе обучения хореографии, связанна с мобилизацией и активнымразвитием многих фундаментальных функций человеческого организма:кровообращения, дыхания, нервно-мышечной деятельности, понимание функциональныхвозможностей своего тела способствует воспитанию уверенности в себе,предотвращает появление различных психологических комплексов. А также хореографическоеисскуство повышает культурный уровень учеников, расширяет их кругозор,способствует правильному восприятию ими действительности, верному подходу коценке произведений искусства.
Хореография,как никакое другое искусство, обладает огромными возможностями для полноценногоэстетического, гармоничного духовного и физического развития детей иподростков. Это особенно важно сегодня, когда проблемы формирования культурыповедения современного человека чрезвычайно актуальны. Культураповедения усвоенная на занятиях способствует усвоению половых ролей и культурыповедения в современном обществе.
2.2 СОДЕРЖАТЕЛЬНАЯ ОСНОВАПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ УЧИТЕЛЯ НАЧАЛЬНЫХ КЛАССОВ НА ЗАНЯТИЯХ РИТМИКИ ИХОРЕОГРАФИИ
Основой профессиональнойдеятельности учителя начальных классов на занятиях ритмики и хореографииявляется классический танец, народно-сценический танец, ритмика, современныйтанец, эстрадный танец, бальный танец. Дадим краткую характеристику каждому изних.
Ритмика
· даетучащимся элементарные основы музыкальной грамоты, вырабатывает навыкиисполнения движения в определенном ритме и темпе, в соответствии с содержаниеми структурой музыкального произведения.
· развиваетмузыкальную и двигательную память, чувство ритма, музыкальный слух, координациядвижений и ориентирование в пространстве.
Классическийтанец
· красотаи выразительность движений, сила и ловкость;
· развитиемышечно-двигательного аппарата, дыхательной и сердечно-сосудистой системы;
· воспитываеттрудолюбие, закаляет волю и характер.
Классическийтанец является фундаментом обучения для всего комплекса танцевальных дисциплин.Он развивает физические данные учащихся, формирует необходимые техническиенавыки, является источником высокой исполнительской куль туры. В этом — егоглавное воспитательное значение.
Народныйтанец – составляет основу репертуара многих самодеятельных коллективов:
· важноесредство национального, интернационального и патриотического воспитания;
· помогаетдетям раскрепоститься, почувствовать свою национальную принадлежность;
· знакомитс культурой других народов, воспитывает уважение к народным традициям;
· являясьмажорным, развивает положительные эмоции ребенка.
Историко-бытовойи современный бальный танец
· знакомитс историей и пластическими характерами прошлых эпох;
· прививаеткрасивые, благородные манеры;
· развиваетчувство позы, танцевальную координацию, изящность движений всего тела;
· формируеткультуру поведения и общения, прививает навыки вежливости, умения вести себя вобществе;
· учитбыть подтянутым, элегантным, корректным.
Этот видхореографического искусства оказывает большое влияние на развитие внутреннейкультуры учащихся.
ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКАЯ ЧАСТЬ
В процессе прохождения государственной практики в средней школе №15Петропавловска-Камчатского в соответствии с программой дополнительнойподготовки в области ритмики и хореографии, я работала на базе эстетическогоцентра «Гармония» при музыкальном училище в качестве учителя хореографии. Вовремя занятий с группой детей младшего школьного возраста мной реализоваласьвоспитательная работа с учетом гендерных особенностей. Перед началом занятиймальчики и девочки не знали стереотипов мужского и женского поведения в танце.После проведения занятий произошло усвоение половых ролей (см приложение), чтоподтвердило выдвинутую нами гипотезу — если учитель начальных классов на занятиях ритмики и хореографиистроит учебно-воспитательный процесс с учетом гендерных особенностей детей, топроисходит усвоение мальчиками и девочками половых ролей.
ПРИМЕРПЕРВОГО УРОКА ПОДГОТОВИТЕЛЬНОЙ ГРУППЫ
План урока
Вводная частьурока:
· приглашениеучеников в зал;
· расстановкаучеников вдоль станков;
· приветствие,знакомство с педагогом и концертмейстером;
· обходдетей и знакомство с их осанкой;
· беседа-диалого танце;
· знакомствос элементами ритмики: слушание музыки и определение ее характера, темпа иразмера; воспроизведение хлопками и притопыванием ритмического рисунка.
Подготовительнаячасть урока:
· маршировкавдоль станков сначала бытовым и затем танцевальным шагом в различных ритмах(4/4, 3/4, 2/4) — в ритме марша, в ритме вальса, в ритме польки, меняя темп ивключая паузы (на один такт 4/4, на 2/4, на 3/4);
· вспомогательныеупражнения на полу.
Основнаячасть урока — азбука классического танца:
· расстановкадетей у станка;
· объяснениеи разучивание правильного положения тела и его частей при сомкнутых ногах и сразворотом на 90-120°;
· знакомствос пятью позициями ног, тремя позициями рук и подготовительным положением рук;
· правильноеположение тела в 1 полувыворотной позиции ног.
Заключительнаячасть урока — поклон при полувыворотном положении ног (в ритме марша 4/4).
Перед началомзанятий педагог проводит беседу с родителями об одежде детей, о гигиене, одисциплине и т.д. Дети занимаются в белых купальниках и мягких балетных туфлях.
ОПИСАНИЕ УРОКА
Вводная частьурока.
На первомуроке педагог проводит организационную беседу, на которой он говорит о своихтребованиях, предъявляемых к ученикам: форма, культура поведения на занятияхПедагог знакомится с родителями учеников. На первом уроке педагог знакомитучеников с залом, с правилами расположения учеников в танцевальном зале,говорит о постановке корпуса.
После этогопедагог начинает знакомиться с каждым учеником, с его профессиональными данными- проверяет осанку, просит показать подъем ноги на полу в сторону, затем,поднимая ногу своего будущего ученика, определяет высоту шага в сторону,изучает гибкость его тела назад и вперед (назад — у станка, вперед — насередине зала).
На этом же урокедети знакомятся с элементами ритмики и музыкальной, грамоты. Им объясняютзначение музыки в хореографическом искусстве. Концертмейстер играет, а детиопределяют характер музыки и ее темп. Затем их знакомят с музыкальнымиразмерами 4/4,’ 3/4, 2/4. Хлопая в ладоши и притопывая, они воспроизводятразнообразные ритмические рисунки.
Подготовительнаячастьурока.
Педагогобъясняет детям, что такое бытовой шаг и что такое танцевальный. Педагогзнакомит учеников с разными музыкально-танцевальными жанрами: классическим,характерным, историко-бытовым, современным.
Затем вместес педагогом дети разучивают несколько вспомогательных физических упражнений наполу, для чего, взяв коврик, располагаются в шахматном порядке на равныхрасстояниях друг от друга. Сначала выполняются упражнения на напряжение ирасслабление мышц ног, затем на выворотность ног. Занимаясь партернымиупражнениями на ковриках, ученики осваивают технику исполнения тех или другихдвижений.
Основнаячасть урока — азбука классического танца.
Педагог объясняетдетям правильное положение тела и его частей при сомкнутых ногах. При этомследует обратить внимание на следующее:
· тело должно находиться натаком расстоянии от станка, чтобы руки без упора лежали на палке станка и былина уровне талии;
· четыре пальца рукисобраны, большой палец не обхватывает палку, а находится рядом с указательнымпальцем, не прижимаясь к нему, запястье кисти опущено;
· руки в локтях слегкасогнуты, в области подмышек к телу не прижаты;
· локти отведены слегка всторону от корпуса;
· ноги сомкнуты так, чтобыносок одной ноги был прижат к носку другой, а пятка к пятке, колени и бедрасоединены друг с другом;
· стопы должны плотноприлегать к полу, (без упора и завала на большой палец), чтобы тяжесть теларавномерно распределялась на две ноги;
· ноги выпрямлены, бедраподтянуты, коленные чашечки подтянуты наверх, ягодичные мышцы собраны в областикопчика;
· живот слегка втянут, аталия как бы стянута поясом («схвачена»);
· плечи свободно опущены,ключицы расправлены, грудная клетка – в положении выдоха;
· нижние края лопатоктянутся вниз к пояснице.
Дляправильной осанки важное значение имеет положение корпуса относительно ног:
· таз в центре,
· позвоночник вытянут,
· голова спокойно инепринужденно смотрит прямо,
· подбородок не вниз и невверх, а только прямо,
· шея не напряжена (следитьспереди и сзади),
· все части теласимметричны.
Педагогпроверяет осанку детей и отмечает тех, у кого осанка правильная (нормальная).
Затем педагогзнакомит учеников с существующими в классическом танце позициями рук и ног. Имобъясняется, что такое правильное положение тела (корпуса, ног, рук, головы)при полувыворотном положении ног. Проверив правильность положения тела и ног,педагог предлагает детям постоять таким образом в течение двух четырех тактовмузыкального аккомпанемента.
В конце урокаследует показать, как делается поклон, когда ноги поставлены в полувыворотноеположение (90 -120°).
Дети отходятот станков и поворачиваются лицом к педагогу, разворот ног 120 гр., на счётраз-два голова наклоняется, на счет три-четыре голова поднимается.
ПРИМЕР ВТОРОГОУРОКА ПОДГОТОВИТЕЛЬНОЙ ГРУППЫ
План урока
Вводная частьурока:
· приглашёние учеников взал и расстановка их по местам;
· приветствие;
· опрос учеников поритмической части материала первого урока;
· изучение схемытанцевального (балетного) зала.
Подготовительнаячасть урока:
· повторение:дети маршируют вдоль станков, шаг бытовой и танцевальный, размер: 4/4, ¾,2/4.
· новыйматериал: правильное положение тела и его частей при маршировке;
· новыйматериал; маршировка по залу в различных темпах и ритмах;
· повторение:дети выполняют вспомогательные упражнения первого урока на полу;
· новыйматериал: вспомогательные упражнения на полу на укрепление брюшного пресса, навыворотность ног, на исправление сутулости, седлообразной поясницы, асимметриилопаток.
Основнаячасть урока — азбука классического танца:
· повторение:дети демонстрируют правильность постановки тела (корпуса, ног, рук и головы) в1 позиции ног в полувыворотном положении лицом, к станку:(120°);
· новыйматериал: изучение: подготовительного положения рук.
Заключительнаячасть урока:
· подскокив 1 позиции с разворотом на 90 – 120 гр.;
· полька– свободная импровизация;
· поклонв 1 позиции в полувыворотном положении ног.
ОПИСАНИЕ УРОКА
Вводная частьурока.
Педагогприглашает учеников в зал, и дети встают на свои места. Урок начинается сприветствия, после чего педагог с учащимися повторяет весь материал, пройденныйна первом уроке, и приступает к изложению нового материала.
Подготовительнаячасть урока:
Детимаршируют под музыку. Они проходят по залу то шеренгой, то колонной по кругу,то по диагонали, то по прямой линии, расходятся направо, налево, объединяясь впары и в четверки, следя при этом за дистанцией и интервалами.
Во время маршировкии бега необходимо объяснить детям, в чем заключается правильное положение телаи его частей, обращая особое внимание:
· наумение передавать тяжесть тела с одной ноги на другую при спокойном положениикорпуса;
· насимметрию расположения частей тела;
· наподтянутость, легкость и собранность фигуры ребенка (она должна быть, как быустремлена вверх, но без излишнего напряжения);
· направильное положение ног во время движения, особенно стоп;
· чтобыкорпус дети держали прямо, плечи были бы опущены к лопаткам, грудная клеткаслегка развернута, голова не запрокидывалась и не опускалась вниз, шеясвободная, не напряженная.
Повторивупражнение подготовительной части первого урока, исполнить упражнения,помогающие исправлению сутулости, седлообразной поясницы, асимметрии лопаток.
Упражнения,способствующие исправлению отклонений в осанке, следует включать в занятиякаждый раз; с каждым уроком увеличивать количество исполняемых движений;примерно к концу первой четверти необходимо разучить все упражнения подготовительнойчасти урока и добиться точного их исполнения.
Основнаячасть урока — классический экзерсис.
Детиповторяют правила постановки тела (корпуса, ног, рук и головы) в 1полувыворотной позиции, лицом к станку и стоят в таком положении 4 такта. Затем,приподняв руки со станка, спокойно опускают их вниз, сохранив правильноеположение тела.
Когда ученикунужно встать в I позицию с разворотом стоп на I20° у станка, необходимособлюдать следующее правило: телу надо придать отвесное положение, подав его слегкавперед. Такое же положение тело должно сохранить и без опоры, контролируяравновесие. Педагог при этом должен проверить правильность исполнения у каждогоученика и затем предложить детям расслабиться.
Приразучивании подготовительного положения рук дети становятся вдоль станков лицомв центр зала или к зрителю (руки опущены вдоль тела) и слушают объясненияучителя.
Вподготовительном положении руки свободно опущены вдоль тела и не соприкасаютсяс ним (в подмышках свободно), образуя овальную форму, слегка закругленную влоктевом суставе. Локти направлены в стороны. Кисти рук продолжают овальнуюформу всей руки. Ладони слегка закруглены, пальцы сгруппированы в фалангах инаправлены в стороны. Большой и средний пальцы приближены друг к другу, но несоприкасаются. Указательный палец и мизинец продолжают слегка закругленнуюобщую линию от локтя. Кисти рук немного приближены.
Педагогпроходит по залу, осматривая правильность исполнения подготовительногоположения рук, и сразу поправляет и делает замечания.
Затемподготовительное положение рук исполняется под музыку. Педагог сообщаетконцертмейстеру музыкальный размер и число тактов, необходимых длясопровождения. Перед началом исполнения концертмейстер играет вступление, длятого чтобы дети настроились на определенную музыку.
Подготовительноеположение повторяется несколько раз всеми вместе, отдельными группами иотдельными учащимися.
Заключительнаячасть урока.
Сначала детивыполняют подскоки в 1 позиции ног с разворотом на 90 120°. Затем безсоблюдения правил исполняются па польки подскоками (свободная импровизация).
После этогодети выстраиваются по линиям в шахматном порядке, встают в 1 позицию, руки вподготовительном положении и делают поклон.
Педагогговорит, что урок закончен. Дети благодарят педагога и расходятся. Отдельнымученикам даются домашние задания по вспомогательным упражнениям.
РЕКОМЕНДАЦИИ ПО ПРОВЕДЕНИЮУРОКА
1. К концу второй неделидети обычно уже разучивают вспомогательные упражнения подготовительной частиурока, но еще не могут их качественно исполнить. Для этого требуются время ипостоянные дополнительные тренировки дома.
2. Первое время на занятияхосновное внимание уделяется постановке тела (корпуса, ног, рук и головы) в 1, 2и 3 позициях в выворотном положении ног (разворот ног на 180 гр.) лицом кстанку, придерживаясь двумя руками за палку лицом в центр зала, положивраскрытые руки палку станка. Особо обращается внимание на постановку стопы впозициях — не допускать завала на переднюю часть ноги. Снимал руки со станка,следует начать тренировать равновесие.
3. Однако к этому времени невсе дети могут стоять выворотно (с разворотом ног на 180 гр.) и в 1, и во 2позициях, поэтому допускается разворот ног на 160 170°
4. Для выработки равновесиятела большую роль играют правильно поставленные руки, так как они выполняютроль регулятора равновесия.
В экзерсисе устанка и на середине зала на каждом уроке необходимо выполнять упражнения длярук, их комбинации и пор де бра (1-е, 2-е и 3-е), координируя движения рук споворотами и наклонами головы и одновременно согласовывая е движениями ног.
В дальнейшемзначение рук на уроках классического танца будет возрастать, поскольку онинесут также пластическую функцию.
5. Путем исполнениявспомогательных подготовительных упражнений можно добиться значительногоулучшения стоп.
В экзерсисепри вытягивании стопы нужно соблюдать ряд правил: недопустим скос стопы,«скрючивание» ее, все пальцы должны быть сгруппированы, все мышцы направлены ксреднему (третьему) пальцу, свод стопы вытянут и щиколотка напряжена.
Все указанныедвижения у станка исполняются в 1, 2 или 3 позиции.
Это связано стем, что можно контролировать и легко устранять завал на большой палец(особенно в 1 позиции), тем самым добиваться устойчивого положения стопы наполу, а значит, и устойчивости тела.
В 3 позициипедагог может устранить такую ошибку, как асимметрия бедер. Обычно в 5 позиции,когда одна нога впереди, боковая часть передней ноги выдвигается вперед.
Движениярекомендуется изучать в трех ракурсах:
· стоялицом к станку – руки на палке;
· стояспиной к станку – руки раскрыты в стороны и положены на палку;
· стоябоком к станку – одной рукой за палку.
Важновнимательно следить, как ученик выполняет движения, держась одной рукой запалку. Необходимо контролировать. На каком расстоянии от станка он стоит, кудакладет кисть опорной руки. Нельзя стоять близко к станку, нельзя удаляться отнего. Ученик должен видеть кисти рук, локоть опущен, голова прямо. Недопустимзавал плечом на опорную руку, поэтому для контроля иногда детям нужно предлагатьприподнимать кисть руки над палкой.
Не требоватьв течение долгого времени полной выворотности.
Большоевнимание уделять танцевальным элементам, танцам, этюдам: русский танец,полонез, полька. Можно исполнять и танцы собственного сочинения – импровизации.
Разработкатанца
Сюжет.
Верона XVI век. Бал. Юная Джульеттавпервые попадает на бал и встрече\ает Ромео.
О, чудо! Ихнастигла любовь. Но враждующие семьи всячески пытаются помешать их отношениям.
Чувства жевлюбленных сильны их невозможно разрушить, они выше всего этого. Люди не всилах убить настоящую любовь. Любовь сильнее всех преград, сильнее смерти.
Драматургическийразбор
Пролог.Участники выходят по одному и становятся в статичные позы, характеризующие XVI век.
Завязка.Встреча на балу Ромео и Джульетты.
Развитиедействия. О, чудо! Их настигла любовь.
Кульминация.Враждующие семь всячески пытаются помешать их любви.
Развязка.Чувства влюбленных сильны, их не возможно разрушить. Любовь сильнее всехпреград, сильнее смерти.
Конфликт. Конфликт 2х семей.
Количестводействующих лиц.8 человек
Возрастучастников. 8-13 лет.
Участники. Наполупальцах выбегают и станавливаются. Через1-ую позицию выводят левую ногувперед, туловище немного наклонено в лево, руки в заниженной 2-ой позиции.
Наполупальцах отбегают назад. Номера 3,4,7,8, поворачиваются в противоположнуюсторону. Номера 8 и6, 4 и 2, 7 и 5, 3 и 1 обходят друг друга левым плечом.( по5-ой позиции делают переступание, круговые движения руками, согнутыми в локтях)
Номера 2,4,6,8идут на встречу номерам1,3,5,7 медленным шагом через 1-ую позицию. Руки взаниженной 2-ой позиции, согнуты в локтях, кисти опущены. Поклон (из 1-ойпозиции левая нога выводится вперед, правая согнута в колене (правая нога – центртяжести), правая рука отведена назад, левая в 3-ей позиции)
Участникиобходят друг друга через правое плечо. Шаг через 1-ую позицию. Правые руки в3-ей позиции.
Поклон
1,3,5,7номера правую ногу заводим перед левой, корпус наклонен вправо, поворот черезлевое плечо на полупальцах, руки в заниженний 2-ой позиции, кистиопущены.8,6,4,2 номера наоборот.
7,5,3,1номера (девочки) делают левой ногой шаг, правой мах от колена, поворот на 360 .2галопа, на 3 галоп корпус отклоняется назад, руки вытянуты вперед и разводятсяв стороны (3 раза)
Поклон.
Номера 3,5,7галопом бегут в правую сторону, номера 4,6,8 в левую сторону. Образуя круг. Вэто время номера 1,2 сходятся. Номера 3, 5, 8 становятся по левой стороне,номера3,5,7 по правой стороне сцены.
Номера 7и 8,5 и6, 3 и4 подходят друг к другу.
Участникиберутся за руки(через одного) и по очереди начинают наклонять корпусназад(начиная с номера 8) и также возращаются в исходное положение. Номера 1 и2 подходят к друг другу, остальные делают повороты в разные стороны.
Номера3.4,5,6,7.8 хаотично делают повороты приближаясь к номерам 1 и 2. номера 1 и 2присаживаются и обнимают друг друга.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
В светесовременной науки становится очевидной необходимость полового воспитания уже наступени дошкольного детства. В 20-е гг., о целесообразности дифференцированногов зависимости от пола подхода в воспитании детей говорили многие видныепедагоги и психологи (Н.К. Крупская, А.С. Макаренко, П.П. Блонский, М. М.Рубинштейн и др.). Но в силу ряда причин начиная с 30-х до 60-х гг., проблемаполового воспитания практически не решалась. Отечественная педагогика оказалась«бесполой», ориентированной на абстрактного ребенка без учета таких важнейшиххарактеристик, как половые психологические особенности. В соответствии сигнорированием этих особенностей воспитательный процесс был направлен наразвитие «усредненного» существа (Т.А. Репина). А результаты не заставили себяждать: у нас появилась целая популяция молодых людей, так называемых мужчин (поанатомическому признаку) с так называемой сексуально «поисковой» ориентацией. Ихотличительная особенность – самоощущение в себе женского начала. Адуховно-эстетическую нишу мужественности стали занимать женщины спротивоположными гормонально-генетическими сдвигами и нарушениями. Причембольшинству женственных юношей и мужественных девушек, а впоследствии мужчин иженщин с такими комплексами, их самочувствие уже стало привычным, а потому онисчитают себя совершенно нормальными. При этом на наших глазах мужественныедевушки с деградирующими детородными функциями все более и более теснятслабеющих в мужестве юношей. А ведь лишь мужчины могут полноценно ицеленаправленно поддерживать сильную государственность. В нынешней глобальнойцивилизации в последствие объективного распределения психологическихвозможностей полов, у женщин – другие цели. Это в основном – поддержка жизнисемьи, воспитание детей. У мужчин – забота о внешних по отношению к семьефакторах (в первую очередь это факторы, обеспечивающие нормальноефункционирование государственных и цивилизационых институтов), без чего не можетсуществовать полноценная семья в государстве. И лишь в человеческом объединенииусилии мужчин и женщин – согласно объективно заданным приоритетампсихологических особенностей полов, где не существует подавления мужского либоженского начал – возможна сильная государственность, основанная на сильной иобъективно нормальной семье.
Задачейкаждого педагога является — изменить сложившуюся обстановку в стране. Для этогонеобходимо грамотная помощь детям в их социализации.
Результатыпроведенного мною исследования показывают — добиться позитивных изменений вусвоении стереотипов мужского и женского поведения возможно и это поможет ихсоциализации. Но становится очевидным необходимость систематической работы сдетьми, а в частности с младшими школьниками.
ПРИЛОЖЕНИЯ
Различия в восприятиитекста литературного произведенияМаскулинное Феминное
Книга — отражение жизни многих людей.
В книге показан поиск истины, финал логичен.
Книга читается глазами взрослого («эдипального
читателя»).
Чтение — адекватное восприятие написанного
автором.
Чтение умом.
Чтение — следование авторской мысли.
Чтение — поиск авторских тем.
Воспоиятие художественного времени:
рождение — развитие — смерть.
Проверка содержания понятийным аппаратом
(автор — герой — жанр — действительность).
При чтении проявляется стремление познать смысл явлений, событий. Толкование произведения однозначное, сингулярное (в пределах теории Б.О. Кормана). Чтение по преимуществу объективное. Предпочтение отдаётся эпическим и несмешанным формам (например, роману)
Книга — всего лишь жизнь читателя.
В книге нет поиска истины, а лишь отражение
моего «Я» и логического финала у неё нет,
ситуация должна быть не завершена.
Книга читается глазами ребёнка
(«доэдипального читателя»).
Чтение — свободно-субъективное,
с гендерной маркировкой.
Чтение чувствами.
Чтение — замена автора читателем.
Чтение — поиск своих, женских тем.
Восприятие художественного времени;
становление — повторение — сопротивление.
Проверка содержания нетрадиционным (непатриатным) понятийным аппаратом. При чтении проявляется любовь к звуку, цвету.
Толкование произведения амбивалентное, вариативное, неоднозначное, т.е. «читательское» (в пределах теории «смерти автора» Р.'Барта). Чтение по преимуществу субъективное. Предпочтение отдаётся малым и смешанным формам (стихотворению, новелле, рассказу, эссе, мемуарам, автобиографии)
Различия в языке, письмеМаскулинное Феминное
Письмо — синтез рационального и
чувствительного.
Письмо — отражение логического
начала.
Язык — логический, синтаксически
правильный.
Внимание — произнесённому
(ораторскому) слову.
Язык — ясный, логический.
Язык — отцовский, патриатный.
Язык тяготеет к дефинициям
Письмо — преобладание сверхчувственного.
Письмо — отражение эротического начала.
Язык — стихия противоречивых высказываний, запутанности при отсутствии выражающих основной смысл слов. Внимание — написанному (эпистолярному) слову. Язык — речь Алисы с невозможностью дешифровки.
Язык — материнский с ритмическими импульсами.
Язык тяготеет к пародийности, мимитизации
Различия в конструированиитекстаМаскулинное Феминное
Конструирование текста — работа
с чёткой целью.
Выделяются тема и ремарки, главное
и детали.
Текст конструируется на сознательном
уровне.
Текст структурируется, строится
на бинарности (правда — ложь,
добро — зло)
Конструирование текста — игра
в «удовольствие».
В тексте ведётся поиск мелочей и
деталей, не относящихся к главной
теме.
Текст конструируется
на бессознательном уровне.
Текст конструируется путём отказа
от бинарности.
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ
1. Еремеева В.Д., ХризманТ.П. Мальчики и девочки — два разных мира. Нейропсихологи – учителям,воспитателям, родителям, школьным психологам. – СПб.: «Трускарора», 2003.
2. Куликова Т.А. Семейнаяпедагогика и домашнее воспитание. Москва 1999.
3. Санюкевич Л.И. Половоевоспитание детей и подростков. – Мн.: Нар. асвета,1979.
4. Алешина А.Е. Воловин А.С.Как воспитать не мальчика, но мужа. // Воспитание школьников. 1999 №7
5. Алешина А.Е. Воловин А.С.Проблемы усвоения ролей мужчины и женщины.
6. Аникеева Н.Гендерныеотношения в воспитательном пространстве // Лучшие страницы педагогическойпрессы. 2003 №2
7. Базарный В. Андреева Л. Агде же мальчик? // Литературная газета 2004 №42
8. Бужигеева. М.Ю. Гендерныеособенности детей на начальном этапе обучения // Педагогика. 2002 №8
9. Буленкова Н. Школавоспитания девушек // Воспитание школьников. 2002 №6
10. ЖуравлевД. Неполные семьи: как помочь детям? // Народное образование 2006 №1
11. ЕрофееваН. В классе мальчики и девочки…Как их учить? // Народное образование 2001 №2
12. ЕфремовК. Ефремова Н. Он и Она. Мобильность и стабильность // Народное образование 2003№6
13. КонИ.С. Отцовство как социокультурный институт //Педагогика 2005 №9
14. МаленковаЛ. Проблемы усвоения половых ролей мужчины и женщины В одном классе – дваразных мира. // Народное образование 2002 №7
15. НадолинскаяЛ.Н. Влияние гендерных стереотипов на воспитание и образование // Педагогика.№5.2004
16. НиколаеваМ. «Педагогическая поддержка младших школьников» Народное образование №1 2006
17. ОстапенкоА. Может ли школьная оценка быть справедливой? \\Народное образование 2006 №1
18. ПыжиковА.В. Раздельное обучение в советской школе // Педагогика. 2004 №5
19. СабировР. Наука – «бесполой» школе // Народное образование 2002 №6