Реферат
Воспитание у детей культуры поведения
Содержание
1 Определение понятий«культура поведения», «этика». Культура поведения — действенное проявлениеуважения к окружающим
2 Культурно — гигиенические правила. Методы и приёмы формирования у детейкультурно-гигиенических навыков и привычек
3 Содержание понятия, «культураобщения». Правила культуры общения. Методы и приёмы формирования культурыобщения детей со взрослыми и сверстниками
4 Содержание понятия«культура деятельности». Правила культуры деятельности. Методы и приёмы её формированияс учётом возрастных особенностей и возможностей детей
Литература
1 Определение понятий «культура поведения», «этика». Культураповедения — действенное проявление уважения к окружающим
Одним из направлений в нравственном развитии ребенка являетсявоспитание культуры поведения. Основным принципом формирования культурыповедения ребенка дошкольного возраста является воспитание его в коллективе ичерез коллектив. И начинается этот процесс в детском саду, где воспитанникампрививают умение совместно и дружно играть и трудиться, проявлять сочувствиедруг другу, ответственность за участие в общем деле, оказывать взаимную помощь,быть дисциплинированным.
Понятие «культура поведения дошкольника» можно определить каксовокупность устойчивых форм повседневного поведения в быту в общении, вразличных видах деятельности.
Объектом изучения этики служат мораль и нравственность, т.е. этоучение о том, как нужно вести себя в обществе друзей и близких.
Культура поведения не сводится к формальному соблюдению этикета.Она тесно связана с нравственными чувствами и представлениями и в свою очередь,подкрепляет их.
В содержании культуры поведения дошкольников можно условновыделить следующие компоненты: культура деятельности, культура общения,культурно-гигиенические навыки и привычки.
Ребенку свойственна широкая гамма чувств, неоднозначных по своимпроявлениям. По отношению ко взрослым и сверстникам — это может быть любовь инеприязнь, симпатия и антипатия, сочувствие и равнодушие, справедливость изависть; по отношению к себе — чувство собственного достоинства и дажесамоуверенность или, напротив, чувство неуверенности в своих силах.
Нравственные чувства отражают общественную мораль (в отличие отэгоистических чувств, отражающих лишь личные интересы). Правила, требования,мотивы поступков, базирующиеся на нравственных чувствах, в основном понятныдошкольнику, поскольку с первых лет жизни связи его с окружающим достаточноразнообразны. Поэтому с полным правом можно говорить об особой роли чувств ввоспитании ребенка вообще и культуры поведения в частности.
Закрепление форм нравственного поведения, превращение их впривычку и потребность происходит лишь на основе положительно-эмоциональногоотношения ребенка как к самим совершаемым действиям, так и к тем взрослым,которые их организуют и регулируют. В этом случае нравственные чувства,например уважение к педагогу, любовь к родителям, доброжелательность ксверстникам и другие, выступают как самостоятельный движущий мотив поведениядетей. Этот мотив достаточно силен и значим в глазах ребенка, потому что чувствадошкольников отличаются особенно яркой эмоциональной окраской,непосредственностью и искренностью.
В воспитании культуры поведения первостепенное значение имеетпример воспитателя. Его внешний облик, поступки и суждения, вежливость,спокойный тон разговора, справедливое отношение к окружающим, и прежде всего кдетям, — важный и действенный пример для подражания. Однако одним личнымпримером всех вопросов воспитания все же не решить. Процесс воспитания культурыповедения очень сложен, предполагает сознательное и гибкое применение педагогомбогатого арсенала различных методов. Необходима также «подвижность» средстввоспитания, их постоянная корректировка. Нередко бывает, что проверенныйпрактикой метод вдруг перестает быть эффективным. Педагог должен внимательноследить за тем, как каждый из его подопечных воспринимает воспитательныевоздействия и влияния. Нужно как можно раньше определить уровень нравственнойвоспитанности каждого из детей. Наблюдения позволяют выявить у каждого ребенкаприсущие ему особенности поступков, интересов, отношений с окружающими,трудности в освоении навыков культуры поведения. Это, в свою очередь, служитосновой для оценки динамики развития ребенка и корректировки дальнейшегопроцесса воспитания.
Наблюдая за детьми, воспитатель одновременно старается определить,насколько типичен для ребенка тот или иной проступок (грубость в разговоре стоварищем, небрежность в еде и одевании, отказ в ответ на просьбу убрать наместо игрушки и т. п.), стремится вовремя заметить все то новое, чем овладелего воспитанник.
Чтобы лучше узнать ребенка, педагогу необходимы сведения о егоповедении дома. Поэтому до начала учебного года следует обязательно посетитьсемьи тех детей, которые должны впервые прийти в детский сад. Это даствозможность познакомиться с членами семьи, выявить условия жизни малыша,особенности и традиции воспитания, пообщаться с ним в привычной для ребенкаобстановке.
Но этим контакты с семьей, конечно же, не должны ограничиваться.Необходимы плановые посещения семьи — примерно два раза в год. Они даютвозможность направлять родителей на правильное решение конкретных вопросоввоспитания своего ребенка.
Уже у младших дошкольников в разнообразных играх и наблюдениях, впроцессе труда по самообслуживанию и выполнению несложных поручений необходимовоспитывать положительное доброжелательное отношение к окружающим его взрослым,желание охотно выполнять их требования, также вежливое обращение сосверстниками, бережное отношение к игрушкам и вещам, находящимся в общемпользовании.
В раннем возрасте закладываются основы доброжелательных отношениймежду детьми. Это умение играть, не мешая друг другу, проявлять сочувствие,делиться игрушками, согласовывать свои действия с действиями других детей. Дажесамый маленький ребенок обычно положительно настроен по отношению к партнеру, ипроявляет интерес не только к нему, но и к предмету, с которым тот действует.Но вначале (в возрасте 10 месяцев — 1 года 2 месяцев), не умея просить, и незная, что такую же игрушку можно найти в манеже или на полочке, ребенок беретее у соседа и с удовольствием проделывает только что увиденные действия.
Чтобы это пока безобидное проявление невоспитанности непревратилось в отрицательную привычку, нужно, чтобы дети умели соблюдатьправила поведения в группе. Ребенка постепенно приучают делать не только то,что можно, что нравится, но и то, что нужно, хотя и не хочется, воздерживатьсяот того, что хочется, но нельзя, спокойно подождать, пока взрослые пригласят застол, подвинуться на диванчике, чтобы дать возможность сесть другому. Надо,чтобы дети знали, что плохо (мешать, сорить, кричать, ломать), а что хорошо(убирать на место игрушки, помогать друг другу и т.п.).
Для формирования доброжелательных отношений детей друг к другубольшое значение имеет правильная организация обстановки, в которой играютдети, подбор игрушек. Если малышей до 1 года 1 месяца — 1 года 2 месяцев держатв манеже и в комнате, где находятся дети второго и третьего года жизни, несоблюдается порядок в расположении игрушек, у них возникает отрицательнаяпривычка отнимать их друг у друга. Ведь они не знают, где найти предмет или егочасть, необходимые для продолжения игры. Целлулоидные и полиэтиленовые игрушки,обычно изображающие стилизованных животных, чаще всего используются детьми каккуклы. Поэтому, если в группе, где воспитываются дети старше 1,5 года, нетпосуды, кукольной мебели, одеял, тележек, т.е. нет ничего, кроме полиэтиленовыхигрушек, дети почти не играют с ними и, не зная, чем заняться, ссорятся. Наразвитии совместных игр детей третьего года жизни отрицательно сказываетсяотсутствие в группе крупных пособий (типа плиты, стола для кормления кукол),около которых могут одновременно играть двое-трое детей.
Одна из задач воспитания детей первой младшей группы —формирование у них предпосылок нравственного поведения икультурно-гигиенических навыков. Дети третьего года жизни, пришедшие в детскийсад, отличаются друг от друга уровнем воспитанности, владения различныминавыками и только начинают привыкать к новой для них обстановке. Отсюда — особоезначение в работе с малышами приобретает индивидуальный подход к каждомуребенку.
Прежде всего, педагогу необходимо добиться доверия ребенка, иборешающим методом воспитания малышей служит и непосредственное общение с нимивоспитателя. Ребенок младшей группы испытывает особенно большую потребность впостоянных контактах со взрослым. От того, как сложатся и будут развиватьсяотношения малыша со взрослыми, во многом зависят его взаимоотношения и культураповедения при контактах с более широким кругом людей.
Создание предпосылок культурного поведения маленького ребенкаведется по нескольким направлениям. Одно из них — формирование умения играть изаниматься, гулять и принимать пищу, спать во время тихого часа, одеваться иумываться вместе с группой сверстников, рядом с товарищами, т.е. в коллективе.При этом у детей развивается чувство коллективизма, столь важное для человека.Не менее важно привить интерес к трудовым действиям взрослых, желание помочьим, а позднее — и самостоятельно выполнять несложные трудовые действия посамообслуживанию. Воспитание бережного отношения к игрушкам и вещам, уменияпреодолевать небольшие трудности и доводить дело до конца, чувстваблагодарности за заботу и уход, послушания и чувства симпатии, дружелюбия кдетям и взрослым — все это основополагающие программные направленияпедагогической работы воспитателя в первой младшей группе детского сада.
2 Культурно — гигиенические правила. Методы и приёмы формированияу детей культурно- гигиенических навыков и привычек
В психологической науке навык определяется как автоматизированноедействие, хотя процесс освоения обязательно связан с его осознанием. Навыкипостепенно совершенствуются, перерастают в привычки, т.е. в потребностьпоступать определенным образом. Для успешного формирования такой потребностинеобходимо, чтобы мотивы, с помощью которых детей побуждают к действиям, былизначимы в их глазах, чтобы отношение к выполнению действий у ребят былоэмоционально-положительным и, наконец, чтобы при необходимости дети былиспособны проявить определенные усилия воли для достижения результата.Недооценка педагогом перечисленных условий может привести не только к потередетьми уже начавших закрепляться полезных привычек, но и к возникновению у нихчувства неудовлетворенности.
Следует помнить также, что у ребенка очень рано, уже на первом -второмгоду жизни, в силу особенностей его нервной деятельности, при неправильномвоспитании могут возникнуть и закрепиться вредные привычки (сосание пальцев,отказ умываться, пользоваться горшком, засыпать только при укачивании, братьпищу руками из тарелки, крошить хлеб, кричать и падать на пол, требуяжелаемого, и др.).
Важной задачей в работе с детьми первой младшей группы являетсявоспитание культурно-гигиенических навыков — опрятности, аккуратности в быту,навыков культуры еды как неотъемлемой части культуры поведения.
Культурно-гигиенические навыки — важная составная часть культурыповедения. Необходимость опрятности, содержания в чистоте лица, рук, тела,прически, одежды, обуви продиктована не только требованиями гигиены, но инормами человеческих отношений. Педагоги и родители должны постоянно помнить,что привитые в детстве навыки, в том числе культурно-гигиенические, приносятчеловеку огромную пользу в течение всей его последующей жизни.
Дети должны понимать, что в соблюдении этих правил проявляетсяуважение к окружающим, что любому человеку неприятно касаться грязной руки илисмотреть на неопрятную одежду. Неряшливый человек, не умеющий следить за собой,своей внешностью, поступками, как правило, небрежен и в работе.
Чтобы дети могли освоить культурно-гигиенические навыкинеобходимо, чтобы мебель и оборудование соответствовали физиологическимустановленным нормам. В групповых и других помещениях должны быть созданы всеусловия для успешного воспитания трудолюбия и навыков культуры поведения:наличие веников для очистки обуви перед входом в детский сад, щеток для чисткиодежды в раздевальной комнате, зеркал и индивидуальных расчесок в верхнихячейках вешалок для полотенец, фартуков для дежурных по столовой и т.п.
Желание ребенка выполнять требуемое правило (есть аккуратно, мытьруки до появления пены и т. д.) во многом определяется связанным с этимдействием чувством приятного или неприятного. Поэтому так важно, чтобы посуда,кусочки мыла, веники, совки, лопатки и другие вещи и инструменты были красивымии удобными в пользовании. Атмосфера содержательной деятельности и рациональногопорядка — признак высокой общей культуры дошкольного учреждения. А она, в своюочередь, важное условие эффективности воспитательного процесса.
Чтобы облегчить ребенку освоение новых навыков, необходимо делатьэтот процесс доступным, интересным и увлекательным. И делать это надопедагогически тонко, ненавязчиво. При этом воспитателю важно учитыватьвозрастную особенность детей третьего года жизни — стремление ксамостоятельности.
Культуру еды часто относят к гигиеническим навыкам. Но ее значениене только в выполнении физиологических потребностей. Она имеет и этическийаспект — ведь поведение за столом основывается на уважении к сидящим рядом, атакже к тем, кто приготовил пищу.
С дошкольного возраста дети должны усвоить определенные правила:нельзя класть локти на стол во время еды; есть надо с закрытым ртом, не спеша,тщательно пережевывая пищу; бережно относиться к хлебу и другим продуктам;правильно пользоваться столовыми приборами. Овладение культурой еды — нелегкоедля дошкольников дело, но осуществлять формирование этих навыков необходимо,надо добиваться, чтобы дети ели с удовольствием, аппетитом и опрятно.
На протяжении младшего дошкольного возраста ребенок приобретаетмного навыков, овладение которыми требует от него определенных усилий.
Повторяясь многократно в различных режимных процессах, такиедействия, как самостоятельное одевание, причесывание, умывание и т.д., доставляютребенку радость; дети осваивают, что, как и в какой последовательности надоделать.
Для более легкого овладения определенным навыком связанные с егоусвоением действия членят на несколько операций. Например, при умывании ребеноксначала засучивает рукава, затем намыливает руки, тщательно ополаскивает их, неразбрызгивая воду, и насухо вытирает.
Образ тех или иных действий должен сложиться в сознании ребенка дотого, как он приступит к их практическому осуществлению. Поэтому вначалеследует показать необходимое действие, а затем уже упражнять в них детей.
Надо помнить еще одну важную особенность формирования навыковкультурного поведения у малышей: по мере овладения новыми действиями детямхочется неоднократно их повторять. Иными словами, малыши превращают этидействия в игру. Воспитатель, видя это, включается в игру и направляет действияребенка на закрепление навыка. Повторяя, таким образом, приемы правильныхдействий, маленькие дети начинают более тщательно их выполнять.
Прежде всего, следует запомнить: на начальном этапе усвоениянавыка торопить детей ни в коем случае нельзя, надо дать им возможностьспокойно выполнять осваиваемые действия. Подобная обстановка позволит сохранитьу них положительно-эмоциональный настрой. Однако необходимость укладываться вотведенное для режимных процессов время остается. Поэтому надо умело направитьусилия детей на более целеустремленные действия. Для этого эффективны,например, косвенные приемы предупредительного поощрения: «Посмотрите, дети, какбыстро и чисто Таня вымыла руки. Теперь, Таня, покажи, как ты умеешь ихвытирать» и т.п.
Другой весьма эффективный способ усвоения навыков – использованиеигр (с куклой, водой и т.п.). Для укрепления навыка малыша следует поощрять заудачно выполненные задания. Для освоения малышами приемов одевания можновключить в игру больших кукол с наборами одежды. Надевая на них рубашку иштанишки, сандалии, шапку, дети быстрее научатся одеваться сами. На одеждедетей должны быть пришиты петельки. Это облегчит формирование навыка аккуратносодержать одежду.
Целесообразно проводить коллективные игры-занятия, игрыупражнения, которые помогают воспитателю выравнивать уровень овладения навыкамикаждым ребенком. В эти игры-занятия можно включать разнообразные предметы,игрушки (расчески, носовые платки, столовые приборы, щетки и подставки дляобуви, зеркало, картинки, фотографии, диафильмы и т.д.). Это способствуетактивизации одновременно зрительного и двигательного анализаторов ребенка.Воспитатель показывает каждому малышу имитирующие действия с реальнымипредметами, которые в воображаемой ситуации помогают малышам в освоениипрактических действий в жизненно важных режимных процессах.
Показанные и освоенные на занятиях действия в результатепостоянных упражнений в повседневной деятельности перерастают в устойчивыенавыки культурного поведения. В дальнейшем эти навыки дети начинаютиспользовать в самых разнообразных ситуациях.
3 Содержание понятия, «культура общения». Правила культурыобщения. Методы и приёмы формирования культуры общения детей со взрослыми исверстниками
Культура общения предусматривает выполнение ребенком норм иправил общения со взрослыми и сверстниками, основанных на уважении идоброжелательности, с использованием соответствующего словарного запаса и формобращения, а также вежливое поведение в общественных местах, быту. Культураобщения предполагает умение не только действовать нужным образом, но ивоздерживаться от неуместных в данной обстановке действий, слов, жестикуляции.Ребенка надо учить замечать состояние других людей. Уже с первых лет жизниребенок должен понимать, когда можно побегать, а когда нужно тормозить желания,потому что в определенный момент, в определенной обстановке такое поведениестановится недопустимым, т. е. поступать, руководствуясь чувством уважения кокружающим. Именно уважение к окружающим в сочетании с простотой,естественностью в манере говорить и проявлять свои чувства характеризует такоеважное качество ребенка, как общительность.
Культура общения обязательно предполагает культуру речи. А.М. Горькийсчитал заботу о чистоте речи важным орудием борьбы за общую культуру человека.Культура речи предполагает наличие у дошкольника достаточного запаса слов,умение говорить лаконично, сохраняя спокойный тон. Уже в младшем, а особенно всреднем дошкольном возрасте, когда ребенок осваивает грамматический строй речи,учится правильно строить простые фразы, его приучают называть взрослых по имении отчеству, на «Вы», корректируют произношение, учат детей говорить внормальном темпе, без скороговорки или растягивания слов. Не менее важно в этоже время научить ребенка внимательно слушать собеседника, спокойно стоять вовремя разговора, смотреть в лицо говорящему. При организуемых педагогомвоспитательно-образовательных мероприятиях поведение, вопросы и ответы детей взначительной мере регламентированы заданиями, содержанием материала и формамиорганизации детей. Понятно, что культура общения их в таких процессахформируется быстрее и легче. Но не менее важно воспитывать культуру общения вповседневной жизни, в разных видах их самостоятельной деятельности. С другойстороны, овладение культурой речи способствует активному общению детей всовместных играх, в значительной мере предотвращает между ними конфликты.
Общение — основное условие развития ребенка, важнейший фактор формированияличности, один из главных видов деятельности человека, устремленный на познаниеи оценку самого себя через посредство других людей. Под общением понимаетсявзаимодействие людей, направление на согласование и объединение усилий с цельюдостижения общего результата (М. И. Лисина). С первых дней жизни ребенка общениеявляется одним из важнейших факторов его психического развития.
В дошкольном возрасте последовательно сменяют друг друга четыреформы общения ребенка со взрослыми: ситуативно-личностное; ситуативно-деловое;внеситуативно-познавательное; внеситуативно-личностное (по М.И.Лисиной). Изменяетсясодержание общения, его мотивы, коммуникативные навыки и умения. Формируется одиниз компонентов психологической готовности к обучению в школе — коммуникативный.Ребенок избирательно относится ко взрослым, постепенно начиная осознавать свои отношенияс ними: как они с нему относятся и что от него ждут, как он к ним относится:что от них ожидает. Нормы поведения, усвоенные ребенком семье, отражаются напроцессе его общения со сверстниками. В свою очередь многие качества,приобретенные ребенком в детском коллективе, привносятся в семью.
Интерес к сверстникам проявляется несколько позднее, чем интерес квзрослым. Общение ребенка со сверстниками складывается в различных объединениях.На развитие контактов с другими детьми влияет характер деятельности и наличие уребенка умений для ее выполнения.
Группа детского сада — это первое социальное объединение детей, вкотором они занимают различное положение. В дошкольном возрасте проявляютсяразличные взаимоотношения — дружеские и конфликтные, здесь выделяются дети,испытывающие трудности в общении. С возрастом отношение дошкольников ксверстникам меняется, они оцениваются не только по деловым качествам, но и поличностным, прежде всего, нравственным. Это обусловлено развитием представленийдетей о нормах морали, углублением в понимание содержания нравственных качеств.
Отношения ребенка с детьми также во многом определяются характеромобщения дошкольника с воспитателем детского сада, окружающими его взрослыми.Стиль общения педагога с детьми, его ценностные установки отражаются вотношениях детей между собой, в психологическом микроклимате группы. Такимобразом, успешность эволюции его отношений со сверстниками оказывает важноевоздействие на развитие ребенка. Вследствие этого существует единая системаформирования коммуникативной функции ребенка, развития его личности.
Известно, что общение осуществляется с помощью различныхкоммуникативных средств. Важную роль при этом играет умение внешне выражатьсвои внутренние эмоции и правильно понимать эмоциональное состояниесобеседника. Кроме того, только во взаимоотношениях со сверстниками и взрослымивозможно предупреждение различных отклонений в развитии личности ребенка. Этопредусматривает учет характерных форм поведения ребенка в разных ситуациях,знание трудностей, возникающих в межличностном общении.
Игра — педагогическая азбука общения. Она имеет большое значение в воспитании,обучении и развитии коммуникативной деятельности детей дошкольного возраста.Психологическое воздействие игры — это развитие основных психических процессов,способностей ребенка, волевых и нравственных качеств личности. В игре формируютсяначальные формы самооценки, самоконтроля, организованности, межличностныхотношений среди сверстников. В игре происходит развитие различных средствобщения: движений, жестов, мимики, пантомимики, эмоций, сенсорики, внимания,памяти, мышления и речи.
Цель игры, два аспекта цели: познавательный (обучение способамдействия с предметами), воспитательный (обучение способам сотрудничества,формам общения и отношениям с другими людьми). В игре существуют игровыеправила: правила действия и правила общения. Воспитатель должен осуществлять правильныйподбор игр в соответствии с возрастом ребенка, их проведение и анализрезультатов. Он должен использовать такие виды психоразвивающих игр для детейдошкольного возраста как, игры-забавы, сюжетно-ролевые игры, игры-задачи,игры-соревнования, индивидуальные и совместные игры.
Педагогическое воздействие воспитателя в ходе общения с ребенком: прямое(объяснение, показ, указание, одобрение, порицание и др.), косвенное (черездругих лиц, игру, сказку, песню, музыку). Должны использоватьсяэмоционально-положительные формы общения. Выразительные движения (мимика,пантомимика, вокальная мимика) — моторный компонент выражения различныхэмоциональных реакций, эмоциональных состояний, играют важную роль в процессеобщения.
Должны использоваться методики обучения выразительным движениям:проигрывание этюдов с последовательным изучением поз, походки и др.;инсценировки с использованием различных эмоциональных состояний; узнаваниедетьми эмоций, их анализ и сравнение; методика использования вспомогательныхсредств общения в процессе обучения детей навыкам адекватного восприятия ивыражения эмоций, усиления отдельных видов неречевого общения: мимика врисунках, пантомимика в рисунках, свободное и тематическое рисование, музыкальноесопровождение.
Все это развивает культуру общения детей как со взрослыми, так исо своими сверстниками.
4 Содержание понятия «культура деятельности». Правила культурыдеятельности. Методы и приёмы её формирования с учётом возрастных особенностейи возможностей детей
Культура деятельности проявляется в поведении ребенка на занятиях,в играх, во время выполнения трудовых поручений. Формировать у ребенка культурудеятельности – значит воспитывать у него умение содержать в порядке место, гдеон занимается, трудится, играет; привычку доводить начатое дело до конца;бережно относиться к игрушкам, вещам, книгам.
Для определения достигнутого в воспитании культуры деятельностиможно использовать такие показатели, как умение и желание ребенка трудиться,интерес к выполняемой работе, активность, самостоятельность; проявление волевыхусилий в достижении требуемого результата; взаимопомощь в коллективесверстников.
Уже в дошкольном возрасте у детей должны постепенно формироватьсянравственный и волевой аспекты поведения. В результате, дети старше четырех летв своих действиях все чаще начинают руководствоваться мотивом общественнойпользы: поскорее навести порядок в группе или помочь одеться новенькому, чтобывсе вместе вовремя вышли на прогулку; выполнить поделки для игры, в подарокмаме, малышам.
Важной задачей нравственного воспитания является формирование удетей дошкольного возраста психологической готовности к труду. Интерес к тому,что делают взрослые в детском саду, дома, охотное выполнение порученийвоспитателя, няни, родителей, посильную активность, а затем и самостоятельностьв одевании, еде и в других режимных процессах можно воспитать уже в возрасте1,5-3 лет.
Добиться этого можно при условии, если учитывается возрастнаяактивность детей, решается задача формирования у них посильнойсамостоятельности в быту (в самообслуживании), в играх и на занятиях.Самостоятельность — важнейшее качество формирующейся личности, ее потребность.Если недоучитывать это, к концу третьего года у ребенка может возникнуть«кризис поведения», выражающийся во вспышках негативизма, капризах.
Режимные процессы — умывание, одевание, сон, питание и т.д. — предоставляют благоприятные возможности для воспитания культуры поведения. Повторяясьмногократно, они сильно влияют на формирование у ребенка чувства времени,необходимой активности, самостоятельности в поведении.
По мере закрепления соответствующих навыков «сферасамостоятельности» детей постепенно расширяется. Так, собираясь на прогулку,надо не только, не отвлекаясь, одеться самому, но и помочь товарищу. И какприятно обратиться с просьбой к другу, поблагодарить его за услугу и предложитьсвою помощь: «Валя, завяжи мне, пожалуйста, шарф… Спасибо… Теперь давай ятебе завяжу!»
Время от времени воспитатель должен специально варьироватьобстановку, в которой дети едят, моют руки, одеваются:
— Дети, сегодня мы празднуем день рождения Светы, Валерика и Толи!Столы составим в одну линию; положим фрукты и сладости в вазы.
Подобная вариативность условий придает усвоенным навыкам большуюгибкость, осознанность и тем совершенствует всю систему нравственного поведенияребенка.
У детей на четвертом году жизни продолжает формироватьсясамостоятельность, умение преодолевать небольшие трудности. Предъявляются болеесложные требования к выполнению действий в ходе режимных процессов (вместе совзрослыми накрывать столы, готовить различные материалы к играм и занятиям).Постепенно детям предоставляется все большая самостоятельность, минуя показдействий, создается возможность для самостоятельных упражнений в культурномповедении.
Наблюдения показывают, что не все дети соблюдают порядок в группе:зная, что игрушки надо убирать в «домики», все-таки их не убирают. Не всегдаделают это некоторые дети, и после напоминания педагога. Если же педагог,используя игровой прием, говорит, например: «Ребята, машина не в гараже, онапромокнет под дождем, давайте ее уберем», и сам включается в игровой процесс,дети откликаются более охотно. Иными словами, взрослый, привлекая различныесредства и используя различные формы, должен тонко и ненавязчиво, но настойчивопобуждать детей к действиям до тех пор, пока они не привыкнут самостоятельновыполнять работу.
Развитие детей идет не только в бытовой деятельности и труде, но ив условиях обучения на занятиях. Важный показатель культуры деятельности –естественная тяга к интересным и содержательным занятиям.
Важно, чтобы педагогическая задача и методика ее решениясоответствовали фактическому уровню развития ребенка, их возрастнымвозможностям. Если задание слишком простое или слишком сложное, то интерес кнему у ребенка пропадает. Большую роль при проведении занятий с детьми раннеговозраста играют предметы, пособия, которые педагог использует в занятии. Онидолжны быть яркими, привлекательными, вызывающими интерес у детей.
Но маленьким детям недостаточно только видеть предмет. У нихвсегда есть желание потрогать его, обследовать, подействовать с ним. Вот почемув раннем возрасте ведущим методом обучения является наглядно-действенный. Прииспользовании данного метода детям предоставляется возможность не толькосмотреть, слушать, но и действовать с предметом, отвечать на вопросы, т.е.проявлять активность, самостоятельность, эмоциональное отношение к предмету.
Эффективность занятий определяется умением детей применятьполученные знания в самостоятельной деятельности.
ЛИТЕРАТУРА
1.Буре Г.С.,Островская Л.Ф. Воспитатель и дети. — М., 1979.
2. Воспитаниекультуры поведения у детей дошкольного возраста. С.В. Петерина.- М.:Просвещение, 1986.
3.Нравственное воспитание в д/с /под ред. В.Г.Нечаевой и Т.А. Марковой. — М.,84. 2.Буре Г.С., Островская Л.Ф. Воспитатель и дети. -М., 1979.
4. ШипицынаЛ.М., Защиринская О.В., Воронова А.П., Нилова Т.А. Азбука общения. Развитиеличности ребенка, навыков общения со взрослыми и сверстниками.- СПб.:«ДЕТСТВО-ПРЕСС», 2003.